* Инвестиции
INVESTMENTATTRACTIVENESS OFRUSSIA Eganyan HaikKarlenovich, Student,
Novikova Ekaterina Olegovna, Students,
E-mail: [email protected]
Stavropol State Agrarian University, Stavropol
In article discusses: investment climate in Russiaand strengths and weaknesses of the Russian economy. Keywords: foreign investment; investment climate; investment attractiveness of Russia.
удк 339.9 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКА ТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ
© ЕганянГ.К.,2014 © НовиковаЕ.О.,2014
В статье рассмотрен инвестиционный климат в России и слабые и сильные сто-роныроссийскойэкономики.
Ключевые слова: иностранные инвестиции; инвестиционный климат; инвестиционная привлекат ельност ь России.
ЕГАНЯНГайк Карленович, студент
НОВИКОВА Екатерина Олеговна, студентка,
Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь [email protected]
В последнее время наблюдается рост интереса иностранных инвесторов к капиталовложениям в Россию. Так, в 2013 году приток иностранных инвестиций в Россию вырос на 22%, на 8% увеличилось количество иностранных инвесторов, которые дают положительные оценку инвестиционной привлекательности России. Основными преимуществами по-прежнему остаются: природные ресурсы; лидерство в энергетическом секторе; емкость внутреннего рынка; высококвалифицированная рабочая сила и, одновременно, низкая стоимость рабочей силы. Убедительные макроэкономические показатели - темп роста ВВП - 4,3%, постепенно снижающийся уровень инфляции, низкий уровень государственного долга - 11% ВВП, утроение численности среднего класса за последние пять лет (25% населения), перспективы снижения барьеров для экспорта в связи со вступлением страны в ВТО.
Иностранные инвесторы способны привнести в российские компании свой уникальный управленческий опыт, знание глобальных рынков. Они внедряют передовые технологии, способствуя значительной модернизации производства, что соответствует государственной стратегии привлечения "умных" долгосрочных иностранных инвестиций [5,101 -102].
Инвестиции развитых стран преимущественно направлены в быстро развивающиеся страны. Страны БРИКС считаются наиболее привлекательными для зарубежных вложений. Если говорить о России в контексте стран БРИКС, она обладает рядом существенных преимуществ. В частности, в отличие от других стран БРИКС, где есть либо сырьевые, либо человеческие ресурсы, Россия располагает значительными природными богатствами, а также лидирует по уровню грамотности и образования населения. К тому же в России - самый высокий показатель ВВП на душу населения (16 700 долларов США), наиболее капитализированная банковская система, а также самая низкая ставка налога на прибыль компании среди стран БРИКС [2, 27-28].
Среди негативных факторов, снижающих привлекательность России для иностранных инвесторов, можно выделить:
- прямая зависимость поступлений в страну от цен на нефть;
- несовершенство нормативно-правовой базы;
- проблема эффективности власти - бюрократия, коррупция;
- вопрос о прозрачности судов при рассмотрении разногласий между российскими и иностранными компаниями;
- проблема сокращения численности населения;
- несовершенство системы образования;
- недостаточная развитость инфраструктуры.
Проведенное исследование инвестиционной привлекательности Европейских стран показали наиболее привлекательные черты российской экономики [1, 20-22] (рис. 1).
Рисунок 1 - Основные факторы, учитываемые при принятии инвестиционных решений в России
По полученным данным проведенного исследования, можно выделить сильные стороны России и области, требующие улучшения.
Сильные стороны российской экономики:
1. Возможности внутреннего рынка (75% респондентов имеют высокое мнение о российском внутреннем рынке). ВВП на душу населения 16 700 $ - лидер среди стран БРИКС, рост среднего класса (25% российского населения). По прогнозу Министерства экономического развития России, его доля составит 37% в 2020 году и 48% в 2030 году от общей численности населения, что значительно повысит уровень потребительского спроса в стране.
2. Высокий уровень образования. Две трети респондентов отнесли уровень образования к одному из конкурентных преимуществ России. Доля грамотного населения приближается к 100%; 75% выпускников школ продолжают обучение в высших учебных заведениях.
3. Сбалансированная стоимость рабочей силы и квалификация трудовых ресурсов. По численности работоспособного населения
Россия находится на восьмом месте в мире. В 2011 году средняя заработная плата в России составила 806,40 доллара США.
4. Развитая телекоммуникационная инфраструктура (64% респондентов). Россия занимает четвертое место в мире по протяженности линий стационарной телефонной связи и количеству мобильных телефонов. В 2011 году страна стала крупнейшим пользователем Интернета в Европе [3,138-140].
