Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СТАНДАРТ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ'

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СТАНДАРТ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СТАНДАРТ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (СМП) / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВРП) / ИНВЕСТИЦИИ / ENTREPRENEURSHIP / BUSINESS ENVIRONMENT / INVESTMENT STANDARD / SMALL BUSINESSES (SB) / ENTREPRENEURIAL INFRASTRUCTURE / GROSS REGIONAL PRODUCT (GRP) / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коява Л.В.

Одним из возможных способов подъема экономики субъектов Российской Федерации является развитие предпринимательской деятельности. Экономическая теория подтверждает это, определяя один из факторов успешного производства - предпринимательские способности. Поэтому для стимулирования производства (основы развития экономики страны) необходимо развивать механизмы поддержки инвестиционной активности бизнеса. Существуют различные способы стимулирования инвестиционной активности, в том числе региональные рычаги поддержки предпринимательства. Начиная с 2012 г. в регионах России внедряется инвестиционный стандарт (ИС), который включает 15 обязательных требований. Среди этих требований - содействие развитию предпринимательской деятельности. Уже есть первые результаты внедрения ИС в некоторых регионах. В статье рассмотрены аспекты, связанные с направлениями развития предпринимательства в регионах России. А также основные показатели экономики регионов, которые первыми внедрили ИС. Результаты, которые демонстрируют анализируемые регионы, - неоднозначны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коява Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT STANDARD AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF A REGIONAL ENTREPRENEURIAL ENVIRONMENT

One of the possible ways to boost the economy of the constituent entities of the Russian Federation is to develop entrepreneurial activity. Economic theory confirms this by defining one of the factors of successful production - entrepreneurial ability. Therefore, in order to stimulate production (the basis for the development of the country's economy), it is necessary to develop mechanisms to support investment business activity. There are various ways to stimulate investment activity, including regional leverage to support entrepreneurship. Since 2012, an investment standard (IS) has been introduced in the regions of Russia, which includes 15 mandatory requirements. The promotion of entrepreneurship is among these requirements. Already there are first results of IS implementation in some regions. The article considers aspects related to the directions of entrepreneurship development in the regions of Russia. As well as the main indicators of the economies of the regions that were the first to introduce IS. The results that demonstrate the analyzed regions are mixed.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СТАНДАРТ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ»

УДК 338.2

Л. В. Коява

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (Новосибирск, Россия)

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СТАНДАРТ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ

Принята к публикации 06.02.2020

Одним из возможных способов подъема экономики субъектов Российской Федерации является развитие предпринимательской деятельности. Экономическая теория подтверждает это, определяя один из факторов успешного производства — предпринимательские способности. Поэтому для стимулирования производства (основы развития экономики страны) необходимо развивать механизмы поддержки инвестиционной активности бизнеса. Существуют различные способы стимулирования инвестиционной активности, в том числе региональные рычаги поддержки предпринимательства. Начиная с 2012 г. в регионах России внедряется инвестиционный стандарт (ИС), который включает 15 обязательных требований. Среди этих требований — содействие развитию предпринимательской деятельности. Уже есть первые результаты внедрения ИС в некоторых регионах. В статье рассмотрены аспекты, связанные с направлениями развития предпринимательства в регионах России. А также основные показатели экономики регионов, которые первыми внедрили ИС. Результаты, которые демонстрируют анализируемые регионы, — неоднозначны.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская среда, инвестиционный стандарт, субъекты малого предпринимательства (СМП), предпринимательская инфраструктура, валовой региональный продукт (ВРП), инвестиции.

БО!: 10.32324/2412-8945-2060-1-60-65

Уровень развития экономики страны и ее конкурентоспособность на международном уровне определяются рядом факторов, среди которых валовой внутренний продукт (ВВП). Чем активнее производство и реализация товаров и услуг на территории страны, в отдельных ее регионах, тем выше уровень развития страны, уровень жизни населения.

Исследования последних лет [3] демонстрируют тот факт, что темпы и уровень социально-экономического развития регионов России сильно отличаются. Причем наметилась тенденция — «богатые» регионы продолжают богатеть, а «бедные» не могут найти способ обеспечить рост экономики.

Традиционно принято считать, что факторами производства являются земля, капитал, труд, предпринимательские способности [1]. Последний фактор включает в себя как самих предпринимателей, так и предпринимательскую среду (предпринимательскую инфраструктуру, этику и культуру).

