Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)'

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / INVESTMENT POLICY / INVESTMENT CLIMATE / REGIONAL ECONOMIC POLICY / INVESTMENT POTENTIAL / PRIVATE INVESTMENTS / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабюк Ирина Анатольевна

На примере Санкт-Петербурга рассматривается региональная государственная инвестиционная политика, реализуемая в особых условиях экономических санкций. Автор анализирует широкий спектр политико-административных решений, создающих позитивный фон и эффективную институциональную базу для привлечения частных инвестиций в экономику города. Особое внимание уделяется нововведениям в практике разработки и реализации городской инвестиционной политики, способным противостоять сложным внешнеэкономическим и внешнеполитическим условиям развития субъекта РФ. В частности, проводится анализ значения таких новаций, как «единое окно для инвесторов», перспективных проектов государственно-частного партнерства, введение статуса стратегического инвестора в Санкт-Петербурге и т. д. Автор особо отмечает, что в условиях жесткого внешнеэкономического давления на Российскую Федерацию эффективное привлечение инвестиций невозможно без четко выстроенной и научно обоснованной региональной инвестиционной политики, учитывающей геокультурные и социально-экономические особенности конкретного региона. Глубокий междисциплинарный анализ потенциала региона, его сильных и слабых сторон, потенциальных ведущих бизнес-партнеров должен быть зафиксирован в стратегии регионального развития и определении перспективных направлений инвестирования. Кроме того, инвестиционная политика в современных условиях должна быть ориентирована на постоянные инновации, носить открытый и прозрачный характер, быть способной противостоять внешнеэкономическому давлению и оттоку иностранных инвесторов из стран Западной Европы и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабюк Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The investment policy under conditions of economic sanctions (case of Saint Petersburg)

In the article, the state investment policy under the specific conditions of economic sanctions by the case of St. Petersburg. The author analyses a wide range of political and administrative decisions, creating a positive background and effective institutional framework to attract private investment in the city’s economy. Special attention is paid to innovations in the practice of development and implementation the city investment policy, able to confront difficult foreign economic and political conditions of development of the subject. In particular, the analysis of such innovations as the “Single window for investors”, promising projects of public-private partnerships, development of creative spaces, etc. The author emphasises that under conditions of severe external economic pressure on the Russian Federation, it is impossible to attract investments ef- fectively without a clearly structured and scientifically based regional investment policy that takes into account the geocultural and socio-economic characteristics of a particular region. A deep interdisciplinary analysis of the potential of the region, its strengths and weaknesses, potential leading business partners should be documented in the regional development strategy and identifying promising areas for investment. In addition, investment policy in modern conditions should be oriented to permanent innovation, be open and transparent, be able to withstand external economic pressure and outflow of foreign investors from Western Europe and the United States.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)»

УДК 32

Бабюк И. А. Инвестиционная политика в условиях экономических санкций...

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

И. А. Бабюк

Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга,

6-й подъезд, Смольный, Санкт-Петербург, 191060, Россия

На примере Санкт-Петербурга рассматривается региональная государственная инвестиционная политика, реализуемая в особых условиях экономических санкций. Автор анализирует широкий спектр политико-административных решений, создающих позитивный фон и эффективную институциональную базу для привлечения частных инвестиций в экономику города. Особое внимание уделяется нововведениям в практике разработки и реализации городской инвестиционной политики, способным противостоять сложным внешнеэкономическим и внешнеполитическим условиям развития субъекта РФ. В частности, проводится анализ значения таких новаций, как «единое окно для инвесторов», перспективных проектов государственно-частного партнерства, введение статуса стратегического инвестора в Санкт-Петербурге и т. д. Автор особо отмечает, что в условиях жесткого внешнеэкономического давления на Российскую Федерацию эффективное привлечение инвестиций невозможно без четко выстроенной и научно обоснованной региональной инвестиционной политики, учитывающей геокультурные и социально-экономические особенности конкретного региона. Глубокий междисциплинарный анализ потенциала региона, его сильных и слабых сторон, потенциальных ведущих бизнес-партнеров должен быть зафиксирован в стратегии регионального развития и определении перспективных направлений инвестирования. Кроме того, инвестиционная политика в современных условиях должна быть ориентирована на постоянные инновации, носить открытый и прозрачный характер, быть способной противостоять внешнеэкономическому давлению и оттоку иностранных инвесторов из стран Западной Европы и США.

