Научная статья на тему 'Инвестиционный потенциал региона: пути использования'

Инвестиционный потенциал региона: пути использования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
457
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самостроенко Георгий Максимович, Гончарова Елена Андреевна

Статья посвящена проблеме повышения эффективности использования инвестиционного потенциала в регионе. В этих целях процесс реализации совокупного инвестиционного потенциала региона предлагается осуществлять на основе интеграционного маркетинга в два этапа: на первом этапе разрабатываются меры по использованию внутренних инвестиционных ресурсов региона, создающих ему инвестиционную привлекательность; на втором этапе разрабатываются меры, направленные на привлечение и использование инвестиционных ресурсов, не принадлежащих региону. Данный подход обеспечивает дополнительные возможности для экономического роста в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный потенциал региона: пути использования»

ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005

Инвестиционный потенциал региона:

пути использования

Г. Самостроенко,

д. э. н., заместитель

директора Института переподготовки и повышения квалификации государственных

служащих Орловской региональной академии государственной службы

Статья посвящена проблеме повышения эффективности использования инвестиционного потенциала в регионе. В этих целях процесс реализации совокупного инвестиционного потенциала региона предлагается осуществлять на основе интеграционного маркетинга в два этапа: на первом этапе разрабатываются меры по использованию внутренних инвестиционных ресурсов региона, создающих ему инвестиционную привлекательность; на втором этапе разрабатываются меры, направленные на привлечение и использование инвестиционных ресурсов, не принадлежащих региону. Данный подход обеспечивает дополнительные возможности для экономического роста в регионе.

Функционирование региональных органов управления неразрывно связано с инвестиционной деятельностью и должно быть направлено на формирование оптимальной структуры хозяйственного комплекса, обеспечивающей повышение качества жизни населения, проживающего на его территории.

Динамичному развитию региональной социально-экономической системы (РСЭС) способствует концентрация инвестиций на наиболее важных направлениях. Однако реализация объективной потребности усиления роли региональных органов власти в управлении инвестиционным потенциалом затруднена рядом препятствий. Одна из проблем, с которой приходится сталкиваться органам власти, заключается в том, что совокупные инвестиционные ресурсы региона не сконцентрированы в одних руках, а находятся в распоряжении разнообразных субъектов хозяйствования, каждый из которых имеет свои собственные интересы и планы их реализации. Действенным подходом, способным обеспечить максимальное использование совокупного инвестиционного потенциала региона, является согласование разнообразных и разнонаправленных интересов субъектов хозяйствования.

Для успешного разрешения этой сложной задачи целесообразно использовать концепцию интеграционного маркетинга региона (ИМР). Концепция интеграционного маркетинга региона — это образ мышления, философия, позволяющая принимать эффективные решения по вопросам функционирования и

Е. Гончарова,

главный специалист организационнометодического Центра региональных и международных связей Орловской региональной академии государственной службы

Creation of the certain opportunities more an effective utilization of investment potential is necessary as a basis for maintenance of economic growth in region. Process of realization the cumulative investment potential of region, on the basis of investment marketing expedient to carry out in two stages. At first, conductive the actions for using the internal investment resources of the region, creating the investment attractive to it. Then, conductive the directing measures on attraction and using the investment resources, which no belonging to the region. Both of this stages are inextricably related and can be submitted as the uniform ofthe region’s strategic plan.

развития региона. Интеграционный маркетинг региона является своеобразной «оболочкой», объединяющей все виды деятельности (управленческой, экономической, финансовой и пр.). Он предполагает выявление потребностей и запросов населения, бизнеса и органов управления региона, изучение существующих и складывающихся между ними взаимосвязей, стадий жизненного цикла и стратегических планов развития; обеспечивает эффективное взаимодействие всех субъектов управления по вертикали и горизонтали в интересах всего сообщества конкретного региона [1]. В рамках данной «оболочки» создаются предпосылки для управления отдельными элементами инвестиционного потенциала, принадлежащими различным хозяйствующим субъектам.

Вторая проблема заключается в необходимости оценки инвестиционных возможностей, которыми располагает регион. Знание величины инвестиционного потенциала лежит в основе формирования реальной инвестиционной политики в регионе, является исходной ступенью в разработке любых программ и прогнозов развития.

