ИОРДАНИЯ. НАСЛЕДСТВО ОРДЕРНОЙ КЛАССИКИ В НАСКАЛЬНЫХ ФАСАДАХ ПЕТРЫ
А. К. Кудряшева
Немецко-Иорданский Университет, Амман, Иордания Аннотация
Предлагаемый читателю материал посвящен Петре - древнему пещерному городу в Эдомских горах Иордании. Автором исследована наскальная архитектура фасадов Петры как единая система фактурной ордерной пластики в объемно-пространственном ландшафтном комплексе. Впервые осуществлена архитектурно-графическая реконструкция двенадцати наиболее значимых классических ордерных наскальных фасадов Петры. Архитектурные чертежи двенадцати памятников выполнены автором в одном масштабе, со всеми деталями структурной и орнаментальной ордерной пластики и впервые представляют единый ряд их размерного, типологического, пропорционального и стилевого соотношения. Этот материал представляет собой новое направление в исследовании Петры, расширяет информацию о памятниках античной архитектуры региона, мало изученного отечественной наукой.
Настоящая статья представляет фасад Томба Казна - самый выдающийся наскальноый фасад Петры, признанный в 2006 году одним из Чудес Света.
Ключевые слова: Иордания, Петра, наследство, ордерная классика, наскальные фасады
JORDAN. HERITAGE OF CLASSIC ORDER IN ROCK FACADES OF PETRA
A.K. Kudriasheva
German-Jordanian University, Amman, Jordan Abstract
This article exposes a rock ensemble of Petra, Jordan, both, as an extraordinary natural mountain city space and as a gallery of outstanding rock curved facades, adorning the entrances, which lead inside the mountain caverns, tombs and other cave interiors. The most significant, twelve Petra facades of Classic Order are turned to their initial original image in author's graphic reconstruction. Architectural drawings of twelve facades with all structural and ornamental details for the first time show systematic range of their dimensional, typological, proportion and style correlation.
It is considered the rock ensemble of Petra both, as an extraordinary natural mountain city space, its urban structure, landscape views, and as a gallery of outstanding rock curved facades, adorning the entrances, leading inside the mountain caverns, tombs and other cave interiors. This article exposes the most significant Petra classic facade - the Khasneh.
Keywords: Jordan, Petra, Heritage, Classic, Rock facades
Петра, - древний пещерный Город-скала в Эдомских горах на юге Иордании, в прошлом столице могущественного Набатийского царства с архитектурно обработанными наскальными фасадами и свободно стоящим Римским центром. Набатеи - арабские племена номадов, кочевавших между северной Аравией и южной Сирией, поселились в Эдомских горах, покинутых прежними племенами, к 580 году до н.э. Этот регион, уникальный по своей природе и климату, с непересыхающими водными источниками, был обитаем уже в древнейшие времена. Первые упоминания о нем существуют в Библии и относятся примерно к 1270 году до н.э., когда на своем пути из Египта племена иудеев, ведомые пророком Моисеем, застали на севере от Синая царства Эдом, Моаб и Аммон. Набатеи жили скотоводством, торговлей, добычей битума из Мертвого моря, возможно горным делом и выплавкой меди. В течение 1000 лет - 500 лет до н.э. и 500 лет н.э., играли виднейшую роль в регионе Иордании, благодаря накопленному богатству, ключевой позиции в контроле древних торговых путей на юге, а также неприступности своей столицы. Город-скала, что означает название Петра. Столица Набатийского царства была спрятана глубоко в горах, тянущихся красно-розовыми грядами вдоль долины Вади Араба, в промежутке между Мертвым морем и Акабским заливом Красного моря. В естественно защищенную, изобилующую водой долину Вади Муса (долина Моисея), где располагался центр города, ведет узкий коридор последовательно соединяющихся ущелий: петляющий, длиной в 1,5 км, глубокий развал между нависающими скалами, почти смыкающимися на высоте более 90 м - ущелье Сик, и далее, на выходе к городскому центру - Аутер Сик (наружное ущелье).
По своей геологической природе горы Петры представляют собой песчаник - осадочная горная порода спрессованного песка. Гряды таких гор, тянущиеся вдоль всей восточной стороны Иордана, Мертвого моря, долины Вади Араба, в южной части региона Петры переходят в систему горных массивов, имеющих в основе своего образования гранитный пласт. Отсюда их необычный красно-розовый цвет. Песчаник сформирован преимущественно механическим перемещением песчаных слоев под воздействием природных сил - воды, ветра. Следствием такой геологии стал характерный рисунок гор с резкими ступенчатыми уступами в сторону долины на запад и более пологий склон на восток. Западные ветры в этом регионе являются преобладающими, в отличие от восточных, с облаками пыли из пустыни, носящих название хамсин, что означает пятьдесят дней в году. Уникальная природная специфика горной породы, имеющая главное средоформирующее значение для ландшафта Петры, это наличие внутрискальных пустот, каверн, позволяющее "заселять" их, использовать для сооружений в них гробниц и дворцов, жилья и храмов, а также мягкость песчаника в обработке наружных фасадов.