В последнее время все чаще встает вопрос о необходимости поддержки и развития предпринимательства в России. Рассматриваются и внедряются различные методы государственной поддержки предпринимательства — от организации обучающих мероприятий до предоставления гран-

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2020. № 1 (19). © Л. В. Коява, 2020

тов и субсидий на организацию и развитие бизнеса. Опыт зарубежных стран демонстрирует успешность реализации подобных мер и существенный вклад малого бизнеса в экономику страны.

По статистике, в США половина трудоспособного населения работает на предприятиях малого бизнеса. Отсутствие сложностей в регистрации предприятия приводит к тому, что большая часть населения США имеет отношение к бизнесу. Предприятия малого бизнеса обеспечивают более 40 % ВВП. В странах ЕС малый бизнес составляет от 70 до 90 % всех предприятий. Его развитие происходит очень быстро. В европейских странах предоставляются разные формы поддержки бизнеса, которые обеспечивают формирование бюджетов (в виде налогов), рост ВВП, занятость населения. Малый бизнес в мире, по статистике, способен обеспечить существенные доходы, много рабочих мест, рост экономики.

Исторически сложилось так, что в России долгое время не поддерживалось развитие предпринимательства, основным сектором экономики был сырьевой. Сформировались естественные монополии, с головными офисами в Центральном округе России. В некоторых регионах присутствуют отделения или филиалы таких компаний. Те же регионы, которые не относятся к сырьевым или географически отдалены от центра России, вынуждены решать сложные задачи по обеспечению экономического развития, созданию рабочих

мест, формированию бюджета самостоятельно. Способом решения таких задач может стать развитие предпринимательства через различные меры государственной поддержки.

В 2011 г. предпринята попытка стандартизации поддержки и направлений развития предпринимательской инфраструктуры в регионах России путем принятия и реализации инвестиционного стандарта. В настоящее время региональные инвестиционные стандарты приняты и реализуются во всех 85 регионах России. Однако возникают вопросы, связанные с результативностью внедрения инвестиционного стандарта и его стимулирующей функцией в отношении развития предпринимательства.

Для исследования вопросов оценки существующих мер поддержки предпринимательской деятельности необходимо определить, с какой позиции следует рассматривать предпринимательство.

В современной теории можно выделить несколько основных подходов к предпринимательству:

— предприниматель соединяет воедино факторы производства (Ж. Б. Сэй, А. Смит, А. Маршал, Ф. Хейк) [7];

— предприниматель идет на риск (Р. Канти-льон, Ф. Хейк) [5];

— предпринимательство связано с новаторством (Ф. Хейк, Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю, П. Самуэльсон) [6].

Первый подход предполагает наличие развитой предпринимательской среды, которая, в свою очередь, определяется стимулирующими факторами, одним из которых может стать предпринимательская инфраструктура. В теории рынков инфраструктура предпринимательства специалистами трактуется «как совокупность институтов и посреднических структур, связывающих производителя продукции (услуг) и потребителя в едином рыночном пространстве, устраняющая противоречия между масштабами производства и потребления и позволяющая всем ее участникам обеспечить достижение поставленной цели» [2, с. 39]. Сегодня мы можем наблюдать развитие направлений поддержки предпринимательства на разных уровнях — от местного до федерального. При этом формы и методы поддержки могут быть самыми разными.

Таким образом, можно предположить, что инвестиционный стандарт — это тот инструмент, который внедряется с целью развития инфраструктуры предпринимательства.

Исходя из этого, целью данного исследования является определение действенности инвестиционного стандарта в регионах, которые первыми его внедрили.

Задачами исследования являются:

— определение критериев, которыми можно измерить результативность инвестиционного стандарта;

— оценка динамики критериев измерения результативности инвестиционного стандарта в регионах;

— разработка рекомендаций по повышению результативности инвестиционного стандарта в регионах.

Исследование проводилось с использованием следующих методов:

— наблюдение. Автор приняла участие в работе экспертной комиссии по внедрению инвестиционного стандарта в г. Новосибирске в 2017— 2018 гг. Это позволило собрать информацию об опыте внедрения инвестиционного стандарта в Новосибирской области и в г. Новосибирске. Данная информация была использована при изучении требований ИС;

— системный подход. Определение критериев, которыми характеризуется результативность инвестиционного стандарта. Поскольку ИС — это многофакторный механизм, при его изучении необходимо учитывать особенности этих факторов;

— сравнение. На основе собранных аналитических материалов [8] проведено сравнение результативности инвестиционного стандарта по регионам России, которые первыми внедрили инвестиционный стандарт.

Инвестиционный стандарт регионов России, разработанный Агентством стратегических инициатив (АСИ) [4], включает в себя 15 требований, среди которых требование по созданию условий для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации. Эта деятельность предполагает принятие нормативных правовых актов прямого действия. Цель ИС — создание благоприятных условий для развития бизнеса в регионах Российской Федерации.

