Научная статья на тему 'Инвестиционная привлекательность Республики Бурятия в программах и стратегиях ее развития'

Инвестиционная привлекательность Республики Бурятия в программах и стратегиях ее развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
530
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / СТРАТЕГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMS APPROACH / PROGRAM STRATEGY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Андреева Т. В.

Статье исследуются объемы инвестиционной активности в Республике Бурятия и перспективные направления инвестирования с анализом программ и стратегий социально-экономического развития региона с позиции системного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Андреева Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REPUBLIC OF BURYATIA IN PROGRAMS AND POLICIES FOR ITS DEVELOPMENT

The paper investigates the amount of investment activity in the Republic of Buryatia and the directions of investing with the analysis of programs and strategies for socioeconomic development of the region with a systems perspective.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная привлекательность Республики Бурятия в программах и стратегиях ее развития»

УДК 517

© Т.В. Андреева

Инвестиционная привлекательность Республики Бурятия в программах и стратегиях ее развития

*Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 11-02-00171а)

В статье исследуются объемы инвестиционной активности в Республике Бурятия и перспективные направления инвестирования с анализом программ и стратегий социально-экономического развития региона с позиции системного подхода.

Ключевые слова: программа, стратегия, социально-экономическое развитие, инвестиции, системный подход.

T.V. Andreeva

The investment attractiveness of the Republic of Buryatia in programs and policies for its development

The paper investigates the amount of investment activity in the Republic of Buryatia and the directions of investing with the analysis of programs and strategies for socioeconomic development of the region with a systems perspective.

Keywords: program strategy, socio-economic development, investment, systems approach.

Привлечение инвестиций - это целенаправленный процесс эффективного предложения возможностей развития и приращения капитала. В данном процессе с наиболее выгодной стороны должны быть показаны преимущества вложения средств именно в предлагаемый проект (или в развитие региона), но при этом правдиво и объективно должны быть учтены возможные угрозы и риски. Итогом процесса привлечения инвестиций должно стать не только подписание соглашения, но и последовательное доведение проекта до конечного результата с созданием необходимых условий, соблюдением условий договора на всех стадиях и по всем пунктам.

Инвестиционная привлекательность может оцениваться желанием и возможностью вкладывать финансовые средства в предлагаемые проекты, а также объемом уже привлеченных инвестиций (или темпами их роста).

Социально-экономическое развитие регионов России отличается существенной дифференциацией в территориальном разрезе, объективными причинами которой являются обеспеченность природными ресурсами, исторически сложившаяся инфраструктура, природно-климатические условия, менталитет населения и другие факторы объективного характера. Наряду с объективными факторами существенное влияние на развитие субъектов РФ оказывают региональная экономическая политика и условия ведения бизнеса. Несмотря на то, что в ряде регионов влияние этого фактора не способно в корне переломить ситуацию, есть примеры того, как благодаря усилиям руководства регион из депрессивного превращался в инвестиционно-привлекательный и демонстрировал высокие экономические показатели.

Республика Бурятия в рейтинге регионов России по уровню социально-экономического развития отстает от большинства регионов России, у республикинет явно выраженных преимуществ в промышленном, аграрном производстве, на финансовом рынке и в экспорте, по отраслевой специализации она относится к аграрно-промышленным регионам. По итогам рейтинга социально-экономического развития регионов России в 2012 г. агентства «РИА Рейтинг» Республика Бурятия находится на 62-м месте по интегральному рейтингу (2011 г. - 61-е место, 2010 г. - 59-е место). По индексу промышленного производства Бурятия занимает 32-е место среди регионов России, по динамике реальных денежных доходов -55-е место [9].

Хотя в целом на протяжении ряда лет развитие Республики Бурятия характеризуется положительной динамикой основных экономических и социальных показателей. Динамика основных макроэкономических показателей Республики Бурятия за 2008-2012 гг., среди которых промышленное производство, строительство, торговля и услуги, заработная плата, денежные доходы населения, превышает как среднероссийские, так и показатели в среднем по Сибирскому федеральному округу. По итогам 2012 г. по темпу роста промышленного производства республика заняла 32-е место среди регионов России. Обрабатывающие производства характеризуются опережающими темпами роста, за год прирост составил 5,9 % - 35-е место среди регионов по России. Значительно выросли темпы ввода жилья, по сравнению с 2011 г. прирост составил 10,6 %, по итогам 2012 г. по этому показателю республика заняла 19-е место по России. В республике на протяжении последних 7 лет сохраняется тенденция естественного прироста населения. В 2012 г. естественный прирост на 1 тыс. населения составил 5,1 промилле, в рейтинге регионов России республика

заняла 9-е место. По производству сельхозпродукции среди регионов России республика заняла 15-е место [5].