Панорамы фасадов высечены в естественных склонах гор. За ними в природных пустотах в глубине породы сооружались сокровищницы, храмы, жилище, гробницы. Назначение многих монументов до сих пор остается загадкой. По всей видимости, до того как стать столицей, Петра была священным местом захоронений. Поэтому, вследствие очень трудной идентификации по времени и назначению пещерных сооружений, все они без исключения, в существующих исследованиях условно называются томбами (англ. Tomb, гробница). Общее пространство Петры формирует ряд горных массивов, главными из которых являются Аль Хубта, Аль Мадба и Аль Хабиз, с плоскогорьем между ними, перерезанным сетью долин, рукавами, расходящимися от главной водной и коммуникационной артерии - долины Вади Муса. Горные массивы замыкают пространство города своими склонами и составляют, благодаря внешнему очертанию и внутреннему строению, наличию пустот, основу большей части его инфраструктуры.
По своей градообразующей морфологии горный ансамбль Петра складывается из двух принципиально противоположных систем. Первая - комплекс архитектуры городского центра, возведенный на плоскогорье из карьерного песчаника преимущественно на горизонтальных планировочных координатах - центральная плоскогорная часть. Вторая -объекты внутрискальной архитектуры с наружными фасадами, террасами улиц,
площадками, подъемами и спусками к ним, выбранными из цельной породы естественных склонов гор на разных уровнях вертикальных координат пространства - наскальная часть.
Своей главной продольной осью городской центр ориентирован в западном направлении на подступающую к нему гору аль Хабиз - скальный объем, являющийся частью горного массива аль Хабиз, отделенный от него долиной Вади Сияг. В этом массиве, на 220 м выше уровня городского центра, вырублен колоссальный, венчающий Петру фасад Томба Деир. Томб Деир (Рис. 1Ь) был сооружен в середине I века как набатийский храм или гробница царя. Его гигантский фасад, самый грандиозный в Петре, высечен в скале, обращенной на площадь с алтарем. Томб имеет одно центральное помещение 10х12х15 м с небольшой нишей, уровень которой на несколько метров ниже основного пространства. Название Деир означает монастырь, с которым очевидно ассоциировали несколько крестов, высеченных на его стене, скорее всего, уже в Христиано-Византийскую эру. Едва заметное изображение верблюда и стоящего рядом с ним всадника на фасаде Деира могло символизировать изобретение набатеями седла для езды на верблюдах, что является историческим фактом, принесшим им славу непобедимой кавалерии и объясняющим несокрушимость Набатийского царства в течение столь длительного времени. В начале подъема на пути к Дейру, слева можно увидеть фасад томба, получивший название Триклиния Льва (Рис. 1а), благодаря скульптурам по обеим сторонам от входа. Лев был символом одного из двух главных божеств набатеев - богини аль Узза.
Аль Хубта и аль Мадба - горные массивы, формирующие обширную юго-восточную часть комплекса Петры. Эти массивы разделены между собой двумя ущельями, следующими одно за другим. Одно из них - ущелье Аутер Сик длиной около 500 м и шириной на выходе к плоскогорью центральной части 180-200 м. В его ступенчатых склонах-террасах со стороны южного массива аль Мадба - множество пещерных входов с обработанными
фасадами. Четыре яруса образуют четыре "улицы", именующиеся Улицей фасадов, в целом с 44 фасадами. Томбы по Улице фасадов, каждый из которых имеет одно или два захоронения, относятся к раннему периоду Набатийского царства и являются одними из первых сооружений Петры. Более тридцати подобных фасадов располагаются дальше по склону ущелья на пути к центру. Правильно организованные природой улицы плавно переходят в ряды Амфитеатра.
Наиболее значимые фасады, вырубленные снаружи от входа в горном массиве аль Мадба, - фасад Томба Обелисков и фасад Триклиния Баб аль Сик (Рис. 1а). Первый представляет собой композицию из четырех пирамидальных объемов над входом и является отражением сильного влияния египетской архитектуры. Второй монумент был построен некоторое время спустя прямо под Томбом Обелисков. Ось его дверного проема совпадает с осью среднего правого обелиска. Триклиний, буквально - помещение с двумя скамьями у стен (лат.), предназначался для особых погребальных церемоний.
На расстоянии 1400м. от входа в ущелье Сик расположена знаменитая Казна - самый выдающийся наскальноый фасад Петры, признанный в 2006 году одним из Чудес Света (Рис. 1Ь).
