Научная статья на тему 'Эффективные механизмы обновления рыбопромыслового флота Камчатского края'

Эффективные механизмы обновления рыбопромыслового флота Камчатского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫБОПРОМЫСЛОВЫЙ ФЛОТ / FISHING FLEET / СУДОСТРОЕНИЕ / SHIPBUILDING / ЛИЗИНГ СУДОВ / SHIP LEASING / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КВОТЫ / INVESTMENT QUOTAS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левская И.В.

В статье дается критическая оценка уровня технического состояния добывающего флота предприятий рыбохозяйственного комплекса Камчатского края. Проводится анализ финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения инвестиций в обновление рыбопромыслового флота. Исследуются новые механизмы государственной поддержки рыбной отрасли и условия их применения камчатскими рыболовецкими предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE MECHANISMS FOR RENEWAL OF THE FISHING FLEET IN KAMCHATKA KRAI

The paper gives a critical assessment of the level of technical condition of fishing enterprises in Kamchatka Krai. Financial resources necessary to ensure investments in the renewal of the fishing fleet are analyzed. New mechanisms of State support for the fishing industry and the conditions for their use by fishing enterprises are studied.

Текст научной работы на тему «Эффективные механизмы обновления рыбопромыслового флота Камчатского края»

РАЗДЕЛ III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 639.2.06(571.66)

И.В. Левская

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБНОВЛЕНИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

В статье дается критическая оценка уровня технического состояния добывающего флота предприятий ры-бохозяйственного комплекса Камчатского края. Проводится анализ финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения инвестиций в обновление рыбопромыслового флота. Исследуются новые механизмы государственной поддержки рыбной отрасли и условия их применения камчатскими рыболовецкими предприятиями.

Ключевые слова: рыбопромысловый флот, судостроение, лизинг судов, инвестиционные квоты.

I.V. Levskaya

EFFECTIVE MECHANISMS FOR RENEWAL OF THE FISHING FLEET

IN KAMCHATKA KRAI

The paper gives a critical assessment of the level of technical condition of fishing enterprises in Kamchatka Krai. Financial resources necessary to ensure investments in the renewal of the fishing fleet are analyzed. New mechanisms of State support for the fishing industry and the conditions for their use by fishing enterprises are studied.

Key words: fishing fleet, shipbuilding, ship leasing, investment quotas.

DOI: 10.17217/2079-0333-2017-40-94-99

Рыбное хозяйство имеет стратегическое значение в обеспечении экономического роста России. Однако рыбный промысел сегодня ведется с помощью ветхого, изношенного флота.

На 1 января 2015 г. количество добывающих судов в России, включая суда федерального подчинения, находящиеся в Крыму, составило около 2600 судов. Средний возраст добывающего флота составляет 28 лет.

Камчатский край является лидером по объему добычи водных биоресурсов. Но проблема обновления флота камчатских рыболовецких предприятий стоит особо остро. По данным Рос-реестра, в Петропавловске-Камчатском до сих пор работают суда, построенные более 50 лет назад. Техническое состояние основных фондов в сфере рыболовства характеризуется крайне высокой степенью физического износа (рис. 1).

60

50

40

30

20

10

39,9

13,1

■ Степень износа основных фондов (в процентах к наличию на конец года)

■ Коэффициент обновления основных фондов ( в процентах к наличию на конец года)

Коэффициент ликвидации основных фондов ( в процентах к наличию на конец года)

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Рис. 1. Степень износа основных фондов предприятий Камчатского края, занятых в сфере рыболовства за 2009-2015 гг. [1]

На графике видно, что на конец 2015 г. степень износа фондов камчатских рыболовецких предприятий составила почти 40%. При этом отмечается тенденция к улучшению технического состояния основных фондов. Коэффициент износа снизился за период с 2009 по 2015 гг. с уровня 53%. Обновление флота происходит крайне медленно.

Динамика изменения стоимости основных фондов рыболовецких предприятий, представленная на рис. 2, также демонстрирует низкий уровень инвестиционной активности.

16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

1111111

2009 г. 2010 г. 2011г. 22012 г. 201 33 г. 201 4 г. 201 5 г.

I Основные фонды по полной учетной стоимости ( в фактических ценах на конец года), млн.руб.

