Том 156, кн. 3
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Гуманитарные науки
2014
УДК 94.15.18
ЗАРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАЦИОНАЛИЗМА В ИРЛАНДИИ (1840-1850 гг.)
О.В. Бодров, В. С. Миллер Аннотация
В статье рассматривается период возникновения и становления национального движения в Ирландии. Отмечаются такие аспекты этого социального явления, как характер методов, приемы и инструменты воздействия на общество. Эпоха национализма освещается не только как важный исторический этап, но и как особый период формирования культурных ценностей.
Ключевые слова: национальная пресса, патриотические организации, культура, национализм, возрождение.
XII век ознаменовал собой начало захвата «Зеленого Острова» англичанами. На протяжении многих веков Ирландия подвергалась экспедициям, которые уносили с собой множество человеческих жизней, разоряли страну. Можно сказать, что через семь столетий английская корона стала полноправной владелицей Острова, что повлекло за собой принятие множества Актов, которые были призваны уничтожить политическую свободу и культурную самобытность ирландского народа.
Каждый этап национального движения был ознаменован напряженной борьбой, направленной против британского господства; XIX век не стал исключением. При этом с 40-х годов начинается новая эпоха в истории ирландского национального движения, когда в среде националистов обнаружились противоречия. С одной стороны, продолжает свое существование течение коннелизма , более того, его представители смогли отреагировать на реалии времени и начать модернизацию своей политики; с другой - остается классическая линия ненасильственного сопротивления Англии и сотрудничества с ней.
Важно также и то, что параллельно с этим вырабатывается романтическая идеология культурного национализма2. Формирование качественно нового объединения было обусловлено эмансипацией католиков, благодаря которой уровень образования нации начал постепенно расти, для католиков открылись перспективы профессиональной деятельности и возможность ознакомления с мировым опытом. В результате это приводило к поиску новых путей решения ирландского вопроса.
1 Дэниэл О'Коннелл - один из отцов современного ирландского национализма. Именно он являлся создателем влиятельного движения, известного под названием коннелизм.
2
Самыми яркими представителями культурного национализма были члены «Молодой Ирландии».
Безусловно, одним из важных событий в становлении культурного национализма явилось основание 15 октября 1842 г. тремя молодыми националистами (Томасом Озборном Дэйвисом, Джоном Блэйком Диллоном и Чарльзом Гэвэном Даффи) в Дублине газеты "The Nation", которая стала центром новой патриотической организации «Молодая Ирландия» (см. [1, p. 23]). Именно они были выразителями настроений нового поколения ирландцев. Активисты объединения быстро отреагировали на потребности времени, идеи «Молодой Ирландии» направлялись в массы. "The Nation" проявила себя как «...новый голос в Ирландии, открывший динамичную эру в ирландском национализме» (WN, p. 35), именно поэтому газета долгое время играла, можно сказать, одну из главных ролей в возрождении национального сознания, не являясь при этом пол и-тической организацией. Членам «Молодой Ирландии» еще предстояло перейти от литературной деятельности к активной политической работе.
Отметим, что к тому моменту как стала создаваться "The Nation", в журналистике уже были заложены основы национальной прессы. Многочисленные издания все больше стремились приблизиться к патриотической и даже националистической направленности. По замыслу создателей "The Nation", газета должна была объединить эти усилия и сосредоточить свои силы на проблемах страны. Можно сказать, что для этого были созданы все условия: молодежь стала отождествлять политическую активность рипилеров3 с культурой. Несмотря на то что эмансипация частично снимала сковывавшие католиков ограничения, полного уравнения в правах не было, именно поэтому «юристы, доктора. поэты, инженеры, клерки. и другие представители среднего класса, составили постоянный союз лидеров ирландского национализма» [2, р. 27].
