Финансовая интеграция
ipo как альтернативный финансовый инструмент предприятия в рыночных условиях
Д. Е. КАЧАНОВСКИЙ, кандидат юридических наук, финансовый директор ОАО «Подольский химико-металлургический завод»
История развития рынка и форм собственности отражается в развитии форм организации предпринимательской деятельности. Возникновение каждой новой формы предпринимательства, их эволюция соответствуют определенной ступени развития производительных сил и требований рынка.
Развитие производительных сил общества потребовало объединения труда и капитала. Это привело к развитию двух направлений форм собственности. С одной стороны, развилась частная собственность на основе коллективного наемного труда, с другой стороны, наблюдалось развитие коллективных общих форм собственности. Последнее направление более характерно для современной цивилизованной экономики [1]. Этому есть простое объяснение. Дело в том, что эффективность формы собственности на основе коллективного наемного труда высока лишь в сфере малого бизнеса, малых предприятий, где достаточно четко прослеживается связь между долей собственности и участием в управлении, в распределении дохода и получении прибыли. Но с точки зрения интересов всего общества более привлекательной является акционерная форма собственности, так как, на наш взгляд, в акционерной форме собственности и предпринимательской деятельности проявилось, пожалуй, наиболее рациональное, удачное на сегодняшний день сочетание, с одной стороны, коллективных и индивидуальных интересов. С другой стороны, нельзя не учитывать того факта, что, по сути, в этом случае происходит выравнивание как доходов, так и возможностей их получения для многих слоев
населения. Поэтому акционерная форма и стала базисной, определяющей в рыночной экономике развитых западных стран.
В России, несмотря на то, что пройдены крупные этапы приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено и одной из проблем при таком перераспределении является проблема перехода крупных промышленных предприятий к модели публичной компании.
При этом одной из важнейших задач таких компаний является поиск источников финансирования различных проектов предприятия. Одним из таких источников может явиться IPO (Initial Public Offer). Согласно определению в [2] «IPO в самом узком смысле — это первое публичное предложение акций на рынке, делающееся самим эмитентом или, по его поручению, брокерами (андеррайтерами)». Хотя чаще всего у нас под IPO понимают любое предложение акций на рынке, не обязательно публичное. В той же работе [2] указаны уточнения этого определения, касающиеся самых разных условий использования IPO, что может представлять значительный интерес для заинтересованных читателей.
Для целей дальнейшего изложения представим модель процесса IPO в виде следующей схемы (см. рисунок).
Кратко дадим пояснения и охарактеризуем основные связи на рисунке. Исходным и основополагающим этапом в нашей модели является процесс 1. Он включает в себя подготовительную работу, состоящую из различного рода внутренних
11
Компания 1 Биржа
2 3
Информация, поступающая от компании и от биржи
мероприятий [3] — сделать прозрачной юридическую структуру компании, повысить известность и стать узнаваемыми на рынке, заработать репутацию благонадежного заемщика и провести программы облигационных и вексельных займов, провести аудит по международным стандартам, повысить качество корпоративного управления, выстроить прозрачные взаимоотношения с миноритарными акционерами, между советом директоров и топ-менеджментом. Сюда также включается и выход на биржу — выбор андеррайтера и биржевой площадки, определяются диапазон возможной цены размещения и размер пакета акций, выставляемого на торги, а также желаемая структура инвесторов, предварительный маркетинг.
