Научная статья на тему 'ИОНИЗАЦИЯ ВОЗДУХА В КАБИНЕТАХ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ И ДИАГНОСТИКИ'

ИОНИЗАЦИЯ ВОЗДУХА В КАБИНЕТАХ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ И ДИАГНОСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
179
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИОНИЗАЦИЯ ВОЗДУХА В КАБИНЕТАХ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ И ДИАГНОСТИКИ»

ИОНИЗАЦИЯ ВОЗДУХА В КАБИНЕТАХ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ И ДИАГНОСТИКИ

Аспирант М. И. Салманова

Из кафедр гигиены Куйбышевского медицинского и Московского стоматологического

институтов

Воздушная среда, окружающая человека, оказывает на него постоянное и разнообразное влияние. В свете последних открытий биофизики приобретают большой интерес электрические свойства воздуха, в частности его ионизация, степень и характер которой могут изменяться под влиянием ряда факторов, влияющих на организм человека.

Наши исследования ионизации воздуха проводились в разные сезоны года на 10 объектах (физиотерапевтические кабинеты, рентгеновские и радиологические отделения лечебных учреждений г. Куйбышева, а также учебная комната кафедры гигиены медицинского института, взятая для сравнения). Попутно измерялась ионизация свободной атмосферы.

Все исследования производились в обычной рабочей обстановке и при том режиме вентиляции, который применялся в данном помещении. Необходимо отметить, что, как правило, почти во всех обследованных помещениях отсутствовала искусственная вентиляция. Для измерений ионизации воздуха был использован счетчик ионов П. Н.Тверского И-2, являющийся наиболее совершенным прибором этого вида, позволяющим определять ионы различной подвижности. В своих исследованиях мы определяли легкие ионы с подвижностью 0,5—-1,0 и тяжелые — с подвижностью 0.001—0,002 см'/сск. в.

В учебной комнате кафедры гигиены, взятой в качестве образца закрытых помещений, где, как и в физиотерапевтических кабинетах, на протяжении дня находится такое же количество люден, но нет искусственных источников ионизации, измерения ионизации производились до начала практических занятий и на протяжении последующих 4 часов в конце каждого часа занятий. На человека приходилось 12 м-1 воздуха; комната проветривалась только путем открывания двери в коридор во время перерывов. Средние данные из двухдневных наблюдений, относящихся к зимнему периоду, показывают, что число легких ионов до занятий составляло 404, а тяжелых— €398 в 1 см3. К концу занятий число легких ионов падало до 106, а тяжелых увеличивалось до 11 832. Коэффициент униполярности для легких ионов падал с 1,8 до 0,8.

Обнаруженные изменения ионизации необходимо поставить в связь с пребыванием людей в помещении.

В физиотерапевтических кабинетах измерения ионизации производились также в зимний период в течение 3 дней 3—4 раза в каждую смену (кабинеты работают в 2 смены) — в начале, в середине и в конце рабочего дня. На одного человека {больные и медицинский персонал) приходилось 10—12 м3. Забор воздуха производился в рабочей зоне среднего медицинского персонала, где были обнаружены следующие величины степени ионизации воздуха: легких ионов до работы 169—318 в 1 см3 воздуха, во во-мя работы 205—262; тяжелых ионов до работы 6779—11 627, во время работы—8678—14 461; коэффициент униполярности до работы 0,5—2,9, во время работы 0,7 — 1,1.

Полученные данные свидетельствуют, что степень ионизации воздуха в физиотерапевтических кабинетах является невысокой и отличается от ионизации в учебной комнате лишь большими колебаниями коэффициента униполярности. В соответствии ■с этим фактор ионизации воздуха в условиях работы физиотерапевтических кабинетов не может иметь профессионально-гигиенического значения.

Это заключение противоречит данным А. П. Соколова, В. Н. Коваленко и др., которые измеряли ионизацию воздуха вблизи аппаратуры, а не на рабочем месте медицинской сестры.

Измерения ионизсцни воздуха непосредственно около физиотерапевтической аппаратуры могут представлять интерес лишь с точки зрения изучения ее как возможного дополнительного лечебного фактора. Кроме того, большинство авторов пользовалось счетчиком ионов Эберта, дающим, как известно, завышенные результаты. Существенное значение имеет также и то, что мы измеряли ионы определенной подвижности.

Степень ионизации свободной атмосферы не могла оказывать существенного влияния на ионизацию в физиотерапевтических кабинетах. Среднее число легких ионов в атмосфере в летнее время равнялось 390 в 1 см3 воздуха, а тяжелых — 5560.

Обследованные рентгеновские кабинеты в большинстве случаев оборудованы новой аппаратурой и размещены в просторных помещениях, стены которых имеют изолирующий слой баритобетона, двери защищены только в кабинетах глубокой рентгенотерапии. Управление аппаратурой, как правило, производится из специальных пультовых комнат. Искусственная вентиляция почти во всех кабинетах отсутствует. В рент-генодиагностических кабинетах за смену производится 20—25 снимков и 25—30 просвечиваний, р. рентгенотерапевтических кабинетах облучения 12—15 больных.