Еще до того, как младоирландцы приступили к активной деятельности и созданию "The Nation", Дэйвис в "Dublin Morning Register" говорил о противоречии между британским управлением и интересами ирландцев, но его заявл ения не выходили за рамки обычных претензий нации к метрополии. Без сомнения, создание "The Nation" отражало новые подходы к ирландскому вопросу, это было видно из рекламного объявления: «Проспект "Нэйшн". В субботу 15 октября 1842 года будет отпечатан первый номер дублинского еженедельного журнала, названного Нэйшн. В нем будут работать самые выдающиеся политические авторы, оставшиеся в стране» [1, p. 142].
Создатели "The Nation" считали, что возрождение духовных ценностей провинциальной Ирландии может способствовать предотвращению экспансии британской индустриализации. В связи с этим акцентировалось внимание на уникальности ирландской культуры. В газете практически отсутствовали пропагандистские материалы, но идеи национализма черпались из истории страны. Хотя младоирландцы не отрицали рипил, в то же время не отказывались и от насильственных действий для достижения целей. При этом представители "The Nation" склонялись более к ренессансу культурной атмосферы в стране, чем к политическим преобразованиям, и стремились к устранению английского засилья: «Ирландия должна стать целью ирландцев, но не англо-ирландцев.» [1, p. 59-60].
3 Рипилерами называли членов ирландских организаций, выступавших за отмену англо-ирландской унии 1801 года.
Нужно полагать, что в таких условиях возникновение национализма было закономерным явлением, ведь возрождение культуры основывалось на почитании истинно кельтских традиций и национального духа. Это было время, когда Уния не являлась привычным явлением, а воспринималась как инородный элемент. Взгляды лидеров «Молодой Ирландии» играли важную роль в развитии нового национализма. Думается, что лидером этого движения можно назвать Дэйвиса. После его смерти Джон Митчелл заметил, что «.дело ирландской независимости потеряло свое сердце и душу» [3, p. 84].
Следует отметить, что младоирландцы стремились к возрождению национального искусства, создавали героические гимны (см. (NA 1842)), при помощи которых они могли эмоционально воздействовать на нацию. Но самую важную роль в сплочении ирландцев Дэйвис отводил общению на родном языке: «Народ без своего языка - это половина нации. Нация должна защищать свой язык более, чем свою территорию» (NA 1843). В статье «Наш национальный язык» он указывал на необходимость восстановления ирландских названий населенных пунктов страны (см. (BH)). Вместе с Даффи предлагал использовать английский язык в качестве делового, а ирландскому предоставить функции народного. Дэйвис полагал, что, когда общество будет образованным, будет знать свою историю, люди, воспитанные на примерах героев прошлого, смогут сопротивляться. Поэтому ирландцам необходимо создавать собственные концепции, институты, вспомнить свою историю. В процессе пропаганды особое место он уделял литературе (см. (INL)).
К сожалению, тем планам, которые наметил Дэйвис, не суждено было сбыться при жизни активиста. Проблема заключалась в том, что он недооценил временной фактор: период морального обновления нации обещал быть длительным и не соответствовал динамичным задачам 40-х годов.
Но нельзя полагать, что пристрастие к романтизму было присуще только Дэйвису. Эта тенденция была характерна практически для всех младоирланд-цев. Результатом своей работы они видели образованного человека. Но в кратчайшие сроки добиться поставленной цели являлось тяжелой задачей. Саливэн вспоминал: «Школа еще не выставила свои новые бастионы; газета была дорогой роскошью. лекция была неизвестна» [3, p. 197]. И в это время газета "The Nation" отличалась от других ирландских изданий своим стремлением развивать интеллектуальный потенциал и политическое сознание. Для того чтобы распространять знания, младоирландцы стали издавать ежемесячную серию популярной литературы «Ирландская библиотека Даффи». Дэйвис незадолго до своей смерти собрал сборник исторических сюжетов - «Библиотека Ирландии». Но многие произведения было трудно публиковать из-за их антибританской направленности. Зачастую члены «Молодой Ирландии» выходили за рамки традиционных представлений, говоря о парламентских злоупотреблениях, борясь за религиозную терпимость. Кроме того, их программа народного образования подверглась критике со стороны приверженцев О'Коннелла, которые назвали ее детскими играми - деятельностью, которая, по их мнению, не приведет к быстрым и положительным результатам.
