Раздел IV
ДИСКУССИОННЫЙ РАЗДЕЛ. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ. РЕЦЕНЗИИ
УДК: 612.82.821 DOI: 10.12737/11844
ИОННО-МОЛЕКУЛЯРНАЯ МОДЕЛЬ ПАМЯТИ. ЗАПОМИНАНИЕ И.Г. ГЕРАСИМОВ*, А. А. ЯШИН**
* Донецкий национальный технический университет, ул. Артема, 58, г. Донецк, Украина, 83001 **Медицинский институт, Тульский государственный университет, ул. Болдина, 128, Тула, Россия, 300012
Аннотация. Настоящая статья из цикла, посвященного созданию ионно-молекулярной модели памяти, посвящена запоминанию, то есть процессу сохранения информации в памяти. Авторы исходят из того, что сам процесс запоминания осуществляется образами, причем за физическую модель здесь можно принять теорию о солитонно-голографической системе. Сам процесс запоминания реализуется в структурных изменениях молекул и субмолекулярных структур, а собственно образ запоминания формируется за конечное время. При этом качественное запоминание требует нескольких копий, например, фрактальных, солитонно-гоографических и пр. образов. Рассмотрены и более «тонкие», частные вопросы реализации запоминания. В статье подчеркнуто: излагается один из возможных вариантов запоминания - в рамках ионно-молекулярной модели памяти. Концепция запоминания рассматривается ниже в двуединстве памяти: запоминание и ее извлечение - системная двойственность действия механизма памяти. Что касается собственно образов запоминания, то речь идет о наборе определенных символов, которые позволяют с адекватной степенью точности восстановить запоминаемое при извлечении из памяти сохраняемого образа. Собственно процесс запоминания реализуется в процессе структурных трансформаций молекулярных и субмолекулярных структур, как результат определенных физико-химических взаимодействий. Подобные изменения имеют место быть при любых воздействиях из внешней среды - через органы чувств - и при эволюции во внутренней среде. Опять же здесь особо выделим электромагнитную основу процессов запоминания, как и собственно памяти, то есть электрические сигналы, поступающие от нейронов к структурным элементам библиотеки памяти. Важно подчеркнуть, что (реальное) запоминание не всей информации, а лишь объема, позволяющего восстановить ее полностью, экономит место и время, необходимое для запоминания.
Ключевые слова: запоминание, образ, фрактал, вейвлет, двуединый принцип Аристотеля, библиотека памяти, копирование информации в памяти.
ION-MOLECULAR MEMORY MODEL. MEMORIZING
I.G. GERASIMOV*, А.А. YASHIN"*
* Donetsk National Technical University, Artem Str., 58, Donetsk, Ukraine, 83001 **Medical Institute, Tula State University, Boldin Str., 128, Tula, Russia, 300012
Abstract. This article is from the series on the creation of ion-molecular models of memory, dedicated memorizing, i.e., the process of storing information in memory. The authors believe that the process of memorizing is carried out by images, and for the physical model, the question is the theory of soliton-holographic system. The process of memorizing is implemented in the structural changes of molecules and sub-molecular structures, and the way memory is formed during a finite time. The quality memorization requires multiple copies, for example, fractal, soliton-holographic and other images. The authors reviewed more "thin" issues, the specific implementation of the memory. The authors present one of the possible variants of memorizing in the framework of ion-molecular memory model. The concept of memorizing is discussed below in the duality of memory: memorizing and its retrieving as system duality of the mechanism of memory. Regarding the actual images memorizing, we are talking about a set of specific characters, which allow an adequate degree of accuracy to recover memory when retrieving from memory the stored image. The actual process of memorizing is realized in the process of structural transformations of molecular and sub-molecular structures, as a result of certain physic and chemical interactions. Such changes are to be under any influences from the external environment through the senses and evolution in the internal environment. Here the authors emphasize the electromagnetic basis of processes of memorizing and memory, i.e., electrical signals from neurons to structural elements
of the library memory. It is important to emphasize that the (real) memorizing not all the information, but only volume that allows to restoring it completely, saves space and time needed to remember.
Key words: memorizing, image, fractal, wavelet, the dual principle of Aristotle, library memory, copying data in memory.