Связи 2 и 4 затрагивают такие аспекты, как организация публикаций регулярной отчетности, поддержка корпоративного сайта, раскрытие и правильная подача так называемых существенных фактов из жизни компании. Все это требуют постоянной работы как РЛ-службы, так и /Л-службы. Также здесь должны быть объяснены рынку все значительные продажи и приобретения компании. И чем более крупные суммы вовлечены, тем больший объем информации должен быть раскрыт. Например, сайт компании должен содержать имена и биографии директоров, страну, в которой происходит основная деятельность компании, имена
Рис. 1. Обобщенная модель процесса IPO: 1 — осуществление IPO; 2 — информация, поступающая от компании;
3 — информация, поступающая от биржи; 4 — информация о компании, попадающая в СМИ, PR, IR, Интернет (PR — служба public relations, IR — служба investor relations); 5 — информация, непосредственно попадающая к инвесторам от компании и от биржи; 6 — информация, которой «обмениваются» между собой СМИ, PR, IR, Интернет и население, а также экономические агенты относительно данной компании и биржи; 7 — информация, которой «обмениваются» между собой СМИ, PR, IR, Интернет и инвесторы относительно данной компании и биржи; 8 — поток превращений физических лиц и юридических лиц в инвесторов (приобретение акций — превращение в совладельца) и, наоборот, (продажа акций — превращение в несовладельца);
9 — консультации и обучение; 10, 11 — финансовые потоки; 12 — действия компании на рынке
основных акционеров. Также должны обнародо-ваться последние годовой и полугодовой отчеты, все публикации, предназначенные для акционеров за последние 12 месяцев, детали об основных консультантах, обслуживающих компанию. Связь 3 отражает достаточно стандартные информационные сообщения, приходящие от бирж. Связь 5 отражает ту специфичную информацию, которая чаще всего бывает востребована инвесторами и которая непосредственно попадает к ним. Связь 6 отражает те информационные потоки, которые печатаются в СМИ и Интернете для широких слоев общественности, а также распространяются РЛ-службами и /Л-службами компании среди и для потенциальных инвесторов. Связь 9 отражает проведение консультаций, а также проведение образовательных программ для населения.
Как следует из нашей модели, основными потоками, циркулирующими в этом процессе, являются информационные (2 — 7, 9) и финансовые (10, 11) потоки.
Особая роль принадлежит информационным потокам, так как от того, насколько она будет точной, надежной, прозрачной и понятной, зависит, как ее воспримут инвесторы и какие решения с их стороны последуют на основании этой информации. Другими словами, от информационной составляющей зависит и циркуляция финансового потока.
Рассмотрим теперь основные причины, которые лежат в основе решения о выходе компании на IPO, а также, какие могут быть выгоды в этом случае для компании.
Первая причина — расширение бизнеса. Это естественный этап развития любой успешной компании. Для расширения бизнеса нужны средства. Самый простой путь — привлечь заемные средства. Однако привлечение заемных средств увеличивает риски компании и в таких ситуациях многие компании не хотят расширять свой бизнес. В этом случае у них есть вариант — выпускать акции, и тогда IPO становится наиболее приемлемой формой привлечения стороннего капитала. Кроме привлечения средств от продажи акций это дает компании еще целый ряд выгод — например, рост капитализации и улучшение деловой репутации.
Вторая причина — и многие компании видят в этом главную причину выхода на IPO—приобрести собственников, ориентированных на долгосрочную перспективу. Кроме того, IPO в этом случае в какой-то степени может служить и своеобразной защитой — когда собственниками являются или иностранные инвесторы, или несколько десятков тысяч российских граждан, то отобрать активы достаточно сложно. Крупные внешние инвестиции можно привлечь, только поделившись частью собственности.
Третья причина — это желание предпринимателей диверсифицировать свой капитал. Цикличность развития никто еще не отменял, а в этих условиях рентабельность будет меняться в зависимости от вида экономической деятельности. А участие в разных видах экономической деятельности позволяет сохранить доходность. Но для такого участия нужны финансы, которые получают, продавая акции.
Четвертая причина — желание собственников получить рыночную оценку своего бизнеса.
На наш взгляд, можно предложить и еще одну, пятую причину, — общественно-политическую, особенно актуальную в условиях нынешней российской действительности. Если обратиться к связи 8 на рис. 1, то это утверждение становится более очевидным. Действительно, повышение благосостояния широких слоев населения невозможно без перераспределения в их пользу части собственности, приносящей доходы. Однако сделать это цивилизованно можно, только если у них будут права акционеров. Собственно говоря, политика нынешнего руководства России в долгосрочной перспективе как раз и направлена в эту сторону.
Но это не только политика государства. Это еще и подсознательное стремление крупных владельцев бизнеса поделиться с обществом. Это признание своего долга перед обществом.
