Научная статья на тему 'Иные меры уголовно-правового характера в России и Сомали'

Иные меры уголовно-правового характера в России и Сомали Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
534
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / НАКАЗАНИЕ / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА / ЦЕЛИ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ / СОЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ ЛИЦА / CRIME / PUNISHMENT / SECURITY MEASURES / OTHER MEASURES OF CRIMINAL LEGAL NATURE / GOALS OF SECURITY MEASURES / SOCIALLY DANGEROUS PERSONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минязева Татьяна Федоровна, Абдикарим Али Ахмед

В статье рассматриваются иные меры уголовно-правового характера в России и Сомали. Выявляются основание и критерии их применения. Авторы определяют сходство и различие данных мер в разных странах, их связь с наказанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Security measures under criminal law in Russia and Somalia

The article discusses security measures provided by the Criminal code in Russia and Somalia. Analyzes the basis and criteria for their application. The authors bring out the similarities and distinctions of the relevant measures in other countries, their link to punishment.

Текст научной работы на тему «Иные меры уголовно-правового характера в России и Сомали»

Минязева Татьяна Федоровна

доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и процесса Российского университета дружбы народов

Абдикарим Али Ахмед

аспирант кафедры уголовного права и процесса Российского университета дружбы народов

_(тел.: +74954331480)

Иные меры уголовно-правового характера

в России и Сомали

В статье рассматриваются иные меры уголовно-правового характера в России и Сомали. Выявляются основание и критерии их применения. Авторы определяют сходство и различие данных мер в разных странах, их связь с наказанием.

Ключевые слова: преступление, наказание, меры безопасности, иные меры уголовно-правового характера, цели мер безопасности, социально опасные лица.

T.F. Minyazeva, Doctor of Law, Professor of a Chair of Criminal Law and Procedure of the Peoples' Friendship University of Russia;

Ahmed Abdikarim Ali, Post-graduate of a Chair of Criminal Law and Procedure of the Peoples' Friendship University of Russia; tel.: +74954331480.

Security measures under criminal law in Russia and Somalia

The article discusses security measures provided by the Criminal code in Russia and Somalia. Analyzes the basis and criteria for their application. The authors bring out the similarities and distinctions of the relevant measures in other countries, their link to punishment.

Key words: crime, punishment, security measures, other measures of criminal legal nature, goals of security measures, socially dangerous persons.

В уголовном законодательстве многих стран, помимо наказания за проявление негативного отношения к правам и интересам личности, общества и государства, в котором содержатся признаки деяния, предусмотренного нормами Особенной части Уголовного кодекса, могут быть применены и (или) иные уголовно-правовые меры, не установленные в санкциях соответствующих статей. Такие меры, как и наказание, применяются в соответствии с законом, что прямо отражено, например, в ст. 17 Конституции Сомали 1960 г. [1].

Уголовно-правовые меры, не являющиеся наказанием, в разных странах имеют разное название. Традиционно их называют «меры безопасности». Однако в ряде стран их именуют по-иному, например: в Германии и Греции это «меры исправления и безопасности» (§ 61-70 УК ФРГ), в Италии, Испании, Сомали - меры безопасности (ст. 202-228 УК Италии; ст. 95-105 УК Испании; ст. 162-180 УК Сомали), в России -иные меры уголовно-правового характера

(ст. 90 , 91, 97 , 99, 1041, 1042, 1043 УК РФ); в Австрии - «предупредительные меры» (ст. 21-25 УК Австрии) и др. [2, с. 271]. Эти меры применяются к лицам, страдающим психическими расстройствами, или к несовершеннолетним. В России к таким мерам относятся: применительно к несовершеннолетним - предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ст. 90 УК РФ); применительно к лицам, страдающим психическими расстройствами или расстройствами сексуального предпочтения малолетних, - принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях; принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа; принудительное лечение в медицинской организа-

83

ции, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа; принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением; принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях (ст. 99 УК РФ).

В Сомали к таким мерам относятся: помещение в госпиталь или интернат для психически больных; помещение в психиатрическую больницу; помещение в реформаторий, полицейский надзор; депортация иностранца из страны (высылка) - ст. 173 УК Сомали.

Термин «иные меры уголовно-правового характера» появился в УК РФ с момента его принятия, однако выделение их отдельных видов в специальном разд. VI (гл. 15 и 151) произошло спустя десять лет - в 2006 г. Следует отметить, что в разд^1 УК содержатся только принудительные меры медицинского характера (гл. 15) и конфискация имущества (гл. 151), принудительные меры воспитательного воздействия содержатся в разд. V УК РФ (ч. 2 ст. 87, ст. 90, 91). Эти меры могут быть применены к несовершеннолетним, совершившим преступление небольшой или средней категорий тяжести, как особый вид освобождения их от уголовной ответственности. Вместе с тем, в ч. 4 ст. 90 УК РФ содержится положение о том, что в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Уголовное законодательство Российской Федерации и Федеративной Республики Сомали относится к континентальной правовой семье романской группы и имеет сходство в подходе к применению уголовно-правовых мер.