Введение. В серии работ [1-9] построена ионно-молекулярная модель памяти человека. Далее, на основании этой модели, обсудим некоторые возможности реализации памяти. В данной и следующих статьях рассматриваются лишь некоторые возможности реализации памяти с позиций предложенной ионно-молекулярной модели. Разумеется, таких возможностей существенно больше, нежели обсуждаемых, однако важен подход, методология, которые обретают в данной модели определенные особенности. Кроме того, отдельные аспекты темы уже упомянуты ранее [9], но, тем не менее, повторения неизбежны.
Запоминание. Еще Аристотель определял память как «сохранение воспринятых образов» [10], забывая (или не обращая внимание) о том (на то), что для памяти, помимо сохранения информации, необходимо еще и извлечение ее. То есть память - двуедина, и одна сторона этого явления без другой бессмысленна, а второе без первого - попросту не возможна. Процесс сохранения информации будем называть не очень для произношения удобным (лучше и короче подобрать не удалось) термином «запоминание», который, впрочем, использовали и ранее. Итак, запоминание осуществляется образами, на что указывают многие авторы [11-13]. Когда в соответствующем контексте обсуждаются образы, то нужно помнить, что речь идет только и исключительно о (извините за тавтологию) памяти: процессы мышления, решения задач и принятия решения с помощью образом, в основном, не рассматриваются. Кроме того, образом является не только «картинка» в бытовом понимании и даже не столько она, сколько некий набор определенных символов, позволяющий с достаточной степенью точности по необходимости восстановить (вспомнить) запоминаемое (сохраненный образ).
Чтобы не отвлекаться от дальнейшего изложения заметим, что в библиотеке памяти каталогизируются, очевидно, тоже образы. Близкие образы обладают набором типичных параметров и/или набором типичных значений одного из параметров, а каталоги, вероятно, могут быть организованы в ширину (по близким значениям разных параметров) и в глубину (по разным значениям одного из параметров), образуя деревья образов, в которых хранится информация во всей ее полноте. Скорей всего, в результате запоминания происходит переструктурирование [11] как элементов памяти, так и каталогов (переформирование деревьев образов), но наличная информация при этом не исчезает, а тем или иным способом входит в состав обновленной библиотеки памяти. Вообще с информацией можно поступить следующим образом: получить, в том
числе создать, например, решив задачу или сделав логическое заключение, сохранить с целью дальнейшего использования или без таковой, и, наконец, уничтожить. Последнее человек легко способен сделать с информацией, записанной на любом материальном носителе (включая физические волны), за исключением собственного мозга: средства или способы направленного забывания (антоним запоминания), к счастью, или, к сожалению, отсутствуют. «К счастью» - потому, что в данный момент неизвестно, может ли понадобиться информация, которую человек желает уничтожить. Процесс забывания, как и производство (создание) информации в системе памяти, - предмет специального обсуждения.
Но вернемся к предмету запоминания информации, поступившей либо извне, либо от систем организма в готовом виде. Разумеется, этот процесс реализуется в результате структурных изменений молекул и субмолекулярных структур, обусловленных физико-химическими взаимодействиями, следствием которых он является. Такие изменения возникают при любого рода воздействиях из внешней среды и при эволюции в среде внутренней. В принципе, воздействие любого вида (внешнее воздействие, сигнал с периферии) может быть преобразовано в электромагнитные волны [2] или - уже - в электрические сигналы, поступающие от нейронов к структурным элементам библиотеки памяти. Последние воспринимают и трансформируют электрическую энергию сигнала в энергию физико-химических взаимодействий. В процессе запоминания участвуют системы обонятельная, вкусовая, слуховая и тактильная, - и все они, наряду со зрительной посредством электрического преобразователя, формируют запоминаемый образ. Со своей стороны, электрические раздражители, действующие на мозг, способны вызвать зрительные или иные образы, или образы в оговоренном смысле, которые могут сохраняться в библиотеке памяти на соответствующих структурах.
