Научная статья на тему 'Ионно-молекулярная модель памяти. Основные определения. Виды памяти (краткий обзор)'

Ионно-молекулярная модель памяти. Основные определения. Виды памяти (краткий обзор) Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
965
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПАМЯТИ / ИОННО-МОЛЕКУЛЯРНЫЙ МЕХАНИЗМ / БИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ВИДЫ ПАМЯТИ / БИБЛИОТЕКА ПАМЯТИ / КЛАССИФИКАЦИЯ / MEMORY MODEL OF ION-MOLECULAR MECHANISM / BIOLOGICAL INFORMATION / TYPES OF MEMORY / LIBRARY OF MEMORY / CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Герасимов И. Г., Яшин А. А.

В обзоре изложена история известных подходов, концепций и теории памяти, прежде всего человеческой, как свойства воспринимать, сохранять, извлекать и воспроизводить определенную, жизненно важную информацию. Обзор написан с конкретным целевым назначением: предваряет разрабатываемую авторскую концепцию ионно-молекулярной модели памяти. Во введении оговорено, что небезосновательно рассматривать память как свойство и живых, и неживых объектов. Дано определение структурной памяти; подчеркнуто, что в обзоре речь идет о памяти человека как биологической (по И.П. Ашмарину) высшего проявления сущности биообъектов. Даны основные определения элементов памяти как информационного операнда: приемники, анализаторы, аналитические системы, селекторы, передатчики, накопители информации, ее носители и библиотека памяти. Приведена классификация видов памяти как выражено концептуальная, ориентированная на задачи исследования: создание ионномолекулярной модели памяти. Для примера приведено определение классификации памяти по параметру времени хранения информации. Собственно в аспекте обзора существующих моделей памяти выделено три базовых вида, которые моделируют ассоциативную (распределенную) память, так называемую рабочую память, то есть оперативно-ситуационную, и другие, достаточно разнообразные, модели памяти: от временной до сенсорной. В заключении показано, что в моделировании памяти используется разнообразный математический аппарат и физические принципы: нейронные сети, голография, фракталы и многие разделы нелинейной динамики. Содержание обзора базируется на анализе многочисленных литературных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ion-molecular memory model. Basic notions. Types of Memory (Review)

The review presents the history of the known approaches, concepts and theories of memory, first of all the human, as properties perceive, save, retrieve and reproduce information important for life. The review is written with a specific aim designation: precedes the developed author's concept of ion-molecular memory model. In the introduction, the authors note that it is reasonably consider memory as a property and the living and non-living objects. Definition of structural memory is presented. It is noted that the review is dedicated to the human memory as biological (according to I.P. Amsharin) the supreme manifestation of the nature of bio-objects. The authors give a basic definition of the memory elements as information operand: receivers, analyzers, analytical systems, selectors, transmitters, storage devices, media, and library memory. Classification of types of memory as conceptual, oriented to the task research: creation of ion-molecular memory model is presented. As an example, the authors present the definition of the classification of memory on the parameter of time storage of the information. In the aspect of the review of the existing models of memory the authors identified three basic types which simulate associative (distributed) memory, the so-called working memory, i.e. operational situational memory, and other, different, memory models: from temporary to sensory memory. In conclusion, it is shown that in the memory modelling the authors used various mathematical and physical principles: neural networks, holography, fractals, and many sections of non-linear dynamics. The content of this review is based on the analysis of numerous literary sources.

Текст научной работы на тему «Ионно-молекулярная модель памяти. Основные определения. Виды памяти (краткий обзор)»

10. Hazen RM, Papineau D, Bleeker W, Downs RT, Ferry JM, McCoy TJ, Sverjensky DA, Yang HX. Mineral evolution. American Mineralogist. 2008;91:1693-720.

11. Hillegass JM, Shukla A, Lathrop SA, MacPherson MB, Fukagawa NK, Mossman BT. Assessing nanotoxicity in cells in vitro. Wiley Interdiscip. Rev. Nanomed Nanobio-technol. 2010; 2(3):219-31.

12. Hogsberg T, Loeschner K, Lof D. Tattoo inks in general usage contain nanoparticles. British Journal of Dermatology. 2011;165(6):1210-8.

13. Douglas SR, Flemimg A, Colebrook MB. On the growth of anaerobic bacilli in fluid media under apparently aerobic condition. Lancet. 1917;2:530-2.

14. Final report on the safety assessment of aluminum silicate, calcium silicate, magnesium aluminum silicate, magnesium silicate, magnesium trisilicate, sodium magnesium silicate, zirconium silicate, attapulgite, bentonite, Fuller's earth, hectorite, kaolin, lithium magnesium silicate, lithium magnesium sodium silicate, montmorillonite, py-rophyllite, and zeolite. International Journal of Toxicology. 2003;22:37-102.