Следует отметить, что большая часть Республики Бурятия входит в Байкальскую природную территорию (БПТ), занимая 42,6% центральной экологической зоны (37,73 тыс. км2) и 74,7% буферной экологической зоны (163,755 тыс. км2), что предопределяет регламентацию хозяйственной деятельности и предполагает особую структуру экономики [6]. Перед органами власти республики ставится задача развития экономики при сохранении уникальной экосистемы озера Байкал, что предопределяет необходимость активного привлечения инвестиций как процесса системного и целевого.

Ориентиры и индикаторы долгосрочного социально-экономического развития Республики Бурятия заложены в следующих программных документах:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

2. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г. (утв. распоряжением правительства Российской Федерации от 5 июля

2010 г. № 1120-р).

3. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. (утв. распоряжением правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р).

4. Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 г. (утв. постановлением правительства Республики Бурятия от 15.12.2007 № 410).

5. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011-2015 гг. (утв. законом Республики Бурятия от 14 марта 2011 года № 1907-1У).

6. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 г. (утв. законом Республики Бурятия от 14 марта

2011 года № 1903-1У).

7. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 гг. и на период до 2017 г. (с изм. утв. законом Республики Бурятия от 12 октября 2009 г. № 1107-1У).

При анализе данных документов [4-8, 12-14] выявляются как амбициозные цели прироста ВВП/ВРП и инвестиций, повышения уровня и качества жизни населения, так и не вполне определенные средства их достижения.

Таблица 1

Характеристика стратегий и программ социально-экономического развития РФ и РБ до 2025 г.

№ Наименование Сроки реализации Целевые индикаторы Цели и направления развития

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. 2008-2020 ДВВП=8,1- 6,3% Д1=21Д-10% Достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП (по ППС)

2 Стратегия социально - экономического развития Сибири до 2020 г. 2010-2020 ДВВП=1,6*В ВП Д1=2,3Ч Обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа

3 Стратегия социально- экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. 2010-2025 ДВРП=3,9-6,2% Д1=12,31-7,7% (по РБ) Реализация геополитической задачи закрепления населения на этой территории за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека в субъектах Российской Федерации, расположенных на этой территории, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития

4 Стратегия социально- экономического развития Республики Бурятия до 2025 г. 2008-2025 ВРП=1136,5 т. р. - в 2025 г Обеспечение качества жизни населения не ниже среднероссийского на основе устойчивого экономического роста. Выход Республики Бурятия на финансовую самообеспеченность, перевод экономики на инновационный путь развития, обеспечение полной занятости, создание предпосылок для увеличения продолжительности жизни населения

5 Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 20112015 гг. 2011-2015 ВРП=227,7 млрд р. - в 2015 году ^66439,9 млн р. - общий объем финансирования Обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе модернизации экономики и повышения ее эффективности

6 Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 г. 2011 - 2020 ВРП=383,7 млрд р. - в 2020 г. 1=81,7 млрд р. - в 2020 г. Обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе модернизации экономики и повышения ее эффективности

7 Программа социально- экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 гг. и на период до 2017 г. 2008-2017 ВРП=554,5 млрд р. - в 2017 г. !=287 482,38 млн р. - общий объем финансирования Повышение уровня и качества жизни населения Республики Бурятия

Долгосрочное развитие Сибири опирается на использование основного конкурентного преимущества, связанного с высокой обеспеченностью природными ресурсами.

Фактором развития регионов Сибири должно стать решение проблем газификации, формирования распределенной энергосистемы, оптимизации транспортных и энергетических тарифов, создания единой связной системы транспортных коммуникаций и их интеграции в общероссийскую и мировые транспортные системы.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г. [14], сценарий развития Сибири увязан с инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

Вместе с тем в период до 2020 г. развитие региона по-прежнему будет связано с традиционными отраслями экономики Сибири и с расширением вовлечения в хозяйственный оборот ее природных ресурсов, но с учетом повышения доли перерабатывающей промышленности в структуре валового регионального продукта региона и инновационной направленности долгосрочного развития экономики.