Таким образом, младоирландцы воспринимали идею освобождения нации преимущественно как культурную эволюцию, поэтому именно в это время и
начинается формирование нового направления. Думается, что их деятельность заложила основу культурного возрождения, которое пережила страна в конце XIX - начале XX в.
Несмотря на то что младоирландцы заявляли об отказе от политики, сделать это на практике оказалось невозможным вследствие остро вставшего политического вопроса о независимости. Именно в этой тяжелой, можно даже сказать, критической обстановке наступил период, еще более усугубивший взаимоотношения националистов и Короны. Это время получило особое название у современников - «Великий голод» .
«Великий голод» не только положил начало формированию нового облика страны, но и показал, что правительство Англии не было готово предоставлять ни малейшего послабления Острову. Именно это обстоятельство заставило националистов задуматься о применении новых способов борьбы с Короной. Все больше нарастали противоречия в вопросе о тактике. Члены «Молодой Ирландии» не могли остаться в стороне. Организация имела разностороннюю направленность, взгляды ее идеологов были различны, что не позволяло выработать доминантные принципы революции. Но если до «Великого Голода» «Молодая Ирландия» являлась объединением, использующим только пропагандистские методы, то в это тяжелое время ее активисты заговорили о возможности применения физической силы. Безусловно, приоритетным методом осталась агитация [4, p. 62], "The Nation" не побуждала к насилию, но и не опровергала его актуальность в определенных ситуациях. Следует подчеркнуть, что этот факт не мог не отразиться на взаимоотношениях активистов "The Nation" и движения за рипил. Однако до 1846 г. младоирландцам было не выгодно отделяться от рипилеров, так как влияние на массы последних было велико. Младо-ирландцы считали необходимым использовать их в своих целях, приспособить к нуждам нации. Обновлению Ассоциации рипила препятствовал О'Коннелл. К 1846 г., обращаясь к опыту прошлых лет, видя, что качественных, ощутимых результатов пропаганда не принесла, младоирландцы признали актуальность применения всех методов борьбы. 28 июля 1846 г., обсуждая методы движения, младоирландцы и рипилеры поняли, насколько разнятся их взгляды. Постепенно младоирландцы начали тяготиться своим нахождением в Ассоциации. Конфликт был очевиден, и конец этому положил О'Коннелл, исключивший из Ассоциации Джона Митчелла. Это определило окончательный раскол националистов на сторонников О'Коннелла и тех, кому более созвучны идеи активистов "The Nation".
Таким образом, можно полагать, что ирландский национализм достиг нового этапа своего развития. В январе 1847 г. все возможности компромисса были исчерпаны, 13 января младоирландцы вышли из Ассоциации и образовали Ирландскую Конфедерацию. Главной целью для них являлось объединить народ, который должен был добиваться своего правительства и самоуправления. Кон-неллиты и конфедераты продолжали вести диалоги о насущных проблемах, но к единству прийти не смогли. Борьба между О'Коннеллом и «Молодой
4 «Великий голод» длился с 1845 по 1849 г. Основными причинами голода явились, с одной стороны, неэффективная политика Англии на Острове, с другой - неурожаи, вызванные болезнью картофеля - основной сельскохозяйственной культуры Ирландии. «Великий голод» повлек за собой губительные эпидемии, массовую эмиграцию.
Ирландией» в вопросе о том, что понимать под национализмом, какой способ сопротивления должен быть приоритетным, наиболее ярко показывала противоречия в среде реформаторского движения. А итогом противостояния явилось разделение на сторонников «моральной» и физической силы. В этом противостоянии позиция О'Коннелла была такова: «Он хотел дать ирландцам больше гражданских прав, и развитую экономику XIX в. Полагал, что свой парламент даст это, но готов был жить и при Унии, если она приведет к ирландскому прогрессу» [4, р. 29]. «Молодая Ирландия» не принимала его «заигрывания» с английскими вигами.