15. Kulvietis V, Zalgeviciene V, Didziapetriene J, Ro-tomskis R. Transport of nanoparticles through the placental barrier. Tohoku Journal of Experimental Medicine. 2011;225(4):225-34.

16. Lynch I, Dawson KA. Protein-nanoparticle interactions. Nano Today. 2008;3(1-2):40-7.

17. Ng KW, Khoo SPK, Heng BC, Setyawati MI, Tan EC, Zhao X, Xiong S, Fang W, Leong DT, Loo JSC. The role of the tumor suppressor p53 pathway in the cellular DNA damage response to zinc oxide nanoparticles. Biomaterials. 2011;32:8218-25.

18. Nystrom AM, Fadeel B. Safety assessment of nanomaterials: Implications for nanomedicine (Review). Journal of Controlled Release. 2012;161(2):403-8.

19. Panichev AM, Golokhvast KS, Gulkov AN, Chekryzhov IYu. Geophagy and geology of mineral licks (kudurs): a review of russian publications. Environmental Geochemistry and Health. 2013;35(1):133-52.

20. Petersen EJ, Henry TB. Methodological considerations for testing the ecotoxicity of carbon nanotubes and fullerenes: Review. Environmental Toxicology and Chemi-stry.2012;31(1):60-72.

21. Pichardo S, Gutierrez-Praena D, Puerto M, Sanchez E, Grilo A, Camean AM, Jos A. Oxidative stress responses to carboxylic acid functionalized single wall carbon nanotubes on the human intestinal cell line Caco-2. Toxicology in Vitro. 2012;26(5):672-7.

22. Sharifi S, Behzadi S, Laurent S, Laird Forrest M, Stroeve P, Mahmoudi M. Toxicity of nanomaterials (Review). Chemical Society Reviews. 2012;41(6):2323-43.

23. Yamashita K, Yoshioka Y, Higashisaka K, Mimura K, Morishita Y, Nozaki M. Silica and titanium dioxide nanoparticles cause pregnancy complications in mice. Nature Nanotechnology. 2011;6(5):321-8.

24. Wang W-X. Incorporating exposure into aquatic toxicological studies: An imperative. Aquatic Toxicology. 2011;105(3-4):9-15.

25. Warheit DB. How meaningful are the results of nanotoxicity studies in the absence of adequate material characterization? Toxicological Sciences. 2008;101(2):183-5.

26. Wang J, Pui DYH. Dispersion and filtration of carbon nanotubes (CNTs) and measurement of nanoparticle agglomerates in diesel exhaust. Chemical Engineering Science. 2012.

УДК 612.82.821

ИОННО-МОЛЕКУЛЯРНАЯ МОДЕЛЬ ПАМЯТИ. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ВИДЫ ПАМЯТИ (КРАТКИЙ ОБЗОР)

И. Г. ГЕРАСИМОВ*, А. А. ЯШИН**

* Донецкий национальный технический университет, ул. Артема, 58, г. Донецк, Украина, 83001, e-mail: iggera&tm&majlru.

** Медицинский институт, Тульский государственный университет; ул. Болдина, 128, г. Тула, Россия, 300013, e-mail:

[email protected].

Аннотация. В обзоре изложена история известных подходов, концепций и теории памяти, прежде всего человеческой, как свойства воспринимать, сохранять, извлекать и воспроизводить определенную, жизненно важную информацию. Обзор написан с конкретным целевым назначением: предваряет разрабатываемую авторскую концепцию ионно-молекулярной модели памяти. Во введении оговорено, что небезосновательно рассматривать память как свойство и живых, и неживых объектов. Дано определение структурной памяти; подчеркнуто, что в обзоре речь идет о памяти человека как биологической (по И.П. Ашмарину) - высшего проявления сущности биообъектов. Даны основные определения элементов памяти как информационного операнда: приемники, анализаторы, аналитические системы, селекторы, передатчики, накопители информации, ее носители и библиотека памяти. Приведена классификация видов памяти как выражено концептуальная, ориентированная на задачи исследования: создание ионномолекулярной модели памяти. Для примера приведено определение классификации памяти по параметру времени хранения информации. Собственно в аспекте обзора существующих моделей памяти выделено три базовых вида, которые моделируют ассоциативную (распределенную) память, так называемую рабочую память, то есть оперативно-ситуационную, и другие, достаточно разнообразные, модели памяти: от временной до сенсорной. В заключении показано, что в моделировании памяти используется разнообразный математический аппарат и физические принципы: нейронные сети, голография, фракталы и многие разделы нелинейной динамики. Содержание обзора базируется на анализе многочисленных литературных источников.

Ключевые слова: модель памяти, ионно-молекулярный механизм, биологическая информация, виды памяти, библиотека памяти, классификация.

