Удк 631.16
инвестиционный климат волгоградской области: оценка современного состояния
А. А. КАЛАШНИКОВ, генеральный директор ОАО «Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей» E-mail: kalashnikov1313@yandex. ru
В статье рассмотрены особенности инвестиционной деятельности Волгоградской области, изучены конкурентные преимущества, которые при благоприятных внешних и внутренних факторах позволят обеспечить самодостаточность и устойчивое развитие территории. Показана динамика и структура инвестиций в основной капитал Волгоградской области по видам экономической деятельности, рассмотрена структура инвестиций в основной капитал Волгоградской области по источникам финансирования, проанализирована динамика объема иностранных инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в Волгоградскую область по странам-инвесторам.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, инвестиционная привлекательность, основной капитал.
Волгоградская область располагает достаточным инвестиционным потенциалом, характеризующимся стабильной политической обстановкой, активной и взвешенной экономической политикой администрации региона, высокоразвитым научно-техническим комплексом, а также другими факторами, позволяющими повысить инвестиционную привлекательность региона как для отечественных, так и для иностранных инвесторов. По сравнению с другими регионами РФ и ЮФО область обладает рядом конкурентных преимуществ, которые при благоприятных внешних и внутренних факторах позволят обеспечить самодостаточность и устойчивое развитие территории. К этим преимуществам можно отнести:
1) наличие широкого ресурсного потенциала развития, включая достаточное количество минерально-сырьевых ресурсов (нефть, газ, калийные соли, бишофит и др.);
2) развитое промышленное производство с высокой степенью диверсификации;
3) многосекторальная ориентация промышленного производства с высокой долей обрабатывающих производств, создающая предпосылки устойчивого развития экономики региона;
4) благоприятные условия для развития высокоэффективного сельскохозяйственного производства;
5) выгодное географическое положение, способствующее эффективной интеграции в перевозочные процессы с использованием потенциала естественных транспортных артерий, позволяющее вести активный товарообмен с близлежащими регионами и участвовать в формировании международных транспортных коридоров.
В целях улучшения инвестиционного климата на территории Волгоградской области и создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику региона администрацией Волгоградской области проводится постоянная работа по совершенствованию инвестиционного законодательства, координации взаимодействия государственных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию инвестиционной политики, с администрациями муниципальных образований и с инвесторами.
В 2010 г. было принято новое инвестиционное законодательство — закон Волгоградской области
рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал Волгоградской области за период с 2006 по 2010 г, млн руб.
от 02.03.2010 № 2010-ОД «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области», который предусматривает расширение перечня государственной поддержки, упрощение процедур ее получения и контроля за ходом реализации инвестиционных проектов и т. п.
Важным показателем, характеризующим состояние инвестиционного климата, является объем инвестиций, направленных в основной капитал Волгоградской области (рис. 1).
Пик инвестиционной активности пришелся на 2008 г., так, объем вливаний в основной капитал составил 88 440,4 млн руб., что в 2,2 раза превышает показатели 2006 г.
Однако свое негативное влияние на инвестиционную активность региона оказал мировой финансовый кризис 2008 г., вследствие которого объем инвестиций к 2009 г. сократился на 14,5 %, а к 2010 г. — на 16,4 % (относительно 2008 г.).
Важным показателем инвестиционной активности Волгоградской области также является объ-
Таблица 1
динамика инвестиций в основной капитал Волгоградской области по видам экономической деятельности за период с 2006 по 2010 г., млн руб.
Отклонение
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2010 / 2006
сумма, млн руб. %
Инвестиции в основной капитал, всего 30 438,6 49 783,1 64 788,6 52 987,2 50 283,6 19 845,0 65,2
Из них по видам экономической деятельности:
— сельское хозяйство, охота и лесное 1 823,3 3 209,0 2 883,1 2 340,1 2 961,8 1 138,5 62,4
хозяйство
— добыча полезных ископаемых 1 243,1 1 107,0 994,0 944,0 2 320,9 1 077,8 86,7
— обрабатывающие производства 9 802,2 14 412,4 18 964,8 9 646,6 11 078,8 1 276,6 13,0
— производство и распределение 2 453,9 4 531,9 5 457,8 3 998,0 4 912,9 2 459,0 100,2
электроэнергии, газа и воды
— строительство 1 391,2 1 947,5 1 954,6 1 585,1 1 306,9 -84,3 -6,0
— оптовая и розничная торговля, ремонт 868,6 1 713,1 1 934,1 1 864,1 1 338,7 470,1 54,1
автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного
пользования
— транспорт и связь 7 405,8 12 325,5 20 040,7 15 543,2 12 573,0 5 167,2 69,8
— финансовая деятельность 241,0 429,8 484,6 565,6 651,8 410,8 170,5
— операции с недвижимым имуществом, 2 258,0 4 941,2 5 546,8 10 418,9 8 873,7 6 615,7 293,0
аренда и предоставление услуг
— государственное управление и обеспечение военной безопасности, 662,8 1 585,8 1 448,0 1 707,1 782,8 120,0 18,1
социальное страхование
— образование 421,0 1 016,7 1 277,9 837,8 514,8 93,8 22,0
— здравоохранение и предоставление 1 304,6 1 591,8 2 204,2 2 490,9 1 123,8 -180,8 -13,9
социальных услуг
— предоставление прочих коммуналь- 484,4 795,4 1 452,2 923,6 1 716,0 1 231,6 254,3
ных, социальных и персональных услуг
Источник: URL: gks. га.