Сроки внедрения ИС в регионах разные. Тестовое внедрение инвестиционного стандарта началось с 2012 г. Первыми регионами стали: Республики Татарстан и Башкортостан, Пермский край, Астраханская, Белгородская, Калужская, Липецкая, Свердловская, Ульяновская, Челябинская и Ярославская области.

Начиная с 2013 г. остальные регионы Российской Федерации внедряли ИС. На начало 2018 г. во всех 85 регионах России внедрен инвестиционный стандарт региона. Однако выделяются отдельные регионы, где внедрение части требований стандарта еще не закончено или корректируется.

С момента внедрения первых ИС в регионах России прошло шесть лет, поэтому можно оценивать первые результаты их внедрения. Учитывая цель внедрения ИС, можно определить критерии, которые могут стать оценкой результативности его внедрения. Предлагается использовать в качестве таких критериев следующие количественные показатели:

— валовой региональный продукт Российской Федерации;

— объем инвестиций в основной капитал;

— количество зарегистрированных субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) в регионах (в том числе количество рабочих мест и выручка от реализации).

Можно проследить динамику валового регионального продукта (ВРП) по регионам Российской Федерации, первыми внедрившим инвести-

За анализируемый период наблюдается положительная динамика ВРП по всем 11 регионам. При этом самый большой прирост ВРП демонстрируют Астраханская (101 %) и Липецкая области (70 %). Однако следует учитывать, что данные приведены в текущих ценах. Поэтому факти-

Следует отметить, что здесь динамика не однозначна. За анализируемый период наблюдаются снижение объемов инвестиций и их рост

ционный стандарт, за период 2012—2017 гг. (в процентном изменении по отношению к 2012 г.) (рис. 1).

ческий прирост ВРП по некоторым регионам может быть ниже на уровень инфляции.

Также показательна динамика инвестиций в основной капитал по 11 анализируемым регионам (по отношению к 2012 г.) (рис. 2).

(см. рис. 2). В итоге лидером в приросте инвестиций в основной капитал является Пермский край (47 %). Но есть и регионы, где объем инвестиций

Рис. 1. Динамика изменения ВРП по регионам Российской Федерации, первыми внедрившим инвестиционный стандарт, % по отношению к 2012 г.

Рис. 2. Динамика изменения инвестиций в основной капитал по регионам Российской Федерации, первыми внедрившим инвестиционный стандарт, % по отношению к 2012 г.

в основной капитал сократился за период 2012— 2018 гг.: Калужская область (на 10 %), Свердловская область (на 10 %). Здесь также следует учесть тот факт, что данные таблицы представлены в текущих ценах.

Для оценки предпринимательской активности изучены основные показатели малых предприятий по 11 регионам Российской Федерации

Лидером в открытии новых предприятий является Республика Татарстан. Тогда как в Астраханской области (несмотря на существенный прирост ВРП) число малых предприятий снизилось.

На фоне этого интересным выглядит рост среднесписочной численности занятых на малых

в сравнении за 2010 и 2015 гг.: число малых предприятий, среднесписочная численность работников, выручка от реализации товаров. Есть регионы, где наметилась отрицательная тенденция.

Также неоднозначна динамика числа малых предприятий по 11 регионам Российской Федерации за 2010 и 2018 гг. (рис. 3).

предприятиях в большинстве регионов выборки (рис. 4). Причем значительный рост наблюдается в Белгородской области (27 %). Тогда как в Астраханской области, наряду со снижением количества малых предприятий, наблюдается снижения количества занятых.

Рис. 3. Динамика изменения количества малых предприятий по регионам Российской Федерации, первыми внедрившим инвестиционный стандарт, штук

Рис. 4. Динамика изменения количества занятых на малых предприятиях по регионам Российской Федерации, первыми внедрившим инвестиционный стандарт, тыс. человек

Наиболее важным экономическим показателем является изменение выручки малых предпри-

ятий по исследуемым 11 регионам Российской Федерации (рис. 5).

Рис. 5. Изменение выручки малых предприятий по регионам России, первыми внедрившим инвестиционный стандарт

Самый большой прирост выручки от реализации малых предприятий продемонстрировали Республика Татарстан (293 %) и Белгородская область (240 %).

В 2014 г. АСИ опубликовало сборник успешных практик по реализации ИС. Однако успешность описанных практик фактически не подтверждена, не представлены показатели, демонстрирующие положительные тенденции в экономическом уровне региона.

