Кудрявцев Владимир Анатольевич, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Йошкар-Ола, Поволжский государственный технологический университет,
Москвин Яков Александрович, аспирант, [email protected], Россия, Йошкар-Ола, Поволжский государственный технологический университет
NEW FORMS OF OBSOLESCENCE AND THE TIMING OF THEIR OCCURRENCE IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE ECONOMY
Y.А.Moskvin, V.A.Kudryavсev
The article is devoted to modern forms of obsolescence offixed capital and the timing of their occurrence. In the article the economic essence of occurrence of new forms of obsolescence, formulated and reveals the reasons for the occurrence of an obsolescence, as well as determined the times of their occurrence. The basis of this research formed the author's vision of the causes and consequences of the emergence of new forms of obsolescence.
Key words: moral depreciation, forms moral depreciation period of occurrence, causes of, and consequences of obsolescence.
Kudryavcev Vladimir Anatolievich, candidate of economic sciences, docent, [email protected], Russia, Yoshkar-Ola, Volga State University of Technology,
Moskvin Yakov Aleksandrovich, post-graduate, [email protected], Russia, Yoshkar-Ola, Volga State University of Technology
УДК 330.322:656.2
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ ПО БИЗНЕС-БЛОКАМ
Ю.А. Шептухина
Рассмотрен каждый из бизнес-блоков Холдинга «РЖД», инвестиции по ним и их влияние на каждый из показателей качества транспортного обслуживания, обеспечивающих рост конкурентоспособности.
Ключевые слова: конкурентоспособность, качество транспортного обслуживания, инвестиции.
Проблема формирования конкурентных преимуществ любого хозяйствующего субъекта требует соответствующего инвестиционного обеспечения. Не являются исключением и компании, функционирующие на рынке грузовых и пассажирских перевозок. Ведущую роль, несомненно, играет Холдинг «Российские железные дороги».
В Стратегии Холдинга «РЖД», обеспечивающей долгосрочное развитие, выделяют пять ключевых бизнес-блоков, по которым осуществляется планирование и анализ деятельности:
1. Пассажирские перевозки и сервис: оказание услуг по перевозке пассажиров в дальнем и пригородном сообщении;
2. Инжиниринг и транспортное строительство: оказание услуг по строительству и ремонту; оказание услуг по разработке проектно-сметной документации;
3. Транспортно-логистические услуги: оказание транспортно-логистических услуг;
4. Социальный бизнес-блок: оказание медицинских услуг; услуги по организации и проведению культурных и спортивных мероприятий;
5. Инфраструктура и тяга: организация перевозки, обеспечение тягой, обеспечение инфраструктурой.
Выделяют следующие стратегические цели компании:
- увеличение масштаба транспортного бизнеса;
- повышение производственно-экономической эффективности;
- повышение качества работы и безопасности перевозок;
- глубокая интеграция в евро-азиатскую транспортную систему;
- повышение финансовой устойчивости и эффективности.
Следуя в своем развитии вышеперечисленным целям, следствием является и повышение конкурентоспособности транспортной компании.
Рассмотрим обеспечение конкурентоспособности железнодорожного транспорта по каждому из вышеперечисленных бизнес-блоков, через показатели качества транспортного обслуживания.
Пассажирские перевозки и сервис. Развитие скоростного и высокоскоростного движения, чему способствует инновационное развитие отрасли, приобретение нового подвижного состава, внедрение европейских стандартов в сфере перевозок, повышение безопасности, повышение комфорта позволяет железнодорожному транспорту быть достойной и доступной альтернативой другим видам транспорта. Железнодорожные перевозки в дальнем следовании сохраняют свою конкурентоспособность на расстояниях до 1,5 тыс. км, при этом на расстоянии до 700 км более 70 % всех пассажиров выбирают услуги железнодорожного транспорта. Таким образом, основное внимание уделяется повышению качества обслуживания пассажиров, при этом повышается транспортная доступность, мобильность населения, что и ведет к увеличению продаж, повышению конкурентоспособности.
Согласно Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года планируется рост пассажиропотока в 1,16 раз. Для обеспечения этого необходимо обеспечить целый ряд конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта на рынке пассажирских перевозок, что достигается рациональной инвестиционной политикой (таблица 1).
Таблица 1
Инвестиции в пассажирские перевозки и сервис
Направление инвестиций Объем инвестиций, млн. рублей Влияние на конкурентоспособность через показатели качества транспортного обслуживания
2011 2012 2013 (план)
Хозяйство пригородных пассажирских перевозок 8208,4 10975,5 7800,00 - увеличение скорости перевозки пассажиров; - увеличение безопас- ности перевозок.
