Научная статья на тему 'Анализ эффекта от реализации нефтегазовых проектов СРП в России'

Анализ эффекта от реализации нефтегазовых проектов СРП в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
796
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРП / ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ ЭФФЕКТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР / МУЛЬТИПЛИКАТОР ИНВЕСТИЦИЙ / PSA / DIRECT AND INDIRECT EFFECTS / THE ECONOMIC MULTIPLIER / MULTIPLIER INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лещенко Ирина Юрьевна, Сенюгина Ирина Алексеевна

Проведен анализ эффекта от реализации нефтегазовых проектов СРП в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the effect of oil and gas projects in Russia PSA

The analysis of the effect of oil and gas projects in Russia PSA.

Текст научной работы на тему «Анализ эффекта от реализации нефтегазовых проектов СРП в России»

- распространить формализованную процедуру экспертизы на все проекты нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Примечания:

1. Воробьева Н.В., Воропаева Р.А., Сапачева Т.С. Процессы взаимодействия отечественного и иностранного секторов экономики // Проблемы экономики. - 2012. - №2. - С. 20-22.

2. Воробьева Н.В. К вопросу о возможностях привлечения иностранных инвестиций в аграрный сектор Ставропольского края // Сибирская финансовая школа. -2011.- № 1.- С. 27-28.

3. Воробьева Н.В., Конорезова Е.П., Мартыненко О.С.Состоя-ние и развитие предприятий сучастием иностранного капитала в Ставропольском крае // Альманах современной науки и образования. - 2012. - №1(56). - С.138-140.

4. Воробьева Н.В., Саркисян С.Е. Распределение муниципальных образований Ставропольского края по уровню развития предпринимательства сучастием иностранного капитала // Сибирская финансовая школа. - 2011. - №3. - С.107-109.

5. Новикова Д.А., Воробьева Н.В. Деятельность зарубежных транснациональных корпораций в России // Kant. -2013.- № 3 (9). - С. 101-102.

ANALYSIS OF THE EFFECT OF OH AND GAS PROJECTS IN RUSSIA PSA Leshenko Irina Yurievna, Student,

Senyugina Irina Alexeevna, PhD ofEconomics, Associate Professor,

North-Caucasus Federal University, Stavropol

The analysis ofthe effect ofoil and gas projects in Russia PSA.

Keywords: PSA; direct and indirecteffects; the economicmultiplier; multiplierinvestment.

АНАЛИЗ ЭФФЕКТА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ НЕФТЕГАЗОВЫХ УДК 338.45

ПРОЕКТОВ СРПВРОССИИ

Проведен анализ эффекта от реализации нефтегазовыхпроектов СРП в России. Ключевыеслова: СРП; прямыеи косвенныеэффекты; экономическиймультипли-катор; мультипликаторинвестиций.

© ЛещенкоИ.Ю.,2014 © СенюгинаИ.А.,2014

’А

37

Разговоры о плюсах и минусах реализации проекта соглашений о разделе продукции (далее СРП) в России, о любом эффекте инвестиций в любую часть нефтегазовой отрасли, о возможной роли нефтегазового комплекса (далее НГК) как локомотива экономического роста в стране до сих пор являются самой жаркой и обсуждаемой темой. Многие уже писали о том, что реализация проектов на условиях СРП приносит не только колоссальный дополнительный прямой эффект принимающей стране, но и существенные косвенные эффекты. Первые отражаются в виде продукции основного производства, другие в виде платежеспособного производственного спроса на продукцию отраслей-поставщиков товаров и услуг для указанных проектов, а еще нужно учитывать и платежеспособный потребительский спрос со стороны всех занятых в проектах СРП и всех участников производств, инициированных этими проектами.

Можносделатьпервый выводоплюсахСРП: это соглашениеочень заманчиво и привлекательно для инвесторов благодаря инвестиционному режиму в недропользовании. Также нужно учитывать, что СРП и для государства играет очень немаловажную роль. Это соглашение эффективно с точки зрения дисконтированных потоков денежных средств в течение реализации всего проекта, нежели лицензионная система недропользования.

Во время создания законодательства о СРП в России, был приведен в пример Приобский проект, где отражено, что за полный срок его реализации косвенные эффекты, которые были непосредственно связаны с осуществлением производственных инвестиций в проект, в 2 раза превышают для государства бюджетный нефтяной эффект. То есть, тот объем спроса, который будет формиро-

ЛЕЩЕНКО Ирина Юрьевна, студентка, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

KANT № 2(11), июнЬ 2014

VнЕюстиции

38

СЕНЮГИНАИрина Алексеевна, кандидат экономическихнаук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университ ет, Ставрополь

вать нефтегазовая отрасль в не сырьевых отраслях российской экономики, во много раз превышает нефтяные доходы государства от проекта. Тогда можно сказать, что общий суммарный доход от проектов СРП российской стороны связан в основном не с нефтяной отраслью, а с машиностроительными отраслями и регионами [1].

Этот результат сказывается по большинству случаев на нефтяном характере инвестиций в НГК (нефтегазовый комплекс). Большая их часть автоматически перераспределяется через НГК в пользу конкурентоспособных отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг, которые в свою очередь могут служить источником дополнительной занятости и производства для своих смежников и отраслей по выпуску потребительских товаров для населения.

Можно сделать второй вывод о преимуществах СРП: так как соглашение - более эффективный механизм привлечения инвестиций, чем лицензионная система, СРП также трансформирует все приходящие в проекты капитальные вложения в платежеспособный спрос на конкурентоспособную продукцию сопряженных отраслей, чья величина существенно больше прямых бюджетных поступлений российского государства.