Однако наличие структур, принципиально способных воспринимать информацию, - это еще не есть память. Например, вода обладает способностью структурироваться, т. е. записывать (запоминать) информацию. Тем не менее, поскольку извлечь эту информацию мы в настоящее время не можем, и непонятно каким образом ее использует (если использует) сама вода, то говорить о памяти, в оговоренном смысле, в отношении воды не приходится, когда исключить полуфантастические произведения на заданную тему. Тут, скорее, следует вести речь о наличии упорядоченных структур, которые, возможно, несут определенную информацию, но она, эта информация, не извлекается и не передается по желанию ее обладате-
ля. С не меньшим успехом можно рассуждать о памяти, например, литейной формы, или книги, или, как это не покажется странным, компьютера. Наоборот, структуры, вероятно, белковые, находящиеся, очевидно, в клетках глии, способны не только сохранять информацию, являясь ее накопителями, но и обеспечивают доступ к этой информации. Кодирование же идущего от нейронов электрического сигнала, передаваемого посредством движения электронов, может происходить на Н+, приводя к изменению параметров спектра активности ионов водорода (САИВ) и собственно запоминанию.
Известно, что для запоминания нужно определенное время - несколько секунд. По крайней мере, как считают [13], чтобы процесс оказался эффективен, в течение этих секунд не должно быть сделано новых предъявлений. С другой стороны, некоторые факты запоминаются практически мгновенно, что означает столь же быстрое переструктурирование накопителей памяти и отображения на нем необходимого образа.
Тем не менее, образ формируется за конечное время. Минимально оно может быть ограничено, например, суммой времен туннельных переходов третьих переносчиков информации (ионов водорода) от первого переносчика (нейрона) на второй (белок) и далее на белок-накопитель, или, скажем, временем наиболее продолжительного конформацион-ного перехода, из необходимых для поступления информации на белок-накопитель, или суммой обоих времен. Такие процессы протекают за существенно меньшие, чем секунды, времена - мили-, микро-, нано- и еще меньше доли секунды. Исключение составляют длительные конформационные переходы. В вязких средах процессы изменения конформации могут протекать секунды, часы и дни [14]. Возможно, что секундные латентные (период между предъявленным стимулом и реакцией на него - запоминание в данном случае) времена обусловлены именно такими переходами, тогда как «мгновенное», с точки зрения человека, запоминание требует менее длительных конформационных переходов. Максимальное время, необходимое для передачи информации от источника в библиотеку памяти, ограничено, прежде всего, временем потенциала действия (примерно 1 мс) [15]. Частота же предъявлений ограничена, кроме того, временем деполяризации нейрона, что делает его доступным для восприятия следующего сигнала. Оно составляет от десятков [16-18] до сотен миллисекунд [18].
Естественно, улучшению запоминания способствуют повторные предъявления одного и того факта. Однако считают, что повторение нужно не для более прочной или надежной записи информации, а прежде всего для того, чтобы предъявление могло вычленяться как нечто особое и стойкое из разных ситуаций, в которые оно входит как часть [11]. Иными словами, для запоминания необходимо формирование особого образа, параметры которого отличны от уже имеющихся. Понятно, что эти параметры определяются параметрами воздействия, то есть
входного сигнала. Когда условия запоминания позволяют воспринять факт как новый, он таковым и поступит в библиотеку памяти. Когда же по каким-то причинам, обусловленным состоянием внешней и/или внутренней среды, параметры, характеризующие данный факт, окажутся близки или идентичны параметрам уже имеющегося в библиотеке памяти образа, то тогда, в лучшем случае (если это действительно такой же или тот же самый факт) произойдет подкрепление информации о наличии факта (повторение), а в худшем (если это факт иной) - искажение имеющейся в памяти информации.
Последняя ситуация очевидно не может быть следствием синтеза новых молекул-накопителей, но очень просто проявится при изменении структуры накопителя, на котором записана информация о данном факте. Разумеется, речь идет не о химической структуре, что было бы эквивалентно синтезу новой молекулы, а о физико-химической (конфор-мация, параметры САИВ). Поскольку первые накопители информации образуют своеобразный буфер памяти [8], постольку запоминание осуществляется тем легче, чем выше константы ассоциации составляющих его молекул со вторыми накопителями (ионами водорода). Иначе говоря, процесс запоминания происходит тем лучше, чем подвижнее компоненты буфера памяти, что определяется не только свойствами собственно буфера, но и условиями среды, как внешней, так и, в первую очередь, внутренней. Здесь же уместно предположить, что какие-то параметры САИВ каталогов памяти могут быть фрактальным образом (образ, сохраняемый в виде фрактала [19]) факта, хранящегося в нескольких (более чем в одном) накопителе, т. е. запоминается фрактал (помимо прочего и фрактал) данного образа, что облегчает поиск нужной информации. Кроме того, как уже говорилось [6], память в разных ее проявлениях требует наличия корреляций [20], которые обсуждаются в моделях памяти [21-24]. Вероятно, именно наличие корреляций указывает на наличие памяти и, возможно, чем сильнее корреляции, тем лучше память, тем прочнее запоминание.
