Научная статья на тему 'Иран-2021: политические и экономические катаклизмы'

Иран-2021: политические и экономические катаклизмы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
275
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Свободная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Иран / Эбрахим Раиси / СВПД / американские санкции / пандемия / экономика / Венские переговоры / Iran / Ebrahim Raisi / JCPOA / US sanctions / pandemic / economy / Vienna talks

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы —

Рассмотрены сложные проблемы в жизни Ирана накануне и после президентских выборов 18 июня 2021 г. Дан анализ экономического положения, соотношения политических сил, влияния американских санкций на рост антизападных настроений в обществе. Показана уникальность политической ситуации, сложившейся после президентских выборов, когда впервые в истории исламского режима все ветви власти оказались в руках консервативного духовенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Iran-2021: politic and economic cataclysm

The issues and challenges of Iranian society before and after the presidential elections of June 18, 2021 are surveyed in the research article. The author studies the state of economics, the balance of power in the politics, the US sanctions impact on the rise of anti-Western feeling. The author highlights the unique political landscape formed following the presidential elections, when for the first time under Islamic regime, the conservative clerical establishment has accumulated all powers.

Текст научной работы на тему «Иран-2021: политические и экономические катаклизмы»

Theatrum mundi

Иран-2021: политические и экономические катаклизмы

© Мамедова Н. М. © Mamedova N. Иран-2021: политические и экономические катаклизмы Iran-2021: politic and economic cataclysm

Аннотация. Рассмотрены сложные проблемы в жизни Ирана накануне и после президентских выборов 18 июня 2021 г. Дан анализ экономического положения, соотношения политических сил, влияния американских санкций на рост антизападных настроений в обществе. Показана уникальность политической ситуации, сложившейся после президентских выборов, когда впервые в истории исламского режима все ветви власти оказались в руках консервативного духовенства.

Annotation. The issues and challenges of Iranian society before and after the presidential elections of June 18, 2021 are surveyed in the research article. The author studies the state of economics, the balance of power in the politics, the US sanctions impact on the rise of anti-Western feeling. The author highlights the unique political landscape formed following the presidential elections, when for the first time under Islamic regime, the conservative clerical establishment has accumulated all powers.

Ключевые слова. Иран, Эбрахим Раиси, СВПД, американские санкции, пандемия, экономика, Венские переговоры. Key words. Iran, Ebrahim Raisi, JCPOA, US sanctions, pandemic, economy, Vienna talks.

В феврале 2021 г. Иран отметил 42-ю годовщину исламской революции. Созданная этой революцией структура власти позволила сохранить новый режим в форме Исламской Республики Иран, несмотря на постоянные проблемы внутреннего и внешнего характера. Они настолько переплетены, что зачастую сложно отнести их к определенному типу. Если ирано-иракская война, убийство в Ираке иранского генерала Касема Сулеймани, взрывы на иранских ядерных объектах можно считать внешними факторами, то санкционную политику в отношении Ирана можно рассматривать и как реакцию на его внутреннюю политику в области реализации ядерной программы. Большинство проблем, осложнявших жизнь страны в предыдущие годы, так и не разрешено; более того, к ним в 2021 г. прибавились и новые.

МАМЕДОВА Нина Михайловна — ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН (г. Москва), кандидат экономических наук.

Экономическая ситуация

Наиболее значимой для Ирана остается экономическая проблема. 2020 г. ознаменовался прекращением спада экономики, хотя рост ВВП и был невелик — всего 3,4%. По оценкам, рост ВВП Ирана в 2021 г. замедлился до 2,5% [11. С.130], но сохранился. Поскольку одной из основных причин кризиса в иранской экономике явились санкции США, приход в США к власти в январе 2021 г. администрации Дж. Байдена возродил надежду не только Ирана, но и всех участников СВПД1 на его восстановление. И уже в первом квартале 2021 г. ВВП вырос на 5,4%, в том числе нефтяной отрасли — на 27,2%. Стало восстанавливаться и строительство (+21%), в котором занята значительная доля низкоквалифицированного городского населения. Продолжился рост и в следующем квартале, т. е. накануне президентских выборов, состоявшихся 18 июня 2021 г., достигнув 6,2%, в том числе нефтяной отрасли — 23,3% [21. Р. 3].

Однако эта динамика не восполнила спада ВВП в предыдущие два года, превысившего 12%. Прогнозные оценки МВФ темпов роста ВВП в последующие годы тоже не очень высоки: 2% на 2022 и 2023 гг.

После начала формирования нового правительства темпы роста ВВП еще более снизились. В июле—сентябре 2021г. они составили всего 1,0%, в том числе без нефти — 0,5%, в нефтяной отрасли снизились до 7,4%. Спад наблюдался в сельском хозяйстве (-1,9%) и в промышленных отраслях (-5,3%), главным образом за счет спада в строительной отрасли (-20,9%) [22. С. 3].

Статистический центр Ирана 11 января нынешнего года обновил свои прогнозы относительно роста ВВП в 1400 г. (2021/2022 г.2), сделав их более оптимистичными. По оптимистическому сценарию рост ВВП составит 6,2%, по пессимистическому— 3,9%. Рост ВВП без нефти может составить от 2,7 до 4,7% [4].