ем инвестиций, направленных в основной капитал региона, по видам экономической деятельности (табл. 1).
Наиболее инвестиционно привлекательными видами экономической деятельности в Волгоградской области в 2010 г. стали: транспорт и связь (12—573 млн руб.), обрабатывающие производства (11 078,8 млн руб.) и операции с недвижимым имуществом (8 873,7 млн руб.). Наибольшими темпами прирастали инвестиции: в операции с недвижимым имуществом (на 293 % к 2010 г.), в сферу предоставления прочих услуг (на 254,3 %) и в финансовую деятельность (на 170,5 %). При этом наблюдается сокращение инвестиций в строительство (на 6 % к 2010 г. относительно 2006 г.), в здравоохранение (на 13,9 %).
Несмотря на рост инвестиций в обрабатывающие производства Волгоградской области, их доля в общем объеме инвестиций сократилась на 10,2 %. Доля инвестиций в операции с недвижимым имуществом возросла на 10,2 %. Таким образом, можно говорить о переливе капитала в наиболее инвестиционно привлекательные сферы. По остальным видам экономической деятельности наблюдаются незначительные структурные изменения.
Структура инвестиций по видам экономической деятельности в 2010 г. представлена на рис. 2. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал является одним из важнейших макроэкономических показателей, характеризующих изменение инвестиционной активности. Он представляет собой отношение объемов инвестиций, осуществленных в сравниваемые периоды (без учета влияния цен). Индекс физического объема может рассчитываться как для всего объема инвестиций в основной капитал, так и для его основных составляющих — затрат на строительно-монтажные работы, машины, оборудование, инструменты и инвентарь, прочих инвестиций в основной капитал.
Структура инвестиций в основной капитал Волгоградской области за период с 2006 по 2010 г. по формам собственности представлена в табл. 3.
Таким образом, в структуре инвестиций 2010 г. преобладают частные инвестиции, их доля составляет 68,2 %, на втором месте находятся государственные инвестиции (11,6 %) и смешанные российские инвестиции (8,5 %). При этом к 2010 г. наблюдается сокращение государственных инвестиций на 2,6 % относительно 2006 г., доля смешанных инвестиций при этом возросла на 2,1 %.
Таблица 2
Структура инвестиций в основной капитал Волгоградской области по видам экономической деятельности за период с 2006 по 2010 г., %
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 Отклонение 2010 / 2006, %
Инвестиции в основной капитал, всего Из них по видам экономической деятельности: 100 100 100 100 100 -
— сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 6,0 6,4 4,5 4,4 5,9 -0,1
— добыча полезных ископаемых 4,1 2,2 1,5 1,8 4,6 0,5
— обрабатывающие производства 32,2 29,0 29,3 18,2 22,0 -10,2
— производство и распределение электроэнергии, газа и воды 8,0 9,1 8,4 7,6 9,8 1,8
— строительство 4,6 3,9 3,0 3,0 2,6 -2,0
— оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 2,8 3,4 3,0 3,5 2,7 — 0,1
— транспорт и связь 24,3 24,8 30,9 29,3 25,0 0,7
— финансовая деятельность 0,8 0,9 0,8 1,1 1,3 0,5
— операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 7,4 9,9 8,6 19,7 17,6 10,2
— государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование 2,2 3,2 2,2 3,2 1,6 — 0,6
— образование 1,4 2,1 2,0 1,6 1,0 -0,4
— здравоохранение и предоставление социальных услуг 4,3 3,2 3,4 4,7 2,2 -2,1
— предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1,6 1,6 2,2 1,7 3,4 1,8
Источник: URL: gks. га.
