МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 341
М.Н. Байсакалова
Магистр юридических наук, научный сотрудник ТОО «Консалтинговая группа «Болашак» Г. Астана, Республика Казахстан
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВИЭ И РОЛЬ ИРЕНА (МЕЖДУНАРОДНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГИИ)
Аннотация
Статья представляет анализ международных правовых документов в сфере использования ВИЭ и роль Международного агентства по возобновляемой энергии в продвижении использования альтернативных источников энергии.
Ключевые слова
ВИЭ, международно-правовое регулирование, ИРЕНА, энергоэффективность, энергия Роль возобновляемых источников энергии (ВИЭ) возрастает в силу того, что данный источник энергии является неисчерпаемым и причиняет минимальный вред окружающей среде. Использование энергии является необходимым для жизни человека. Тем не менее, проблема глобального потепления однозначна. [1, c. 30]
Генеральная Ассамблея ООН объявила 2012 год - Международным годом Устойчивой энергетики для всех. Была принята Резолюция. [2, с. 1] Эти меры были предприняты с целью развития международного сотрудничества в сфере чистой энергетики. В соответствии с вышеуказанной Резолюцией Генеральный Секретарь ООН поставил три основные задачи на 2030. Именно, всеобщий доступ к энергоснабжению, удвоение темпов повышения энергоэффективности, удвоение возобновляемых источников энергии в мировом энергетическом балансе с 15 до 30 процентов. [3, с. 3]
Большой интерес проявлен исследователями в достижении третьей задачи, то есть удвоение возобновляемых источников энергии в мировом энергетическом балансе. Но, для достижения этой цели необходим устойчивый международный правовой механизм и регулирование.
К сожалению, на сегодня отсутствует международный документ, который детально регулирует и является обязательным к исполнению в сфере использования возобновляемых источников энергии. Вместе с тем, существует достаточное количество международных договоров в энергетической сфере, охраны окружающей среды, однако они косвенно регулируют и регламентируют продвижение и использование ВИЭ. Следует отметить, Рамочную Конвенцию ООН об изменении климата (UNFCC или РКИК) принятую в 1992 году и вступившую в силу 21 марта 1994 года. Конвенция обозначила намерения сторон стабилизировать выбросы парниковых газов на безопасном для климата Земли уровне. [4, с. 4] Республика Казахстан одной из первых ратифицировала Рамочную конвенцию ООН об изменении климата в 1995 году. Тем не менее, прямая регулирующая роль РКИК ООН в минимизации ущерба в атмосферу и природных процессов ограничена. На сегодняшний день нет всеобъемлющей нормативно-правовой базы на «право атмосферы» сродни морскому праву. [5, с. 2] Хотя, Международный Суд констатирует факт, что атмосфера не является абстракцией. [6, с. 241] Государства-участники РКИК ООН руководствуются принципами международного экологического права, которые могут стимулировать участников использовать источники возобновляемой энергии, хотя они не носят обязательный характер.
В целом, в рамках РКИК ООН согласно статье 2 Стороны оказывают содействие и сотрудничают в разработке, применении и распространении, включая передачу технологий, методов и процессов, приводящих к ограничению, снижению или прекращению антропогенных выбросов парниковых газов во всех соответствующих секторах, включая энергетику, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство и удаление отходов. Однако, использование ВИЭ явно не упоминается в вышеуказанной Конвенции ООН.
110
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
Несмотря на неотложные потребности, международное сотрудничество в области возобновляемых источников энергии поддерживается только несколькими специальными международными (в основном региональными) нормами и осуществляются в отсутствие эффективной институциональной базы. [7, c. 23]
Киотский Протокол 1997 года к РКИК ООН является одним из первых договоров, который предусматривает совместную деятельность государств в сфере ВИЭ. Казахстан ратифицировал Протокол, определивший экономические инструменты и механизмы сокращения выбросов парниковых газов в марте 2009 года. Необходимо отметить, что в Киотском Протоколе существует единственная ссылка на ВИЭ. Пункт 1 статья 2 (а) Киотского Протокола предусматривает восемь задач, среди которых повышение эффективности использования энергии в соответствующих секторах национальной экономики, проведение исследовании, содействие внедрению, разработке и более широкому использованию новых и возобновляемых видов энергии, технологий поглощения диоксида углерода и инновационных экологически безопасных технологий. [8, c. 2] Тем не менее, несмотря на отсутствие обязательных норм по использованию альтернативных источников энергии, на практике, произошло сокращение 45 миллионов тонн углекислого газа в пользу использования «чистых технологий» согласно проектам механизма гибкого использования Киотского Протокола [9, c. 21]. Кроме того, был создан Международный фонд по энергоэффективности и возобновляемой энергии.
Таким образом, РКИК ООН и Киотский Протокол к нему пропагандируют устойчивое развитие, но не один из них не предусматривает обязательство по использованию ВИЭ. Что касается Казахстана, то, по мнению некоторых экспертов, Киотский Протокол пока является неприемлемым для нашей страны. Ограничения выбросов парниковых газов в Казахстане больше всего окажет влияние на такую фундаментальную отрасль, как энергетика. Поскольку выбросы углекислого газа выше нормы влечет миллиардные штрафы на государство, что непосредственно скажется на экономике государства. Здесь возникает противоречия, с одной стороны необходимо не загрязнять окружающую среду, но нести определенные экономические потери.
На региональном уровне также были приняты международные документы, среди них, хотелось бы особо отметить Договор к Энергетической хартии. Договор к Энергетической Хартии был подписан в декабре 1994 года и вступил в силу в апреле 1998. Следует отметить, что это первое и единственное соглашение, прямо предусматривающее международное сотрудничество в энергетическом секторе. Но, тем не менее, пока не содержит обязательных норм в области ВИЭ.