Области, требующие улучшения:
1. Политическая, законодательная и административная среда, требует улучшения, с точки зрения 62% респондентов. Неопределенность в области прав собственности, бюрократия и коррупция по-прежнему являются серьезными проблемами для инвесторов, вкладывающих средства в российскую экономику. Вступление России в ВТО будет способствовать постепенному изменению ситуации и открытию огромного российского энергетического сектора для зарубежных инвесторов.
2. Состояние инфраструктуры 45% считают непривлекательным, однако 44% относят транспортную и логистическую инфраструктуру к инвестиционным преимуществам, это связано с различиями инфраструктуры по регионам. Так, в Москве и Санкт-Петербурге существует налаженная транспортная сеть, а в целом по стране качество инфраструктуры низкое. Россия поставлена на 130-е место из 142 стран по качеству дорог, в докладе Всемирного экономического форума (ВЭФ) "Глобальная конкурентоспособность, 2011-2012 годы".
3. Инновации и культура предпринимательства. Инновационному развитию России мешает крайне низкий уровень НИОКР в компаниях, слабость системы НИОКР и неразвитая инфраструктура. Что касается предпринима-
О
гч
г
2
гч
■ QM
V
МтарнетЗа /у,
-—г- *гт У '
I
35
VнЕюстиции
36
тельской культуры, то половина предпринимателей малого и среднего бизнеса жалуются на отсутствие налоговых стимулов, мотивирующих к созданию нового бизнеса [4,107-109].
Направления по улучшению инвестиционного климата в России.
1. Улучшение условий ведения бизнеса.
Россия поднялась на восемь позиций в рейтинге Всемирного банка "Ведение бизнеса-201 3" и заняла 112-е место (в 2012 году Россия была на 120-м месте). Повышение рейтинга связано с улучшением налоговой и договорной дисциплины.
2. Вступление в ВТО.
Вступление в ВТО означает принятие обязательств по снижению импортных пошлин, упрощению технического регулирования и защите объектов интеллектуальной собственности. Ожидается, что это улучшит условия ведения бизнеса и торговли, а также привлечет инвестиции, однако степень такого влияния будет зависеть от принятия российским правительством соответствующих мер экономической политики.
3. Российский инновационный центр.
Исходя из задачи содействия инновационному развитию и снижения нефтегазовой зависимости, Россия создает инновационный центр "Сколково", расположенный вблизи Москвы. Ожидается, что этот центр станет платформой, координирующей работу ученых, предпринимателей и инвесторов в области развития информационных технологий, биомедицины, космических и ядерных технологий, а также повышения энергоэффективности.
4. Международный финансовый центр.
Трансформация Москвы в международный
финансовый центр способствовала бы развитию в городе современной финансовой инфраструктуры. Москва уже на пути превращения в региональный финансовый центр для стран СНГ и Восточной Европы. Она является крупнейшим региональным финансовым рынком, на котором обращаются акции и долговые инструменты ведущих компаний региона.
5. Повышение прозрачности бизнес-среды.
В рамках мероприятий по созданию более
прозрачной и эффективной бизнес-среды Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев объявил о планах вступления в Партнерство "Открытое правительство" (OGP). Россия собирается присоединиться к более чем 50 странам, ставящим перед собой задачу формирования более прозрачного, эффективного и подотчетного правительства.
Намерение вступить в Партнерство "Открытое правительство" впервые было анонсировано в апреле 2012 года, причем Россия добровольно взяла на себя обязательства по обеспечению большей прозрачности. Согласован национальный план мероприятий по присоединению России к этой международной инициативе.
6. Отток капитала.
Ввидутаких факторов, как коррупция и представления инвесторов о политическом риске, отток капитала в течение многих лет является одной из проблем российской экономики. По последним оценкам Банка России, в 2012 году объем частных российских инвестиций за пределами страны составил приблизительно 54,1 млрд долларов США, продемонстрировав снижение по сравнению с аналогичным показателем 2011 года (80,5 млрд долларов США). Из этого следует, что действия правительства, направленные на улучшение ситуации, приносят результаты. Банк России прогнозирует дальнейшее сокращение оттока капитала до 10 млрд долларов США в 2013 году. Это связано с принятием правительством мер, направленных на улучшение бизнеса и инвестиционного климата, развитие инфраструктуры и усиление роли частного сектора в экономике.
7. Инициативы на Дальнем Востоке.