Ключевые слова: инвестиционная политика, инвестиционный климат, региональная экономическая политика, инвестиционный потенциал, частные инвестиции, государственно-частное партнерство.

В настоящее время вопрос привлечения инвестиций в регионы РФ — один из ключевых в повестке дня как федеральной, так и региональной экономической политики. В условиях антироссийских санкций и ограниченного доступа к западным финансовым институтам ключевой задачей становятся мобилизация и оптимальное использование собственных материальных и человеческих ресурсов. Такая мобилизация и оптимизация невозможны без слаженной работы всех ветвей и уровней власти, направленной на своевременную корректировку законодательной базы (принятие гибких решений), оказание эффективной информационной поддержки (в том числе от негосударственных акторов), использование широкого арсенала стратегического планирования и управления

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018

(форсайт, стратегическое моделирование), вовлечения в обсуждение и реализацию инвестиционной стратегии широкого круга стэйкхолдеров и т. д. (Куроч-кин, 2013). Особую роль в этом процессе начинают играть сетевые технологии и методы управления, обеспечивающие существенный рост эффективности за счет сокращения и ускорения информационных потоков. «Ключевая идея сетевого управления заключается в том, что в процессе принятия решений иерархическая модель отношений государства и общества замещается долгосрочными отношениями взаимозависимости между акторами, действующими в различных государственных и общественных структурах» (Курочкин, 2011, с. 105).

В условиях жесткого внешнеэкономического давления на страну в целом и экономики отдельных регионов в частности эффективное привлечение инвестиций невозможно без четко выстроенной и научно обоснованной региональной инвестиционной политики, учитывающей геокультурные и социально-экономические особенности конкретного региона.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что эффективная модель региональной инвестиционной политики в большинстве российских регионов в настоящее время находится еще в стадии формирования (Воробьева, 2016, с. 218). Далеко не полностью разработана и методическая база анализа инвестиционной политики, даже в аспекте прояснения основных понятий.

В статье «Оценка эффективности региональной инвестиционной политики» отечественный экономист И. С. Новокшонова систематизировала существующие дефиниции концепта «региональная инвестиционная политика» и предложила следующее ее определение: «Региональная инвестиционная политика представляет собой составную часть региональной экономической политики, включающую целенаправленную и научно обоснованную деятельность региональных органов власти по мобилизации и эффективному развитию инвестиционного потенциала территории, активизации и стимулированию инвестиционных процессов в регионе, обеспечивающую достижение стратегических целей и задач экономического роста региона» (Новокшенова, 2014, с. 50). Таким образом, в качестве главного качества современной инвестиционной политики выделяется ее стратегическая ориентация. Однако помимо нее не менее важны такие ее характеристики, как открытость и прозрачность для инвесторов и граждан, гибкость и адаптивность, широкое использование новых сетевых технологий управления, составляющих сегодня основу открытого правительства. В этом смысле требуется комплексный, междисциплинарный подход к разработке инвестиционной политики, ее методического, технологического и институционального сопровождения.

Жесткий санкционный курс, взятый западными державами весной 2014 г., привел к существенному осложнению отношений с традиционными для Северо-Запада России зарубежными инвесторами — компаниями и банками Западной Европы и Северной Америки. За несколько лет произошел отказ от инвестирования в перспективные совместные проекты газо- и нефтедобычи. Российские газовые и нефтедобывающие компании, а также их дочерние предприятия подверглись жесточайшему прессингу на мировых рынках. Удар был нанесен также по банковской сфере путем изоляции ряда российских банков от

международных платежных систем, сокращения клиентского портфеля в странах ЕС и Северной Америки, заморозки счетов российских юридических и физических лиц.

