Научная статья на тему 'ИОГАНН ГЕНРИХ ХУРТЕР И ЕГО ЭМАЛИ ДЛЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II'

ИОГАНН ГЕНРИХ ХУРТЕР И ЕГО ЭМАЛИ ДЛЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
64
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Искусствознание
Область наук
Ключевые слова
ИОГАНН ГЕНРИХ ХУРТЕР / КОПИЯ / РЕПРОДУКЦИОННЫЕ МИНИАТЮРЫ НА ЭМАЛИ XVIII ВЕКА / КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ЕКАТЕРИНЫ II / БАРОН ФРИДРИХ МЕЛЬХИОР ГРИММ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абрамова Елизавета

Статья посвящена швейцарскому художнику Иоганну Генриху Хуртеру и его эмалям, изготовленным для императрицы Екатерины II. Согласно одному из писем художника, он сделал для нее 40 миниатюр. На сегодняшний день удалось выявить 23 его работы для именитой заказчицы, 22 - в Государственном Эрмитаже, одна - в частном собрании. Все эмали являются копиями картин из знаменитых коллекций своего времени. Одна из них связана с начальным этапом карьеры Хуртера, публикацией его рекламной брошюры в 1776 году и попыткой получить заказ русской императрицы. Другие были заказаны ей Хуртеру через барона Гримма в 1787-1788 годах. В тексте приводятся письма и документы, связанные с данными миниатюрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИОГАНН ГЕНРИХ ХУРТЕР И ЕГО ЭМАЛИ ДЛЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II»

202

Елизавета Абрамова

Иоганн Генрих Хуртер и его эмали для императрицы Екатерины II

Статья посвящена швейцарскому художнику Иоганну Генриху Хуртеру и его эмалям, изготовленным для императрицы Екатерины II. Согласно одному из писем художника, он сделал для нее 40 миниатюр. На сегодняшний день удалось выявить 23 его работы для именитой заказчицы, 22 — в Государственном Эрмитаже, одна — в частном собрании. Все эмали являются копиями картин из знаменитых коллекций своего времени. Одна из них связана с начальным этапом карьеры Хуртера, публикацией его рекламной брошюры в 1776 году и попыткой получить заказ русской императрицы. Другие были заказаны ей Хуртеру через барона Гримма в 1787-1788 годах. В тексте приводятся письма и документы, связанные с данными миниатюрами.

Ключевые слова:

Иоганн Генрих Хуртер,

копия,

репродукционные миниатюры на эмали XVIII века, коллекционирование Екатерины II,

барон Фридрих Мельхиор Гримм.

ИСТОРИЯ. АТРИБУЦИЯ

Имя швейцарского художника конца XVIII века Иоганна Генриха Хуртера (1734-1799), о котором пойдет речь в данной статье, нельзя назвать широко известным. Вместе с тем специалистам в области искусства эмали это имя достаточно знакомо, работы его руки находятся в музейных собраниях1 и иногда появляются на ведущих аукционах2. Его наследие по большей части составляют портреты и копии со знаменитых живописных полотен, выполненные в технике эмали, а также графические работы. К концу XX века появились небольшие, но весьма весомые публикации [11; 9], значительно расширившие сведения о биографии и творческом наследии Хуртера, ранее известном по кратким словарным справкам. Вместе с тем многое остается неясным. Родившийся в Шаффхаузене и получивший художественное образование в родном городе, а затем в Женеве, знаменитом центре эмальерного искусства, Хуртер в дальнейшем работал в разных странах: Франции, Голландии, Германии, Англии. В 1772 году он вступил в гильдию художников Гааги. Здесь же, в 1776-м издал брошюру «Проспект плана подписки на изготовление картин на эмали...» [10], представляющую собой рекламу его прожекта об изготовлении копий знаменитых живописных полотен в миниатюре на эмали. Насколько оказалась востребована эта подписка и насколько она повлияла на судьбу мастера, сказать сложно. С 1777 года Хуртер успешно работал в Лондоне, в том числе на королевский двор, с1779 по 1781 год выставлялся в Королевской Академии. В 1786-м его карьера сильно изменилась: в Лондоне, вместе с Я. Б. Хаасом он открыл фирму Hurter and Haas по производству и продаже воздушных насосов, телескопов, барометров и т. п., продукция которой пользовалась спросом как в Англии, так и за ее

1 Например, 6 эмалей в Лувре, 25 эмалей и 5 графических работ в Музее в монастыре всех святых в Шаффхаузене.

2 Например, Christie's, Лондон, 30 мая 2012, лот 4; Sotheby's, Лондон, 5 декабря 2019, лот 256.

пределами. С этого года он много перемещался по Европе по делам фирмы, но миниатюры, созданные после этой даты, встречаются редко [9, р. 50]. В 1789 году в Дюссельдорфе Карл Филипп Теодор пожаловал Хуртеру титул барона (ЯекИз/гвШвгг).

Известно, что Хуртер изготовил 40 (!) миниатюр по заказу императрицы Екатерины II, о чем он сообщил в письме Иоганну фон Мюллеру в марте 1788 года3. Неясно, насколько эта информация точна. Но, по крайней мере, сохранилось два официальных документа за подписью Хуртера, относящихся к этому событию. Первый, хранящийся в Национальном архиве Франции в Париже, — это квитанция от 24 мая 1787 года о продаже Хуртером 16 эмалей императрице Екатерине II при посредничестве барона Гримма, опубликованная Жюлем Гиффре еще в 1881 году [8, рр. 329-331]4. Второй, из архива Института истории РАН, — список к еще одной поставке эмалей, из 9 работ, от 12 ноября 1787 года5. Кроме того, в письмах Екатерины II к Гримму за 17871788 годы имеются сообщения о получении некоторого числа эмалей Хуртера и впечатления от оных6.

До недавнего времени миниатюры из «русского» заказа казались пропавшими [11; 9, р. 51]. Однако еще в 1982 году несколько миниатюр демонстрировалось на выставке «Западноевропейская миниатюра ХУЬХК веков» [2, кат. 67-70], а в 1995 году Г. Комелова в своей книге «Русская миниатюра на эмали XVIII — начала XIX века» обозначила наличие группы миниатюр Хюртера в коллекции Эрмитажа [3, с. 261], что, к сожалению осталось незамеченным европейскими специалистами. В дальнейшем в общих обзорах коллекции миниатюр музея эта группа эмалей, происходящая из собрания Екатерины II, также всего лишь упоминалась [7, р. 135; 1, с. 199]. Представляется актуальным подробнее остановиться на этом сюжете.