ION-MOLECULAR MEMORY MODEL. BASIC NOTIONS. TYPES Of MEMORY (REVIEW)

I.G.GERASIMOV *, A.A. YASHIN**

*Donetsk National Technical University, str. Artema, 58, Donetsk, Ukraine, 83001, e-mail: [email protected] **Medical Institute, Tula State University, str. Boldin, 128, Tula, Russia, 300012, phone (4872) 35-06-73; e-mail: [email protected]

Abstract. The review presents the history of the known approaches, concepts and theories of memory, first of all the human, as properties perceive, save, retrieve and reproduce information important for life. The review is written with a specific aim designation: precedes the developed author's concept of ion-molecular memory model. In the introduction, the authors note that it is reasonably consider memory as a property and the living and non-living objects. Definition of structural memory is presented. It is noted that the review is dedicated to the human memory as biological (according to I.P. Amsharin) - the supreme manifestation of the nature of bio-objects. The authors give a basic definition of the memory elements as information operand: receivers, analyzers, analytical systems, selectors, transmitters, storage devices, media, and library memory. Classification of types of memory as conceptual, oriented to the task research: creation of ion-molecular memory model is presented. As an example, the authors present the definition of the classification of memory on the parameter of time storage of the information. In the aspect of the review of the existing models of memory the authors identified three basic types which simulate associative (distributed) memory, the so-called working memory, i.e. operational situational memory, and other, different, memory models: from temporary to sensory memory. In conclusion, it is shown that in the memory modelling the authors used various mathematical and physical principles: neural networks, holography, fractals, and many sections of non-linear dynamics. The content of this review is based on the analysis of numerous literary sources.

Key words: memory model of ion-molecular mechanism, biological information, types of memory, library of memory, classification.

Введение. Живая природа обеспечила свои создания уникальным свойством, которого если и не лишены неживые объекты, то среди них это свойство существенно меньше распространено (далеко не все они им обладают) и куда как менее развито. Речь идет о памяти. О свойстве воспринимать, запоминать (сохранять), извлекать и передавать (воспроизводить) определенную информацию.

Оговорка о том, что небезосновательно рассматривают память и как свойство неживых объектов, не случайна. Действительно, некоторые химические соединения (например, полимеры), растворы (в частности, жидкие кристаллы) и даже обычная вода обладают способностью сохранять и восстанавливать отдельные параметры своей структуры, а ряд веществ (те же полимеры) - и форму, после их изменения при изменении условий внешней среды (температура, давление). Единственное, что для этого требуется - их возвращение в условия среды, в которых исходная структура была сформирована. Несомненно, в подобных случаях можно говорить о структурной, или химической, памяти.

Подобной, структурной, памятью в той или иной мере обладают и вещества, входящие в состав биологических (живых) объектов. Однако, среди последних существуют и такие, которые имеют также способность передавать информацию, что обеспечивает воспроизводство их и всего живого организма. Носителями такой информации являются молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) или рибонуклеиновой кислоты (РНК, некоторых вирусов), а передается она посредством разнообразных молекул (опять же нуклеиновые кислоты и белки), и такая память - суть биологический код - может быть определена как суперструктурная, или биохимическая. Принципиально, для реализации этого вида памяти живой организм не является необходимым: переписать информацию с молекулы ДНК (РНК) на другую молекулу можно и в модельных системах, что нынче широко распространено, например, для диагностики ряда заболеваний под названием «полимеразная цепная реакция». Поэтому такую память сле-

дует определить как «биохимическая память». Еще один вид памяти - физико-химическая память, которая заключается в том, что любые ионы и молекулы в достаточно неразбавленном растворе и даже в газовой фазе в определенных концентрациях оказывают влияние на другие (передают им нечто им известное), вызывая их соответствующие физико-химические и структурные изменения.

В данной же работе речь пойдет о памяти живых организмов, в первую очередь человека. Такая память имеет дело с информацией (о чем подробно далее), полученной из окружающей среды и позволяющей живому организму существовать в изменяющихся условиях среды, добывать пищу, общаться друг с другом, передавать собственный опыт потомству и так далее, то есть о явлении, называемом памятью в быту, в физиологии, психологии, социологии... Определим такую память, следуя за И.П. Ашмариным [1] (см. [2]), биологической, и вовсе не структурной, в отличие от двух предыдущих видов памяти, существующих в природе (не выделяя иммунологической, нейрологической и других специальных проявлений памяти). И дальше будем обсуждать только ее, называя просто «память» (далее без кавычек).

Не стоит и говорить, что память - свойство крайне необходимое для существования живого организма. Реализация жизненно важных задач, таких как добывание пищи, избегание опасности, обеспечение жизнеспособного потомства (обучение) и проч. - совершенно невозможно без памяти. Кроме того, в целом ряде случаев живой организм попадает в нестандартные (не встречавшиеся ранее) ситуации, выход из которых может быть найден двумя способами. Это, во-первых, реализация стандартных программ поведения (память об алгоритмах), применимых к подобным условиям. Во-вторых (и нам такое поведение наиболее интересно), -это нахождение новой программы поведения в нетривиальной ситуации, осуществляемое на основании накопленного (предыдущего) опыта (знаний). Последнее -есть решение задачи, что не достижимо без такого выс-

шего проявления при непременном и ведущем участии памяти, которое называют «мышление». Наибольшего развития подобного рода эксплуатация памяти получила у человека, хотя используется не только, не исключительно им.