рис. 2. Инвестиции в основной капитал Волгоградской области по видам экономической деятельности в 2010 г.: 1 — обрабатывающие производства; 2 — транспорт и связь; 3 — операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; 4 — другие виды деятельности
Структура инвестиций в основной капитал Волгоградской области по источникам финансирования за период с 2006 по 2010 г. представлена в табл. 4.
Среди источников финансирования инвестиций в основной капитал преобладающая доля принадлежит собственным источникам (55 % в 2010 г.), доля привлеченных источников составила 44,2 %.
Видовая структура инвестиций в основной капитал Волгоградской области за период с 2006 по 2010 г. представлена в табл. 5.
Значительная доля инвестиций была направлена на приобретение (модернизацию) машин, оборудования (45,7 %), на строительство зданий (кроме жилых) и строений 38,2 %. При этом в динамике наблюдается сокращение удельного веса инвестиций, направляемых на приобретение, модернизацию машин, оборудования (на 6,2 %). Доля инвестиций в строительство зданий (кроме жилых) и строений возросла на 5,9 %.
Важным показателем, характеризующим состояние инвестиционного климата Волгоградской области, является объем иностранных инвестиций, направленных в экономику региона (табл. 6).
Наибольший объем инвестиционных вливаний в экономику Волгоградской области приходится на Германию (76 945 млн долл.), Австрию (47 447 млн долл.). Регулярно с 2006 г. в регион инвестируются средства из Великобритании, Италии, Кипра. При
Таблица 3
структура инвестиций в основной капитал Волгоградской области по формам собственности за период с 2006 по 2010 г., %
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 Отклонение 2010 / 2006, %
Инвестиции в основной капитал, всего В том числе по формам собственности: 100 100 100 100 100 -
— государственная 14,2 15,9 21,5 20,3 11,6 —2,6
— муниципальная 4,7 5,8 5,5 5,6 4,4 —0,3
— частная 66,7 61,7 64,4 63,5 68,2 1,5
— смешанная российская 6,4 7,4 2,6 4,2 8,5 2,1
— другие 8,0 9,2 6,0 6,4 7,3 —0,7
Источник: URL: www. gks. га.
Таблица 4
структура инвестиций в основной капитал Волгоградской области по источникам финансирования за период с 2006 по 2010 г., %
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 Отклонение 2010 /2006, %
Инвестиции в основной капитал, всего В том числе по источникам финансирования: 100 100 100 100 100 -
— собственные средства 55,0 51,1 49,7 56,9 55,8 0,8
— привлеченные средства В том числе: 45,0 48,9 50,3 43,1 44,2 —0,8
— кредиты банков 10,1 10,1 11,5 5,5 7,8 —2,3
— заемные средства других организаций 2,8 3,8 1,7 1,9 1,0 —1,8
— бюджетные (всего) В том числе: 16,2 17,9 21,4 24,1 15,6 —0,6
из федерального бюджета 7,7 9,1 11,6 14,5 8,4 0,7
из бюджетов субъектов Российской Федерации 6,8 6,0 6,8 6,1 4,9 —1,9
из средств внебюджетных фондов и пр. 15,9 17,1 15,7 11,6 19,8 3,9
Источник: URL: http:///www. gks. га.
Источник: URL: www. gks. ru.
Таблица 6
Динамика объема иностранных инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в Волгоградскую область, по странам-инвесторам за период с 2006 по 2010г., тыс. долл. США
Таблица 5
Видовая структура инвестиций в основной капитал Волгоградской области
за период с 2006 по 2010 г., %
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 Отклонение 2010 / 2006, %
Инвестиции в основной капитал, всего 100 100 100 100 100 —
В том числе по видам основных фондов:
— жилища 9,3 11,1 12,3 13,4 13,3 4,0
— здания (кроме жилых) и строения 32,3 33,3 33,4 44,1 38,2 5,9
— машины, оборудование, 51,9 50,8 52,1 39,8 45,7 —6,2
транспортные средства
— прочие 6,5 4,8 2,2 2,6 2,8 —3,7
Отклонение
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2010 / 2006
Млн долл.