3 Переписка Иоганна вон Мюллера и И. Г. Хуртера, 8 писем 1786-1790. Schaffhausen Stadtbibliothek, Msc. J. v. Müller. 122/1-8. Lettre № 3, Londres, 14 March, 1788. См.: [11, р. 97]. Иоганн фон Мюллер (1752-1809) — швейцарский историк и общественный деятель;

в годы переписки с Хуртером состоял в должности библиотекаря у майнцского архиепископа Фридриха Карла Иосифа фон Эрталя.

4 Гиффре при публикации документа называет его «Квитанция... за 15 эмалей», но он, очевидно, не учел миниатюру в самом конце списка; в действительности их 16.

5 Выражаю искреннюю благодарность С. О. Андросову, нашедшему этот документ в архиве, и любезно предоставившему его мне для публикации в данной статье.

6 См. письма от 1 января 1787 [5, с. 390], от 29 июня 1787 [5, с. 415], от 26 ноября 1787 [5, с. 422-423] и от 27 апреля 1788 [5, с. 448].

На сегодняшний день можно назвать 23 работы Хуртера, так или иначе, связанные с «русским» заказом: 22 находятся в коллекции Эрмитажа7, 1 — в собрании Т. и С. Подстаницких в Москве. Семь из этих миниатюр, включая последнюю, имеют надписи с посвящением императрице Екатерине II на французском языке на контрэмали или на старых этикетках, наклеенных на рамках. Все они являются копиями знаменитых живописных полотен из известнейших коллекций своего времени; не редко на миниатюрах или в документах эти сведения обозначены. Однако атрибуция произведений, а также их владельцы за прошедшие столетия во многом изменились и поэтому краткая информация об оригиналах и их местонахождении, которой художник снабдил свои копии, зачастую не соответствует сегодняшней действительности. Чтобы восполнить этот пробел, в приводимом ниже списке эмалей, я везде, где это возможно, даю современные данные об оригиналах, которые они воспроизводят.

Опираясь на старые наклейки с номерами и надписями, а также на сведения, обозначенные автором на обороте миниатюр, большую часть эмалей эрмитажного собрания удалось соотнести с работами из квитанций, выданных барону Гримму для Екатерины II.

Итак, не считая рамок и футляров, мы имеем документы о продаже 25 миниатюр, из которых 12 эрмитажных вещей числятся в квитанции от 24 мая 1787 года, а 5 — в списке от 12 ноября 1787 года. Еще 5 эмалей остаются вне этих документов; но, вероятно, четыре из них так же относятся к заказу для русской императрицы 1787-1788 годов. Особняком стоит миниатюра «Купание Дианы» (1776, инв. ОРм-798;

7 Важно отметить некоторые моменты, связанные с историей и атрибуцией эмалей

Хуртера в Эрмитаже. Все они являются частью основного собрания музея, есть только одно исключение — «Семирамида» (инв. ОРм-2779), поступившая в Эрмитаж из Государственного музейного фонда в 1939 году; при этом она есть в квитанции от 12 ноября 1787 года (№ 1). За время пребывания в коллекции у трех эмалей Хуртера был утерян автор. Это «Зима», копия с картины Розальбы Каррьеры (инв. ОРм-669); «Портрет мисс Палмер» (инв. ОРм-279) и «Кающаяся Магдалина» по Гвидо Рени (инв. ОРм-823). При этом миниатюру на эмали «Апостол Петр» (инв. ОРм-694), поступившую «с антресолей Екатерины II» и записанную в инвентарь 1826 года без указания автора, уже в инвентаре галереи драгоценностей 1856 года определяют как работу Хуртера, так же она значится и в современных документах Эрмитажа. Ошибка возникла, очевидно, из-за подписи: JH1773, поскольку инициалы соответствуют имени Johann Henrich Hurter. В действительности эта подпись принадлежит Джону Хоусу (John Howes, работал в Англии в 1770-1773), работы которого нередко ошибочно приписывают Хуртеру; см.: [9, р. 51]. Уточнить эти атрибуции мне удалось во время подготовки настоящей статьи.

át

L fe

9F

Acs

?

m к

1. Иоганн Генрих Хуртер. Купание Дианы. 1776. Медь, эмаль. 10,4 х 7,8 Государственный Эрмитаж, инв. № ОРм-798 Фото С. В. Бутыгина. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020

ил. 1)8 с надписью на контрэмали: Destinezpours a Majestet. L'Imperatrice de Russie Catherine. II. par son tres de vouez et Soumis. Serviteur J. H. Hurter. Fecit. 17769 («Для Ее Величества Императрицы России Екатерины II ее преданнейший и покорнейший слуга И. Г. Хуртер. 1776»). Эмаль изготовлена и сопровождена посвятительной надписью в год издания упомянутого выше «Проспекта»; очевидно, это рекламный образец продукции художника, свидетельствующий о чаяниях Хуртера получить

заказ от русской императрицы. Разумеется, издавая в 1776 году свою рекламную брошюру, художник надеялся получить максимальный отклик. Производит впечатление уже только полное название: «Проспект подписки на изготовление картин на эмали. Новый способ, являющий собой единственную возможность сохранить для грядущих веков самые ценные картины, как древние, так и современные, предлагает художник-эмальер Хуртер. Также автор прилагает письма достойнейших персон, в коих говорится о надежности прожекта, а также о даровании и личности художника»10. Брошюра представляет собой довольно значительный по объему текст, в котором Хуртер рассуждает как сложно уберечь шедевры великих мастеров от всеразрушающего времени. Он убеждает своих потенциальных заказчиков, что лучший вариант сохранить их для потомков — сделать миниатюрные копии в технике эмали. Технике, которая менее всего подвержена губительному воздействию воздуха, воды и даже огня. Хуртер заявляет, что достиг в этой области высокого мастерства, и потому может предложить работы, в которых с максимальной точностью, насколько это возможно, передан оригинал. Копировать он предполагает картины знаменитых мастеров из собраний Германии, Англии, Франции, Голландии и Италии. Каталога возможных для заказа работ он не приводит. Хуртер мыслит масштабно, он рассуждает о кабинете, в котором будет представлена не одна подобная копия, а коллекция, и как эффектно в небольшом пространстве эти эмали будут выглядеть рядом друг с другом.

В своем «Проспекте» Хуртер называет имена «достойнейших персон», одобривших его план. Без сомнения, он рассчитывал на то, что эти сведения расширят круг покупателей и привлекут заказчиков более высокого ранга. Например, он сообщает, что курфюрст Карл Филипп Теодор соизволил заинтересоваться проектом, принял участие в нем и позволил копировать самые красивые картины из своих галерей в Дюссельдорфе и Мангейме (эти коллекции позже переместились

8 Внизу подпись: IHHurterfecit 1776. Оригинал, с которого Хуртер делал копию, найти не удалось.