Рис. 2. Динамика наличия основных фондов по полной учетной стоимости предприятий Камчатского края, занятых в сфере рыболовства за 2009-2015 гг. [1 ]

За период с 2012 по 2015 гг. стоимость основных фондов камчатских рыболовецких предприятий практически не изменилась. Объем инвестиций, связанных с приобретением новых единиц флота, едва покрывает списание старых изношенных судов.

Если такая тенденция будет сохраняться, то в недалеком будущем судов для промысла практически не останется.

Поступательное движение в развитии отрасли может обеспечить лишь быстрое и стремительное обновление добывающего флота. При этом необходимо, чтобы предприятия располагали соответствующим ресурсным потенциалом.

Следует отметить, что мощнейшую поддержку в части финансового обеспечения оказывает государство. В рамках федеральных и краевых программ осуществляются следующие меры государственной поддержки:

- субсидирование лизинговых платежей;

- субсидии на возмещение затрат на уплату первого взноса (аванса) по договорам лизинга;

- субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам;

- инвестиционные квоты;

- субсидии на покупку, строительство и модернизацию.

Объем господдержки в виде субсидий из краевого бюджета только в 2016 г. на строительство, приобретение и модернизацию рыбопромыслового флота составил 4,9 млн руб. [2].

За период с 2008 г. компании Камчатского края вложили в обновление и модернизацию флота и береговых производств более 18 млрд рублей. За это время было построено, куплено и модернизировано 16 судов [2].

Несмотря на значительные финансовые инъекции со стороны государства, эти средства составляют незначительную долю в объеме требуемого финансирования.

Но ведь отрасль не убыточна, ежегодно рыболовецкие предприятия получают прибыль. Сальдированные финансовые результаты представлены на рис. 3.

Как видно, финансовые ресурсы для развития у предприятий есть. Поэтому эффективные механизмы обновления флота необходимо, прежде всего, рассматривать на уровне организации деятельности предпринимательских структур.

18 У

16 У

14 /

12 /

10 /

8 ✓

6 ✓

4

2

0

17,9

2,54 2,1 , „ I I . I

14,55

0,05 0,25

I Прибыль, убыток (-) организаций без субъектов малого предпринимательства, млрд.руб.

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012г. 201 3 г. 20014 г. 2015г. 20016 г.

Рис. 3. Динамика сальдированного финансового результата рыболовецких предприятий Камчатского края за 2009-2016 гг. [1]

Для предприятия, планирующего инвестиции в обновление рыбопромыслового флота, важно решить: модернизировать старое судно, строить новое, где строить или покупать не новое и за счет каких средств. При недостаточности финансовых ресурсов для полной замены судна возможно проведение модернизации его отдельных узлов и деталей, а также производственного оборудования [3]. Другой вариант - покупка подержанных судов за рубежом, что и делается рыбопромысловыми компаниями. Что касается строительства новых судов, то это возможно и в России, и за рубежом.

Проблема обновления флота рыболовецких предприятий должна решаться комплексно с использованием различных финансовых механизмов и в условиях развития смежных отраслей -судоремонта и судостроения. В России принято считать, что возможности отечественного судостроения далеки от передовых зарубежных технологий. Последние 30 лет на российских верфях ничего не строилось: высокая стоимость строительства экономически не оправдывалась при выделяемых объемах квот на добычу. Выбывающий флот восполнялся за счет подержанных иностранных судов. Однако на сегодняшний день ситуация в корне изменилась. Экономический рост на инновационной основе как основной ориентир экономической политики России потребовал разработки и принятия ряда концепций развития стратегических отраслей, в числе которых рыбохозяйственный комплекс и судостроительная отрасль.

В целях развития отечественного судостроения в 2007 г. в соответствии с указом Президента РФ № 394 от 21.03.2007 г. создан российский государственный судостроительный холдинг «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). ОСК объединяет все судостроительные предприятия России с государственными пакетами акций и государственными активами. Хотя основной задачей ОСК является развитие гражданского судостроения, холдинг выполняет заказы в сфере военного кораблестроения и заказы на строительство судов для рыбного промысла.

Сегодня в России выполняют заказы в области судостроения более 13 судостроительных предприятий, расположенных в европейская части страны, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке [4].

Рыболовное судно, как конструктор, собирается из разных комплектующих, в основном иностранного производства. Оборудование для оснащения, как правило, норвежского производства.