Несмотря на восстановление роста, иранская экономика остается в кризисе. Увеличилось отрицательное сальдо текущего платежного баланса. Если за весь 1399 г. (2020/2021г.) оно составляло около 4,0 млрд долларов, то только за первую половину 1400 г. (2021/2021 г., т. е. с 21 марта по 21 августа) оно превысило 2,2 млрд долларов. Сократились и валютные резервы [22. С. 14—15].

Наиболее болезненной проблемой для населения является высокая инфляция, которая в 2020 г. составляла 36,4%, а в 2021-м достигла почти 40%. В некоторые месяцы она значительно превышала средний уровень и особенно высокой оказалась на продовольствие. После того, как кабинет министров Э. Раиси был сформирован и Иран взял длительную паузу на переговорах в Вене относительно реанимации СВПД, общий уровень

1 Совместный всеобъемлющий план действий, подписанный в июле 2015 г. в Вене Ираном и «шестеркой» стран (члены СБ ООН плюс Германия).

2 Иранский календарный и финансовый год начинается 21 марта.

инфляции, по данным Статистического центра Ирана, поднялся до 44,4%, а по продовольственным товарам — до 59,6% [20].

Очевидна связь динамики экономики и инфляции с уровнем санкцион-ного давления. Ужесточение международных санкций в 2012—2013 гг. привело не только к падению ВВП, но и к ускорению инфляции почти до 35%. Начало переговоров с «шестеркой» (члены СБ ООН плюс Германия) и подписание СВПД в 2015 г. кардинально улучшили ситуацию, и инфляция снизилась до однозначных показателей. Выход США из СВПД вновь привел к кризису иранской экономики и всплеску инфляции свыше 30% [25; 11. С. 44]. Антизападный настрой нового правительства Ирана вновь ускорил инфляцию.

Как отражением, так и фактором инфляционных процессов является постоянное обесценение риала. При официальном курсе в 42 тыс. риалов за 1 доллар курс на свободном рынке в 2020/2021 г. достигал 228,8 тыс. риалов, а к сентябрю 2021-го, когда правительство пыталось наметить общие направления бюджета, — уже более 271 тыс. риалов [22. С. 18], т. е. в 6,5 раза выше официального курса.

Эти колебания отразились и на подушевом доходе. Ирану до формирования санкционного международного режима удалось поднять уровень ВВП в расчете на одного человека до 17,4 тыс. долларов. К 2015 г., когда проявилось действие этих санкций, резко упал не только подушевой доход по официальному валютному курсу, но и более чем на 25% снизился доход на душу населения по паритету покупательной способности. И только в 2020 г. удалось приостановить его падение. При этом вдвое сократились размеры ВВП на душу населения по официальному курсу.

Несмотря на начавшееся восстановление экономического потенциала, многие из промышленных предприятий работали с перебоями. Основная причина снижения производства — санкции США, особенно связанные с оплатой импорта компонентов, необходимых для металлургии и нефтехимии. А недостаток валютных средств определялся санкциями США на закупки иранской нефти, доходы от экспорта которой в 2020/2021 г. сократились по сравнению с 2017/2018-м в 3 раза (с 62,8 до 21,0 млрд долларов [21. Р. 14]. Сократились до самого низкого за 40 лет уровня не только экспорт нефти, но и ее добыча. Уже в 2020 г. нефтедобыча составила 3,1 млн баррелей в сутки, хотя в 2017-м, т. е. до санкций Д. Трампа, превышала 4,8 млн баррелей в сутки [19]. В 2021 г. добыча могла превысить уровень прошлого года, но незначительно, т. к. сохранялась неопределенность в связи с возвратом США в СВПД.

Санкции США

При Д. Трампе США не только вышли из СВПД, что означало возврат к санкционной политике до 2015 г., но и стали усиливать давление на Иран. Постоянно вводились новые санкции против компаний, организаций, университетов, отдельных отраслей, против физических лиц.

В ответ Иран стал отказываться от своих обязательств по СВПД, касающихся ограничений развития ядерной программы. Особенно усилились эти ответные действия после того, как в результате парламентских выборов в 2020 г. был сформирован меджлис, подавляющее большинство в котором заняли депутаты, представлявшие консерваторов. Мощным толчком для противостояния, кроме убийства в январе 2020 г. командующего силами КСИР за рубежом К. Сулеймани, стало убийство 27 ноября 2020 г. иранского физика-ядерщика Мохсена Фахризаде, который руководил центром исследований при Министерстве обороны.

Уже на второй день после этого преступления меджлис принял закон, по которому Иран имеет право пересмотреть свои обязательства по СВПД. Закон разрешил повысить уровень обогащения урана до 20%, т. е. до уровня, позволяющего получить ядерное оружие, и производить в год не менее 120 кг урана, обогащенного до 20%. Кроме того, закон разрешал ввести в строй в течение года по 1 тыс. дополнительных центрифуг на ядерных объектах в Натанзе и Фордо [9. C. 130]. Правительство Ирана не было согласно с этим законом, но обязано было следовать ему [3].