В склонах аль Мадба, помимо названных монументов, заслуживают внимания ордерные фасады ряда томбов, находящихся к югу от выхода из ущелья Аутер Сик, уже за пределами городской стены. Вместе с фасадами горного массива аль Хубта они составляют сменяющуюся панораму восточной стены горного пассажа с караванным транзитом направления север - юг. Это фасад Томба с "Разорванным" фронтоном (Рис .1а), следующий за ним через 50 м фасад Томба Ренессанс (Рис. 1а), напоминающий образцы итальянского Возрождения, и дальше, еще через 50 м на юг, - фасад Томба Римского Солдата (Рис. 1а).
Царские Томбы (Рис. 1(а,Ь)) - четыре наскальных сооружения, примыкающих почти вплотную друг к другу и образующих единый фронт ордерных фасадов в отвесной стене горного массива аль Хубта. Фасады Царских томбов обращены с востока на городской центр на расстоянии 500 м от входа. Их панорама, точно перпендикулярная декуманусу Петры, открывается с него как необыкновенная театральная декорация с арочными воротами в виде кулис на переднем плане.
Фасад Томба Дворца (Рис. 1а) самого северного, был возведен в I веке до н.э. или I веке н.э. Он получил такое название благодаря своей аналогии с архитектурной схемой дворцов времен античного Рима. В непосредственной близости от Дворца, чуть севернее находился огромный, вырубленный в скале бассейн, куда поступают воды, собираемые из источников Вади Муса в каменный резервуар снаружи от входа в ущелье Сик.
Следующий фасад Коринфского Томба (Рис. 1Ь) парадный, насыщенный деталями, сочетающий различные набатийские и классические архитектурные стили.
К югу от Коринфского Томба, за несколькими почти стертыми фасадами, переливается оранжево-красными оттенками фасад Шелкового Томба (Рис. 1Ь), получивший такое название из-за природного цвета слоев породы, из которой он вырублен.
Самый южной фасад этого фронта - фасад Томба Урн (Рис. 1Ь), гробницы одного из набатийских царей, правивших в I веке. Монумент, получивший свое название из-за двух урн, расположенных по оси на тимпане и аттике, мог быть также и фасадом триклиния, на что указывают три ниши внутри. В центральной нише до сих пор находится статуя неизвестного, одетого в тогу. Большой открытый двор перед входом, в позднее время предназначавшийся предположительно для судебных заседаний, имеет с двух боковых сторон по пять колонн, поддерживающих нависающие скалы и образующих открытые галереи. Двор покоится на двухъярусной аркаде с ведущей к нему лестницей. Аркада была возведена, по всей видимости, в Византийское время, в 446-447 годах.
На значительном расстоянии к северо-востоку от Царских томбов линию их фронта в массиве аль Хубта продолжает фасад Томба Секстия Флорентина (Рис. 1a).
Сеть долин, пересекающих плоскогорную часть Петры и исчезающих в глубоких горных ущельях, сходятся к своему главному руслу - долине Вади Муса. Направление долины, как уже говорилось, совпадает с осью городского центра запад-восток. У массива аль Хубта Вади Муса резко сворачивает на юг, а затем опять следует восточному направлению в ущелье Сик. Западное направление Вади Муса продолжает уходящая в горы долина Вади Сияг. Северное - долина Вади аль Деир, одна из четырех ветвей которой уже глубоко в горах делает поворот на запад к Дейру. В этот же пучок приходят долины Вади аль Мойстра и Вади Туркмания, пролегающая в северо-восточном направлении. С севера к долине Вади Муса примыкает еще одна долина аль Матаха, которая разделяется в северной части плоскогорья на несколько рукавов, один из которых уходит в массив аль Хубта.
В осенне-зимний сезон долины рек наполнялись водой, которая сохранялась на весь период их пересыхания в специальных каменных водосборных колодцах. Следы их встречаются на всей территории центральной плоскогорной Петры.
Непересыхающие источники Айн Муса за пределами восточного входа поставляли в город круглый год свежую воду через ущелье Сик по двум каналам: открытому, вырубленному в камне желобу вдоль дороги, и закрытому, состоящему из гибко соединенных керамических секций. Из этих же источников наполнялся наружный резервуар, объемом 2500 куб. м. Вода из него поступала в северо-западном направлении через вырубленный в массиве аль Хубта канал в обширный бассейн в центре в районе Томба Дворца.
Можно только представить себе весенний оазис Петры, цветущий, благоухающий, наполненный пением птиц, утопающий в гигантских кустарниках азалий и рододендронов.
В целом Петра насчитывает около восьмисот уникальных монументов, высеченных в камне и возведенных на открытом месте, относящихся к эдомитскому и набатийско-римскому времени. В их облике принципиально сказалось влияние двух культур: восточной, месопотамской и западной, античной, а также комбинаций на их основе. Типы и пластика наскальных сооружений Петры менялись во времени в зависимости от культур регионов, под влиянием которых в тот или иной период находилось Набатийское царство. Их уникальный рисунок может быть обобщен в такое явление как местный набатийский стиль.
