ИРЕНА И ИТЭР КАК РЕГУЛЯТОРЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
С.Д. Белоцкий
Кафедра международного права Институт международных отношений Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко ул. Мельникова, 36/1, Киев, Украина
Международно-правовое регулирование альтернативной энергетики является новым аспектом развития современного международного права. Важным средством такого регулирования является институциональный механизм. В статье рассматриваются две международные организационные структуры, действующие этой сфере — Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (ИРЕНА) и Международный термоядерный экспериментальный реактор (ИТЭР). Уделено внимание их структуре и практической деятельности.
Ключевые слова: международно-правовое регулирование альтернативной энергетики, ИРЕНА, ИТЭР, международные организации, международное энергетическое право, возобновляемые источники энергии.
Проблема международно-правового регулирования в отдельных отраслях международных отношений является одной из ключевых для современного международного права. Не является исключением и международные энергетические отношения.
Вопросы международно-правового регулирования в энергетической сфере уже становились объектом исследования в международно-правовой доктрине. Такие представители доктрины, как А.П. Котельников [6. С. 32-36], И.И. Исаков [3; 4; 5], А.П. Шашкин, Е.А. Раюшкина, Е.А. Рязанцева [15. С. 60-64], Л.Н. Глоба-Пастушка [2. С. 43-49] и другие исследовали общие вопросы международных организаций в энергетической сфере.
В свою очередь А.М. Солнцев [11. С. 43-46] и Кузьминов А.С. [7. С. 87-90] начали исследование деятельности международных организаций в сфере альтернативной энергетики. В то же время многое в деятельности международных организаций в сфере альтернативной энергетики осталось вне внимания предшественников, в частности, вопросы их типологизации, привилегии и иммунитеты и некоторые другие, которые мы постараемся осветить в своем исследовании.
Международные организации в энергетической сфере начали возникать во второй половине ХХ в. Практически регулирование международных энергетических отношений осуществляется организациями общей и специализированной компетенции.
В то же время такая классификация не является единственной. По критерию состава участников их можно разделить на межправительственные (МАГАТЭ) и неправительственные (Европейская ассоциация по возобновляемой энергетике (БиКОБОЬАЯ)). По предмету регулируемых энергетических отношений — на регулирующие ядерную (МАГАТЭ, Евратом) [1], нефтяную (ОПЕК), газовую (Форум стран-экспортеров газа), альтернативную (ИРЕНА), угольную (Европейское сообщество угля и стали) энергетику. По географическому охвату — универсальные (Международный совет по большим электрическим системам высокого напряжения) и региональные (Электроэнергетический Совет СНГ). Можно также выделить организации регулирующие энергетические отношения преимущественно развитых (Организация экономического сотрудничества и развития и в ее рамках Международное энергетическое агентство) и развивающихся (Азиатско-Тихоокеанское партнерство по чистому развитию и климату) стран и т.п.
Хотелось бы остановиться на двух организациях, содействующих непосредственно развитию альтернативной энергетики, — Международном агентстве по возобновляемым источникам энергии (ИРЕНА) и проекте ИТЭР.
Ключевой организацией в сфере альтернативной энергетики сейчас является Международное агентство по возобновляемым источникам энергии. Оно является универсальной межправительственной организацией, Устав которой был подписан в 2009 г. [14], а вступил в силу в 2010 г. Его членами на сентябрь 2012 г. является 101 государство и Европейский Союз (ЕС), еще 58 государств пока только подписали Устав [19]. К сожалению, среди них нет таких государств, как Россия, Украина, Канада, Китай и Бразилия.
Создание организации проходило многоступенчатый процесс международных переговоров, завершением которого стала заключительная подготовительная конференция по созданию Международного агентства по возобновляемых энергий в Мадриде, проведенная 23-24 октября 2008 г. На ней около 150 представителей от 51 государств согласовали устав и условия финансирования ИРЕНА. Кроме того, была достигнута договоренность об учреждении подготовительной комиссии в качестве юридической основы для того, чтобы Агентство смогло начать свою деятельность в сжатые сроки на этапе между подписанием и вступлением в силу, и о критериях и процедурах выбора временного местонахождения и временного Генерального директора. Тем самым был открыт путь к созданию Агентства.