Приход к власти новой администрации Дж. Байдена возродил надежду на изменение политики США в отношении Ирана, но не привел к ослаблению санкций [1]. Более того, уже в январе 2021 г. США ввели новые санкции против 16 иранских организаций и двух физических лиц. Среди этих организаций — «Сетад», или Штаб по выполнению указов имама Хомейни (Execution of Imam Khomeini's Order — EIKO), а среди физических лиц — руководитель «Сетад» Мохаммад Мохбер, который в августе 2021 г. назначен Э. Раиси первым вице-президентом. Этот акт США еще более ослабил позиции реформаторских сил, поддерживавших предыдущее правительство Х. Роухани. А тот со времени переговоров, закончившихся подписанием СВПД в 2015 г., считался сторонником развития отношений с западными странами как условия снятия санкций и создания благоприятного климата для отечественного бизнеса.

Коронавирус и водная проблема

Охвативший страну в 2020 г. коронавирус продолжил оказывать негативное влияние на жизнь иранцев и на экономику и в 2021-м. Несмотря на быстрое распространение болезни, в январе прошлого года по указанию верховного лидера Ирана Али Хаменеи импорт вакцины из США и Великобритании был запрещен, и Иран стал ее разрабатывать самостоятельно. Во второй половине 2021 г. фондом «Баракат», входящим в состав исламского фонда «Сетад», вакцина была создана.

В августе 2021-го Эбрахим Раиси заявил, что первостепенными задачами его правительства станут вакцинация от коронавируса и улучшение медицинского обслуживания. К этому времени было полностью (т. е. двумя дозами) вакционировано лишь 6% населения страны. Массовая вакцинация началась еще в феврале, в том числе российским «Спутником V»,

а с июня — и отечественным препаратом «Иран Баракат». В июне прививка отечественной вакциной была сделана верховному лидеру Али Хаменеи. Вакцинация после этого приобрела массовый характер. На начало января 2021 г. численность вакцинированных достигла 60 млн человек, превысив 70% населения [7].

Коронавирус не удавалось остановить, несмотря на вводимые ограничения, вплоть до закрытия мечетей. По уровню его распространения Иран на 12 января 2022 г. занимал 12-е место, а по степени вакционированности населения — 16-е место в мире [5]. На 85 млн человек населения число зараженных составило 6,2 млн, т. е. более 7% всех жителей. Довольно велика была и смертность — 131,8 тыс.

Периодическое закрытие из-за коронавируса производств, несмотря на дотации предприятиям, снизило жизненный уровень, не раз приводя к забастовкам и волнениям. Только в июле 2021 г. было зарегистрировано более 3,7 тыс. протестов — почти в пять раз больше, чем в июне. В 2021 г. по всей стране прошли массовые забастовки нефтяников, рабочих, фермеров, учителей, пенсионеров [14].

Протесты в ряде провинций были связаны и с «водной проблемой». Засухи, которая возникла с начала 2021 г., страна не знала более полувека. При этом к лету установилась аномально жаркая погода с температурами до 50 градусов. В Иране нет полноводных рек. Одним из основных способов обеспечения населения питьевой водой и водой для полива является издревле существующая система подземных кяризов, в которые вода поступает с горных склонов и из колодцев. Современное снабжение водой основано на использовании запасов водохранилищ, которые стали строиться одновременно с крупными плотинами и ГЭС. Катастрофическое снижение уровня воды отразилось на снабжении населения питьевой водой, водой для сельского хозяйства, а также на работе гидростанций. В течение года снизился уровень не только воды в реках, но также и грунтовых вод. Для снабжения водой сельского хозяйства, перед которым была поставлена задача добиться самообеспеченности страны продовольствием, начали рыть глубокие колодцы и бурить артезианские скважины. Удалось предотвратить полное высыхание озера Урмийе, площадь которого за последние 20 лет сократилась более чем на 70%. Но отсутствие осадков в 2021 г. усугубило проблему озера.

Осенью массовые забастовки из-за перебоев в снабжении водой прошли в Исфахане, где высохла река Заяндеруд, мосты через которую составляли гордость средневековой архитектуры. Прошли акции протеста и в административном центре остана (провинции) Чахармахаль и Бахтиария на юго-западе Ирана, где из-за засухи пересохли источники, колодцы и реки, снизился объем воды в водохранилищах. От недостатка воды пострадало более половины населения провинции, а почти в 300 деревень воду доставляли водовозами [2].

Особенно тяжелое положение с обеспечением водой населения сложилось в мае — июне в Хузестане и Лурестане, где от недостатка воды стал

гибнуть скот и еще летом прошли массовые демонстрации, часть которых носила политический характер [2]. И все это происходило накануне президентских выборов, что, конечно, еще больше снижало шансы сторонников Х. Роухани.

Хотя доля ГЭС в выработке электроэнергии не превышает 5—7% [9. С. 235—236], сбои в их работе вызвали перебои в электроснабжении. Правительство Х. Роухани дало указание сократить потребление электроэнергии государственными организациями. В конце мая 2021 г. в Тегеране, например, было отключено на день электричество в 33 учреждениях, превысивших нормы потребления электроэнергии.

