Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КВОТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КВОТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
95
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная политика / инвестиционные квоты / предприятия рыбохозяйственного комплекса / innovation policy / investment quotas / fishery enterprises

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — В.Н. Шарахматова, Р.И. Изотченко

Рассмотрены методы государственного регулирования развития рыбной отрасли в использовании механизма инвестиционных квот. В статье дан анализ реализации государственной программы инвестиционных квот и тенденции ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT QUOTAS AS COMPANY'S INNOVATION POLICY INSTRUMENT

Methods of state regulation of the development of the fishing industry are considered. The article analyzes the implementation of the state program of investment quotas and trends in its development.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КВОТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 330.322

В.Н. Шарахматова, Р.И. Изотченко

Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: v. sharakhmatova@gmail. com

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КВОТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассмотрены методы государственного регулирования развития рыбной отрасли в использовании механизма инвестиционных квот. В статье дан анализ реализации государственной программы инвестиционных квот и тенденции ее развития.

Ключевые слова: инновационная политика, инвестиционные квоты, предприятия рыбохозяйствен-ного комплекса.

V.N. Sharakhmatova, R.I. Izotchenko

Far Eastern branch of the All-Russian Academy of Foreign Trade of the Russian Ministry ofEconomic Development,

Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail:v. sharakhmatova@gmail.com

INVESTMENT QUOTAS AS COMPANY'S INNOVATION POLICY INSTRUMENT

Methods of state regulation of the development of the fishing industry are considered. The article analyzes the implementation of the state program of investment quotas and trends in its development.

Key words: innovation policy, investment quotas, fishery enterprises.

На Дальнем Востоке рыбная промышленность является важной стратегической отраслью. Необходимое условие для развития рыбной отрасли - это наличие инноваций и их эффективность от внедрения новых технологий, разработки инновационных программ и проектов, т. е. обеспечение рентабельности рыбных предприятий, повышение качества рыбной продукции и т. п. [1].

В советский период в условиях командно-административной экономики общее управление рыбохозяйственным комплексом осуществлялось Министерством рыбного хозяйства. Главным инструментом государственного управления являлось директивное планирование. Госплан СССР разрабатывал направления развития рыбохозяйственного комплекса, плановые задания, которые выполнялись Министерством рыбного хозяйства в строго определенные сроки. Централизованное управление рыбным хозяйством, мощная финансовая поддержка, жесткий контроль технологических процессов и качество производимой продукции со стороны государства стали ключевыми факторами успеха развития рыбной промышленности в России.

В начале 90-х годов XX в. прошла рыночная реформа, которая негативно отразилась на отечественном рыболовстве. В 1991 г. началось реформирование системы государственного управления рыбным хозяйством, в ходе которого принципы управления отраслью существенно изменились.

С 2001 г. Правительство Российской Федерации реализовывало часть квот для вылова водных биологических ресурсов (далее - ВБР) через аукционы, другая часть распределялась на уровне субъектов. Аукционы не решили проблемы отрасли, такие как коррупция и браконьерство. Появилась другая проблема, когда иностранный капитал стал внедряться в отечественный рыбный бизнес. Предприятиям приходилось нести существенные затраты за участие в аукционах, платя за квоты. Таким образом, выросли затраты на сырье, организацию промысла и т. п. Это не только привело к увеличению себестоимости продукции рыбных предприятий, но и отразилось на эффективности их деятельности.

Начиная с 2004 г. условия функционирования рыбопромышленного комплекса были существенно изменены. В соответствии с положениями основных нормативно-правовых актов в области рыбного хозяйства, а также с направлениями и этапами реализации документов системы государственного стратегического планирования были внесены значительные поправки в распределении ВБУ между пользователями, между регионами, территории которых прилегают к морскому побережью.