Таким образом, память - высшее проявление сущности живых организмов и без нее было бы возможно их существование, развитие, эволюция, деградация. Однако определения термина «память», как и всякого явления, понимаемого на интуитивном уровне (см. капитальные работы от Аристотеля [3] до наших дней [46] или популярные книжки [7,8]), на наш взгляд, явно страдает недостаточной конкретностью. Дело в том, что память, как правило, определяется через информацию [2,9-11,14], которая, в свою очередь, нуждается в определении.

Поэтому перейдем к определению памяти и тех понятий, без которых невозможно дать предметное определение этому понятию.

Основные определения. Память - способность хранить (запоминать) один или несколько вариантов состояния внешней и/или внутренней среды, выбранных (принятых) из их множества и кодированных определенным образом анализаторами для последующего предоставления (передачи) по желанию или необходимости выбранного варианта(ов) аналитическим системам.

Замечание 1. Память оперирует с информацией (выбор, хранение, извлечение), по определению [12] (цит. по [13]), но собственно память - это хранение сделанного выбора, как нынешнего, так многих или даже всех предыдущих. То есть, опять же, по определению, память не может реализоваться без приемника, анализатора и передатчика обработанной информации. И это в простейшем случае, поскольку в общем случае, каждого из таких элементов памяти может быть более одного.

Замечание 2. Наличие структур, которые принципиально могут воспринимать информацию - это еще не есть память. Например, вода обладает способностью структурироваться, то есть возможностью записывать (запоминать) информацию. Однако, поскольку извлечь эту информацию мы в настоящее время не в состоянии, и непонятно, каким образом использует ее сама вода, то говорить о памяти не приходится. Следует вести речь о наличии каких-то упорядоченных структур, которые, возможно, несут определенную информацию, но не о памяти. То есть структурирование - необходимое, но недостаточное условие реализации памяти.

Замечание 3. Системы с памятью - информационные системы, биологические системы с памятью - информационные биологические системы.

Приемники - системы захвата (выделение из многочисленного разнообразия) информации из внешней и/или внутренней среды.

Анализаторы - системы выбора и перекодирования информации. Аналитические системы - системы извлечения и обработки информации.

Анализаторы - системы выбора и перекодирования информации.

Аналитические системы - системы извлечения и обработки информации.

Замечание 1. Пожалуй, только живой организм имеет анализаторы и аналитические системы более

сложные, чем разного рода простые фильтры (по типу пропустить или не пропускать все выше/ниже или ниже/выше, чем порог) и/или осуществляющие бинарный (принимать из двух только такой-то сигнал) или п-мерный (принимать из нескольких только такие-то сигналы) выбор.

Замечание 2. Обратим внимание, что получение информации из среды определено как захват (выделение), тогда как близкий по сути процесс, происходящий в аналитических системах, будем называть «получение (извлечение) информации».

Селекторы - те же анализаторы; селекция - другая функция анализаторов, посредством которой последние не просто пропускает или не пропускают информацию, но и одновременно (когда пропускают) классифицируют ее. То есть селекторы не только позволяют принимать и фильтровать определенную информацию, но и сортировать, классифицировать ее, определяя, куда именно она должна быть доставлена.

Передатчики - системы доставки выбранной информации в структуры (системы), предназначенные для ее хранения.

Накопители информации - структуры (системы), предназначенные для хранения (накопления) информации.

Носители - материальная основа для операций с информацией.

Замечание. Информация, хранимая в памяти одного субъекта, так называемая «энграмма» [2,11], «след памяти» [11], может быть по желанию этого субъекта передана (предоставлена) другому субъекту, причем эта предоставляемая информация может быть уже аналитически обработана (обучение, которое, несмотря на высказывание [3], присуще не исключительно человеку). Принципиальное отличие этой функции от памяти неживых объектов состоит в том, что информация, хранимая в памяти неживых объектов, может быть предметно и осознанно передана субъекту (живому объекту, извлечена им) только по желанию (мотивации) самого субъекта - получателя информации. Здесь почти в явном виде предусматривается наличие среды, в которой передается информация, и кодировка последней (информации).

Библиотека памяти - совокупность всей информации, когда-либо поступившей и хранимой в памяти, классифицированная определенным образом. Как и любая библиотека, библиотека памяти имеет отделы, рубрики и т. д.

Замечание. В случае человека информация, хранимая в памяти, может быть каким-либо образом перекодирована, например, вербализована или переписана с использованием символов на подходящий носитель. Здесь способ перекодировки и выбор подходящего носителя зависимо от обстоятельств осуществляет сам субъект, возможности чего лишен неживой объект, накопитель информации.