Соединенное Королевство (Великобритания) 25 040 80 000 269 9 3 269 —21 771 —86,9
Германия — — — 146 195 76 945 76 945 —
Италия 2 772 7 316 16 182 9 786 10 548 7 776 280,5
Кипр 1 065 546 48 480 19 161 16 995 15 930 1 495,8
США — — 3 221 292 174 174 —
Швейцария — 150 3 415 7 369 1 898 1 898 —
Австрия — 2 200 2 257 23 171 47 447 47 447 —
Франция — — 1 580 589 645 645 —
Нидерланды — 94 054 1 595 1 252 1 220 1 220 —
Виргинские острова (Брит.) 480 — 737 779 329 —151 —31,5
Другие страны 565 — 4 068 16 817 32 895 32 330 5 722,1
Всего... 29 922 184 266 81 804 225 420 19 2365 162 443 542,9
Источник: URL: www. gks. ru.
этом инвестиции из Кипра возросли за анализируемый период на 1 496 %.
Волгоградская область является одной из наиболее инвестиционно привлекательных областей Юга России, однако существует ряд факторов (внешних и внутренних), сдерживающих инвестиционную активность региона.
Характеризуя инвестиционную привлекательность Волгоградской области, можно выделить 3 компонента:
1) уровень инвестиционных рисков (табл. 7);
2) инвестиционный потенциал (табл. 8);
3) инвестиционное законодательство.
Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он является интегральным показателем, синтезирующим в себе частные виды рисков. Ранг региона по тому или иному виду риска определяется по значению индекса инвестиционного риска—относительному
отклонению от среднероссийского уровня риска, принимаемого за единицу.
Результатом методики является сформированный рейтинг, согласно которому все регионы рассматриваются в плоскости «потенциал — риск».
Инвестиционный потенциал складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья».
Величина инвестиционного потенциала определяется значениями частных потенциалов региона, каждый из которых, в свою очередь, описывается совокупностью различных показателей. Ранг каждого региона определяется количественной оценкой его потенциала как доли в суммарном потенциале всех регионов России.
Волгоградская область в 2009 г. по двум основным самостоятельным характеристикам (ин-
Таблица 7
Составляющие рейтинга инвестиционного риска Волгоградской области за период с 1996 по 2011 г.
Год Ранг риска Ранг риска без учета законодательного риска Средневзвешенный индекс риска (Рос-сия=1) Средне-взвешенный индекс риска без учета законодательного риска Зако-нода-тельный ранг Поли-тичес-кий ранг Эко-номи-ческий ранг Финансовый ранг Социальный ранг Крими-наль-ный ранг Экологический ранг Управ- лен-ческий ранг
1996 34 34 — — — 50 49 — 47 17 46 —
1997 34 34 — — — 65 52 — 46 17 46 —
1998 21 26 0,9000 1,023 39 61 46 22 12 43 44 —
1999 23 — 0,8800 — 25 50 66 25 31 47 37 —
2000 29 — 0,0000 — 21 60 49 33 31 46 41 —
2001 34 — 0,9800 — 12 65 51 37 32 62 47 —
2002 30 — 0,9700 — 15 64 52 27 42 57 44 —
2003 29 — 0,9600 — 13 63 59 19 41 65 51 —
2004 37 — 1,0900 — 59 79 51 15 32 61 41 —
2005 35 — 1,0560 — 61 68 50 21 44 52 41 —
2006 24 — 1,0370 — 30 — 29 51 21 52 27 64
2007 23 — 0,9580 — 27 — 23 52 26 55 25 72
2008 22 — 0,9440 — 22 — 59 19 21 56 41 63
2009 13 — 0,9010 — 19 — 39 6 18 53 42 39
2010 10 — 0,8660 — 19 — 48 16 22 8 42 45
2011 43 — 0,2900 — — — — 17 43 57 34 62
Источник: URL: Шр://гаехреГ;. ги.
вестиционному риску и инвестиционному потенциалу) относилась к категории инвестиционного климата — средний потенциал — умеренный риск (2В), а в 2010 г. — пониженный потенциал — умеренный риск (3В1). Эффективность проводимой инвестиционной политики в регионе характеризуется ежегодным незначительным ростом объемов инвестиций в экономику за счет всех источников финансирования.
Инвестиционная активность напрямую зависит от его инвестиционной привлекательности, поскольку инвестор принимает решение об осуществлении инвестиционной деятельности при условии приемлемого для него состояния его инвестиционной привлекательности.
Инвестиционная деятельность в Волгоградской области развивается как под влиянием макроэкономических, политических тенденций, происходящих в стране, так и в результате воздействия внутренних — региональных факторов (состояние и структура экономики, природно-климатические условия и сырьевые ресурсы, трудовая активность населения, уровень развития коммуникаций и т. п.).