Среди регионов, которые вошли в список регионов с успешными практиками по реализации требования создания условий для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации, оказались три региона: Республика Татарстан, Оренбургская область, Ямало-Ненецкий автономный округ. Эти регионы, по оценке АСИ, приняли ряд нормативных актов, которые способствуют развитию предпринимательской и инвестиционной деятельности. Но, как уже было отмечено выше, подтверждения такой успешности не представлено.

Анализируя вопрос о содействии ИС развитию предпринимательской деятельности, следует отметить, что нельзя сделать однозначный вывод о его результативности. Инвестиционные проекты, нормативные акты, которые принимаются в регионах, в основном касаются среднего бизнеса, который уже функционирует. Меры поддержки малого и среднего бизнеса, разработанные в ряде регионов, не дают возможности всем субъектам СМП принимать участие в конкурсах. Есть ряд требований, которые СМП не готовы выполнять в случае предоставления такой поддержки.

Исходя из необходимости совершенствования направлений в части реализации требования

ИС в регионах Российской Федерации, следует предложить ряд мероприятий, которые необходимо учитывать органам региональной исполнительной власти:

1) определение рыночных ниш для региона, где могут конкурировать СМП;

2) учет предпринимательской культуры региона при разработке действенных мер поддержки;

3) проведение анализа чувствительности основных экономических показателей региона и созданных условий для развития предпринимательства;

4) оценка качественных, а не количественных показателей развития предпринимательской деятельности;

5) наполнение инвестиционных порталов регионов проектами СМП.

Ориентируясь на единый ИС, региональные власти должны учитывать особенности региона, его уровень экономического развития, потенциал. Следует не только учитывать возможности созданного бизнеса, но и давать возможность развития для новых участников рынка путем стимулирования предпринимательства.

Список литературы

1. Баликоев В. З. Общая экономическая теория : учеб. / В. З. Баликоев. 16-е изд., перераб. и доп. М. : НИЦ ИНФРА-М, 2015. 528 с.

2. Галочкина О. А., Разумова И. В. Инфраструктура предпринимательства: сущность и виды // ВЭПС. 2012. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/ artide/ninfrastruktura-predprimmatelstva-suschnost-i-vidy (дата обращения: 10.01.2018).

3. Зубаревич Н. В. Богатые регионы стали еще богаче // Эконом. развитие России. 2019. № 6. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/bogatye-regiony-stali-esche-bogache (дата обращения: 5.01.2020).

4. Инвестиционный портал Агентства стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/investclimate/ standard/ (дата обращения 4.01.2020).

5. История экономических учений : учеб. для экон. спец. вузов / М. Н. Рындина, Е. Г. Василевский, В. В. Голосов и др. М. : Высшая школа, 1983. C. 308.

6. Макконнелл К. Р., Брю С. Л., Флинн Ш. М. Экономикс: принципы, проблемы и политика : учеб. : пер. 19-e англ. изд. М. : ИНФРА-М, 2013. XXVIII, 1028 с. URL: http://znanium.com/catalog/ product/395763 (дата обращения: 9.01.2018).

7. Маршалл А. Принципы экономической науки : пер. с англ. : в 3 т. М. : Прогресс, 1993. С. 311.

8. Федулова Е. А. Разработка инвестиционной стратегии регионов Сибирского федерального округа в рамках внедрения регионального инвестиционного стандарта // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2014. № 4 (36). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ razrabotka-investitsionnoy-strategii-regionov-sibirskogo-federalnogo-okruga-v-ramkah-vnedreniya-regionalnogo-investitsionnogo (дата обращения: 9.01.2018).

L. V. Koyava

INVESTMENT STANDARD AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF A REGIONAL ENTREPRENEURIAL ENVIRONMENT

One of the possible ways to boost the economy of the constituent entities of the Russian Federation is to develop entrepreneurial activity. Economic theory confirms this by defining one of the factors of successful production — entrepreneurial ability. Therefore, in order to stimulate production (the basis for the development of the country's economy), it is necessary to develop mechanisms to support investment business activity. There are various ways to stimulate investment activity, including regional leverage to support entrepreneurship. Since 2012, an investment standard (IS) has been introduced in the regions of Russia, which includes 15 mandatory requirements. The promotion of entrepreneurship is among these requirements. Already there are first results of IS implementation in some regions. The article considers aspects related to the directions of entrepreneurship development in the regions of Russia. As well as the main indicators of the economies of the regions that were the first to introduce IS. The results that demonstrate the analyzed regions are mixed.

Keywords: entrepreneurship, business environment, investment standard, small businesses (SB), entrepreneurial infrastructure, gross regional product (GRP), investment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.