Виды памяти. При обсуждении механизмов памяти, собственно памяти в нашем понимании, ее (память) обычно подразделяют на виды. При этом классификация видов памяти является, естественно, концептуальной и зависит от задач исследования.

Такое деление может быть безусловным, когда классификатором является вид приемника получения первичной информации, проще говоря, органы чувств

[6]. В случае человека можно выделить пять видов сенсорных механизмов (сенсор - приемник - передатчик информации) и соответственно пять видов памяти. Это память зрительная, слуховая (вербальная - по способу передачи сигнала), тактильная, вкусовая, обонятельная. Последовательность перечисления этих видов памяти в определенной мере отражает объем получаемой с их помощью информации человеком же. По поводу последовательности трех последних видов памяти в этом отношении можно дискутировать. Что же касается первых двух видов (зрительной и слуховой) памяти и сенсорных механизмов их реализации, то с помощью зрения и слуха человек получает подавляющее количество информации, причем зрительная информация явно преобладает над слуховой. Разумеется, сказанное, в первую очередь, относится к нормальному человеку в обычных условиях. Кроме того, среди сенсорных видов памяти можно выделить моторную (двигательную) память [6].

Все прочие классификации памяти носят условный характер. Остановимся на одной из таких классификаций, в основу которой положено время хранения информации.

Замечание. Вопрос о том, может ли вся полученная информация целиком и полностью хранится бесконечно долго (здесь под бесконечно долгим хранением информации подразумевается время существования живого организма, как целостной системы), может ли информация хранится сколько угодно долго, этот вопрос обсуждается специально в разделе, посвященном, в частности, накопителям информации.

Итак, память по продолжительности удержания (хранения) информации подразделяют прежде всего на кратковременную (оперативную, динамическую) и долговременную (статическую, стабильную) [2,6,11,15,16], считая, что в последней хранится наиболее значимая информация [2,6]. В общем-то смысл этих двух видов памяти прозрачен, понимается интуитивно и не требует специального разъяснения. Одни авторы считают, что кратковременная и долговременная память - суть самостоятельные процессы [11,15]. С таким мнением можно согласиться лишь с оговорками, поскольку без первой, по-видимому, невозможна вторая, но не наоборот. Кратковременная память имеет место при повреждении структур головного мозга, ответственных за реализацию долговременной памяти, а «плохая» кратковременная память при «хорошей» долговременной [11] вовсе не означает отсутствие механизмов, обеспечивающих первую, но быть всего лишь звеном, передающим информацию, во вторую. Некоторые авторы [10] выделяют память промежуточную, располагая ее «между» кратковременной и долговременной. Другие авторы полагают [2,6], что кратковременной памяти предшествует сенсорная (мгновенная [6,16]) память, суть которой заключается в следующем. После ответа на внешнее воздействие возникают следовые процессы, продолжающиеся некоторое время по окончании действия раздражителя. Эти первичные следовые процессы и есть сенсорная память. Длительность хранения следов в сенсорной памяти не превышает 500 мс, стирание следа осуществляется за 150 мс. И только наступающий за этим период хранения информации называют кратковременной (краткосрочной) памятью (20 мин - несколько суток [16]). Примерно за такое же время осуществля-

ется реакция на стимул: по разным оценкам она составляет 100-225 мс или 250-300 мс [17,18]. Следовательно, память является инерционным процессом и ее срочность (временность) определяется специальными механизмами.

Собственно, кратковременная и долговременная память - альтернативы. В качестве других альтернативных пар видов памяти рассматривают произвольную и непроизвольную память, неосмысленную (механическую) и семантически организованную (семантическую), а также декларативную и процедурную память, очевидно тождественные соответственно активной готовой реализации в данный момент времени, и пассивной (латентной), не готовой к непосредственному воспроизведению памяти [6,11,19]. Оставим подразделение памяти на последние два вида, как специальные, на совести автора этой концепции и его последователей. Здесь же добавим, что выделяют триаду теорий (и соответственно видов) памяти: процедурную, семантическую и эпизодическую память [11,20]. Обсуждение всех встречающихся в литературе видов памяти и способов или вариантов ее классификации не входит в задачу данной работы и мы лишь упоминаем о безграничных (как и самое память) возможностях систематиков памяти.

Далее память может быть классифицирована по механизмам ее реализации, что оказывается еще более условным, нежели классификация по времени хранения, поскольку как раз-то механизмы памяти и не ясны до конца. И все же... Можно выделить осознанную память и, как альтернативу, память неосознанную (ср. произвольная и непроизвольная память [6]). И вновь интуитивно вкладываемый в эти виды памяти смысл вряд ли требует специального обсуждения.

