Научная статья на тему 'Инвестиционное развитие строительного комплекса региона на основе проектного финансирования'

Инвестиционное развитие строительного комплекса региона на основе проектного финансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / INVESTMENT DEVELOPMENT / REGIONAL ECONOMICS / PROJECT FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова А. И., Добросердова Е. А.

Социально-экономическое развитие административно-территориальной единицы должно быть обеспечено воспроизводством всех существующих пространственных территорий и производительных сил вне зависимости от их формы собственности, что возможно, если строительное производство будет осуществляться в соответствии с целостным и комплексным планированием всего территориального пространства по условию устойчивого развития минимизации ущерба для будущих поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment development of construction in the region based on project financing

In modem conditions, economic activity in the investment and the constmction sector of the region is perceived by all experts as a key condition for the advance of the socio-economic development and welfare of the population. In this regard, the creation of conditions for the investment industry's susceptibility is one of the most important problems of regional government. It is necessary to ensure that the interests of all stakeholders government, business and society. In fact, today there is no concept of acceptable regulation of prices for constmction products, equally important to consider the reality of the market mode of production and distribution and sane state function of regulating economic activity. Moreover, the budget should be considered only as a tool for co-investment in a variety of public-private partnership. This will attract additional fonds in sectors that could provide attractive to financial institutions. The problems addressed in this article, in the context of a balanced scorecard in project financing, are relevant to community development, which is entirely dependent on an effective system of integrated software.

Текст научной работы на тему «Инвестиционное развитие строительного комплекса региона на основе проектного финансирования»

УДК 338

Романова А.И. - доктор экономических наук, профессор

E-mail: aisofi@kgasu.ru

Добросердова Е.А. - кандидат экономических наук, старший преподаватель

E-mail: ele79958738@yandex.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1

Инвестиционное развитие строительного комплекса региона на основе проектного финансирования

Аннотация

Социально-экономическое развитие административно-территориальной единицы должно быть обеспечено воспроизводством всех существующих пространственных территорий и производительных сил вне зависимости от их формы собственности, что возможно, если строительное производство будет осуществляться в соответствии с целостным и комплексным планированием всего территориального пространства по условию устойчивого развития - минимизации ущерба для будущих поколений.

Ключевые слова: инвестиционное развитие, региональная экономика, проектное финансирование.

В настоящее время процесс разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления и их финансового обеспечения завершен, сформирована нормативно-законодательная база, определяющая принцип функционирования муниципальных образований региона, но остается ряд серьезных проблем, относящихся к экономическим основам региональных органов государственной власти и местного самоуправления.

Проблемы реализации инвестиционно-строительных программ регионального развития обусловлены общим недопониманием высокой роли в этом процессе строительного комплекса, а также низкой степенью проработанности вопросов по качеству действующих программ. Необходимо также отметить очевидную несогласованность стратегических и оперативных планов деятельности муниципальных образований, которая отражается на инвестиционном развитии строительного комплекса любого региона.

Инвестиционная политика является главным элементом экономической политики, эффективность которой зависит от реформ на макро-, мезо- и микроуровнях экономики. Традиционная инвестиционная политика в разрезе инвестиционно-строительных проектов основывается на сокращении транзакционных издержек и повышении потенциальной эффективности внутренних ресурсов, необходимых для расширения отраслевых границ хозяйственно-экономической деятельности и вероятностных точек взаимодействия внутренних ресурсов с существующими возможностями для получения наибольшей прибыли.

Вследствие вышеизложенного, необходимо отметить, что процесс инвестирования экономического субъекта вырабатывается на основе его внутренних ресурсов, составляющих основной потенциал в реализации инвестиционных проектов и преодоления рисков, созданных внешней средой, и в сочетании элементов планирования и реализации региональной стратегии с последовательным взаимодействием внутренних ресурсов и возможностями экономического субъекта, внешней отраслевой организации.

Создание эффективной системы регулирования инвестиционного процесса возможно на основе применения сбалансированной системы показателей и использования метода проектного финансирования инвестиционных проектов.

Республика Татарстан - экономически развитый регион России, богатый природными ресурсами, мощным промышленным и научным комплексом, развитой транспортной инфраструктурой, поэтому интересен для широких слоев инвесторов. Положительная динамика в промышленности, в обрабатывающих производствах и сельскохозяйственном производстве, высокий инвестиционный спрос привлекают

инвесторов в строительную отрасль республики, поэтому отмечается рост инвестиционной активности. Рост инвестиционной активности отмечается не только в строительстве, но и в производстве строительных материалов, увеличении объема введенного жилья, подкрепленных ростом объемов кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах в 2011 году превысил уровень 2008 года.

