Научная статья на тему 'Меры безопасности и социальная опасность лица по уголовному законодательству Италии'

Меры безопасности и социальная опасность лица по уголовному законодательству Италии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
293
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / НАКАЗАНИЕ / ПРЕВЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / НЕВМЕНЯЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игнатова М.А., Селезнёва Н.А.

В статье рассматривается общее описание мер безопасности в Италии и реформы положений о применении мер безопасности, связан-ных с лишением свободы. Особое внимание уделяется закону, предусма-тривающему закрытие судебных психиатрических учреждений и замену их учреждениями по исполнению мер безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Игнатова М.А., Селезнёва Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меры безопасности и социальная опасность лица по уголовному законодательству Италии»

УДК 343.01

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ ЛИЦА ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ИТАЛИИ

М.А. Игнатова, Н.А. Селезнёва

SECURITY MEASURES AND SOCIAL DANGER OF PERSONS UNDER CRIMINAL LAW IN ITALY

M.A. Ignatova, N.A. Selezneva

Aннoтaция. В статье рассматривается общее описание мер безопасности в Италии и реформы положений о применении мер безопасности, связанных с лишением свободы. Особое внимание уделяется закону, предусматривающему закрытие судебных психиатрических учреждений и замену их учреждениями по исполнению мер безопасности.

Ключeвыe cлoвa: меры безопасности, наказание, превенция, социальная защита, социальная опасность личности, невменяемость.

Abstract. The article deals with a general description of the security measures in Italy and the reform of the provisions on the application of security measures involving deprivation of liberty. Special attention is paid to the law providing for the closure of judicial psychiatric institutions and their replacement with institutions for the execution of security measures.

Key words: security measures, punishment, prevention, social protection, social danger of person, insanity.

Исторически в Италии сложилась дуалистическая система санкций, которая предусматривает наряду с уголовным наказанием, назначаемым вменяемым лицам, меры безопасности, применяемые к лицам, признанным судом социально-опасными.

В законодательном закреплении сосуществования уголовного наказания с мерами безопасности отразилась попытка законодателя совместить основополагающие идеи классической школы права и позитивистского направления.

Дуалистическая система санкций получила признание не только в Италии, но также и в других европейских странах: Австрии, ФРГ, Испании, Швейцарии.

Профессор Н.В. Щедрин подчеркнул, что меры безопасности играют важную роль в противодействии преступности: «Меры безопасности - это необходимая составная часть предупреждения как преступности в целом, так и ее отдельных видов, например, реци-

дивной, профессиональной, сексуальной, коррупционной, террористической преступности» [1, с. 173].

Как отмечают итальянские правоведы дуалистическая система санкций отражает разные стороны уголовной политики: «наказание преследует цель общей превенции (угроза назначения наказания в случае совершения преступления побуждает граждан не совершать преступления)», а меры безопасности «предназначены возвращать в общество лиц, совершивших преступления и являющихся социально-опасными посредством устранения причин их социальной опасности» [4, р. 9].

С одной стороны, наказание, назначаемое виновному лицу соразмерно тяжести преступления и степени виновности, а с другой - меры безопасности в целях превенции и социальной защиты, назначаемые судом в зависимости от оценки опасности лица для общества, позволили создать в Италии гибкую, неопределенную и нарушающую ряд современных конституционных гарантий карательную систему, которая вызывает серьезные споры среди итальянских теоретиков права и юристов-практиков.

Разумеется, применение мер безопасности, как и наказания ограничивается рамками принципа законности. Так, согласно Конституции Итальянской Республики, никто не может быть подвергнут мере безопасности, не предусмотренной действующим уголовным законом (ч. 3 ст. 25) [2, с. 104-120]. Аналогичное положение закреплено в ст. 199 Уголовного кодекса Италии 1930 г. в действующей редакции (далее - УК Италии) [12].

Мера безопасности по УК Италии 1930 г. понимается как средство социальной защиты, предназначенное для осуществления превентивной функции как в случае применения вместе с наказанием, так и в случае раздельного применения. При этом меры безопасности выполняют функцию специальной превенции, так как направлены на ресоциали-зацию преступника с одной стороны и воспрепятствование рецидиву со стороны социально опасного лица с другой стороны [5, р. 362].

