11АМЯТНЫЕ ДАТЫ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
Л. В. Смирнова
Иосиф Иванович Паульсон
(к 190-летию со дня рождения)
УДК 371.4 ББК 74.03
В августе 2015 года исполняется 190 лет со дня рождения Иосифа Ивановича Паульсона (16 августа 1825 — 21 марта 1898), одного из передовых русских педагогов второй половины XIX века, методиста, редактора, общественного деятеля.
Ключевые слова: педагогическая деятельность И. И. Паульсона; Санкт-Петербургское педагогическое общество; журнал «Учитель»; Фребелевское общество.
L.V. Smirnova
Joseph faulson
(BY THE 190TH BIRTHDAY ANNIVERSARY)
The article is devoted to the 190th birthday anniversary of Joseph Paulson (August 16, 1825 - March 21, 1898), one of the leading Russian teachers of the second half of the 19th century, methodist, editor and public figure.
Keywords: Paulson's pedagogical activity; St. Petersburg Pedagogical Society; the journal "Teacher"; Frebel society.
Иосиф Иванович Паульсон родился 16 августа 1825 в Петербурге, в семье выходцев из Швеции. Учился сначала в шведской лютеранской
школе при церкви Св. Екатерины, затем с 1839 года в одном из старейших учебных заведений России — Главном Немецком училище Св. Петра
(Петришуле). В 1851 году экстерном сдал экзамен в Санкт-Петербургском университете на звание домашнего учителя и вскоре приобрел большую известность как педагог. По своим педагогическим принципам был близок Карлу Ивановичу Маю, участвовал в организации Педагогического общества. Являлся активным пропагандистом аналитического звукового метода обучения грамоте, сторонником объяснительного чтения.
Педагогическая деятельность Иосифа Ивановича началась с должности учителя приходской школы при финской церкви Св. Марии (с 1852 по 1855). С 1855 по 1857 год преподает немецкий и французский язык в Сиротском приюте принца Петра Ольденбургского, активно сотрудничает с «Журналом для воспитания», который издается в Петербурге в 1857—1859 гг. Пропагандируя педагогические идеи либерального крыла разночинной интеллигенции, журнал выступает за распространение всеобщей грамотности в народе; защищает идею женского образования, уделяет большое внимание вопросам повышения квалификации преподавателей, улучшении их правового и общественного положения, выдвигает новые для того времени идеи физического воспитания и наглядного обучения.
В работе журнала принимают участие Н. А. Добролюбов, В. И. Водовозов, К. О. Микешин, Н. Г. Помяловский (псевд. И. Герасимов), П. Г. Редкин, К. Д. Ушин-ский и др.
В программной статье «Новый год — новые желания» редакция
заявляет, что она сочувствует «решительному прогрессу общественного образования, однако намерена избегать всех крайних мнений, ибо в деле воспитания менее чем где-либо, возможные качки» [1].
Активное обсуждение назревших педагогических проблем проходило в неформальной атмосфере традиционных встреч коллег, просветителей-публицистов и редакторов различных изданий на квартире профессора Санкт-Петербургского университета Петра Григорьевича Редкина.
Памятным днем этих многократных встреч стало 11 октября 1859 года, когда на собрании видных деятелей России было принято решение об образовании «Общества педагогов». И. И. Паульсон совместно с П. Г. Редкиным, К. И. Маем и А. А. Чумиковым стал одним из организаторов Общества в Санкт-Петербурге и его секретарем. Утверждение общества Попечителем Санкт-Петербургского учебного округа состоялось 9 января 1860 г., но предложено было именовать его «Педагогическим собранием». На первом общем собрании 23 января 1860 г., которое проходило во 2-й Петербургской гимназии (поскольку профессорская квартира стала мала), произошло фактическое оформление общества: избран его руководящий орган — Совет Педагогического собрания во главе с председателем Совета П. Г. Редкиным, который ежегодно, в течение 15 лет переизбирался на эту должность тайным голосованием.
