Научная статья на тему 'Иракский нефтяной фактор в мировой политике 30-х гг. XX века'

Иракский нефтяной фактор в мировой политике 30-х гг. XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
356
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЬ / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ИРАК / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / США / ФРАНЦИЯ / ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ / АРАБСКИЕ СТРАНЫ / OIL / THE MIDDLE EAST / IRAQ / GREAT BRITAIN / USA / FRANCE / GREAT POWERS / ARAB COUNTRIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валиахметова Гульнара Ниловна

В статье рассматривается соперничество великих держав и нефтяных компаний за иракскую нефть и его влияние на трансформацию системы международных отношений на Ближнем Востоке в 1930-е гг. Политико-стратегические и экономические составляющие во внешней и национальной нефтяной политике стран Запада и Востока в совокупности с транснациональной политикой нефтяных монополий свидетельствуют о разнообразии задействованных в этом процессе факторов, а также демонстрируют поразительное сходство с современной ситуацией на Большом Ближнем Востоке. В 1930-е гг. иракская нефть стала одним из важных факторов мировой и региональной политики, под влиянием которых Великобритания была вынуждена уступить свои доминирующие позиции на Ближнем Востоке и согласиться на роль «младшего партнера» США в англо-американском стратегическом альянсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Iraq Oil Factor in World Politics of the 1930s

The article is devoted to the history of rivalry among the Western powers for the control over Iraq oil and its impact on the transformation of the international relations’ system in the Middle East in the 1930s. Political, strategic and economic components of the foreign and national oil policy of Western and Eastern countries in combination with the transnational policy of oil monopolies suggest the diversity of factors involved in the process and demonstrate a striking similarity with the current situation in the New Middle East. In the 1930s Iraq oil became one of the important factors of world and local politics under the influence of which Great Britain had to cede its dominance in the Middle East and to consent to the position as the US “junior partner” in the Anglo-American strategic alliance.

Текст научной работы на тему «Иракский нефтяной фактор в мировой политике 30-х гг. XX века»

ИСТОРИЯ. ЭТНОГРАФИЯ

Г.Н. Валиахметова УДК 94(100)"1932/39" + 94(567) + 327.2+ 665.6/.7

ИРАКСКИЙ НЕФТЯНОЙ ФАКТОР В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ 30-Х ГГ. XX ВЕКА

В статье рассматривается соперничество великих держав и нефтяных компаний за иракскую нефть и его влияние на трансформацию системы международных отношений на Ближнем Востоке в 1930-е гг. Политико-стратегические и экономические составляющие во внешней и национальной нефтяной политике стран Запада и Востока в совокупности с транснациональной политикой нефтяных монополий свидетельствуют о разнообразии задействованных в этом процессе факторов, а также демонстрируют поразительное сходство с современной ситуацией на Большом Ближнем Востоке. В 1930-е гг. иракская нефть стала одним из важных факторов мировой и региональной политики, под влиянием которых Великобритания была вынуждена уступить свои доминирующие позиции на Ближнем Востоке и согласиться на роль «младшего партнера» США в англо-американском стратегическом альянсе.

Gulnara N. Valiakhmetova

IRAQ OIL FACTOR IN WORLD POLITICS OF THE 1930S

The article is devoted to the history of rivalry among the Western powers for the control over Iraq oil and its impact on the transformation of the international relations' system in the Middle East in the 1930s. Political, strategic and economic components of the foreign and national oil policy of Western and Eastern countries in combination with the transnational policy of oil monopolies suggest the diversity of factors involved in the process and demonstrate a striking similarity with the current situation in the New Middle East. In the 1930s Iraq oil became one of the important factors of world and local politics under the influence of which Great Britain had to cede its dominance in the Middle East and to consent to the position as the US "junior partner" in the Anglo-American strategic alliance.

Ключевые слова: нефть, Ближний Восток, Ирак, Великобритания, США, Франция, великие державы, арабские страны.

Key words: oil, the Middle East, Iraq, Great Britain, USA, France, great powers, Arab countries.