На основании ч. 1 ст. 202 УК Италии меры безопасности применяются к социально опасным лицам, которые совершили деяние, предусмотренное законом как преступление. В специально предусмотренных законом случаях меры безопасности могут применяться за совершение деяния, не предусмотренного законом как преступление. Например, УК Италии предусматривает возможность назначения мер безопасности к лицам, совершившим посягатель-

ство на негодный объект или с негодными средствами (ч. 4 ст. 49), а также в случае неудавшегося подстрекательства (ч. 2 ст. 115 УК). В указанных случаях уголовное наказание не назначается.

Меры безопасности применяются как к вменяемым лицам, совершившим уголовно-наказуемое преступное деяние, так и к невменяемым и ограниченно вменяемым лицам, а также вменяемым, но в силу характера деяния не подлежащим уголовному наказанию.

Социально опасным, согласно ст. 201 УК Италии, является лицо как вменяемое, так и невменяемое, которое совершило деяние, имеющее признаки преступления, описанного в законе, когда есть вероятность, что оно снова совершит преступление.

Суд при определении общественной опасности лица учитывает его склонность к совершению уголовных деяний, мотивы уже совершенного преступления, характер преступника, его поведение во время и после правонарушения, а также поведение и образ жизни до совершения уголовного деяния, привлечение к уголовной и другой юридической ответственности в прошлом. При назначении мер безопасности учитываются также личные, семейные и социальные условия жизни правонарушителя (ст. 203, ст. 133 УК).

Признание лица социально опасным является основанием для применения к нему мер безопасности, которые «являются средствами индивидуальной превенции совершения преступлений: поскольку их главная функция - специальная превенция и социальная защита» [6, р. 456].

Меры безопасности по УК Италии подразделяются на личные (связанные и не связанные с лишением свободы) и имущественные.

В Италии личными мерами безопасности, связанными с лишением свободы, являются:

1. Направление в сельскохозяйственное поселение или в трудовое учреждение. Такая мера применяется к вменяемым и социально опасным лицам, которых суд признает «привычными» или «профессиональными преступниками», или преступниками «по склонности». Выбор одной из этих двух мер должен зависеть от рода деятельности осужденного: занят он в аграрном секторе либо в индустриальном. Однако на практике это различие не всегда соблюдается. Минимальная продолжительность меры безопасности при направлении в сельскохозяйственное или трудовое учреждение устанавливается в один год, для «привычных» преступников - 2 года, для «профессиональных» преступников

- 3 года, а для лиц, склонных к совершению преступления -4 года (ст. 217 УК Италии).

2. Помещение в специальное лечебное заведение. Эта мера сочетает в себе как лечебный характер, так и охранный и применяется к лицам, осужденным к сокращенному наказанию вследствие ограниченной вменяемости возникшей в результате психического заболевания, хронической алкогольной или наркотической интоксикации либо глухонемоты. В специальные лечебные заведения помещаются лица, осужденные за преступление, не являющееся неосторожным, к уменьшенному наказанию вследствие психической болезни, хронического алкоголизма или наркомании, или по причине глухонемоты (ст. 219 УК Италии). Срок нахождения в лечебном заведении должен быть не менее одного года, в то время как минимальный срок санкции за совершенное преступление предусматривает не менее пяти лет лишения свободы. Если за совершенное преступление законом установлено наказание в виде пожизненного заключения либо лишение свободы на срок не менее 10 лет, то указанная мера безопасности назначается на срок не менее 3 лет.

3. Помещение в судебное психиатрическое учреждение. Эта мера заключается в помещении в психиатрическую больницу (в системе учреждений Министерства юстиции) лиц, признанных судом невменяемыми. К лицам, признанным невменяемыми, а также оправданным по причине хронического алкогольного или наркотического опьянения, либо вследствие глухонемоты, всегда применяется мера безопасности в виде помещения в специальное психиатрическое учреждение на срок не менее двух лет. Если за совершенное деяние закон устанавливает наказание в виде пожизненного заключения, минимальная продолжительность данной меры безопасности равна десяти годам. Если наказание за совершенное деяние предусмотрено в виде лишения свободы на срок не менее 10 лет, минимальный срок меры безопасности устанавливается в пять лет (ст. 222 УК).