Кроме того, немаловажно и то, что размещение акций путем публичного предложения на рынке позволяет акционерному обществу получить долгосрочный капитал «на безвозвратной основе», улучшить имидж, а в ходе подготовки — заставляет повысить качество управления. Статус публичной компании ставит новые задачи для бизнеса не только в период подготовки и проведения IPO, но и после размещения.
Хотя существуют разные мотивы и причины IPO, для большинства компаний все-таки главный из них — финансирование интенсивного роста. Размещение акций на фондовой бирже является инструментом финансирования дальнейшего развития компании. IPO открывает путь к более дешевым источникам капитала за счет повышения уровня публичности компании. Многие отечественные предприятия с иностранным капиталом выходят на IPO по требованию иностранных акционеров, которые стремятся таким образом увеличить прибыль и диверсифицировать риски, связанные с продажей своих акций.
В ближайшие три года на российском рынке IPO мы увидим средние компании, капитализация которых на момент размещения оценивается в 300—500 млн долл. США, и уже имеющие опыт выпуска облигаций. С одной стороны, инвесторы заинтересованы в таких компаниях, поскольку они имеют достаточно высокий потенциал роста. С другой стороны, эти компании уже имеют устоявшуюся структуру собственности и готовы нести издержки в размере до 3 % от объема средств, привлекаемых за счет эмиссии (затраты на проведение «роуд-шоу», в том числе за рубежом, оплата услуг андеррайтера, регистратора и пр.) [3].
Кроме того, актуальным вопросом российского среднего бизнеса сегодня становится упорядочение юридической структуры. Средний бизнес, как правило, состоит из нескольких организаций, которые юридически между собой не связаны. Это делается в целях защиты активов или налоговой оптимизации. Для привлечения инвестиций, напротив, необходимо обосновать взаимозависимость таких организаций, составить консолидированную отчетность и убедить инвестора в их платежеспособности, прибыльности и устойчивости.
Основным принципом юридической реорганизации является создание инвестиционного
ядра — одной или нескольких компаний, по которым можно будет формировать отчетность и раскрывать информацию. Желательно, чтобы подобное раскрытие информации не было в ущерб конкурентным преимуществам группы в целом. Обычно в роли такого ядра выступает специально создаваемая сервисная компания (или как вариант — управляющая), в собственности которой находятся пакеты акций (или доли в уставном капитале) компаний — собственников активов и компании — бизнес-единицы (производственные или торговые). Путем консолидации отчетности этих компаний получается сводный баланс, структура которого является удовлетворительной с точки зрения показателей доходности, ликвидности, соотношения активов и пассивов. В качестве компании, привлекающей внешние инвестиции, будет выступать сервисная финансовая компания — «владелец сводного баланса».
Одно из обстоятельств, мотивирующих компании к выходу на биржу, как уже было отмечено ранее, так или иначе связано с желанием собственников получить рыночную оценку своего бизнеса. В работе [4] отмечается, что все большее количество компаний задумывается о необходимости создания рыночной стоимости своего бизнеса. Собственники понимают, что сейчас можно заработать гораздо больше, наращивая капитализацию, а не получая краткосрочную прибыль. При этом особую актуальность приобрела проблема выхода из бизнеса с прибылью, для чего необходимо повышение его цены и обеспечение высокой ликвидности.
Наиболее ярко действия компаний по увеличению и созданию новой стоимости проявляются на стадии их подготовки к первичному размещению акций (IPO), в преддверии выпусков облигационных займов, осуществления сделок по слияниям и поглощениям.
Получить рыночную оценку бизнеса бывает необходимо, даже если собственники не планируют сокращать свою долю в ходе IPO. Акции рассматриваются ключевыми собственниками как другие деньги, которыми компания может расплачиваться при проведении сделок слияния и поглощения.
