Научная статья на тему 'Инженеризация публичного администрирования'

Инженеризация публичного администрирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ИНЖЕНЕРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ НАВЫКОВ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ / ПОТРЕБНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ / ПИЛОТНЫЙ КУРС / SOCIAL ENGINEERING COMPETENCE / EVALUATION INDICATORS / NEEDS FOR FORMING COMPETENCES / PILOT COURSE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зинченко Геннадий Павлович, Зинченко Ярослава Геннадиевна

Ставится проблема социальной инженерии 2.0. Обосновывается значимость оценок социально-инженерных компетенций, увязанных с основными стадиями управленческого цикла. Рассматриваются сильные и слабые стороны этих компетенций. На основе анализа потребностей гражданских служащих в формировании таких компетенций предлагается пилотный курс «Административный инжиниринг».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGINEERING PUBLIC ADMINISTRATION

The problem of social engineering 2.0 is posed. The significance of evaluations of social and engineering competencies, tied to the main stages of the management cycle, is substantiated. The strengths and weaknesses of these competencies are considered. Based on the analysis of the needs of civil servants in the formation of such competencies, a pilot course "Administrative Engineering" is offered.

Текст научной работы на тему «Инженеризация публичного администрирования»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ

УДК 316:35.08 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-3-180-184

ИНЖЕНЕРИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Зинченко доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой социологии, Геннадий Южно-Российский институт управления - филиал Российской Павлович академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: gennadij-zinchenko@yandex.ru

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: yasya-z@yandex.ru Аннотация

Ставится проблема социальной инженерии 2.0. Обосновывается значимость оценок социально-инженерных компетенций, увязанных с основными стадиями управленческого цикла. Рассматриваются сильные и слабые стороны этих компетенций. На основе анализа потребностей гражданских служащих в формировании таких компетенций предлагается пилотный курс «Административный инжиниринг».

Ключевые слова: социально-инженерная компетенция, показатели оценки навыков гражданских служащих, потребности формирования компетентностей, пилотный курс.

В настоящее время вновь возрастает интерес к социоинженерной деятельности. Она привлекает внимание не только социологов, но также политологов, юристов, управленцев.

Социальная инженерия востребована социальным временем, переживаемым российским обществом, которое характеризуется ускорением темпа жизни, радикальными изменениями. В нем уплотняются социальные связи, усложняются способы социального взаимодействия. Регуляция такого общества вызывает потребность в инженеризации публичного администрирования государственных и муниципальных структур.

По мере проведения административной реформы в нашей стране, стали разрабатываться стратегии, внедряются программно-целевой метод, социальные технологии и пр. [1] За постсоветский период властно-управленческие органы подготовили около 300 стратегических документов. Реализация ряда стратегий принесла весомый результат. Вместе с тем, по оценке специалистов [2], многие из них оказались неосуществимыми, а по сути - утопическими. Налицо проблема дефицита навыков административного инжиниринга чиновников.

Очевидно, что формирование таких навыков возможно лишь на основе социальной инженерии 2.0, т.е. обновленной методологии управления, «очищенной» от идеологических напластований и утопических предрассудков. Надо модернизировать рационалистский тип инженерии, ориентированный на деятельность (результативность, эффективность), и преодолеть манипулятивный тип инженерии, направленный на людей (обман, хакерство).

В опоре на труды Ю.М. Резника, В..М. Розина, Ж.Т. Тощенко, О.А. Уржа, В.В. Щербины и др. мы сформулировали группу профессиональных компетенций административного инжиниринга:

- целеполагание - способность предвидеть и прогнозировать, диагностировать и моделировать общественные процессы в стране, регионах, городских и сельских поселениях, социальных организациях, выдвигать конечные цели развития;

- разработка решения - способность конструировать социальную реальность в формах проектирования, планирования и программирования;

Зинченко Ярослава Геннадиевна

Проблемы социологии

- исполнение решения - способность технологизировать процесс решения поставленных задач посредством унифицированных алгоритмов;

- рефлексия - способность сопоставить запланированные и достигнутые результаты, оценить предшествующие действия, выявить проблемные ситуации и сформулировать новые цели.