К 2021 г. планируется провести модернизацию экономики на инновационной основе, завершить реализацию основных проектов транспортного и энергетического строительства, крупных ресурсных проектов, добиться создания комфортной среды жизнедеятельности населения.

Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона [12] предусматривает инвестиционные программы в сфере развития транспортной инфраструктуры, направленные на повышение транспортной доступности, пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, повышение качества транс-портно-логистических услуг и интеграцию в международные транспорт-но-логистические системы.

Сферой привлечения инвестиций для Республики Бурятия при достижении заявленных в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона целей будут отрасли специализации экономики на основе природно-ресурсного, индустриального, кадрового и научного потенциала. Для успешной реализации инвестиционных проектов, способствующих социально-экономическому развитию регионав целом или подъему приоритетных отраслей, необходимо формирование нормативной правовой базы, определяющей особые условия ценовой, тарифной, таможенной, налоговой и бюджетной политики. В ситуации оттока населения из региона и дефицита трудовых ресурсов планируется реализация мер для закрепления местного населения путем повышения качества жизни, создания комфортной среды обитания, формирования устойчивой системы расселения,повышения качества человеческого капитала.

Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона по базовому сценарию предусматривает модернизацию социальной инфраструктуры и инфраструктурных отраслей, технологическое обновление и модернизацию производств для ускоренного экономического развития и формирования комфортных условий жизни населения.

Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 гг. и на период до 2017 г. [6] не противоречит данному сценарию, поскольку предполагает изменение структуры экономики республики в направлении развития инновационности, связанной с экологосбе-регающими технологиями.

Последовательная реализация Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на долгосрочный период до 2025 г. [13] запланирована поэтапно на основе реализации шести среднесрочных программ на периоды: 2008-2010 гг., 2011-2013 гг., 2014-2016 гг., 20172019 гг., 2020-2022 гг., 2023-2025 гг., с привязкой к параметрам двух долгосрочных программ до 2017 г. и до 2025 г. Каждый из этапов реали-зациистратегии предполагает привлечение инвестиций и воплощение крупных инвестиционных проектов. В инвестиционных предложениях используются выгоды географического положения, экологического потенциала и этнокультурного наследия Республики Бурятия.

Тем не менее Республика Бурятия не обладает высокой инвестиционной привлекательностью, что связано как с дотационностью экономики (выход набездотационный режим хозяйствования планируется только к 2017 г.), так и с экологическими ограничениями на Байкальской природ-

ной территории. Для потенциальных инвесторов это определенные риски. Низкой инвестиционной привлекательности региона способствуют отсутствие ярко выраженной экономической специализации, устаревший технологический уклад, относительно высокие энерготарифы и неразвитость местной инфраструктуры.

Изучая программные документы социально-экономического развития республики, можно выделить ряд приоритетных отраслей, инвестиции в которые могут быть наиболее эффективны. Согласно Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 г. [7], приоритетом является развитие минерально-сырьевого, туристско-рекреационного, агропромышленного, лесопромышленного комплектов, а также инновационной деятельности, развитие человеческого потенциала. Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Бурятия в 2010-2020 гг. будут комплексное освоение месторождений полезных ископаемых, заготовка и переработка лесных ресурсов, развитие транспортно-логистического потенциала, турист-ско-рекреационной сферы, мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно Стратегии развития Сибири до 2020 года [14], стратегически верным в Бурятии будет стимулирование капиталовложений в комплексное освоение природно-рекреационных ресурсов на основе щадящих, экологически чистых технологий производства продукции и услуг.

Совпадают ли сферы вложения инвестиций с приоритетами экономического развития и стратегическими направлениями? За последние 5 лет в развитие экономики республики вложено свыше 140 млрд рублей инвестиций, при этом темпы роста инвестиций опередили среднероссийские. В 2011 г. объем ВРП республики составил 153,3 млрд рублей, объем инвестиций в основной капитал - 41 млрд рублей, что на 8,8% выше уровня

2010 г. [10, 11].