Значимость событий, происходящих на Ближнем Востоке в последние годы, особенно в Ираке, давно вышла за региональные рамки. Новейшая история вынесла на первый план феномен симбиоза большой нефти и большой политики. Тема эксплуатации иракских нефтегазовых ресурсов после оккупации страны войсками США очень важна для оценки геополитических процессов в регионе, последствий

войны для Ирака и США, для понимания механизмов американской экспансии на Ближнем Востоке.

18 декабря 2011 г. последнее подразделение вооруженных сил США покинуло Ирак.

В ближайшие 7 лет американский бизнес намерен инвестировать в Ирак, в основном в нефтегазовую отрасль, более 200 млрд долл. В Ираке останется 157 военнослужащих США,

Валиахметова Гульнара Ниловна, доктор исторических наук, профессор Уральского федерального университета (Екатеринбург), e-mail: [email protected]

которые будут участвовать в обучении иракских военных, а также подразделение американских морских пехотинцев для охраны американского посольства в Багдаде. Кроме того, в стране останется 16-тысячный контингент американских дипломатов и сотрудников частных охранных структур, которые фактически и будут обеспечивать американское присутствие в Ираке. По данным "The Wall Street Journal", предполагаемая стоимость содержания такой расширенной «дипломатической миссии» составит около 3,8 млрд долл. в год. Однако по сравнению с прежними 40 млрд долл., которые тратились на военный контингент, это станет значительной экономией. Помимо установления контроля над иракской нефтью, США удалось полностью переориентировать Ирак в вопросах военно-технического сотрудничества, что является важным этапом начала формирования нового иракского оборонного потенциала [1]. Очевидно, речь идет о своеобразной форме военного присутствия США на послевоенный период. Причем с иракской территории американцы смогут контролировать и соседние страны - Сирию, Иран, иракский и турецкий Курдистан, а также всю зону Персидского залива.

В этой связи уроки прошлого приобретают особую актуальность. Уже сейчас видно, что накопившиеся в Ираке проблемы значительно серьезней и глубже, чем виделось американцам до оккупации. Уроки британского опыта частично дают ответы на возникшие вопросы, помогают лучше понять возможные пути развития этой страны. Исторический материал позволяет проанализировать проблемы, с которыми столкнулась Великобритания в 1930-е гг., когда предоставила подмандатному Ираку политическую независимость и попыталась сделать его своей точкой опоры на Ближнем Востоке, используя и нефтяной фактор.

История Ближнего Востока 1930-х гг. - это движение к ревизии диктата, установленного державами-победительницами после Первой мировой войны (1914-1918). В результате распада Османской империи после поражения в Первой мировой войне ее арабские территории были включены в состав неформальной части колониальных владений европейских держав, а регион оказался в сфере англо-французского влияния. При этом британские позиции на Ближнем Востоке были более устойчивы и сильны, надеж-

нее защищены и обеспечены, чем французские. Это позволило Англии начать переход к системе косвенного управления в подмандатных странах и сохранять свой контроль без оккупации. Решение Англии отменить мандатный режим в Ираке в значительной степени было продиктовано соображениями экономии.

Предоставление Ираку независимости в 1932 г. не лишило Англию имевшихся у нее при мандате важных привилегий: за ней остались доминирующие стратегические и экономические позиции, а также контроль над нефтяным производством страны. Но в системе управления Ирака произошли большие перемены, и британское влияние было серьезно ограничено. Чтобы в новых условиях удерживать Ирак в рамках имперской политики бывшего мандатария, британское правительство было вынуждено совершенствовать методы косвенного вмешательства во внутренние дела и внешнюю политику молодого государства. Сохранение финансово-экономической зависимости Ирака от Англии, в т.ч. путем сдерживания развития нефтяной промышленности страны, позволяло Лондону достаточно эффективно оказывать давление на Багдад. Поэтому предпочтение отдавалось финансово-политическим инструментам вмешательства, в числе которых одним из наиболее действенных стал нефтяной «рычаг».