Особую озабоченность вызывает дальнейшее углубление и ужесточение санкционной политики, прежде всего со стороны США, о чем свидетельствует подписанный в октябре 2017 г Президентом США Д. Трампом закон «О противодействии агрессивным действиям Ирана, России и Северной Кореи». В нем фактически нивелирована возможность безнаказанных инвестиций в развитие проектов нефтегазовой отрасли (введено ограничение до 5 млн долл. в год), покупки российской недвижимости на сумму более 10 млн долл. и пр. Не менее унизительна и риторика данного документа, поставившего Россию в один ряд с Ираном и КНДР (Тасалов, 2017).

Тем не менее инвестиционная политика (как и другие отрасли экономической политики) должна обрести новое содержание и быть ориентированной на развитие партнерских отношений со странами, не поддерживающими санк-ционный режим. Речь идет прежде всего об инвестиционном сотрудничестве с Южной Кореей, Японией, Китайской Народной Республикой, Индией, ОАЭ, Саудовской Аравией и т. д. И здесь многое зависит от инвестиционного имиджа города, его привлекательности как для внешних, так и для внутренних инвесторов, а также уровня проработки дорожной карты по привлечению инвестиций.

Сегодня Санкт-Петербург в рамках реализации инвестиционной политики осуществляет долгосрочное стратегическое планирование, основные положения которого изложены в «Инвестиционной стратегии Санкт-Петербурга на период до 2030 года» (Инвестиционная стратегия, 2016), разработанной в рамках общей «Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года», в которой уже закреплены основные направления инвестиционной политики города:

— обеспечение благоприятного инвестиционного климата, роста инвестиционной активности, увеличения объемов привлекаемых инвестиций, снижения инвестиционных рисков для повышения конкурентоспособности отраслей экономики и устойчивого социально-экономического развития Санкт-Петербурга;

— снижение административных барьеров, повышение эффективности управления инвестиционной деятельностью, формирование положительного инвестиционного имиджа города;

— подготовка территорий для реализации инвестиционных проектов, повышение качества и доступности инженерной и транспортной инфраструктуры для инвесторов, развитие инвестиционной инфраструктуры;

— развитие трудовых ресурсов, организация подготовки высококвалифицированных кадров, ориентированных на потребности инновационных отраслей экономики и обеспечение роста производительности труда (Инвестиционная стратегия, 2016).

Стратегический характер инвестиционной политики, ее ориентация на развитие человеческого капитала, имиджевые и инфраструктурные проекты при-

вели к тому, что в 2016 г. многие показатели социально-экономического развития продемонстрировали положительную динамику. Восстановление темпов роста в сфере производства, строительства и логистики стало существенным стимулом развития и инвестиционного спроса в экономике Санкт-Петербурга. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал организаций по итогам 2016 г. вышел на траекторию устойчивого роста на фоне снижения этого показателя по России в целом. Стоит отметить, что, несмотря на сложную внешнеэкономическую ситуацию, Санкт-Петербург остается для инвесторов (в том числе и зарубежных) одним из наиболее привлекательных российских регионов.

За девять месяцев 2017 г. в экономику Санкт-Петербурга инвестировано 384,6 млрд руб., что в текущих ценах составляет 133,2 % к уровню соответствующего периода 2016 г., т. е. за год прирост составил 33,2 % в текущих ценах (Официальная статистика Управления Федеральной службы, 2017).

Стоит отметить, что Санкт-Петербург входит в десятку регионов-лидеров, формирующих около половины (около 48 %) общероссийского объема инвестиций (Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Московская, Свердловская области, Республики Татарстан и Саха (Якутия), Краснодарский и Красноярский края).

В связи с переходом на новую систему Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) по итогам третьего квартала 2017 г. зафиксировано «перераспределение» инвестиций в основной капитал в пользу таких видов деятельности, как «деятельность по операциям с недвижимым имуществом» — 29,7 %; «обрабатывающие производства» — 14,2 % и «транспортировка и хранение» — 13,5 %. Структура инвестиций по источникам финансирования сохраняется стабильной: 60 % — собственные средства предприятий, 40 % — привлеченные (Официальная статистика Центрального банка РФ, 2017).