Анализируя инвестиции в основной капитал Республики Бурятия за

2011 г., согласно методике межотраслевой модели, можно выделить следующие приоритетные виды деятельности: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство транспортных средств и оборудования, производство и распределение газа и воды, связь [1-3].

Предложения для инвесторов распределены по разным отраслям, сферам экономики: промышленность и строительство, туризм, минерально-сырьевой, агропромышленный и лесопромышленный комплексы. Предлагаемые к реализации проекты призваны способствовать развитию территории, но в совокупности они не являют собой систему, соответствующую заявленным в стратегиях приоритетным направлениям и целям (табл.2).

Таблица 2

Характеристика инвестиционных предложений Республики Бурятия

№ Наименование Полные инвестиционные затраты Срок реализа-ции,лет Чистая текущая стоимость, NPV, млн р.

В промышленности и строительстве

1 Комплексная жилая застройка юго-восточного района г.Улан-Удэ 10,2 млрд р. 5,92 300

2 Комплексная жилая застройка юго-западного района г.Улан-Удэ 10,2 млрд р. 5,92 300

3 Зона экономического благоприятствования промышленно-производственного типа г.Улан-Удэ:

3.1. Завод по производству строительных материалов 765 млн р. 4,7 48

3.2. Сборочное производство электронной промышленности 900 млн р. 5 420

3.3. Сборочное производство автотехники 1,5 млрд р. 5 282

4 Зона экономического благоприятствования промышленно-производственного типа в г.Гусиноозерске:

4.1. Сборочное производство сельскохозяйственной и тракторной техники 600 млн р. 4 54

4.2. Строительство завода по производству строительных материалов 765 млн р. 4,7 48

4.3. Строительство завода глубокой переработки углеводородов 2,34 млрд р. 3,8 150

В сфере туризма

5 Автотуристический кластер «Кяхта» 1791,6 млн р. 6,5 662,89

6 Автотуристический кластер «Тункин-ская долина» 2063,1 млн р. 8 763,35

7 Туристско-рекреационный кластер «Подлеморье» 4790,3 млн р. 9 574,835

8 Автотуристический кластер «Байкальский» 2182 млн р. 8 807,34

9 Участок «Пески», ОЭЗ «Байкальская гавань» 2291,38 млн р. 7 400

10 Участок «Турка», ОЭЗ «Байкальская гавань» 5712,58 млн р. 2,6 280

11 Участок «Бухта Безымянная», ОЭЗ «Байкальская гавань» 4800 млн р.

12 Северобайкальск, Участок «Северный Байкал» 2450 млн р. 7,1 33,57

13 Улан-Удэ, Парк-отель «Верхняя Березовка» 222,7 млн р. 5,8 356,369

В минерально-сырьевом комплексе

14 Мухальское месторождение нефелиновых руд 1230 млн дол. 5,5

15 Сыннырское месторождение 1450 млн дол. 6,2

18 Месторождение Солонго 38,3 млн дол.

19 Месторождение Соухусан 46,7 млн дол.

20 Витимское рудное поле 267,86 млн дол.

21 Месторождение Мало-Ойногорское 75 млн дол.

23 Даваткинское месторождение 35 млн дол.

24 Месторождение Осеннее 10,8 млн дол.

26 Чулбонское месторождение 460 млн дол.

27 Розлив байкальской питьевой воды в местности Лударь СевероБайкальского района 3,6 млн дол. 6 мес.

В агропромышленном комплексе

28 Строительство 3 новых комплексов по откорму КРС 360,1 млн р. 6

29 Строительство 3 новых молоч-но-товарных ферм в Мухоршибир-ском, Джидинском, Бичурском р-нах 237,6 4,5

30 Строительство тепличного комплекса 3500 млн р. 7,9

31 Создание вертикально-интегрированного птицеводческого комплекса 829,4 млн р. 7,9

32 Модернизация рыбного производственного участка в Еравнинском р-не 20,7 млн р. 3,5

33 Организация комплексной переработки дикоросов в Баргузинском и Ка-банском р-нах 470 млн р. 3

