Научная статья на тему 'Инвестиционный процесс в Российской Федерации'

Инвестиционный процесс в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1388
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / НЕУСТОЙЧИВАЯ ЭКОНОМИКА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INVESTMENT PROCESS / UNSTABLE ECONOMY / LEGAL REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никандрова Л. Ю.

В условиях неустойчивой экономики и недостаточности инвестиционных средств важнейшее значение для конкретного региона приобретает конкуренция за инвестиции между различными регионами. Капитал перетекает в соответствии с законами рынка из депрессивных регионов в экономически сильные, ускоренно развивающиеся регионы, с более привлекательным инвестиционным климатом. Поэтому основная задача управленцев региона создание более привлекательного инвестиционного климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT PROCESS IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the conditions of unstable economy and insufficiency of investment means the major significance for concrete region is acquired by a competitiveness for investments between various regions. The capital flows according to laws of the market from depressive regions in economically strong, ускоренно developing regions, with more attractive investment climate. Therefore the primary goal of managers of region creation of more attractive investment climate.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный процесс в Российской Федерации»

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Никандрова Л.Ю., преподаватель кафедры частного права, филиал ФГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» г. Чебоксары

В условиях неустойчивой экономики и недостаточности инвестиционных средств важнейшее значение для конкретного региона приобретает конкуренция за инвестиции между различными регионами.

Капитал перетекает в соответствии с законами рынка из депрессивных регионов в 'экономически сильные, ускоренно развивающиеся регионы, с более привлекательным инвестиционным климатом. Поэтому основная задача управленцев региона - создание более привлекательного инвестиционного климата.

Ключевые слова: инвестиционный процесс; неустойчивая экономика; правовое регулирование инвестиционной деятельности.

INVESTMENT PROCESS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Nikandrova L., the senior teacher of chair of private law, branch FGOU VPO «Russian state social university» Cheboksary

In the conditions of unstable economy and insufficiency of investment means the major significance for concrete region is acquired by a competitiveness for investments between various regions.

The capital flows according to laws of the market from depressive regions in economically strong, ускоренно developing regions, with more attractive investment climate. Therefore the primary goal of managers of region - creation of more attractive investment climate.

Keywords: investment process; unstable economy; legal regulation of investment activity.

В условиях экономического кризиса для регионов Российской Федерации привлечение инвестиций в реальный сектор экономики - вопрос ее выживания. Будут инвестиции - будет развитие реального сектора, а, следовательно, будет и экономический подъем. Не удастся привлечь - неминуем кризис производства, деградация экономики, обнищание региона и прочие сопутствующие явления.

Инвестиционный процесс выступает как совокупное движение инвестиций различных форм и уровней. Осуществление инвестиционного процесса в экономике любого типа предполагает наличие ряда условий, основными из которых являются:

- достаточный для функционирования инвестиционной сферы ресурсный потенциал;

- наличие экономических субъектов, способных обеспечить инвестиционный процесс в необходимых масштабах;

- механизм трансформации инвестиционных ресурсов в объекты инвестиционной деятельности.

Следует отметить, что в рыночном хозяйстве инвестиционный процесс реализуется посредством механизма инвестиционного рынка [2, с.12-13].

Инвестиционная деятельность направлена на решение стратегических задач развития любой организации, создание необходимых для этого материально-технических предпосылок. Она тесно связана с операционной деятельностью. В то же время в процессе операционной деятельности формируются финансовые предпосылки для реализации инвестиционной деятельности.

Источниками инвестиционной деятельности могут служить [2, с.23]:

- собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и др.);

- заемные финансовые средства инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

- привлеченные финансовые средства инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

- денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

- инвестиционные ассигнования из государственных и местных бюджетов, а также из соответствующих внебюджетных фондов;

- иностранные инвестиции.

Российская экономика в последние десятилетия развивалась в условиях острейшего инвестиционного кризиса. Практически все отрасли сталкивались с катастрофической нехваткой инвестиционных ресурсов не только для расширенного воспроизводства, но даже для поддержания функционирования имеющегося производственного потенциала в нормальном рабочем состоянии.

