Научная статья на тему 'Иосип Броз в Омске. К истории революции, гражданской войны и социалистического строительства'

Иосип Броз в Омске. К истории революции, гражданской войны и социалистического строительства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
677
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернациональный отряд / Омск / Гражданская война / югославия / реформы Косыгина–либермана / анархо-синдикализм. / international squad / omsk / Russian civil war / yugoslavia / kosygin- lieberman reforms / anarcho-syndicalism.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новиков Сергей Валентинович

Факт участия иосипа брозовича в русской революции 1917 г. и Гражданской войне в сибири в разные годы имел противоречивую оценку. Однако именно в омском периоде жизни бессменного лидера федеративной югославии целесообразно искать ответы на вопросы историков и журналистов, связанные с хитросплетениями его личной жизни и выбором политического курса. минувший xx век был наполнен поисками моделей социально-экономического переустройства: от различных вариантов «фашизма» до социалистического переустройства общества. Один из таковых — строительство рыночного социализма в неприсоединившейся югославии. Этот опыт связан с именем президента сФРю товарища Тито.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOSIP BROZ IN OMSK. TO THE HISTORY OF RUSSIAN REVOLUTION, RUSSIAN CIVIL WAR AND SOCIALIST CONSTRUCTION

The fact of the participation of josip Broz in Russian Revolution 1917–1922 and Russian civil war in Siberia in different years had a different assessment. however, it is in the omsk period of life of the permanent leader of the Socialist federal Republic of yugoslavia that it is advisable to seek answers to questions from historians and journalists related to the intricacies of his personal life and the choice of political course. The past 20th century was filled with the search for models of socio-economic reorganization: from various variants of «fascism» to socialist reorganization of society. One of those is the building of market socialism in nonaligned yugoslavia. This experience is associated with the name of the president of the SfRy, comrade Tito.

Текст научной работы на тему «Иосип Броз в Омске. К истории революции, гражданской войны и социалистического строительства»

Имя в истории

УДК 93/94+929+908+334

DOI: 10.25206/2542-0488-2019-4-3-79-87

с. в. новиков

Омский государственный педагогический университет, г. Омск

иосип броз в омске.

к истории революции, гражданской войны и социалистического

строительства

Факт участия Иосипа Брозовича в русской революции 1917 г. и Гражданской войне в Сибири в разные годы имел противоречивую оценку. Однако именно в омском периоде жизни бессменного лидера федеративной Югославии целесообразно искать ответы на вопросы историков и журналистов, связанные с хитросплетениями его личной жизни и выбором политического курса. Минувший XX век был наполнен поисками моделей социально-экономического переустройства: от различных вариантов «фашизма» до социалистического переустройства общества. Один из таковых — строительство рыночного социализма в неприсоединившейся Югославии. Этот опыт связан с именем президента СФРЮ товарища Тито.

Ключевые слова: интернациональный отряд, Омск, Гражданская война, Югославия, реформы Косыгина—Либермана, анархо-синдикализм.

Статья посвящена участию Иосипа Броз Тито в революции и Гражданской войне в России, конкретно в г. Омске и его визиту в город в 1965 г. Анализируя воспоминания, политические выступления югославского лидера, научную литературу и журналистские расследования, автор ставит цель — обозначить влияние впечатлений, полученных им в Омске, на последующее принятие решений различного уровня во время управления страной.

Франц и Мария Брозович и представить себе не могли, что человек, носящий их фамилию, станет народным героем, маршалом, президентом одной из стран Балканского полуострова, лидером движения неприсоединения. Иосип Францевич Брозович родился 7 мая 1892 г. в селе Кумровец в Хорватии. Отец был хорватом, мать — словенкой. Семью преследовала бедность. В детстве его звали Иожа, и он был седьмым из пятнадцати детей. Свою самостоятельную жизнь он начал в пятнадцать лет в качестве ученика слесаря. Куда только судьба не бросала рабочего-металлиста Иосипа Брозови-ча — Чехия, Германия, Австрия, предприятия Си-сака, Загреба, Любляны. В 1910 г. молодой рабочий становится социал-демократом [1; 2, с. 639].

В 1913 г. Иосип Брозович был мобилизован. Впрочем, военная форма ему нравилась с детства. Началась война, и он, по официальной биографии, был арестован за антивоенную пропаганду. Арест не спас Иосипа Брозовича от участия в военных действиях, его отправили на Сербский фронт [2,

с. 639]. По другим данным он, унтер-офицер австро-венгерской армии, отличился на этом фронте. Медаль «За храбрость» не была вручена герою, так как в 1915 г. раненый уже в Галиции он попадает в русский плен. Позднее правительство Австрии попыталось вручить её президенту Иосипу Броз Тито, но тот пожал плечами и сказал, что это какой-то другой Броз [3].

Лечили пленного в Свияжске, позднее Иосип Броз Тито вспоминал, что русский язык выучил при помощи гимназисток и чтения книг. Говорил он на его вятском диалекте. Военнопленным он содержится в лагере на Урале в Кунгуре, после Февральской революции он бежит в Петроград на Путилов-ский завод. Он позиционирует себя как участника июльской демонстрации 1917 г., решившегося через Финляндию перебраться в Югославию, но его арестовывают и препровождают в Петропавловскую крепость как «важного большевика». По выявлению личности Иосипа высылают обратно в Кунгур, и он опять бежит [1].