Британское правительство последовательно проводило курс на установление монополии на иракскую нефть многонациональной компании «Ирак Петролеум» (ИПК), которая контролировалась английским капиталом. Данный курс осуществлялся такими методами, как дипломатическая поддержка ИПК в деле приобретения ею эксклюзивных нефтяных прав в Ираке и урегулирования многочисленных конфликтов компании с иракскими властями, предотвращение сближения Ирака с конкурирующими европейскими державами (Германией, Италией) и вытеснения иностранного капитала из нефтяного сектора страны, выявление и нейтрализация потенциальных инвесторов компаний - соперниц ИПК. В результате к концу 1930-х гг. нефтяной экспорт и нефтяные доходы Ирака оказались под контролем ИПК, что в совокупности с финансовой помощью компании Багдаду обеспечило британской дипломатии широкое поле для маневра [6, с. 141-145].

Иракский нефтяной фактор также стал использоваться при решении текущих и долгосрочных задач ближневосточной политики Англии и Франции. ИПК была вовлечена в процесс укрепления британских и французских военно-стратегических позиций на Ближнем Востоке в рамках строительства нефтепровода к Средиземному морю и финансового участия в сооружении объектов транспортной инфраструктуры региона [9]. Согласованность действий нефтяных компаний и британского правительства имела место в вопросе пресечения попыток Ирака, Египта и Турции совместными усилиями ослабить свою зависимость от иностранного нефтяного капитала путем строительства национальных нефтеперерабатывающих заводов [8]. При поддержке британской и французской дипломатии ИПК приобрела нефтяные концессии в большинстве арабских стран, что в перспективе гарантировало Лондону и Парижу эффективный инструмент вмешательства в их дела [3, с. 108-110]. Связь Уайтхолла1 с нефтяными кругами отчетливо проступила в годы Второй мировой войны (1939-1945). Необходимость обеспечить потребности союзных армий в жидком топливе и предотвратить расширение театра военных действий на Ближний Восток, англо-иракская война и британская оккупация Ирака в 1941 г. - эти и другие условия военного времени обязывали ИПК действовать в тесном сотрудничестве с Правительством Великобритании.

Таким образом, в 1930-е гг. нефтяной фактор стал важной составляющей в политике Великобритании и Франции на Ближнем Востоке, а тесное сотрудничество с нефтяными компаниями приобрело исключительную роль в реализации их интересов в этой части света. Но регион по-прежнему рассматривался европейскими колониальными державами как материальное пространство сырья, рынок сбыта, объект технократического управления, без учета желаний и стремлений арабов.

Фактически иракцам было отказано в доступе к своим нефтяным ресурсам. Хотя нефть приобретала роль важного фактора экономического развития Ирака, Англия не только не планировала, но, напротив, препятствовала

включению иракских нефтяных ресурсов в процесс модернизации страны и региона. Это способствовало нарастанию противоречий между национальными интересами Ирака, с одной стороны, и коммерческой политикой иностранных нефтяных компаний, действовавших в русле британской ближневосточной политики, с другой; предопределяло неизбежность англо-иракского конфликта, а также специфику нефтяной политики Багдада и методов ее реализации.

К моменту, когда Ирак приобрел независимость, большая часть его территории уже была сдана в концессии ИПК. Поэтому Правительство Ирака изначально могло использовать только косвенные методы воздействия на концессионеров, в первую очередь те, к которым традиционно прибегали правительства и нефтяные компании Запада - дипломатическое маневрирование, политические интриги, двойные стандарты. Багдад достаточно успешно использовал угрозу конкуренции в качестве одного из средств давления на нефтяных концессионеров (в вопросах их производственной и финансовой политики) и Уайтхолл (в вопросах оказания Ираку финансово-экономической помощи и дипломатической поддержки). Иракские власти разыгрывали карту своей заинтересованности в сотрудничестве с германским финансово-промышленным капиталом и независимыми американскими нефтяными компаниями, дополняя этот процесс попытками сближения с державами «оси» в противовес стремлению Англии сохранить свое влияние в Ираке [10, с. 159].