То, что большой интерес к нему прежде проявляют новые индустриальные страны и развивающиеся страны, показывает, какое значение во всем мире предоставляется развитии сферы возобновляемых энергий в контексте обеспечения устойчивого энергообеспечения.
В результате 26 января 2009 г. на учредительной конференции в Бонне был подписан учредительный договор, 27 января состоялось первое заседание подготовительной комиссии в Бонне, позднее был избран временный Генеральный директор, началось постепенное формирование организационной структуры
Агентства, определено ее временное местонахождение [9]. То есть ИРЕНА начала работать уже на начальной стадии своего существования и смогла реализовать свои первые проекты.
В соответствии со ст. II и III Устава целям ИРЕНА входит содействие распространению, активному внедрению и постоянному использованию всех видов возобновляемой энергии, полученной на устойчивой основе с возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Первоочередной целью ИРЕНА является ускорение темпов широкого и устойчивого использования возобновляемых источников энергии во всем мире. Задача такого большого масштаба воплотится в ряде конкретных мероприятий, в частности: улучшение политических рамочных условий для возобновляемых источников энергии путем целенаправленного политического консультирования; развитие трансферта технологий и знаний в сфере возобновляемых источников энергии; содействие наращиванию потенциала в области возобновляемых энергий.
Среди направлений деятельности агентства:
- составление национальных программ по внедрению технологий использования возобновляемых источников энергии;
- поддержка образования, обучения и распространения информации о возобновляемых источниках энергии;
- организация обучения администраторов, техников и специалистов для малых и средних энергетических предприятий;
- совместное создание региональных центров исследования, развития и обмена опытом;
- оценка и анализ информации об используемых технологиях и выработка практических рекомендаций;
- планирование финансового обеспечения программ по использованию возобновляемых источников энергии;
- сбор данных и составление статистики.
Агентство не должно брать на себя функции правительственных и неправительственных организаций и предприятий, но при необходимости будет поддерживать их. В тех странах и регионах, где пока не ведется никакой работы по использованию возобновляемых источников энергии, оно будет способствовать созданию соответствующих структур.
По процедуре приема новых членов Агентство является полузакрытым — решение о приеме новых членов принимают члены организации в рамках ее органов. Членами ИРЕНА могут быть как государства (притом только члены ООН), так и региональная межправительственная организация экономической интеграции. Как предусмотрено Уставом ИРЕНА, такая региональная организация может стать членом при соблюдении двух условий: 1) хотя бы одно государство-член должна быть членом ИРЕНА, 2) государства-члены должны передать ей компетенцию крайней мере по одному из вопросов компетенции Агентства (ситуация подобна участию в Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.)). В то же время одновре-
менная реализация прав организации и ее государств-членов в рамках ИРЕНА невозможна (например, при голосовании) (ст. 6). Наблюдателями в ИРЕНА могут быть государства, межправительственные и неправительственные организации.
Особенности присоединения к ИРЕНА региональной межправительственной организации экономической интеграции мы можем рассмотреть на примере единственного такого пока члена — ЕС (потенциально также Африканский союз, Анд-ское сообщество, Евразийский Экономический Союз и т.п.).
Присоединение ЕС происходило в течение 2009-2010 гг., одновременно с процессом очередной реформы тогдашнего Европейского сообщества путем вступления в силу Лиссабонского договора, следствием которой стала их окончательная трансформация Европейского сообщества (ЕСо) в ЕС.