Процесс качественного запоминания требует наличия не одной, а нескольких копий, на которых записана одна и та же информация об отображаемом образе (о факте). Такое условие уменьшает вероятность ошибок. При этом не обязательно повторение в смысле повторных предъявлений. Копирование запоминаемой информации может происходить безотносительно к заинтересованности субъекта о важности получаемой информации, хотя, конечно, подкрепляется ею. Каждая копия может служить матрицей для следующей (и не одной) копии (копирование в геометрической прогрессии), что экономит время запоминания (но не место в библиотеке памяти; впрочем, такая избыточность вполне оправдана). Однако в случае ошибки копируется ошибочная информация. Если ошибочны все копии, то извлекаемая из памяти информация всегда будет ошибочна, если же ошибочна часть копий, то может быть извлечена как вер-
ная, так и ошибочная информация (практически любой сталкивался с подобным явлением).
С другой стороны, можно предположить, что запоминание хорошего качества обусловлено функционированием одновременно нескольких молекул-передатчиков, пока они не анаболизированы, то есть один и тот же факт может быть записан более, чем в одной копии уже на уровне передатчика. Эта информация далее копируется во всей полноте в стабильные структуры библиотеки памяти и, разумеется, тоже не в одной копии. Кстати, не исключено, что именно избыточностью информации, хранимой в памяти, объясняется, почему лишь часть мозга человека участвует в процессах мышления: остальная его часть предназначена для резервного хранения информации.
Замечательно, что процесс запоминания отчасти контролируем и улучшаем при желании. Например, можно путем соответствующих тренировок улучшить те или иные виды памяти. Простое повторение также улучшает запоминание. Понятно, что при этом возрастает не качество «отпечатка», «следа» запоминаемого образа, а число копий носителя этой информации. Очевидно, чем больше количество таких копий, тем легче отыскать нужную информацию, то есть вспомнить. Возможно, что информация, которую не удается извлечь из памяти по первому требованию (или вообще никогда), хранится в мозге в виде отдельных, весьма немногочисленных, копий. Зачастую образы с этих носителей (и другие не искомые в данные момент образы) обнаруживаются случайно, когда направленный процесс поиска данной информации не происходит (ассоциативная память).
В аспекте обсуждаемого явления интересен и важен следующий вопрос: формируется ли образ сразу полностью или по частям? Емкостное ограничение рабочей памяти вынуждает человека полагаться на образы, содержащие 7±2 элемента [25]. Очевидно, именно такое их количество может быть одновременно занесено в библиотеку памяти. Подобное ограничение, разумеется, определяется энергетическими возможностями системы. В связи с этим, может быть не случайно, для Н+ рассматривают энергию излучения (испускания фотона) с околоатомных орбит с главным квантовым числом не более 7 [5,26]. На более высоких орбитах, во-первых, эта энергия меньше на порядок, а во-вторых, она изменяется мало, что делает такие орбиты плохо различимым с энергетической точки зрения. Заметим также, что необходимое для обеспечения процессов памяти туннелирование [2] - «непосредственное следствие волновых свойств частиц» [27]. И уж совершенно точно не случайно с древнейших времён 7 - магическое число. В общем, в подобной ситуации ионов водорода вновь оказываются основными претендентами на роль накопителей информации. Кроме того, возможно, что, по указанным соображениям, символьный алфавит, образованный ионами водорода с разной активностью содержит семь или немногим более того знаков (ср. [8], где расчеты емкости счетчика времени проведены для десятиуров-
невого квантования энергии).