В годы Второй мировой войны очевидный интерес Вашингтона к зоне Персидского залива подтолкнул Багдад к идее посредничества США в урегулировании его конфликтов с нефтяными компаниями и британским правительством. А изменение соотношения сил между великими державами на международной арене открывало путь к сотрудничеству нефтедобывающих и транзитных стран в региональных рамках, создавало условия для экономической интеграции и политического сближения ведущих государств Ближнего Востока. Общность интересов Парижа и Багдада в вопросах наращивания добычи иракской нефти в 1930-е гг. предопределила ирако-французское сближение

1 Уайтхолл (Whitehall) - улица в центре Лондона, название которой стало нарицательным обозначением британского правительства.

в 1970-1980-е гг. и привилегированные позиции французских нефтяных компаний в Ираке после национализации нефтяной промышленности страны в 1972 г. [4].

Иными словами, в 1930-е гг. Ирак, отстаивая свои национальные интересы в нефтяной сфере, преимущественно использовал угрозу конкуренции со стороны реальных и потенциальных соперников Англии на Ближнем Востоке (Германии, Италии и США) и сближения с ведущими региональными странами на антибританской основе. В результате иракское правительство постепенно стало прибегать к нефтяной дипломатии не только при решении вопросов, непосредственно связанных с развитием национального нефтяного сектора, но также при выстраивании своих отношений с соседями и западными державами.

Нефтяная политика Багдада формировалась под влиянием сугубо иракских, общеарабских и региональных факторов. Государство Ирак было создано из трех различных фрагментов Османской империи под воздействием внешнего импульса. Несмотря на наличие демократических институтов и формальной власти закона, ко времени приобретения независимости Ирак еще был далек от того, чтобы стать однородным национальным сообществом, а его политическая культура имела определенную специфику. По традиции, сложившейся под сенью британского мандата, доступ во властные структуры был открыт преимущественно представителям суннитской арабской общины в ущерб интересам шиитов, курдов и других этноконфессиональ-ных групп, которые составляли большинство иракского населения. Противоречия между поддерживаемым извне правящей элитой и формировавшимися «внутренними» группами местной элиты вызывали к жизни кровавые конфликты и способствовали закреплению практики их силового разрешения [2, с. 116, 128].

Указанные тенденции усилились с середины 1930-х гг., когда сложная социально-политическая обстановка в Ираке дополнилась возрастающим влиянием армии. Армейские лидеры, как и представители правящих и оппозиционных групп, стремились к политической стабильности, национальному единству и подлинной независимости страны, но предпочитали

2 Организация стран-экспортёров нефти, англ.

OPEC.

путь жесткого авторитаризма и разрыва отношений с Англией. Правящая элита, напротив, отстаивала путь временного союза и сотрудничества с Англией, которая в немалой степени являлась гарантом ее политического долголетия, а также обеспечивала Ираку экономическую помощь и дипломатическую поддержку, особенно на фоне внешних угроз его территориальной целостности. Поскольку ни одна из политических групп страны не была готова к диалогу на равных, политические разногласия разрешались не в рамках легальной борьбы, но методами репрессий и насильственного свержения правительств.

В этом отношении нефтяные доходы создавали благоприятные условия для тех политических групп и лидеров, которые стремились с помощью армии получить и удержать власть. Нефть в немалой степени способствовала созданию ресурсов для милитаризации Ирака в ущерб масштабной экономической модернизации, закреплению острой зависимости страны от валютных поступлений с нефтяного экспорта. В последующие десятилетия нефть стала одним из главных мотивов насилия во внутренней и региональной политике Багдада, постоянные конфликты с нефтяными компаниями и западным империализмом дополнились конфронтацией со странами-транзитерами и нефтедобывающими государствами Персидского залива - партнерами Ирака по ОПЕК2.