По истечении лет товарищ Тито рассказывал: «В Екатеринбург приехал днем. Там на станции лестница. Поднимаюсь и вдруг вижу: навстречу мне спускается бородатый солдат, который в лагере сопровождал военнопленных как конвоир, и узнал меня. Стараюсь незаметно пройти мимо, надеясь, что он меня не узнает, так как я был в штатском. А он, старый черт, узнал меня и крикнул: — Оська, ты куда? Я ринулся вверх по лестнице и убежал. Только позднее сообразил, что он, конечно, про-

сто обрадовался, что встретил знакомого». Далее он описывает свой приезд в г. Омск: «Приехал ночью. Только я сошел с поезда, и сразу меня задержал солдатский патруль.

— Куда?

— В город.

— Откуда?

Я решил сказать правду и ответил, что я — военнопленный, бежал из лагеря.

— Ну, ничего, товарищ, — смеются они — теперь советская власть! Так я узнал, что произошла Великая Октябрьская Социалистическая революция» [4, с. 7].

Каким увидел Омск Иосип Брозович в 1917 — 1920 гг.? В начале XX века в городе — 3300 зданий, из них: 74 каменных, включая 5 церквей. Работали железнодорожные мастерские, заводы Рандрупа, Терехова, фабрика «Энергия». Имелось 154 кирпичных производства, 26 гончарных мастерских. В городе было 90 кожевенных, 58 химических, 110 текстильных, 99 деревообрабатывающих, 13 полиграфических и 23 пищевых предприятия. Все кустари. За счет военных закупок произошел рывок в мукомольном производстве — 7 паровых мельниц в 1915 г. Владельцы капитала занимались в основном торговлей и отчасти промышленностью, или наоборот. Город имел мужскую и женскую гимназии, учительскую семинарию, коммерческое и техническое училища, фельшерско-ветеринарную и сельскохозяйственную школы. Работали театр и синематограф [5, с. 37]. Война привела в Омск беженцев и пленных, революция — задержавшихся в тылу военных и бежавших из столиц чиновников, падение Советов — интервентов. С лета 1918 г. по декабрь1919 г. в городе свирепствовали разведки интервентов и контрразведка белых. С восстановлением Советской власти работало ЧК.

Лидер социалистической Югославии вспоминал революционное время: «В Омске тогда формировались красногвардейские отряды из бывших военнопленных. Я записался в один из них. Той зимой в Омске я получил карточку кандидата в члены партии большевиков. Принимали в то время не очень

строго. Там существовала югославская секция компартии. В ней-то меня и принимали. Один товарищ, серб, помню, спросил меня: «А кем ты был в Югославии?» — «Я был членом организации социалистической молодежи». — «Социалистической?! Как же ты мог?! Ты знаешь, кто такие социалисты? Знаешь?!». Я его спрашиваю: «А ты к какой партии принадлежал в Югославии?» — «Я? Я ни к какой партии не принадлежал». Между прочим, этот товарищ жив и всегда смущается, когда я ему напоминаю об этом случае. Весной 1918 г. наш отряд отправили на станцию Татарскую, но мы до нее не доехали, пришлось вернуться. Тогда на ст. Ма-рьяновка стояли белочехи и никого не пропускали... Потом мы вступили в бой с белыми. Четыре дня шел бой. Силы были неравными, и нас разгромили (рис. 1). Я убежал в деревню неподалеку. Но туда пришел карательный казачий отряд: искали красных. Я убежал в другую деревню, верстах в шестидесяти от Омска. Стал работать там механиком на мельнице» [4, с. 7 — 8].

Факт присутствия Иосипа Брозовича в Михай-ловке позже оброс подробностями. Речь шла о революционном кружке. Его члены: А. И. Пивень, А. А. Салей, В. И. Омельянович, А. В. Яковчиц, А. Д. Белоусов, его сестра Полина (Прасковья), ставшая потом женой Иосипа, вели пропагандистскую работу [1].

Обратимся к воспоминаниям. «Когда работал механиком, — рассказывал Броз Тито, — я не терял связи с рабочими. Мне нужен был мазут, а рабочие на станции в Омске продавали его из-под полы. Вот под таким предлогом я часто наведывался в город, встречался с железнодорожными рабочими. Был в курсе всех событий. Помню, как в конце 1918 г. восстали омские рабочие. Их подавляли казаки. Руководителей расстреливали. Одного рабочего, по имени Саша (фамилию его я забыл), тоже расстреливали. Но его только ранили, и ночью крестьяне вытащили его из могилы. Он потом у меня до конца войны прятался, кочегаром на мельнице работал. Никто не хотел воевать. Крестьяне убегали, прятались. Даже я прятал несколько человек.

рис. 1. вступление Чехословацкого корпуса в омск (источник: https://ru-history.livejoumal.com/4721273.html)

рис. 2. Носип Брозович. 1920-е гг. (источник: https://enacademic.com/dic.nsf/ епмЫ/9981)

Казаки приходили, спрашивали у крестьян, где их сыновья, и пороли... Точно так же у нас в Югославии поступали четники. В Омск я вернулся уже зимой 1919—1920 г., когда туда пришли большевики (рис. 2). Там секретарем обкома был товарищ, которого я, между прочим, в прошлом году здесь встретил. Он теперь стал ученым. Приезжал к нам, в Югославию, с делегацией инженеров-электриков. Его зовут Петр Иванович Воеводин. Интересная была встреча!.. А в 1920 г., в августе, вернулся в Югославию» [4, с. 8, 7]. На этом история пребывания будущего бессменного лидера социалистической Югославии в революционной России и г. Омске заканчивается.

В Югославии Иосип Брозович вступает в Коммунистическую партию (КПЮ). Партийная работа, аресты, тюрьмы стали содержанием его жизни. В эти годы между псевдонимами («Испанец», «Слав-ко Бабич», «Вальтер» и др.) появился тот, с которым Иосип Брозович войдет в историю — «Тито». В октябре 1940 г. он становится генеральным секретарем ЦК КПЮ [6].