Многолетние эмпирические исследования профессионализации гражданской службы регионального уровня [3-5] убеждают, что современная рациональная бюрократия предрасположена к инженеризации публичного администрирования. Для нее органичен инженерный стиль мышления, особенностями которого являются социальное воображение, стратегический взгляд, конструкторская и технологическая проработка управленческой идеи, рефлексивность и т.п.

Вместе с тем, факты показывают, что чиновники проявляют слабую восприимчивость социальной инженерии [6, с. 440-443]. Об этом свидетельствуют диагностические опросы гражданских служащих, проведенных нами в феврале-марте 2018 г.1

Для разработки модели социально-инженерных компетенций была использована концепция управленческого цикла М. Маркова, разбитого на ряд процедур и операций. Каждая процедура (дело) представляет собой компетенцию, а каждая операция (действие) - компетентность [7, с. 76-77].

Так, процедура целеполагания означает компетенцию «социально-исследовательская деятельность», процедура разработки и принятия решения - компетенцию «социально-конструкторская деятельность», процедура организации исполнения решения - компетенцию «организационно-технологическая деятельность», процедура мониторинга реализации решения - компетенцию «контрольно-аналитическая деятельность».

Обобщенные результаты диагностики социально-инженерных компетенций гражданских служащих представлены в таблице.

№ п/п Процедуры (компетенции) Операции (компетентности) Средняя самооценка Средняя оценка

1 Формулирование цели социально-экономического развития региона (отрасли) Диагноз 1,66 1,83

Предвидение и прогноз 1,78 1,72

Формулирование конечной цели 1,82 1,50

Стратегия действия 1,66 2,11

Тактика решения конкретных задач 1,82 1,94

2 Разработка и принятие решения Проектирование 1,74 1,94

Планирование 2,00 2,22

Программирование 1,6 1,72

Принятие решения 1,84 2,28

3 Организация выполнения решения Распределение задач между исполнителями 1,72 2,11

Координация и регулирование процесса исполнения 1,78 2,00

Соблюдение технологических требований 1,8 1,56

4 Мониторинг реализации решения Сопоставление запланированных и достигнутых результатов 1,76 2,11

Выявление новых проблемных ситуаций 1,82 1,89

Первоначальное формулирование новой цели 1,68 1,72

Самооценка и оценка уровня владения операциями определялась в четырехбалльной шкале:

нулевой уровень (0) - не применяю; базовый уровень (1) - понимаю; квалифицированный уровень (2) - применяю; экспертный уровень (3) - могу научить.

1 В исследовании приняли участие 50 специалистов, 10 руководителей и 8 экспертов органов исполнительной власти Ростовской области. Применялись методы моделирования, анкетирования и наблюдения.

В результате исследования выявлен любопытный факт: оценки уровня владения операциями управленческих процедур в целом выше самооценок. Такое соотношение оценок и самооценок свидетельствует об адекватности саморефлексии специалистов гражданской службы. Обычно они показывают завышенные самооценки.

Материалы исследования дают представление о сильных и слабых сторонах социально-инженерных компетенций. К первым относятся оценки квалифицированного уровня проявления поведенческих индикаторов. В их числе применение таких операций как «стратегия действия» (первая компетенция), «планирование» и «принятие решения» (вторая компетенция), «распределение задач между исполнителями» и «координация и регулирование процесса исполнения» (третья компетенция), «сопоставление запланированных и достигнутых результатов» (четвертая компетенция). К слабым сторонам относятся оценки базового уровня проявления поведенческих индикаторов: «формулирование конечной цели» (первая компетенция), «программирование» (вторая компетенция), «соблюдение технологических требований» (третья компетенция), «первоначальное формулирование новой цели» (четвертая компетенция).

Анализ потребностей гражданских служащих в формировании социально-инженерных компетентностей указывает на ключевую проблему профессионального развития кадров, связанную со способностью к стратегическому развитию поселений и организаций. Большинство опрошенных специалистов нуждается в умениях разработки и принятия решений (36 %). Значительная часть чиновников испытывает потребность во владениями навыками диагностики (16 %), предвидения и прогнозирования (12 %), тактики решения конкретных задач (14 %) и др.