В мае был объявлен четырехмесячный запрет на майнинг криптовалю-ты, арестам подвергались нелегальные производители криптовалюты, потреблявшие большие энергоресурсы. А для Ирана использование крипто-валюты было одним из способов оплаты импорта и закупок валюты, т. к. финансовые санкции США после выхода из СВПД резко сократили валютные резервы страны. По оценкам, один только биткойн приносит Ирану ежегодный доход около 1 млрд долларов [16]. И сейчас на Иран приходится около 5% мировых мощностей по майнингу криптовалюты.

Перебои с электроэнергией повлекли за собой недовольство населения, привыкшего к чрезмерному использованию электричества из-за низких цен. (Электроэнергия субсидируется, для ряда потребителей существуют льготы — например, освобождены от платы за электричество мечети, вак-фы3, семинарии.)

Президентские выборы

После того, как меджлис принял закон о выборах, в котором был определен срок их проведения — 18 июня, на участие в них было подано 592 заявки, в том числе 40 — от женщин. В Иране отбор кандидатов осуществляет Наблюдательный совет (Совет стражей), состоящий из 12 человек, половина из которых назначается непосредственно верховным лидером. В результате через это сито прошли только 7 кандидатов.

Из них лишь двое могли быть причислены к политическому крылу, которое условно считается реформаторским. Это были скорее кандидаты, относящиеся, как и сам Х. Роухани, к так называемым прагматикам. Видимо, Наблюдательный совет оставил их в списке потому, что они не пользовались широкой известностью у населения. Это экс-губернатор провинции Исфахан Мохсен Мехрализаде (он отказался от участия за два дня до выборов) и глава Центрального банка ИРИ Абдул Насер Хеммати. Остальные являлись представителями консервативного крыла иранских политических сил, причем радикального направления.

Наблюдательный совет не допустил к выборам ни пользовавшегося авторитетом первого вице-президента в правительстве Роухани Эсхака Джа-

3 Исламский благотворительный фонд, образованный на основе личных пожертвований.

хангири, ни сына Рафсанджани Мохсена Хашеми Рафсанджани, ни популярного в стране депутата Али Лариджани. Именно Али Лариджани, который был спикером меджлиса с 2008-го по 2020 г., мог бы стать наиболее реальным соперником Раиси, хотя он и не относится к реформаторскому течению, больше примыкая по своим взглядам к прагматикам. Наблюдательный совет, по некоторым данным, не пропустил его кандидатуру из-за того, что его дочь учится в США и, возможно, имеет гражданство Великобритании. Интересно, что Наблюдательный совет не допустил к выборам и бывшего президента Махмуда Ахмадинежада — возможно, чтобы не обострять отношения с Западом.

Х. Роухани даже обратился к верховному лидеру Али Хаменеи с просьбой разобраться с отстранением от выборов видных политиков. С критикой решения Наблюдательного совета выступили некоторые иранские политические фигуры, например Хасан Хомейни, внук аятоллы Хомейни. Но рахбар ответил, что Наблюдательный совет сделал то, что должен был сделать [15].

В списке кандидатов от консерваторов Наблюдательный совет оставил пять человек: Эбрахим Раиси, Мохсен Резаи, Саид Джалили, Алиреза Зака-ни, Амир-Хоссейн Газизаде Хашеми. Наиболее известными из них, имевшими шансы на победу, были первые три кандидата. Двое, как и М. Михра-илизаде, в последний день предвыборной кампании отказались от участия в выборах. Всего осталось четыре кандидата. Мало кто сомневался, что наиболее вероятным победителем будет Э. Раиси — основной соперник Х. Роухани на прошлых президентских выборах и главный критик курса его правительства.

Эти ожидания основывались не только на провале ориентации сторонников Роухани на улучшение отношений с Западом, т. к. европейские страны не смогли противостоять санкционному нажиму США, но и на отсутствии единства среди реформаторов. Они не смогли не только выдвинуть общего кандидата, но даже не пришли к единому взгляду на участие в выборах. Многие из них выступали с призывами не участвовать в выборах с набором кандидатов, оставленных Наблюдательным советом. К этому призывали общественные организации, студенты, иранские эмигранты за рубежом, что повышало шансы Э. Раиси. Способствовала этому и его поддержка со стороны Али Хаменеи, который, по некоторым сведениям, рассматривает Раиси как одного из наиболее вероятных своих преемников на посту рахбара.

Явка на выборах оказалась самой низкой за все годы существования режима (менее 50%), особенно низкой она была в Тегеране. Уже в первом туре президентом был избран Э. Раиси.

Ему 61 год, он имеет юридическое образование, звание ходжат-оль-ис-лам, является сейедом, т. е. потомком Пророка. Э. Раиси занимал должности прокурора Тегерана, начальника Генеральной инспекции Ирана, генпрокурора. В предвыборную кампанию 2021 г. он вступил, будучи главой судебной власти Ирана, на которую был назначен верховным лидером в 2019-м.

