УДК 94(47) ББК 63.3(2)43
DOI 10.25797/NG.2019.1.26149
А.А. Казаков
ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ, «КОНЕЦ ВРЕМЕН» И ЕРЕСЬ «ЖИДОВСТВУЮЩИХ»: О НЕКОТОРЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВАХ
ДОСИФЕЯ ТОПОРКОВА
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о деятельности Иосифа Волоцко-го начала 90-х гг. XV в. в свидетельствах Досифея Топоркова — автора «Надгробного слова преподобному Иосифу». Анализ фрагмента этого памятника агиографии позволяет сделать вывод, что работе
Литературное творчество Иосифа Во-лоцкого по преимуществу являлось ответом на вызовы эпохи, среди которых следует назвать еретическое движение «жидовская мудрствующих» и проблему ожидавшегося, но так и не случившегося в 1492 г. «конца времен». В «Просветителе» волоцкий игумен сводил эти животрепещущие вопросы воедино: восьмое, девятое и десятое «слова» Иосифо-ва magnum opus^ посвящены проблеме несостоявшегося светопреставления и опровержению появившихся с наступлением 7000 лета сомнений в установках, фундированных традиционной религиозностью. В распространении этих сомнений, согласно «Просветителю», едва ли не главную роль сыграли еретики, которым приписывалось мнение, что «седмь тысущ лет прошло, а конца несть, и святых отец писания ложна суть и подобает
над «Просветителем», главным сочинением Иосифа Волоцкого против еретиков, предшествовало создание им «Сказаний о скончании седьмой тысячи».
Ключевые слова: Иосиф Волоцкий, агиография, эсхатология, «Просветитель», ересь «жидовствующих»
сих писания огнем сжещи»1. Известия Иосифа Волоцкого о еретических спекуляциях относительно эсхатологических ожиданий довольно последовательны — поэтому, вероятно, они влияли на соответствующие выводы ученых. Так, И.П. Хрущев писал, что с исходом «семи тысяч лет еретики воспользовались одним поколебавшимся верованием и стали доказывать несостоятельность отцов церкви», что, в свою очередь, заставило волоцкого игумена опровергать «учение еретиков о ложности апостольских и отеческих писаний»2.
Дальнейшие разыскания внесли серьезные коррективы в эту схему. Я.С. Лурье
1 Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих. Казань, 1896. С. 337.
2 Хрущев И. Исследование о сочинениях Ио-
сифа Санина, преподобного игумена Волоцко-
го. [СПб.], 1868. С. 157-158.
Казаков А.А.
исследовал три «Сказания» о «скончании седьмой тысящи», представляющие иную редакцию восьмого, девятого и десятого «слов» «Просветителя». Он отметил, что «Сказания» анонимны, «не содержат... упоминания новгородских еретиков., и в целом носят иной характер, чем "слова" "Просветителя": полемика (с анонимным противником) ведется здесь в гораздо более сдержанном и менее "грубианском" тоне, чем в "Просветителе", отсутствуют явно клеветнические обвинения, будто они собирались ненавистные им "святоотеческие" писания огнем сжещи». Автором «Сказаний» Я.С. Лурье полагал Иосифа Волоцкого, а время создания памятников связывал со временем возникновения старшего списка (РГБ. Ф. 236. № 18), датированного рубежом XV-XVI вв. Таким образом, создание «Сказаний» предшествовало составлению «Просветителя»3.
А.И. Алексеев пришел к иным выводам. Старший список «Сказаний» датируется им первой четвертью XVI в., то есть он, «по крайней мере, на полтора десятка лет моложе, нежели старшие списки "Просветителя"». Исследователь признал невозможным «однозначно решить вопрос о первичности какого-либо из текстов», «Сказаний» и соответствующих им «слов» «Просветителя». Но «большая древность списков "Просветителя"» стала доводом «в пользу первичности 8-го, 9-го и 10-го "слов" перед отдельно бытовавшим циклом "о скончании седьмой тысячи"»4.
3 Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI вв. М.; Л., 1955. Приложения. С. 391-393.
4 АлексеевА.И. Религиозные движения на Руси последней трети XIV - начала XVI в.: стригольники и жидовствующие. М., 2012. С. 330-334.