Большая часть наскальных доордерных сооружений носят название томбы-пилоны, возникновение которых исследователи относят к периоду завоевания региона Петры Ассирией. Самые ранние томбы-пилоны, датируемые приблизительно VII-IV веками до н.э. называются ассирийскими. Они представляют собой гладкую поверхность с входным проемом и полосой плоского пирамидально-ступенчатого орнамента в верхней части -ассирийских "вороньих ступеней". Благодаря торговым отношениям набатеев с арабскими государствами Северной Африки, в частности Египтом, сложился доордерный египетский тип томбов-пилонов, который характерен появлением карниза с египетской выкружкой каветто. Период возведения колеблется с III века до н.э. по I век н.э. Под влиянием культур античных Греции и Рима возникли наскальные сооружения, представляющие наиболее яркое и совершенное явление набатийского стиля. Это набатийские классические фасады, представляющие разные степени сложности наскальные ордерные композиции.
Пластические особенности ордерных фасадов Петры во многом связаны с системой их скальной вырубки: в направлении сверху вниз. Никаких аналогий со строительными машинами античного времени быть не могло, т.к. для их сооружения требовалось большое количество высокоствольного леса, которого в этом регионе не существовало. Представление о системе вырубки наскальных сооружений Петры дает обследование
нескольких типов строительно незавершенных томбов, фасадные поверхности которых наглядно показывают два метода обработки скальных массивов.
Ступенчатая вырубка: на выбранном участке скалы производилась зачистка и выравнивание поверхности самого верхнего горизонтального членения будущего фасада. Рабочей платформой служила нижняя необработанная часть природного скального массива. Следующим этапом на готовом участке проводилась вертикальная и горизонтальная разметка деталей, предположительно с применением отвеса, и затем непосредственно камнерезная работа в порядке сверху вниз. Таким образом, происходил обратный возведению процесс "низведения" последующих нижних - одного, двух или нескольких горизонтальных членений. Предположительно, подобный метод применялся при создании фасадов Шелкового Томба, Томба Урн и Дворца. Следствием неодновременной ступенчатой обработки поверхности явилось нарушение соосностей вертикальных деталей, что особенно видно на фасаде Томба Дворца. О подобной системе свидетельствует фасад одного из незаконченных томбов в Петре, где в нижней части видны ступени необработанного каменного массива.
Ярусная вырубка: зачистка и выравнивание скального фрагмента на высоту будущего фасада или высоту верхнего ордерного яруса в многоярусной композиции фасада. На нижней необработанной части природного массива выстраивалась циклопической кладкой рабочая платформа, с верхнего уровня которой производилась вертикальная и горизонтальная разметка крупных элементов ордерной пластики, а затем их детальная проработка. По мере готовности камнерезных работ в направлении сверху вниз кладка насыпной платформы разбиралась. При строительстве многоярусных фасадов эта операция повторялась столько раз, сколько требовалось для обработки каждого яруса. Такой метод работы характерен для наскальных сооружений со сравнительно развитой ордерной композицией и соответственно со сложной структурой и орнаментальной пластикой. Можно предположить, что подобным методом вырубались фасады томбов Секстия Флорентина, Римского солдата и с "Разорванным" фронтоном, а также Триклиния Льва, многоярусные композиции Казны, Коринфского томба, Деира и Триклиния Баб аль Сик. Примером такого метода является разметка нереализованного фасада в скальном массиве напротив Казны.
Размерные соотношения основных частей, габаритных величин набатийских классических порталов и фасадов Петры дают основание предположить, что при их вырубке существовала определенная система пропорционирования. Система, которая неведомыми путями, имея в виду работу сверху вниз, возможно, что элементарно с помощью конопляной мерной веревки с узлами, приводила к кратности всех размеров фасада по вертикали и горизонтали к единому модулю - диаметру колонны (полуколонны) нижнего ордерного яруса. В отличие от канонических ордерных систем, имеющих неизменный пропорциональный строй, система пропорционирования ордерных фасадов Петры была гибкой. Композиция каждого фасада совершенно очевидно пропорционировалась прямо "по месту" и определялась абрисом и размером горного фрагмента, предназначенного для архитектурной обработки. Такая свобода от установленной классической системы пропорционального соотношения элементов в канонических ордерах и многочисленные пластические вариации ордера, допускали согласования ордерных композиций Петры с любым размером и пропорциями скального массива в зависимости от выбранного участка натурного ландшафта.