Если до середины 1980-х гг. инвестиционная сфера оставалась практически исключительно областью деятельности государства,

поскольку последнее было, по сути дела, единственным инвестором, то в последующий период произошло резкое свертывание инвестиционной деятельности государства, вместо которого в роли инвесторов выступили многочисленные частно-хозяйственные структуры, резко возросла роль иностранного капитала.

К настоящему времени прямое государственное финансирование производственных и социальных объектов сохранилось преимущественно лишь для тех случаев, значение которых для страны может считаться чрезвычайным.

В производственной сфере, например, речь идет о таких инвестиционных программах, как оборона, безопасность ядерных объектов, некоторые важнейшие направления развития транспорта и связи, частично агропромышленного комплекса. Основная же масса инвестиционного финансирования в новых условиях должна быть обеспечена самими хозяйствующими субъектами за счет собственных и привлекаемых средств.

На пути коренного улучшения инвестиционного климата в стране стоят серьезные и до сих пор не до конца решенные проблемы:

1) обеспечение стабильных, ясных и открытых условий регулирования хозяйственной деятельности на территории страны для всех инвесторов как для отечественных, так и для иностранных;

2) обеспечение финансовой прозрачности деятельности российских компаний, соблюдении прав миноритарных акционеров, а также введение общепонятных, справедливых и обязательных для всех принципов корпоративного управления;

3) необходимо снизить вездесуще контролирующую и направляющую функцию государства. Государство из владельца должно стать преимущественно органом, содействующим хозяйственной деятельности, определяющим его правовое поле;

4) эффективное использование природных ресурсов Российской Федерации.

Следует отметить, что к числу основополагающих критериев благоприятного инвестиционного климата в международной практике относят, прежде всего, общеполитическую и макроэкономическую стабильность в стране.

Политическая стабильность оценивается по степени устойчивости функционирующей политической системы, способности властей страны противостоять социально-политической напряженности в обществе и удерживать ее в определенных рамках, обеспечивать строгое соблюдение конституции и правопорядка, гарантировать неизменность провозглашенной стратегии рыночной ориентации.

Макроэкономическая стабильность оценивается главным образом по устойчивости основных тенденций в развитии экономики (динамики ВВП, промышленного производства, инфляции, безработицы и т.п.), а также по тем задачам и достигнутым результатам проводимой денежной, финансовой и бюджетной политики. Повышенное внимание при этом уделяется не просто развитию указанных макроэкономических процессов, но опять же реальной способности властей страны сохранять эффективный контроль за их динамикой, не допуская нежелательных срывов и кризисов.

Одним из основных критериев макроэкономической стабильности можно считать фактическую способность государства обеспечить защиту права собственности и имущественных интересов владельцев капиталов, выступающих в роли инвесторов.

Оценивая российскую действительность с позиций необходимости создания в стране более благоприятного инвестиционного климата, следует признать, что комплекс подлежащих решению проблем в этой сфере сближает Россию скорее с развивающимися, чем с про-мышленно развитыми странами. Специфическая особенность состоит в том, что в нашей стране пока еще не созданы основополагающие условия для существования единообразного инвестиционного климата для всего ее экономического пространства.

На микроуровне это проявляется в том, что пока лишь только малая часть потенциальных объектов для инвестирования готова к эффективному освоению средств в силу неприемлемо низкого качества управления.

Российская модель рыночного управления только начинает складываться, и это представляет собой реальное препятствие для нормального развития инвестиционного процесса с широким участием иностранного капитала.

Более того, на региональном уровне существует отчетливо проявляющаяся дифференциация субъектов Федерации по инвестиционному климату. Основная доля инвестиций сосредоточена в регионах с высоким экономическим потенциалом и незначительным предпринимательским риском.

Отмечая отставание в формировании четкой и ясной правовой базы инвестиционной политики в Российской Федерации, нельзя отрицать тот факт, что в стране в последние годы все же удалось заложить основы федерального инвестиционного законодательства, все более соответствующего мировой практике. Теперь речь идет скорее о преодолении сохраняющейся его незавершенности, недостаточной «прозрачности» и стабильности, слабой координации этой работы между федеральными и региональными органами власти.