Нефтяная политика Ирака 1930-х гг. в долгосрочной перспективе была ориентирована на восстановление правительственного контроля над минеральными ресурсами страны и освобождение внутреннего нефтяного рынка от диктата иностранного капитала. Иракские лидеры понимали, что в условиях социально-политической нестабильности, острой нехватки финансовых средств, отсутствия профессиональных кадров и управленческого опыта страна не сможет самостоятельно разрабатывать и экспортировать свою нефть. Однако выбор правящей элиты в пользу нефтяного сотрудничества с Англией далеко не всегда находил понимание в среде иракской политической оппозиции, настаивавшей на привлечении финансовых и технических ресурсов держав «оси», особенно с началом активного вмешательства армии в политику и стремитель-The Organization of the Petroleum Exporting Countries.

ного роста числа сторонников сближения Ирака с гитлеровской Германией.

Тесная связь ближневосточной политики Великобритании и концессионной политики ИПК вызывала раздражение в кругах иракской политической элиты и общественности, акцентируя их внимание на засилье иностранного капитала именно в нефтяной отрасли. Ситуация, сложившаяся в нефтяном секторе, стала символом ограничения независимости Ирака, нефтяная проблематика приобрела острый политический характер и вышла на острие программных установок антибританских националистических движений различного толка. Нефтяной фактор стал неотъемлемой составляющей национально-освободительной борьбы Ирака и соперничества различных политических групп страны за власть [11, с. 258, 259].

Закрепление в политической традиции практики решения проблем в рамках насилия и конфронтации с оппонентом способствовало тому, что Ирак стал естественным выбором для тех политических сил региона, которые связывали с державами «оси» освобождение Ближнего Востока от англо-французского влияния. Арабские националистические круги, стремившиеся избежать прямого столкновения с Великобританией, отдавали предпочтение другому формировавшемуся центру силы арабского мира - Саудовской Аравии, которая в отличие от Ирака не являлась продуктом Первой мировой войны и была пока относительно свободна от иностранного влияния. Провозглашение Королевства Саудовская Аравия в 1932 г., как и предоставление независимости Ираку, дало мощный толчок развитию внутренних политических сил Ближнего Востока. При этом сильное влияние на арабский мир продолжал оказывать Египет, где национально-освободительная борьба велась не только под лозунгами арабского национализма, но также исламского фундаментализма, который с 1930-х гг. стал приобретать роль важного политического фактора на Арабском Востоке [7, с. 19-24].

Политическая специфика Ирака и региона создавала огромные проблемы для Англии, требовала от британской дипломатии более изощренных методов воздействия на Багдад и являлась серьезным препятствием для других западных держав-конкурентов, которые не имели

столь же богатый, как у Англии, опыт взаимоотношений с арабо-мусульманским миром. Задача сохранения британских доминирующих позиций в регионе осложнялась и тем, что роль Ирака в общеарабских и региональных делах возрастала на фоне усиления турбулентности на Арабском Востоке, вызванной обострением палестинской проблемы, общим подъемом антибританских настроений и национально-освободительных движений.

В 1930-е гг. политические реалии Ближнего Востока дополнились влиянием новых внешних факторов, которые бросали вызов британскому доминированию, используя местные политические силы. Соответственно и нефтяная проблематика региона стала увязываться со стратегическими и экономическими интересами не только Великобритании, Франции и США, но и Германии, Италии и СССР.

Вторая мировая война со всей очевидностью продемонстрировала, что Великобритания и Германия преследовали на Ближнем Востоке одни и те же цели - обеспечение политического и экономического доминирования в стратегически важном регионе мира. Однако колониальные и зависимые страны фактически являлись лишь шахматными фигурами в геополитической борьбе великих держав. Поэтому у арабов не было иного выхода, кроме как обратиться к третьей силе - США или СССР. Вторая мировая война стала мощным импульсом развития политических сил региона и способствовала подъему национально-освободительной борьбы. В новых условиях Великобритания уже не могла сдерживать влияние внутренних и внешних факторов прежними методами, что вынуждало ее к поиску сильного союзника в деле сохранения своих позиций на Ближнем Востоке.