Методы несинхронной обработки уровней наскальных сооружений Петры неизбежно вели к трансформации со временем стилистики и пластики их деталей. При ступенчатой обработке поверхностей сооружения его детализация исполнялась частями, от верхней зоны архитектурной композиции к ее нижней зоне. В начале и середине работы, большая часть габаритов будущего сооружения представляла собой необработанный скальный массив. За длительный период производства работ над такими портиками как, например Томб Урн или Дворец, стиль и пластический рисунок архитектурных деталей неизбежно перестраивался от верхних зон общей композиции к нижним. Вполне возможно, что за
длительное время обработки одного фасада, менялись идеи, традиции, мастера, школы, что в результате сложилось в отличительный принцип набатийского стиля: принцип коллажных комбинаций ордерных элементов, свободный от тектонической логики. И как ни странно, подобная логическая несогласованность асинхронных по времени пластических элементов разных ярусов, возможное нарушение соосности, огрубленность деталей сообщают наскальным фасадам Петры импровизационную непосредственность, инспирированную классическими ордерами орнаментальность, и вместе с тем -монументальность и вневременной характер, являющиеся частью неповторимого набатийского стиля. Особенностью наскальных сооружений Петры является разнохарактерность архитектурных деталей в пределах одной ордерной системы, где коринфские капители сочетаются с базами, профилировка которых характерна для дорического и тосканского ордеров. Капители и базы здесь воспринимаются как детали произвольных стилевых комбинаций, далеких от единого порядка каждого из канонических ордеров. Для Петры характерно коллажное сочетание структурных деталей.
В орнаментальных сюжетах фасадов Петры весьма ограниченно участвуют мотивы традиционных греческих и римских орнаментов - ионики и пальметты. Характерным растительным мотивом являются изображения местного аканта, отличающегося от средиземноморского более острой формой листа, и символа этого региона - черного ириса в виде распустившегося цветка или бутона. Акантовый лист присутствует во всех типах коринфских капителей, гирляндах. Стилизованные ветви деревьев и фрукты -инжир и виноград на фризах и тимпанах Казны, крупная чешуйчатая шишка аканта занимает место цветочной розетки в капителях нижнего яруса ее портика и метопах псевдодорических фризов обрамлений входных проемов многих наскальных порталов (Рис. 2). Распустившиеся ирисы играют роль розеток на абаках коринфских растительных капителей и, вместе с бутонами и закрученными стеблями, представляют элементы их рельефных орнаментов (Рис. 6,9).
Рис. 2. Орнаментальные сюжеты Казны
Фасады Петры, высеченные из цельных скальных массивов, представляют собой архитектурно обработанную часть натурного горного ландшафта, его главные композиционно-видовые и смысловые акценты в масштабе всего ансамбля Петры. С другой стороны, как орнаментальная фактура, выполненная на природной скальной поверхности, фасады этой монументальной галереи являются самоценными пластическими композициями и в этом качестве один из них - фасад Томба Казна рассматривается в настоящей статье. Томб Казна принадлежит к двенадцати наиболее значимым наскальным ордерным фасадам горного ансамбля Петры в порядке следования по основному базовому маршруту и его веткам - Триклиний Баб аль Сик, Томб Казна, Томб с «Разорванным» фронтоном, Томб Ренессанс, Томб Римского солдата, Томб Секстия Флорентина, Томб Дворец, Коринфский Томб, Шелковый Томб, Томб Урн, Триклиний Льва, Томб Деир, и анализируется на предмет особенностей элементов структурной, орнаментальной пластики, тематического декора, ордерной композиции.
Ущелье Сик - первое на пути к центру пространство Петры, куда вступает человек, пройдя широкой внешней дорогой, лежащей среди скал в склонах южного рукава долины Вади Муса. Предваряющие вход в ущелье, расположенные один над другим наскальные фасады Томба Обелисков и Триклиния Баб аль Сик являются главными элементами ландшафтной картины, возникающей неожиданно за поворотом слева по пути к началу горного коридора. Также неожиданно появляется видовой кадр со входом в ущелье. До середины XIX века его фиксировала арка Баб аль Сик, перекинутая над суженной входной частью с одной горной стены на другую. На расстоянии 1400 м от наружного восточного входа в ущелье Сик, горы обоих массивов почти симметрично резко расступаются, а затем опять смыкаются, образуя поперек ущелья площадь, на которую обращена знаменитая Казна (Рис. 3). Фасад Томба Казна, вырублен в отвесном склоне массива аль Мадба. Казну называют еще сокровищницей фараона. До сих пор существует предание, что в урне, венчающей центральную полуротонду Казны, были спрятаны сокровища фараона при ее постройке во II веке (Рис. 4). Что касается датирования монументов Петры, то до настоящего времени оно не является абсолютным. Одних только предположительных дат сооружения Казны существует двадцать пять версий.