В это время среди недавно объединившихся конфедератов стали назревать новые противоречия в вопросах о характере, содержании национальной борьбы, способах ее ведения. Одним из ключевых был вопрос о социальной базе движения. Вновь члены Конфедерации разделились на два лагеря: одни, сторонники О'Брайена и Даффи, обращались к ненасильственному пути (к рипилу), другие -к революционному. Итогом разделения стало то, что в августе 1847 г. на выборах победу одержали рипилеры, а конфедераты провели в палату всего двух представителей. К этому времени оба лагеря начали понимать необходимость объединения всех сил, главным принципом стал принцип единства. Слова Эдварда Кинили можно назвать лозунгом националистов: «Мы должны направить нашу враждебность против системы, которая сделала нас бессильными при встрече голода, и разрушить ее, систему, которая. порабощает нас. Эта система -Уния» [4, р. 151].
Важным является то, что проблема появлявшихся разногласий внутри только что образованной Конфедерации не лежала на поверхности. На первый взгляд казалось, что суть ее заключается в противостоянии сторонников физической и «моральной» силы. В действительности же члены Конфедерации спорили не о методах сопротивления, а о том, к чему нужно стремиться, в чем заключается причина несчастий Острова. Левые конфедераты добивались социально-экономических преобразований через революцию, умеренные настаивали на решении национального вопроса через реставрацию прошлого. Конфликт становился все более очевидным, и зимой 1848 г. состоялись бурные дебаты. Смит О'Брайен в своей программе подчеркивал: «1. Ирландская Конфедерация создана исключительно с целью защиты национальных интересов, чтобы силой убеждения. добиться законодательной независимости Ирландии. 2. Конфедерация отказывается от методов, способных вовлечь страну в гражданскую войну. 3. .Осуждает советы крестьянам не платить налоги. 4. .Возражает против призывов к оружию» (цит. по ^В1)). Из программы видно, что О'Брайен и его сторонники не допускали и мысли о возможности применения оружия. Его оппонентами стали Митчелл и Райли. Митчелл требовал разработки эффективных методов для создания военных клубов, члены которых обучались бы использованию оружия. Их оппоненты не желали уступать, они постоянно напоминали о том, что «Конфедерация была создана с целью добиться ирландского парламента мирным, конституционным путем» (цит. по ^В1)), высказывали мнения, что «политика Митчелла нужна низшим слоям, для которых необходимо и единство с образованным обществом» (цит. по ^В!)).
Противостояние сторон было упорным, но итогом споров явилось голосование, в результате которого победу одержала программа О'Брайена. Митчелл констатировал: «...Я отказался от своего места в комитете... и я был изгнан из Конфедерации... за один. вопрос - о физической силе. Это случилось 5 февраля 1848 г.» [3, p. 158].
Говоря о зарождавшемся национальном движении, создавшем сначала «Молодую Ирландию», затем Конфедерацию, а также о причинах их неудач, необходимо понимать, что в спорах о способах борьбы представители умеренных сил не готовы были уступить и принять возможность использования физической силы в принципе. Члены Конфедерации не приложили тех усилий, которые были необходимы для создания прочной социальной базы революции. В то же время взгляды О'Брайена были созвучны реалиям того периода, адаптированы потребностям конкретной ситуации.
Общество ждало помощи в решении насущных проблем, а члены Конфедерации вели пассивную деятельность, обращались к мирным методам, которые не могли привести к быстрым и радикальным изменениям. Все эти обстоятельства привели к невозможности организации прочной социальной базы. Младо-ирландцы, как и конфедераты, стремились поднять культурный уровень страны через просвещенность, а затем перейти к вопросу о независимости. Народ слушал, читал о светлом будущем, но в реальности никаких изменений не видел. Можно предположить, что все более очевидной становилась необходимость пересмотра тактики, постановки таких целей, которые смогли бы активизировать общество.