Специалисты отечественных конструкторских бюро отмечают, что последние отечественные разработки рыболовных судов отвечают всем современным требованиям по уровню производительности и технологичности. По своим характеристикам российские проекты не только не уступают иностранным, но и превосходят их, так как адаптированы к отечественным требованиям санитарно-гигиенических норм, пожарной безопасности и т. д.

В числе новейших разработок:

- многофункциональный большой морозильный траулер для промысла минтая, с высокотехнологичным рыбоперерабатывающим комплексом;

- несколько модификаций средних морозильных траулеров;

- две модификации малых морозильных траулеров;

- научно-исследовательское судно.

По оценкам специалистов, среднегодовые возможности отечественного судостроения -шесть крупнотоннажных и 15-20 среднетоннажных рыболовных судов в год [4].

Теперь рассмотрим варианты финансирования при отсутствии собственных источников. Одним из наиболее действенных методов обновления рыбопромыслового флота является финансовый лизинг. На сегодняшний день в России лизинговыми компаниями и банками предлагаются вполне приемлемые условия заключения лизинговой сделки. Размер авансовых платежей составляет в среднем 10-15%. Срок лизинга, как правило, не превышает 120 месяцев. Удорожание в год - от 3,5%.

При заключении сделки лизинга на покупку рыбопромыслового судна предприятие-лизингополучатель может рассматривать два варианта: приобретение судна, построенного на иностранной верфи, либо лизинг судна отечественного производства.

Реализация федеральной целевой программы обновления рыбопромыслового флота, предполагающей субсидирование процентных ставок по кредитам и лизинговых платежей при приобретении судов рыболовецкими предприятиями, уже показала первые результаты. За период с 2009 по 2015 г.г. на российских судоверфях АО «Объединенная судостроительная корпорация» было построено 29 судов. При этом общая стоимость построенных судов с учетом авансов составила 9,5 млрд руб. [5].

В целях развития отечественного судостроения было создано структурное подразделение АО «ОСК» лизинговая компания «Гознак Лизинг». Механизм финансирования проектов по строительству судов и их технологическому оснащению через «Гознак Лизинг» позволяет использовать средства государственной поддержки в рамках реализации федеральных целевых программ. В рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской и морской техники» предоставляются субсидии по договорам лизинга, заключенным до конца 2016 г. В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие судостроения на 2013-2030 гг.» предполагается выделение государственных субсидий и с 2017 по 2030 гг., то есть до конца срока действия программы.

Заключение договора лизинга в рамках программы возможно на следующих условиях:

- срок финансирования - до 15 лет;

- отсрочка уплаты процентов на период строительства судна;

- субсидирование процентов в размере 1/3 ключевой ставки ЦБ РФ плюс 1%;

- распределение авансовых платежей в период строительства.

При строительстве и приобретении рыболовных судов по договорам лизинга и кредита, помимо предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета, в Камчатском крае целевые программы предусматривают предоставление субсидий на возмещение первоначального взноса по договору лизинга, а также увеличение размера возмещения затрат при уплате лизинговых платежей и процентов по кредиту с одной третьей до двух третьих ключевой ставки ЦБ РФ [6]. Повышению инвестиционной активности будут способствовать изменения, внесенные в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в 2016 г., которые запустили новый механизм государственной поддержки обновления рыбопромыслового флота [7].

В качестве средств финансирования будут выступать квоты на инвестиционные цели. Квоты на добычу водных биологических ресурсов (ВБР) будут выделяться при покупке или лизинге судов рыбопромыслового флота, построенных на отечественных судоверфях. Инвестиционные квоты будут закрепляться на срок до 15 лет. Объем - до 20% всего объема выделенных квот.

Причем следует особо подчеркнуть, что государственное финансирование будет возможно только при условии строительства судов на отечественных судостроительных заводах. Кроме того, квоты планируют выделять для добычи минтая, трески, пикши и сельди. Эти породы рыб составляют наибольшую долю в общем объеме уловов и добываются и перерабатываются, как правило, большими многофункциональными траулерами. Правительство прогнозирует высокий интерес рыбопромышленников к использованию данного механизма получения государственных инвестиций. Прогноз к 2030 г. - строительство 90 промысловых судов.