Рис. 3. Казна
Ширина ущелья в разных местах составляет от 4 до 12 м, высота превышает 90 м. Многочисленные изгибы ущелья делят его на ряд колен, представляющих зрительно изолированные или частично сообщающиеся подпространства. Отвесные стены, по своей высоте превышающие его среднюю ширину в отношении 10:1, зрительно почти смыкаются над головой, создавая эффект замкнутого закрытого пространства, исключающий визуальные связи с внешней средой. От начала ущелья в течение 4045 минут с фантастическим разнообразием сменяют один другого видовые кадры, ограниченные в поле зрения близко подступающими скалистыми стенами узкого коридора. В таких просветах между причудливо выступающими формами горной породы возникают один или несколько планов уходящей вперед вправо или влево перспективы, резко обрывающейся с определенным поворотом ущелья.
Ограниченная ширина коридора способствует близкому рассмотрению крупным планом живописных фрагментов горной породы, наскальных изображений местных божеств. Ущелье ориентировано с востока на запад, но даже совпадающие с этим направлением отдельные его подпространства вследствие их глубины не получают прямого утреннего и вечернего света. Прямой свет попадает в ущелье только от полуденного солнца, которое на широте этого региона светит прямо вертикально, не давая теней. В другое время суток каждое из пространств ущелья, в зависимости от его ориентации, имеет разное направление теней и разную степень освещенности. Таким образом, фактически сквозное ущелье представляет собой длинное пульсирующее пространство, соединяющее как звенья в одну цепь закрытые сообщающиеся подпространства, разной ориентации, пропорций, освещения и степени зрительной изолированности. Признаком приближающегося перехода из одного подпространства в другое, следующее за ним, является лишь постепенное или внезапное изменение освещенности или немногие вспышки света в отдельных местах расширения коридора. В таком пучке яркого солнечного света, возникающем сначала узкой полоской в конце ущелья, а затем все шире и шире, предстает перед путниками в череде видовых кадров, а затем крупным планом фасад Казны. Монументальный Томб Казна был сооружен в честь набатийского царя, по всей вероятности Аретаса IV, а позже был храмом для религиозных церемоний, где царской особе поклонялись как божеству. Внутреннее пространство Казны включает центральный прямоугольный зал 12х12 м с примыкающими к нему тремя гробницами.
Высота фасада Казны - 42,0 м, ширина - 28,0 м, (286:196). Фасад представляет собой характерную набатийскую двухъярусную композицию, завершенную "разорванным" фронтоном, центральную часть которого занимает круглая ротонда. Первый ордерный ярус представляет шестиколонный портик с антаблементом, фронтоном и аттиком. Две средние отдельно стоящие колонны и четыре крайние полукруглые пилястры завершаются коринфскими растительными сложными набатийскими капителями. В основании колонн - базы с классической профилировкой без плинта. В глубине портика между центральными колоннами находится входной проем высотой 8 м, к которому ведет лестница с двенадцатью ступенями. Второй ордерный ярус представляет собой трехчастный портик, где крайние крылья "разорванного" фронтона и антаблемент ротонды опираются на круглые пилястры с коринфскими растительными набатийскими капителями, (Рис. 6,9). Их композиция в деталировке напоминает формы греческих и александрийских растительных капителей. Пропорции и пластический рисунок в сдвоенном поясе акантовых листьев в нижней части капители, а также формы угловых волют и поддерживающих их акантовых листьев напоминают греческие капители. Рельеф из сложного переплетения стеблей с цветками ирисов вместо традиционных кауликулей несет в себе черты александрийских растительных капителей. Крупная розетка выполнена в форме чешуйчатой шишки местного оканта, окаймленной четырьмя острозубчатыми листьями. Профилировка астрагала и абаки напоминает детали италийских капителей. Такая же капитель, поддерживает урну в завершающей части ротонды.
Фризы обоих ярусов Казны богато орнаментированы (Рис. 4,7). На фризе верхнего ордерного яруса сложные гирлянды ветвей фигового дерева переплетаются с группами
круглых плодов - инжира и винограда в обрамлении листьев. Центр такой композиции обозначен крупным желудем местного дуба (Рис. 5). Рельефный рисунок на фризе и плоскости тимпана нижнего яруса представляют крупные спирально завернутые стебли аканта с шишкой в центре, на фризе они чередуются с парными изображениями грифонов с урной по оси между ними (Рис. 8).
Рис. 4. Верхний ордерный ярус Казны
-
---1
_у
ШШЛ/
£ Л
Рис. 5. Колонна верхнего ордерного яруса Казны
Рис. 6. Капитель верхнего ордерного яруса Казны
Рис. 7. Нижний ордерный ярус Казны
Рис. 8. Колонна нижнего ордерного яруса Казны
По углам "разорваного" фронтона в верхнем ордерном ярусе Казны расположены четыре орлиных акротерия с изображением птиц в масштабе 2,5:1 (сс.90-99). Их формы отличаются напряженными позами с полураскрытыми крыльями, изогнутыми шеями и резкими разворотами головы и корпуса. Контуры оперения хорошо различаются с дальних дистанций и являются существенными элементами пластического образа Казны. По углам "разорваного" фронтона в верхнем ордерном ярусе - четыре орлиных акротерия с изображением птиц в масштабе 2,5:1 (Рис. 4). Их формы отличаются напряженными позами с полураскрытыми крыльями, изогнутыми шеями и резкими разворотами головы и корпуса. Контуры оперения хорошо различаются с дальних дистанций и являются существенными элементами пластического образа Казны.
