ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 2. С. 100-102.
УДК 1.211
С.С. Логиновский
ИОАНН ЗЛАТОУСТ
О ГЕНДЕРНОМ НЕРАВЕНСТВЕ В СЕМЬЕ
Рассматривается учение святителя Иоанна Златоуста о гендерном неравенстве в семье. Показывается, что это неравенство не является естественным, а есть следствие грехопадения первых людей. Оно установлено Богом именно для подвластных греху ветхих людей и для них имеет положительное значение, способствуя спасению. Но если глава семьи (муж) не выполняет возложенные на него обязанности, то жена (в случае превосходства над мужем в добродетели) вправе занять его «начальствующее» положение и учить его правильной (христианской) жизни как словами, так и делами.
Ключевые слова: социальная философия, христианство, патристика, Иоанн Златоуст, семья, гендерное неравенство, спасение.
Разделение на мужской и женский пол есть явление биологическое. Однако оно имеет множество социальных последствий, которые в совокупности оказывают существенное влияние на социальное бытие человека. Важнейшим из таких следствий является институт семьи - один из основных институтов общества. Осмысление феномена семьи всегда занимало значительное место в социальной мысли. Одним из важнейших аспектов этой темы является анализ гендерного неравенства в семье, подчинение жены мужу. Целью данной статьи является анализ воззрений святителя Иоанна Златоуста (ок. 349-407) на причины возникновения, цель существования и характер гендерного неравенства в семье.
По мнению Златоуста, все неравенства можно разделить на две группы: во-первых, естественные неравенства, обусловленные самой природой, во-вторых, неестественные неравенства, обусловленные грехопадением. Рассматривая в этой перспективе гендерное неравенство, святитель отмечает, что оно относится к неестественным неравенствам, обусловленным грехопадением. Однако, будучи установленным Богом, это неравенство есть явление необходимое и благое для ветхого человека.
Из некоторых слов святителя [2, с. 143] можно заключить, что определенное неравенство между мужчиной и женщиной было и до грехопадения. Однако даже если и до грехопадения имело место подчинение жены мужу, то оно отличалось от того подчинения, которое возникло после грехопадения: оно было «мягче». Муж не обладал такой полнотой власти, какую он получил после вкушения запретного плода. Можно предположить, что, согласно Златоусту, это было скорее первенство чести, чем «юридически» оформленное превосходство с четко очерченными обязанностями сторон. Грехопадение же привело к формализации неравенства, сделав подчинение жены мужу более строгим.
Говоря об этом, Златоуст подчеркивает, что даже несоблюдение мужем своих обязанностей по отношению к жене не освобождает ее от необходимости соблюдения своих обязанностей. Сказанное относится и к мужчине: он также должен исполнять свои обязанности, независимо от того, выполняет ли их жена. «Смотри только на то, - рассуждает святитель, - чтобы тебе освободиться от своих грехов» [3, с. 262]. А для этого необходимо выполнять свои собственные обязанности, потому что они не являются договором между мужем и женой, несоблюдение которого одной из сторон освобождает другую сторону. Эти обязанности даны и жене, и мужу Богом, и только Он может освободить от их исполнения. Выполне-
© С. С. Логиновский, 2015
Иоанн Златоуст о гендерном неравенстве в семье
101
ние одной из сторон своих обязанностей при невыполнении их другой стороной только увеличивает заслуги первой стороны, ибо «в том особенно и состоит повиновение Богу, чтобы не нарушать закона, даже в том случае, если сама ты терпишь противное» [3, с. 263].
Одним из важных проявлений гендерного неравенства в семье является запрет жене учить (в широком смысле этого слова) мужа, как своего, так и любого другого (1 Тим. 2, 11-14), поскольку «она худо однажды научила Адама... Кто не умеет учить, тот... пусть учится; если же он не захочет учиться, но пожелает учить, то погубит и себя самого и учеников, что случилось тогда с женою» [1, с. 744]. Впрочем, Златоуст считает, что в отдельных случаях женщина может и даже должна учить других, что имеет далеко идущее выводы для понимания святителем характера гендерного неравенства в семье и заслуживает подробного рассмотрения.
Прежде всего, по мнению Златоуста, женщины, имеющие опыт добродетельной жизни, могут и должны учить молодых и поэтому менее опытных в этом женщин. На это, как подчеркивает святитель, прямо указывает апостол Павел, повелевая в послании к Титу (Тит. 2, 3-5). И хотя женщина, согласно ему, может учить лишь других женщин, причем учить покорности мужу, это показывает, что запрет для жен на поучение не является безусловным, что он обусловлен не столько природой, сколько грехом. Поэтому если жена добродетельна, она в некотором смысле может в своем индивидуальном случае преодолевать последствия грехопадения.