Внедрение автоматизированной системы контроля и учета пассажиров 451,4 507,5 300,00
Хозяйство дальних перевозок 6165,5 10276 6677,1 - увеличение скорости перевозки пассажиров; - увеличение безопас- ности перевозок; - повышение уровня обслуживания пассажиров.
Пассажирский подвижной состав 480,0 - увеличение безопасности перевозок.
Ограничение инвестиций в пассажирские перевозки может привести к уходу пассажиров на другие виды транспорта. При этом пассажирские перевозки являются социально значимым объектом инвестирования и контролируются на государственном уровне, таким образом, необходимо обеспечить транспортную доступность для населения на соответствующем уровне, обеспечив при этом конкурентоспособность железнодорожного транспорта, для предотвращения финансовых потерь от ухода пассажиров на другие виды транспорта.
Данные приведенные в таблице 1 свидетельствуют, что на эти цели за три последних года Холдингом «РЖД» было выделено 51,8 млрд.рублей.
Инжиниринг и транспортное строительство. Строительство новых и ремонт имеющихся объектов железнодорожного транспорта и поддержание их в состоянии, обеспечивающем эффективность перевозок, требуют значительных инвестиций.
Инвестиции в данный бизнес-блок влияют на такие показатели качества, как безопасность движения, ритмичность перевозок и их своевременность и другие.
Транспортно-логистические услуги. Взаимодействие грузополучателей и грузоотправителей с железнодорожным транспортом осуществляется непосредственно при оказании транспортной услуги - перевозки. От качества транспортного обслуживания напрямую зависит конкурентоспособность. Инвестиции в данный блок позволяют повысить такие показатели качества, как готовность транспортных средств к перевозке, ритмичность, срочность доставки, комплексность предлагаемых услуг, что позволяет минимизировать потери грузоотправителей от несвоевременного оборота средств и привлечь на железнодорожный транспорт большее количество заказчиков.
Планируется встраивание российского железнодорожного транспорта в современные логистические схемы и мультимодальные транспортные цепочки.
Согласно Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года планируется рост грузооборота в 1,46 раз.
Реализация разработанной Концепции размещения терминально-логистических центров в России позволит организовать регулярное грузовое движение между терминалами и крупными городами, что позволит значительно улучшить ряд показателей качества транспортного обслуживания, таких как скорость, ритмичность.
В настоящее время наблюдается некоторое снижение грузооборота, что стало результатом замедления темпов роста промышленного производства и сокращения инвестиций в основной капитал. Оба макроэкономических показателя сильно влияют на объемы перевозки грузов железнодорожным транспортом.
ОАО «РЖД» ставит задачу в 2013 году обеспечить рост надежности доставки грузов не менее чем на 5 процентных пунктов к уровню 2012 года.
При этом на показатели качества транспортного обслуживания отрицательно влияют внешние для компании факторы, связанные с приватным парком вагонов, избыточностью этого парка, как следствие неравномерностью загрузки инфраструктуры, недостаточностью нормативной базы.
Резко возросшая нагрузка на грузовые и сортировочные станции и на сеть дорог привела в итоге к снижению пропускной способности системы железнодорожного транспорта и, как следствие, к значительному росту задержек в доставке грузов.
По данным Холдинга «РЖД» в 2012 году было предъявлено 759 тыс. претензий на сумму 13,5 млрд руб. Из этого числа 616 тыс. претензий (81,1 %) на сумму 6,7 млрд руб. (49,5 %) предъявлено за нарушения сроков доставки порожних собственных вагонов. Было удовлетворено 154 тыс. претензий на сумму 2,4 млрд руб. По сравнению с 2011 годом, количество предъявленных претензий возросло в 5,6 раза, а сумма требований - в 1,9 раза.
Срок доставки - один из важнейших показателей, характеризующих качество транспортного обслуживания грузовладельцев.
Для формирования конкурентных преимуществ по этому направлению компанией выделяются значительные средства, которые обеспечивают рост показателей качества транспортного обслуживания. Инвестиции в обновление терминально-складского комплекса и обеспечение технологической устойчивости производственного процесса за последние три года составили 169,5 млрд.рублей.
Социальный бизнес-блок. В данный бизнес-блок входят следующие услуги: организация работы детских железных дорог и проведение профессионально-ориентационной работы среди молодежи; деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения; медицинская деятельность; фармацевтическая деятельность; образовательная деятельность; строительство, эксплуатация, технический надзор и ремонт объектов социально-культурного, спортивно-оздоровительного и коммунальнобытового назначения, проведение образовательной, культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, осуществление экскурсионно-туристического и гостиничного обслуживания, организация отдыха и санаторно-курортного лечения; предоставление коммунально-бытовых услуг.