Общая и особенно педагогическая журналистика широко отражала педа-
гогические искания членов собрания. Передовые педагоги в своих докладах и рефератах, сделанных на Собрании, призывали к общенародной направленности постановки обучения и воспитания. Они вносили предложения о содержании и организации учебного процесса, в частности, высказывали свое мнение о классическом и реальном образовании. Обсуждали проблемы перестройки женского обучения и воспитания. Предметом широких дискуссий на заседаниях были вопросы воспитания и дидактики, содержания учебников и учебных пособий.
В конце 60-х годов встал вопрос о преобразовании «Педагогического собрания» в «Педагогическое общество», и 17 января 1869 года произошло окончательное юридическое переоформление Педагогического Собрания в Педагогическое Общество, в Уставе которого было записано: «Имеет целью содействовать развитию и совершенствованию нашей воспитательно-учебной практики». Санкт-Петербургское педагогическое общество развернуло широкую деятельность — более 500 человек были его «действительными членами» — Общество организовывало курсы, проводило съезды, имело свои отделения (филиалы) во многих крупных городах страны и поэтому его с полным основанием можно считать Всероссийским [5].
В 1860-е годы И. И. Паульсон активно занимается и практической педагогической деятельностью: преподает русский язык в женском отделении Петришуле; занимается с дочерью Александра 11 великой княж-
ной Марией Александровной (с 1860 по 1865), а также преподает русский язык великим князьям Владимиру Александровичу и Александру Александровичу, участвует в педагогических встречах наставников и преподавателей царской династии.
В 60-е годы повсеместно развернувшийся поиск способов организации системы всеобщего народного просвещения, адекватной потребностям человека, общества и государства, появившаяся возможность практического воплощения прогрессивных педагогических идей, консолидация общественного мнения, генерирующего насущные проблемы образовательной практики, привели к широкому развитию общественно-педагогического движения, в котором приняли активное участие представители различных сословий, профессиональных групп, общественных и политических объединений. Объединившее либерально-монархические, либерально-буржуазные и демократические силы общества общественно-педагогическое движение, по мнению П. Ф. Капте-рева, признало, что оно не может более «оставаться равнодушным и холодным к педагогическим вопросам, предоставляя их всецело ведению правительства. В постановке, методах и приемах воспитания детей общество усмотрело свои насущные, кровные интересы, которые оно само и должно защищать и оберегать, само разрабатывать» [4. С. 317].
Наибольшим влиянием пользуется в 60-х годах журнал «Учитель» (Журнал для наставников, родителей и всех желающих заниматься вос-
питанием и обучением детей), выходивший с 1861 по 1870 годы, сначала под редакцией И. И. Паульсона и Н. Х. Весселя, затем И. И. Паульсона и Ф. Ф. Резенера. Иосиф Иванович становится одним из основателей и основным редактором этого издания, сыгравшего большую роль в развитии народного образования в России в период, когда в стране не было даже развитой системы начального образования, и процент грамотного населения был ничтожно малым (6 % из 70 млн.). Это был один из первых российских периодических научно-педагогических журналов, выходивший в Санкт-Петербурге 2 раза в месяц
[3].
Первый номер журнала «Учитель» (1861), открывался своеобразным манифестом, имеющим ярко выраженный программный характер обращения к педагогической общественности России. По мнению редакции, три аксиомы должны «сжиться со всем духовным существом педагога», стать внутренними убеждениями каждого, занимающегося воспитанием и обучением детей:
— Никто не может дать другому того, чего у него самого нет, также точно никто не может развивать, воспитать, образовать другого, если он сам не развит, не воспитан, не образован.
— Воспитатель, учитель, наставник может действовать на развитие, воспитание, образование воспитанника только в той степени, в какой он сам воспитан, развит, образован.
— Он может истинно развивать, воспитывать, образовывать только до
тех пор, пока он сам работает над своим собственным образованием, развитием, воспитанием [7. С. 176—177].
Журнал «Учитель», печатая руководящие статьи для учителей и воспитателей по всем отраслям педагогического дела и для родителей по вопросам домашнего образования и воспитания, отводил видное место также статьям для самообразования и с этой целью ввел несколько приложений: «Справочный листок» (1862 — 1870); «Натуралист. Вестник естественных наук и сельского хозяйства» под ред. Д. С. Михайлова (1864—1868); «Чтение для юношества» (1864—1866) по 24 выпуска в год.