Русская жена Полина родила ему четверых детей, выжил последний сын — Живко. В 1936 г. супруги расстались навсегда. Необходимо отметить, что Иосип Броз имел успех у женщин. В общей сложности у него было пять жен. После Полины Белоусовой — немка Люция Бауэр, словенка Герда Хасс, сербки Даворника Паунович и Иованка Бу-деславивич [1]. Но это другая история.

Оккупация страны немцами и итальянцами, народное сопротивление ей вызвали к жизни множество политических сил, но непреклонными бойцами за независимость стали коммунисты. В 1941 — 1945 гг. Иосип Броз Тито — Верховный Главнокомандующий народно-освободительной армии и всеми партизанскими отрядами. В ноябре 1943 г. сессия антифашистского вече провозглашает Временное правительство под его руководством. В том же году ему присуждают звание маршала. Он координирует взаимодействия с Советскими войсками на территории страны. Маршал провозглашен

личным другом Иосифа Сталина, награжден орденом Суворова I степени, в 1945-м — орденом «Победы». Товарища Тито помнят резковатым, но человечным. Он никогда ни выражался нецензурно, не был злопамятен. Даже во время горных переходов (в 1942 г. ему исполнилось 50 лет) был подтянут и опрятен. Он любил пошутить и посмеяться над шутками. Крепкого телосложения, проявлял умеренность в еде и напитках. Умел неплохо танцевать, охотно играл в бильярд, домино, шахматы, прекрасно фехтовал [1].

Образ Тито в годы народно-освободительной войны известен послевоенному поколению по фильму А. Роома «В горах Югославии» (1946 г.). В фильме соратник Тито босниец-партизан Славко Бабич сражается с сербами-четниками, хорватами-усташами, итальянцами и немцами за свободу и единство народов Югославии. Югославия сохранила территориальную целостность как федерация.

В 1948 г. Иосип Броз Тито порывает отношения с СССР, и советская печать пестрит карикатурами и разоблачительными статьями в адрес недавнего сподвижника. Югославия ищет свой путь — путь рыночного социализма, неприсоединения. В 1953 г. маршал Тито избран президентом Югославии. После смерти Иосифа Сталина отношения между странами постепенно нормализуются и налаживаются контакты:

— во время пребывания в Советском Союзе в 1956 г. лидер Югославии получил письмо от председателя колхоза Грая, с которым подружился еще в 1916 г., работая на мельнице в селе Каласеево Ар-датовского уезда;

— 28 октября 1957 товарищ Тито у себя дома (сейчас этот формат называют «без галстука») беседует со специальным корреспондентом журнала «Огонек» Г. Боровиком. Материал будет опубликован под заглавием «Сердечные поздравления. Беседа с товарищем Тито». Вся история участия Иоси-па Брозовича в революции 1917 г. и Гражданской войне в Сибири известна именно из этой беседы. Стареющий руководитель дружественной державы рассказывает советскому гостю о своем пребывании в России и сибирской глубинке. «Возникла мысль посетить все эти места, посмотреть, — задумчиво говорит товарищ Тито. — Давно это было, почти сорок лет» [4, с. 7].

Однако материалы беседы вызывают вопросы. Например:

— из Екатеринбурга, вспоминает Иосип Броз Тито, отправился поездом в Омск. Энциклопедия «Великая Октябрьская Социалистическая революция» сообщает, что Иосип Броз Тито «в октябре в Омске красногвардейцем боролся за установление Советской власти». Между тем Советская власть в городе установилась мирным путем, соответственно, бороться за нее с оружием в руках не было необходимости;

— загадкой остается, где пребывал Иосип Брозович в период с 26 октября по 30 ноября 1917 г. Журнал «Огонек» повествует, что из Екатеринбурга он отбыл, когда Советской власти там не было (то есть до её установления 26 октября). В Омск прибыл после 30 ноября (именно в этот день власть мирным путем перешла к Советам). Следовательно, поездка из Екатеринбурга в Омск заняла как минимум 36 дней;

— товарищ Тито рассказывает Г. Боровику: «Долго ехал. В поезде шла драка. Солдаты выкидывали из вагонов белых офицеров». Но определение

рис. 3. омск — город-сад. проспект карла Маркса 1960-е гг. (источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a609ccb9e29a26abd71300e/sad-ili-ne-sad-5b8669e116027100aaeb74a2)

сторон Гражданской войны по цвету — «красные» и «белые» появилось в России позже [1; 4, с. 7].

Перечень несовпадений можно продолжить. Однако автор статьи, не являясь сторонником кон-спирологической версии о подмене Иосипа Броз, вынужден отметить, что для человека в здравом рассудке и трезвой памяти приведенные неточности, мягко говоря, непростительны. Они подводят к мысли, что беседа Г. Боровика и товарища Тито потому и прошла не в резиденции, а запросто в гостях у югославского лидера, что её содержание в этом случае могло иметь несколько интерпретаций. В том числе и советскую — об участии активном Иосипа Брозовича в революции и Гражданской войне в Сибири. В частности, в г. Омске времен диктатуры Колчака. Однако Генрих Боровик, которому не стукнуло и 28 лет, будучи уроженцем Минска, чьи школьные годы прошли в Пятигорске, имел эпические представления об Урале и Сибири и не знал историю далекого края. Отсюда досадливые несовпадения дат и событий.