4. Помещение в судебный реформаторий. Эта мера предназначена для несовершеннолетних как вменяемых, так и невменяемых, и ограниченно вменяемых. Помещение в реформаторий является специальной мерой для несовершеннолетних, продолжительность которого должна быть не менее одного года (ст. 223 УК Италии).

Личными мерами безопасности, не связанными с лишением свободы, являются:

1. Надзор, который состоит в некотором ограничении личной свободы посредством предписаний запрещающего или обязывающего характера, имеющих целью воспрепятствовать совершению новых преступлений. Надзор осуществляется органами общественной безопасности.

2. Запрет на проживание в одной или нескольких коммунах, либо в одной или нескольких провинциях. Он применяется в качестве факультативной меры в случае совершения преступлений против государства или общественного порядка либо деяния, обусловленного моральной или социальной обстановкой определенного места.

3. Запрет на посещение таверн и мест, где идет торговля алкогольными напитками. Такой запрет назначается привычным алкоголикам или лицам, совершившим преступление в состоянии алкогольного опьянения.

4. Высылка иностранца из государства. Эта мера назначается иностранным гражданам, осужденным к лишению свободы на срок не менее 10 лет за преступления против итальянского государства.

Имущественные меры безопасности по УК Италии:

1. Залог, как гарантия надлежащего поведения. Залог заключается во внесении в кассу возмещения убытков определенной денежной суммы. Вместо денежного залога допускается предоставление имущественного залога или солидарного поручительства.

2. Конфискация. Мера состоит в изъятии в доход государства предметов, которые служили или были предназначены для совершения преступления, либо явились продуктом преступления или были добыты преступным путем (ст. 236 УК Италии).

Меры безопасности применяются к вменяемым и ограниченно вменяемым лицам вместе с уголовным наказанием, а к невменяемым лицам такие меры применяется вместо наказания. Основанием применения мер безопасности является признанная судом социальная опасность лица, проявившаяся в совершении преступления или квази-преступления.

Меры безопасности исполняются:

- немедленно, если вынесен оправдательный приговор;

- после вступления приговора в силу, если назначены меры безопасности, не связанные с лишением свободы;

- после отбытия наказания, если мера безопасности присоединяется к наказанию в виде лишения свободы.

Многие итальянские юристы, разделяя идеи международного движения за реформу уголовного права, предлагают отменить дуалистическую систему санкций, ограничив применение мер безопасности только к невменяемым лицам в особых случаях. Такая позиция аргументируется тем, что цель превенции достигается в рамках уголовного наказаниями нормами, предусматривающими повышенный размер наказания при рецидиве, а требования социальной защиты обеспечиваются в рамках института наказания.

С конца 1990-х годов было предложено несколько проектов уголовного кодекса Италии, которые предусматривали отмену дуалистической системы санкций.

В 2013 г. в Парламент был внесен законопроект, который предлагал полную отмену мер безопасности, связанных с лишением свободы, поскольку он противоречит Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и нормативным актам Европейского суда по правам человека [7]. Несмотря на то, что законопроект не был принят, в Италии началась реформа порядка назначения мер безопасности, связанных с лишением свободы.

Начало реформе положил Конституционный суд Италии, который в Постановлении № 253 от 18 июля 2003 г. признал не соответствующими Конституции положения ст. 219 и ст. 222 УК Италии, обязывающие суд применять меры безопасности в виде помещения в специальное лечебное заведение и в специальное психиатрическое учреждение, не рассматривая вопрос о возможном применении альтернативных мер лечения и назначения меры безопасности, не связанной с лишением свободы. При этом Конституционный суд указал, что такая изолирующая мера нарушает конституционное право на здоровье гражданина, предусмотренное ст. 32 Конституции Италии [8].

В следующем году Конституционный суд в постановлении № 367 от 29 ноября 2004 г. признал не соответствующими Конституции положения ст. 206 УК Италии, которые не допускали право судьи применять меру безопасности, не связанную с лишением свободы и способную повлиять на степень его социальной опасности вместо направления его в судебное психиатрическое учреждение [9].