Так или иначе, образ, содержащий количество элементов больше, чем 7±2, должен формироваться по частям. Время запоминания частей (элементов или даже символов), составляющих образ, очень невелико (считывание информации происходит с громадной скоростью) и в сознании образ воспринимается как сформированный сразу и целиком. При этом, поскольку образ запоминается все же частями, происходит его сканирование, (обратный пример: конечная скорость действия компьютерных систем обеспечивает появление изображения блоками, фрагментами не обязательно расположенными последовательно), то в виду неизбежных ошибок, рано или поздно должны возникать незавершенные образы или образы с лакунами. Однако ничего подобного в отсутствие патологии не описано. Более того, запоминание не всей информации, а лишь того объема, который позволяет восстановить ее полностью, существенно экономит и место, и время, необходимые для запоминания. Как отмечалось [11], при восприятии информации происходит «упорядочивающий выбор существенного из воздействующего целого». По таким причинам, скорей всего, образ запоминается с лакунами, которые не всегда не препятствуют полному его восстановлению, однако зачастую создают проблемы для вспоминания нужного факта. Это не свертка, а способ кодирования, такой же, как аббревиатуры словосочетаний или сокращения слов (аналогичные физические и физико-математические понятия - голограмма, вейвлет). Подобное кодирование может происходить уже на уровне первых перекодировщиков - нейронов и на всех последующих уровнях.
Что же касается нескольких (более чем одного) экземпляров копий информации об одном и том же факте, то они, эти копии, могут быть рассредоточены по разным отделам и другим структурным единицам библиотеки памяти. Такое, избыточное и, казалось бы, явно невыгодное материально и энергетически, хранение фактов призвано облегчить их последующий поиск. И дело опять же в том, что один факт содержит, как правило, более чем один (вероятно, около семи) информационный фрагмент. Например, факт «идет дождь», может заключать информацию о том, какой именно идет дождь (ливневый, моросящий, грозовой, грибной и т. п.), когда он идет (время года, месяц, день недели, время суток и т. д. - не путать с вектором времени данного факта), где находится наблюдатель по отношению к дождю (под дождем, наблюдает дождь из окна, знает о дожде из сообщения по радио, телевидению, от другого лица и проч.) и т. п., и т. д., и проч. Естественно, данный факт, согласно его элементам, может и должен быть отнесен не в один раздел библиотеки памяти и соответствующим образом каталогизирован, что также в дальнейшем облегчит поиск нужной информации.
Литература
1. Аристотель. Метафизика. М.: Эксмо, 2006. 606 с.
2. Бернштейн Н.А. Современные искания в физиологии нервного процесса. М.: Смысл, 2003. 330 с.
3. Виноградов Г.В., Малкин А.Я. Реология полимеров. М.: Химия, 1977. 440 с.
4. Герасимов И.Г., Яшин А. А. Ионно-молекулярная модель памяти.Причины, приводящие к искажению информации, хранящейся в памяти // Вестник новых медицинских технологий. 2015. Т. 22, № 1. C. 82-86.
5. Герасимов И.Г., Яшин А. А. Ионно-молекулярная модель памяти. VIII. Механизмы поиска информации в библиотеке памяти // Вестник новых медицинских технологий. 2014. Т. 21, № 3. C.134-141.
6. Герасимов И.Г., Яшин А. А. Ионно-молекулярная модель памяти. Введение. Основные определения. Виды памяти (краткий обзор) // Вестник новых медицинских технологий. 2013. Т. 20, № 4. C. 165-171.
7. Герасимов И.Г., Яшин А. А. Ионно-молекулярная модель памяти. Материальные носители доставки и хранения информации // Вестник новых медицинских технологий. 2013. Т. 20, № 4. C. 171-176.
8. Герасимов И.Г., Яшин А. А. Ионно-молекулярная модель памяти. Потенциальные источники, передатчики, детекторы и накопители информации // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2014. № 1. Публикация 53. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/ E2014-1/4701.pdf (дата обращения 20.12.14). DOI: 10.12737/7352
9. Герасимов И.Г., Яшин А. А. Ионно-молекулярная модель памяти. Способы кодирования (формализации) и переноса информации // Вестник новых медицинских технологий. 2014. Т. 21, № 1. C. 100-104. DOI: 10.12737/3324
10. Герасимов И.Г., Яшин А.А. Ионно-молекулярная модель памяти. Структура памяти, ее пропускная способность, коммутаторы и диспетчеры информации // Вестник новых медицинских технологий. 2014. Т. 21, № 3. С. 191-195. DOI: 10.12737/5933.