Важность стратегии инвестиционного развития строительного комплекса Татарстана очевидна, поэтому, с нашей точки зрения, инструменты, участвующие в формировании набора рычагов и приводящие в движение механизмы реализации стратегии в общей экономической системе, имеют отражение в сбалансированной системе показателей.

Для оценки инвестиционной и инновационной привлекательности региона должны быть проанализированы наиболее привлекательные муниципальные образования, рассчитан их инвестиционный и инновационный рейтинг на основе сравнимых показателей: численность постоянного населения (тыс. чел.), население трудоспособного возраста (тыс. чел.), денежные доходы на душу населения (руб.), общая площадь жилья (тыс. м2), объем добавленной стоимости предприятий (млн. руб.), объем инвестиций в основной капитал из всех источников финансирования (млн. руб.), объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» (млн. руб.), оборот розничной торговли на душу населения (тыс. руб.), затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации (млн. руб.), расходы регионального бюджета (тыс. руб.), закрепленные доходы регионального бюджета (тыс. руб.).

На основании полученных результатов разрабатывается детализированная модель стратегии региона, устанавливается эффективность применения проектного финансирования как инструмента, способствующего инвестиционному развитию строительного комплекса региона. Функционирование инвестиционно-строительного комплекса региона характеризуется наличием тесной связи централизованной и децентрализованной организации инвестиционного процесса, поэтому объектом пристального внимания и изучения являются производственные и коммерческие системы в рамках взаимодействия участников процесса проектного финансирования, то есть системы типа «проектная компания - инвестор - кредитор», которые осуществляют организационно-экономическую и технологическую деятельность, организационнозаготовительные, транспортные и производственно-технологические операции, реализующие инвестиционно-строительные проекты в регионе.

Необходимо подчеркнуть важность грамотного делегирования ответственности и сроки завершения проектов в зависимости от специфики системных сбалансированных показателей, выбранной стратегии региона, жизненного цикла конкретного стратегического инвестиционно-стратегического проекта, а также общих подходов к формированию финансовых показателей, поэтому результат применения проектного финансирования в инвестиционно-строительном комплексе региона рассматривается как эффективная реализация инвестиционных вложений при создании строительной продукции.

Структура проектного финансирования различных инвестиционно-строительных объектов может отличаться в зависимости от специфики финансирования проекта, особенностей назначения проекта, от существующих договоров или контрактов, которые составляют основу для финансирования. Однако проектное финансирование подчиняется общим принципам, лежащим в его основе: финансирование направляется на проекты, которые представляют вновь созданные проектные компании или на реализацию совершенно нового бизнес-проекта, при этом жестко исполняется главное условие экономического развития хозяйствующих субъектов - прибыль от реализации инвестиционного проекта является источником возврата вложенных средств. В этой связи отметим еще одну особенность проектного финансирования строительного комплекса региона - наличие высокой доли привлеченного капитала в общем объеме финансирования проекта.

Разработка и внедрение стратегических решений по инвестиционному развитию строительного комплекса региона на основе проектного финансирования должны осуществляться поэтапно с четкой постановкой целей и задач на каждом этапе.

В реализации стратегии инвестиционного развития строительного комплекса региона подчеркнем важность создания структур, ответственных за ее реализацию, существование структурно-логической взаимосвязи критериев и показателей, информационной осведомленности участников проекта и населения об основных стратегических направлениях.

Региональные строительные комплексы являются основными составляющими элементами фондообразующей отрасли, решающей социально-экономические задачи и определяющей темпы развития экономики, поэтому важно раскрыть значимость строительной отрасли в планировании городских территорий для изменения вектора направленности региональной инвестиционной политики в сторону развития строительного комплекса и муниципальных образований.

Городское планирование в условиях развивающейся урбанизации определяет экономическое содержание процессов распространения городского образа жизни, поэтому исследование пространственной локализации различных строительных процессов (производства) заключается в тесной связи сферы управления и развития городов с функционированием субъектов развития городской среды и строительными комплексами.

Развитие строительного комплекса в условиях рыночных отношений способно решать комплексные проблемы, связанные с обновлением основных фондов, модернизацией предприятий, решением многолетней жилищной проблемы (проведен анализ капитального ремонта жилищного фонда), размещением вынужденных переселенцев и мигрантов. Именно в этой связи необходимо вынести ряд положений, которые на практике дадут импульс инвестиционному развитию региона в рамках реализации национального жилищного приоритета и создадут условия для успешного финансирования. В современной ситуации такой системой, которая активизирует строительный комплекс региона, является его инвестиционная политика и система сбалансированных показателей, с показателями, характеризующими объем жилищного строительства и доступность приобретения жилья.