Таким образом, вопрос о последовательности создания текстов остается открытым. Кроме того, он явно выходит за пределы текстологии сочинений Иосифа Волоцкого, касаясь ключевых проблем русской истории конца XV — начала XVI вв. Если первичны «Сказания», то их создание едва ли связано с еретическим движением. В этих текстах упоминаются лишь некие невежи, для которых несостоявшийся «конец времен» стал поводом для сомнений в истинности святоотеческой традиции. Сомневающиеся — «суть уста отца их сатаны»5, но никак не еретики, которых «Сказания» не упоминают. С другой стороны, первичность восьмого, девятого и десятого «слов» «Просветителя» прямо связывает критику традиционных эсхатологических установок с распространением «жидовской» ереси. Тогда не ясно, с какой целью три слова «Просветителя» позднее были переработаны, а упоминания о еретиках удалены. Нет однозначного ответа и на вопрос об авторе «Сказаний».
Разрешение указанных проблем может быть найдено в тексте «Надгробного слова Иосифу Волоцкому». Его автор, Доси-фей Топорков, будучи «братаничем» Иосифа, довольно рано постригся в обители дяди: известно, что он участвовал в росписи первого каменного храма обители в 1486 г.6 Рассказ Досифея об исходе седьмой тысячи лет содержит уникальную информацию, но читается лишь в составе утраченного ныне авторского списка «Надгробного слова» (Собрание Московской Епархиальной библиотеки № 664),
5 Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения. С. 395.
6 Зимин А.А. Краткие летописцы XV-XVI вв. //
Исторический архив. Вып. 5. М.; Л., 1950. С. 15-16.
привлеченного К.И. Невоструевым для разночтений при издании памятника.
«В то же время прииде седмая тыся-ща, — пишет Досифей, — и скончание пасхалии бысть: и сего ради елицы не зело ведяху Писание, смущяхуся и из-немогаху верою и малодушествоваху»7. Далее агиограф сообщает, что «еретицы же, благоприятно время обретше, нача-ша без боязни сеяти семена злочестия жидовскаго» — это первое упоминание о еретиках в «Надгробном слове». Иосиф Волоцкий, «слышав таковая и зело болезноваше душею <...>, своим писанием потщася исторгнути таковое зло-честивых веление», что возымело свое действие: «И таковое смущение верным отец Иосиф устави»8. Вероятно, Иосифо-во «писание» было направлено не против еретиков, а призвано было успокоить брожение, возникшее в результате несостоятельности ожиданий конца света в 1492 г. Пересказ содержания «писания» автором «Надгробного слова», также не упоминающий о «жидовствующих», в целом подтверждает эту гипотезу (см. ниже). Вслед
7 «Ожидание конца света, — пишет по этому поводу Б.А. Успенский, — отразилось, в частности, на исчислении Пасхи, предполагалось, что "времени уже не будет" (Откр. X, 6) и, соответственно, как греческие, так и русские пасхалии были составлены до 1492 г... Далее пасхалии не составлялись — время не предвиделось и, следовательно, жизнь не планировалась». См.: Успенский Б.А. Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — Третий Рим» // Он же. Этюды о русской истории. СПб., 2002. С. 93.
8 Надгробное слово преп. Иосифу Волоколамскому ученика и сродника его Досифея Топоркова / Текст подгот. К.И. Невоструев // Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1865. Кн. 2. Приложения. С. 171-172. Примеч. 108.
за повествованием о конце седьмой тысячи лет Досифей подробно рассказывает о возникновении и распространении ереси: он сообщает, что «сатана возвожь бурю на церковь новгородскыми еретикы, ихже прельстиша изчадия ехиднова бо-гоборнии жидове <...>. Отец же слышав таковая <...>, нача обличати богоборную ересь», то есть, по-видимому, приступил к составлению «Просветителя». Рассказ о ереси читается во всех списках «Надгробного слова»9.
Таким образом, судя по известиям «Надгробного слова», «Просветителю» Иосифа Волоцкого предшествовало его же «писание» против «смущения», вызванного событиями 1492 г. Содержание этого «писания», изложенное Досифеем, позволяет отождествить его с первым из «Сказаний» о «скончании седьмой тыся-щи». И в пересказе агиографа, и в «Сказании» использована соответствующая моменту цитата из Евангелия: «О дни же том и часе никтоже весть, токмо Отец Мой един». В обоих текстах ярко выражен мотив, что «пытать» о «конце времен» — дело, превосходящее возможности человеческого разума. «Яко да апостоли не пытают, яко не полезно им ведати», — пишет Досифей; схожий аргумент читается и в «Сказании»: «Аще убо апостолом не по-веле о сем испытовати»10. И «Надгробное слово», и «Сказание» упоминают факт утверждения на I Вселенском соборе Великого Миротворного круга: «изложиша пасхалию на пять сот лет и 30» и «круг же он сотворша на 500 лет и 30 и 2». И в том
9 Там же. С. 172.