Центробанком РФ уточнены отчетные сведения о поступлении прямых иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга по итогам 2016 г. — 7632 млн долл. США. По итогам двух кварталов 2017 г. прямые иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга составили 1704 млн долл. США, что на 8,6 % больше аналогичного показателя прошлого года (Официальная статистика Центрального банка РФ, 2017).

Позитивный тренд Санкт-Петербурга в контексте развития инвестиционной политики подтверждают также высокие позиции города в международных и российских рейтингах эффективности развития бизнеса и привлечения инвестиций. Так, по данным Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, составленного на основе опроса представителей бизнеса, Санкт-Петербург показал по итогам 2017 г. динамику улучшения показателей среди российских регионов, поднявшись с 22-го на 17-е место в группе регионов с комфортными условиями ведения бизнеса (Национальный рейтинг, 2017).

Анализ методов и инструментов привлечения инвестиций в региональную экономику позволил выделить следующие направления совершенствования государственной инвестиционной политики в Санкт-Петербурге.

Первое направление — это повышение инвестиционного потенциала региона путем анализа кластерной структуры региональной экономики и акцентирования внимания на развитии наиболее привлекательных для инвесторов отраслей.

В Санкт-Петербурге уже определены приоритетные сферы инвестирования — это промышленное и инновационное производство, наука и культура, транспортная и гостиничная инфраструктура, а также здравоохранение (Постановление Правительства Санкт-Петербурга, 2014; Постановление Губернатора Санкт-Петербурга, 2013).

Кроме того, необходимо отметить, что Санкт-Петербург занимает лидирующие позиции по развитию перспективных проектов государственно-частного партнерства. Это подтверждается результатами исследования «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов», проведенного ассоциацией «Центр развития ГЧП». В нем Санкт-Петербург занимает пятое место среди всех регионов России. Помимо федерального законодательства в сфере инвестирования, в городе действует также ряд законов, регламентирующих инвестиционную деятельность на уровне региона. Эти законы отражают нацеленность города на долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество с инвесторами и партнерами, а также стремление и готовность города осуществлять поддержку инвестиционной деятельности и способствовать реализации стратегически важных проектов. Помимо этого, в Санкт-Петербурге разработаны эффективная законодательная база и модельные механизмы государственно-частного партнерства, которые позволили успешно реализовать такие крупные ГЧП-проекты, как строительство Западного скоростного диаметра и нового терминала «Пулково» (Исследование «Государственно-частное партнерство», 2016).

Важным шагом в развитии государственно-частного партнерства в России и Санкт-Петербурге, в частности, стало вступление в силу в 2015 г поправок в Федеральный закон «О концессионных соглашениях», которые закрепляют частную концессионную инициативу, т. е. возможность подачи предложения о заключении соглашения со стороны потенциального инвестора. Ранее данная инициатива могла исходить только со стороны органов исполнительной власти. В 2016 г в Санкт-Петербурге на различных этапах реализации находились восемь проектов на общую сумму инвестиций около 300 млрд руб. (Данные инвестиционного портала Санкт-Петербурга, 2017). В 2016 г. в Санкт-Петербурге впервые в России было заключено концессионное соглашение в сфере развития общественного транспорта по модернизации трамвайных сетей в Красногвардейском районе.

Третьим направлением совершенствования региональной политики в области привлечения инвестиций является предоставление инвесторам необходимой информации, в том числе о мерах поддержки и налоговых льготах, земельных участков и сооружений для реализации проектов, а также обеспечение эффективной системы обратной связи «государство — бизнес — государство».

В Санкт-Петербурге создано так называемое «Единое окно для инвесторов», предоставляющее весь перечень услуг в инвестиционной сфере — от предоставления объекта недвижимости, находящегося в собственности Санкт-Петербурга, до оказания консультационных услуг по вопросам инвестиционной деятельности в городе.