Для определения характеристики финансовой составляющей инвестиционного потенциала региона можно применить методику, разработанную учеными УрО РАН [2]. В частности, по этой методике финансовая составляющая инвестиционного потенциала Орловской области в 2003 году оценивается в 12,5 млрд руб. В его состав входят следующие элементы:

► амортизационный фонд (7,3 млрд руб.);

► фонд накопления (1,8 млрд руб.);

► денежные сбережения населения (3,4 млрд руб.);

► активы государственных и коммерческих банков, инвестиционных и пенсионных фондов1 (6,6 млрд руб.).

Наличие скромных инвестиционных возможностей Орловской области подтверждается рейтинговым агентством «Эксперт Ра». По их данным, Орловская область в 2002-2003 гг. по финансовой составляющей инвестиционного потенциала занимала 51 место из 89 регионов (в 2001-2002 гг. — 59 место) [3].

Скромные финансовые возможности Орловской области могли бы быть значительно выше, если бы не факторы, влияющие на уменьшение величины инвестиционного потенциала, в том числе:

► выбытие основных фондов;

► снижение прибыли хозяйствующих субъектов;

► недостаточное использование средств государственных и коммерческих банков, инвестиционных и пенсионных фондов, а также свободных средств населения.

Но существующие собственные инвестиционные возможности не используются в Орловской области полностью. Вместе с тем, область сравнительно успешно решает задачи своего функционирования и развития, несмотря на то, что непосредственно в инвестиционный процесс вовлекается только около трети возможных финансовых ресурсов, находящихся на ее территории. Так, фактический объем инвестиций в реальный сектор экономики области в 2003 году составил 53,1% потенциала. В предыдущие годы инвестиционный потенциал составлял: в 2000 году — 16,4 млрд руб. при фактическом объеме инвестиций в размере 29,8% потенциала; в 2001 году — 19,3 млрд руб. и 26,6%; в 2002 году — 22,2 млрд руб. и 21,4%, соответственно.

Повышение уровня использования инновационного потенциала открывает перед регионами новые возможности в обеспечении устойчивого экономического роста.

В настоящее время субъекты Российской Федерации много усилий предпринимают с целью повышения инвестиционной привлекательности территорий. При этом основное внимание уделяется привлечению на территорию региона внешних экономических агентов. Бесспорно, в рамках РСЭС должны активно использоваться инвестиционные ресурсы, которые могут быть вовлечены в орбиту влияния региона, несмотря на то, что они находятся за его пределами. Вместе с тем, несмотря на очевидный эффект, который обеспечивает политика привлечения экономических агентов из-за пределов региона, нельзя допускать, чтобы задача использования его внутреннего инвестиционного потенциала уходила на второй план. Более того, мы считаем ее первостепенной, так как создание условий для использования внутреннего потенциала работает на улучшение инвестиционного климата региона.

1 Согласно приведенной методике активы государственных и коммерческих банков, инвестиционных и пенсионных фондов предлагается рассматривать равными фактической величине инвестиций в экономику области за год.

В отношении привлечения внешних инвестиций Орловской области есть, чем гордиться. С 1997 года в области по инициативе администрации проводятся ежегодные ярмарки инвестиций. На первой инвестиционной ярмарке было подписано 49 соглашений по кредитованию представленных проектов на общую сумму 466 млн руб., на ярмарке «Орел-98» — 80 с общей суммой инвестиций более 1 млрд руб. На пятой юбилейной ярмарке «Орел-2001» объем инвестиций составил более 12 млрд руб. В 2002 году подписано соглашений по инвестированию на сумму более 16 млрд руб. Общая сумма инвестиционного пакета ярмарки «Орел-2003» составила около 15 млрд руб. [4]. Совокупный инвестиционный пакет семи ярмарок составил 56 млрд руб. и еще примерно 30 млрд руб. — инвестиционный задел. На ярмарке инвестиций «Орел-2004», которая состоялась 3-4 июня 2004 года, было подписано соглашений и договоров на 17 млрд руб. [5]. Масштабы деятельности областной администрации можно оценить, сравнивая результаты ярмарки с бюджетом Орловской области, который в 2004 году составил 7 млрд руб.

Активность инвесторов объясняется рядом факторов.

Во-первых, Орловская область относится к регионам с умеренным риском. В последние три года позиция области по инвестиционному риску колеблется в пределах от шестого до двенадцатого ранга.