В 2011 г. начинается законодательное реформирование системы судебных психиатрических учреждений. Был принят ряд нормативных актов, предусматривающих закрытие судебных психиатрических учреждений и замену их на учреждения для исполнения меры безопасности. Такое решение было принято по результатам обследования правительственной комиссией судебных психиатрических учреждений, в ходе которого было подготовлено заключение о неприемлемых условиях содержания психически больных людей и нарушениях их прав.

С 1 июля 2014 г. вступил в силу закон № 81 от 30 мая 2014 г., который внес серьезные изменения в условия применения мер безопасности, связанных с лишением свободы [10].

Первым радикальным изменением явилось положение закона об установлении определенного срока отбывания меры безопасности, связанной с лишением свободы. До вступления в силу закона № 81 2014 г. в УК Италии были предусмотрены только минимальные сроки мер безопасности, связанных с лишением свободы, они могли продлеваться судом на основании вывода о не прекращающейся социальной опасности лица на неопределенный срок (ст. 208 УК Италии). Новый закон установил, что продолжительность меры безопасности, связанной с лишением свободы, не может превышать максимальный срок наказания в виде лишения свободы, предусмотренный законом за совершенное преступление.

Второе новшество заключается в введении новых критериев для признания лица социально опасным. Закон постановил, что признание судом лица социально опасным производится на основании субъективных качеств лица и без учета семейно-индивидуальных и социальных условий жизни лица, совершившего преступление, как это предусмотрено в п. 4 ч. 2 ст. 133 УК Италии. Смысл этого положения заключается в том, чтобы избежать случаев, когда бедность, неблагополучное семейное или социальное положение автоматически служат основанием для признания лица социально опасным.

Кроме того, закон указал, что не является достаточным основанием для признания лица, страдающего психическим заболеванием, социально опасным отсутствие индивидуальных терапевтических программ в районе его проживания. Законодатель посчитал необходимым исключить ситуации помещения в судебное психиатрическое учреждение или в специальное лечебное заведение только

лишь на основании отсутствия возможности оказывать медицинское лечение психического заболевание в структурах, не связанных с лишением свободы на определенной территории.

Изменения, касающиеся продолжительности меры безопасности и критериев для установления социальной опасности лица, должны распространяться также и на вменяемых лиц, которым назначаются направление в сельскохозяйственное поселение или трудовое учреждение. В судебной практике в последнее время меры безопасности, связанные с лишением свободы, к вменяемым лицам применяются достаточно сдержанно. Гораздо чаще применяются меры безопасности, не связанные с лишением свободы.

Новый закон предусмотрел полное закрытие судебных психиатрических учреждений по всей стране в срок до 31 марта 2015 г. и замену их на учреждения по исполнению мер безопасности. Судебные психиатрические учреждения находятся в ведении Министерства юстиции, их персонал состоит в основном из сотрудников пенитенциарной системы; учреждения по исполнению мер безопасности находятся в ведении Министерства здравоохранения, их сотрудниками является медицинский персонал, который обеспечивает лечение помещенных в них лиц, а охрана обеспечивается службами общественной безопасности. Изменение условий содержания не меняет сущности меры безопасности - предоставления лечения, с одной стороны, и охраны в целях обеспечения социальной безопасности -с другой, в этом смысле новый закон не противоречит положениям УК Италии о мерах безопасности, связанных с лишением свободы.

Согласно закону N° 81 от 30 мая 2014 г. судья должен назначать невменяемым и ограниченно вменяемым лицам меру безопасности, не связанную с лишением свободы, за исключением случаев, когда иные меры не способны обеспечить адекватного лечения и снижения социальной опасности лица.

В соответствии с новым законом Кассационный суд Италии 25 октября 2016 г. вынес постановление № 44932/16, предписывающее судье назначать невменяемым и ограниченно вменяемым лицам меры безопасности альтернативные помещению в специальное психиатрическое учреждение или специальное лечебное заведение [11].