УК Сомали 1962 г. составлен по модели УК Италии 1930 г., в нем усматривается сходство и с законодательством других стран (Австрии, Германии, Франции). В настоящее время Уголовный кодекс является основным источником уголовного права в Сомали, нормы шариата не оказывают существенного влияния на решение уголовно-правовых вопросов.

В центральной части Сомали все еще действуют отдельные враждующие вооруженные группировки, имеющие ярко выраженную самостоятельность по отношению к Переходно-

му Федеральному Правительству Республики Сомали, отстаивающему автономию будущего единого федеративного государства. В такой обстановке изучение применения к нарушителям общественного спокойствия в Сомали уголовно-правовых мер имеет не только правовое, но и политическое значение. Для России регламентация применения мер безопасности в Сомали представляет научный и информационный интерес.

Уголовное законодательство не дает определения иным мерам уголовно-правового характера. Вместе с тем, анализ норм о мерах безопасности, основании, условиях и целях их применения, сходстве и различии с наказанием позволяет его сформулировать. Как и наказание, меры безопасности (иные меры уголовно-правового характера) являются мерами государственного принуждения, применяются от имени государства за совершение деяний, предусмотренных нормами Особенной части УК (в Сомали такие меры могут быть применены и за деяния, не содержащиеся в Уголовном кодексе), они содержатся в нормах Общей части УК; применяются к лицу, виновному в совершении деяния (исключение составляют принудительные меры медицинского характера, назначаемые лицам, совершившим деяния, предусмотренные Особенной частью УК, в состоянии невменяемости, - п. «а» ч. 1 ст. 97 УК РФ, ст. 172 УК Сомали, в деяниях таких лиц нет вины); по своему содержанию выражаются в ограничениях прав и свобод лиц, которым они назначены; назначаются в одинаковых с наказанием целях - предупреждения совершения новых правонарушений (исключение - принудительные меры медицинского характера, которые также имеют цель излечения лиц, которым они назначены, или улучшения их психического состояния) (ст. 98 УК РФ).

Законодательство Германии предусматривает наиболее широкий набор мер безопасности (именуемых «мерами исправления и безопасности»), среди которых превентивное заключение (§ 66 УК ФРГ). В Швейцарии, например, трудновоспитуемым подросткам наряду с воспитательной помощью может быть назначено заключение под стражу до 14 дней (ст. 91 УК Швейцарии).

Основанием для применения этих мер согласно § 62 УК ФРГ является совершенное субъектом деяние и степень исходящей от него опасности [3, с. 499].

В Российской Федерации иные меры уголовно-правового характера применяются только к лицам, достигшим возраста уголовной ответственности. Основанием их применения является

84

уже совершенное лицом деяние, предусмотренное в Уголовном кодексе, и исходящая от этого лица опасность, связанная с его психическим расстройством (а также расстройством сексуального предпочтения малолетних), причинения им иного существенного вреда либо опасность для себя или других лиц (ч. 2 ст. 97 УК РФ). По этому поводу Н.Ф. Кузнецова писала, что основной критерий для назначения мер безопасности - «опасность субъекта, определяемая по опасности его образа жизни и образа мыслей». Она отмечала, что «устранение, пресечение этой опасности - главная цель мер исправления и безопасности» [4, с. 128].

Законодательство Сомали имеет свою специфику относительно применения мер безопасности: так, они могут быть назначены и лицу, не совершавшему деяния, предусмотренного в УК Сомали, просто в силу признания судьей опасного состояния этого лица; они не преследуют цели общего предупреждения; сроки мер безопасности могут быть неопределенными, их продолжительность нередко зависит от административных органов, от состояния здоровья лица или усмотрения судебных органов.

Меры безопасности применяются, как правило, на длительный период времени. В УК Сомали установлены только минимальные сроки применения мер безопасности. Их применение прекращается, когда лицо перестает быть опасным для общества. Отбывание лицом установленного законом минимального срока меры безопасности обязательно. Например, минимальный период заключения в реформаторий в Сомали составляет 3 года, судья не может освободить несовершеннолетнего из реформатория до истечения этого срока. Минимальные сроки применения мер безопасности в Сомали связаны со сроками наказания, установленными за совершение соответствующих деяний.

