Научная статья на тему 'Инженерные ресурсы омского региона'

Инженерные ресурсы омского региона Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гончаров Андрей Леонидович

Освещаются возможности проектного института в разработке объектов, предложены меры по подготовке и использованию инженерно-технических ресурсов Омской области для развития арктических территорий РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Гончаров Андрей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инженерные ресурсы омского региона»

УДК 338.242.2

ИНЖЕНЕРНЫЕ РЕСУРСЫ ОМСКОГО РЕГИОНА

А.Л. Гончаров ОАО «Омскнефтехимпроект»

Освещаются возможности проектного института в разработке объектов, предложены меры по подготовке и использованию инженерно-технических ресурсов Омской области для развития арктических территорий РФ.

Ключевые слова: инженерно-техническая база, технологии проектирования, повышение квалификации, инженерный центр.

Проблемам развития Арктики в России уделяется повышенное внимание, в частности, подходы к решению задач в этой области закреплены в:

- Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года;

- государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года».

Не случайно проблемы развития Арктики рассматриваются в Омской области. Дело здесь не только в том, что правительство Омской области активно поддерживает нашу компанию и другие омские предприятия в нашем стремлении по развитию Арктики. Развитие Арктики невозможно без комплексного решения масштабных инженерных задач, а Омская область - это инженерный центр, который в состоянии решить эти задачи наиболее эффективным образом.

С инженерной точки зрения развитие Арктики невозможно без объектов:

- добычи полезных ископаемых, в частности, углеводородов: морские шельфо-вые платформы, сухопутные месторождения, объекты подготовки сырья;

- переработки полезных ископаемых: нефтеперерабатывающие, нефтехимические заводы, СПГ;

- транспортировки полезных ископаемых и продуктов их переработки: магистральные трубопроводы (сухопутные и морские), железные дороги, автодороги, морские порты;

- энергообеспечения: теплоэлектростанции, атомные электростанции, линии электропередач, объекты водоснабжения и многие другие объекты.

В Омском регионе, и в частности в нашей компании, исторически сложилась мощная инженерно-техническая база для проектирования, строительства и эксплуатации перечисленных объектов. Мои коллеги в рамках данной конференции еще доложат о возможностях омского инженерного / инжинирингового кластера.

Когда мы говорим об инженерных задачах глобального масштаба, мы знаем, о чем говорим - за последние несколько лет ОАО «Омскнефтехимпроект» выполнил ряд крупнейших и уникальных проектов в масштабах не только всей России, но и мира.

При освоении двух промышленных площадок в суровых условиях Приморского края были использованы:

- передовые нефтегазохимические технологии - на основе базовых проектов и РЕЕБ-документации ведущих мировых инжиниринговых компаний нами были запроектированы уникальные по своим характеристикам объекты переработки углеводородного сырья;

- проектирование выполнялось для района с высокой сейсмичностью и в условиях скальных грунтов, что предъявляло повышенные требования к инженерной подготовке территории и надежности строительной части;

- кроме того, целый комплекс мероприятий был разработан для защиты территории от подтопления и вообще оптимизации антропогенного воздействия на уникальный природный ландшафт - в составе проекта были выполнены все виды инженерных изысканий, выполнен перенос русла реки, запроектированы водохранилища;

- водные сооружения в принципе стояли особняком- морской терминал и выпуск стоков - более 40 км в море простирались выпускные трубопроводы комплекса - для обеспечения требуемого уровня экологической безопасности;

- обеспечение комплекса электрической и тепловой энергией было выполнено с помощью гигантской ТЭС мощностью более 600 мВт, комплекс был подключен с существующим ЛЭП и существующему газопроводу;

- железнодорожная и автомобильная инфраструктура комплексов также создавалась фактически с нуля;

- комплекс был выполнен в 3Б с использованием передового программного обеспечения и сквозной линейки систем автоматизированного проектирования, которой владеет ОАО «Омскнефтехимпроект».

Особую гордость с учетом комплексности вышеперечисленных инженерных задач вызывает то, что нам удалось полностью соблюсти и обеспечить соответствие экологическим требованиям не только для наших крупных комплексов (получены положительные заключения Государственной экологической экспертизы), но и для всех проектируемых нами объектов.

На самом деле даже на встречах с заказчиком мы не всегда рассматриваем наши объекты сквозь призму масштабности инженерных задач - и это здорово, что в рамках данного съезда мы можем посмотреть на эти вопросы именно с такой точки зрения - это особенно важно, когда мы говорим о задачах освоения Арктики.

Опыт показывает, что накопленные инженерные компетенции обладают свойствами универсальности и синергии.

Так, с момента своего основания, будучи генеральным проектировщиком всех НПЗ за Уралом, мы имеем успешный опыт проектирования объектов в районах Крайнего Севера - в Ханты-Мансийском АО, в Республике Саха (Якутия).