А до этого, в 2016-м, после смерти Махмуда Ваэзи был назначен главой вак-фа «Астане Годс Раззави», который является крупнейшим не только в Иране, но и на всем Ближнем Востоке. Назначение Э. Раиси главой одного из старейших и богатейших вакфов страны несомненно увеличивало его религиозный и административный авторитет.

Основанному в XVI в. вакфу принадлежит около половины всех застроенных площадей в Мешхеде, 400 тыс. га земель и около 450 ферм в сельской местности только в одной провинции Хорасан. Вакф имеет собственность не только в Иране, но и в других странах, например в Пакистане и Индии [2]. Ему принадлежат не только земли, свободная экономическая зона «Серахс», университет, аэропорт международного уровня, но и множество крупных компаний, в том числе автомобильные, по производству комбайнов, горнодобывающие, нефтегазовые, текстильные. Многие из этих компаний, как и нынешний глава вакфа Ахмад Марви, находятся под американскими санкциями [24]. На самого Э. Раиси санкции США были наложены еще в 2009 г. за преследование инакомыслящих.

После избрания президентом и состоявшейся 5 августа инаугурации перед Э. Раиси встала задача сформировать новое, 13-е правительство, решить вопрос о продолжении переговоров в Вене о восстановлении СВПД и представить меджлису свой вариант бюджета на 2022/2023 г.

Формирование 13-го правительства ИРИ

15 августа 2021 г. Э. Раиси представил меджлису состав правительства. В Иране, помимо министров, возглавляющих отраслевые министерства, которые подлежат обязательному утверждению парламента, в состав правительства входят также вице-президенты, которых назначает непосредственно президент — хотя, конечно, их кандидатуры он согласовывает с рах-баром.

Первым актом Раиси еще до формирования кабинета министров было назначение первым вице-президентом, который замещает президента в период его отсутствия, Мохаммада Мохбера. Уже это назначение показало, каков будет состав нового правительства. М. Мохбер более десяти лет возглавлял «Сетад» (Штаб по исполнению указов имама Хомейни) — одну из наиболее мощных квазигосударственных структур Ирана, находящуюся в прямом подчинении Али Хаменеи. Одновременно М. Мохбер является и представителем научного сообщества, будучи доктором международного права и менеджмента.

Вице-президентом был назначен и Мохсен Резаи, один из одобренных Наблюдательным советом кандидатов в президенты, секретарь Ассамблеи по целесообразности, который в 1980—1997 гг. возглавлял КСИР. Вице-президентом по связям с исполнительной властью стал Сейед Солат Мор-тазави, который в правительстве Махмуда Ахмадинежада был заместителем министра внутренних дел, а до этого занимал посты и мэра Мешхеда, и руководителя одной из компаний вакфа «Астане Годс Раззави».

В новое правительство вошли в основном высшие чиновники из правительства Махмуда Ахмадинежада, тесно связанные с КСИР, представители научных кругов и религиозно-государственных структур. Министерство экономики и финансов Ирана возглавил Эхсан Хандузи, профессор одного из тегеранских университетов, который в 2020 г. был избран в меджлис. Он известен своими популистскими взглядами на экономическую справедливость на основе исламских принципов. С «Сетад» был связан и назначенный министром энергетики Али Акбар Мехрабиан.

Новый министр иностранных дел Хоссейн Амир Абдоллахиан был известен дружественными отношениями с генералом КСИР Касемом Сулейма-ни. Он занимал ответственные посты в МИД и при правительстве М. Ахма-динежада, и при правительстве Х. Роухани.

Министерство дорог и городского развития возглавил один из бывших высших чинов КСИР Рустам Гасеми, который был министром нефти в правительстве М. Ахмадинежада и еще в то время включен в санкционные списки Евросоюза.

Новым главой Планово-бюджетной организации стал Масуд Мирказеми, в правительстве М. Ахмадинежада возглавлявший Министерство торговли.

Министром внутренних дел Ирана был утвержден Ахмад Вахиди, который при М. Ахмадинежаде был министром обороны.

Министром промышленности и добычи полезных ископаемых назначен Реза Фатеми, являвшийся заместителем Эбрахима Раиси, когда тот возглавлял «Астане Годс Раззави».

Близким другом М. Ахмадинежада считается министр культурного наследия, туризма и ремесел бывший генерал КСИР Эзатолла Заргами [12].

Пост министра разведки получил Эсмаил Хатиб, служивший в КСИР. Многие из них, как и Э. Раиси [18], находятся под санкциями (как и сам рахбар).

Они представляют собой наиболее консервативное крыло политических сил и могут рассчитывать на поддержку рахбара, меджлиса, Наблюдательного совета и судебной власти. Никогда до формирования этого правительства не было периода, чтобы все ветви власти оказывались в руках консерваторов. Именно поэтому и в Иране, и в Европе уже в августе 2021 г. появились сомнения насчет переговоров в Вене, и даже не относительно успехов, а насчет их продолжения.