Сначала согласно решению Совета ЕС от 19 октября 2009 г. ЕСо, как непосредственно имевшее соответствующую компетенцию, подписало Устав ИРЕНА. Затем, 1 декабря 2009 г., вступил в силу Лиссабонский договор и ЕС заменил ЕСо среди подписантов Устава ИРЕНА. Одновременно начали применяться требования ст. 194 (2) и 218 (6) Лиссабонского договора, относительно участия Европар-ламента в процессе ратификации международных соглашений ЕС. Поэтому сначала 16 июня 2010 г. Европарламент принял законодательную резолюцию об одобрении решения Совета ЕС о подписании Устава ИРЕНА [21. Р. 178], а потом Совет ЕС принял решение о присоединении к Уставу, включая заявление о наличии у ЕС компетенции в смысле ст. VI Устава ИРЕНА, и принял обязательство по выплате ежегодных взносов ИРЕНА, предусмотренных в рамках программы ЕС Intelligent Energy — Europe [16. Р. 17-27].
Согласно Уставу ИРЕНА ежегодная работа осуществляется на основе ежегодных Рабочих программ (сейчас действует третья). ИРЕНА наделена правом кроме Рабочих программ осуществлять проекты, которые инициируют и финансируют государства-члены, но при этом Агентство не должен предоставлять на них материальной поддержки (ст. 5).
Агентство обладает международной правосубъектностью, а в государствах-членах является юридическим лицом («обладает правоспособностью, необходимой для выполнения своих функций») (ст. 13).
Структура ИРЕНА является стандартной для международных организаций и включает Ассамблею, Совет и Секретариат. Первые два органа могут создавать вспомогательные органы. Ассамблея — высший орган ИРЕНА, состоящий из представителей всех членов организации, который проводит ежегодные сессии. Она имеет право принимать решения и рекомендации для органов, а также рекомендации по запросу членов. Решения по процедурным вопросам принимаются простым большинством, а по другим, как указано в Уставе «существенным вопросам» принимаются консенсусом.
Причем консенсус бывает общим или при возражении не более двух членов. Консенсусом, среди других решаются вопросы избрания членов Совета, путем консенсуса с возражениями — принимают международные соглашения организации. Деятельность Ассамблеи регулируется правилами процедуры.
Совет собирается раз в полгода и состоит из нефиксированного числа членов от 11 до 21, что должно соответствовать 1/3 членов организации, при условии равного географического представительства. По сути, он является исполнительным органом Агентства, наделенным правом рассматривать рабочие программы, бюджет, план сессии Ассамблеи, готовить отчеты, заключать от имени Агентства соглашения с государствами и международными организациями, основывать новые органы.
Персонал секретариата ИРЕНА считается международными служащими и не должен получать инструкций от своих правительств и «других внешних для Агентства источников».
Бюджет состоит из обязательных взносов членов, добровольных взносов и других дополнительных источников, решение о которых будет принято Ассамблеей. Контроль за эффективностью использования средств осуществляет специально назначенный внешний аудитор.
Отдельным соглашением между членами должна регулироваться вопросы привилегий и иммунитетов ИРЕНА.
Агентство создавалось своими членами с прицелом на получение статуса специализированного учреждения ООН: «имеет право заключать от имени Агентства соглашения об установлении соответствующих связей с ООН» (ст. 14), но пока имеет лишь статус наблюдателя в Ген. Ассамблее ООН (с 2012 г.) [10].
Выход членов из ИРЕНА ограничен: 1) лишь через пять лет после вступления Уставом (с 2015 г.); 2) вступает в силу через год после подачи заявления депозитария, что связано с выполнением финансовых обязательств.
Санкции в форме временного приостановления членства возможны за невыплату финансовых взносов (в объеме двухлетней задолженности) и за постоянное нарушение норм Устава и сделок, с ним связанных.
Споры между членами по вопросам толкования и применения Устава решаются мирными средствами согласно п. 3 ст. 2 и ст. 33 Устава ООН. Помощь в разрешении споров предоставляет Совет. В Устав ИРЕНА запрещены оговорки, что является специфической чертой экологических соглашений последнего времени (Базельская конвенция 1989 г., Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г., Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г.).