11. Герасимов И.Г., Яшин А.А. Ионно-молекулярная модель памяти. Структурные элементы библиотеки памяти и взаимосвязь между ними // Вестник новых медицинских технологий. 2014. Т. 21, № 3. C. 195-198. DOI: 10.12737/5934
12. Герасимов И.Г., Яшин А.А. Ионно-молекулярная модель памяти. Формирование информационного пространства памяти посредством ионов водорода // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2014. № 1. Публикация 5-4. URL: http://www.medtsu.tula.ru/ VNMT/Bulletin/E2014-1/4752.pdf (дата обращения 20.12.14). DOI: 10.12737/7353.
13. Даниэльс Ф., Олберти Р. Физическая химия.-
М.: Мир, 1978. 632 с.
14. Иванов В.В. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Советское радио, 1978. 185 с.
15. Каганов М.И. Электроны, фононы, магноны. М.: Наука, 1979. 192 с.
16. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. 88 с.
17. Суворов Н.Ф., Таиров О.П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания. Л.: Наука, 1985. 287 с.
18. Федер Е. Фракталы. М.: Мир, 1991. 254 с.
19. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект Пресс, 2000. 277 с.
20. Augustine G.J., Charlton M.P., Smith S.J. Calcium entry into voltage-clamped presynaptic terminals of squid // J. Physiol. 1985. N. 367. P. 143-162.
21. Brown L.D., Narahashi T. Modulation of nerve membrane sodium channel activation by deltamethrin // Brain. Res. 1992. V. 584, № 1-2. P. 71-76.
22. Kareev Y. Seven (indeed, plus or minus two) and the detection of correlations // Psychol. Rev. 2000. V. 107, № 2. P. 397-402.
23. Kothari R., Lotlikar R., Cahay M. State-dependent weights for neural associative memories // Neural. Comput. 1998. V. 10, № 1. P. 59 - 71.
24. Lee D.L., Wang W.J. A correlation significance learning scheme for auto-associative memories // Int. J. Neural. Syst. 1995. V. 6, № 4. P. 455-562.
25. Lee D.L., Wang W.J. Equilibrium and attractivi-ty analysis for a class of hetero-associative neural memories // Int. J. Neural. Syst. 1996. V. 7, № 3. P. 287-304.
26. Pichon Y., Abbott N.J., Lieberman E.M., Lar-met Y. Potassium homeostasis in the nervous system of cephalopods and crustacea // J. Physiol. (Paris). 1987. V. 82, № 4. P. 346-356.
27. Shinomoto S. A cognitive and associative memory // Biol. Cybern. 1987. V. 57, № 3. P. 197-206.
References
1. Aristotel'. Metafizika. Moscow: Eksmo; 2006. Russian.
2. Bernshteyn NA. Sovremennye iskaniya v fizi-ologii nervnogo protsessa. Moscow: Smysl; 2003. Russian.
3. Vinogradov GV, Malkin AYa. Reologiya poli-merov. Moscow: Khimiya; 1977. Russian.
4. Gerasimov IG, Yashin AA. Ionno-molekulyarnaya model' pamyati. Prichiny, privodyash-chie k iskazheniyu informatsii, khranyashcheysya v pamyati. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2015;22(1):82-6. Russian.
5. Gerasimov IG, Yashin AA. Ionno-molekulyarnaya model' pamyati. VIII. Mekhanizmy poiska informatsii v biblioteke pamyati. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2014;21(3):134-41. Russian.
6. Gerasimov IG, Yashin AA. Ionno-molekulyarnaya model' pamyati. Vvedenie. Osnovnye opredeleniya. Vidy pamyati (kratkiy obzor). Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2013;20(4):165-71.
Russian.
7. Gerasimov IG, Yashin AA. Ionno-molekulyarnaya model' pamyati. Material'nye nositeli dostavki i khraneniya informatsii. Vestnik novykh me-ditsinskikh tekhnologiy. 2013;20(4):171-6. Russian.
8. Gerasimov IG, Yashin AA. Ionno-molekulyarnaya model' pamyati. Potentsial'nye istochniki, peredatchiki, detektory i nakopiteli informatsii. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. Elektronnoe izdanie [Internet]. 2014 [cited 2014 Dec 20];1: [about 5 p.]. Russian. Available from: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2014-1/4701.pdf. DOI: 10.12737/7352
9. Gerasimov IG, Yashin AA. Ionno-molekulyarnaya model' pamyati. Sposoby kodirovaniya (formalizatsii) i perenosa informatsii. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2014;21(1):100-4. DOI: 10.12737/3324. Russian.