Кроме того выделяют эмоциональную (аффективную) память, обусловленную событиями, имеющими эмоциональную (!) окраску [6]. Говорят также о рабочей (оперативной) памяти в разных ее проявлениях, в частности, о вербальной памяти, а также об ассоциативной памяти. Последняя, - возможно, наиболее интересный вид памяти, основанный на случайном доступе к информации [21]. Ее мы будем обсуждать специально после того, как рассмотрим предлагаемую в данной работе концептуальную модель памяти. Называя эту модель памяти концептуальной, мы имеем в виду, что она строится на не противоречащих экспериментальным данным предположениях, однако подтверждение/опровержение ее в принципе требует специальных исследований. Заметим, по мнению [18], с которым трудно не согласиться, что общая теория памяти должна определять, по меньшей мере, следующее: способ представления информации, тип запоминаемой и воспроизводимой информации, природу операций запоминания и воспроизведения, форму хранения информации.

Краткий обзор существующих моделей памяти. Отмечают, что «нейрофизиологическим механизмам сознания и его моделированию в последнее время посвящается большое число работ» [22]. Обсуждаемые в литературе модели памяти можно условно разделить на три типа, которые моделируют:

1) ассоциативную (распределенную) память (большинство моделей), то есть память по ассоциации, когда субъект вспоминает информацию, совершенно не относящуюся к данной ситуации, но каким-то образом

необходимую ему сейчас или ранее (при этом не отвергается память о конкретных явлениях);

2) рабочую память (не понятно, что вкладывают в это понятие, однако исходя и контекста, нужно думать, что речь идет об оперативной, ситуационной памяти, требующейся для решения данной конкретной задачи);

3) другие виды памяти (и здесь наблюдается большое разнообразие, начиная от различных моделей временной памяти и оканчивая различными вариантами ее сенсоров, причем под чтением информации понимают буквальное ее прочтение [23,24], или рассматривают модели речевой (семантической) памяти [25], выделяя также эмоциональную память [15]).

Отдельно отметим, что рассматривают две не исключающие друг друга концептуальные модели: концепцию уровней, согласно которой существует строгая иерархия в обработке информации и концепцию доменов которые представляют собой отграниченные области памяти, содержащие информацию о характеристиках стимулов и о наборе операций, участвующих в их обработке и запоминании, причем в доменах (и субдоменах) обработка информации может осуществляться параллельно (см. [18]).

В моделях памяти используется разнообразнейший математический аппарат и физические принципы. Например, нейронные сети, принцип голографии, интерференция, стохастичность (статистичность), шум и хаос, бифуркации и аттракторы, марковские цепи и гамильтонианы, голосование (экспертная оценка), векторы и матрицы, а также регрессии и корреляции (в том числе, автокорреляции). И все это в разных сочетаниях. Единственный результат, который отсюда наверняка получен при проверке моделей памяти, - это локализация памяти в соответствующих мозговых структурах - кортекс, или коре (география памяти - не путать с топологией, топологической картой памяти в этих структурах, о чем далее).

Говорят о буферах памяти, называя такой буфер эпизодическим, что предполагает наличие нескольких компонентов памяти и ее буферирование, и о порогах для информации, а также о валентности (буквально -«валенсировании») памяти, о ложной памяти, об ингибиторной памяти, которая исключает ненужную информацию, как будто кто-то или что-то знает, что нужно (даже не памяти - организму), а что нет, и об отсутствии интерференции памяти [21,24-33].

По мнению [34], ключевые особенности модели памяти включают:

1) использование запасных соединений сетей;

2) способность манипулировать очень большими входными паттернами;

3) распределение хранения паттернов входных данных;

4) статистическое перестраивание резервных паттернов памяти в течение операций чтения.

Литература

1. Ашмарин, И.П. Загадки и откровения биохимии памяти / И.П. Ашмарин.- Львов: Изд-во ЛГУ, 1975.

2. Батуев, А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем / А.С. Батуев.- СПб.: Питер, 2005.

3. Аристотель. Метафизика.- М.: Эксмо, 2006.

4. Линдсей, П. Переработка информации у человека / П. Линдсей, Д. Норман.- М.: Мир, 1974.

5. Прибрам, К. Языки мозга / К. Прибрам.- М.: Прогресс, 1975.

6. Хомская, Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская.-СПб.: Питер, 2005.

7. Иванов-Муромский, К.А. Мозг и память / К.А. Иванов-Муромский. Киев: Наук. Думка, 1987.

8. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.

9. Александровский, Ю.А. Краткий психиатрический словарь / Ю.А. Александровский.- М.: РЛС, 2005.

10. Мартынов, Ю.С. Неврология / Ю.С. Мартынов.-М.: РУДН, 2006.

11. Психофизиология / Под ред. Ю. А. Александрова.- СПб.: Питер, 2007.

12. Кастлер, Г. Возникновени биологической организации / Г. Кастлер.- М.: Мир, 1967.

13. Чернавский, Д.С. Теоретический подход к проблеме происхождения жизни / Д.С. Чернавский // Журн. Всесоюзн. хим. об-ва им. Д.И. Менделеева.-1980.- Т. 25.- №4.- С.404-11.