Организация данных видов услуг для персонала, который в свою очередь является стратегических ресурсом железнодорожного транспорта, способным обеспечить поддержание конкурентоспособности, является одним из видов мотивации работоспособности и удержания квалифицированного персонала в штате организации. Инвестиции в проекты социального развития за три последних года составили 25,5 млрд.рублей. Это позволяет поддержать достигнутый уровень обслуживания, а также постепенно повысить его.
Инфраструктура и услуги тяги. Является центральным бизнес-блоком обеспечения всей деятельности холдинга. Мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры разработаны с целью освоения прогнозируемого роста объемов грузовых и пассажирских перевозок и ликвидации «узких мест» в пропускной способности сети железных дорог. Развитие и техническое состояние инфраструктуры определяют предельные объемы перевозок, оказывают значительное влияние на технологию и качество перевозочного процесса и качество предоставляемых потребителям услуг. При сохранении существующей динамики развития железнодорожной инфраструктуры в России к 2015 году прогнозируется неудовлетворенный спрос на перевозку грузов. Поэтому требуется масштабное развитие инфраструктуры.
Грузопотоки продолжают концентрироваться на направлениях, ведущих к российским портам. В результате коэффициент загрузки ряда участков достиг максимально возможного уровня и для организации беспрепятственного движения поездов по ним необходимы масштабные инвестиции в развитие инфраструктуры.
Таким образом, важно обеспечить перевозки инфраструктурой и тягой, при этом и тяговый подвижной состав значительно изношен и не может
в полной мере обеспечивать рост конкурентоспособности, за счет снижения ряда показателей качества, таких как безопасность, срочность, сохранность, ритмичность. Использование новых локомотивов позволит значительно повысить существующие весовые нормы на полигонах работы, сократить расход топливно-энергетических ресурсов, снизить расходы на обслуживание, но при это требуются соответственно значительные инвестиции (табл. 2).
Таблица 2
Инвестиции в инфраструктуру и тяговый подвижной состав
Направление инвестиций Объем инвестиций, млн. рублей Влияние на конкурентоспособность через показатели качества транспортного обслуживания
2011 2012 2013 (план)
Снятие инфраструктурных ограничений 141839,8 178102,5 157645,2 - срочность, ритмичность доставки грузов; - сохранность, без- опасность; - полнота удовлетворе- ния спроса; - транспортная доступ- ность; - и другие.
Тяговый подвижной состав 50843,1 61944,3 84672,1 - срочность, ритмичность доставки грузов; - сохранность, безопасность;
Выделение показателей качества транспортного обслуживания и конкурентоспособности по каждому из бизнес-блоков позволит оценить и проанализировать данные показатели по отдельности и по холдингу в целом и выделить влияние каждого из них на общий показатель конкурентоспособности и, соответственно, оценить эффективность инвестиций в каждый из бизнес-блоков, при этом целесообразно учитывать долю доходов по каждому из них.
Список литературы:
1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.
2. Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2012 год.
3. Комплексная оценка эффективности инвестиционных проектов развития железнодорожного транспорта с учетом их влияния на экономический потенциал регионов: монография / Л.В. Шкурина, А.А. Бирюков, С.Н. Беряков.
- М.: Московский государственный университет путей сообщения, 2013. 213 с.
Ю.А. Шептухина, заместитель главного бухгалтера - начальник отдела планирования, смет и бухгалтерского учета, [email protected], Россия, Москва, Московский государственный университет путей сообщения
INVESTMENT SUPPORT COMPETITIVE ADVANTAGES TRANSPORT COMPANY IN THE
BUSINESS BLOCKS
Y.A. Sheptukhina
This article discusses each of the business units of the Holding Company "Russian Railways" investmentfor them and their impact on each of the indicators of quality of transport services, providing increased competitiveness.
Keywords: competitiveness, quality of transport services, and investments.
Sheptukhina Yuliya Alekseevna, Deputy Chief Accountant - Head ofplanning, budgeting and accounting, [email protected], Russia, Moscow, Moscow State University of Railway Transport
УДК 330.322.001:656.2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБОСНОВАНИЮ КОМПЛЕКСНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
С.Н. Беряков
Данная статья посвящена исследованию актуальных подходов к обоснованию комплексного инвестиционного проекта развития железнодорожного транспорта. В статье приведена подробная классификация инвестиционных проектов, раскрыто понятие «комплексного инвестиционного проекта», рассмотрен совокупный эффект, генерируемый комплексным инвестиционным проектом.
Ключевые слова: классификация инвестиционных проектов, комплексный инвестиционный проект, железнодорожный транспорт, социальная среда, регион, трудовые ресурсы.
Законодательно определение инвестиционного проекта закреплено в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»[1], где инвестиционный проект трактуется как «обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)».