Объем, структура, направленность и результативность иностранных инвестиций, которые являются непременным условием международного бизнеса, в свою очередь, находятся в зависимости от характеристик делового климата. Деловой климат, в целом, предопре-

деляет параметры и характеристики инвестиционного климата страны, региона или отрасли как совокупность социальных, политических, экономических, финансовых, коммуникационных, правовых, организационных и инфраструктурных условий на соответствующем уровне хозяйствования. Оценка делового и инвестиционного климата проводится с использованием ряда расчетных показателей - рейтингов, индикаторов, индексов.

В современной научно-практической литературе используются следующие рейтинги и комплексные оценки, ранжирующие территории по различным критериям (табл.1) [1, с.100].

Следует отметить, что на сегодняшний момент инвестиционная деятельность в Российской Федерации регулируется как общим государственным и хозяйственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов федерального и ведомственного уровней.

К первой группе относятся Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, законы об инвестиционной деятельности, о собственности, недрах, об акционерных обществах, банках и банковской деятельности, внешнеэкономической деятельности, таможенном контроле и валютном регулировании, о залоге, арендных отношениях, страховании, основах земельного и лесного законодательства, о бухгалтерском учете, нормативные акты и программы приватизации.

Ко второй группе относятся законоположения и нормативные акты, в том числе документы федеральных ведомств, регулирующие собственно инвестиционный процесс как в области капитальных, так и в области финансовых вложений.

Ряд положений, касающихся инвестиционной деятельности, регулируется международными соглашениями или договорами общего характера, а также соглашениями с международными финансовыми институтами. На двусторонней основе действует ряд межгосударственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Отношения, связанные с инвестиционной деятельностью в Российской Федерации, регулируются законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Настоящий закон в совокупности с други-

Таблица 1. Рейтинги и комплексные оценки регионов

Рейтинг Организация, осуществляющая рейтинг

Рейтинг деловой конкурентоспособности стран и ряда регионов Международный институт развития менеджмента, г. Лозанна

Кредитные рейтинги стран и регионов Международные рейтинговые агентства Standard & Poor's, Moody's Investors Service и Fitch

Рейтинг экономического развития регионов РФ Госкомстат, Совет по организации производительных сил при Минэкономразвития России

Комплексная оценка социально-экономического развития регионов Минэкономразвития и Минфин РФ

Рейтинги инвестиционной привлекательности регионов РФ Рейтинговое агентство журнала «Эксперт»

Рейтинги финансовой устойчивости и кредитоспособности регионов РФ Центр экономического анализа рейтингового агентства «Интерфакс»

Рейтинг дотационных регионов Минрегионразвития

Рейтинги по производству различных видов продукции в регионах Отраслевые структуры, исследовательские агентства

Рейтинг благоприятности предпринимательского климата ВЦИОМ

Рейтинги популярности руководителей регионов, электоральные рейтинги Политологические и социологические центры, Рейтинговое агентство журнала «Эксперт»

Рейтинги региональных Интернет-порталов В России - «Рамблер», SpyLOG

Рейтинги городов мира по числу проживающих в них миллиардеров Журнал «Форбс»

Спортивные рейтинги регионов

Рейтинги криминализации регионов

Рейтинги коррумпированности властей

ми законодательными актами Российской Федерации определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории России и направлен на эффективное функционирование экономики Российской Федерации и обеспечение защиты прав, интересов, имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.

За последние пятнадцать лет с момента принятия первых законов, регулирующих инвестиционную деятельность, были внесены изменения и дополнения во многие федеральные законы, что улучшило условия для инвестиционной деятельности иностранных и российских инвесторов. Особенность изменений и дополнений заключается в том, что они направлены на формирование системы комплексного стимулирования инвестирования.

Следует отметить, что проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности являются комплексными. Они регулируются нормами различных отраслей права - гражданского, бюджетного, административного, налогового, таможенного, международного частного права. Предмет правового регулирования инвестиционной деятельности включает в себя как вопросы совместной компетенции Федерации и субъектов Федерации, так и вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Федерации или субъектов Федерации.

Законодательство субъектов Федерации и правовое регулирование инвестиционной деятельности на уровне регионов осуществляется по пяти направлениям:

1. Вопросы социально-экономического развития регионов - определение приоритетных отраслей народного хозяйства и приоритетных предприятий; разработка и принятие целевых инвестиционных программ региона по созданию импортозамещающих производств, по повышению конкурентоспособности отдельных отраслей и отдельных объектов.