В лесопромышленном комплексе

34 Строительство ЛПК по заготовке и глубокой переработке древесины на территории Южной инвестиционной зоны 1500 млн р. 5,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной задачей запланированных во всех программных документах мероприятий провозглашается необходимость создания условий для изменения структуры экономики Республики Бурятия в направлении развития инновационности, связанной в том числе с экологосберегающими технологиями. Очевидно, что подобная перестройка требует серьезных инвестиций, необходимых для технического перевооружения традиционных отраслей, создания отраслей новой экономики, а также для развития отраслей и производств, наносящих минимальный вред окружающей среде. Вся структура экономики должна быть ориентирована на преимуще-

ственное использование возобновляемых ресурсов, использование ресурсосберегающих, экологически чистых и высоких технологий.

Как видно из табл. 2, немало проектов предлагается в минерально-сырьевом комплексе. Однако, учитывая экологические ограничения, действующие на территории Республики Бурятия, обязательным условием деятельности горнодобывающих предприятий должно стать использование экологоориентированных и ресурсосберегающих технологий.

На наш взгляд, одним из перспективных инновационных проектов стоимостью 15,7 млрд рублей, является создание в г. Улан-Удэ комплекса по производству высокотехнологичной продукции на базе особо чистого кварца Чулбонского и Верхнеокинского месторождений. Чулбонское месторождение кварцитов имеет запасы 760 тыс. тонн. Годовой объем реализации продукции при выходе в 2018 г. на проектную мощность составит 81,2 млрд рублей, численность работающих - 3,5 тыс. человек. Прирост валового регионального продукта от реализации проекта составит 40 млрд рублей, бюджетный эффект - 13 млрд рублей, в том числе для республиканского бюджета - 5,7 млрд рублей, местного - 2,8 млрд рублей.

Развитие минерально-сырьевого комплекса в долгосрочной перспективе будет происходить при формировании зон опережающего развития: Северной, Восточной, Центральной, Южной и Восточно-Саянской, что соответствует приоритетам Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г. и Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г. [12, 14].

Чулбонское месторождение включено в рассматриваемые Программы и Стратегии социально-экономического развития. По сравнению с другими предлагаемыми и реализуемыми инвестиционными проектами указанный имеет большую информационную разработанность, есть информация о социально-экономических эффектах после реализации. Проект в целом удовлетворяет заявленным приоритетам экологоориентированных и инновационных технологий. На наш взгляд, предпочтение должно отдаваться именно подобным инвестиционным проектам для социально-экономического развития Байкальской природной территории и сохранения ее экологической уникальности.

Одним из приоритетов социально-экономического развития республики является формирование и развитие кластера «Туризм». Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Байкальская гавань» в Прибайкальском районе Республики Бурятия провозглашается ядром туристического кластера Бурятии и инструментом стимулирования регионального экономического роста.

В целом можно говорить о низкой эффективности использования озера Байкал именно в качестве ресурса развития республики. Следует учитывать, что озеро Байкал лишь в ограниченной степени может быть использовано для классического «пляжного» отдыха - в первую очередь из-за экологических ограничений, а также резко континентального климата со

сравнительно коротким теплым временем года и низкой среднегодовой температурой воды в озере.

В такой ситуации Байкальскому региону необходимо предлагать иную структуру туристического продукта и иные направления, чтобы сфокусироваться на более ярких конкурентных преимуществах региона.

При создании инфраструктуры и туристических объектов должны также применяться экологически чистые строительные материалы и технологии. Возведение объектов тепло- и электроснабжения планируется на принципах оптимального сочетания сетевой электроэнергии и возобновляемых источников энергии, планируются технологии водоотведения методом озонирования без применения хлора, меры сортировки и утилизации отходов жизнедеятельности.

По условиям особой экономической зоны реализация проекта будет осуществляться на условиях государственно-частного партнерства, где государство берет на себя все затраты, связанные с инфраструктурой: это дороги, электроэнергия, тепло, вода, канализация, связь, а инвестор -строительство и эксплуатацию объектов туристического бизнеса. Кроме того, инвесторы пользуются государственной поддержкой в виде освобождения от уплаты налога на землю, на имущество, налога на прибыль в объеме 4,5%, а также для резидентов зоны разрешена ускоренная амортизация основных фондов.