Но существует и вторая редакция беседы. Она была опубликована в журнале «Говори и чланцы» в Загребе (Хорватия) в 1959 г. под названием «Воспоминания об Октябрьской революции». В 1987 г. текст вошел в русское издание избранных статей и речей Иосипа Броз Тито [2, с. 20 — 27]. Этот документ содержит материалы, не опубликованные на страницах журнала «Огонек». В «воспоминаниях» лидер Югославии рассказывает «Я видел, как в Омск входили батальоны интервентов» — англичане, американцы, французы. Газеты тогда печатались на плохой желтой бумаге. А в желтых газетах большими буквами заголовки: сегодня — «Приветствуем сынов Южной Италии!», завтра — «героической Франции!», послезавтра — «сынов гордого Альбиона!». Офицеры этих батальонов ходили по городу, размахивая шашками, покупали в магазинах лучшее мясо. А мы использовали это и выпускали листовки, в которых говорилось, что вот жители голодают, а иностранные захватчики съели все в городе» [2, с. 24]. Не стоит объяснять, что понятие «желтая газета» никак не относится к качеству бумаги. Вызывает сомнение и продажа в омских магазинах лучшего мяса. Реализация продо-

вольствия в этот период происходила иначе. Однако дело не в очередных неточностях повествования. В 1959 г. У Иосипа Броз Тито назрела необходимость в проведении параллелей между революцией и Гражданской войной в России и национально-освободительной борьбой и социальным переустройством в Югославии. Что и было сделано.

В рамках советско-югославского сотрудничества летом 1965 г. Иосип Броз Тито вместе с супругой Иованкой Броз (Будеславивич) посетили Омск. Омск 1960-х. — город «развернутого строительства коммунизма». В городе, насчитывавшем 700 тысяч жителей, завершен переход на обязательное восьмилетнее образование, в 132 школах обучаются 100 тысяч детей. Омск — кузница кадров: в 8 институтах и 27 техникумах обучается около 60 тысяч студентов. Омск — город науки, здесь работают научно-исследовательские институты координирующие деятельность ученых Сибири. Омск середины 1960-х — центр нефтехимической промышленности на востоке страны [7, с. 245, 246, 248, 227]. Все не перечислить. Омск — центр военного производства, но это засекречено. Город — один из центров культуры за Уралом, в нем четыре театра (драматический, музыкальной комедии, юного зрителя, кукольный), музеи, библиотеки, филармония с известным за рубежом Омским народным хором, много кинотеатров, мощный телецентр. Омск середины 1960-х — город-сад (рис. 3). Только гладиолусов для высадки на его улицы в саду питомника выращивается 350 тысяч штук. Речь идет о создании «жизнерадостной архитектуры» социалистического города. Как следствие, предлагается расцветка зданий чистым белым, светло-серым и золотистым цветом. К примеру, здание Речного вокзала или городок, построенный для нефтепереработчиков [7, с. 248, 250, 251, 263-264, 262, 259, 255] (рис. 4).

Интерес югославского лидера к Омску был связан не только с фактом его участия в Гражданской войне. В СССР по инициативе Председателя Совета министров А. Н. Косыгина в этот период пытались продолжить политику частичной децентрализации управления предприятиями и «расширения самостоятельности» путем введения для последних показателей прибыльности и прибыли, большей

Рис. 4. Речной вокзал г. Омска. 1960-е гг. (Источник: почтовая открытка из коллекции автора)

свободы в распоряжении последней в целях стимулирования труда работников. Разработка реформы осуществлялась в 1963—1965 гг. под руководством Е. Г. Либермана. Обращение к экономической истории области позволяет ставить вопрос о «пилотной» апробации реформ в Омской области [8].

Необходимо напомнить, что годом ранее, в 1964 г., Омск посетил Первый секретарь ЦК СЕПГ и Председатель Государственного Совета ГДР Вальтер Эрнст Пауль Ульбрихт. Дело в том, что в Восточной Германии по решению VI съезда СДПГ в январе 1963 г. были приняты положения «Новой экономической системы планирования и производства», позволяющей материально заинтересовать как рабочего, так и народное предприятие в результатах деятельности. Реализация системы началась с 1964 г. [9].

Утром 26 июня 1965 года от речного вокзала «Ракета» донесла Иосипа Броз Тито, Иованку Броз, А. П. Кирилленко и секретаря обкома С. И. Маня-кина до колхоза им. Чапаева, что в Омском районе. Делегацию встретил председатель В. П. Рождественский, секретарь парткома В. П. Берко. Гость отправился на колхозную ферму. Далее посещение школы, дома простого сельского кузнеца, ДК, столовой. Иосип Броз Тито живо интересуется надоями, доходами хозяйств, много фотографирует. С интересом рассматривает дежурную «карту мира» в школе. Превосходно чувствующий себя, он добродушно посмеивается над детсадовским «Здравствуйте, дедушка Иосип!». 73-летний президент Югославии играет с детьми в «Каравай»... [10]. Лидера Югославии, где в 1950-е гг. пришлось отказаться от коллективизации и имела место продовольственная зависимость, интересовала как «социалистическая» деревня, так и помощь ей промышленных предприятий.

В Омской области действовала программа обустройства села, велась работа по подготовке кадров. Здесь собирали самый высокий в Сибири урожай зерновых — 15 центнеров с гектара, развивалось животноводство и получила развитие новая в Сибири отрасль — овощеводческая [11].

Во второй половине дня Иосип Броз Тито у омских нефтепереработчиков. И здесь интерес к тому, как предприятие строит за счет прибыли жи-

льё, дворцы культуры, спорткомплексы, больницы и пансионаты для рабочих и населения микрорайонов [10].