14. Бернштейн, Н.А. Современные искания в физиологии нервного процесса / Н.А. Бернштейн.- М.: Смысл, 2003.

15. Беритов, И.С. Структура и функции коры большого мозга / И.С. Беритов.- М.: Наука, 1969.

16. Чернышева, М.П. Гормональный фактор пространства и времени внутренней среды организма / М.П. Чернышева, А.Д. Ноздрачев.- СПб.: Наука, 2006.

17. Кирой, В.Н. Физиологические методы в психологии / В.Н. Кирой.- Ростов-на-Дону: ООО «ЦВВР», 2003.

18. Суворов, Н.Ф. Психофизиологические механизмы избирательного внимания / Н.Ф. Суворов, О.П. Таиров.- Л.: Наука, 1985.

19. Умрюхин, Е.А. Информационная модель системной организации деятельности мозга. Мозг: Теоретические и клинические аспекты / Е.А. Умрюхин.- М.: Медицина, 2003.

20. The brain decade in debate: I. Neurobiology of learning and memory. Braz. / A. Baddeley [et al.]// J. Med. Biol. Res.- 2000.- Vol. 33/- №9.- P. 993-1002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Mitchell, D.B. How many memory systems? Evidence from aging / D.B. Mitchell// J. Exp. Psychol. Learn. Mem. Cogn.- 1989.- Vol. 15.- №1.- Р. 31-49.

22. Mu, X. A weighted voting model of associative memory / X. Mu, P. Watta, M.H. Hassoun // IEEE Trans. Neural. Netw.- 2007.- Vol. 18.- №3.- Р. 756-77.

23. Ans, B. A connectionist multiple-trace memory model for polysyllabic word reading / B. Ans, S. Carbonnel,

S. Valdois // Psychol. Rev.- 1998.- Vol. 105.- №4.- Р. 678723.

24. Baddeley, A.D. The phonological loop and the irrelevant speech effect: some comments on Neath (2000). /

A.D. Baddeley // Psychon. Bull. Rev.- 2000.- Vol. 7.- №3.-Р. 544-9.

25. Feredoes, E. Localization of load sensitivity of working memory storage: quantitatively and qualitatively discrepant results yielded by single-subject and group-averaged approaches to fMRI group analysis / E. Feredoes,

B.R. Postle // Neuroimage.- 2007.- Vol. 35.- №2.- Р. 881903.

26. Baddeley, A.D. The episodic buffer: a new component of working memory? / A.D. Baddeley // Trends Cogn. Sci.- 2000.- Vol. 4.- №11.- P. 417-23.

27. Baddeley, A.D. Development of working memory: should the Pascual-Leone and the Baddeley and Hitch models be merged? / A.D. Baddeley, G.J. Hitch // J. Exp. Child. Psychol.- 2000.- Vol. 77.- №2.- P. 128-37.

28. Sugase, K. Mechanism of coupled folding and binding of an intrinsically disordered protein / K. Sugase, H.J. Dyson, P.E. Wright // Nature.- 2007.- №447(7147).-1021-5.

29. Signal-detection, threshold, and dual-process models of recognition memory: ROCs and conscious recollection / A.P. Yonelinas [et al.]// Conscious Cogn.- 1996.-Vol. 5.- №4ro- P. 418-41.

30. Brain mechanisms for mood congruent memory facilitation / P. Lewis [et al.]// Neuroimage.- 2005.- Vol. 25ro- №4.- P. 1214-23.

31. Okada, M. Notions of Associative Memory and Sparse Coding / M. Okada // Neural. Netw.- 1996.- Vol. 9.-№8.- P. 1429-58.

32. Arbuthnott, K. Cognitive inhibition in selection and sequential retrieval / K. Arbuthnott, J.I. Campbell // Mem. Cognit.- 2000.- Vol. 28.- №3.- P. 331-40.

33. Criss, A.H. Context noise and item noise jointly determine recognition memory: a comment on Dennis and Humphreys (2001) / A.H. Criss, R.M. Shiffrin// Psychol. Rev.- 2004.- Vol. 111.- №3.- P. 800-7.

34. Miles, C.F. A biologically motivated associative memory architectur / C.F. Miles, D. Rogers // Int. J. Neural. Syst.- 1993.- Vol. 4.- №2.- P. 109-27.

References

1. Ashmarin IP. Zagadki i otkroveniya biokhimii pamyati. L'vov: Izd-vo LGU; 1975. Russian.

2. Batuev AS. Fiziologiya vysshey nervnoy deyatel'nosti i sensornykh sistem. Sankt-Peterburg: Piter; 2005. Russian.

3. Aristotel'. Metafizika. Moscow: Eksmo; 2006. Russian.

4. Lindsey P, Norman D. Pererabotka informatsii u chelo-veka. Moscow: Mir; 1974. Russian.

5. Pribram K. Yazyki mozga. Moscow: Progress; 1975. Russian.

6. Khomskaya ED. Neyropsikhologiya. Sankt-Peterburg.: Piter; 2005. Russian.

7. Ivanov-Muromskiy KA. Mozg i pamyat'. Kiev: Nauk. Dumka; 1987. Russian.

8. Luriya AR. Malen'kaya knizhka o bol'shoy pamyati. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta; 1968. Russian.