Итак, оценивая данную ситуацию, справедливо можно говорить о зарождении в Ирландии в 1840-1850 гг. культурного национализма. Это суждение исходит из анализа первоначальных методов воздействия националистов на общество, таких как издание газеты "The Nation", создание пропагандистских и агитационных программ, возрождение культурных ценностей и кельтского духа. Однако данный процесс, как и многие социальные явления, не мог остаться не затронутым общественными противоречиями, что подтверждается появлением оппозиционных взглядов. Противостояние умеренных и радикальных сил было очень значимо для обеих сторон и для государства в целом. Несмотря на фактическое изгнание Митчелла из Конфедерации, нельзя говорить о полной ликвидации его программы и потере сторонников, ведь его идеи находили широкую поддержку в обществе, также как и идеи его оппонентов. Вместе с тем следует отметить и положительное влияние указанных противоречий на общество, поскольку благодаря им удалось достичь внутреннего развития нации через рост просвещения, самосознания и культуры.
Таким образом, начальный период противостояния двух сил можно назвать периодом несформированных позиций. Нация томилась в ожидании реальных изменений, активисты не могли предоставить четкого плана действий, согласно которому ирландское общество будет функционировать. Явным оказалось и то, что применение двух тактик в их первоначальном виде не могло дать желаемого результата. Тем не менее зарождение культурного национализма явило собой эпоху становления общественных позиций и развития идей, которые в дальнейшем будут использоваться более успешно и своевременно.
Summary
O. V. Bodrov, V.S. Miller. The Genesis of Cultural Nationalism in Ireland (1840s-1850s).
The time of formation and establishment of the national movement in Ireland is considered in this article. Some important aspects of this social phenomenon such as methods, techniques and tools of social impact are mentioned. The age of the nationalism is regarded not only as an important historical stage, but also as a specific period of cultural values formation.
Keywords: national press, patriotic organization, culture, nationalism, revival.
Источники
WN - Anton B. Women of the Nation // Hist. Ireland. - 1993. - V. 1, No 3. - P. 34-37. SBI - Mitchel J. Succeeded by Irish Felon // The United Irishmen, their lives and times. -1848. - 12 Feb.
BH - Davis T.A. A Ballad History of Ireland // The Nation. - 1844. - 30 Nov.
NA 1842 - Davis T.A. National Art // The Nation. - 1842. - 2 Dec.
NA 1843 - Davis T.A. National Art // The Nation. - 1843. - 1 Apr.
INL - Davis T.A. The Individuality of a Native Literature // The Nation. - 1847. - 21 Aug.
Литература
1. Brown M. The politics of Irish literature: from Thomas Davis to W.B. Yeats. - London: George Allen & Unwin, 1972. - 431 p.
2. Duffy Ch.G. Young Ireland: in 2 pt. - Dublin: M.H. Gill & Son, 1884. - Pt. 1: A fragment of Irish history, 1840-1845. - 293 p.
3. Mitchel J. The Last Conquest of Ireland (Perhaps). - Dublin: The Irishman Office; Glasgow: R T. Washbourne; London: Burns, Oates & Washbourne, 1861. - 220 p.
4. Duffy Ch. G. Young Ireland: in 2 pt. - Dublin: M.H. Gill & Son, 1887. - Pt. 2, or four years of Irish history, 1845-1849. - 289 p.
5. McCaffrey L.J. Daniel O'Connell at the Repeal Year. - Kentucky, 1966. - 252 p.
Поступила в редакцию 10.11.13
Бодров Олег Вячеславович - кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной истории и регионоведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
E-mail: [email protected]
Миллер Валерия Сергеевна - аспирант кафедры зарубежной истории и регионове-дения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
E-mail: [email protected]