Измерения ионизации в рентгеновских кабинетах производились в холодные и теплые сезоны года, но существенной разницы не обнаружено. Измерения производились до начала работы, в середине смены тотчас после выключения аппаратуры и в конце рабочего дня; кроме того, были проведены измерения и во время аппаратуры.

В итоге наблюдений обнаружено, что степень ионизации воздуха в рентгеновских кабинетах в момент работы аппаратов весьма высока. Так, в рентгенодиагности-ческих кабинетах количество легких ионов достигает 130 000, а тяжелых — 60 000 в 1 см3 воздуха. Еще более высокие концентрации легких и тяжелых ионов наблюдались в кабинетах глубокой рентгеновской терапии: п+360 000, N+130 000 ионов п 1 см3. После выключения аппаратуры степень ионизации в рентгенодиагностических кабинетах снижается до исходного уровня (до работы), в кабинетах же глубокой рентгеновской терапии превышает эту величину в 3—4 раза. В пультовых помещениях рентгеновских кабинетов при включенной аппаратуре концентрации ионов почти не отличаются от концентраций в жилых помещениях.

Санитарное состояние и метеорологические условия в рентгеновских кабинетах были удовлетворительными.

Радиологические отделении в областном онкологическом диспансере и железнодорожной больнице организованы в 1954 г. Они входят в состав гинекологических стационаров и размещены среди прочих помещений без необходимой изоляции друг от друга (следует отметить, что защитные мероприятия в момент обследования были проведены в недостаточной степени). Искусственная вентиляция имелась только в одном помещении — в комнате для хранения радиоактивных препаратов радиологического отделения железнодорожной больницы.

Измерения ионизации воздуха производились в манипуляцнонных во время различных этапов работы медицинского персонала с радиоактивными веществами, в палатах для лечения больных препаратами радия, в кабинете телегамматерапии и в коридорах радиологических отделений. Периоды наблюдений—зима и осень; сезонный фактор в этих наблюдениях, как и в предшествующих, заметной роли не играл.

В манипуляцнонных, где производится «зарядка» больных радием, степень ионизации колебалась в больших пределах: для п+от 30 000 до 200 000, для N+—от 7000 до 50 000 ионов в 1 см3 воздуха. Эти колебания зависели от количества радиоактивных веществ, находящихся в помещении (260—225 мг), условий их хранения и наличия защитных приспособлений. Наибольшие величины ионизации наблюдались > рабочего столика с радиоактивными препаратами, а также при стерилизации последних; как правило, в воздухе преобладали ионы положительного знака.

В палатах с объемом воздуха 10 м3 на человека, в которых находились 5—6 больных с укладками радия, с общим количеством препаратов 135—150 мг. степень ионизации выражалась в следующих цифрах: п+ до 33 000 и N+ до 20 000 ионов и 1 см3 с преобладанием положительных ионов (q=I,4); при отсутствии препаратов радия концентрации аэрононов снижаются до величины, характерной для обычных закрытых помещений.

Ионизация воздуха в манипуляцнонных и палатах оказывает заметное влияние на содержание ионов в коридорах, где число легких ионов оказалось повышенным до 5000 в 1 см3, количество же тяжелых не превышало 10 000 ионов в 1 см3 воздуха.

В кабинете телегамматерапии с установкой ГУТ-Со-20-1 во время сеансов лечения на расстоянии 2,5 м от аппарата содержание легких ионов составляло 200 000. а тяжелых — 75 000 в 1 см3 воздуха при преобладании положительных ионов. В пультовой этого кабинета, отделенной от него стенами толщиной в 1 м с защитным слоем баритобетона, но с незакрытым дверным проемом, количество легких ионов при работе аппарата в среднем равнялось 4000, а число тяжелых — 7000 в ! см3 воздуха. В кабинете телегамматерапии и в манипуляцнонных радиологических отделений содержание легких ионов остается на повышенном уровне даже при переводе радиоактивных вешеств в положение «на хранение» и при помещении их в контейнеры и сейфы и колеблется от 3500 до 5500 в 1 см3, что превышает концентрацию легких ионов в обычных закрытых помещениях в 7—10 раз.

Метеорологические условия в радиологических отделениях были удовлетворительными. Проветривание помещений с помощью форточек снижало уровень ионизации незначительно.

Таким образом, в радиологических отделениях также обнаружены весьма высокие концентрации аэроионов, особенно легкоподвижных.

Выводы

1. Изучение ионизации воздуха в физиотерапевтических кабинетах (токов высокой и низкой частоты и светолечебных) показало, что концентрации легких и тяжелых ионов в них невелики и не могут иметь профессионально-гигиенического значения.