Важным стимулирующим экономическим инструментом является предоставление социально значимым для города проектам статуса стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга (Закон Санкт-Петербурга № 742136, 2008). Этот статус дает возможность получать земельные участки, находящиеся в собственности города, целевым назначением, т. е. без проведения торгов, что является существенной льготой с учетом дефицита свободных земельных участков на территории Санкт-Петербурга. Также для отдельных проектов предусмотрена возможность уменьшения ежегодной арендной платы на этапе строительства в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Льготная ставка предоставляется для стратегических проектов, в том числе реализующихся на основе государственно-частного партнерства, а также при строительстве социально значимых объектов. Данная инициатива позволяет экономить до 80 % затрат на аренду земли. Кроме этого, предоставляется возможность выкупать земельные участки, предоставленные целевым назначением, по сниженной цене, согласно установленному льготному корректирующему коэффициенту в размере 0,25.

Для привлечения внутренних инвестиций был снижен порог для получения статуса стратегического проекта с 1,5 до 1 млрд руб. совокупного объема инвестирования для проектов в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта, науки, инновационной деятельности и туризма, а также с 3 до 2 млрд руб. для проектов в сфере промышленности и транспортно-логистического комплекса (Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга, 2017).

В Санкт-Петербурге сегодня действует ряд налоговых льгот в случае создания высокооплачиваемых рабочих мест, при осуществлении капитальных вложений, а также при строительстве, реконструкции и модернизации зданий. Подготовлены предложения по расширению налоговых льгот для компаний, реализующих стратегические инвестиционные проекты в сфере высокотехнологичной медицины и конгрессно-выставочной деятельности.

Одна из главных трудностей, с которой сталкиваются инвесторы в текущей экономической ситуации, — это привлечение кредитных средств на приемлемых условиях для реализации инвестиционных проектов. В целях поддержки инвесторов Правительством Санкт-Петербурга в рамках имеющихся полномочий организовано взаимодействие с банковскими структурами, в том числе в части привлечения в проект заемного финансирования на льготных условиях, утвержденных на федеральном уровне.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что эффективная инвестиционная политика в условиях санкционного режима обретает стратегическую значимость для развития региона и страны в целом. Всесторонний анализ потенциала региона, его сильных и слабых сторон, потенциальных иностранных партнеров должен быть зафиксирован в стратегии регионального развития

и определении перспективных направлений инвестирования. Для активизации инвестиционной деятельности необходимо осуществлять системную консолидацию всех уровней власти, а также бизнеса и некоммерческих организаций.

Литература

Воробьева Ж. Б. Инвестиционная политика в регионе и инструменты ее реализации // Известия Тульского государственного университета. Серия «Экономические и юридические науки». 2016. № 2-1. С. 217-230.

Закон Санкт-Петербурга от 03.12.2008 № 742-136 (ред. от 19.04.2017) «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга» (принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 19.11.2008) // Тех-эксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/8485910 (дата обращения: 23.10.2017).

Инвестиционная стратегия Санкт-Петербурга на период до 2030 года. URL: http://zdrav.spb. ru/media/komzdrav/documents/document/file/strategiya1.pdf (дата обращения: 23.10.2017).

Инвестиционный портал Санкт-Петербурга. URL: http://spbinvestment.ru/ru/projects (дата обращения: 20.01.2018).

Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов». М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. 26 с.

Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/invest/news/110840/ (дата обращения:

20.10.2017).

Курочкин А. В. Сетевые формы регионального и местного управления: опыт современной Финляндии // Ars administrandi. Искусство управления. 2011. № 1. С. 105-112.

Курочкин А. В. Краудсорсинг как новый метод политического управления в условиях сетевого общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 9. С. 78-81.

Новокшонова Е. Н. Оценка эффективности региональной инвестиционной политики // Региональная экономика: теория и практика. 2014. Вып. 11. С. 49-60.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ // Агентство стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/investclimate/rating/ (дата обращения:

20.01.2018).

Официальная статистика Центрального банка Российской Федерации. URL: http://www. cbr.ru/statistics/credit_statistics/direct_investment/21-dir_inv.xlsx (дата обращения: 20.01.2018).

Официальная статистика Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. URL: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/petrostat/resources/9dd68c0049ed53db848ecef2e93b570e/inv_g.pdf (дата обращения: 20.01.2018).