Несмотря на то, что изменения в федеральном законе уже вступили в силу, этот механизм еще не отлажен. Много неясностей, нет четких разъяснений о порядке применения инвестиционных квот. В настоящее время Правительство работает над нормативной базой, регулирующей

этот порядок. В частности, следует четко установить, на какие типы судов будут выделяться квоты. Изначально предполагалось, что финансирование будет выделяться на строительство крупнотоннажного флота, но это вызвало бурные споры, сейчас стоит вопрос о возможности получения квот на среднетоннажные суда.

Но уже сейчас среди рыбопромышленников отмечен высокий спрос на получение «квот под киль». Камчатские рыбаки сразу отреагировали на новые инвестиционные возможности. Рыболовецкий колхоз им. Ленина уже заключил контракт с Прибалтийским судостроительным заводом «Янтарь» на строительство трех траулеров. Закладка судов уже состоялась. Эти суда будут обладать уникальными характеристиками; они способны выполнять любые задачи по лову и переработке рыбы в сложных климатических условиях Камчатского края.

Для реализации стратегии обновления рыбопромыслового флота необходимо развитие и собственной судоремонтной базы. Отрасль судоремонта в Камчатском крае представлена одиннадцатью предприятиями, которые обслуживают в основном мало- и среднетоннажные суда. Некоторые крупнотоннажные суда ремонтируют на предприятии АО «Северо-Восточный ремонтный центр», расположенном в г. Вилючинске и входящем в холдинг «ОСК». Но он специализируется в основном на выполнении гособоронзаказа.

Ремонтная производственная база практически всех судоремонтных камчатских предприятий изношена и не соответствует современному уровню технического оснащения. Отрасль характеризуется отрицательной динамикой инвестиций в основной капитал (рис. 4).

35 000 30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0

Рис. 4. Динамика инвестиций в основной капитал судоремонтных предприятий Камчатского края за 2011-2016 гг. [8]

Как видно по данным рис. 5, в 2015 и 2016 гг. инвестиций в обновление производственной базы не было.

Для развития базы судоремонта на Камчатке возможно следующее решение: создание холдинга, объединяющего отдельные судоремонтные предприятия. Как правило, при создании холдингов всегда возникает синергетический эффект: одно крупное предприятие дает больше возможностей и более высокие результаты деятельности, чем несколько отдельных.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Важнейшими условиями повышения инвестиционной активности рыболовецких предприятий Камчатского края является стабильное получение прибыли и наличие необходимого объема финансового обеспечения. В современных условиях отрасль располагает собственными инвестиционными ресурсами, формируемыми за счет собственной прибыли, а также созданы возможности использования средств государственной поддержки. В то же время эффективные механизмы обновления камчатского добывающего флота необходимо рассматривать в условиях развития отраслей судостроения и судоремонта, которые характеризуются крайне неблагоприятными экономическими показателями развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Рыболовство, переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов в Камчатском крае. 2015: стат. сб. - Петропавловск-Камчатский: Камчатстат, 2016. - 55 с.

2. Итоги работы рыбохозяйственного комплекса Камчатского края в 2016 году [Электронный ресурс]. - URL: http:// old.kamgov.ru (дата обращения: 18.05.2017).

3. Агунович Ю., Левская И. Обновление производственного потенциала предприятий рыбной отрасли // Экономика сельского хозяйства России. - № 10. - 2016.

4. Суда для рыбаков в России могут строить 13 заводов! [Электронный ресурс]. - URL: http:// korabel.ru (дата обращения: 18.05.2017).

5. Лизинг рыбопромысловых судов (судно + финансовый продукт) / Госзнак Лизинг. - М., 2015 [Электронный ресурс]. - URL: www.fish.gov.ru/sudostroenie/gosznak

6. О внесении изменений в постановление Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 533-П «О государственной программе Камчатского края "Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края на 2014-2020 годы"»: пост. Правительства Камчатского края от 13.05.2016 № 177-П.

7. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ.

8. Курируемые отрасли [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kamgov.ru/aginvest/prom (дата обращения: 20.05.2017).

Информация об авторе Information about the author

Левская Ирина Владимировна - Камчатский государственный технический университет; 683003, Россия, Петропавловск-Камчатский; кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики; shainaira@rambler. ru

Levskaya Irina Vladimirovna - Kamchatka State Technical University; 683003, Russia, Petropavlovsk-Kamchatskу; Candidate of Economic Sciences; Associate Professor of Economics Chair; shainaira@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.