Во-вторых, активизации инвестиционного процесса в Орловской области способствует созданная в области законодательная база. Первый закон [6], регулирующий инвестиционную деятельность, был принят в 1997 году. В результате объем средств, поступающих в реальный сектор экономики в форме прямых инвестиций, начиная с 1999 года, сопоставим с доходами консолидированного бюджета области.

В-третьих, решить многие проблемы регионального развития за счет привлеченных извне инвестиционных ресурсов позволяет грамотная маркетинговая политика, проводимая органами власти. Значение данного фактора с каждым годом возрастает. Неслучайно рейтинговое агентство «Эксперт Ра», оценивая в восьмом ежегодном рейтинге инвестиционный климат в регионах, впервые уделяет внимание эффективности работы региональных администраций с точки зрения их влияния на привлечение инвестиций в регионы [7].

В-четвертых, центральное место среди факторов, влияющих не только на привлечение инвестиций извне, но и на максимальное использование внутреннего инвестиционного потенциала, занимает наличие стратегии социально-экономического развития региона. Так, успехи Орловской области в немалой степени обусловлены существующим перспективным планом в виде «Концепции социально-экономического развития Орловской области на пути к устойчивому и целенаправленному развитию (на период 2000-2010 гг.)». Концепция содержит идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на определении путей будущего развития. Составлена

ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005

ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005

она с учетом данных прогноза социально-экономического развития и содержит необходимую информацию о перспективах регионального развития.

Ядром Концепции Орловской области является раздел под названием «Программное содержание Концепции», который представлен базовой комплексной программой развития, программой развития производственной инфраструктуры и программой развития рыночной инфраструктуры. Обстоятельно расписаны задачи администрации по управлению экономикой области, разработано ресурсное обеспечение Программы социально-экономического развития области по важнейшим взаимосвязанным направлениям, намечены перечень и основное содержание возможных приоритетных проектов и программ развития области.

Вместе с тем, анализ показывает, что в стратегических планах развития страны и ее территорий между формированием концепции развития и разработкой целевых программ существует определенный разрыв. Он выражается в том, что общая система взглядов на перспективы развития РСЭС (концепция) не сопровождается разработкой модели ее трансформации во времени и пространстве, а сразу представляется в виде совокупности разрозненных мероприятий, призванных реализовать концепцию (целевые программы).

По нашему мнению, для повышения эффективности управления РСЭС, стратегия их развития должна быть представлена в виде трех взаимосвязанных элементов: концепции, макромодели стратегии развития и системы комплексных целевых программ. Центральное звено — макромодель стратегии развития — включает в себя систему целей развития; систему ключевых макропропорций; объемы потребления важнейших ресурсов; систему приоритетов развития, включающих приоритеты стабильности функционирования, ключевые и новаторские приоритеты; стратегии развития по сферам деятельности, направлениям и отраслям.

В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг. [8] обязательны показатели, отражающие результаты, полученные в процессе реализации стратегии. Отслеживание степени влияния стратегии на показатели социально-экономического развития возможно осуществлять через статистическую отчетность. При условии включения такой информации в официальную государственную статистическую отчетность можно будет проводить аналитическую работу, результаты которой будут способствовать повышению степени внимания органов управления к организации стратегического планирования, а также выявлению лучших образцов отечественного опыта в этой сфере деятельности. Следует отметить, что в настоящее время органами статистики на региональном уровне учитывается выполнение комплексных целевых программ, однако только тех, показатели которых уже фигурируют в официально утвержденной статистической отчетности.

Наличие в регионе отчетливо сформулированной стратегии развития повышает не только инвестици-

онную привлекательность региона для внешних инвесторов, но и инвестиционный потенциал области, а также способствует рациональному его использованию. Стратегия развития может выступать в качестве доминирующего ориентира для каждого из хозяйствующих субъектов, которые определяют для себя возможные направления и объекты вложения инвестиционных ресурсов. Стратегия развития является определяющим критерием выбора инвестиционных направлений (инвестиционных проектов) в регионе. Только на основе стратегии развития можно определить «точки роста», которые в первую очередь нуждаются в инвестициях как за счет бюджетных, так и внебюджетных средств.

Инициатива по реализации перспективных для региона инвестиционных проектов, основанная на принципе «точечного финансирования», должна исходить от региональных органов управления, разрабатывающих стратегию развития территории. В условиях ограниченного объема финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления региона, на первый план выдвигается задача отбора наиболее привлекательных, с точки зрения развития региона, инвестиционных проектов.