10. Gerasimov IG, Yashin AA. Ionno-molekulyarnaya model' pamyati. Struktura pamyati, ee propusknaya sposobnost', kommutatory i dispetchery informatsii. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2014;21(3):191-5. DOI: 10.12737/5933. Russian.
11. Gerasimov IG, Yashin AA. Ionno-molekulyarnaya model' pamyati. Strukturnye elementy biblioteki pamyati i vzaimosvyaz' mezhdu nimi. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2014;21(3):195-8. DOI: 10.12737/5934. Russian.
12. Gerasimov IG, Yashin AA. Ionno-molekulyarnaya model' pamyati. Formirovanie infor-matsionnogo prostranstva pamyati posredstvom ionov vodoroda. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. Elektronnoe izdanie [Internet]. 2014[cited 2014 Dec 20];1:[about 8 p.]. Russian. Available from: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2014-1/4752.pdf. DOI: 10.12737/7353.
13. Daniel's F, Olberti R. Fizicheskaya khimiya.
Moscow: Mir; 1978. Russian.
14. Ivanov VV. Chet i nechet: Asimmetriya mozga i znakovykh sistem. Moscow: Sovetskoe radio; 1978. Russian.
15. Kaganov MI. Elektrony, fonony, magnony. Moscow: Nauka; 1979. Russian.
16. Luriya AR. Malen'kaya knizhka o bol'shoy pamyati Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta; 1968. Russian.
17. Suvorov NF, Tairov OP. Psikhofiziologicheskie mekhanizmy izbiratel'nogo vnimaniya. L.: Nauka; 1985. Russian.
18. Feder E. Fraktaly. Moscow: Mir; 1991. Russian.
19. Shul'govskiy VV. Osnovy neyrofiziologii. Moscow: Aspekt Press; 2000. Russian.
20. Augustine GJ, Charlton MP, Smith SJ. Calcium entry into voltage-clamped presynaptic terminals of squid. J. Physiol. 1985;367:143-62.
21. Brown LD, Narahashi T. Modulation of nerve membrane sodium channel activation by deltamethrin. Brain. Res. 1992;584(1-2):71-6.
22. Kareev Y. Seven (indeed, plus or minus two) and the detection of correlations. Psychol. Rev. 2000;107(2):397-402.
23. Kothari R, Lotlikar R, Cahay M. State-dependent weights for neural associative memories. Neural. Comput. 1998;10(1):59-71.
24. Lee DL, Wang WJ. A correlation significance learning scheme for auto-associative memories. Int. J. Neural. Syst. 1995;6(4):455-562.
25. Lee DL, Wang WJ. Equilibrium and attractivity analysis for a class of hetero-associative neural memories. Int. J. Neural. Syst. 1996;7(3):287-304.
26. Pichon Y, Abbott NJ, Lieberman EM, Larmet Y. Potassium homeostasis in the nervous system of cephalo-pods and crustacean. J. Physiol. (Paris). 1987;82(4):346-56.
27. Shinomoto S. A cognitive and associative memory. Biol. Cybern. 1987;57(3):197-206.
УДК: 159.923.3 DOI: 10.12737/11845
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ
В.В. БАШМАНОВ*, О.Ю. КАЛИНИЧЕНКО**
*УМВД России по Калужской области г. Калуга, улица Суворова, 139, Калуга, Калужская область, Россия, 248001 **ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», ул. Степана Разина, д.26, г. Калуга, Калужская область, Россия, 248023
Аннотация. В статье приведен анализ личностных и характерологических особенностей подростков, склонных к формированию аддикций, описаны типичные для данной возрастной группы стереотипы поведения, сопоставлены результаты диагностического инструментария по выявлению зависимых черт личности. Также в ходе исследования составлен личностный профиль и выделены структурные компоненты, типичные для данной группы испытуемых, определены акцентуации их характера, указаны возможные причины формирования у них аддикций и механизмы их провоцирующие, описаны теоретические конструкты отечественных и зарубежных авторов, составившие основу исследования. Полученные нами, в результате исследования практические результаты могут использоваться не только для диагностики зависимого поведения, но и стать основой программ первичной и вторичной профилактики аддиктивного поведения, а также коррекционных и терапевтических меро-