Решение о штаб-квартире ИРЕНА согласно ст. 18 Устава было принято в 2011 г., и ей стало Абу-Даби (ОАЭ) [18]. Сейчас активно ведутся переговоры о заключении соглашений о привилегиях и иммунитетах ИРЕНА, о центральной штаб-квартире с ОАЭ и о принимающей стороне с Германией и Австрией (где расположены центры новейших технологий). Из них разработаны во исполнение ст. 13 Устава лишь проекты соглашений о привилегиях и иммунитетах и о центральной штаб-квартире [17].
В рамках принятых рабочих программ ИРЕНА осуществляет практическую деятельность по возобновляемой энергетике по следующим направлениям.
1. Управление знаниями и техническим сотрудничеством. Целью ИРЕНА здесь является создание базы знаний, поощрение регионального сотрудничест-
ва, создание в области ВИЭ платформы для заинтересованных сторон, а также поощрение глобального сотрудничества в области технологий. В ее рамках действуют проекты «Глобальный атлас для солнечной и ветровой энергии», который должен способствовать выбору оптимального расположения солнечных и ветровых станций, и «Оценка готовности возобновляемых источников», целью которой является целостная оценка условий для развертывания возобновляемой энергетики в конкретной стране, и действия, необходимые для дальнейшего улучшения этих условий. Она, по желанию страны, охватывает все услуги (транспорт, тепло- и электроэнергетику), а также возобновляемые источники энергии. Программа рассчитана на глобальное применение, но пока практически применяется только в развивающихся странах (Сенегал, Мозамбик), показав им привлекательные стороны развития возобновляемой энергетики (электрификация сельских районов, реализация программ поддержки ВИЭ, расширение электрической сети, создание устойчивых бизнес-моделей для автономного отопления, развитие производства биотоплива без ущерба другим интересам).
2. Предоставление консультаций и наращивание потенциала. Здесь целью является укрепление способности стран к разработке и осуществлению надлежащей политики по ВИЭ и поддержка от финансовых структур, а также создание человеческого и институционального потенциала, необходимого для быстрого развертывания возобновляемых источников энергии. В ее рамках введены три проекта: Наращивание потенциала (создание стипендиальной программы и программы подготовки соответствующих кадров), Консультирование по вопросам политики (содействие созданию рабочих мест в сфере возобновляемой энергетики, привлечение соответствующих бизнес структур к таким процессам) и Фонд развития Абу-Даби (который сейчас проходит интеграцию с ИРЕНА, но в перспективе выступит одним из источников дополнительной финансовой поддержки).
3. Инновации и технологии. Здесь Агентство действует во исполнение ст. 2 Устава, работая на создание основы для разработки и внедрения технологий поддержки и конкурентоспособности ВИЭ на рынке. Это направление дает консультативной помощи другим двум. Программа состоит из двух компонентов: Оказание помощи правительствам, по их просьбе, в энергетическом планировании для более эффективной и действенной технологии использования ВИЭ и инновационных стратегий; Содействие более глубокому пониманию расходов и их сокращению за счет развития технологий и рынка для ускорения развертывания ВИЭ [20].
Другой активно действующей в рамках развития альтернативной энергетики организацией является ИТЭР (ранее расшифровывалось, как Международный термоядерный экспериментальный реактор, сейчас акронимом).
По своей сути ИТЭР существенно отличается от ИРЕНА, она не ставит перед собой задачи стать универсальной организацией, она имеет более узкую
цель — развитие одного из сегментов альтернативной энергетики, в то же время не охваченного в рамках ИРЕНА — водородной и термоядерной энергетик.
ИТЭР можно охарактеризовать даже не как отдельную международную организацию, а скорее проект межгосударственного технологического сотрудничества, наделенный правами международной организации — в том числе правом заключать международные соглашения, своеобразным правом посольств (местные отделения в государствах — участниках соглашения (ст. 13), своеобразной ответственностью (гражданской) (ст. 15).