Согласно ч. 1 ст. 173 УК Сомали лицо, обвиняемое в умышленном преступлении, за которое по закону предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее 5 лет, и приговоренное к наказанию, подлежащему смягчению в силу его психической неустойчивости, хронической интоксикации алкоголем или наркотиками или по причине глухоты и немоты, будет помещено в госпиталь или интернат для психически больных на срок не менее 1 года. Если за совершенное лицом деяние установлено наказание в виде смертной казни, или пожизненного лишения свободы, или лишения свободы на срок не менее 10 лет, то срок назначенной лицу меры безопасности не может быть менее 3 лет (ч. 2 ст. 173 УК Сомали). Если за

деяние установлено наказание в виде лишения свободы и при этом лицо является общественно опасным, то оно будет помещено в госпиталь или интернат для психически больных на период не менее 6 месяцев (ч. 3 ст. 173 УК Сомали). Помещение в госпиталь или интернат для психически больных может применяться только в случаях совершения лицом умышленного деяния (ч. 1 и 2 ст. 173 УК Сомали).

Помещение в реформаторий является специальной мерой безопасности для несовершеннолетних в Сомали. Если несовершеннолетний, не достигший возраста 14 лет, совершил предусмотренное уголовным законом умышленное деяние, наказуемое смертной казнью, или пожизненным лишением свободы, или лишением свободы на срок до 3 лет, то его следует поместить в реформаторий на срок не менее 3 лет (ст. 117 УК Сомали).

В случае признания лица социально опасным судья не должен дополнительно мотивировать назначение ему меры безопасности, он просто должен ее назначить. Проблему представляет выявление общественно опасных лиц.

Судья может отменить свое постановление, если придет к выводу, что лицо перестало быть опасным для общества (ст. 166 УК Сомали). Таким образом, ст. 166 УК Сомали предусматривает дискреционное назначение судьей предварительных мер безопасности, перед тем как будет вынесен приговор в отношении этого лица. Это право применяется лишь в отношении установленного законом круга лиц. Как отмечает Паоло Контини, целью предоставления судье дискреционного права является наделение его законной возможностью защитить общество от лиц, которые представляют опасность для общества и которые могут совершить и другие опасные деяния до судебного разбирательства, вынесения приговора [5, р. 11].

В лечебные психиатрические заведения помещаются лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности вследствие психической неустойчивости, хронической интоксикации алкоголем или наркотиками или по причине глухоты или немоты, на срок не менее 2 лет (ст. 176 УК Сомали), если за совершенное ими преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее 2 лет. Если за совершенное преступление закон предусматривает наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы, минимальный срок помещения в психиатрическую больницу составляет 10 лет. Такая мера безопасности назначается на срок не менее 5 лет, если за совершение преступление предусматривается

85

наказание в виде лишения свободы на срок не менее 10 лет. Положения этой статьи также будут применяться к лицам, оправданным за содеянное по причине их возраста, в этом случае применимы любые условия, содержащиеся в ч. 1 этой статьи (ч. 4 ст. 176 УК Сомали). Данное положение ст. 176 УК Сомали применяется и в случаях оправдания лица по причинам психической неустойчивости, хронической интоксикации алкоголем или наркотиками или по причинам глухоты или немоты. Считается, что такие лица не способны отвечать за совершенное ими деяние [6, р. 197].

В случае совершения лицом деяния, предусмотренного уголовным законом, меры безопасности могут либо заменять наказание, либо применяться наряду с ним. В последнем случае эти меры назначаются лицу с учетом данных, характеризующих его личность, а не тяжесть совершенного им деяния (ст. 162-180 УК Сомали) [7].

Применение мер безопасности регламентируется не только уголовным, но и уголовно-процессуальным законодательством (ст. 78-258 УПК Сомали) [8]. В гл. 50 (ст. 427, 431, 432) и 51 УПК РФ регламентируются особенности производства по делам о применении к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия и о применении принудительных мер медицинского характера. Это обеспечивает юридическую гарантию охраны прав таких лиц.

Обобщенный анализ норм о мерах безопасности в Российской Федерации, в Сомали, в Италии, Германии и других странах позволяет определить их как совокупность установленных уголовным законом предупредительных мер, применяемых уполномоченными органами к лицу, признанному социально опасным в силу его психического состояния или склонности к употреблению одурманивающих средств, несовершеннолетия или недостижения возраста уголовной ответственности, и выражающихся в ограничении его прав и свобод вплоть до изоляции от общества в целях предупреждения совершения таким лицом общественно опасных деяний и (или) его излечения или улучшения психического состояния.