9 Здесь и далее в статье во всех приводимых надписях, имеющихся на эмалях, и цитировании оригиналов документов сохраняю орфографию оригинала.

10 Несмотря на то что в названии обозначены «письма достойнейших персон», в брошюре их нет. В конце «Проспекта» Хуртер пишет, что, перечитав письма, понял, что если

он их здесь опубликует, то не избежит упреков в отсутствии скромности. Он ограничивается тем, что приводит полную статью о себе и своей продукции из Journal Enciclopedique и выдержку из Gazette de Leyde. См.: [10, рр. 18-22].

2. Иоганн Генрих Хуртер. Генриетта-Мария, королева Англии. 1787 Медь, эмаль. 15,2 х 12,7 Государственный Эрмитаж, инв. № ОРм-261. Фото С. В. Бутыгина © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020

в Мюнхен) [10, р. 14]11. В контексте «русского» заказа принципиально, что художник выражает надежду, что в означенной подписке будет участвовать князь Орлов, который весьма одобрил его план. Кроме того, он сообщает, что у князя Орлова уже есть эмаль его работы, и даже приводит ее описание: это копия с очень красивого женского портрета Ван Дейка из галереи в Дюссельдорфе [9, р. 15]. Примечательно, что в эрмитажной коллекции ранее находился «Портрет женщины в черном шелковом платье», по Ван Дейку, из картинной галереи Дюссельдорфа, с подписью ]. ИшХех 1775, выданный в Госторг в 1929 году12. Таким обра-

11 Среди эрмитажных эмалей, не вошедших в квитанции, есть «Мадонна с младенцем» (1776; ГЭ, инв. ОРм-673), копия с картины Адриана ван дер Верфа из галереи в Ман-гейме; ныне — Баварские государственные коллекции картин — Старая пинакотека, Мюнхен (ту. 251).

3. Иоганн Генрих Хуртер. Карл I, король Англии. 1787. Медь, эмаль. 15,2 х 13,5 Государственный Эрмитаж, инв. № ОРм-260. Фото C.B. Бутыгина © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020

4. Иоганн Генрих Хуртер. Карл I, король Англии

Контрэмаль. Фото C.B. Бутыгина © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020

зом, уместно предположить, что миниатюра «Купание Дианы» была передана Екатерине II Хуртером именно через князя Орлова, хотя никаких документов, это подтверждающих, не сохранилось. Возможно, речь идет о Григории Орлове, который, как известно, с 1775 года долго жил за границей [4, с. 349-353]13 и мог встретиться с художником. Однако,

12 Поскольку миниатюры нет в эрмитажном собрании, а описания в старых инвентарных книгах носят чаще всего краткий характер, трудно соотнести этот портрет со старыми записями с уверенностью в своей правоте. В инвентаре 1826 года, среди миниатюр, поступивших «с антресолей Екатерины II», под № 141 значится «Женский портрет с Вандика». При этом других копий с Ван Дейка в эрмитажном собрании, которые можно было бы соотнести с этой записью, не имеется.

13 Другим посредником мог быть Алексей Орлов, находившийся за границей

в 1775 году, — но только для «Портрета неизвестной», датированного 1775 годом. Согласно словарю Половцова [4, с. 328], в конце того же года он ушел в отставку и удалился в свое московское имение, где занимался делами конного завода. То есть получить от Хуртера эмаль «Купание Дианы» в 1776 году он просто не мог.

судя по всему, в 1776 году императрица оставила предложение Хуртера без внимания, или же миниатюры до нее дошли значительно позднее. Небезынтересно отметить, что в 1776 году аббат Денуайе, дипломатический представитель короля Людовика XVI в Гааге, отправил «Проспект» графу Ангивиллеру, директору королевских строений, с объяснениями о том, что Хуртер, опытный художник-эмальер, предлагает проект с целью «сохранить работы самых известных живописцев в веках». Но никакого заказа с этой стороны также не последовало [9, рр. 49-50].

Как бы то ни было, но десять лет спустя, когда художник уже оставил надежды на успех своего предприятия и практически отошел от дел, Екатерина II через посредничество барона Гримма покупает у Хуртера значительное число эмалей. Сопоставление существующих документов и миниатюр, сохранившихся на сегодняшний день, позволило получить довольно объемное представление о работе Хуртера для русской императрицы. Обратимся к документам, в которых, для наглядности, я отметила рядом с названиями миниатюр по списку, их описание и инвентарные номера эрмитажной коллекции.

Квитанция за16 миниатюр, проданных Хуртером Екатерине II14

Paris, le 24.° may1787. Délivrés à Monsieur le baron de Grimm, pour le compte de S. M. l'Impératrice de touttes les Russies, les articles suivants en peintures sur de l'émail. Париж, 24 мая 1787. Выданы месье барону Гримму для Ее Величества Императрицы России, следующие картины на эмали.

A. Un grand portrait de Charles Ier, roy d'Angleterre, mesurant six pouces anglois de diamètre, à 125 I. d'or de France, faisant 3,000 I. А. Большой портрет Карла I, короля Англии, размером шесть английских дюймов в диаметре, 125 луидоров, равные 3 000 л. [туринских ливров]. Портрет Карла 1, короля Англии. 1787. 15,2 х 13,5 (овал). На контрэмали: Charles I, Roy d'Anglerre/ peint d'après le Table original de Vandyck dans la Gallery/ du Roy au Palais de Kinsington/Pour L'auguste Catherine II Impératrice de Toute LesRussie/parJ. H. Hurter/ a Londres. 1787 Jan. ГЭ, инв. № OPm-260 Копия с оригинала Ван Дейка. (Ил. 3-4, recto/verso.)

14 [8, рр.330-331].

B. Henriette sa femme, même grandeur 3,000 В. Генриетта, его супруга, того же размера 3000 Портрет Генриетты-Марии, королевыАнглии. 1787. 15,2 х 12,5 (овал). На обороте: La Reine Mere. Femme de Charles ler Roy/d'Angleterre/peint d'apres le Table original du Chev: Vandyck/ dans le Palais Royal de Kinsington /par Jean Henry HurteraLondres. 1787. Jan: ГЭ, инв.№ ОРм-261 Копия с оригинала Ван Дейка, (Королевское собрание, Лондон, инв. RCIN 400159). (Ил. 2.)