В советской международно-правовой литературе такие организации характеризовались как производственно-отраслевые организации, в рамках которых создается возможность более оперативного и комплексного согласования на многосторонней основе вопросов, связанных с определением направления развития отдельных отраслей промышленности [8. С. 259].
Задачей организации ИТЭР является реализация международного проекта ГТЕЯ, который посвящен разработке термоядерного реактором, имеющий целью получения устойчивой термоядерной энергии. Работы по реализации этого проекта проходили в течение долгого периода времени, и в 2006 г. были формализованы на международном уровне в форме многостороннего соглашения, которое заключили Евратом, Франция, Россия, Индия, Китай, Республика Корея, США и Япония [12]. Соглашение ИТЭР вступила в силу 2007 г. после ратификации всеми участниками, что в нем и было предусмотрено.
При заключении соглашения оно распространялось также благодаря членству Евратома и на Болгарию, Румынию и Швейцарию, как ассоциированных членов программы Евратома по термоядерному синтезу (ст. 21). Сейчас, со вступлением первых двух в ЕС и соответственно Евратом, нормы ст. 21 распространяются только на Швейцарию. Соответственно, она также является участником соглашения благодаря членству в Евратоме, а не третьей стороной. В то же время Швейцария реализует свое участие в ИТЭР только в рамках Евратома.
Организация обладает международной правосубъектностью и является юридическим лицом в государствах-членах (ст. 5). Это также объединяет его с иными производственно-отраслевыми организациями, например, «Интерметалл». Высшим органом Организации ИТЭР является Совет, в который делегируются по 4 представителя от каждого члена. Такое делегирование связано с процедурой голосования, которая возможна в двух вариантах: единогласно и через систему взвешенных голосов, вес которых определяется через уровень взносов в Организацию.
Высшим должностным лицом и представителем Организации ИТЭР при реализации ее правоспособности является избираемый на 5 лет Генеральный директор, ответственный перед Советом. Персонал, работающий в Организации, состоит из двух групп — штатных сотрудников ИТЭР и сотрудников, прикомандированных государствами. Первая группа персонала назначается Генеральным директором. Весь персонал и Генеральный директор являются международными чиновниками (ст. 7).
Соглашение ИТЭР предусматривает несколько специфическую для международной организаций формулировку бюджетной статьи. Речь идет собственно о более широком понятии — «ресурсы организации» (ст. 8). Они состоят из имущества (взносы в натуральной форме и персонал), финансовых взносов членов и дополнительных взносов.
Привилегии и иммунитеты организации, ее персонала, имущества и активов также сформулированы необычно для международной организации. Формально в соглашении не определен их объем, а лишь установлено, что на территории государств-членов они такие, «которые необходимы для выполнения ее функций» (ст. 12). При этом персонал и Генеральный директор должны придерживаться соответствующих национальных законов и нормативных актов принимающего государства в области охраны здоровья населения и персонала, безопасности, ядерной безопасности, радиационной защиты, лицензирования, ядерных веществ, охраны окружающей среды и защиты от злонамеренных действий (ст. 14).
Интересно, что речь идет не о всех государствах-членах организации, а лишь о принимающей. Кроме того, существует отдельное соглашение о привилегиях и иммунитеты ИТЭР [13], которое подписало ограниченное количество участников проекта (Евратом, Индия, Китай, Республика Корея, Россия и Япония).
Такое нечеткое формирование иммунитетов и привилегий должно в принципе компенсироваться в соглашениях о штаб-квартире и местных отделениях, но здесь возможна коллизия, когда объем привилегий и иммунитетов в рамках соглашения о штаб-квартире и соглашений о местных отделениях будут отличаться, но касаться одного и того же круга лиц в той же организации.
