ЭКОНОМИКА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК 332.122.62
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ОБРАЗ ГОРОДА В КОНЦЕПЦИИ ГРАДОУСТРОЙСТВА: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ*
© 2013 г. С.В. Беликова
Беликова Светлана Владимировна -ассистент,
кафедра экономической теории и предпринимательства, Ростовский государственный строи ул. Социалистическая, 162, г. Ростов-на-Дону, 344022. E-mail: [email protected].
Belikova Svetlana Vladimirovna -Assistant,
Department of Economic Theory and Enterprise,
Rostov State Building University, Sotsialisticheskaya St., 162, Rostov-on-Don, 344022. E-mail: [email protected].
Рассматривается проблема формирования привлекательного инвестиционного образа города. Предлагаемая автором теоретическая концепция экономического анализа городского пространства позволяет структурировать инвестиционную географию города, сформировать систему эффективного социально-экономического градоустройства и повысить обоснованность принимаемых решений в условиях анализа большого количества информации. Это дает возможность формирования привлекательного образа города для всех субъектов экономического пространства и жизненной среды.
Ключевые слова: инвестиции, градоустройство, локальная городская территория, зонирование, методика, Ростов-на-Дону.
In the article the author's approach to the problem of creating an attractive investment image of the city is considered. The author puts forward theoretical concept of the economic analysis of urban space that can structure investment geography of the city, form an effective system of socio- economic and environmental design, increase the validity of decisions analyzing large amount of information that allows the formation of attractive image of the city for all the subjects of economic space and the living environment.
Keywords: investment, urban development, local urban area, zoning, technique, Rostov-on-Don.
Город, имея диверсифицированную структуру экономики и достаточный потенциал развития, обладает способностью к самовоспроизводству в краткосрочном периоде. Но стратегическое развитие экономического пространства города без формирования успешной политики по привлечению инвестиций остается невозможным. Поэтому проведение оценки городского пространства с позиции его привлекательности для размещения бизнес-активов - важный инструмент инвестиционного позиционирования города.
Инвестиционная привлекательность города, на наш взгляд, в условиях постмодерна должна
отражать субъективизм существующих территориальных инвестиционных процессов, который концентрирует интересы государственной власти, бизнес-сообщества и населения. Детерминантом позиционирования современного города в таких условиях может стать формирование привлекательного инвестиционного образа территории посредством выявления локальных его участков (частей).
В общем смысле образ территории представляет собой сложную систему социально-экономических значений, определенным образом связанную со
* Данная статья издана при финансовой поддержке ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный строительный университет» в рамках научно-исследовательской работы по теме: 2.5.3.
средой, в которой существует субъект - своеобразную когнитивную модель, переплетенную и деформированную сетью субъективных смыслов, индивидуальных значений и действием мотиваци-онных компонентов [1].
Субъективная социальная ориентированность данного понятия позволяет рассматривать пространство города с позиции самоощущений как бизнес-сообщества, так и населения, связанных с удовлетворенностью и достаточностью имеющихся условий для осуществления определенной хозяйственной деятельности, принятием городской экономической системы как возможного пространства для жизни.
Между тем экономические субъекты при принятии инвестиционных решений оперируют образами города, сложившимися у них в контексте экономической реальности и их хозяйственной деятельности, которые могут в той или иной степени влиять на взаимодействия и взаимоотношения в экономическом пространстве [2].
Но в первую очередь город определяет единое пространство для жизни населяющих его людей. Такая специфика, связанная с исторически обусловленной первичностью его социальной функции, задает факторы, влияние которых становится определяющим при выборе бизнес-сообществом направлений размещения инвестиций. В этой связи в качестве основных факторов можно выделить: приоритетность жилищного строительства как инструмента выполнения априори социального предназначения города;
- развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения удобного проживания в городе;
- развитие сферы рекреации для создания комфортных условий жизнедеятельности;
- неоднородность городской среды, наличие связи центр - периферия.
Эти факторы определяют инвестиционные приоритеты городской власти, которые для формирования благоприятной инвестиционной среды должны быть конгруэнтны с интересами бизнеса, только в этом случае можно говорить о создании привлекательного инвестиционного образа городского пространства. Ведь бизнес как институт непосредственно оказывает влияние на состояние социальной инфраструктуры города посредством своей социально ориентированной деятельности. Взаимодействие городских властей с местным бизнес-сообществом задает определенный тип социальной ответственности и приносит положительный эффект для городского населения.
Пространственный экономический анализ позволяет рассматривать город как особую социаль-
но-экономическую анизотропную среду, что обусловливает достаточную гетерогенность хозяйственной деятельности на его территории. При таком подходе выявляется устойчивый отношенче-ский ряд власть - бизнес - население, основанный на социально ориентированном типе управления -градоустройстве, который отвечает современным требованиям интенсивного развития территориального пространства.