Меры безопасности могут применяться к иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Республики Сомали (ч. 3 ст. 163 УК), по тому же основанию, что и для граждан Сомали. В УК РФ нет специальной нормы о применении иных мер уголовно-правового характера к иностранным гражданам и лицам без гражданства - они применяются к ним

в соответствии с общими правилами действия уголовного закона в отношении таких лиц.

В Российской Федерации применение к несовершеннолетним таких мер воспитательного характера, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, устанавливается продолжительностью от 1 месяца до 2 лет при совершении преступления небольшой тяжести и от 3 месяцев до 3 лет - при совершении преступления средней тяжести. В специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа несовершеннолетний может быть помещен на срок до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на 3 года (ч. 3 ст. 90, ч. 2 ст. 92 УК РФ).

В России минимальный срок применения принудительных мер медицинского характера составляет 6 месяцев, а максимальный зависит от психического состояния лица. Лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже 1 раза в 6 месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осуществляются судом по представлению администрации медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей применение принудительных мер медицинского характера, на основании заключения комиссии врачей-психиатров. Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении 6 месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно (ст. 102 УК РФ).

Меры безопасности, содержащиеся в ст. 172 и 182 УК Сомали, классифицируются законодателем на личные, связанные и не связанные с ограничением свободы и имущественные. К последним относится конфискация.

К личным мерам безопасности, связанным с ограничением свободы, в соответствии со ст. 172 УК Сомали относятся:

помещение в госпиталь или интернат для психически больных;

помещение в психиатрическую больницу; помещение в реформаторий. К личным мерам безопасности, не связанным с ограничением свободы, относятся:

86

полицейский надзор;

депортация иностранца из страны (высылка).

В законодательстве России такого деления иных мер уголовно-правового характера нет.

Порядок применения мер безопасности в Сомали мало чем отличается от порядка их применения в Италии, России и других странах. Судья должен рассмотреть характер и природу совершенного лицом преступления или проступка - тяжесть причиненного вреда и степень преступного намерения. Затем он должен рассмотреть личностные характеристики лица, совершившего деяние, его мотивы, жизненные ситуации, образ жизни, привычки, семейное положение и общественный статус [9, с. 516]. После рассмотрения этих факторов судья должен решить вопрос о том, склонно ли лицо к совершению общественно опасных деяний в будущем.

Если правонарушитель, страдающий психическим расстройством или душевно больной, обвиняется в совершении уголовных правонарушений, которые по закону караются наказанием в виде лишения свободы на срок не менее 5 лет, следовательно, это довольно опасные деяния, например ограбление с отягчающими последствиями (ч. 3 ст. 484 УК Сомали); тяжкое телесное повреждение (ч. 3 ст. 440 УК Сомали) и вымогательство с отягчающими последствиями (ч. 2 ст. 485 УК Сомали), поэтому судья должен назначить меру безопасности в виде заключения в госпиталь или интернат для психически больных на срок не менее чем 1 год.

Помещение в реформаторий является специальной и наиболее строгой мерой безопасности для несовершеннолетних в Сомали. Во время следствия или судебного разбирательства судья может постановить, чтобы лицо, не достигшее 18 лет, или лицо с нездоровой психикой, наркоман, хронический алкоголик были предварительно отправлены в реформаторий, больницу для психически больных, госпиталь или интернат для психически больных.

Как указывалось выше, в соответствии со ст. 166 УК Сомали судья может отменить свое постановление, если придет к выводу, что лицо перестало быть опасным для общества. Это право применяется лишь в отношении установленного законом круга лиц.

В 2007 г. в Сомали впервые в истории страны в целях обеспечения государственной и общественной безопасности был принят закон о противодействии терроризму [10]. Согласно этому закону лица, чьи действия подпадают под признаки экстремизма или терроризма,

могут быть подвергнуты мерам безопасности (ст. 8 Закона).

Мера безопасности в виде полицейского надзора назначается на срок не менее 1 года. В случаях, когда полицейский надзор назначен за деяние, санкцией за которое является лишение свободы на срок не менее 10 лет, полицейский надзор устанавливается на срок не менее 3 лет. Полицейский надзор налагается на лицо во всех случаях условного его освобождения от наказания.

Лицу, находящемуся под полицейским надзором, может быть запрещено покидать определенное место, посещать определенные места, например бары, где продаются спиртные напитки. Для контроля за ним его могут обязать еженедельно или ежемесячно, а в случаях необходимости и ежедневно посещать полицейский участок. Поставленные условия должны соответствовать природе преступления и степени опасности преступника. Необходимо отметить, что в законодательстве Сомали и ФРГ эти вопросы регламентируются сходным образом [11, с. 201].