В межвоенный период Англия действовала в сотрудничестве с Францией, в связи с чем традиционное для Ближнего Востока англо-французское соперничество постепенно уступало место проведению совместной политики, нацеленной на то, чтобы охладить интерес держав «оси» к региону и сдержать рост национально-освободительных движений. Вместе с тем Англия стремилась не допустить усиления позиций Франции в арабских странах и ограничить свободу ее действий в районах, входивших в сферу жизненных интересов Британской империи. Зависимость Франции от нефтяного

импорта позволяла использовать нефтяное «оружие». Поэтому британское правительство, открыв французам доступ к нефтяным ресурсам Ирака в 1920-е гг., в следующее десятилетие различными методами препятствовало тому, чтобы Париж проводил независимую нефтяную политику за счет иракской нефти, наращивание добычи которой могло ослабить финансово-экономическую зависимость Ирака от Англии. Франция не могла стать сильным партнером Англии по ближневосточным делам, потому что национально-освободительная борьба на Арабском Востоке имела не только острую антибританскую, но и антифранцузскую направленность [12, с. 5-12].

Другим «младшим» партнером Великобритании на Ближнем Востоке являлись США. История англо-американских отношений в 1920-1930-е гг., как в целом вся история международных отношений в регионе, является яркой иллюстрацией к тезису о том, что «игра наций» никогда не сводилась исключительно к конфронтации, но осуществлялась в рамках парадигмы «соперничество - сотрудничество».

Апологеты теории «американской исключительности» утверждают, что общеизвестные либеральные принципы всегда являлись основополагающими во внешней политике Вашингтона. «Вильсоновская "политика морали" могла бы быть очень убедительной, если бы за ее спиной не поблескивала нефть», - отмечает американский историк С. Ленс [5, с. 230]. Действительно, применительно к Ближнему Востоку расхождения между американским словом и делом проявились уже к концу Первой мировой войны. Американская формула «открытых дверей», позволявшая США использовать экономические преимущества и создавать свою неформальную империю по всему миру, распространилась на нефтяную сферу и Ближний Восток, войдя в жесткое противоречие с практикой преференций и рестрикций, традиционной для колониальной политики европейских держав.

Уступчивость Англии была обусловлена усилением экономической и военной мощи США, их возрастающим влиянием на мировую политику (несмотря на провозглашенный Вашингтоном изоляционизм), англо-американским политическим сближением и поиском действенных методов сдерживания растущего

арабского национально-освободительного движения. Британская и французская политика в арабских странах была вынуждена опираться на американскую поддержку ввиду исключительной популярности там американских либеральных лозунгов, которые подкреплялись отсутствием у США колониального прошлого. Согласие Вашингтона на использование американских либеральных лозунгов в ближневосточной политике европейских колониальных держав после Первой мировой войны, по сути, было оплачено сначала предоставлением американскому капиталу прав на иракскую нефть, а затем решением Лондона не препятствовать продвижению американских нефтяных интересов в зону Персидского залива.

Подъем национально-освободительного движения в арабском мире, обострение палестинской проблемы и активизация ближневосточной политики СССР накануне Второй мировой войны подводили Великобританию к более тесному сотрудничеству с США в региональных делах.

Активное проникновение американского нефтяного капитала в зону Персидского залива, несмотря на сохранение там британского политико-стратегического доминирования, и успех американцев, который стал очевидным после открытия крупных залежей нефти в Саудовской Аравии в 1938 г., предопределили кардинальную трансформацию ближневосточной политики Вашингтона в годы Второй мировой войны. Включение региона в сферу национальных интересов США и курс на смещение Великобритании с лидирующих позиций на Ближнем Востоке были обусловлены не только мировым значением нефтяного потенциала арабских стран, но и влиянием факторов стратегического характера - стремлением США к мировой гегемонии, необходимостью предотвращения перехода региона в сферу советского влияния и создания плацдарма для угрозы СССР.