2. Организационные вопросы - порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями, лицензирование, создание специальных структур в органах государственной власти субъектов Федерации, непосредственно реализующих программы поддержки и привлечения инвестиций.

3. Вопросы привилегий - предоставление и обеспечение гарантий прав инвестора; создание льготного режима инвестиционной деятельности - предоставление льгот и освобождение по налогам и сборам в части, зачисляемой в бюджет субъектов Федерации или в местный бюджет, предоставление инвестиционных налоговых кредитов; вопросы ускоренной амортизации; льготные условия пользования землей, льготные ставки по арендной плате за недвижимость, за пользование недрами, природными ресурсами.

4. Вопросы бюджетного финансирования и обеспечения инвестиционной деятельности - прямое участие субъектов Федерации, муниципальных образований в финансировании инвестиционных проектов; предоставление инвестиционных кредитов на льготных

условиях за счет средств бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов; выпуск региональных ценных бумаг; создание целевых инвестиционных фондов; предоставление государственных гарантий субъектов Федерации, муниципальных образований по обеспечению исполнения обязательств инвесторами; создание залогового фонда субъектов Федерации.

5. Вопросы государственного контроля и защиты государственных интересов - осуществление государственного контроля за инвестиционной деятельностью; создание эффективного механизма защиты национальных интересов и интересов регионов от незаконных действий инвесторов, связанных со злоупотреблением предоставленными правами, с недобросовестной конкуренцией и ограничительной деловой практикой; разработка механизма компенсации возможных экологических и социальных потерь.

Следовательно, источниками правового регулирования инвестиционной деятельности выступают общие и специальные нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.

На федеральном уровне правовое регулирование инвестиционной деятельности в основном осуществляется в форме федерального закона, постановления Правительства Российской Федерации и Указа Президента Российской Федерации.

В субъектах Федерации по одним и тем же вопросам применяются различные формы нормативных правовых актов. Среди нормативных правовых актов по вопросам инвестиционной деятельности все же преобладает форма закона, что положительно влияет на инвестиционную привлекательность территорий.

Таким образом, функцией региональной власти в области инвестиционной деятельности является законодательное устранение препятствий на пути инвестора. При этом проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности носят комплексный характер. Они регулируются нормами различных отраслей права - гражданского, бюджетного, административного, налогового, таможенного, международного частного права. Предмет правового регулирования инвестиционной деятельности включает в себя как вопросы совместной компетенции Федерации и субъектов Федерации, так и вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Федерации или субъектов Федерации.

Литература:

1. Важенина И.С. Концептуальные основы формирования и совершенствования репутации региона / И.С. Важенина // Региональная экономика: теория и практика, 2007. №8 (47). - 228 с. (28,5 п.л.). - С.91-102.

2. Чиненов М.В. Инвестиции. Учебное пособие для ВУЗов / М.В. Чиненов. - М.: КНОРУС, 2008. - 365 с.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИХ РОЛЬ В ЭФФЕКТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

Абдуллаева А.А., соискатель Дагестанского государственного технического университета

Раскрыта роль и особенности применения информационных технологий в управлении предприятиями гостиничного бизнеса. Проведен анализ современных систем бронирования мест в гостинице и определены возможности их использования.

Ключевые слова: предприятие гостиничного бизнеса, информационные технологии, эффективность управления.

INFORMATION TECHNOLOGY, THEIR ROLE IN EFFICIENT MANAGEMENT

ENTERPRISE HOTEL BUSINESS

Abdullaeva A., competitor Dagestan state technical university

The Revealled role and particularities of the using information technology in management enterprise hotel business. The Organized analysis of the modern systems of the reservation the places in hotel and is determined possibility of their use.

Keywords: enterprise of the hotel business, information technologies, efficiency of management.

Одним из эффективных способов развития систем управления предприятиями гостиничного бизнеса является использование информационных систем и современных информационных технологий. В общем случае информационная технология представляет собой структурированное, выраженное в программной форме (т. е.

в формализованном виде, пригодном для практического использования) концентрированное использование научных знаний, сведений и практического опыта, позволяющего рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс[1]. В результате их применения достига-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.