Переговоры в Вене

Приход к власти Дж. Байдена, хотя и не привел к отмене санкций в отношении Ирана, но дал возможность начать переговоры о сохранении СВПД как международного договора в полном составе, т. е. о возвращении США в договор и об условиях этого возвращения. Переговоры возобновились в апреле 2021 г. с участием подписавших в 2015-м СВПД России, Китая, Великобритании, Германии, Франции, Ирана, ЕС, США. Поскольку иранская делегация отказалась встречаться с представителями США напрямую,

участие США было заочным — сначала в разных отелях, затем в разных комнатах. Россия и Китай всячески способствовали этому сложному переговорному процессу.

Правительству Х. Роухани, которое надеялось завершить переговоры в период своей деятельности, удалось провести шесть раундов и согласовать большую часть взаимных требований. Поскольу США первыми вышли из СВПД, Иран настаивал, чтобы США первыми и сняли все санкции; но администрация Дж. Байдена настаивала на синхронном процессе с двух сторон. После прихода к власти Э. Раиси Иран взял после 6-го раунда переговоров большую паузу на время формирования правительства.

Несмотря на высказываемые предположения, что переговоры не будут возобновлены, новое правительство заявило об их продолжении, хотя на последней встрече с кабинетом Х. Роухани лидер страны Али Хаменеи и предупредил, что «доверие к Западу не работает, они не помогут и нанесут удар, когда смогут» [23]. И пока шло утверждение состава кабинета, работы по обогащению урана в Иране не прекращались. А в иранских СМИ постоянно звучали обвинения в адрес США в нарушении международного права и в препятствиях получению Ираном даже гуманитарной помощи в условиях ковида. Несомненно, окончательное решение о продолжении переговоров принимал рахбар.

Во главе новой команды переговорщиков, которая была полностью заменена, поставлен родственник рахбара Али Багер Кяни (брат зятя Али Хаменеи). В конце ноября 2021 г. начался 7-й раунд переговоров, на которых иранская делегация выдвинула свои новые условия. Иран считает, что США должны предоставить письменные гарантии того, что они не выйдут из достигнутого соглашения при очередной смене своей администрации. Иран готов остановить развитие ядерной программы, если США снимут санкции, а также возместят ущерб от американских санкций [14].

Конечно, эти условия требовали изучения, и их обсуждение было перенесено на 8-й раунд, который начался 27 декабря 2021-го. Он был прерван новогодними каникулами и продолжен с 3 января 2022 г. В Женеве во время российско-американских консультаций также обсуждались проблемы реанимации СВПД. Зам. главы МИД РФ С. Рябков отметил, что шансы достигнуть решения повысились, и все стороны демонстрируют готовность находить решение остающихся проблем. Однако признал при этом, что «есть целая серия сюжетов, связанная с облегчением санкционного бремени, которое с трудом поддается решению» [13]. Необходимо принимать во внимание и антииранскую позицию Израиля, влияющего на США.

В начале января 2022 г. пресс-секретарь Белого дома Дженнифер Пса-ки заявила, что США нацелены на быстрое возвращение вместе с Тегераном к соблюдению обязательств по СВПД, поскольку «ускорение ядерной деятельности Ирана сделает это соглашение бессмысленным». Уже 15 января она сообщила о позитивных сдвигах в переговорах, после чего курс иранского риала сразу же поднялся. Если на начало января, т. е. когда был перерыв в переговорах, курс доллара составлял 301,5 тыс. риалов, то 15 ян-

варя — уже 274 тыс. риалов [4]. Это еще одно свидетельство значимости для иранской экономики восстановления СВПД, отмены санкций и внимания к этой ситуации населения.

13 января 2022 г. С. Лавров также выразил надежду на то, что договоренность будет достигнута, и добавил, что «для этого важно, чтобы и иранские партнеры были максимально реалистичными, сотрудничали с МАГАТЭ», а «западные участники переговорного процесса не пытались создавать какое-то психологическое напряжение, периодически вбрасывая в медийное, публичное пространство инициативы с критикой Ирана и с требованиями к нему». Он отметил, что Запад перестал выдвигать некоторые условия в отношении Ирана, касающиеся, в частности, наложения ограничений на ракетную программу страны, а также его поведения в регионе [8]. На момент написания этой статьи переговоры продолжались.

Бюджетный тупик

Отсутствие результатов на Венских переговорах осложняет формирование экономической политики, что наиболее отчетливо проявилось в выработке бюджета на 2022/2023 г. Проект бюджета президент представил меджлису 12 декабря 2021 г. В целом бюджет одобрен. Он предусматривает снижение зависимости доходной части от экспорта нефти, прогнозируя его объем в 1,2 млн баррелей в сутки, — хотя без отмены санкций США вероятность превысить экспорт в 1,0 млн баррелей в сутки, как в 2020 г., остается низкой. Иран запланировал доходы от экспорта нефти из расчета 60 долларов за баррель, с чем после долгих споров согласился меджлис, хотя цены на нефть колеблются и в прошлом году часто были ниже 50 долларов за баррель.