Очень специфически сформулированы также положения об ответственности организации. Речь в соглашении только о договорной ответственности и внедоговорной ответственность организации (ст. 15), что аналогично нормам, содержащимся в учредительных договорах ЕС, и свидетельствует о влиянии Евратома в процессе заключения соглашения. Отличительным является прямо предусмотренное отсутствие ответственности государств-членов за действия организации, соответственно, ИТЕР может отвечать только в рамках своих ресурсов или по единогласному решению членов Совета дополнительными финансами организации.
В связи с использованием в рамках практической деятельности ИТЭР ядерных и других материалов в соглашении установлен режим нераспространения и общий запрет передачи материалов полученных по соглашению третьим лицам, а так же исключительно мирные цели соглашения (ст. 20).
Принимающей стороной, обеспечивающей площадку проекта, является Франция (ст. 11), с Францией должно быть заключено также соглашение о штаб-квартире, сейчас существует лишь протокол об обеспечении площадкой. Соглашение полузакрытое — присоединение государств и международных организаций возможно только при единогласном согласии членов Совета (ст. 23).
Не установлено никаких специальных ограничений на участие международных организаций, вроде участия только «организаций экономической интеграции», как это прописано в Уставе ИРЕНА.
В связи с работой в процессе проекта ИТЭР с особо опасными материалами (ядерными) особой является и процедура завершения действия соглашения. Первоначальный срок действия соглашения установлен в 35 лет, однако по решению Совета его можно пролонгировать на максимум 10 лет. Причем решение о пролонгации соглашения должно быть принято за 6 лет до истечения срока его действия. Это связано с необходимостью начать за 5 лет до окончания срока действия соглашения процедуру деактивации установок ИТЭР (ст. 24).
Специальным является и выход сторон из соглашения. Он возможен только через 10 лет после вступления в силу соглашения, причем для принимающей стороны он вообще не возможен. Если выход проходит в процессе эксплуатации установок, выходящая сторона должен выплатить всю свою долю. Дополнительные аспекты выхода из соглашения должны регулироваться в процессе консультаций о выходе стороны (ст. 26).
Площади и услуги бесплатно и непосредственно выделены принимающим государством (Францией) через ее принимающую организацию под проект ИТЭР и конкретизированы в Приложении об обеспечении площадки к соглашению ИТЭР.
Таким образом, мы рассмотрели лишь две из международных организаций, занимающихся проблемами альтернативной энергетики — ИРЕНА и ИТЭР. Они стали предметом нашего исследования потому, что именно они являются специализированными в сфере развития альтернативной энергетики. Имеется еще довольно широкая группа иных организаций общей компетенции, таких как ЕС, ФАО, ООН занимающихся проблемами международно-правового регулирования ряда вопросов связанных с альтернативной энергетикой.
Обе рассмотренные организации решают принципиально разные проблемы в альтернативной энергетике — одна является классической координационной международной организацией, а ИТЭР — производственно-отраслевой организацией созданной для решения конкретной естественно-физической задачи — создания термоядерного реактора в проекте ИТЭР.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Абашидзе А.Х. Международное ядерное право // Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова, П.В. Саваськов. — М: Международные отношения, 2005. — С. 715-735.
[2] Глоба-Пастушка Л.Н. Международный опыт организации энергетической безопасности в рамках ООН // Вестник Московского государственного лингвистического университета. — 2010. — № 594. — С. 43-49.
[3] Исаков И.И. Международно-правовые проблемы энергетического сотрудничества государств в рамках международных организаций // Евразийский юридический журнал. — 2010. — № 30. — С. 48-50.
[4] Исаков И.И. Проблема международного электроэнергетического сотрудничества государств в рамках международных организаций // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. — 2010. — № 1. — С. 79-88.
[5] Исаков И.И. Энергетическое сотрудничество государств в рамках международных организаций (институтов) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. — 2010. — № 2. — С. 81-85.
[6] Котельников А.П. Борьба стран за энергобезопасность в свете международных энергетических организаций // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. — 2008. — № 4. — С. 32-36.