Решение об отмене специально охраняемых судебных психиатрических учреждений продиктовано общей линией деинституци-онализации психиатрии в Италии, начавшейся в 1978 г. с принятием

так называемого закона Базальи (по имени инициировавшего его врача психиатра). В соответствии с этим законом в Италии в период с 1978 г. по 1998 г. была полностью ликвидирована система государственных психиатрических больниц [3]. Италия стала единственной страной мире, не имеющей психиатрических больниц и создавшую иную систему лечебной помощи душевнобольным пациентам. После так называемой «реформы Базальи» многие криминалисты и психиатры стали выступать за отмену меры безопасности в виде помещения в судебное психиатрическое учреждение считая, что существование такого института ставит в неравное положение психически больных людей, совершивших преступление, по сравнению с психически больными людьми, не преступившими закон [13].

Закон № 81 от 30 мая 2014 г. был принят в ходе серьезных дебатов и не всеми был встречен с энтузиазмом. В итальянской прессе отмечалось, что спустя год после вступления в силу указанного закона не все судебные психиатрические учреждения были закрыты, поскольку не во всех регионах Италии были созданы учреждения для исполнения меры безопасности. Кроме того, новые учреждения входят в систему здравоохранения, поэтому подразделения полиции не осуществляют охрану и социально опасные лица, совершившие преступления и признанные невменяемыми, имеют возможность уйти из таких учреждений. Это вызывает опасения у народа, что масса «сумасшедших» выйдет на улицу и совершит новые преступления. Закон был принят поспешно и не учел специфику и целостность итальянской пенитенциарной системы, что создало проблемы и для судей. В результате многие невменяемые лица, признанные социально опасными, остаются в тюрьмах, в которых условия хуже, чем в судебных психиатрических учреждениях [14].

В связи с новым законом возникает ряд и теоретических проблем. Так, итальянские авторы считают, что установление продолжительности меры безопасности в зависимости от срока, предусмотренного за совершенное преступление, не совместимо с итальянской уголовной политикой и содержанием института мер безопасности, под которым понимаются санкции, следующие после наказания в целях нейтрализации социальной опасности лица, уже отбывшего наказание, как вменяемого, так и ограниченно вменяемого или замещающие наказание для лица, не вменяемого и неподлежащего наказанию. Мера безопасности должна быть связана

с социальной опасностью лица, а не являться автономной уголовно-правовой мерой. В результате реализации положений нового закона на свободу будут отпущены лица, социальная опасность которых достаточно высока, что угрожает обществу и обесценивает идею его социальной защиты [15].

Следует отметить, что принятие закона № 81 от 3Q мая 2Q14 г. не повлекло за собой изменений в УК и УПК Италии. Так, например, нормы УК о продлении мер безопасности на неопределенный срок в зависимости от состояния социальной опасности лица не отменены и не изменены. Это может создать коллизию между положениями УК и нормами других законов, регламентирующих меры безопасности. С учетом наметившейся тенденции очевидно, что реформирование системы мер безопасности, связанных с лишением свободы, в Италии продолжится.

По мнению профессора М. Пелиссеро, сохранение в итальянском уголовном кодексе мер безопасности, связанных с лишением свободы, оправдано только при условии установления судом риска совершения осужденным тяжких насильственных преступлений, так как условия применения мер безопасности в том виде, как предусмотрел УК 193Q г. не соответствует действующему уголовному праву Евросоюза [16].

Видимо концепция социальной защиты, основанная на признании социальной опасности лица и применения к нему мер безопасности, в Италии будет претерпевать дальнейшие изменения, направленные на гуманизацию уголовного права и усиление защиты прав лиц, совершивших преступное деяние.

Библиографический список

1. Концептуально-теоретические основы правового регулирования и применения мер безопасности. Красноярск, 2Q1Q.

2. МаклаковВ.В. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония. M., 2Q12.

3. Психиатрическая реформа в Италии. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Психиатрическая реформа в Италии (дата обращения: 2Q.1Q.2Q16).

4. Grosso C.F., Pelissero М., Petrini D., Pisa P. Manuale I diritto penale. Parte generale. Milano, 2Q13.

5. Palazzo Р. Legendo oggi la disciplina delle misure di sicurezza // Diritto penale. 2Q11. XXI secolo. X. 2.

6. lannarone G., DAngiolellaL., RussoN. Dirittp penale. Parte generale. Napoli, , 2QQ1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.