Бюджет удалось спланировать как бездефицитный. Но при отрицательном платежном балансе Иран вынужден изыскивать для покрытия расходов дополнительные внутренние источники. Одним из них является выпуск государственных облигаций. В Иране к их выпуску стало широко прибегать правительство Х. Роухани. Эти облигации выпускаются как исламские облигации типа «сукук», т. е. являются акциями определенных активов, как правило, крупных доходных госкомпаний. Их выпуск согласовывается с меджлисом, с самими компаниями, банками, Тегеранской фондовой биржей и Организацией внебиржевой продажи акций (Фарабурс), через которые эти акции реализуются.

На Тегеранскую фондовую биржу и на Фарабурс в 2021 г. было выпущено 36 различных видов акций «сукук». Активами для них является собственность на самые разные товары — от запчастей до оборудования, зданий и произведенной продукции. Акции «сукук» только в ноябре 2021 г. были выпущены такими крупными компаниями, как автомобильная «Сайпа», Arman Electronic Select Industrial Group, Kerman Motor, Social Security Invest company, автомобильный гигант Iran Hodro и др. [4].

Но не все госкомпании могут обеспечить фиксированный доход на такого типа акции. Так, в 2020/2021 г. 50 госкомпаний оказались убыточными,

и лишь 12 смогли закончить работу без прибыли и убытков. По оценкам, в 2021/2022 г. число убыточных компаний сократится до 46, но значительно возрастет число бездоходных компаний — до 199. Поэтому прогнозы иранских экспертов относительно возможности доходов компаний для покрытия бюджетного дефицита на 2022/2023 г. пессимистичны. Доходы от продажи «сукук» оценить в этой ситуации сложно, тем более, что растет долг государства по выплатам процентов по уже проданным «сукук»-обли-гациям.

Несмотря на постоянную критику правительства Х. Роухани за все увеличивавшийся выпуск этих акций, продажа которых компаниям и населению позволяла выполнять социальные обязательства государства, новое правительство также продолжило их реализацию и предусмотрело в бюджетном плане расширенный их выпуск.

Для покрытия дефицита новый бюджет предусматривает рост цен на топливо для промышленных предприятий, увеличение ставки НДС на 70%. А поскольку это неизбежно усилит инфляционное давление, предполагается выделение субсидий для двух низших децилей населения.

Крайне проблемной статьей бюджета является определение курса валюты. Необходимость изменить официальный курс осознается всеми, даже в основу расчета бюджета положен рыночный курс. Однако меджлис при обсуждении бюджета отсрочил введение более свободного курса, решив проводить это постепенно, сохранив фиксированный курс для субсидирования закупок ряда основных товаров, главным образом пшеницы и лекарств. Бюджет предусматривает рост военных расходов, в том числе удвоение расходов на КСИР.

Несмотря на критику некоторыми депутатами отдельных статей бюджета, он не вызвал такого противодействия, как проекты бюджета, разработанные правительством Х. Роухани, хотя и не содержал принципиальных отличий от предыдущего. Такое единение ветвей власти позволяет надеяться, что достигнутые в период 13-го правительства соглашения, включая и соглашения относительно ядерной программы, будут Ираном выполняться.

* * *

Исламская Республика Иран к 43-й годовщине своей революции оказалась в сложном экономическом, внутриполитическом и внешнеполитическом положении. Санкции США не дали возможность Ирану реализовать потенциальные возможности, которые открывало подписание в 2015 г. «Совместного всеобъемлющего плана действий», с которым мировое сообщество связывало устранение ядерной угрозы со стороны Ирана, поднятие его экономического потенциала, укрепление демократических тенденций во внутренней политике режима, улучшение его взаимоотношений с мировым рынком.

Несмотря на крайне негативное влияние американских санкций, иранская экономика смогла выстоять даже в условиях коронавируса, сильно

затронувшего страну. Иран остался активным игроком в мировой политике, усилил свою значимость в крайне нестабильном регионе, используя дипломатию и «мягкую силу». В разрешении кризиса между Ираном и США заинтересованы и страны Европы, и Китай, и Россия.

Для России важно, что Иран стремится развивать отношения с ней в разных сферах. В 2021 г. по сравнению с 2020-м товарооборот увеличился почти до 2 млрд долларов, продолжается строительство новых энергоблоков Бушерской АЭС. Начался процесс принятия Ирана в Шанхайскую организацию сотрудничества, идут переговоры о переходе к постоянному соглашению об образовании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном. С официальным визитом в январе 2022 г. Москву посетил президент Ирана. Идет подготовка к подписанию нового долгосрочного договора о взаимном сотрудничестве. Для России отношения с Ираном особенно важны с точки зрения безопасности ее южных границ, вовлеченности Ирана в сложную ситуацию на Ближнем Востоке, с учетом ситуации в Афганистане. Россия заинтересована в успешном завершении переговоров в Вене, которые позволят создать более благоприятные условия для повышения финансового потенциала Ирана и для российско-иранского экономического сотрудничества.

Литература

1. Байден продлил санкции в отношении Ирана, введенные в 1979 году. — https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12876067 (дата обращения: 09.11.2021).