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2014 № 355 «О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года» // Техэк-сперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/8485910 (дата обращения: 23.10.2017).

Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 19.06.2013 № 33-пг (ред. от 28.03.2017) «Об Инвестиционной декларации Санкт-Петербурга» // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/ document/8485910 (дата обращения: 23.10.2017).

Тасалов Ф. Новые санкции США в отношении России. Содержание и последствия

// Закон.ru. URL: https://zakon.ru/blog/2017/08/01/novye_sankcii_ssha_v_otnoshenii_rossii_

soderzhanie_i_posledstviya (дата обращения: 30.10.2017).

Бабюк Ирина Анатольевна — председатель Комитета по инвестициям

Санкт-Петербурга; parfenova@cisp.gov.spb.ru

Статья поступила в редакцию: 22 января 2018 г.;

рекомендована в печать: 15 марта 2018 г

Для цитирования: Бабюк И. А. Инвестиционная политика в условиях экономических санкций (на примере Санкт-Петербурга) // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2018. Т. 14, № 1. С. 68-76. https://doi.org/10.21638/11701/spbu23.2018.106

THE INVESTMENT POLICY UNDER CONDITIONS OF ECONOMIC SANCTIONS (CASE OF SAINT PETERSBURG)

Irina A. Babyuk

Committee for investment of St. Petersburg,

6 entrance, Smolny, St. Petersburg, 191060, Russia; parfenova@cisp.gov.spb.ru

In the article, the state investment policy under the specific conditions of economic sanctions by the case of St. Petersburg. The author analyses a wide range of political and administrative decisions, creating a positive background and effective institutional framework to attract private investment in the city's economy. Special attention is paid to innovations in the practice of development and implementation the city investment policy, able to confront difficult foreign economic and political conditions of development of the subject. In particular, the analysis of such innovations as the "Single window for investors", promising projects of public-private partnerships, development of creative spaces, etc. The author emphasises that under conditions of severe external economic pressure on the Russian Federation, it is impossible to attract investments effectively without a clearly structured and scientifically based regional investment policy that takes into account the geocultural and socio-economic characteristics of a particular region. A deep interdisciplinary analysis of the potential of the region, its strengths and weaknesses, potential leading business partners should be documented in the regional development strategy and identifying promising areas for investment. In addition, investment policy in modern conditions should be oriented to permanent innovation, be open and transparent, be able to withstand external economic pressure and outflow of foreign investors from Western Europe and the United States.

Keywords: investment policy, investment climate, regional economic policy, investment potential, private investments, public-private partnership.

References

Investitsionnaia strategiia Sankt-Peterburga na period do 2030 goda [Strategy of investment in Saint-Petersburg on period till 2030]. Available at: http://zdrav.spb.ru/media/komzdrav/docu-ments/document/file/strategiya1.pdf (accessed: 20.11.2017). (In Russian)

Investitsionnyi portal Sankt-Peterburga [Investment portal of St. Petersburg]. Available at: http://spbinvestment.ru/ru/projects (accessed: 20.11.2017). (In Russian)

Issledovanie «Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii 2016-2017: tekushchee sostoi-anie i trendy, reiting regionov» [Public-private partnership in Russia 2016-2017: current state and trends, the ranking of the regions]. Moscow, Association "PPP development Center", 2016, 26 p. (In Russian)

Komitet po investitsiiam Sankt-Peterburga [The Committee for investment of St. Petersburg]. Ofitsial'nyi sait Administratsii Sankt-Peterburga [перевод]. Available at: http://gov.spb.ru/gov/ otrasl/invest/news/110840/ (accessed: 20.10.2017). (In Russian)

Kurochkin A. V. Kraudsorsing kak novyi metod politicheskogo upravleniia v usloviiakh setevogo obshchestva [Crowdsourcing as a new method of political governance in the Network society]. Is-toricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and law sciences, culturology and study of art. The theory and practice], 2013, no. 9, pp. 78-81. (In Russian)