В числе сотрудников журнала были А. Герд, В. Острогорский, В. Водовозов, Н. Корф, П. Редкин, Ф. Медников, Л. Гвоздев, Е. Кемниц, А. Страннолюбский — блестящая плеяда крупных педагогов и организаторов образования, рожденных педагогическим движением 60-х годов. Издание было тесно связано с Петербургским педагогическим обществом и являлось, по сути, выразителем его деятельности. В «Учителе» регулярно печатались протоколы заседаний этого общества, на которых обсуждались многие животрепещущие проблемы отечественной начальной и средней школы.
Журнал имел в первый год своего существования огромное для того времени количество подписчиков и распространялся в 73 губерниях, областях и землях Российской империи. Так, спустя год после начала издания число его разосланных экземпляров
составило в 1862 году 3655 экземпляров. По данным В. Зайцевой, на 1862 год основными подписчиками журнала были уездные училища (275), полковые школы (260), сельские (378) и военные (187) училища, матери семейств и наставники (222), городское и сельское духовенство (379) [2].
В 1869 году И. И. Паульсон открыл Аларчинские курсы для подготовки женщин к обучению по программам университета (в помещении 5-й гимназии у Аларчина моста). Преподавались русский язык, геометрия, алгебра, физика, педагогика, затем также ботаника, зоология, география. Курсы существовали на счет платы за обучение, частных пожертвований, доходов от концертов и т. д.
В этом же 1869 году И. И. Па-ульсон и педиатр К. А. Раухфус организовали педагогический кружок, ставивший целью содействовать делу улучшения первоначального воспитания детей как семейного, так и общественного. Кружком был разработан устав общества, утвержденный 28 мая 1871 (2-я редакция — 5 февраля 1877). Общество имело педагогический и благотворительно-просветительский профиль и было названо по имени д-ра Ф. В. А. Фрёбеля — немецкого педагога-новатора, автора системы раннего детского воспитания и развития. Целью общества провозглашалось распространять и развивать на российской почве воспитательные идеи Фребеля. И. И Паульсон работал секретарем данного общества, одновременно читая слушателям Фребелевских курсов методику элементарного обучения.
В числе основательниц общества также были выпускницы семинарии для учительниц и детских садовниц в Готе (Германия) П. К. Задлер (позже — супруга К. А. Раухфуса) и Е. А. Вертер.
Членами-учредителями общества помимо вышеупомянутых стали
A.С.Воронов,Ф.К. Вульф,Ф.Ф.Гер-ман, К. К. Грот, К. К. Задлер, Ф. Я. Карелл, К. И. Люгебиль, С. А. Люгебиль, К. И. Май, Е.А.Маркевич,А.К.Наук,И.Т.Оси-нин, К. А. Риттер, П. Г. Редкин, П. П. Семенов-Тянь-Шанский, гр. Г. А. Строганов, К. А. Треборн и
B. М. Юргенсон.
Первой заботой общества стало учреждение Фребелевских курсов для подготовки «первоначальных семейных воспитательниц и руководительниц де -тских садов». Они открылись 1 февраля 1872 в помещении Александровской женской гимназии. Программа курсов была составлена И. И. Паульсоном. В нее входили анатомия, физиология, гигиена; психология; общая педагогика и теория воспитания Фребеля; зоология и ботаника, рисование и лепка, пение, гимнастика, фребелевские рукоделия, практические занятия в детском саду. На курсы принимались лица женского пола, окончившие среднее учебное заведение или имеющие диплом на звание домашней учительницы и «не лишенные музыкального слуха». С 1878 курс обучения был двухлетним. В продолжение первого десятилетия на курсах была подготовлена 181 слушательница.
На 1915 в обществе состояли 121 действительный член, 48 пожизнен-
ных и 25 почетных членов: в числе последних был Иосиф Иванович Паульсон [6].