В преодолении данной проблемы можно выделить два направления. Первое - предусматривает специализированное обучение кадров. Оно необязательно должно быть формализованным. Возможны мастер-классы, тренинги, коучинг и др. Второе направление связано с созданием специализированной службы социально-инженерного сопровождения управленческой практики, призванной оказывать консультативную помощь руководителям и специалистам на рабочем месте.

На основе анализа потребностей чиновников нами разработана образовательная программа пилотного курса «Административный инжиниринг». Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у слушателя социоинженерные компетентности, а также навыки в практическом применении инструментальных средств. Среди основных задач курса выделяются:

- владение методологией управленческого цикла, включая способности к аналитической, конструкторской, технологической и рефлексивной деятельности;

- готовность использовать социоинженерный подход в составе управленческих (стратегических, проектных и др.) команд.

Структура курса соответствует сформулированным выше компетенциям и содержит четыре модуля.

1. Социоинженерная диагностика - оценка поля проблем функционирования управляемого объекта и определение цели его развития, предвидение. В этой теме рассматриваются методы инженерного анализа: проблемно-целевой, кластерный, маркетинговый, SWOT и др. Следующая тема - прогнозирование. Она предусматривает изучение поискового прогноза, призванного показать возможное состояние социального объекта путем экстраполяции наблюдаемых тенденций и нормативного прогноза, определяющего достижение желаемого состояния объекта управления на основе заранее заданных критериев оптимума. Ещё одна тема - моделирование, которая формирует представление об отражении объекта управления на информационных носителях разных уровней сложности: математическом, цифровом, технологическом и др.

2. Социальное конструирование - способ разработки и принятия административного решения в формах проектирования, планирования и программирования. Тема проектирования связана с созданием новых или реконструкцией действующих объектов. Она концентрируется на социально-значимых вопросах с учётом данных прогноза, доступных ресурсов и намечаемых целей. Предусматривает освоение методов синектики, аналогий, ассоциаций и т.п. Тема планирования призвана научить слушателя логическому преобразованию

П р о б л е м ы с о ц и о л о г и и

намерений, фактических данных и предложений в пригодную для целедостижения практику, отвечающую интересам поселения или организации. Она также предполагает изучение широкого спектра методов планирования: аналитического, вероятностного, балансового, комплексного, нормативного. Тема программирования выделяет его особенность - ключевые направления развития объекта управления, концентрация необходимых ресурсов, определение источников их привлечения: бюджет, собственные накопления бизнеса, финансовый рынок и т.д. Порядок разработки и реализации таких программ показан на примере федеральных целевых программ (ФЦП). Заключительная тема - принятие решения. Она раскрывает рациональную модель, включающую следующие процедуры: восприятие проблемы, интерпретация проблемы, поиск альтернативы, реализация решения, контроль исполнения, обратная связь и корректировка.

3. Социальные технологии - инструментарий организации выполнения решения, распределения задач между исполнителями, координация их действий. В этой связи особое значение имеет тема алгоритма внедрения проекта, отвечающая на вопросы: что делать?, кому делать?, когда делать?, как делать? Тема технология социального партнёрства формирует у слушателя навыки ведения переговоров и заключения соглашений. Тема РЯ-технологии способствует освоению совокупности приёмов, обеспечивающих социальную поддержку конкретных программ. Тема кадровые технологии связана с процедурами формирования проектных управленческих команд, мотивации служащих, социального взаимодействия и самоорганизации.

4. Социоинженерный мониторинг - оценка эффективности предпринятых действий административных структур, подведение итогов управленческого цикла, выявление новых проблем и формулирование соответствующих целей их преодоления. Заглавная тема модуля: теоретико-методологические основы мониторинга, в которой детально рассматриваются цель, задачи, принципы и этапы его проведения. Ряд тем посвящён разработке программы обследования объекта управления, измерительным процедурам, методам сбора информации.

Указанные темы лекций подкреплены профессиональным тренингом, практическими и лабораторными занятиями, по итогам которых каждому слушателю индивидуально или в группе предстоит подготовить и защитить социоинженерный проект.

Модульная структура курса носит открытый, гибкий характер. Она может изменяться в зависимости от потребностей слушателей, новых разработок административного ижиниринга, управленческого опыта, привлечения авторов оригинальных технологий, методов работы.