Омск 1965 г. — город «развернутого строительства коммунизма», где широко практикуют общественные начала в работе госаппарата и местных Советов. Программа КПСС ориентирует «вести дело к тому, чтобы государственный платный аппарат сокращался, чтобы навыками управления овладевали все более широкие массы и работа в этом аппарате в перспективе перестала быть особой профессией» [12]. Как следствие, в Омске 600 квартальных комитетов, в их работе участвует 4250 горожан; 177 народных дружин — 25470 дружинников охраняют общественный порядок в городе. Деятельность общественных организаций распространилась на все сферы жизни граждан, от воспитания до озеленения улиц, налаживания питания в школах, контроля за работой общественного транспорта. Данная деятельность представлялась в те годы как первые шаги по пути развития общественного коммунистического самоуправления [7, с. 245].

С. И. Манякин знакомит товарища Тито с членом КПСС с 1905 г. А. Н. Диановым [13]. Второй и последний раз судьба сводит его с друзьями революционных лет: А. И. Пивень — 66, А. А. Са-лей — 61, А. В. Яковчицу — 70 лет. Они радостно похлопывают президента по плечу, называют Йось-ка. Вечером самолет берет курс на Москву [1].

Созвучье понятий и определений, сопровождающих процессы, имевшие место в управлении производством, социальной сфере и администрировании лидер Югославии оценил как переход СССР к новому этапу строительства коммунистического общества. При этом возникала иллюзия, что югославские законы 1957 и 1961 гг., предоставляющие предприятиям полную самостоятельность в распределении оставшейся у них прибыли, быть может, несколько преждевременны, но необходимы.

Реформа 1965 г. явилась продолжением проводимой Союзом коммунистов Югославии политики развития рабочего самоуправления и ограничения государственного влияния на экономическую деятельность. Среди мероприятий разработанных и утвержденных в ходе реализации реформы, следует выделить основные:

Рис. 5. Иосип Броз Тито. 1960-е гг. (Источник: https://srpskainfo.com/da-li-ce-uzletjeti-titov-galeb-slavni-brod-mornarice-bivse-jugoslavije-i-dalje-rdja-u-rijeckoj-luci/)

— либерализация отношений с мировым рынком. Были проведены изменения в структуре и соотношении цен на товары потребления и средства производства. Рост цен в среднем составил 24 %, а девальвация динара привела его в новое соотношение с долларом (1 доллар = 12,5 нового динара). Размер таможенных тарифов был снижен с 23 до 11 %;

— перестройка экономических отношений хозяйствующих субъектов, с одной стороны, с государством в лице властей Федерации или республики и коммуной (гминой) — с другой. Удельный вес предприятия в нетто продукте страны стал составлять 71 %, доля государства снизилась до 29 % [14, с. 43];

— изменение роли государства, задача которого сводилась к созданию такой системы стимулов, которая позволила бы экономике саморегулироваться как в области капиталовложений, так в размере и ассортименте общественно-необходимой продукции [14, с. 44].

Проведение реформ либеральные экономисты приветствовали. Остается неясным вопрос: осознавал ли Иосип Броз Тито их последствия для социализма, хотя бы и в его югославском варианте (рис. 5).

Между тем итоги двух с половиной лет развития после 1965 г. показали значительные отклонения от предусматриваемых темпов роста промышленности. Реформа привела к застою в ряде отраслей, а в некоторых даже к спаду. Не были ликвидированы диспропорции в экономике по отраслям: так, производство возросло в судостроении на 13 %, в бумагоделательной на 10 %, в нефтяной и энергетике на 9 % и снизилось в черной металлургии на 1 %, в цветной на 12 %, в текстильной на 3 %, в угольной на 10 % [14, с. 44].

Но, главное, осталась нерешенной проблема интенсификации производства:

— предприятия (в рамках самоуправления), имея средства, предпочли обеспечивать рост заработной платы в ущерб развитию производственной базы;

— в рамках новой отведенной им роли банки, исходя из собственных интересов, предпочли финансировать крупные предприятия, не предоставляя средств на модернизацию мелким (количество

промышленных предприятий с рабочими до 250 человек превышало в Югославии 50 %);

— товары югославских предприятий оказались неконкурентоспособными с западными [14, с. 45].

Неожиданными оказались и социальные последствия реформ:

— количество рабочих мест уменьшилось на 115 тыс. Предполагали, что занятость за два года возрастет на 100 тыс. В целом число безработных в 1970-е гг. достигало 1 млн 450 тыс человек, реалией стала «временная экономическая миграция». В капиталистических странах в 1970—1980 гг. работало около 1 млн трудоспособных югославских граждан. При этом все население страны в 1970-х гг. насчитывало от 20 до 22 млн человек [14, с. 45];

— помимо констатируемого роста национального дохода лидеру Югославии приходилось признавать, что «все еще много трудящихся, особенно рабочих в городах, с низкой заработной платой, у которых ничего нет, кроме собственных рук». Выступая в 1972 г. на митинге в г. Приедор (Босния и Герцоговины), товарищ Тито удивлялся наличию людей, являющихся держателями состояний в миллиарды динар, строительству многочисленных дач и квартир (с последующей сдачей в аренду), покупке нескольких автомобилей и т.д.) [2, с. 626 — 627]. Перед руководством и обществом стал вопрос: «Как оценить появление и использование указанных средств и материальных ценностей?».

Отметим, что реформы, начатые в СССР под патронатом А. Н. Косыгина, к 1969 г. были спущены на тормозах. Возникло опасение, что они ведут к слому социально-экономического и политического строя. Лидер ГДР Вальтер Эрнст Пауль Ульбрихт, в 1971 г. подал в отставку со всех постов в связи с состоянием здоровья (умер в 1973). Существует версия, что под советским давлением [8, 9].