Наличие альтернативной валюты особенно важно, когда отрасль, в которой работает компания, переживает этап консолидации. Типичным примером является российская розничная торговля. До сих пор сделки слияния-поглощения между участниками этого рынка носили единичный характер — самым громким событием было слияние «Пятерочки» и «Перекрестка». Однако по мере дальнейшего ужес-
точения конкуренции таких случаев станет больше. При этом не исключено, что участниками сделок будут как действующие, так и новые игроки. По мнению некоторых экспертов, вал IPO российских розничных сетей — отчасти подготовка к предстоящей экспансии иностранных ритейлеров. Вероятный сценарий их входа на рынок — покупка российских игроков. Для тех отечественных компаний, которые не исключают продажу своего бизнеса иностранцам, IPO является своевременным шагом.
Собственники не всегда озабочены исключительно оценкой своего бизнеса. Весьма распространена другая ситуация — IPO рассматривается как инструмент финансирования развития. Как правило, она возникает, если компания работает на быстрорастущем рынке. Конкурентоспособность в такой ситуации зависит не только от качества товаров, но и от способности обеспечить более высокие, чем у других игроков, темпы развития бизнеса. Ведь тот, кто выигрывает в темпах привлечения ресурсов, выигрывает и в темпах развития бизнеса.
Но, принимая решение о выходе на биржу, очень важно рассматривать не только финансовые факторы.
Один из таких факторов — преимущества, которые дает сам по себе публичный статус. Он создает дополнительные возможности для продвижения компании не только на рынке инвесторов, но и на рынке клиентов. Мы часто покупаем что-то не потому, что нам нравится сам товар, а потому, что нравится компания, которая его произвела. И есть большая вероятность, что публичная компания нам понравится больше, чем непубличная.
Выход на IPO — имиджевая акция не только для компании, но и для ее собственников, которые получают возможность официально обозначить свой статус. Приведем пример. В 1986 г. Билл Гейтс вывел на биржу Microsoft (компания существует с середины 1970-х гг.). Благодаря IPO Гейтс попал в число ста самых богатых людей в Америке. Приобретенный статус был чрезвычайно важен для него как для основателя и идеолога компании. Статус Билла Гейтса важен и для самой компании, бренд которой ассоциируется с именем основателя.
Преимущества публичности, о которых говорилось выше, бесспорны лишь при условии, что компания демонстрирует положительные финансовые результаты своей деятельности. В случае ухудшения (пусть даже временного) финансовых показателей публичный статус из конкурентного преимущества может превратиться в тяжкое бремя. Если публичная компания будет показывать
низкие прибыли, об этом все узнают. В результате интерес к ней потеряют не только инвесторы, но и клиенты, которые могут посчитать, что продукция компании стала хуже. Вероятность такого сценария весьма высока, учитывая, что инвестор и клиент часто выступают в одном лице.
Иногда компании приходится сознательно идти на снижение операционной прибыли во имя реализации долгосрочных целей. Однако эти цели могут быть очевидными далеко не для всех акционеров. Во многих публичных компаниях значительная доля акций принадлежит портфельным инвесторам, для которых долгосрочные задачи бизнеса не являются приоритетными.
Рассмотренные аргументы за и против выхода на биржу в основном касаются ситуации, когда компания ориентирована на быстрый рост. Именно в такой ситуации находится большинство отечественных эмитентов: масштаб бизнеса в России считается главным мерилом успеха.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что один из альтернативных финансовых
инструментов предприятия в рыночных условиях — это механизм IPO, который позволяет решить проблемы финансирования интенсивного роста, увеличить стоимость бизнеса, благосостояние акционеров, а также приобрести собственников, ориентированных на долгосрочную перспективу.
Литература
1. Курс экономики/ Под ред. Б. А. Райзберга. Москва 2000. С. 137.
2. Данилов Ю. Фондовая грамота //Эксперт. 2007. №17 (май). С. 12 - 18.
3. Нетесова А. Основные этапы IPO // Финансовый директор. 2004. № 12 (декабрь). С. 14 — 19.
4. Трунов В. А. Управление промышленным предприятием в условиях стратегической реструктуризации: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (промышленность). Саратов: РГБ, 2007. (Из фондов Российской государственной библиотеки) . С. 34.
Подписка cUBRARty.RU
Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).
На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.