Таким образом, изложенное исследование показывает актуальность формирования социально-инженерных компетенций гражданских служащих для повышения эффективности управленческой практики. Предложенный курс ДПО можно отнести к авангардному направлению профессионального развития кадров, способного вывести наш вуз на пионерные позиции рынка образовательных услуг.

Литература

1. Зинченко Г.П., Зинченко Я.Г. Государственная служба в поле социальной инженерии // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 2. С. 46-51.

2. Клейнер Г.Б. Проблемы стратегического государственного планирования и управления в современной России // Проблемы стратегического государственного планирования и управления в современной России. М., 2011.

3. Зинченко Г.П. Как изменить работу чиновников: опыт консультирования. Монография. Ростов н/Д: ООО «Ростиздат». 2000. 224 с.

4. Зинченко Я.Г. Профессионализация государственной гражданской службы. Монография. Ростов н/Д. Изд-во СКАГС, 2011. 136 с.

5. Зинченко Г.П., Зинченко Я.Г. Государственная служба: социологические очерки: монография. - М.: Университетская книга, 2013. 264 с.

6. Зинченко Г.П., Зинченко Я.Г., Тищенко Е.Н. Оценка социоинженерных компетенций гражданских служащих // Материалы VIII международной социологической Грушинской конференции «Социолог 2.0: трансформация профессии» 18-19 апреля 2018 г. - М.: АО «ВЦИОМ», 2018.

7. Марков М. Технология и эффективность социального управления. М.: Прогресс, 1972.

Zinchenko Gennady Pavlovich, Doctor of Philosophy, Professor, Head of the department of sociology, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: gennadij-zinchenko@yandex.ru

Zinchenko Yaroslava Gennadievna, Candidate of Sociological Sciences, associate Professor of sociology South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: yasya-z@yandex.ru

ENGINEERING PUBLIC ADMINISTRATION Abstract

The problem of social engineering 2.0 is posed. The significance of evaluations of social and engineering competencies, tied to the main stages of the management cycle, is substantiated. The strengths and weaknesses of these competencies are considered. Based on the analysis of the needs of civil servants in the formation of such competencies, a pilot course "Administrative Engineering" is offered.

Keywords: social engineering competence, evaluation indicators, needs for forming competences, pilot course.

УДК 316.334 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-3-184-188

ВОЛОНТЕРСТВО КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Айвазова кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического Елена воспитания, Южно-Российский институт управления - филиал

Сергеевна Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54); доцент кафедры физической подготовки, Ростовский филиал Российской таможенной академии (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. Будённовский, 20). E-mail: aivazova.elena@mail.ru Кладько ст. преподаватель кафедры иностранных языков и речевых Алла коммуникаций, Южно-Российский институт управления - филиал

Ивановна Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: alla.kladko@yandex.ru Аннотация

В статье рассматривается роль и значение волонтерства (на примере Чемпионата Мира по футболу 2018 года в России) как стимула интеллектуальной и двигательной активности молодежи, открывающего в будущем перспективы профессионального развития. С волонтерством связано также владение иностранными языками как одним из условий успешной адаптации в социальном пространстве. Волонтерство способствует умению анализировать различные ситуации и находить пути решения проблем, проявлять инициативу и брать на себя ответственность, умение обрабатывать необходимую информацию. Этот вид деятельности способствует улучшению навыков работы в команде, формирует основы управленческой деятельности и коммуникации.

Ключевые слова: волонтерство, социализация, образование, средства коммуникации, Чемпионат мира по футболу.

В результате мировой глобализации и интеграции произошел бурный рост межкультурных контактов во всех сферах нашей жизни, в том числе и в спорте.

В жизни страны бывают такие события, которые многие десятилетия остаются в памяти народа. Для России таким значимым событием стал Чемпионат Мира по футболу в 2018 году. Чемпионат мира по футболу - один из крупнейших международных форумов, на который раз в четыре года съезжаются участники и зрители со всего мира. Подготовка, организация и проведение турнира требуют колоссальных материальных и человеческих ресурсов. Важнейшую роль выполняют общественные добровольцы - волонтеры. Что же такое волонтерство и кто такие волонтеры?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.