Стратегические, политические и военные императивы имели преимущественное значение в политике США на Ближнем Востоке по сравнению с политическими устремлениями арабских стран, которые воспринимались Вашингтоном не как равные партнеры, но как один из эффективных инструментов вытеснения Англии с ведущих позиций в регионе и

удержания его под своим контролем. Вместе с тем преимущественная опора США на Саудовскую Аравию была обусловлена не только наличием там доминирующих позиций в нефтяной отрасли, но и желанием избежать открытой конфронтации с Англией, сотрудничество с которой было необходимо Вашингтону, особенно в первые послевоенные годы [13]. Арабы, в свою очередь, использовали американскую альтернативу вместо германской в борьбе с британским доминированием. Изначальная разно-направленность интересов США, которые, по сути, преследовали империалистические цели, и арабских стран предопределила временный характер этого антибританского альянса и заложила основу для формирования антиамериканских настроений на Ближнем Востоке во второй половине ХХ в.

Вторая мировая война изменила баланс сил на международной и региональной аренах в пользу США. Лондон рассматривал складывавшуюся ситуацию через призму глобальных и региональных проблем, решение которых требовало компромисса с США и уступок со стороны Англии. Поэтому формирование англо-американского стратегического альянса на Ближнем Востоке, в котором роль «младшего» партнера постепенно стала переходить Великобритании, являлось закономерным результатом международной и региональной политики 1930-х гг.

Таким образом, иракский нефтяной фактор занимает особое место в истории распада Британской империи и становления Ирака и других государств Ближнего Востока в качестве субъектов международных отношений. История освоения нефтяных ресурсов Ирака раскрывает разнообразие задействованных в этих процессах факторов и позволяет провести параллели с современной ситуацией на Большом Ближнем Востоке.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов С. Ситуация на Ближнем и Среднем Востоке после вывода войск США из Ирака. Ч. 1 // Новое восточное обозрение. - 2011. - 20 декабря. - Режим доступа: http://www.ru.journal-neo.com/ node/11809

2. Косач Г.Г. Коминтерн и первые иракские коммунисты: люди и время // Arabia Vitalis: Арабский Восток, ислам, древняя Аравия. - М.: ИВ РАН, 2005. - С. 114-128.

3. Международный нефтяной картель. - М., 1954.

4. Chatelus M. Iraq and Its Oil: Sixty-five Years of Ambitions and Frustration // Iraq: Power and Society / ed. by D. Hopwood. - Oxford: St. Antony's College, 1993. - P. 141-161.

5. Lens S. The Forging of American Empire. The History of American Imperialism from Revolution to Vietnam. - N.Y., 1974.

6. Mejcher H. Die Politic und das Ol im Nahen Osten. Bd. I. Der Kampf der Machte und Konzerne vor dem Zweiten Weltkrieg. - Stuttgart: Klett-Cotta, 1980.

7. Mejcher H. Die Politic und das Ol im Nahen Osten. Bd. II. Die Teilung der Welt 1938-1950. - Stuttgart: Klett-Cotta, 1990.

8. Minutes of Foreign Office, February - April 1936 // Nation Archives of Great Britain. Public Record Office. Foreign Office Files. FO 371/20007, E956/E975/ E2182479/93.

9. Oil Board of Committee of Imperial Defence: Annual Reports for 1934-1936 // Nation Archives of Great Britain. Public Record Office. Foreign Office Files. FO 371/18925, Е7269/4269/93; FO 371/20787, E898/898/93; FO 371/21836, E529/51/65.

10. Penrose E. Iraq: International Relations and National Development. - L.: Ernest Benn Boulder, Westview Press, 1978.

11. Sassoon J. Economic Policy in Iraq 1932-1950. - L.: Oxford University Press, 1987.

12. Silverfarb D. The Twilight of British Ascendancy in the Middle East: A Case Study of Iraq, 19411950. - N.Y.: St. Martin's Press, 1994.

13. World Oil Fact and Policy. The Case for a Sound American Petroleum Policy. - N.Y., 1944.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.