В СФРЮ реформы продолжились, и их последствия не заставили себя ждать:

— следом за закрепленной в Конституции широкой политической и хозяйственной автономии республик страна столкнулась с политическим сепаратизмом — обособлением республик. При этом процесс начался с марксистско-ленинского, с точки зрения Иосипа Броз Тито, положения об отмира-

нии государства — компетенции Федерации были переданы республикам. Однако вместо работы с общинами (гминами) республиканские органы начали придавать себе государственные функции, вплоть до отношений с ООН. При этом интернационалисты в ряде случаев были исключены из Союза коммунистов Хорватии. В тусовке зазвучали песни, как-то: «Товарищ Тито, целую тебя в лоб, одевай-ка форму усташей» [2, с. 619, 617, 615];

— началось создание параллельных партий и различного рода движений в основном на национальной основе: «Митицы хорватскойц», движения технократов в Словении, либералов в Сербии и т.п. [2, с. 617, 23, 613].

Иосип Броз Тито не изменил себе, в речи на закрытом заседании исполкома центрального комитета Союза коммунистов Хорватии (4 июля 1971 г.) он заявил, что в Союзе коммунистов отсутствует идейное единство, и предупредил, что «тут необходимо хирургическое вмешательство, и я от него не откажусь, будьте уверены в этом. У меня в последнее время так тяжело на душе, что иногда я теряюсь, что делать. Я выступаю с предупреждениями, но товарищи из руководящих органов не реагируют на них, им не нравится критика. Я должен буду выступить публично и уверен, что рабочие будут на моей стороне» [2, с. 614, 616]. На заседании президиума Совета Союза профсоюзов Югославии (18 декабря 1971 г.) и на митинге в г. Приедор (10 сентября 1972 г.) генеральный секретарь Союза коммунистов Югославии определяет национализм как вид сопротивления классового врага, врага социализма и Союза коммунистов, врага самоуправления...» [2, с. 620, 622].

В 1971 г. Было покончено с «хорватской весной» (националистами), а в 1972 г. были разгромлены «либералы» в Сербии. Та же участь постигла и словенских «технократов», реформистов в Союзах коммунистов Боснии и Герцеговины, а также Македонии. По Конституции СФРЮ 1974 г. была создана система, которую позднее назвали «системой сдержек и противовесов»: сербское население в Хорватии было противовесом национальным устремлениям хорватов и боснийцев, а созданные в Сербии автономные края Косово и Воеводина сдерживали сербский национализм.

Тогда же, с целью поддержания равенства, Иосип Броз Тито предлагает создать «фонд солидарности», за счет которого улучшалось бы положение граждан с низкой оплатой труда и решить вопросы о поддержке слаборазвитых республик [2, с. 627, 634].

Идеологически разгром националистов был подкреплен выходом на экраны серии фильмов, напоминающих жителям Югославии о совместной борьбе её народов с немецкими и итальянскими оккупантами. Примечательно, что борьба эта неразрывно связывалась с товарищем Тито. В военном боевике и детективе «Девятнадцать девушек и один моряк» (М. Косовач, 1971) девушки-санитарки, словно сошедшие со страниц журнала белградского Дома моделей, спасают раненого партизанского командира по прозвищу «Испанец». В 1972 г. появляется военный детектив «Вальтер защищает Сараево» (Х. Крвавац), повествует о срыве немецкой операции по доставке отступающим немецким танковым соединениям горючего. Фильмы «Су-тьеска» (С. Делич, 1973 г.) и «Ужитская республика» (Ж. Митрович, 1974 г.) — военные драмы, наполненные повествованием о борьбе партизан Тито

с пошедшими на союз с оккупантами сербами-четниками, хорватами-усташами. Так, независимо от желания режиссеров-постановщиков, актеров и самого бессменного лидера Югославии, его образ начал приобретать легендарные черты, начался уход конкретного человека в легенду. Прекрасно принятые зрителями в СФРЮ и за его пределами фильмы, естественно, не могли повлиять на сложившуюся политическую и социально-экономическую ситуацию.

Дело в том, что наличие самоуправляемой экономической единицы, наделенной правом свободного выхода на мировой рынок при использовании любых денежных знаков в расчетах при «отмирании» государственных структур автоматически вела к развалу СФРЮ как единого государства.

В Югославии тех лет ходил анекдот: «Вопрос: Когда наступит коммунизм в Югославии? Ответ: Когда македонец перестанет печалиться, когда серб назовет хорвата своим братом, когда словенец заплатит в ресторане за своего приятеля, когда черногорец начнет работать и когда босниец все это поймет!» [15].

Распад страны, реализовавшей на практике идеи анархо-синдикализма, был предрешен. Открытым оставались вопросы принадлежности будущей собственности рабочих коллективов и сценарий узурпации функций федеративных структур властями республиканского или автономного уровня.

Ради сохранения, пусть и временного, единства страны республиканские элиты обращаются к авторитету бессменного лидера. В 1972 и 1977 гг. Ио-сип Броз Тито еще и еще раз становится народным героем Югославии. В 1974 г. Скупщина СФРЮ провозглашает его президентом «без ограничения срока полномочий». В 1976 г. маршал становится доктором военных наук. Но никто не вечен, 5 мая 1980 г. футбольный матч между командами «Хай-дук» из Силита и белградской «Црвеной звездой» был остановлен на 41-й минуте тайма. Комиссар матча собрал в центре поля судей и футболистов, а диктор сообщил зрителям: «Умер товарищ Тито».