Отметим, что город как экономическая единица отличается исторической и географической гетерогенностью инвестиционных интересов. На этом основании можно сделать вывод о возможности пространственного моделирования деловой активности посредством зонирования городской среды, где структурной единицей может служить локальная городская территория (ЛГТ). В основу понимания сущности данного явления положим определение, что локальная городская территория -это локальное территориальное сообщество людей, объединенных интересами повседневной жизнедеятельности (трудовой миграции, коммунально-бытового обслуживания, приобретения потребительских товаров и услуг по месту) и совместного проживания [3].
Уже в трудах Леша и Кристаллера сделана попытка формирования моделей пространственного равновесия, позволяющих обосновать деление экономического пространства на конкретные зоны влияния (цит. по: [1]).
Зонирование заключается в определении функциональной специализации территории и выделении на этой основе границ ЛГТ, относительно однородных по социально- градостроительным характеристикам и интересам бизнеса и населения. Моделирование задач эффективного размещения активов в рамках определенной территории не часто появляется в фокусе экономистов-исследователей. Как правило, подобный пробел связан с отсутствием подходящего экономико-математического инструментария задач оптимизации.
Практическая значимость функционального зонирования городского пространства заключается в том, что представители муниципальных органов власти сегодня способны влиять на эти процессы посредством формирования на территории среды для успешного функционирования бизнеса в формате зон активного экономического развития в виде индустриальных парков, инвестиционных площадок. Такая муниципальная политика имеет особое значение для реализации пространственных целей развития бизнеса, который, осуществляя целенаправленное размещение своих активов
на той или иной территории, способен самостоятельно в процессе своей деятельности формировать так называемые зоны процессной функциональности с учетом собственной специализации и приоритетов развития территории.
Кроме того, инвесторы, имеющие объектом своих интересов пространство города, могут получить наглядное представление о конкретной ориентированности различных городских районов, а также функциональный образ территории, сформированный ее населением, тем самым оценив соответствие сочетания специфики и географии своей деятельности и объективных возможностей территории. Власти города в свою очередь получают возможность моделирования деловой активности и разработки инструментов привлечения и перенаправления инвестиций для конкретной территории с учетом ее социально-экономических особенностей.
Итак, цель функционального зонирования состоит в проведении всестороннего анализа городской территории по различным факторам, влияющим на эффективность ее использования, и выявлении локальных городских территорий с однородной по экономическим и социальным свойствам структурой. Задачами функционального зонирования являются:
- формирование информационной базы картографических, статистических и расчетных данных о социально-экономическом развитии города, ее мониторинг и актуализация;
определение зон функциональной специализации городских участков, подлежащих исследованию;
- выявление границ ЛГТ на основе определения зон функциональной специализации, выявления локальных сообществ людей, объединенных интересами повседневной жизнедеятельности и совместного проживания в условиях рынка и свободы осуществления инвестиционной деятельности;
- нанесение выделенных границ ЛГТ на геоинформационную карту города и ее размещение на общественном портале.
Анализ научной литературы позволил сформировать авторскую позицию относительно методики функционального зонирования городского пространства посредством выявления локальных городских территорий, которая представлена в данном исследовании.
Оценка функциональной локализации зон городского пространства предполагает интегрированный подход к анализу территориального размещения и качественных характеристик всех видов ресурсов и
проводится с целью стратегического планирования и управления городским развитием, ориентированным на интересы различных групп субъектов города. Она создает аналитическую базу для принятия проектных решений по формированию схем территориального планирования развития города.
Процесс оценки функционального зонирования территории города состоит из следующей последовательности действий:
1) сбор и обработка первичной информации о каждом оценочном участке города;
2) комплексное проведение расчетов и вычисление коэффициентов дифференциации для каждого оценочного участка;
3) формирование результатов оценки (корректировка границ оценочных зон, нормализация вычисленных коэффициентов выраженности факторов, присвоение статуса конкретного ЛГТ и т.п.).
Первый этап необходим для сбора максимально полной информации о конкретном районе территории города. Здесь предполагается структурирование полученных первичных данных по видам потенциалов развития территории города:
1) демографо-трудовой потенциал - содержит сведения о структуре населения, миграции и трудовой квалификации горожан конкретного района и пр.;
2) инфраструктурный потенциал - содержит сведения о количестве и качестве дорожного покрытия, структуре видов транспорта, наличии инженерной и социальной городской инфраструктуры и др.