10 Надгробное слово. С. 171-172. Примеч.
108; Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные
еретические движения. С. 394-395.
Казаков А.А.
и в другом случае высказывается мысль, что грядущее светопреставление связано с окончанием Миротворного круга11. В обоих текстах выражена идея о «седме-ричности» счисления лет и восьмом веке как символе вечности, причем связь этой идеи с «концом времен», приуроченным к 7000 году, отвергается и в «Надгробном слове», и в «Сказании». «Таже рече осмому, иже не пресекается нощию, ни неделями, ни леты чтется, но яко един и без конца пребывает», — пишет Досифей Топорков. «А егда же приидет будущий век, иже не числится ни седмицами, ни деньми, ни нощьми, ни западом, солнце разоряется, но имуща незаходимаго солнца, того ради нарекоша того осмый век, занеже по седмочисленом сем веце настанет», — читаем в «Сказании»12.
Отрывок «Надгробного слова» из рукописи Епарх. № 664 свидетельствует, что автором по крайней мере первого из «Сказаний» о «скончании седьмой тысящи» является Иосиф Волоцкий, а сам текст «Сказания» составлен до его вступления в борьбу с ересью. Последовательность изложения событий в «Надгробном слове» позволяет отнести работу Иосифа Волоц-кого над первым из «Сказаний» к концу 1480-х гг.: повествование Досифея о седьмой тысяче лет предшествует рассказу об экзекуции, учиненной архиепископом Геннадием над еретиками в 1490 г.13
Однако датировка первого «Сказания» на основе его текста свидетельствует, ско-
11 Надгробное слово. С. 171-172. Примеч. 108; Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные ере-тические движения. С. 400-401.
12 Надгробное слово. С. 171. Примеч. 108; Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения. С. 396.
13 Надгробное слово. С. 171-172.
рее, о нарушении последовательности событий в изложении Досифея. Я.С. Лурье обратил внимание на пространные цитаты из «Диоптры» Филиппа Пустынника (XII в.) в тексте «Сказания». Там сообщается, что «Диоптра» была написана «в лето шесть тысящное шесть сот третее — отселе за четыреста лет»14. «Если расчет этот точен (в пользу его точности говорит неокругленность первой из дат), — полагает Я.С. Лурье, — то мы получаем указание, что интересующий нас памятник составлен в ... 1495 году»15. Однако интервал в четыреста лет, прошедших от создания «Диоптры» до написания «Сказаний», следует признать условным: здесь вполне могла сказаться тяга древнерусских книжников к круглым числам, которую пытался обойти Я.С. Лурье. Для Иосифа Волоцкого такой подход в обращении с датами был характерен в полной мере: в «Сказании о новоявившей-ся ереси» он упоминает, что насадитель «жидовства» Схария явился в Новгород в 6979 г., а до этого в течение 470 лет с момента крещения на Руси «гради мнози суть ни единаго имуща неверна, или еретическая мудрствующе»16. В этом случае крещение Руси следует отнести к 1000 г., то есть расчеты не отличаются точностью.
Более убедительна датировка А.И. Пли-гузова. Он отметил в надписании «Сказания» фразу «о глаголющих, яко седмая тысяща лет прошла, и пасхалиа скончя-лася»17 — и сделал вывод, что «заголовок указывает на 1 сентября 1942 г., когда истекла 7 тысяча лет». А заключительный
14 Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения. С. 400.
15 Там же. С. 392.
16 Там же. С. 468.
17 Там же. С. 468.
пассаж «Сказания» — «Ныне еще осмь-десят лет и четыре уйде миротворного круга, а лето седмь тысящное скончало-ся»18 — дал исследователю повод отнести время составления текста к сентябрю 1492 — августу 1493 г., поскольку «прошло 84 года от начала нового, 14 оборота Великого миротворного круга» в 1408 г.19
Исходя из сведений «Надгробного слова», следует заключить, что первое из «Сказаний» о «скончании седьмой тыся-щи» создавалось прежде, чем Иосиф Во-лоцкий начал активно обличать «жидов-ствующих». Совершенно очевидно, что на тот момент он обладал какими-то сведениями о еретиках — на это намекает До-
18 Там же. С. 401.
19 Плигузов А.И. «Книга на еретиков» Иосифа Волоцкого // История и палеография: Сб. ст. М., 1993. С. 133.