Трибуны в едином горестном порыве запели; «Товарищ Тито, мы клянемся: с твоего пути не свернем никогда». И это так, ведь почти каждый житель Югославии считал, что страна идет по пути Иосипа Броз Тито, и разделял это направление, естественно, в рамках своего восприятия. В 1990 г. СФРЮ распалась, за распадом последовала череда войн. Существует печальная притча «Когда-то в Социалистической Федеративной республике Югославии говорили, что у них в стране есть почти всё: и горы, и море, и леса, и поля, шесть республик, четыре языка, пять народов (а народностей со своими языками — так вообще более двадцати), три религии, два алфавита. Только вот партия — одна и Тито — один. Это высказывание считалось язвительным и ехидным, но теперь многими воспринимается совершенно по-другому. Ведь нет «одного Тито» — и нет всей страны. Ну а партия — так бог с нею» [16]. И то в одной, то в другой суверенной балканской республике, разрывая вакханалию выборов, появляются надписи на языках народов и народностей: «Слесарь был лучше!» [17].

Чем был в жизни Иосипа Броз Тито Омск? Город, где:

— он столкнулся с реалиями не только классовой борьбы, но и Гражданской войны;

— местом, где через его жизнь прошли события, дающие право на проведение широких сравнений

и аналогий между Гражданской войной и интервенцией в России и народно-освободительной войной в Югославии;

— одним из крупных мегаполисов, который лидер СФРЮ посетил ради уточнения курса развития своей страны и укрепления международных связей.

Помимо того, Омск стал городом, где молодость перешла в зрелость, где он, молодой еще человек, нашел свою любовь. Чем еще? Этого мы уже никогда не узнаем, а жаль. «Уходят люди... их не возвратить, их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять от этой невозвратности кричать».

Библиографический список

1. Новиков С., Южанинова Л. Второе пришествие Ио-сипа Броз // Московский комсомолец в Омске. 1998. 3—10 декабря.

2. Тито Иосип Броз. Избранные статьи и речи. Май 1941 г. — октябрь 1979 г. М.: Политиздат, 1987. 646 с.

3. Иосип Броз Тито. Иосип Великолепный. URL: http://c-cafe.ru/days/bio/24/tito.php (дата обращения: 24.02.2019).

4. Боровик Г. Сердечные поздравления. Беседа с товарищем Тито // Огонек. 1957. № 45. С. 7-8.

5. Кравец Н. М., Новиков С. В., Новикова И. В. [и др.]. Из истории социал-демократического движения в Сибири 1907-февраль 1917 гг. Библиографические материалы / под общ. ред. Г. А. Порхунова. Новосибирск: Сибирская академия политических наук, 2007. 112 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Иосип Броз Тито. URL: http://cyclowiki.org/wiki/^-сип_Броз_Тито (дата обращения: 07.03.2019).

7. Юрасова М. К. Омск: очерки истории города. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд.во, 1965. 270 с.

8. Мухин М. «Почему распался СССР?» — пара слов о застое, или Что, собственно, «застоялось»? // Актуальная история. URL: http://actualhistory.ru/ussr-breakup-2 (дата обращения: 11.02.2019).

9. Дикхут В. Реставрация капитализма в Советском Союзе / пер. с англ. и нем. О. Торбасова. URL: http://library.maoism.ru/ RCSU/RCSU-Dickhut.xhtml (дата обращения: 18.04.2019).

10. Стал Дунай ближе к Иртышу // Молодой сибиряк. 1965. 27 июня.

11. Биография С. И. Манякина // Фонд развития Омской области им. С. И. Манякина. URL: http://xn--80aakrjkfdcc9dth. xn--p1ai/leftmenu/biografiya-si-manyakina (дата обращения: 20.03.2019).

12. XXII Съезд партии и начало кризиса советского общества. URL: http://kds.eparhia.ru/bibliot/ermolaev/part4/ tema26/7/ (дата обращения: 16.04.2019).

13. Омская правда. 1965. 26 июня.

14. Вилковски Е., Залевски М. Югославские экономические реформы на практике // Экономическая газета. 1968. № 38. С. 43-45.

15. Черногорские анекдоты. URL: http://montenegro525. ru/chernogorskii-yumor/anekdoty-o-chernogortsah.html (дата обращения: 22.04.2019).

16. ТИТОностальгия на просторах экс-Югославии // Жизнь и отдых в Черногории. URL: https://sasha0404. livejournal.com/399732.html (дата обращения: 18.02.2019).

17. Маршал Тито: «Слесарь был лучше!» // Молодая

гвардия. URL: http://gvardiya.ru/publishing/smi/_marshal_

tito_slesar_byl_luchshe_(дата обращения: 25.03.2019).

новиков сергей валентинович, доктор исторических наук, профессор (Россия), профессор кафедры «Дополнительное профессиональное образование». БРНЧ-код: 7226-1354 ЛиШогГО (РИНЦ): 650930 Адрес для переписки: bonid89@inbox.ru

Для цитирования

Новиков С. В. Иосип Броз в Омске. К истории революции, Гражданской войны и социалистического строительства // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2019. Т. 4, № 3. С. 79-87. БОН 10.25206/2542-04882019-4-3-79-87.

статья поступила в редакцию 22.04.2019 г. © с. в. новиков

UDC 93/94+929+908+334

DOI: 10.25206/2542-0488-2019-4-3-79-87

s. V. NOVIKOV

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia

josip broz in omsk. to the history

of russian revolution,

russian civil war

and socialist construction_

The fact of the participation of Josip Broz in Russian Revolution 1917—1922 and Russian Civil War in Siberia in different years had a different assessment. However, it is in the Omsk period of life of the permanent leader of the Socialist Federal Republic of Yugoslavia that it is advisable to seek answers to questions from historians and journalists related to the intricacies of his personal life and the choice of political course. The past 20th century was filled with the search for models of socio-economic reorganization: from various variants of «fascism» to socialist reorganization of society. One of those is the building of market socialism in non-aligned Yugoslavia. This experience is associated with the name of the President of the SFRY, Comrade Tito.