3) конъюнктурный потенциал рынка недвижимости - содержит сведения о ценах на первичных и вторичных рынках жилой и нежилой недвижимости, количестве вводимых в эксплуатацию зданий и сооружений, месте их пространственного размещения и др.;
4) финансовый потенциал - показывает развитость финансовой инфраструктуры, эффективность и количество используемых финансовых ресурсов, в том числе бюджетных средств;
5) экономический потенциал - характеризует территорию с точки зрения имеющихся на ней видов хозяйственной деятельности;
6) рекреационный потенциал - оценивает степень развитости сферы рекреации и туризма;
7) инновационный потенциал - содержит сведения об инновационных разработках на территории, о наличии учебных заведений и количестве учащихся в них, и пр.
В рамках второго этапа по каждому из заявленных потенциалов рассчитывается сводный индекс, оценивающий по первичным показателям соответствующий потенциал городского района,
и определяются факторы относительной ценно- Исчисляемый интегральный индекс имеет сти для каждой детализированной территории строгую иерархию и состоит из элементов, пред-города. ставленных на рисунке.
Концептуальная схема сводного интегрального индекса функциональных возможностей территории
В связи с вышесказанным интегральный показатель функциональной зональности территории будет складываться из семи сводных индексов, характеризующих потенциал развития выделенных нами областей хозяйственной деятельности, и может быть представлен в виде формулы: 1РАФз=а1 х1РА1+а2^1РА2+ап^1РАп, где 1РАФз - интегральный индекс функционального зонирования; 1РА1, 1РА2, 1РА..., 1РАп - сводные индексы потенциалов хозяйственной деятельности; а, -фактор ценности для каждой группы возможностей, описанные нами выше.
Основой для формирования социально -экономических сведений о развитии городских территорий могут выступать статистические материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, а также предоставленные материалы Администрации города.
Далее оценка строится на основании интеграции найденных покомпонентных оценок, состав которых зависит от планируемого функционального назначения территории города: земли жилья, промышленности, складского назначения, транспорта и связи; особо охраняемые земли; земли лесного и водного фондов; земли, ограниченные для применения, и др.
Территориальный комплекс города можно представить как результат взаимодействия подсистем: социальной, экономической, экологической и пространственной. Система оценочных факторов включает развернутый по каждой из подсистем комплекс факторов относительной ценности территорий [4].
К основным факторам оценки относительной ценности городской территории, используемым при выявлении зон экономического назначения, относятся:
уровень инженерного обустройства территории - определяет количество и степень коммуникационных систем газо-, водоснабжения, водоотведения и пр., а также степень износа инженерных фондов;
- уровень цен купли-продажи/аренды жилой и коммерческой недвижимости - дает количественное отражение конъюнктуры рынка недвижимости города;
транспортная доступность и удобство - отражает качество и количество транспортных развязок, парковочных мест, уровень свободного передвижения по городу;
наличие и качество трудовых ресурсов - характеризует квалификацию и профессиональный состав рабочей силы в городе, уровень маятниковой миграции;
- инженерно-геологические условия территории - показывают степень пригодности земель для отдельных видов деятельности;
- наличие и уровень развития социально-экономической инфраструктуры - характеризует город с точки зрения социальной комфортности и уровня жизни населения.
Каждый оценочный фактор содержит внутри большое число подфакторов, которые позволяют производить комплексную оценку функциональности пространства города более детально, и поэтому более точно. В то же время набор факторов относительной ценности зависит от конкретной территории проведения оценки. Поэтому детализацию и уточнение оценочных факторов целесообразно проводить с оглядкой на местные условия оцениваемой территории.
Значения коэффициентов выраженности факторов относительной ценности зависят как от качественного, так и от количественного показателя выраженности фактора и изменяются в долях еди-
ницы от 0 до 1, и формируются на основе метода экспертных оценок, когда каждому фактору для конкретной территории городского пространства присваивается субъективная оценка эксперта, не выходящая за выделенный диапазон значений.
На этапе формирования результатов оценки производится выбор функциональной зоны территории, корректировка границ оценочных зон, нормализация вычисленных коэффициентов выраженности факторов и присвоение каждому участку исследования статуса конкретной локализованной территории города:
1) развивающиеся ЛГТ с высокой интенсивностью инвестиционных процессов (наличие высокой доли нового строительства);
2) застроенные ЛГТ (низкая интенсивность нового строительства);
3) депрессивные ЛГТ (высокая доля стареющего жилищного фонда и отсутствие инвестиций в новую застройку) [5].