2. В рентгеновских кабинетах при включенной аппаратуре концентрации аэроионов дистигают весьма высоких величин, особенно в кабинетах глубокой рентгенотерапии. При этом в воздухе преобладают положительные ионы, что заставляет признать ионный режим в рентгеновских кабинетах одним из производственных факторов, могущих оказывать отрицательное влияние на персонал и больных, особенно в кабинетах рентгенотерапии. При выключенной рентгеновской аппаратуре, а также в пультовых комнатах повышенной ионизации воздуха не обнаружено.

3. Высокий уровень ионизации обнаружен также в радиологических отделениях. Он зависит от количества радиоактивных веществ, находящихся в помещении, условий их хранения и наличия защитных мероприятий. Наиболее высокие концентрации аэроионов с преобладанием положительных ионов обнаружены в манипуляционных комнатах во время процедур «зарядки» больных радием и при стерилизации радиоактивных препаратов.

4. Высокий уровень ионизации воздуха, обнаруженный в большинстве помещений рентгеновских и радиологических отделений и неблагоприятные метеорологические условия в физиотерапевтических кабинетах, зависели в значительной степени от отсутствия рационально устроенной вентиляции.

5. При обследовании установлено отсутствие должной изоляции рентгеновских и радиологических отделений от других больничных помещений и недостаточное соблюдение правил работы с радиоактивными веществами. Это указывает на необходимость предъявления более строгих требований к проектированию, оборудованию и н эксплуатации данных учреждений.

6. Измерения ионизации воздуха в радиологических отделениях могут быть использованы для контроля за эффективностью действия защитных мероприятий, поскольку ионизация является чувствительным индикатором загрязнения воздуха радиоактивными веществами.

ЛИТЕРАТУРА

Гернет Е. В. В кн.: Научные работы хим. лаборатор. Горьковского научн.-нсслед. ин-та гигиены труда и профболезней. Горький, 1950, стр. 129—145.—Коваленко В. Н. В кн.: Сбор тез. и реф. к отчетной научной, сессии Ростовского мед. ин-та. Ростов-на-Дону, 1956, стр. 70—74.—Л е с г а ф т Е. Э. Гиг. и сан., 1940, № 4. стр. 3—7. — Минх А. А. Сов. врач, журн., 1937, № 12, стр. 921—931. — С о к о-л о в А. П. Зап. Русск. бальнеологического общества в Пятигорске. Пятигорск. 1904, т. 6, в. 6, стр. 325—И4. — Он же. Труд и быт медработников. М., в. 111,1925, в. 3, стр. 143.—155.—Шехтман Я. Л. Вести, рентгенол и радиол., 1930, т. 8, в. 3, стр. 249—256.

Поступила 17/VII 1957 г.

■ir -¿г "¿Г

ФТОР В ПРИРОДНЫХ ВОДАХ ЛАТВИЙСКОЙ ССР

Ассистент 3. Я- Линдберг Из кафедры гигиены Рижского медицинского института

С целью изучения содержания фтора в природных водах Латвийской ССР мы исследовали (1956—1957) пробы воды, отобранные из шахтных и трубчатых колодцев и артезианских скважин. Обследованием была охвачена большая часть территории республики, включая все наиболее крупные населенные пункты. Было произведено также определение содержания фтора в водах наиболее крупных рек и нескольких крупных озер. Всего исследовано на фтор 216 проб воды, в том числе 149 проб из колодцев, 44 пробы из артезианских скважин и 23 пробы из открытых водоемов. Содержание фтора в воде определялось колориметрическим методом, основанным на способности фторидов разрушать окрашенный в розовый цвет цирконализариновый комплекс. Колориметрирование выполнялось после предварительного отгона фтора из исследуемой воды паром в присутствии серной и кремневой кислот. Результаты определения фтора в пробах питьевой воды приведены в таблице, где они сгруппированы по 7 основным зонам рельефа Латвии.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что в большинстве проб (66,4"/о> проб из источников грунтовых вод и 70% проб из артезианских скважин) содержание фтора резко понижено (менее 0,3 мг/л). Оптимальные концентрации фтора (0,5— 1 мг/л) обнаружены лишь в 17,5% проб из колодцев и 7,2% проб из артезианских скважин. Концентрации более 1 мг/л найдены только в воде 2 скважин глубиной 80 м, используемых для централизованного водоснабжения небольшого районного центра, расположенного в Северной Латвийской низменности, в местности, в которой имеются источники минеральных вод. Таким образом, содержание фтора во всех исследованных пробах питьевой воды не превышает предельно допустимую концентрацию по ГОСТ 2874-54.

Мы не обнаружили заметного увеличения содержания фтора в глубоких подземных аодах по сравнению с содержанием его в поверхностных водах. Даже в пробе годы наиболее глубокой из обследованных скважин (глубина 211 м), питающей: водопровод небольшого города, содержание фтора составляло лишь 0,2 мг/л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.