9. Aleksandrovskiy YuA. Kratkiy psikhiatricheskiy slovar'. Moscow: RLS; 2005. Russian.

10. Martynov YuS. Nevrologiya. Moscow: RUDN; 2006. Russian.

11. Psikhofiziologiya / Pod red. Yu. A. Aleksandrova. Sankt-Peterburg: Piter; 2007. Russian.

12. Kastler G. Vozniknovenie biologicheskoy organizatsii. Moscow: Mir; 1967. Russian.

13. Chernavskiy DS. Teoreticheskiy podkhod k probleme proiskhozhdeniya zhizni. Zhurn. Vsesoyuzn. khim. ob-va im. D.I. Mendeleeva. 1980;25(4):404-11. Russian.

14. Bernshteyn NA. Sovremennye iskaniya v fiziologii nervnogo protsessa. Moscow: Smysl; 2003. Russian.

15. Beritov IS. Struktura i funktsii kory bol'shogo mozga. Moscow: Nauka; 1969. Russian.

16. Chernysheva MP, Nozdrachev AD. Gormonal'nyy fak-tor prostranstva i vremeni vnutrenney sredy organizma. Sankt-Peterburg: Nauka; 2006. Russian.

17. Kiroy VN. Fiziologicheskie metody v psikhologii. Ros-tov-na-Donu: OOO «TsVVR»; 2003. Russian.

18. Suvorov NF, Tairov OP. Psikhofiziologicheskie mek-hanizmy izbiratel'nogo vnimaniya. L.: Nauka; 1985. Russian.

19. Umryukhin EA. Informatsionnaya model' sistemnoy organizatsii deyatel'nosti mozga. Mozg: Teoreticheskie i klini-cheskie aspekty. Moscow: Meditsina; 2003. Russian.

20. Baddeley A, Bueno O, Cahill L, Fuster JM, Izquier-do I, McGaugh J, et al. The brain decade in debate: I. Neurobiology of learning and memory. Braz. J. Med. Biol. Res. 2000;33(9):993-1002.

21. Mitchell D.B. How many memory systems? Evidence from aging. J. Exp. Psychol. Learn. Mem. Cogn. 1989;15(1):31-49.

22. Mu X., Watta P., Hassoun M.H. A weighted voting model of associative memory. IEEE Trans. Neural. Netw. 2007; 18(3):756-77.

23. Ans B., Carbonnel S., Valdois S. A connectionist multiple-trace memory model for polysyllabic word reading. Psychol. Rev. 1998;105(4):678-723.

24. Baddeley A.D. The phonological loop and the irrelevant speech effect: some comments on Neath (2000). Psy-chon. Bull. Rev. 2000;7(3):544-9.

25. Feredoes E., Postle B.R. Localization of load sensitivity of working memory storage: quantitatively and qualitatively discrepant results yielded by single-subject and group-averaged approaches to fMRI group analysis. Neuroimage. 2007;35(2):881-903.

26. Baddeley A.D. The episodic buffer: a new component of working memory?. Trends Cogn. Sci. 2000;4(11):417-23.

27. Baddeley A.D., Hitch G.J. Development of working memory: should the Pascual-Leone and the Baddeley and Hitch models be merged?. J. Exp. Child. Psychol. 2000;77(2):128-37.

28. Sugase K., Dyson H.J., Wright P.E. Mechanism of coupled folding and binding of an intrinsically disordered protein. Nature. 2007;447(7147):1021-5.

29. Yonelinas A.P., Dobbins I., Szymanski M.D., Dha-liwal H.S., King L. Signal-detection, threshold, and dualprocess models of recognition memory: ROCs and conscious recollection. Conscious Cogn. 1996;5(4):418-41.

30. Lewis P., Critchley H.D., Smith A.P., Dolan R.J. Brain mechanisms for mood congruent memory facilitation. Neuroimage. 2005;25(4):1214-23.

31. Okada M. Notions of Associative Memory and Sparse Coding. Neural. Netw. 1996;9(8):1429-58.

32. Arbuthnott K., Campbell J.I. Cognitive inhibition in selection and sequential retrieval. Mem. Cognit. 2000;28(3):331-40.

33. Criss A.H., Shiffrin R.M. Context noise and item

noise jointly determine recognition memory: a comment on Dennis and Humphreys (2001). Psychol. Rev.

2004;111(3):800-7.

34. Miles C.F., Rogers D. A biologically motivated associative memory architecture. Int. J. Neural. Syst. 1993;4(2):109-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.