В развитии проектного финансирования выделено: финансирование природноресурсных проектов; финансирование независимых энергетических проектов; финансирование общественно-инфраструктурных объектов (дороги, транспорт, общественные здания и сооружения, и т.д.) с привлечением частного капитала; финансирование телекоммуникационных сетей. Так, в Республике Татарстан существует ряд важных инвестиционных объектов, которые в той или иной степени используют проектное финансирование: «Алабуга», ОАО «ТАНЕКО», строительство развязок и детсадов в Казани, объекты Универсиады (2013 г.) и ФИФА (2018 г.), скоростная железная дорога, новая библиотека.

Вопрос методического обеспечения проектного финансирования инвестиционностроительного комплекса для решения проблем региона остается актуальным в современных условиях. В Российской Федерации на данный момент предпочтение отдается традиционным формам организации отраслевого инвестиционного процесса, поэтому происходит запаздывание отдельных стадий инвестиционного цикла и всего цикла, следовательно, для решения конкретных инвестиционных задач необходимо использовать форму проектного финансирования. Проектное финансирование можно рассматривать как метод направления денежных средств на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, новое строительство (строительные проекты), при котором источником погашения долговых обязательств перед кредитором (банком) являются средства, сформированные при реализации строительного проекта.

Для оценки эффективности использования проектного финансирования на уровне регионального строительства, целесообразно применять методику, разработанную на основе взаимодействия участников проектного финансирования в строительстве с построением схемы взаимодействия компании-заказчика, банка финансирования, генерального подрядчика, властей региона и потенциальных потребителей. Схема проектного финансирования регионального строительства должна четко показывать выгоду каждого участника проекта и невозможность самостоятельного существования, поэтому для всех участников проекта должны быть перечислены функции, отдельно

разработаны мероприятия для инвестора объекта, а также содержать основные требования самого инвестора к организации проекта [1].

Использование проектного финансирования в строительстве позволит формировать на ее основе стратегические предпосылки развития инвестиционной активности региона. В современном строительстве и в управлении крупными производственными объектами и объектами инфраструктуры активно внедряется финансирование инвестиционных проектов, основанное на будущих доходах, которые в недалекой перспективе будут формироваться создаваемой организацией. Основные выгоды от применения проектного финансирования строительства мы видим в привлечении инвестиций в строительную отрасль с минимизацией проектных рисков; выходе на внутренний рынок конкурентоспособной продукции с реальной стоимостью; реализации инвестиционного проекта с увеличением числа рабочих мест, увеличением числа прибыльных предприятий и, как следствие, увеличении налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; в жестких требованиях к финансовому состоянию компании-заемщика (вплоть до создания новой компании), возможности учитывать интересы инвестора через введение моратория на обслуживание и возврат основного долга на период освоения капитальных затрат и вывода проекта на производственную мощность. Таким образом, в настоящее время имеются все необходимые условия и предпосылки для широкого развития проектного финансирования в нашей стране и республике.

Вернемся к целесообразности использования проектного финансирования в рамках системы сбалансированных показателей развития региона. Любая система должна иметь методическое обоснование, инструкцию и пример по проведению расчетных мероприятий. В современных условиях развития региона особенно важно использовать свою систему сбалансированных показателей. В этой связи требуется:

- детально изучить целевые направления развития региона;

- проранжировать значимость конкретных предлагаемых мероприятий;

- присвоить веса целевым направлениям через «коэффициенты влияния»;

- рассчитать достижимость реализации проектов по основным направлениям;

- выявить влияние целевых направлений на развитие объектов жизнеобеспечения, промышленной базы и социальной сферы региона, а также инвестиционной привлекательности на снижение корневых проблем соответственно.

Сбалансированность системы должна отражать интеграцию производственных и личных целей населения в стратегию, следовательно, оценка экономической эффективности достижения целей в рамках общей стратегии региона может осуществляться с использованием системы сбалансированных показателей с декомпозицией стратегических направлений на цели с присвоением определенных показателей эффективности [2]. Финансирование должно распределяться на изменение структуры экономики муниципального образования (приватизация, переход к «обществу услуг», рынок занятости, создание технопарков, переподготовка управленческих кадров, межрегиональная миграция, гармонизация развития инфраструктуры) в направлении роста эффективности его функционирования [3]. Для реализации любой новой стратегии требуется обучение персонала, который будет работать в новом направлении - проектном финансировании, поэтому можно утверждать, что коэффициент стратегического переобучения определяет стратегический пассив, а также фундамент для разработки карты развития и обучения - первоначального этапа формирования сбалансированной системы показателей. В свою очередь, для разработки схемы формирования системы сбалансированных показателей должна быть проведена детализация стратегии региона, определение и перегруппировка целей по направлениям: финансы, население, внутренние организационные процессы, обучение и развитие. Управление развитием строительного комплекса региона заключается в создании качественной инвестиционной среды, понимаемой в широком смысле как совокупность условий жизни населения и функционирования хозяйствующих субъектов на данной административной территории.