Keywords: international squad, Omsk, Russian Civil War, Yugoslavia, Kosygin-Lieberman reforms, anarcho-syndicalism.

References

1. Novikov S., Yuzhaninova L. Vtoroye prishestviye Iosipa Broz [The Second Coming of Josip Broz] // Moskovskiy komsomolets v Omske. Moskovskiy Komsomolets v Omske. 1998. December 3—10. (In Russ.).

2. Tito Josip Broz. Izbrannyye stat'i i rechi. May 1941 g. — oktyabr' 1979 g. [Selected articles and speeches. May 1941 — October 1979]. Moscow: Politizdat Publ., 1987. 646 p. (In Russ.).

3. Iosip Broz Tito. Iosip Velikolepnyy [Josip Broz Tito. Josip the Magnificent]. URL: http://c-cafe.ru/days/bio/24/tito.php (accessed: 24.02.2019). (In Russ.).

4. Borovik G. Serdechnyye pozdravleniya. Beseda s tovarishchem Tito [Cordial greetings. Conversation with Comrade Tito] // Ogonek. Ogonek. 1957. No. 45. P. 7-8. (In Russ.).

5. Kravets N. M., Novikov S. V., Novikova I. V. [et al.]. Iz istorii sotsial-demokraticheskogo dvizheniya v Sibiri 1907 -fevral' 1917 gg. Bibliograficheskiye materialy [From the history of the social-democratic movement in Siberia 1907-February 1917. Bibliographic materials] / Ed. G. A. Porhunov. Novosibirsk, 2007. 112 p. (In Russ.).

6. Iosip Broz Tito [Josip Broz Tito]. URL: http://cyclowiki. org/wiki/HocHn_Bpo3_THTO (accessed: 07.03.2019). (In Russ.).

7. Yurasova M. K. Omsk: ocherki istorii goroda [Omsk: Essays on the history of the city]. Novosibirsk, 1965. 270 p. (In Russ.).

8. Mukhin M. «Pochemu raspalsya SSSR?» — para slov o Zastoye ili chto sobstvenno «zastoyalos'»? [«Why did the USSR collapse?» — a couple of words about the Stagnation or what actually «stagnated»?] // Aktual'naya istoriya. Aktual'naya Istoriya. URL: http://actualhistory.ru/ussr-breakup-2 (accessed: 11.02.2019). (In Russ.).

9. Dickhut V. Restavratsiya kapitalizma v Sovetskom Soyuze [Restoration of capitalism in the Soviet Union] / trans. from Engl. and Germ. O. Torbasov. URL: http://library.maoism.ru/RCSU/ RCSU-Dickhut.xhtml (accessed: 08.04.2019). (In Russ.).

10. Stal Dunay blizhe k Irtyshu [Became Danube closer to Irtysh] // Molodoy sibiryak. Molodoy Sibiryak. 1965. June 27. (In Russ.).

11. Biografiya S. I. Manyakina [Biography of S. I. Manyakin] // Fond razvitiya Omskoy oblasti im. S. I. Manyakina [Development of S. I. Manyakin Fund of the Omsk Region]. URL: http://xn-

-80aakrjkfdcc9dth.xn--p1ai/leftmenu/biografiya-si-manyakina (accessed: 20.03.2019). (In Russ.).

12. XXII S"yezd partii i nachalo krizisa sovetskogo obshchestva [XXII Party Congress and the beginning of the crisis of Soviet society]. URL: http://kds.eparhia.ru/bibliot/ermolaev/ part4/tema26/7/ (accessed: 11.04.2019). (In Russ.).

13. Omskaya pravda. Omskaya Pravda. 1965. June 26. (In Russ.).

14. Vilkovski E., Zalewski M. Yugoslavskiye ekonomicheskiye reformy na praktike [Yugoslav economic reforms in practice] // Ekonomicheskaya gazeta. Ekonomicheskaya Gazeta. 1968. No. 38. P. 43-45. (In Russ.).

15. Chernogorskiye anekdoty [Montenegrin jokes]. URL: http://montenegro525.ru/chernogorskii-yumor/anekdoty-o-chernogortsah.html (accessed: 22.03.2019). (In Russ.).

16. TITOnostal'giya na prostorakh eks-Yugoslavii [TITOnostalgiya in the vastness of ex-Yugoslavia] // Zhizn' i otdykh v Chernogorii [Life and recreation in Montenegro]. URL: https://sasha0404.livejournal.com/399732.html (accessed: 18.02.2019). (In Russ.).

17. Marshal Tito: «Slesar' byl luchshe!» [Marshal Tito: «Locksmith was better!»] // Molodaya gvardiya. Molodaya

Gvardiya. URL: http://gvardiya.ru/publishing/smi/_marshal_

tito_slesar_byl_luchshe_(accessed: 25.03.2019). (In Russ.).

NoviKov sergey valentinovich, Doctor of Historical Sciences, Professor of Continuing Professional Development Department. SPIN-code: 7226-1354 AuthorlD (RSCI): 650930

Address for correspondence: bonid89@inbox.ru For citation

Novikov S. V. Josip Broz in Omsk. To the history of Russian Revolution, Russian Civil War and Socialist Construction // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2019. Vol. 4, no. 3. P. 79-87. DOI: 10.25206/2542-0488-2019-4-3-79-87.

Received 22 April 2019. © s. v. novikov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.