Алгоритм выбора выявления статуса локальной городской территории имеет следующую последовательность действий. Сначала производится выбор участка территории - в зависимости от необходимой степени детализации функционального зонирования. Так, границы ЛГТ могут не совпадать с границами микрорайонов, административно-территориальными границами муниципалитетов, правовыми (градостроительными) зонами Правил землепользования и застройки, поскольку последние как главный правовой институт градорегулирования опираются на функциональное зонирование генплана, рассматривают городское пространство как совокупность земельных участков, не учитывают социальных аспектов функционирования местных сообществ.
За основу берется его существующая зональная специализация. Далее значение специализации функциональной зоны проверяется на соответствие Стратегии социально-экономического развития региона и на соответствие существующим нормам и законодательным актам. Если специализация удовлетворяет этим всем требованиям, она остается в качестве основной и ей присваивается соответствующее зональное предназначение из списка, затем производится подбор дополнительных функций территории. Если текущая специализация не удовлетворяет требованиям, то в качестве нее принимается специализация, имеющая максимальное значение целевой функции, которая снова проверяется на соответствие требованиям.
На наш взгляд, можно выделить следующие экономические функциональные зоны города:
1 - селитебная;
2 - промышленная;
3 - транспортная;
4 - складская;
5 - эколого-рекреационная.
Селитебная зона - территория, предназначенная для жилья. На ней могут размещаться микрорайоны и жилые кварталы, предприятия культурно--бытового обслуживания, отдельные безвредные предприятия, улицы, площади, объекты озеленения, склады, резервные территории, устройства транспорта.
Промышленная зона включает промышленные предприятия, обслуживающие их культурно-бытовые учреждения, улицы, площади, зеленые насаждения.
Транспортная зона - устройства внешнего транспорта (водного, воздушного, железнодорожного).
Складская зона - территория разного рода складов.
Эколого-рекреационная зона - зеленые насаждения шириной от 50 до 1000 м, защищающие территории от вредного влияния промышленности и транспорта.
После выбора функциональной зоны района производится подбор дополнительных функций для отнесения выявленной зоны к конкретному виду ЛГТ. Дополнительные функции также проверяются на соответствие стратегии социально-экономического развития и нормативным и законодательным актам, что подразумевает также проверку на совместимость функций между собой. В итоге формируется список территориальных участков города с присвоенной функциональной специализацией, ранжированных по виду конкретной локальной территории города.
Данная система расчета и подбора функциональной специализации территории не дает окончательный результат. Она лишь предоставляет список наиболее предпочтительных направлений использования и развития конкретной территории города, но не может выдать готовую структуру территориальной системы.
Такая структура может быть выработана в ходе имитационного моделирования развития территориальной системы, исходными данными для которого будут служить результаты выявления границ ЛГТ [4].
Результатом функционального зонирования должна стать геоинформационная карта локальных территорий города с графически представленной структурой видов специализации для каждого исследуемого участка, а также с возможностью доступа к статистической информации по каждому району, инвестиционной площадке или зоне специализации. Вся информация должна находиться в открытом доступе для каждого потенциального инвестора. Такой подход позволит структурировать
инвестиционную географию городского пространства, сформировать систему эффективного социально-экономического градоустройства и повысить обоснованность принимаемых решений в условиях исследования большого количества информации, что в конечном итоге приведет к формированию привлекательного инвестиционного образа города для всех субъектов экономического пространства и жизненной среды. Переход к концепту градоуст-ройства как технологии социально ориентированного планирования развитием инвестиционных процессов города при формировании его инвестиционного образа позволит создать инвестиционную привлекательность города не с точки зрения физи-ческо-материальных характеристик городского пространства, а используя весь потенциал при публичном управлении стратегическим развитием.
Литература
1. Миргородская Е.О., Сытник С.В. Детерминанты комфортности бизнес-среды региона: фор-
Поступила в редакцию
мирование пространственного образа территории // Terra economicus. 2012. Вып. 2. № 12. С. 100.
2. Миргородская Е.О., Шеина С.Г. Методические подходы к анализу комплексной инвестиционной привлекательности территории // Там же. С. 173.
3. Гимадиева Л.Ш. Стратегия и методы привлечения инвестиционных ресурсов на муниципальном уровне // Научный журнал КубГАУ. 2011. №74 (10). URL: http://voennoepravo.ru/node/2149 (дата обращения: 29.09.2013).
4. Отчет о научно-исследовательской работе «Исследования приоритетных направлений привлечения инвестиций в Матвеево-Курганский район Ростовской области, разработка и апробация методики комплексной оценки территории». Ростов н/Д, 2012.
5. Авдеева Т., Евстафьев А. Технология управления развитием городских территорий в рамках концепции градоустройства // Актуальные вопросы социально-экономического развития муниципальных образований: материалы межрег. науч. -практ. конф. Петрозаводск, 2010.
11 октября 2013 г.