Приведенным ограничениям соответствует инвестиционный проект «Автотуристический кластер "Байкальский"». Данный проект имеет наибольший показатель чистой текущей стоимости (NPV), срок его окупаемости составляет 8 лет, что соответствует долгосрочным стратегиям развития. Проект способен выступить «точкой роста» для развития определенной территории и стимулировать развитие связанных с ним отраслей.

Итак, всего пару проектов из предлагаемого перечня мы рекомендовали бы в качестве примера соответствия стратегических направлений социально-экономического развития региона и инвестиционной привлекательности. По данным социо-эколого-экономической модели, не все отрасли, провозглашенные приоритетными для социально-экономического развития региона, способны таковыми стать в обозримом будущем. Инвестиционной привлекательностью обладают отрасли и виды экономической деятельности, не являющиеся приоритетами экономического развития, хотя, возможно, способны выступить «точками роста».

Таким образом, сопоставляя результаты, полученные по межотраслевой модели, анализируя программные документы и статистические данные, можно сделать следующие выводы:

1) не в полной мере реализуются преимущества республики в таких отраслях, как транспорт и связь, рыбоводство и рыболовство;

2) не все из отраслей, провозглашенных приоритетными, таковыми являются или могут стать в ближайшем будущем. В частности, по направлению «туристско-рекреационная деятельность» только отрасль «гостиницы и рестораны» имеет нарастающие темпы выпуска;

3) необходим детальный анализ социо-эколого-экономического развития региона с помощью вышеописанной модели для корректировки существующих программ и выработки решений по направлениям привлечения инвестиций в республику;

4) необходим детальный анализ предлагаемых инвестиционных проектов на предмет их соответствия стратегическим направлениям развития и экологическим ограничениям не только в период реализации до точки окупаемости, но и в течение срока эксплуатации и даже после.

Методология социо-эколого-экономической системы позволит соотнести приоритетные направления социально-экономического развития с потоками инвестиций в пользу устойчивого развития региона.

Литература

1. Андреева Т.В. Эколого-экономические эффекты реализации инвестиционных проектов в Республике Бурятия и Забайкалье // Управление эколого-экономическими системами: взаимодействие власти, бизнеса, науки и общества: материалы XII Междунар.конф. Российского общества экологической экономики. - Иркутск: Изд-во Ин-та географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2013.

2. Гурман В.И., Кульбака Н.Э., Рюмина Е.В. Моделирование социо-эколого-экономических систем: учеб. пособие. - Переславль-Залесский: Изд-во ун-та г. Переславля, 2004.

3. Калмынина Т.В., Будаева Д.Ц. Управление стратегиями устойчивого развития региона на основе межотраслевых моделей // Модернизация социально-экономических систем регионов: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Т. 1. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2011. - С. 108-111.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

5. Отчет об исполнении закона Республики Бурятия «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы» за 2012 год.

6. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года (с изм. утв. законом Республики Бурятия от 12 октября 2009 г. № 1107-IV).

7. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года (утв. законом Республики Бурятия от 14 марта 2011 года № 1903-IV).

8. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы (утв. законом Республики Бурятия от 14 марта 2011 года № 1907-IV).

9. Рейтинг социально-экономического положения регионов - 2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://riarating.ru/regions_study/ 20130610/610567066.html (20 сент. 2013).

10. Российский статистический ежегодник. - М., 2010.

11. Статистический ежегодник: ст. сб. /Бурятстат. - Улан-Удэ, 2010.

12. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (утв. распоряжением правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р).

13. Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года (утв. постановлением правительства Республики Бурятия от 15.12.2007 № 410).

14. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (утв. распоряжением правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р).

15. Слепнева Л.Р., Цыренов Д.Д. Совершенствование организационно -хозяйственной инфраструктуры в сельском хозяйстве региона // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - Спецвып. D. - С. 33-37.

16. Цыбикдоржиева О.М. Инвестиционные программы и проекты экономического развития в регионах // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. - 2013. - № 2. - С. 82-90.

Андреева Татьяна Викторовна, кандидат социологических наук, научный сотрудник отдела региональных экономических исследований Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, e-mail: ktani@mail.ru

Andreeva Tatiana Viktorovna, candidate of sociological sciences, researcher at the Department of Regional Economic Studies of the Buryat Scientific Center, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, e-mail: ktani@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.