2. Беккин Р. Институт вакфа в социально-экономической жизни мусульманских стран // Вестник СПбГУ. Серия 5. 2008. Вып. 3. — https://cyberleninka.ru/article/n/institut-vakfa-v-sotsialno-ekonomicheskoy-i-politicheskoy-zhizni-musulmanskih-stran/viewer (дата обращения: 20.10.2021).

3. Дефицит воды вызвал протесты на юго-западе Ирана // Aa.com. 2021. 24.11. — https://www.aa.com.tr/ ш/мир/дефицит-воды-вызвал-протесты-на-юго-западе-ирана/2429146 (дата обращения: 02.08.2021).

4. Донья-е эктесад [Мир экономики] (на перс. яз.). — www/ http://donya-e-eqtesad.com (дата обращения: 16.02.2022).

5. Иран сообщил ООН о планах по обогащению урана выше согласованного лимита // РБК. 2021. 02.01. — https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ff051109a79478286ef3f87 (дата обращения: 05.01.2021).

6. Ковид в странах мира.http//gogov.ru/covid-v-stats/world (дата обращения: 12.01.2022).

7. Коронавирус в Иране : статистика. — http//index.minfin.com.ua/reference/coronavirus/geography/iran (дата обращения: 09.01.2022).

8. Лавров сообщил о «реальном прогрессе» на переговорах по СВПД // Интерфакс. 2022. 14.01. — https:// www.interfax.ru/world/815432 (дата обращения: 14.01.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Мамедова Н. М. Иран в 2020 году: и санкции, и убийства //Запад—Восток—Россия 2020 : ежегодник. М. : ИМЭМО РАН, 2021.

10. Мамедова Н. М. Экономика Ирана. М. : МГИМО, 2018.

11. Перспективы развития мировой экономики : Восстановление во время пандемии // МВФ. 2021. Октябрь. — https://www.imf.org/ru/Publications/WE0/Issues/2021/10/12/world-economic-outlook-october-2021 (дата обращения:14.01.2022).

12. Поляков О. Альянс ученых и «ястребов» Ахмадинежада: кто есть кто в новом правительстве Ирана // EurAsia Daily. 2021. 03.09. — https://eadaily.com/ru/news/2021/09/03/alyans-uchenyh-i-yastrebov-ahmadinezhada-kto-est-kto-v-novom-pravitelstve-irana (дата обращения: 03.09. 2021).

13. Рябков сообщил о росте шансов на возвращение к СВПД по иранскому атому // Интерфакс. 2022. 10.01. — https://www.interfax.ru/russia/814627 (дата обращения: 10.01.2022).

14. Сажин В. И. Иран: итоги 2021 и перспективы 2022 // Международная жизнь. 2021. 29.12. — https:// interaffairs.ru/news/show/33093 (дата обращения: 29.12.2021).

15. Сажин В. И. Иран накануне выборов президента страны: кандидаты и перспективы // Международная жизнь. 2021. 04.06. — https://interaffairs.ru/news/show/30349 (дата обращения: 04.06.2021).

16. Смагин Н. Замкнутый круг: как засуха заставляет Иран отказываться от криптовалюты // ТАСС. 2021. 02.06. — https://tass.ru/opinions/11537221 (дата обращения: 12.08.2021).

17. «Хочу пить!» Протесты из-за нехватки воды в Иране переходят в политические // BBC. Русская служба. 2021. 22.07. — https://www.bbc.com/russian/news-57933088 (дата обращения: 22.07.2021).

18. Юзик Ю. Правительство под санкциями // Russia Today : на русском языке. 2021. 23.08. — https:// russian.rt.com/opinion/898425-yuzik-iran-raisi-prezident-pravitelstvo-sostav (дата обращения: 23.08.2021).

19. BP Statistical Review of World Energy 2021. — https://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy.html (дата обращения: 10.01.2022).

20. Consumer Price Index in the Month of Azar of the Year 1400 // Amar.org. — https://www.amar.org.ir/ Portals/1/CPI.%20Azar%201400.pdf (дата обращения: 16.01.2022).

21. Economic Trends № 104, First Quarter 1400 (2021/2022) // Central Bank of the Islamic Respublic of Iran. — https://www.cbi.ir/simplelist/22417.aspx (дата обращения: 10.01.2022).

22. Economic Trends № 105, Second Quarter 1400 (2021/2022) // Central Bank of the Islamic Respublic of Iran. —https://www.cbi.ir/simplelist/22851.aspx (дата обращения: 10.01.2022).

23. Putting trust in West an Exercise in Futility // Financial Tribune. 2021. 30.07. — https://financialtribune. com/articles/national/109634/putting-trust-in-west-an-exercise-in-futility (дата обращения: 30.07.2021).

24. Treasury Targets Billion Dollar Foundations Controlled by Iran's Supreme Leader // US Departament of the Treasury. 2021. 13.01. — https://home.treasury.gov/news/press-releases/sm1234 (дата обращения: 12.12.2021).

25. World Development Indicators, 2022 // The World Bank. — https://databank.worldbank.org/reports. aspx?source=2&country=IRN (дата обращения: 16.02.2022). ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.