Pièces contenues dans une boîte quarrée. 1. Charles Ier en plus petit et plus jeune, 20 I. d'or fait 480 2. Henriette sa femme, dito 480 Эмали в квадратной коробке. 1. Карл I, меньшего размера; в более молодом возрасте, 20 луидоров, равные 480 2. Генриетта, его супруга, тоже 480

3. Hugo Grotius, après Vandyk. 30-720 3. Гуго Гроциус, копия с Ван Дейка. 30-720 Портрет неизвестного (ранее как Портрет Гуго Гроциуса). 1777. Диаметр 7,3 На контрэмали: IHHurter. pinxit/ 1777 ГЭ, инв. ОРм-378. Копия с оригинала Ван Дейка как портрет неизвестного (Филипп Рубенс [?]), Галерея старых мастеров, Дрезден, инв. 1036).

4. Capitaine Coock. 20-480. 4. Капитан Кук. 20-480 Портрет капитанаДжеймса Кука. 1781. 5,8 х 4,8 (овал). Наобороте: Cap. James Cook Killed at an Island in the Nord- / Seas Named Onhyhee the Cleister / being Called the Sandwich Isles in / honor of the first Lord of the admiralty / he felt by Indiens the 15. feb: 1779 / aged 52 y: in his third voyage

round the world/J.H. Hurter pinx: 1781 На обороте рамки старая наклейка: № 4 Capitaine Cook (и другие более поздние номера). ГЭ, инв. № ОРм-276. Копия с оригинала Д. Уэббера, Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева, Веллингтон, инв. 1960-0013-1 (ранее принадлежал Элизабет Кук, вдове Джеймса Кука).

5. Ariadné abandonné d'après Angélique (Angelica Kaufmann). 40-960 5. Покинутая Ариадна, копия с Анжелики [Ангелики Кауфман. 40-960 ПокинутаяАриадна. 1780 9,7 X 7,7 (овал). На контрэмали: JHurter. Pinxit. 1780. / from the originalpicture / byAngelica Kauffman. На обороте рамки старая наклейка: № 5 Ariadne dans lisle de naxos (и другие более поздние номера). ГЭ, инв. № ОРм-705. Копия с оригинала А. Кауфман, Галерея старых мастеров, Дрезден, инв. 2183.

6. Le prince de Galles. 20-480 6. Принц Уэльский. 20-480 Портрет принца Уэльского. 1782. 5,7 X 4,8 (овал). На контрэмали: George Frederic August / Prince of Wales / Hurter. pinxit 1782 На обороте рамки старая наклейка: № 6 Leprince de Galles (и другие более поздние номера). ГЭ, инв. № ОРм-269. Копия с оригинала Т. Гейнсборо, Поместье Уодесдон, Великобритания, инв. 2258.

Second compartiment 1. Miss Palmer. 20-480 Вторая часть 1. Мисс Палмер. 20-480 Портрет мисс Пальмер. 5,7 X 4,8 (овал). На обороте рамки старая наклейка: № 1 Miss Palmer (и другие более поздние номера). ГЭ, инв.№ ОРм-279.

2. Vénus après nature. 50-1,200 2. Венера, с натуры. 50-1200

3. L'hiver après Rosalba. 20-480 3. Зима, копия с Розапьбы [Розапьбы Каррьеры]. 20-480 Зима. 5,5 X 4,5 (овал). На обороте рамки старая наклейка: № 3 L'hivierapres Rosalba (и другие более поздние номера). ГЭ, инв. № ОРм-669. Копия с оригинала Розапьбы Каррьеры, местонахождение неизвестно.

4. Mme Pignatelli. 25-600 4. Мадам Пиньятелли. 25-600 Портрет мадам Пиньятелли. 1779. 7,7 X 6,2 (овал). На контрэмали: peint d'après le tableau / original d Angeliqua / Kauffmanpar / J.H. Hurter a Londre 1779. In.1. На обороте рамки старая наклейка: № 4 Mdme Pignatelli. (и другие более поздние номера). ГЭ, инв. № ОРм-396. Копия с оригинала А. Кауфман.

5. Le Portrait d'Angélique Kauffman. 40-960 5. Портрет Ангелики Кауфман. 40-960 ПортретАнгелики Кауфман. 1779. 9,7 X 7,7 (овал) Справа: IHHurter. f. 1779. На обороте рамки старая наклейка: № 5 Leportrait d angelique Kauffman (и другие более поздние номера). ГЭ, инв. № ОРм-382. Копия с оригинала Д. Рейнолдса, частное собрание, Англия (гравирован F.Bartalozzi, 1780).

6. L'Infant Cardinal, après Rubens. 25-600 6. Инфант кардинал, копия с Рубенса. 25-600 Портрет кардинапа-инфанта Фердинанда. 7,1 х 6,1 (овал). ГЭ, инв. № Орм-338. Восходит к копии неизвестного мастера с оригинала Рубенса; в XVIII веке считался принадлежащим кисти Рубенса, Государственная галерея, Нойбург-ан-дер-Донау, инв. 314.

7. Henry IV, roy de France, d'après Porbus. 30-720 7. Генрих IV, король Франции, копия с Поурбуса [Франс Поурбус Младший]. 30-720 Портрет Генриха IV, короля Франции. 1787. Диаметр 6. На контрэмали: HenryIV. Roy/ de France... Sumóme Le grand./ Hurter fec:/ a Londres. 1787 ГЭ, инв. № OPm-345. Копия с оригинала Поурбуса Младшего, Лувр, инв. 1708.

Les deux grands cadres d'or moulu et étuis de chagrin, faisant 480 13 cadres pour les petits avec la boëte, à 6 faisant 144 La Vierge du Guido déjà envoyez, à 25-600 Total. 15,864 I. J'ay reçu de monsieur le baron de Grimm la somme de quinze mille huit cent soixante quatre livres tournois, faisant le total de cellui dessus mentionné par article, pour solde, dont quittance donnée de ma main. Ce 30° may 1787. Две большие позолоченные оправы и шагреневые футляры, составляющие 480 л. 13 рамок для маленьких [эмалей] с коробкой, в 6 составляет 144л. Пресвятая Дева, копия с Гвидо [Рени], уже отправленная, 25-600 Всего: 15 864л. Я получил от месье барона Гримма сумму в пятнадцать тысяч восемьсот шестьдесят четыре туринских ливра, что составляет общую сумму, расписанную по пунктам выше, а также квитанцию, что удостоверяю собственноручной распиской. 30 мая 1787 года

Квитанция за 9 миниатюр, проданныхХуртером Екатерине II15

Troisième Livraison a Paris le 12 Novembre 1787. Livre' a Monsieur le Baron de Grimm pour Sa Majeste' l'Imperatrice de toutes les Russie les tableaux suivant, fait par moi. Третья партия. Париж, 12 ноября 1787 года. Переданы месье барону Гриммудля Ее Величества Императрицы России следующие изготовленные мною картины.