Кризис существенно повлиял на мнение потенциальных инвесторов о значимости различных факторов риска. По данным рейтинговых агентств, для потенциальных инвесторов наибольшие угрозы в 2010 г. представляли система управления, криминал и социальный риск.
Выход на первый план управленческого риска обусловлен тем, что коммерческие структуры, образованные региональными чиновниками, менеджмент которых укомплектован преимущественно по родственному принципу, часто оказываются негибкими и нежизнеспособными при ухудшении внешних факторов. Это подвигает региональную власть на недобросовестные, включая криминальные, методы борьбы с «неангажированными» конкурентами.
Коррупционно-криминальная составляющая инвестиционного процесса также имеет место. В кризисных условиях добросовестный инвестор и предприниматель стараются сохранить бизнес посредством его оптимизации и реструктуризации, сокращения расходов, поиска новых рынков сбыта или производства новых продуктов. Необходимо от-
Таблица 8
Составляющие рейтинга инвестиционного потенциала Волгоградской области за период с 1996 по 2011 г.
Год Ранг потенциала Доля в общероссийском потенциале, % Трудовой ранг Потребитель-ский ранг Произ-водс-твен-ный ранг Финансовый ранг Инсти-туцио-наль-ный ранг Инно-ваци-онный ранг Интеллекту-альный ранг Инфра-структурный ранг При-родно-ресурсный ранг Турис-тичес-кий ранг
1996 18 — — 20 19 — 14 37 29 48 — —
1997 22 — — 21 19 — 13 35 35 49 32 —
1998 22 1,2170 18 18 22 25 17 35 — 48 29 —
1999 25 1,1300 18 24 19 28 21 40 — 43 26 —
2000 23 1,1500 19 26 21 27 22 17 — 42 26 —
2001 23 1,1300 19 24 20 26 22 19 — 41 27 —
2002 25 1,0800 18 25 18 24 20 20 — 42 28 —
2003 25 1,1400 18 22 18 23 17 25 — 43 29 —
2004 22 1,1700 19 16 20 17 22 20 — 43 32 —
2005 21 1,1320 20 16 22 20 17 23 — 43 32 27
2006 20 1,1640 20 18 18 20 18 21 — 45 30 29
2007 20 1,2070 16 17 19 17 18 27 — 43 28 37
2008 20 1,1610 22 18 18 18 18 23 — 42 33 39
2009 19 1,2280 23 20 17 18 15 25 — 43 29 47
2010 22 1,1140 20 20 19 19 31 22 — 41 29 38
2011 19 1,1910 16 18 17 — 21 28 — 41 34 36
Источник: URL: М1р://гаехрег1 га.
метить, что вновь активизировался процесс передела собственности, возобновились случаи рейдерства. Выросло и число правонарушений экономического характера. Однако справедливая система регионального управления становится решающим позитивным фактором для привлечения инвесторов.
Значимость социального риска возросла в связи с продолжающимся сокращением в большинстве регионов рабочих мест, снижением доходов населения, а в ряде регионов — еще и из-за неудовлетворительного функционирования жилищно-коммунального хозяйства.
Законодательный риск утратил приоритетность в глазах инвесторов вследствие ограничения федеральной властью возможностей введения новых законодательных норм (как следствие, произошло «усреднение» регионального инвестиционного законодательства). В таких условиях некоторые субъекты Федерации даже пошли на отмену собственных региональных законов об инвестиционной деятельности, считая, что все нормы уже прописаны в федеральном законе. Вместе с тем региональные власти стали более тщательно подходить к стимулированию инвесторов. В ряде регионов приняты нормативные акты, предписывающие обязательное проведение оценки эффективности инвестицион-
ных проектов в качестве условия предоставления льгот инвесторам.
Анализ развития регионов, понимание протекающих в них процессов, оценка способностей регионов эффективно привлекать инвестиционные ресурсы важны для формирования государственной политики стимулирования инвестиционных процессов в целом по стране.
В настоящее время у значительного числа субъектов Федерации есть разработанные стратегии и программы развития, позволяющие инвесторам «вписаться» в планы перспективного развития территории и, соответственно, получать государственную поддержку. В ряде регионов созданы зоны особого благоприятствования для инвесторов как федерального, так и регионального уровня, что напрямую будет способствовать созданию привлекательного инвестиционного климата.
Список литературы
1 . Аникеева А. Актуальные проблемы инвестиционных рейтингов регионов в России // Инвестиции в России. 2009. № 5. С. 3—7.
2 . Гурвич В. Знак качества для инвестиционного климата // Инвестиции и управление. 2010. № 3. С. 2—3.