Проведенное нами исследование, в ходе которого была произведена экспертная оценка инвестиционных проектов, подтверждает данный вывод. В качестве экспертов выступали представители государственных органов, научного сообщества и общественных организаций. Альтернативные инвестиционные проекты сравнивались на основе количественных и качественных оценок с помощью метода анализа иерархий [9]. В качестве поддерживающей системы была использована программа Expert Decide [10].

При выборе инвестиционных проектов приоритетным эксперты признали социальный критерий («снижение безработицы»). Второе место в иерархии, по оценке экспертов, занимают стратегические приоритеты, в частности, «ключевая стратегия» — стратегия, обеспечивающая конкурентоспособность РСЭС в настоящее время. По оценкам, стратегия как критерий заметно опережает такие общепризнанные экономические критерии отбора инвестиционных проектов, как «прибыль», «рентабельность», «срок окупаемости».

Таким образом, проведенное исследование подтверждает вывод о том, что на региональном уровне выбор объектов точечного инвестирования должен базироваться на основе двух указанных выше критериев: социальном и стратегии развития региона.

Сегодня из множества предлагаемых субъектами хозяйствования области инвестиционных проектов экономическую и административную поддержку органов управления региона получают в среднем лишь 5%. Действительно, поддержка инвестиционных проектов заключается в том, что приоритет должен отдаваться перспективным проектам. Только такие проекты способны изменять структуру региональной экономики, повышать эффективность ее развития и обеспечивать полноту использования инвестиционного потенциала региона, в том числе его финансовой составляющей.

С другой стороны, практически все инвестиционные проекты, предлагаемые внешними экономическими агентами и отвечающие интересам региона, материализуются в виде подписания протоколов о намерениях, соглашений о сотрудничестве; предоставления разнообразных льгот в пределах областного законодательства и т. п.

По нашему мнению, эти факты свидетельствуют о необходимости активизации работы не только по созданию внятной стратегии социально-экономического развития региона, но и по продвижению ее идей в бизнес-сообщество.

Процесс реализации использования совокупного инвестиционного потенциала региона на основе интеграционного маркетинга целесообразно осуществлять в два этапа:

► на первом этапе разрабатываются меры по использованию внутренних инвестиционных ресурсов региона, создающие ему также инвестиционную привлекательность;

► на втором этапе разрабатываются меры, направленные на привлечение и использование инвестиционных ресурсов, не принадлежащих региону.

В реальной действительности оба этапа неразрывно связаны и могут быть представлены в виде единого стратегического плана. Однако, с методологических позиций, их целесообразно разделить, что создает до-

полнительные возможности более эффективно использовать инвестиционный потенциал в качестве основы для обеспечения экономического роста в регионе.

Литература

1. Г. М. Самостроенко. Формирование стратегии развития региона на основе интеграционного маркетинга. Орел: ОРАГС. 2002. С. 19.

2. А. И. Татаркин, А. Н. Силин. Региональные аспекты экономического роста. Екатеринбург: УрО РАН. 1997.

3. Г. Марченко, О. Мачульская. Сумма региональных стратегий (рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов 2002-2003 годы) // Эксперт. 2003. № 43. С. 144.

4. Редакционная статья. // Орловская правда. 2003. 10 июня.

5. Крылья экономики (редакционная статья). // Орловская правда. 2004. 5 июня.

6. Закон Орловской области «Об инвестиционной деятельности в Орловской области» от 1 сентября 1997 года № 53-ОЗ / Собрание нормативных правовых актов Орловской области. Орел: ОРАГС. 1998.

7. Г. Марченко, О. Мачульская. Сумма региональных стратегий (рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов 2002-2003 годы). // Эксперт. 2003. № 43. С. 130.

8. Постановление Правительства РФ «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» от 22 мая № 249 / Российская газета. 2004. 1 июня.

9. Т. Саати. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь. 1993.

10. А. И. Кузнецов, В. Г. Шуметов. Expert Decide для Windows 95, 98, NT, 2000, Ме. Версия 2.2. Руководство пользователя. Орел: ОРАГС. 2001.

Г. Воронеж, ул.Свободы 73, оф.406 Центрально-Европейская ТПП тел/факс (0732) 77-62-67; 77-99-98

Директор выставки Кульша Любовь Викторовна e-mail: kulsha@tpp.vrn_го

ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.