Протокол к Энергетической Хартии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам (ПЭЭСЭА) был подписан одновременно с Договором к Энергетической Хартии в декабре 1994 года. ПЭЭСЭА требует от участвующих в нем государств разрабатывать четкие программные цели для повышения энергоэффективности и сокращения неблагоприятного воздействия энергетического цикла на окружающую среду. [10, c. 16]
Интересно, что только одна статья 19 (1) (d) в Договоре к Энергетической хартии ссылается на использование ВИЭ, требуя чтобы Договаривающиеся стороны, уделяли особое внимание повышению энергоэффективности, освоению и использованию возобновляемых источников энергии, поощрению применения более чистых видов топлива и использованию технологий и технологических средств, снижающих загрязнение. Наша страна подписала и ратифицировала Договор к Энергетической хартии в 1995 году и председательствовала на Конференции по Энергетической Хартии в 2014 году.
Большим прорывом в области альтернативной энергетики стало создание Международной организации по возобновляемым источникам энергии (IRENA). Это организация была учреждена в городе Бонн 26 января 2009г. по инициативе Федерального правительства ФРГ при активной поддержке Испании и Дании. На создание данной организации международное сообщество сподвигло другая профильная международная организация в сфере атомной энергетики (МАГАТЭ).
IRENA является платформой для всестороннего сотрудничества. Именно здесь заинтересованные стороны могут внести свой вклад в достижение общих целей. Организация сотрудничает с многочисленными международными и неправительственными организациями, частными компаниями. Это международная организация способствует обмену передовым опытом в области альтернативных источников энергии, составляет Мировой Атлас по возобновляемым источникам энергии (по солнечной и ветряной энергетике),
111
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
который размещен на сайте IRENA, издает справочники для разработки политики по возобновляемым источникам энергии. Казахстан ратифицировал Устав организации 22 марта 2013 года и является полноправным членом международной организации.
Интересно, что IRENA не имеет никаких явных и подразумеваемых полномочий для установления международно-правовых обязательств по использованию ВИЭ. Это соответственно может ограничить потенциал и роль данной международной организации.
Все вышеперечисленные международные документы либо косвенно регламентируют использование ВИЭ, либо носят рекомендательный характер. Необходимо отметить, что создание Международного агентства по возобновляемой энергии это уже определенный прогресс в области альтернативной энергетики. Вместе с тем, еще раз отметим, что особо важно принять международный документ в области ВИЭ в рамках этого Агентства, носящий обязательный характер. Эти международные обязательные нормы могут в определенной степени ограничить политическое вмешательство государств. Несмотря на энергоемкость нашей Республики, Казахстан мог бы выступить инициатором разработки юридически обязательного международного документа в рамках Международного агентства по возобновляемой энергии. Поскольку наше государство активно продвигает использование ВИЭ, нашей страной был принят Закон «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» в 2009 году. В целом, при принятии международных документов в сфере энергетики необходимо давать приоритет чистым технологиям и возобновляемым источникам энергии.
Договор по использованию возобновляемых источников энергии должен стать международным документом, который мог бы заложить правовую основу для международного сотрудничества в области возобновляемых источников энергии.
Основной целью Договора должно быть расширение использования всех форм возобновляемых источников энергии для устойчивого развития.
В предлагаемом Договоре необходимо предусмотреть меры поддержки использования ВИЭ, которые успешно применяются в некоторых странах. Это льготное налогообложение (пониженная ставка или нулевая ставка, возврат суммы налога), установление фиксированных тарифов, система квотирования. Великобритания, например, использует комбинацию всех трех типов поддержки (фиксированные тарифы, система квотирования и льготное налогообложение). Также, следует подчеркнуть, что каждое государствоучастник Договора может по своему усмотрению выбрать любой вид поддержки использования ВИЭ, который не исключает успешное комбинирование нескольких форм поддержки. Необходимо отметить, что Договор не исключает иные меры финансовой поддержки использования ВИЭ, среди которых, выдача кредитов по пониженным ставкам на приобретение оборудования, выделенные государством или разными целевыми фондами (внебюджетная поддержка), прямые субсидии и другие меры.
К не финансовым мерам поддержки альтернативных источников энергии можно отнести бесплатное выделение необходимого участка земли государством, приоритетное подключение к энергетическим сетям и другие меры.
Список использованной литературы
1. Abdelkader Allali et al (eds), Climate Change 2007: Synthesis Report (Cambridge University Press, 2007)
2. International Year of Sustainable Energy for All, GA Res 65/151, UN GAOR, 65th sess, 69th plen meeting, Agenda Item 20, Supplementary No 49, UN Doc A/RES/65/151 (16 February 2011)
3. ‘Sustainable Energy for All: A Vision Statement by Ban Ki-moon, Secretary-General of the United Nations’ (United Nations, November 2011) 4. The United Nations Department of Public Information, ‘United Nations General Assembly Declares 2014-24 Decade of Sustainable Energy for All’ (Press Release, GA/11333 EN/274, 21 December 2012)
4. Рамочная Конвенции ООН об изменении климата
5. Конвенция ООН по морскому праву принята 10 декабря 1982 года, вступила в силу 16 ноября 1994 года
6. Nuclear Weapons Opinion (1996) ICJ Rep 226
7. Marco Citelli, Marco Barassi, Ksenia Belykh, Renewable Energy in the International Arena: Legal Aspects and Cooperation, 2014
8. Киотский Протокол
112