На законодательном уровне промышленные квоты на вылов ВБР были разделены на промышленные квоты для прибрежного рыболовства и квоты для экспедиционного промысла. В общем объеме такие доли квот были зафиксированы за пользователями сроком на пять лет, в 2008 г. - на двадцать лет. Касательно распределения отдельных видов ВБР, которые отнесены к объектам рыболовства, где общие допустимые уловы (далее - ОДУ) не были установлены (в том числе и тихоокеанские лососи), то здесь установили оперативное регулирование промысла на региональном уровне для анадромных видов рыб.

В 2004 г. установлен сбор за пользование ВБР на основании изменений в налоговом законодательстве. Изменения в системе оплаты за пользование ресурсами в правовом механизме рыбо-хозяйственного комплекса привели к улучшению финансового положения и основных экономических показателей предприятий рыбной отрасли.

Главными причинами реформирования в области квотного законодательства являлись: старение рыбопромыслового флота, снижение рентабельности промысла, неосвоенные ВБР, неразвитость российского гражданского судостроения. В приморских регионах рыбное хозяйство является градообразующим и обеспечивает занятость населения. Особенно это характерно для районов Дальнего Востока и Крайнего Севера, где вылов ВБР является основным источником для жизнеобеспечения местного населения и коренных малочисленных народов Севера.

В России был введен новый способ распределения квот на водные биологические ресурсы. Распределение квот осуществляется с помощью аукционов с предоставлением ряда льгот на строительство новых судов на территории страны. Нововведением является закрепление квот на 15 лет. В табл. 1 рассмотрены методы распределения квот.

Таблица 1

Сравнительная характеристика методов распределения квот

Метод Достоинства Недостатки

Исторический метод Невозможность вмешательства других компаний в права владельца квот Сборы составляют лишь небольшую долю общей выручки в сопоставлении со сборами аукционов

Возможность для владельцев квот свободно проводить операции с квотами для достижения своих целей Может способствовать неэффективному стратегическому поведению в силу недостаточного освоения предоставленных квот

Формирование фундамента для строительства новых судов, повышение капитализации и привлекательности компаний Данный метод не позволяет новым компаниям получить хорошее место рынке

Мотивация к поддержанию отечественного рыболовства Процесс обновления флота идет медленно и преимущественно за границей

Аукцион Повышение налоговых сборов, нацеленных на повышение эффективности системы распределения квот Может способствовать падению инвестиций в рыбопромышленный комплекс, ухудшению инвестиционного климата, неодобрению банками займов в связи с тем, что через определенный период предприятие может и не купить квоты

Возможность появления новых участников рынка Возможный контроль иностранными инвесторами

Практика передачи квот позволяет более эффективным предприятиям использовать квоты, которые были у менее эффективных Фактор риска монополизации в силу достаточно высокой стоимости квот и преимущества покупки крупными компаниями

Возможность деления квот и квотных долей для отчуждения их другим владельцам

Стимул обновления флота

Инновационным подходом для Дальневосточного региона стала разработка стратегических программ для решения проблем структурообразующего комплекса в рыбной отрасли и запуска механизма реализации инвестиционных квот. Государство использовало методы прямого и косвенного воздействия для регулирования отрасли и акторов рыбного хозяйства (табл. 2). Прямые методы влияют на параметры производства и производственные процессы, т. е. используют меры ограничений, запретов, разрешений. Это установление лимитов цен, квоты, лицензирование отдельных видов деятельности и т. д. Вторая группа методов: применяются инструменты кредитно-денежной политики, такие как ставка рефинансирования, норма обязательного банковского резерва, вводятся налоги. При разработке планов используются индикаторы, планируют государственный бюджет и др. Таким образом, государство, опираясь на административно-правовые инструменты, влияет на деятельность рыбных предприятий.