[7] Кузьминов А.С. Повышение энергоэффективности: потенциал сотрудничества с Международным Энергетическим Агентством // Вестник Воронежского государственного технического университета. — 2010. — Т. 6. — № 10. — С. 87-90.
[8] Курс международного права в 6 томах / Под ред. П.Ф. Кожевникова. Т. 6. — М.: Наука, 1973.
[9] Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (Irena) начинает свою деятельность в 2009 г. // Новости ЮНЕСКО. 9 января 2009. URL: http://nous.crimea.edu/2009/01/09/mejdunarodnoe_agentstvo_po_vozobnovlyaemym_istoch nikam_energii_Irena_nachinaet_svoyu_deyatelnost_v_2009_god.html.
[10] Резолюция ГА ООН. Предоставление Международному агентству по возобновляемым источникам энергии статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее // Док. ООН A/RES/66/110 от 13.01.2012.
[11] Симонян А. С., Солнцев A.M. Международное сотрудничество в сфере использования возобновляемых источников энергии // Энергетическое право. — 2011. — № 1. — С. 43-46.
[12] Соглашение о создании Международной организации ИТЭР по термоядерной энергии для совместной реализации проекта ИТЭР (Париж, 21 ноября 2006 г.). URL: http://iterrf.ru/upload/iblock/f52/f520bf7abb889443d83522983a8068a8.pdf.
[13] Соглашение о привилегиях и иммунитетах Международной организации ИТЭР по термоядерной энергии для совместной реализации проекта ИТЭР (Париж, 21 ноября 2006 г.). URL: http://www.iterrf.ru/upload/iblock/570/5702b4cdc71890d861992e18f88c5d39.pdf.
[14] Устав Международного агентства по возобновляемым источникам энергии. URL: http://www.irena.org/documents/uploadDocuments/Statute/Statute_RU.pdf.
[15] Шашкин А.П., Раюшкина Е.А., Рязанцева Е.А. Состояние сотрудничества российских организаций с Международным Энергетическим Агентством // Электротехнические комплексы и системы управления. — 2010. — № 4. — С. 60-64.
[16] 2010/385/: Council Decision of 24 June 2010 on the conclusion of the Statute of the International Renewable Energy Agency (IRENA) by the European Union // Official Journal. — L 178. — 13/07/2010. — P. 17-27.
[17] Agreement on Privileges and Immunities for the International Renewable Energy Agency. URL: http://www.irena.org/documents/uploadDocuments/2assembly2012%2FPandI_A_2_L.10.pdf.
[18] Decision on the permanent seat of the Agency. 16 August 2011. A/1/DC/11. IRENA.. URL: http://www.irena.org/documents/uploadDocuments/A_1_DC_11.pdf.
[19] IRENA: List of Members, signatories and applicants for membership (as of 01.09.2012). URL: http://www.irena.org/DocumentDownloads/Signatory/IRENA_List_of_Members.pdf.
[20] IRENA WP Activities. URL: http://www.irena.org/menu/index.aspx?mnu=Pri& PriMenuID=35.
[21] Statute of the International Renewable Energy Agency (IRENA) // Official Journal. — C 236 E. — 12/08/2011.
IRENA AND ITER AS THE REGULATING FORCES OF INTERNATIONAL RELATIONSHIPS IN THE SPHERE OF ALTERNATIVE ENERGY
S.D. Belotsky
The Department of International Law Institute of International Relations Taras Shevchenko National University of Kyiv
36/1, Melnikova st., Kiev, Ukraine
International legal regulating of alternative energy is the basic aspect of the development of the modern international law. The important instrument of such regulation of alternative energy is the institutional mechanism. This article describes two international institutions in this sphere: International Renewable Energy Agency (IRENA) and International Thermonuclear Experimental Reactor (ITER). Specific attention is paid to their structure and practical activity.
Key words: international legal regulation of alternative energy, IRENA, ITER, international organizations, international energy law, renewable sources of energy.