Еще одним, причем более важным, подтверждением сказанного является рассуждение апостола Павла в седьмой главе Первого послания к Коринфянам, согласно которому в определенных ситуациях жена может и даже должна учить не только других женщин, но и мужчин, а именно - своего мужа. Понимая необычность подобной ситуации, Златоуст подчеркивает, что при внимательном ее рассмотрении она не противоречит другим высказываниям апостола и Библии в целом. Святитель обращает внимание, что разрешение женщине учить своего мужа имеет четко определенный контекст: такое учение дозволено, если оно может способствовать спасению и обожению мужа. В самом деле, если жена христианка, а муж - нет, то жена объективно больше знает о правильной (с христианской точки зрения) жизни и способна научить этому своего мужа. Более того, она должна научить этому своего мужа, это ее священный долг. «Видишь, - резюмирует святитель, - как (Писание) везде показывает, что рабство есть следствие не природы, но оболь-
щения и греха? Жену вначале постигло обольщение, за обольщением последовало подчинение; перешло затем обольщение к мужу, перешло и подчинение» [1, с. 751].
Итак, приведенные рассуждения святителя как нельзя лучше показывают, что подчинение жены мужу не только есть следствие греха, а не природы, но и что это подчинение изначально имело сотериологическую природу, было призвано содействовать спасению и жены, и мужа. Недаром апостол Павел сказал, что жена подчиняется мужу, а муж - Христу: эта богоустановленная иерархия имеет одну цель: «спасение и обожение всех словесных и умственных существ» [4, с. 21]. По мнению Златоуста, любое начальство существует лишь для того, чтобы способствовать спасению подчиненных и предполагает определенное совершенство начальствующего. Из этого следует, что жена, если она больше мужа преуспеет в деле стяжания добродетелей, приобретает обязанность (которую можно понимать и как привилегию, и как ответственность) по спасению мужа. Тем самым она в некотором смысле становится главой семьи, руководит мужем. Конечно, как подчеркивает Златоуст, это не норма, а экстраординарная ситуация, но она необходима и правильна, если мужчина не соответствует указанному Богом образу мужа.
В этой связи, как говорит святитель, многие возмущаются тем, что за грех одной, пусть и первой, жены наказание несут все остальные жены. Златоуст считает такое возражение несостоятельным, не учитывающим всей полноты существующих фактов. «Первое решение всех этих вопросов будет состоять в том, что согрешили предки и своим преслушанием ввели рабство, потомки же своими грехами укрепили введенное рабство» [1, с. 750]. Если бы потомки сохранили себя в чистоте, по мнению Златоуста, они могли бы возмущаться. Поскольку же не только Адам и Ева, но и все их потомки грешат, постольку такое возмущение необоснованно.
Кроме того, по словам святителя, если женщины недовольны неравенством, то они всегда могут изменить его, преуспевая в добродетели. Златоуст настаивает, что это не просто абстрактная возможность, но всегда доступное любой женщине дело, независимо от ее индивидуальных особенностей и социального положения. Многие жены, преуспевшие в добродетели и достигшие благодаря этому высот, что удавалось далеко не всем мужчинам, доказывают это.
Учитывая сотериологический характер гендерного неравенства, Златоуст подчеркивает, что слова и действия Бога относительно жены после грехопадения не следует понимать как месть оскорбленного Творца, заботящегося лишь о наказании. Лучшим
102
С. С. Логиновский
доказательством этого, по мнению святителя, является соединение подчиненного положения жены с указанием на необходимость любви со стороны мужа. Неразрывная связь брака (предполагающего гендерное неравенство) и любви лучше всего показывает как его благость, так и важность в деле спасения. Ведь одно из главных свойств любви, крайне важных для благополучия брака, - это единение любящих, причем максимально возможное для тварных существ единение, уподобляющееся божественному единству Лиц Пресвятой Троицы. «Любовь такова, - пишет святитель, - что любящий и любимый составляют уже не два отдельных лица, а одного человека, чего не может сделать ничто, кроме любви» [3, с. 333]. Осознание единства мужа и жены является, по мнению святителя, лучшим средством искоренения и предотвращения любых возможных конфликтов, в том числе и связанных с гендерным неравенством.
Таким образом, по мнению святителя Иоанна Златоуста, гендерное неравенство в семье в его традиционном для Библии виде, предполагающее подчинение жены мужу, не является естественным, изначально установленным Богом, а есть следствие грехопадения. Оно установлено Богом именно для ветхих людей и для них имеет положитель-
ное значение, способствуя спасению. Главным условием, делающим гендерное неравенство в семье спасительным, является выполнение супругами своих семейных обязанностей и наличие взаимной любви. Если же муж не выполняет возложенные на него обязанности, то жена (в случае превосходства над мужем в добродетели) вправе занять его начальствующее положение и учить (наставлять) его правильной (христианской) жизни. Впрочем, Златоуст считает, что главенство жены является не нормой, а экстраординарной ситуацией, призванной вразумить мужа и восстановить норму ветхого общества - подчинение жены мужу во взаимной любви и сослужении.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Иоанн Златоуст, свт. Восемь слов о книге Бытия // Полн. собр. тв. : в 12 т. М. : Радонеж, 2004. Т. 4. Кн. 2.
[2] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия // Полн. собр. тв. : в 12 т. М.: Радонеж, 2004. Т. 4. Кн. 1.
[3] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на первое послание к Коринфянам // Полн. собр. тв. : в 12 т. М. : Радонеж, 2004. Т. 10. Кн. 1.
[4] Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Послания. СПб. : Алетейя, 2001.