Казну украшает наибольшее количество скульптурных изображений фигур божеств и человека (Рис. 2,4,7). В крайних простенках между колоннами первого ордерного яруса две композиции с мужскими фигурами, ведущими под уздцы лошадей, выполнены в масштабе 2,5:1. В пяти простенках верхнего яруса Казны - пять фигур амазонок, в масштабе 2:1. Крайние из пяти амазонок держат мечи, а центральная - поднимает рог изобилия. Пара средних амазонок с крыльями за спиной имеют прямую аналогию с греческими скульптурами. На центральном акротерии фронтона изображен рельефный знак царицы Исиды - богини материнства, а плоскости фризов по оси с крайними пилястрами украшают головы Медузы Горгоны.
Базы, как и в нижнем ярусе, - с классической профилировкой, без плинта. Мужские скульптурные фигуры и фигуры амазонок помещены на высокие сложно-профилированные пьедесталы. Казна - самое известное и значительное сооружение Петры, встречающее путников в конце пути через ущелье Сик. Пластически сложная, гармоничная композиция, специфическая красота ордерных деталей, и элементов орнаментального декора позволяют считать Казну вершиной искусства в набатийской архитектуре.
Архитектурный ордер - художественно тектоническая система взаимосвязи элементов классической античной архитектуры Греции и Рима, зон их влияния, и в дальнейшем -архитектуры Ренессанса и последующих периодов возрождения классицизма, ордерных стилизаций и реплик. Это явление, имеющее сильный резонанс в мировой архитектуре разного времени, бесценное для нас в своих первоисточниках, необыкновенно интересное также и в преломлении его местной, синхронной с первоисточниками, набатийской культуре, определенно далекой от философского осмысления ордерной системы, но ассимилировавшей ее орнаментальное богатство и знаковость.
В статье использованы чертежи классических порталов и фасадов Петры, выполненные в AutoCAD автором статьи А.К. Кудряшевой.
Литература
1. Античная культура. Словарь-справочник. - М.: Высшая школа, 1995.
2. Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. - М.: Агропромиздат, 1988.
3. Виньола Л.Б. Правило пяти ордеров архитектуры. - М.: Всесоюзная Академия Архетектуры, 1939.
4. Гартман К.О. Стили. - М.: Искусство, 2000.
5. Кудряшева А.К. Ландшафтная структура античных городов Иордании на примере Петры: диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. - М.: МАРХИ, 2000.
6. Кудряшева А.К. Гераса, Гадара, Филадельфия, Петра - античные города Римской империи в Иордании // Вопросы всеобщей истории архитектуры, выпуск 2. Часть I. Античный мир: Российская академия архитектуры и строительных наук. Научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства. - М.: УРСС, 2004.
7. Кудряшева А.К., Кудряшева С.Д. Иордания. Архитектурные мотивы в природе, природные мотивы в архитектуре. - М.: «Архитектура-С», 2010.
8. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. - М.: Стройиздат, 1993.
9. Палладио А. Четыре книги об архитектуре. - М.: Стройиздат, 1989. -209с.
10. Подъяпольский С.С., Бессонов Г.Б., Беляев Л.А., Коркин В.Д., Постникова Т.М., Табунщиков Ю.А. Реставрация памятников архитектуры. - М.: Стройиздат, 2000.
11. Словарь Античности. - М.: Эллис Лак. Прогресс, 1994.
12. Шуази О. Строительное искусство древних римлян. - М.: Всесоюзная Академия Архитектуры, 1938.
13. Bennett C.M. Petra. - Art International.: 1983.
14. Bourbon F. Art, History and Itineraries in the Nabatean Capital. - Italy: Vercelly, 1999.
15. Browning I. Petra. - London: Chatto & Windus Ltd, 1989.
16. Brunnov R.E., von Domaszewski A. Die Provincia Arabia, Vol 1. - Strassburg, 1904.
17. Burckhardt J.L. Travels in Syria and the Holy Land. - London, 1822.
18. David Roberts R.A. The Holy Land. - Terra Sancta Arts, The Millennium Edition.
19. Kennedy A. Petra, its History and Monuments. - London: Country Life, 1925.
20. Khouri R.G. Petra. A Brief Guide to the Antiquities. - Amman: Al Kutba Publishiers, 1992.
21. Khouri R.G. Petra. A Guide to the Capital of the Nabataeans. - London, New York: Longman, 1986.
22. Kudriasheva A. Petra. The Classical Order in a Rock Ensemble. Architectural Reconstruction in Technical Drawings. GJU 2014.