Мера безопасности в виде запрета проживания в стране применяется в отношении иностранных граждан, виновных в совершении преступления и приговоренных к лишению свободы на срок не менее 10 лет, эти лица должны быть высланы из республики (ст. 181 УК Сомали). Данная статья применяется только в отношении иностранных граждан, высылка собственных граждан запрещается Конституцией страны (ст. 11 Конституции Сомали гласит, что гражданин не может быть депортирован из республики). Однако во Временной Конституции Федеративной Республики Сомали, которая действует в настоящее время, такое положение не нашло закрепления.

Несмотря на достаточное законодательное регулирование порядка и условий назначения мер безопасности, предусмотренных УК Сомали, указанный институт в современном Сомали применяется редко.

До распада государства превентивные меры к политическим противникам были одними из распространенных и часто используемых инструментов предупреждения совершения уголовных нарушений. Но в связи с отсутствием политической конкуренции утратили свое значение как средство принуждения. Хотя в некоторых случаях применение превентивных мер может быть историческим оправдано. Как отмечал Ф.М. Решетников, «превентивное заключение политических противников может быть оправдано

87

в исключительных случаях, как вынужденная и временная мера со стороны правительства, проводящего прогрессивную политику и наталкивающегося на сопротивление реакционных элементов» [12, с. 176].

Следует отметить, что в настоящее время в Сомали заметна тенденция к сокращению применения мер, связанных с помещением лица в специальные учреждения (реформатории для несовершеннолетних, в госпиталь или интернат для психически больных, в психиатрическую больницу). Это объясняется отсутствием у государства достаточных

1. The Constitution of the Democratic Republic of Somalia. Mogadishu, 1960.

2. Додонов В.Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть. М., 2009.

3. Уголовное право зарубежных стран. Общая и Особенная части: учеб. для магистров / под ред. Н.Е. Крыловой. 4-е изд. М., 2013.

4. Кузнецова Н.Ф., Вельцель Л. Уголовное право ФРГ. М., 1980.

5. Contini Paolo. Integration of Laws in the Somali Republic. Mogadiscio, 1964.

6. Ganzglass Martin R. The Penal code of the Somali Democratic Republic; with cases, commentary and examples. New Brunswick, N.J., 1971.

7. The Penal code of the Somali Democratic Republic. Mogadishu, 1962.

8. The Criminal Procedure Code of Democratic Republic of Somalia. Mogadishu, 1963.

9. Уголовное право зарубежных стран. Общая и Особенная части: учеб. / под ред. И.Д. Козочкина. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2010.

10. Xeerka ka hortaga argagaxisada. Muqdisho, 2007.

11. Крылова Н., Серебренникова А. Уголовное право зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии). М., 2009.

12. Решетников Ф.М. Уголовное право зарубежных государств. Вып. 4: Наказание. М., 1975.

средств и квалифицированных специалистов, способных оказывать требуемую помощь таким лицам.

Иные меры уголовно-правового характера -институт, отражающий политику государства в части экономии мер репрессии, с одной стороны, и средство предупреждения совершения новых общественно опасных деяний со стороны психически нездоровых лиц - с другой. Его эффективность зависит от организации процесса исполнения этих мер, что предполагает подготовку квалифицированных сотрудников, исполняющих данные меры.

1. The Constitution of the Democratic Republic of Somalia. Mogadishu, 1960.

2. Dodonov V.N. Comparative criminal law. General part. Moscow, 2009.

3. Criminal law of foreign countries. General and Special parts: textbook for masters / ed. by N.E. Krylova. 4th ed. Moscow, 2013.

4. Kuznetsova N.F., Veltsel L. Criminal law of FRG. Moscow, 1980.

5. Contini Paolo. Integration of Laws in the Somali Republic. Mogadiscio, 1964.

6. Ganzglass Martin R. The Penal code of the Somali Democratic Republic; with cases, commentary and examples. New Brunswick, N.J., 1971.

7. The Penal code of the Somali Democratic Republic. Mogadishu, 1962.

8. The Criminal Procedure Code of Democratic Republic of Somalia. Mogadishu, 1963.

9. Criminal law of foreign countries. General and Special parts: textbook/ed. by I.D. Kozochkin. 3th ed., rev. and add. Moscow, 2010.

10. Xeerka ka hortaga argagaxisada. Muqdisho, 2007.

11. Krylova N., Serebrennikova A. Criminal law of foreign countries (England, USA, France, Germany). Moscow, 2009.

12. Reshetnikov F.M. Criminal law of foreign countries. Iss. 4: Sanction. Moscow, 1975.

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.