Талантливый организатор, ученый-педагог, редактор-издатель, активный общественный деятель И. И. Паульсон успевает плодотворно работать в совете императорского Патриотического общества, в 1874 году становится руководителем женских учительских курсов, а с 1877 года является экспертом начальных петербургских школ. В это время им написано большое количество методических книг и пособий по начальному образованию, преподаванию русского и немецкого языков, изданы работы по методике преподавания отдельных предметов, основам детской психологии, введен курс стенографии в школах и т. д. Иосиф Иванович Паульсон — автор ряда учебников и работ по педагогике, а также методике начального обучения и преподавания. Среди его основных работ:
Паульсон, И. И. Книга для чтения и практических упражнений в русском языке : учеб. пособие для нар. училищ / И. И. Паульсон. - СПб. : Тип. Э. Веймара, 1860. - 392 с.
Паульсон, И. И. Букварь для соединенного обучения чтению и письму / И. И. Паульсон. — Изд. 2-е, изм.
— СПб. : Тип. Э. Веймара, 1862.
— 80 с.
Паульсон, И. И. Первая учебная книжка. Классное пособие при обучении письму, чтению и началам родного языка / И. И. Паульсон. — СПб. : Тип. В. Безобразова и Ко, 1868.
— 170, [6] с.
Паульсон, И. И. Букварь для обучения грамоте по любому способу / И. И. Паульсон. — М. : Бр. Салаевы, 1868. — 32 с.
Паульсон, И. И. Вторая учебная книжка. Классное пособие при обучении родному языку в элементарной школе / И. И. Паульсон. — СПб. : [Тип. А. М. Котомина], 1876. — 361, [7] с.
Паульсон, И. И. Дружка первой учебной книжке : клас. пособие при обучении началам родного языка / И. И. Паульсон. — СПб. : [б. и.], 1881.
Паульсон, И. И. Букварь для обучения русской грамоте по генетическому способу / И. И. Паульсон. — СПб. : К. Риккер, 1892. — 110 с.
Методика грамоты по историческим и теоретическим данным : Изложил И. Паульсон / И. И. Паульсон. — СПб. :Типография В. Безоб-разова и К, 1887 — 1892 (в 2-х ч.).
Будучи крупным специалистом в области начального обучения, И. Паульсон был сторонником аналитического звукового метода обучения и объяснительного чтения, широко пропагандировал метод обучения математике по А. Грубе. Одной из характерных черт его творчества было чрезмерное увлечение идеями немецкой педагогики, за что он неоднократно подвергался критике со стороны К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого.
Скончался Иосиф Иванович Паульсон в местечке Оспедалетти под Ниццой 21 марта 1898 г., но по его завещанию прах был перевезен в Санкт-Петербург и похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
Список литературы
1. Журнал для воспитания. Руководство для родителей и преподавателей. [Код доступа http: //feb-web. ru/feb/periodic/pp0-abc/pp1 / ppl-3444. htm].
2. Зайцева В. Журнал «Учитель»: год рождения 1861-й. [Код доступа : http:// pascalleto.livejoumal.com/80379.html].
3. Иосиф Иванович Паульсон [Код доступа: https://ru.wikisource.org/wiki]
4. Каптерев, П. Ф. История русской педагогии: 2-е изд., пересмотр. и доп. / П. Ф. Каптерев. — Пг. : Тип В. Безобразова и К, 1915. — 746 с.
5. Педагогическое общество России [Код доступа: http://www.pedobsh.ru/
history_society/history_of_the_creation_ of_pedagogical_society_in_russia / ].
6. Санкт-петербургское Фребелевское общество для содействия первоначальному воспитанию. [Код доступа: Ь^р://encblago.lfond.spb.ru/showObject.
do?object=2853547719].
7. Уткин, А. В. Генезис миссии учителя в истории отечественного образования XVIII — начала XX веков : монография / А. В. Уткин. — Нижний Тагил : НТГСПА, 2010. — 320 с.
8. Энциклопедия Петришуле. Иосиф Иванович Паульсон. [Код доступа http://allpetrischule-spb.org/].