сифей Топорков. Но, видимо, тогда игумен не пожелал присоединиться к начатой новгородским архиепископом кампании. Именно поэтому первое из «Сказаний», содержание которого подробно передал автор «Надгробного слова», не обнаруживает никаких выпадов против еретиков. Впрочем, и два другие «Сказания» не упоминают еретиков, что гипотетически может служить признаком написания их в то же самое время, 1492-1493 гг. Учитывая количество списков «Сказаний», нужно признать, что на момент их создания изложенные в них Иосифом Волоцким доводы были весьма востребованы. И лишь позднее, в момент составления восьмого, девятого и десятого «слов» «Просветителя» сомнения в традиционных установках относительно «конца времен» были приписаны исключительно еретикам.
Библиография
Источники:
ЗиминА.А. Краткие летописцы XV-XVI вв. // Исторический архив. Вып. 5. М.; Л., 1950. Надгробное слово преп. Иосифу Волоцкому ученика и сродника его Досифея Топоркова / Текст подгот. К.И. Невоструев // Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1865. Кн. 2.
Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих. Казань, 1896. 3-е изд. Литература:
Алексеев А.И. Религиозные движения на Руси последней трети XIV — начала XVI в.: стригольники и жидовствующие. М., 2012.
Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI века. М.; Л., 1955.
Плигузов А.И. «Книга на еретиков» Иосифа Волоцкого // История и палеография: Сб. ст. М., 1993.
Успенский Б.А. Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — Третий Рим» // Он же. Этюды о русской истории. СПб., 2002.
Хрущев И. Исследования о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого. [СПб.], 1868.
Казаков A.A.
Сведения об авторе:
Казаков Александр Александрович, соискатель кафедры источниковедения исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва (Россия). Область научных интересов: история России рубежа XV-XVI вв., источниковедение, агиография.
E-mail: [email protected]
A.A. Kazakov
JOSEPH OF VOLOKOLAMSK, "THE END TIMES" AND THE HERESY OF THE "JUDAIZERS": SOME OF THE EVIDENCE DOSITHEUS TOPORKOV
Annotation: The paper is devoted to the problem of Joseph Volotsky's activity in the early 1490's in the narrative by Dosifey Toporkov who was the author of "Memorial speech in Joseph's honor". The examination of this hagiographical narrative leads to
conclusion that "Enlighter", the most important writing against the Judaizers, was composed after his "Story of the end of seventh Millenium".
Keywords: JosephVolotsky, "Enlightener", Judaizers heresy, eschatology, hagiography
References
Sources:
Zimin A.A. Kratkie letopiscy XV-XVI vv. [Brief chronicles of the 15th — 16th centuries] // Istoricheskij arkhiv. M.; L., 1950. № 5. (In Russian).
Nadgrobnoe slovo prep. losifu Voloczkomu uchenika i srodnika ego Dosifeya Toporkova [Memorial speech in holy monk Joseph's honor] / Tekst podgot. K.I. Nevostruev // Chteniya v obshchestve lyubitelej dukhovnogo prosveshcheniya, no 2, 1865. (In Russian).
Prosvetiter, ili Oblichenie eresi zhidovstvuyushchikh [Enlightener, or Denunciation of Judaizing heresy]. Kazan", 1896. 3-e izd. (In Russian).
Researches:
AlekseevA.I. Religiozny"e dvizheniya na Rusi poslednej treti XIV — nachala XVI v.: strigoTniki i zhidovstvuyushchie [The religious movement in Rus in the last third of 14th — the beginning of 16th centuries: Strigolniks and Judaizers]. M., 2012. (In Russian).
Kazakova N.A., Lur^e Ya.S. AntifeodaTny'e ereticheskie dvizheniya na Rusi XIV-nachala XVI veka [Antifeudal heretics movement in Rus in 14th — the beginning of 16th centuries]. M.; L., 1955 (In Russian).
Pliguzov A.I. "Kniga na eretikov"Iosifa Voloczkogo [The book against heretics by Joseph Volotsky] // Istoriya i paleografiya: Sb. st. M., 1993. (In Russian).
Uspenskij B.A. Vospriyatie istorii v Drevnej Rusi i doktrina "Moskva — Tretij Rim" [The perception of history in Old Rus and doctrine "Moscow the Third Rome"] // On zhe. E"tyudy" o russkoj istorii. SPb., 2002. (In Russian).
Khrushchev I. Issledovaniya o sochineniyax losifa Sanina, prepodobnogo igumena Voloczkogo [The studies on the works of saint hegumen Joseph Volotsky]. [SPb.], 1868 (In Russian).
About the author:
Kazakov Aleksander A., Degree applicant, Moscow State University, Historical faculty, Source Studies Department, Moscow (Russia). E-mail: [email protected]