15 Архив Института истории РАН. Ф. 203. Оп. 1. Д. 166. Л. 1, 1 об.

Les noms de Maîtres des originaux et celui de la Galerie qui les possede de meme que leurs destination pour Sa Majeste' Imperiale... N Имена мастеров оригиналов и галереи, в которых они находятся [для эмалей], предназначенных для Ее Императорского Величества ... N

1. Le départ de Semiramide pour Babylon. En email de quatre pouces et demi de dlameter, d'après le tableau d'un maître inconnu du Cabinet du Grefier Fagel a la Haye. Cent louis 2400 1. Отъезд Семирамиды в Вавилон. Эмаль диаметром четыре с половиной дюйма, копия с картины неизвестного мастера из Кабинета секретаря Фагеля в Гааге. Ливры 2400 Семирамида. 1777. Диаметр 11. Слева: Hurterpin 1777. На обороте рамки наклейка с надписью: Semiramis / Peint d'après le tableau original d'un maitre inconnu dans la Collection de Monsieur le Greffier Fagel a la Hayepar Hurter a la Haye 1777 N. 1. ГЭ, инв. № OPm-2779. Копия с оригинала Пьетро да Кортоны, Музей Ашмолеан, Оксфорд, инв. WA.L.99.7. (Ил. 5.)

2. Le Comte d'Arundel, d'apres le tableau original de Vandyck du Palais royal. 1200 2. ГрафАрундел, копия с картины Ван Дейка из Пале Рояль. 1200 Портрет Томаса Ховарда, графаАрунделя. 1787 10x8 (овал). На контрэмали частично стертая надпись: d'après/... de Vandyk/ da... Orleans/peint ...po ... Catherine II, Impératrice ...les Russies/ par/Hurter, / aParis 1787. ГЭ, инв. № OPm-274. Копия с оригинала Ван Дейка, Музей Гетти, Лос-Анджелес, инв. 86.РА.532.

3. L'enfant Jésus d'après le tableau original du Guido du Palais royal. 1440 3. Младенец Иисус, копия с картины Гвидо [Рени] из Пале Рояль. 1440

4. Une Sibylle, d'après le tableau original du Dominiquin du Palais royal. 1200 6260 n. 1 06. N 4. Сивилла, копия с картины Доменикино из Пале Рояль. 1200 6260 л. 1 об. N

5. Venus Anadyomene, d'apres le tableau original du Titien du Palais royal. 960 5. ВенераАндиомена, копия с картины Тициана из Пале Рояль. 960

6. C. Netscher, d'après le tableau original fait par lui-meme du Palais royal. 720 6. К. Нетшер, копия с картины его руки из Пале Рояль. 720 Портретхудожника (ранее упоминается как Автопортрет КаспараНетшера). 1787. Диаметр 6,6. На контрэмали: Portrait de С. etscher /paint d'après le Tabl. orig : /peintpar lui-meme, dans / la Collée :n du Duc d'Orleans.par /Hurter a Paris / 1787. В рамку вложена наклейка (от старой монтировки) с надписью: С. Netscher, peint d'après leportrait original fait par lui meme dans la Gallerie du Palais Royal. Pour l'Auguste Catherine Imperatrice de toutes les Russies &c. &c.&c. no 6 ГЭ, инв. OPm-394. Копия с оригинала К. Нетшера, местонахождение неизвестно.

7. Le portrait de Salomon Gessner, auteur des Idyllen original. 720 7. Портрет Соломона Гесснера, автора «Идиллий». 720 Портрет Соломона Гесснера. 1768. 5,8 х 4,5. На контрэмали: Salmon Gesner geb. 1730./ gemahlt nach Graf: von IHHurter./ von Schaffhausen 1768. ГЭ, инв. № OPm-377. Копия с оригинала Антона Граффа, 1765-1766, Швейцарский Национальный музей, Цюрих, инв. DEP-1060.

8. Tete de Magdelaine, d'apres le tableau original du Guido du Palais royal. 720 8. Голова Магдалины, копия картины Гвидо [Рени] из Пале Рояль. 720 Кающаяся Мария Магдалина. 1787. Диаметр 6. На контрэмали: Une Magdelaine peint d'apres le tabl : -orig - de Guido Reni dans la Gallerie du Palais Royal. Pour L Auguste Catherine II Imperatrice de Toutes les Russies &. &. &par Hurter. a Paris 1787. Наобороте рамки наклейка с надписью: Une Magdelaine

peint d'après le tableau original de Guido Reni dans la Collection du Palais Royal. Pour l'Auguste Catherine II Imperatrice de Toutes les Russies etc.par Hurter a Paris 1787no 8. ГЭ, инв. № OPm-823. Копия с оригинала Гвидо Рени.

9. Le portrait du grand Marlborough, d'après Kupetzky. 480 Pour les cadres 250 Total 10090 9. Портрет великого Мальборо, копия с Купецкого. 480 За рамки 250 Всего 10090

Теперь рассмотрим подробнее историю заказа и сами эмали.

Переписка Екатерины II с бароном Гриммом 1787-1788 годов16 фиксирует начальный этап сотрудничества с Хуртером. При этом первоначальная положительная оценка его работ сменяется на некоторое разочарование. В письме от 1 января 1787 года вслед за кратким новогодним пожеланием Екатерина передает Гримму свои впечатления от полученной посылки, в которой ей не все нравится, «но Пресвятая Дева написанная Хуртером на эмали останется у меня, и работы этого Хуртера, которые Вы мне обещаете, будут очень приветствоваться» [5, с. 390]17. Представляется, что упомянутая здесь Мадонна вполне может быть соотнесена с последней в списке квитанции от 24 мая 1787 года, идущей без номера, «Пресвятой Девой», копией с оригинала Гвидо Рени, «уже отправленной», которая, к сожалению, не сохранилась. А поскольку эмаль «уже отправлена», то, вероятно, уже и получена, и императрица обозначает здесь свое мнение. В письмах от 29 июня и 26 ноября 1787 года

16 См. выше примеч. 6.

17 ... mais bien de la Vierge peinte par Huter en émail; je la garde, et les ouvrages de ce Huter que vous me promettez seront les très bien accueillis. В тексте говорится о Хутере, пропущена буква «р», но исходя из контекста последующих писем, а также в связи с тем, что в дальнейшей переписке имя Хутер не встречается, представляется логичным связать эту строчку с Хуртером. Кроме того, в справочниках не удалось найти мастера-эмальера второй половины XVIII века с именем Huter.