В рамках мероприятий по деоффшоризации российской экономики правительство изучает возможность создания зон со специальным налоговым режимом на российской территории, особенно на Дальнем Востоке, который превратится в "отечественную оффшорную зону". Это поможет сократить отток капитала и привлечь в Россию дополнительные инвестиции.
8. Улучшение демографической ситуации.
В результате экономической политики,
проводимой в последние годы, наметились положительные демографические изменения. В 2012 году рождаемость выросла на 5,7% по сравнению с 2011 годом, достигнув почти 1,8 млн человек, что является наиболее высоким показателем с 1990 года.
В заключение отметим, что для улучшения инвестиционного климата в России следует принять следующие меры:
- сократить долю государства в экономике и выровнять условия хозяйствования для частных и государственных компаний;
- снизить фискальную нагрузку на бизнес;
- продолжить работу по повышению эффективности и независимости судебных процедур;
- распространить формализованную процедуру экспертизы на все проекты нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.
Примечания:
1. Воробьева Н.В., Воропаева Р.А., Сапачева Т.С. Процессы взаимодействия отечественного и иностранного секторов экономики // Проблемы экономики. - 2012. - №2. - С. 20-22.
2. Воробьева Н.В. К вопросу о возможностях привлечения иностранных инвестиций в аграрный сектор Ставропольского края // Сибирская финансовая школа. -2011.- № 1.- С. 27-28.
3. Воробьева Н.В., Конорезова Е.П., Мартыненко О.С.Состоя-ние и развитие предприятий сучастием иностранного капитала в Ставропольском крае // Альманах современной науки и образования. - 2012. - №1(56). - С.138-140.
4. Воробьева Н.В., Саркисян С.Е. Распределение муниципальных образований Ставропольского края по уровню развития предпринимательства сучастием иностранного капитала // Сибирская финансовая школа. - 2011. - №3. - С.107-109.
5. Новикова Д.А., Воробьева Н.В. Деятельность зарубежных транснациональных корпораций в России // Kant. -2013.- № 3 (9). - С. 101-102.
ANALYSIS OF THE EFFECT OF OH AND GAS PROJECTS IN RUSSIA PSA Leshenko Irina Yurievna, Student,
Senyugina Irina Alexeevna, PhD ofEconomics, Associate Professor,
North-Caucasus Federal University, Stavropol
The analysis ofthe effect ofoil and gas projects in Russia PSA.
Keywords: PSA; direct and indirecteffects; the economicmultiplier; multiplierinvestment.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ НЕФТЕГАЗОВЫХ УДК 338.45
ПРОЕКТОВ СРПВРОССИИ
Проведен анализ эффекта от реализации нефтегазовыхпроектов СРП в России. Ключевыеслова: СРП; прямыеи косвенныеэффекты; экономическиймультипли-катор; мультипликаторинвестиций.
© ЛещенкоИ.Ю.,2014 © СенюгинаИ.А.,2014
’А
37
Разговоры о плюсах и минусах реализации проекта соглашений о разделе продукции (далее СРП) в России, о любом эффекте инвестиций в любую часть нефтегазовой отрасли, о возможной роли нефтегазового комплекса (далее НГК) как локомотива экономического роста в стране до сих пор являются самой жаркой и обсуждаемой темой. Многие уже писали о том, что реализация проектов на условиях СРП приносит не только колоссальный дополнительный прямой эффект принимающей стране, но и существенные косвенные эффекты. Первые отражаются в виде продукции основного производства, другие в виде платежеспособного производственного спроса на продукцию отраслей-поставщиков товаров и услуг для указанных проектов, а еще нужно учитывать и платежеспособный потребительский спрос со стороны всех занятых в проектах СРП и всех участников производств, инициированных этими проектами.
Можносделатьпервый выводоплюсахСРП: это соглашениеочень заманчиво и привлекательно для инвесторов благодаря инвестиционному режиму в недропользовании. Также нужно учитывать, что СРП и для государства играет очень немаловажную роль. Это соглашение эффективно с точки зрения дисконтированных потоков денежных средств в течение реализации всего проекта, нежели лицензионная система недропользования.
Во время создания законодательства о СРП в России, был приведен в пример Приобский проект, где отражено, что за полный срок его реализации косвенные эффекты, которые были непосредственно связаны с осуществлением производственных инвестиций в проект, в 2 раза превышают для государства бюджетный нефтяной эффект. То есть, тот объем спроса, который будет формиро-
ЛЕЩЕНКО Ирина Юрьевна, студентка, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь
KANT № 2(11), июнЬ 2014