Kurochkin A. V. Setevye formy regional'nogo i mestnogo upravleniia: opyt sovremennoi Finliandii [Network forms of regional and local governance: the experience of modern Finland]. Ars adminis-

trandi. Iskusstvo upravleniia [Ars administrandi. The art of management], 2011, no. 1, pp. 105-112. (In Russian)

Natsional'nyi reiting sostoianiia investitsionnogo klimata v sub"ektakh RF [National rating of investment climate in subjects of the Russian Federation]. Agentstvo strategicheskikh initsiativAvailable at: https://asi.ru/investclimate/rating/ (accessed: 20.09.2017). (In Russian)

Novokshonova E. N. Otsenka effektivnosti regional'noi investitsionnoi politiki [Assessment of efficiency of regional investment policy]. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika [Regional economy: theory and practice], 2014, vol. 11, pp. 49-60. (In Russian)

Ofitsial'naia statistika Tsentral'nogo banka Rossiiskoi Federatsii [Official statistics of the Central Bank of the Russian Federation]. Available at: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/direct_ investment/21-dir_inv.xlsx (accessed: 20.09.2017). (In Russian)

Ofitsial'naia statistika Upravleniia Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po g. Sankt-Peterburgu i Leningradskoi oblasti [The official statistics Department of the Federal state statistics service in St. Petersburg and Leningrad region]. Available at: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/petrostat/resources/9dd68c0049ed53db848ecef2e93b570e/inv_g.pdf (accessed: 10.11.2017). (In Russian)

Postanovlenie Gubernatora Sankt-Peterburga ot 19.06.2013 N 33-pg (red. ot 28.03.2017) «Ob Investitsionnoi deklaratsii Sankt-Peterburga» [The decree of the Governor of Saint-Petersburg dated 19.06.2013 No. 33-PG (ed. by 28.03.2017) "On Investment Declaration of St. Petersburg"]. Tekhek-spert [Techexpert]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/8485910 (accessed: 23.10.2017). (In Russian)

Postanovlenie Pravitel'stva Sankt-Peterburga ot 13.05.2014 N 355 «O Strategii ekonomichesko-go i sotsial'nogo razvitiia Sankt-Peterburga na period do 2030 goda» [The Government Saint Petersburg Decree dated 13.05.2014 N 355 "On the strategy of economic and social development of St. Petersburg for the period till 2030"]. Tekhekspert [Techexpert]. Available at: http://docs.cntd. ru/document/8485910 (accessed: 23.10.2017). (In Russian)

Tasalov F. Novye sanktsii SShA v otnoshenii Rossii. Soderzhanie i posledstviia [New US sanctions against Russia. The contents and consequences]. Zakon.ru. Available at: http://zakon.ru/

blog/2017/08/01 /novye_sankcii_ssha_v_otnoshenii_rossii_soderzhanie_i_posledstviya (accessed

30.10.2017). (In Russian)

Vorobieva J. B. Investitsionnaia politika v regione i instrumenty ee realizatsii [Investment policy in the region and tools of it implementation]. Izvestiia Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia «Ekonomicheskie i iuridicheskie nauki» [News of Tula state university. Economical and Juridical science], 2016, no. 2-1, pp. 217-230. (In Russian)

Zakon Sankt-Peterburga ot 03.12.2008 N 742-136 (red. ot 19.04.2017) «O strategicheskih inves-ticionnyh proektah, strategicheskih investorah i strategicheskih partnerah Sankt-Peterburga» (prini-at ZS SPb 19.11.2008) [The St. Petersburg law dated 03.12.2008 N 742-136 (ed. by 19.04.2017) "On strategic investment projects, strategic investors and strategic partners of St. Petersburg" (adopted by the Legislative Assembly of St. Petersburg 19.11.2008)]. Tekhekspert [Techexpert]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/8485910 (accessed: 23.10.2017). (In Russian)

For citation: Babyuk I. A. The investment policy under conditions of economic sanctions (case of Saint Petersburg). POLITEX: Political Expertise, 2018, vol. 14, no. 1, pp. 68-76. https://doi. org/10.21638/11701/spbu23.2018.106 (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.