императрица сообщает Гримму о получении эмалей Хуртера, которыми весьма довольна. Она также сообщает, что подарила две из полученных миниатюр своему фавориту А. М. Дмитриеву-Мамонову (в письме она называет его «Красный кафтан»), но никаких более точных сведений не сообщает.

Однако в следующем году ситуация меняется. В письме от 27 апреля 1788 года Екатерина сообщает, что получила 9 эмалей Хуртера, но выражает свое недовольство ими. Она просит Гримма сообщить художнику, что хорошую работу готова от него принять, а для «небрежно» сделанных картин пусть тот «поищет другого покупателя» [5, с. 448].

В данном контексте нельзя быть уверенным, что Екатерина получила все 40 эмалей, которые упоминаются в корреспонденции Хуртера. Однако, уже только согласно упомянутым письмам императрицы к Гримму, поставок было больше, чем описанных нами по квитанциям. Об этом же говорит и словосочетание «третья партия», открывающее документ от ноября 1787 года, позволяющее предположить, что между маем и ноябрем Хуртер отправил императрице еще одну партию миниатюр — вторую, список которой пока остается неизвестным. Подтверждает это и наличие в эрмитажном собрании еще четырех эмалей Хуртера — «Портрет герцога Мекленбургского», «Мадонна с младенцем», «Портрет Людовика III, герцога Бурбонского», «Скромность»18 — не связанных ни с какими известными документами.

В то же время известна только одна эмаль, сделанная специально для русской императрицы в 1788 году. Это «Портрет английского короля Генриха VIII» (1788; ил. 6)19 с надписью на контрэмали: Henry VIII. Roi d'Angleterre, peint d'après le Tabl: original de Holbein, au Palais de Kensington. pour l'Auguste Catherine II Imperatrice de toutes les Russies Ec. Ec. Ec. Par Hurter, Londres 1788 («Генрих VIII. Король Англии, написан с картины Гольбейна из Кенсингтонского дворца. для августейшей Екатерины II, императрицы России. Хуртер, Лондон 1788»). Какова его судьба? Был ли он отправлен Екатерине среди тех эмалей, которыми она осталась недовольна? Или Гримм приостановил покупку работ у Хуртера

18 ГЭ, инв. № ОРм-ЗОб, инв. № ОРм-673, инв. № ОРм-351, инв. № ОРм-704 (1786, копия с оригинала А. Кауфман, Художественная галеря Эббот Холл, Кендал).

19 Собрание Т. и С. Подстаницких, Москва (проходил на аукционе Christie's, Лондон, 30 мая 2012 г., лот 4). Копия с оригинала Йоса ван Клеве (Британское Королевское собрание, RCIN 403368).

5. Иоганн Генрих Хуртер. Семирамида 1777. Медь, эмаль. Диаметр 11 Государственный Эрмитаж, инв. № ОРм-2779. Фото С. В. Бутыгина © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020

6. Иоганн Генрих Хуртер. Генрих VIII 1788. Медь, эмаль. Диаметр 10,6 Собрание Т. и С. Подстаницких, Москва

после высказанного императрицей недовольства, а миниатюра уже была сделана и осталась у художника?

Но вернемся к корпусу предметов, обозначенному в квитанциях.

Первые две миниатюры — «Портрет Карла I» и «Портрет Генриетты, его супруги» — уже только своим описанием отличаются от всех в списке: у них очень высокая цена и только для них обозначен размер — 6 дюймов (15,24 см). Очевидно, не случайно. Как известно, сделать эмаль большого размера, чтобы при этом металлическая пластина сохранила гладкость и краски остались равномерными, было весьма не просто для мастеров второй половины XVIII века. К примеру, портреты Томаса, Лорда Дарти и его супруги, работы Хуртера, оба — 9,7 * 7,7 см, специалисты уже определяют как очень большие эмали [9, р. 50, fig. 68, 70]. Представляется логичным соотнести эти портреты из списка с эрмитажными эмалями «Портрет Карла I, короля Англии» (инв. № ОРм-260) и «Портрет Генриетты-Марии, королевы Англии» (инв. № ОРм-261)20, размер которых по максимальной стороне составляет именно 15,2 см (овал: 15,2 * 13,5 и овал: 15,2 * 12,7 соответственно; в рамках одинакового

размера). Несмотря на то что в квитанции 6 дюймов обозначает диаметр, я бы полагала, что, скорее, в документе допущена ошибка. Действительно, известно, что среди работ Хуртера есть большие эмали, в том числе из эрмитажной коллекции, но их размер не превышает 11 см. Другими словами, эмали размером в 6 дюймов были уникальны и едва многочисленны. В январе 1787 года, находясь в Лондоне, Хуртер писал Иоганну фон Мюллеру: «„.со времени моего возвращения я работаю над двумя 6-дюймовыми эмалями, для российской императрицы; когда мы увидимся, я Вам расскажу о них, и возможно, покажу»21. Учитывая что на контрэмали обоих эрмитажных портретов имеется надпись: Pour L'auguste Catherine II Impératrice de Toute Les Russie par J. H. Hurter a Londres 1787 Jan. («Для августейшей Екатерины II, императрицы России. И. Г. Хуртер в Лондоне, 1787, январь»), с такими же датой и местом создания, как в корреспонденции, можно утверждать, что речь здесь идет именно о них.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все другие миниатюры хорошего качества, но не столь выдающиеся. По цене, а значит, и по качеству, по мнению самого художника, к этим двум портретам (каждый стоимостью 3000 ливров) приближается «Семирамида» (1777) из второй квитанции (2400 ливров); рядом с названием в документе также обозначен ее размер (диаметр — 4,5 дюйма), очевидно, важный для обоснования стоимости. Довольно много эмалей в списке по ценам значительно ниже: от 480 до 960 ливров (то есть от 20 до 40 луидоров). В связи с этим любопытно вспомнить переписку Гримма и Екатерины II 1780-1781 годов22 о покупке миниатюры на эмали «Смерть Германика» (инв. № ОРм-743, копия с картины Н. Пуссена) у некоего бедного старика художника. Гримм пишет, что у обычного покупателя за эту эмаль попросили бы 25-30 луидоров, однако, поскольку известно, что он покупает для русской императрицы, то просят 40. В результате Гримм заплатил 30 луидоров — примерно столько же, сколько он платил и за эмали Хуртера (за исключением нескольких больших вещей).