Таким образом, для осуществления стратегии инвестиционного развития строительного комплекса региона требуется провести функциональное разграничение полномочий и ответственности в части системного подхода к его развитию, куда будет включена система

сбалансированных показателей, учитывающая поэтапно территориальный потенциал, внутренние организационные процессы, удовлетворенность населения, возможность расширения источников поступления доходов и увеличения объема финансирования строительного комплекса. Стратегия развития позволяет оценить условия развития региона, его преимущества и недостатки, чтобы минимизировать угрозы и максимизировать возможности, определить согласованность общих целей на местном уровне.

Вследствие выведения алгоритма пошагового построения модулей развития разрабатывается структура стратегических целей инвестиционного развития строительного комплекса региона на основе проектного финансирования, а также основные характеристики показателей для карты развития объектов жизнеобеспечения всего региона [4].

Основные характеристики показателей инвестиционной привлекательности строительного комплекса региона позволят показать вектор усилий для каждого стратегического направления его инвестиционного развития. Совершенствование

эффективности инвестиционно-строительной деятельности на основе проектного финансирования происходит постоянно.

Метод проектного финансирования в строительстве имеет высокую степень реализации с экономической и социальной точек зрения, подтверждая целесообразность его применения, поскольку предоставляет возможность обосновывать требуемые инвестиции, разрабатывать оптимальные схемы финансирования работ, составлять план работ, включающий сроки исполнения работ и потребления ресурсов, необходимых затрат, оптимально организовать исполнение работ и взаимодействие участников проекта, осуществлять планирование и контроль качества, анализ и управление проектными рисками, планировать и контролировать контракты, анализировать отклонения фактического хода выполнения работ от запланированного и прогнозировать последствия возникающих отклонений, моделировать корректирующие воздействия на информационных моделях проектов и принимать обоснованные управленческие

решения, вести архивы проектов и анализировать опыт их реализации, который может быть использован в других проектах.

На сегодняшний день проблемы проектного финансирования в Республике Татарстан и в России связаны с динамикой инвестиционных процессов,

совершенствованием банковских институтов и повсеместным внедрением в регионах системы сбалансированных показателей. Именно такой взаимоувязанный подход к решению стратегических задач региона позволит развить новые формы решения инвестиционных проблем отдельных отраслей экономики и повысит контролируемость бюджетных средств и программ. Особенность использования методологии

сбалансированной системы показателей при формировании инвестиционной программы развития муниципального образования заключается в том, что она позволяет учитывать потребности населения в местных услугах, обеспечивая эффективный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, прозрачность и сбалансированность при распределении финансовых ресурсов.

Список литературы

1. Кабирова Р.С. Проектное финансирование как способ инвестиционного развития региона // Российское предпринимательство. Креативная экономика, 2012, № 10.

2. Кабирова Р.С. Проблемы и перспективы инвестиционного развития региона // Управление экономическими системами, 2012, № 9.

3. Романова А.И., Миронова М.Д., Ильина Е.В. Методический подход к оценке рисков и принятию решений в условиях неопределенности на рынке услуг // Управление экономическими системами, 2012, № 3.

4. Романова А.И. Инвестиционное стимулирование рынка строительных услуг // Известия КГАСУ, 2010, № 2 (14). - С. 339-344.

Romanova A.I. - doctor of economical sciences, professor E-mail: aisofi@kgasu.ru

Dobroserdova E.A. - candidate of economical sciences, senior lecturer E-mail: ele79958738@yandex.ru

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya St., 1

Investment development of construction in the region based on project financing Resume

In modem conditions, economic activity in the investment and the construction sector of the region is perceived by all experts as a key condition for the advance of the socio-economic development and welfare of the population. In this regard, the creation of conditions for the investment industry's susceptibility is one of the most important problems of regional government. It is necessary to ensure that the interests of all stakeholders - government, business and society.

In fact, today there is no concept of acceptable regulation of prices for construction products, equally important to consider the reality of the market mode of production and distribution and sane state function of regulating economic activity.

Moreover, the budget should be considered only as a tool for co-investment in a variety of public-private partnership. This will attract additional funds in sectors that could provide attractive to financial institutions. The problems addressed in this article, in the context of a balanced scorecard in project financing, are relevant to community development, which is entirely dependent on an effective system of integrated software.

Keywords: investment development, regional economics, project financing.

References

1. Kabirova R.S. Project financing as a way of investment development in the region // Russian business. Creative Economy, 2012, № 10.

2. Kabirova R.S. Problems and prospects of investment development in the region // Control of economic systems, 2012, № 9.

3. Romanova A.I., Mironova M.D., Ilina E.V. Methodical approach to risk assessment and decision-making under uncertainty in the market // Control of economic systems, 2012, № 3.

4. Romanova A.I. Investment stimulation of the market of building services// News KGASU. - Kazan: KGASU, № 2 (14), 2010. - P. 339-344.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.