Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности государственных служащих'

Формирование профессиональной компетентности государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / PROFESSIONAL IDENTITY / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / THE EVALUATION CRITERIA OF PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинченко Я.Г.

В статье, исходя из концепции социального активизма, рассматривается проблема профессиональной компетентности государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building of professional competence of public servants

The article, based on the concept of social activism, considers the problem of professional competence of public servants.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности государственных служащих»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

BUILDING OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF PUBLIC SERVANTS.

Зинченко Я. Г.

доцент кафедры социологии ЮРИУ РАНХиГС, кандидат социологических наук., доцент,

Zinchenko Y. G.,

candidate of sociological Sciences, associate Professor of sociology South-Russia Institute of Management -branch of Russian Presidential Academy

of National Economy and Public Administration

В статье, исходя из концепции социального активизма, рассматривается проблема профессиональной компетентности государственных служащих.

The article, based on the concept of social activism, considers the problem of professional competence of public servants.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, критерии оценки профессионализма.

Keywords: professional identity, the evaluation criteria of professionalism.

Функционирование государственной гражданской службы трудно представить без профессионалов. Но что значит быть в наше время профессионалом? Известный социолог Ж. Т. Тощенко показал, какие беды принесли России «эффективные менеджеры», пришедшие на смену большим профессионалам. Их «профессионализм» сводился к реализации сугубо частных интересов. [4]

Настоящий профессионал - это индивид, овладевший высоким уровнем профессионального мастерства, нашедший призвание в конкретной профессиональной сфере, внёсший творческий вклад в профессиональное дело, добившийся значительных успехов в процессе труда на благо Отечества, синтезирующий в себе профессиональную культуру.

В социологии сложились следующие подходы к исследованию профессионализма и компетентности: функционалистский, критический и герменевтический. [2] В рамках первого (функционалистского) подхода профессиональная компетентность рассматривается на основе теории черт, позволяющей ответить на вопрос, является ли тот или иной вид деятельности профессией или он представляет собой обычное занятие. Второй (критический) подход к профессиональной компетентности утверждает, что она представляет собой результат достижения статусных позиций в обществе, благодаря чему создается рынок соответствующих услуг. Третий (герменевтический) подход к профессиональной компетентности выделяет жизненный мир индивида со своими смыслами, которые он вкладывает в трудовую деятельность.

Безусловно, указанные подходы к пониманию профессиональной компетентности заслуживают внимания исследователя. Однако,

применительно к современному, трансформирующемуся российскому обществу, недостаточно быть только человеком знающим, достигнувшим высокого профессионального статуса, выделяющим смыслы своей деятельности. Современный чиновник не может быть лишь послушным функционером. Он должен быть человеком деятельным, способным к самостоятельному принятию решений. В этом плане вызывает интерес активистская социологическая парадигма, в рамках которой О.Н. Яницкий развивает понятие профессионального активизма, направленного на приумножение социального блага. [6]

Формирование профессиональной компетентности государственных гражданских служащих во многом зависит от профессиональной идентичности. В нашей стране бюрократия отождествляется с управлением. Между тем, в профессиональной деятельности чиновников имеются особые признаки, отличающие их от управленцев.

В результате идентификации профессиональной деятельности государственных служащих выяснилось, что ее содержание носит регулятивный характер. Для нее типична не только управленческая -(организационно-регулятивная), но также политическая (программно-регулятивная) и административная (контрольно-регулятивная) формы деятельности.

Отождествление государственной гражданской службы лишь с управлением некорректно. Из 13 предложенных показателей идентификации 11 не совпадают. Таким образом профессиональная деятельность бюрократии не является управленческой в чистом виде. Для неё в большей мере типично публичное администрирование. [1]

Термин «идентичность» происходит от латинского слова «idem», что означает «тот же самый». В социологии этот термин используется при исследовании профессиональной идентичности как на индивидуальном уровне (персональное отождествление личности с профессией), так и на

социальном уровне (осознание принадлежности к профессиональной группе).

Современная государственная гражданская служба представляет собой корпорацию профессиональной бюрократии, обеспечивающей социальный порядок в обществе. Она представляет собой социальную целостность, характеризуемую общностью условий существования, административной формой деятельности, единой системой ценностей и норм, а также сходными чертами образа жизни. Это реальная статусная группа людей, формирование которой связано с осознанием чиновниками своих интересов, их самоидентификацией и механизмами самоорганизации.

Таким образом профессиональная идентичность способствует формированию профессиональной компетентности государственных гражданских служащих. Исходя из активистской социологической парадигмы, можно выделить критерии оценки профессиональной компетентности чиновников: профессия как смысл жизни; профессиональная ответственность за принимаемые решения; профессиональный активизм в стремлении приумножить социальные блага; готовность к реализации инноваций в профессиональной деятельности; конкурентоспособность в решении профессиональных задач и др.

Однако анализ эмпирических источников показывает, что большинство работающих россиян, в том числе чиновников, концентрируется на профессии как на источнике заработка, а не смысла жизни. [5] Социологические опросы чётко не фиксируют перспективы такой компетенции, как профессиональный активизм. В структуру ценностей работников не входит приоритет общего блага, если это препятствует личному благу. [3]

Указанные факты требуют от кадровых служб государственных органов власти разработки и реализации мер по совершенствованию современных структур непрерывного образования руководителей и специалистов; обеспечению их соответствия критериям оценки профессиональной компетентности; организации взаимодействия административных и образовательных структур. При этом полезно использовать инструментарий социальной инженерии.

Список литературы

1. Зинченко Г.П., Зинченко Я.Г. Государственная служба: социологические очерки. М., 2013. С. 40-41.

2. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Три типа знания в социологии профессий // Социальная динамика и трансформация профессиональных групп в современном обществе / Под редакцией В. А. Мансурова. М., 2007. С. 12-32.

3. Российское общество в контексте новых реалий (тезисы о главном). М. 2015.

4. Тощенко Ж.Т. Фантомы российского общества. М., 2015. С. 380407.

5. Чукров В.И., Зубок Ю.А., Романович Н.А. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и производства: монография. М., 2014. С. 103.

6. Яницкий О.Н. Профессионал как социальный актор: случай или правило? // Вестник института социологии. 2012. № 5. с. 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.