20 Любопытно отметить, что эти портреты украшали кабинет Николая I, о чем в старом инвентаре музея есть записи за 1827 год. Также в кабинете государя находились и некоторые другие работы Хуртера: «Портрет кардинала-инфанта Фердинанда» (инв. № ОРм-338), «Портрет Генриха IV» (инв. № ОРм-345), «Портрет Людовика III, герцога Бурбонского, в детском возрасте» (инв. № ОРм-351) и «Портрет неизвестного» (инв. № ОРм-378), который тогда считался портретом Гуго Гроциуса.

21 Stadtbibliothek Schaffhausen, 8 Briefe von Johann Heinrich Hurter an Johannes von Müller 1786-1790. Msc. J. v. Müller. 122/1-8. № 2, Londres, le 12. Jan 1787, Рр. 1-2. P. 1.

22 См. письма от 10 (21) июля 1780 [6, с. 8] и 1 (12) января 1781 [6, с. 131].

Можно было бы предположить, что все миниатюры были сделаны специально для именитой заказчицы, однако даты, поставленные автором на большей части вещей, сообщают об обратном. В списке есть ранняя работа мастера «Портрет Соломона Гесснера» (1768), выполненная еще в Швейцарии; есть миниатюра «Мадонна с младенцем» (1776), выполненная в год издания вышеупомянутого «Проспекта», являющаяся копией с картины из знаменитой галереи Мангейма, принадлежащей пфальцскому курфюрсту Карлу Филиппу Теодору (в этой галерее Хуртер много копировал в 1775-1777 годах); есть работы лондонского периода, с разными датами создания: «Портрет Пиньятелли в восточном костюме» (1779), «Портрет Джеймса Кука» (1781), «Портрет принца Уэльского» (1782), — и вплоть до 1787 года, когда Хуртер работал над заказом для русской императрицы. К последней дате относятся, кроме уже приведенных портретов королевской четы, «Портрет графа Арунделя», «Портрет художника» (ранее «Автопортрет Каспара Нетшера»), «Кающаяся Магдалина», «Портрет Генриха IV». На всех эмалях 1787 года, кроме последней, имеется обозначение pour l'Auguste Catherine Imperatrice de toutes les Russies. Видимо, художник воспользовался случаем и выслал покупателю все, что у него есть в наличии. При этом по этим надписям сама заказчица может увидеть, какие миниатюры сделаны именно для нее.

Неизвестно, по какому принципу осуществлялся отбор оригиналов для копирования. Выбирала ли их непосредственно императрица, предлагал ли художник или определяющую роль играли для обеих сторон рекомендации барона Гримма? Можно лишь сказать, что среди 25 копий известных живописных полотен — 5 являются портретами современников действующих лиц этого сюжета, 3 эмали являются копиями с Гвидо Рени, 3 относятся к Ангелике Кауфман, 2 из них — копии ее работ, 1 — копия портрета художницы работы Д. Рейнолдса. Еще одна копия с Ангелики Кауфман «Скромность» (1786) не обозначена в квитанции, но есть в эрмитажном собрании (напомню, что она, вероятно, относится к группе вещей, на которые квитанция об оплате утрачена). Если говорить о принадлежности к знаменитым собраниям, сколь-нибудь количественно значимая группа только одна: 7 эмалей (4 миниатюры из эрмитажного собрания, датированные 1787 годом, — «Портрет Генриха IV», «Портрет Томаса Ховарда, графа Арунделя», «Портрет художника» (ранее автопортрет Каспара Нетшера), «Кающаяся Магдалина» — и еще 3, утраченные, обозначенные в квитанции от 12 ноября 1787 года под номерами

3, 4, 5) воспроизводят полотна из коллекции герцога Орлеанского, находившейся тогда в Пале-Рояле. Можно ли в связи с большим количеством копий с полотен именно этой коллекции думать о том, что Екатерина II размышляла о покупке картин дома Орлеанских? Известно, что Лу-и-Филипп-Жозеф Орлеанский продал коллекцию в 1792 году, но разговоры о возможной продаже собрания возникли в обществе сразу после смерти его отца Луи Филиппа I в 1785-м. В 1787 году в Париже по указу императрицы Екатерины II у герцога Орлеанского была приобретена столь же знаменитая коллекция резного камня... Еще 3 миниатюры, из перечисленных в статье, восходят к оригиналам из Кенсингтонского дворца, другие работы представляют единичные шедевры из известных галерей или копируют оригиналы из современных художнику собраний (еще не определенных мной). Однако возможно взглянуть на ситуацию иначе: отбор произведений для копирования говорит только лишь о том, насколько Хуртер был допущен в те или иные галереи.

В попытке найти обоснования неудовольствия императрицы, отметим, что копии Хуртера нередко несколько отличаются от оригиналов. Чаще всего это незначительные изменения, касающиеся формата композиции: прямоугольную картину художник преобразует в своих эмалях в форму овала или круга (например, «Покинутая Ариадна», «Портрет английского короля Генриха VIII»). Кроме того, он нередко копирует лишь центральную часть композиции оригинала, не всегда передающую достаточное впечатление от знаменитого шедевра. Причем это касается и трех миниатюр 1787 года, предназначенных специально для Екатерины II: «Портрет Генриха IV», «Мария Магдалина» и, осо-

23 Трудно сказать, насколько Екатерина II была ознакомлена с шедеврами, копии которых заказывала, насколько точно художнику давали заказ. Видела ли она гравюры, если они были изданы на тот момент? Пользовалась ли она каталогами галерей, с подробным описанием картин? Во всяком случае, применительно к этим трем эмалям, представляющим картины из собрания герцога Орлеанского, она могла иметь возможность сравнить полученную копию и описание оригинала по каталогу: Description des tableaux du Palais-Royal, avec la vie des peintres à la tête de leurs ouvrages... [Par Du Bois de Saint-Gelais, Louis-François]. Paris, 1727. Гравированный каталог этой коллекции был издан в 1786-1808 годах (Galerie du Palais royal, gravée d'après les Tableaux des differentes Ecoles qui la composent: avec un abrégé de la vie des peintres & une description historique de chaque tableau, par Mr. l'abbé de Fontenai Dediée à S. A. S. Monseigneur le duc d'Orléans, premier prince du sang, par J. Couché. 3 vols. Paris: Jacques Couché, 1786-1808). На момент получения Хуртером заказа был издан только первый том, в котором из этих картин воспроизведена только «Мария Магдалина» Гвидо Рени (V. 1, Ecole de Lombardie, Tab. XIV; оттиск зеркальный). Другие оригиналы, с которых сделаны эрмитажные эмали, вошли в следующие тома.