23. Mc Kenzie J., The Architecture of Petra. - New York, Oxford: University Press, 1990.
24. Parr P., Atkinson K.B., Wickens E.N. Photogrammetric Work at Petra, 1965-68. An Interim Report // Annual of the Department of Antiquities of Jordan XX, 1975.
25. Petra. - Amman-Jordan: Al-Balka Foundation for Arts, 2010.
26. Summerson J. The Classical Language of Architecture. - London: Thames and Hudson, 1988.
27. Zayadine F. Recent Excavations at Petra // Annual of the Department of Antiquities of Jordan XXVI. - Amman, 1982.
References
1. Antichnaya kultura. Slovar-spravochnik [Ancient culture. Dictionary - Directory]. Moscow,
1995.
2. Bogovaya I.O., Fursova L.M. Landshaftnoe iskusstvo [Landscape Art]. Moscow, 1988.
3. Vignola L.B. Pravilo pyati orderov architekturi [Typically five orders of architecture]. Moscow,
1939.
4. Gartman K.O. Stili [Styles]. Moscow, 2000.
5. Kudriasheva A.K. Landshaftnaya struktura antichnih gorodov Iordanii na primere Petri: (diss. kand. arch.) [Physical structure of the ancient city of Petra in Jordan as an example (dissertation candidate of architecture)]. Moscow, 2000.
6. Kudriasheva A.K. Gerasa, Gadara, Philadelphia, Petra - antichnie goroda Rimskoy Imperii v Iordanii. Voprosi vseobschey bstorii architekturi, vipusk 2. Chast I [Gerasa, Gadara, Philadelphia, Peter - the ancient Roman city in Jordan. Questions of general history of architecture, Issue 2 P. I]. Moscow, 2004.
7. Kudriasheva A.K.., Kudriasheva S.D. Iordaniya. Architekturnie motivi vprirode, prirodnie motivi v architecture [Jordan. Architectural motifs in nature, natural motifs in architecture]. Moscow, 2010.
8. Ozhegov S.S. Istoriya landshaftnoy architekturi [History of Landscape Architecture]. Moscow, 1993.
9. Palladio A. Chetire knigi ob architecture [Four Books on Architecture]. Moscow, 1989, 209 p.
10. Podyapolskiy S.S., Bessonov G.B., Belyaev L.A., Korkin V.D., Postnikova T.M., Tabunschikov Y.A. Restavraciya pamyatnikov architekturi [Restoration of monuments]. Moscow, 2000.
11. Slovar Antichnosti [Dictionary of Antiquity]. Moscow, 1994.
12. Choizi A. Stroitelnoe iskusstvo drevnih rimlyan [The art of building the ancient Romans]. Moscow, 1938.
13. Bennett C.M. Petra. Art International, 1983.
14. Bourbon F. Art, History and Itineraries in the Nabatean Capital. Italy, Vercelly, 1999.
15. Browning I. Petra. London, Chatto & Windus Ltd, 1989.
16. Brunnov R.E., von Domaszewski A. Die Provincia Arabia, Vol 1. Strassburg, 1904.
17. Burckhardt J.L. Travels in Syria and the Holy Land. London, 1822.
18. David Roberts R.A. The Holy Land. Terra Sancta Arts, The Millennium Edition.
19. Kennedy A. Petra, its History and Monuments. London, Country Life, 1925.
20. Khouri R.G. Petra. A Brief Guide to the Antiquities. Amman, Al Kutba Publishiers, 1992.
21. Khouri R.G. Petra. A Guide to the Capital of the Nabataeans. London, New York, Longman, 1986.
22. Kudriasheva A. Petra. The Classical Order in a Rock Ensemble. Architectural Reconstruction in Technical Drawings. GJU 2014.
23. Mc Kenzie J., The Architecture of Petra. New York, Oxford, University Press, 1990.
24. Parr P., Atkinson K.B., Wickens E.N. Photogrammetric Work at Petra, 1965-68. An Interim Report. Annual of the Department of Antiquities of Jordan XX, 1975.
25. Petra. Amman-Jordan: Al-Balka Foundation for Arts, 2010.
26. Summerson J. The Classical Language of Architecture. London, Thames and Hudson, 1988.
27. Zayadine F. Recent Excavations at Petra. Annual of the Department of Antiquities of Jordan XXVI. Amman, 1982.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Анна Константиновна Кудряшева
Кандидат архитектуры, доцент, кафедра «Архитектура и Средовой Дизайн», Немецко-Иорданский Университет, Амман, Иордания e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR Anna Kudriasheva
PhD in Architecture, Assistant Professor, Chair of Architecture and Design, German-Jordanian
University, Amman, Jordan
e-mail: [email protected]