Не следует пренебрегать и опытом работы с иностранными партнерами - нам следует развивать собственные технологии и компетенции: это правда, но международный опыт не только многое дал нам с точки зрения технологии инженерного производства, но и позволил по-новому взглянуть на вопрос организации и управления, а система дву-

язычного проектирования, работающая в нашей компании, наряду с пулом опытных проектировщиков, имеющих опыт работы по международным стандартам, позволяет нам уже сегодня реализовать проект с любым составом участников (в приморских проектах у нас было более 50 субподрядчиков, в том числе порядка 10 ведущих мировых инжиниринговых компаний) и в любой точке мира, в том числе в Арктике.

Нам отрадно осознавать, что наш успешный опыт и компетенции являются не единственными в этом отношении в условиях Омской области. Так, наши коллеги из СибАДИ имеют хорошие наработки по объектам транспортной инфраструктуры в условиях мерзлых грунтов, Омский технический университет - в части проектирования эстакад в условиях низких температур, ПО «Полет» - в производстве арктического самолета АН-72А.

Задачи освоения Арктики ставят перед нами новый уровень решения инженерных задач, прежде всего, это связано с такими особенностями Арктики, как:

- экстремальные климатические условия (амплитуда температур), следовательно, специфичные требования к эксплуатационным характеристикам материалов и оборудования, энергоэффективности объектов;

- мерзлые грунты - требования к технологиям строительного производства, строительным конструкциям;

- экологические ограничения - требования к строительной и эксплуатационной безопасности и надежности объектов, комплексные природоохранные мероприятия;

- дальние расстояния - требования к развитию и поддержанию транспортной инфраструктуры: в воздухе, на воде/под водой, на земле;

- неразвитость инфраструктуры в целом - необходимость комплексного подхода (для обеспечения возможности комплексной оптимизации) развития инженерной инфраструктуры;

- отсутствие отечественных технологий в ряде направлений - добыча и переработка полезных ископаемых, эксплуатация уникальных объектов (например, морских платформ).

- Несмотря на те компетенции, которые мы долгие годы накапливали у нас

в компании, мы понимаем, что тот уровень инженерных задач, которые необходимо решить в рамках освоения Арктики, требует объединения разнообразных и мультидисци-плинарых усилий и опыта. Уже сегодня у нас есть возможность совместно с ведущими инжиниринговыми компаниями приступить к проектированию объектов в Арктической зоне России.

Немаловажным для нас является эффективное взаимодействие и реализация синер-гетически ёмких проектов совместно с нашими омскими коллегами.

В целях решения задач по освоению Арктики мы предлагаем выполнить частичную конверсию инженерных производств, в частности проектных мощностей.

- Формирование под шефством ОАО «Омскнефтехимпроект» базовых кафедр в ведущих омских вузах по проблемам освоения Арктики:

- проектирование морских платформ на Арктическом шельфе;

- проектирование морских магистральных нефтегазопроводов;

- машины и аппараты в условиях Арктики;

- охрана труда, промышленная и пожарная безопасность, охрана окружающей среды в условиях Арктики (здесь имеет смысл обратиться к опыту наших коллег из Архангельска - Институт комплексной безопасности Северного (Арктического) федерального университета).

Повышение квалификации сотрудников ОКНР - открытие образовательных программ на базе омских вузов (в том числе программы международного обмена с ведущими университетами Арктической зоны). Первый шаг в этом направлении уже сделан: недавно мы посетили Норвежский технологический институт.

Открытие на базе ОАО «Омскнефтехимпроект» проектного бюро (офиса управления проектами) по вопросам освоения Арктики - аккумулирование инженерных знаний, методическая помощь, инициативы в области нормативно-технического регулирования.

Создание рабочей группы при Министерстве регионального развития по формированию отраслевых стандартов в области проектирования арктических объектов. Приглашаем включиться в эту работу наших гостей из ООО «Газпромнефтьшельф».

Кооперация с ведущими мировыми производителями оборудования и материалов, привлечение их в Омскую область. Предлагаем начать с конференции производителей в Омске.

Открытие инженерного (научно-исследовательского) центра в Омской области по проблемам освоения Арктики, по проблемам создания и эксплуатации объектов в экстремальных климатических условиях.

Безусловно, эти предложения трудно будет реализовать без отсутствия реальной заинтересованности заказчиков в инженерном ресурсе Омского региона.

Гончаров Андрей Леонидович - генеральный директор Статья поступила

ОАО «Омскнефтехимпроект» в Редакцию 3 июня

[email protected] 2014 г

© А.Л. Гончаров, 2014

Для вашей библиотеки

Большой справочник инженера нефтегазодобычи / ред. У. Лайонз, Г. Плизг. - М.: Профессия, 2009. (Библиотека нефтяного инжиниринга). ISBN 978-5-93913-186-5, 0-7506-7785-6 Кн. 1. Бурение и заканчивание скважин. - 632 с.

Кн. 2. Разработка месторождений. Оборудование и технологии добычи. - 952 с.

Справочник написан известными учеными и специалистами нефтедобывающих и инжиниринговых компаний. В нем обобщен многолетний опыт отрасли, рассмотрены как классические процедуры, так и новейшие разработки и ускоренные технологии. Сотни иллюстраций, таблиц, графиков и схем, удобный справочный аппарат позволяют специалистам оперативно находить практически любую информацию, касающуюся принципов нефтегазодобычи, выбора и производительности оборудования, а также формулы, примеры расчетов и другие полезные сведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.