7. Ван дер Верф. Отдых на пути в Египет. 1702 Дерево, масло. 38,5 х 46,6 Старая пинакотека, Мюнхен, ¡пу. 251

8. Иоганн ГенрихХуртер Мадонна с младенцем 1776. Медь, эмаль. Диаметр 9 Государственный Эрмитаж, инв. № ОРм-673 Фото C.B. Бутыгина © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020

бенно, «Портрет художника» (ранее «Автопортрет Каспара Нетшера»). Среди упомянутых в статье работ есть вариант, когда Хуртер значительно изменяет композицию оригинала, очевидно, приспосабливая ее к размеру и форме миниатюры. Это «Мадонна с младенцем», из коллекции Эрмитажа, не вошедшая в означенные квитанции (см. примеч. 11). На картине Ван дер Верфа мы видим Мадонну и св. Иосифа, протягивающего младенцу веточку (полотно прямоугольное, вытянутое по горизонтали). На миниатюре в форме тондо остались только Мадонна с младенцем. (Ил. 7-8.) Несмотря на то что подобная вольная интерпретация оригинала свойственна в целом всей репродукционной миниатюре на эмали того времени, здесь многое противоречит программе Хуртера «сохранить знаменитые картины для потомков», заявленной в его «Проспекте»23. Впрочем, причины недовольства Екатерина II могли быть самыми разными. Остается много вопросов. Безусловно, для объективного ответа на них нужно знать все 40 миниатюр, предназначенных для августейшей заказчицы.

Позволю себе процитировать упомянутое выше письмо Хуртера его другу Иоганну фон Мюллеру от 14 марта 1788 года, передающее его

отношение к событиям, описываемым в статье: «Поездка моя в Париж случилась по поводу заказа, поступившего от Императрицы России касательно моих работ, из которых Ее Величество видела некоторое число. Она хотела приобрести готовую работу из тех, что Вы частично видели, и в то же время мне было поручено ее агентом бароном Гриммом продолжить расширение ее коллекции, изготовляя копии наиболее выдающихся картин из галерей королевских особ, чем я теперь и занимаюсь. Вы можете представить, дорогой друг, какое удовольствие доставила мне подобная милость, и как душа моя полнится рвением сделать даже невозможное, чтобы быть достойным этого отличия со стороны Августейшей Государыни. Таким образом, теперь Ее Величество уже обладает лучшими работами, какие я создал за всю свою жизнь. Вскоре ее коллекция превысит 40 миниатюр, из которых некоторые, смею надеяться, не имеют себе равных, особенно по части размера. Этот заказ позволит мне показать мое дарование во всей его полноте, для чего прежде у меня никогда не выпадало случая, и Ее Величество сама сможет видеть благотворное действие оказанного мне покровительства»24.

Уже только сохранившаяся часть заказа, эмали которого описаны в статье, позволяет представить, как мог выглядеть кабинет с копиями Хуртера. Отметим, что копии знаменитых полотен, выполненные не только в технике эмали, но также на кости и пергамене, составляли значительную часть собрания миниатюр Екатерины II. Представленные материалы позволяют добавить новую страницу как к биографии Хуртера, так и к портрету императрицы Екатерины II как коллекционера.

24 Переписка Иоганна фон Мюллера и И. Г. Хуртера, 8 писем 1786-1790: Schaffhausen Stadtbibliothek, Msc. J. v. Müller. 122/1-8. Из письма № 3: Londres, 14 March, 1788: Mon voyage de Paris fut a l'occasion d'une demande que me faisoit l Impératrice de Russi concernant mes ouvrages dont S. M. (Sa Majesté) avoit vu quelques choses. Elle desiroit d'en faire acquisition de celle qui etoit fait dont vous aves vu une partie, et en meme tems je fus chargé par son agent le baron de Grimme de continuer a augmenter sa collection en copiant les tableaux les plus remarquable dans les gallerie des grands princes c'est a quoi je suis occupé actuellement. Vous jugé bien mon cher Ami combien une pareille faveur doit me donner de la satisfaction et animer de zele mon esprit a faire l'impossible pour meriter un accueil aussi distingué d'une si Auguste Princesse. Aussi S. M. est dejas en possession de mes meilleurs ouvrages feis pendant ma vie. Sa collection dans peu sera passé 40 pieces dont je me flatte quelques unesparmis n'ont pas leur pareilles surtout pour la grandeur. Cette commission me mets en meme de developer mon talent dans toute son etendue c'est dont je n'ai jamais eu occasion, et S. M. verra elle meme combien est puissant une telle protection. Перевод Л. Л. Дмитриевой.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Георги И. Г. Эрмитаж Ея Императорского Величества/Комментарии под редакцией М. О. Дединкина. // Эрмитаж Ея Императорского Величества. Эрмитаж, 8 декабря 2014 — 10 мая 2015. Кат. выст. СПб., 2014. С. 30-281.

2. Западноевропейская миниатюра XVI-XIX веков. Каталог выставки из фондов Государственного Эрмитажа/Сост. Н. Б. Петрусевич. Л., 1982.

3. Комелова Г. Н. Русская миниатюра на эмали XVIII — начала XIX века. СПб., 1995.

4. Русский биографический словарь А. А. Половцова. Т. 12. СПб., 1902.

5. Сборник Русского исторического общества. Т. 23. СПб., 1878.

6. Сборник Русского исторического общества. Т. 44. СПб., 1885.

7. Abramova E. The Collection of miniatures from the State Hermitage, Saint-Petersburg // Pappe B., Schmieglitz-Otten J., Walczak G., eds. European Portrait Miniatures. Artists, Functions and Collections. Petersberg, 2014. Рр. 134-144.

8. Guiffrey J.-M.-J. Objects d'art acquis pour l'Impératrice de russie par le Baron de Grimm // Nouvelles archives de l'art français: recueil de documents inédits publiés par la Société de l'histoire de l'art. Paris, 18721906. 2e série. II. 1880-1881. Pр. 328-341.

9. Hofstetter B. La miniature sur email suisse a la fin du XVIIIe siecle // 100 ans de miniatures suisses, 1780-1880. Geneve, 1999. Pр. 47-60.

10. HurterJ. Н. Prospectus d'un plan de souscription pour une exécution de peintures en Email. D'un nouveau genre, où il est démontré que c'est là le seul moyen de transmettre aux Siècles les plus reculés, les plus précieux tableaux, anciens & modernes, propose Hurter, peintre en émail. L'Auteur a joint quelques Lettres de Personnes très Respectables, où il est parlé de la solidité de ce projet, de la capacité & du Caractère de l'Artiste. La Haye, 1776.

11. Schnetzler B. Johan Heinrich Hurter // Shaffhauser Biographien. IV. Thayngen, 1981. Р^ 97-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.