Первым в России эффект "экономического мультипликатора" (прямые и косвенные социально-экономические эффекты от реализации проекта) инвестиций для нефтегазовых проектов СРП показал в своих работах международный коллектив авторов под руководством А. Арбатова. В этих трудах величина мультипликатора составила 1,9, а это показывает, что каждый рубль инвестиций в нефтегазовые проекты, реализуемые на условиях СРП в России, не только увеличивает ВВП страны благодаря прямому эффекту, но и генерирует еще на 90 копеек дополнительный рост ВВП страны за счет совокупности косвенных эффектов, которые инициируют всю экономическую активность в сопряженных и прочих отраслях [2].

Что касается размеров отечественного мультипликатора инвестиций (коэффициент дополнительного роста занятости, который показывает соотношение между ростом инвестиций, с одной стороны, и ростом занятости и дохода - с другой), то он находится на уровне аналогичных показателей, которые рассчитаны для всех промышленно развитых государств с многосекторной экономикой, что дает право говорить о наличии объективно обусловленных предпосылок "локомотивной роли" инвестиций в НГК для развития не только сырьевой отрасли, но и обрабатывающей промышленности, сферы услуг и т.п.

Феномен очень большого мультипликатора - в занятости (то есть такой ситуации, когда косвенная занятость может во много раз превышать прямую), и это все можно объяснить реалиями постсоветской экономики России и государств СНГ, накладывающиеся на глубокие различия в трудоемкости отдельных групп отраслей. Этот феномен носит временный характер, иначе в дальнейшем можно ожидать резкого роста стоимости создания новых рабочих мест и, как следствие, весомого (а это в несколько раз) уменьшения мультипликатора занятости относительно к инвестиционным нефтегазовым проектам в России и других странах СНГ.

Можно сделать третий вывод о преимуществах СРП. Так как СРП -это эффективный инструмент привлечения инвестиций в нефтегазовую отрасль, а также инструмент перераспределения этих инвестиций в пользу сопряженных отраслей, то обеспеченные реальным финансированием нефтяные инвестиционные проекты СРП инициируют мощные мультипликационные эффекты, а особенно высокие

в сфере занятости, и тем самым создают позитивные социально-экономические последствия для всей российской экономики.

В настоящее время в России действуют три СРП (проекты "Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Харь-ягинский"). Наиболее успешным из российских СРП является проект "Сахалин-2". Для России этот проект уникален во многих отношениях. Он стал первым проектом, реализуемым в России на условиях СРП. В рамках его реализации начал работать первый в России завод по производству сжиженного природного газа, и российский газ впервые вышел на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

Особый интерес представляют экономические параметры реализации данного СРП. Условиями соглашения по проекту "Сахалин-2" определены следующие платежи инвестора:

1) бонус на дату подписания СРП - 15 млн долл.;

2) бонус при начале освоения - месторождение Пильтун-Астохское - 15 млн долл.; месторождение Лунское - 20 млн долл.;

3) взносы в Фонд развития о. Сахалин - 20 млн долл. ежегодно после даты начала освоения первого лицензионного участка (суммарно не более 100 млн долл.);

4) возмещение российских затрат на геологоразведочные работы, понесенные до даты заключения соглашения, - 160 млн долл.;

5) плата за пользование недрами (роялти) - 6% от стоимости углеводородов [4];

6) в течение всего срока реализации проекта в российский бюджет предусмотрены поступления в размере около 50 млрд долл. в

виде налогов, роялти и доли государства в добыче нефти и газа.

Следует отметить, что в процессе реализации соглашений у российской стороны к операторам проектов был ряд претензий, связанных в том числе с обоснованностью объема требуемых капитальных затрат и выполнением норм природоохранного законодательства. Несмотря на эти претензии, следует признать, что в целом проекты на условиях СРП реализуются довольно успешно: ведется добыча углеводородов, привлекаются новые инновационные технологии, построен первый в России завод по сжижению природного газа.

Таким образом, СРП позволяет гибко учитывать особые условия разработки того или иного месторождения, адаптировать во времени и по уровню платежи инвестора. В некоторых случаях платежи по СРП могут быть даже выше, чем в рамках ССН, поскольку порядок распределения прибыльной продукции, достигнутый в результате переговоров, обычно ограничивает доходы инвестора определенным уровнем рентабельности.

Литература:

1. Мещерин А. Что такое СРП? // Нефтегазовая вертикаль. -

2006. - № 15.

О

гч

г

2

гч

■ QM

V

МтарнетЗа /у,

-—г- *гт У '

I

39

2. Конопляник А. А. Анализ эффекта от реализации нефтегазовых проектов СРП в России для бюджетов разных уровней // Нефтяное хозяйство. - 2000. - № 10.

3. Субботин М. А. Международный опыт режима СРП // Раздел продукции: за и против. - М.: Тактика, 2007.

4. Доклад Правительства РФ "Об итогах работы по подготовке и реализации соглашений о разделе продукции за 2005 год" // Раздел продукции: за и против / под ред. М. А. Субботина. - М.: Тактика, 2007.

INVESTMENT A CTIVITIES OFTNCs

Pleshkov Alexander Mikhailovich, Student, Stavropol State Agrarian University, Stavropol E-mail: [email protected]

In article discusses: investment activities ofTNCs in Russia and their impact on economy of Russia.

Keywords: foreign direct investment; investment volume of imports.

ИНВЕСТИЦИОННАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТНК УДК 338.4

В статьерассмотрена инвестиционная деятельность ТНК в России, и ихвлияние © Плешков А.М., 2014

на экономику России.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции;объем инвестиционного импорта.

В современном мире основными проводниками процессов глобализации являются крупные финансовые и производственно-сбытовые объединения - транснациональные корпорации (ТНК), которые оказывают огромное влияние на ход и развитие мировой экономики. [1,101-102]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.