Таблица 2

Методы государственного регулирования на объекты рыбного хозяйства

Прямые (административно-правовые инструменты) Косвенные (рыночные инструменты)

Запрет (на рыболовство и рыбообработку в определенных условиях, антимонопольные запреты и др.) Налоги

Разрешения, лицензирование, квотирование Государственный бюджет

Ограничения Кредитно-денежная политика (норма обязательного банковского резерва, ставка рефинансирования)

Лицензирование Индикативное планирование

Квотирование (инвестиционные квоты)

Предоставление субсидий для предприятий отрасли

В настоящее время применяются административные инструменты прямого воздействия на развитие отрасли. Федеральное агентство по рыболовству устанавливает размеры ОДУ для ВБР, квоты для объектов промысла, а затем проводит аукционы. В Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» [2] установлены ограничения в рыболовстве, условия принудительного прекращения права на добычу (вылов) ВБР, предусмотрены меры антимонопольного регулирования деятельности предприятий рыбного хозяйства.

Инвестиционные квоты стали действенным инструментом государства для поддержки и расширения деятельности предприятий отрасли. Инвестиционные квоты - это мера поддержки государства, направленная на модернизацию рыбопромыслового флота и переработку рыбной продукции. Этот инструмент вошел в пакет поправок в закон о рыболовстве [2] в 2016 г., где 20% долей квот направлены на инвестиционные цели. Это проекты строительства рыбопромысловых судов на отечественных верфях и береговых перерабатывающих фабриках. В 2017 г. состоялась первая заявочная кампания на инвестиционные квоты.

Инвестиционные квоты направлены на добычу наиболее рентабельных биологических ресурсов: минтай, треску, сельдь, пикшу, дальневосточный палтус, терпуг, камбалу, кальмар, мак-рурус, навагу. Это позволит направлять часть прибыли на инвестиции [3]. Также они должны соответствовать следующим критериям: увеличение производства продукции с повышенной добавленной стоимостью, рост поставок на внутренний рынок качественных и доступных рыбных продуктов, обновление основных фондов (крупнотоннажные суда для Дальнего Востока, сред-нетоннажные для Севера). В России было определено развитие рыбохозяйственной отрасли на перспективу.

В РФ по программе инвестиционных квот пока единственная компания - Рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина - построила судно и успешно предъявила комиссии. Десять компаний стали осваивать закрепленные доли квот на инвестиционные цели в 2020 г., в том числе пять из них камчатские: ООО «Витязь-авто», ООО «Камчатрыбфлот», ООО «Укинский лиман», ООО «Заря», РК имени В.И. Ленина. Камчатскими предприятиями подписаны соглашения на строительство восьми рыбоперерабатывающих заводов, трех современных рыболовных средне-тоннажных сейнеров-траулеров, четырех траулеров-процессоров. Общий объем инвестиционных квот предприятий в крае составил 33 тыс. тонн (23,7 тыс. тонн минтая; 3,6 тонн сельди тихоокеанской, другие объекты) на 2020 г. [4].

В 2026 г. заканчивается первый этап программы инвестиционных квот. Существуют опасения, что большинство компаний, которые направили свои ресурсы на реализацию инвестиционных проектов ранее, не смогут активно участвовать в новом распределении. Власти Камчатского края выступили с инициативой инвестиционного норматива. Основная идея - сохранить квоты за предприятиями, которые уже вложили определенный объем средств в обновление основных фондов [5].

Литература

1. Шарахматова В.Н., Ахмаров Г.И., Бабай А.С. Роль государства в активизации инновационных процессов в рыбной отрасли // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 5. -С.461-466.

2. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50799/ (дата обращения: 19.04.2021).

3. Федеральное агентство по рыболовству: Официальный сайт. - URL: http://fish.gov.ru/ (дата обращения: 19.04.2021).

4. Итоги работы рыбохозяйственного комплекса в 2019 году // Официальный сайт Министерства рыбного хозяйства Камчатского края. - URL: https://www.kamgov.ru/minfish/ itogi-raboty-rybohozaj stvennogo-kompleksa-kamcatskogo-kraa-v-2010-godu (дата обращения: 19.04.2021).

5. Владимир Галицын: учитывать вклад предприятий - это справедливо [Электронный ресурс]. - URL: https://fishnews.ru/rubric/investkvoty/12434 (дата обращения: 19.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.