А. А. Гейзер
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Работа представлена кафедрой управления
Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.
Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор Л. А. Трофимова
Рассматриваются инвестиционные процессы в сфере образовательных услуг; источники финансирования: традиционные и специфические; частно-государственное партнерство; концессии; целевой капитал; методы государственного регулирования привлечения частных инвестиций в образовательную сферу.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, сфера образовательных услуг, частно-государственное партнерство, целевой капитал.
The article considers investment processes in the field of educational services; investment sources, both traditional and specific; private - state partnership; concessions; endowments; methods of state regulation of private fund-raising in the field of educational service.
Key words: investment, investment policy, field of educational services, private - state partnership, endowment.
Устойчивое развитие и переход к инновационной экономике должны сопровождаться значительными инвестициями в человеческий капитал для преодоления его низкой конкурентоспособности.
Конкуренция экономик разных стран в современных условиях глобализации, информатизации, перехода к экономике знаний сводится к конкуренции в области науки и новых технологий и, как следствие, к
конкуренции в области подготовки и организации использования квалифицированного персонала. Поэтому проблемы, связанные с развитием и функционированием сферы образовательных услуг, рассматриваются как проблемы отрасли национальной экономики.
Основными элементами управления стратегическим развитием сферы образовательных услуг является создание организационно-экономического механизма активизации инвестиционной деятельности данной отрасли социального сектора национальной экономики России. Главной целью инвестирования сферы образовательных услуг должна быть инновационно-технологическая модернизация потенциала высшего образования. Реализация данной цели возможна лишь при эффективном использовании многоканального финансирования при условии сосредоточения ресурсов на реализации наиболее значимых задач для развития и функционирования национальной образовательной системы.
Рост инвестиционной привлекательности сферы образования рассматривается сегодня в качестве приоритетных направлений развития образовательной системы РФ, что позволит обеспечить развитие ресурсной базы, внедрение новых технологий в образовательный процесс, решить проблему дефицита квалифицированных кадров в системе образования и повысить ее управленческий потенциал [3]. Вместе с тем в российском обществе традиционно сфера образования рассматривалась как затратная, что объясняет недостаточное внимание как теоретиков, так и практиков к вопросам инвестирования в эту сферу.
В целом по России наблюдается общий рост основных фондов, используемых в сфере образования. В 2004 г. они составляли 1 163 532 млнруб., в 2005 - 1 213 518 млнруб., а в 2006 г. уже 1 275 564 млн руб. Но вместе с тем в процентном соотношении к общему объему всех основных фондов, задействованных в экономике России, их доля снизилась с 3,6% в 2004 г. до 3,1% в 2006 г. [4, с. 326].
Коэффициент обновления основных фондов имеет положительную динамику: в 2004 г. он составлял 1,4; в 2005 г. - 1,6. Однако степень износа основных фондов рассматриваемой сферы продолжает нарастать. Так, если в 2004 г. изношено было 35,5% основных фондов сферы образования, то в 2005 г. эта цифра увеличилась до 46,5%, а в 2006 г. составила 48,5% [4, с. 326, 327, 328]. Таким образом, можно констатировать тот факт, что почти половина основных фондов сферы образования изношена и требует модернизации или замены. Требуют капитального ремонта 35,2% общеобразовательных учреждений, а 3,1% находятся в аварийном состоянии.
Между тем длительное недоинвестирование в сферу образования чревато крайне опасными для страны последствиями, поскольку подрываются глубинные факторы развития человеческого потенциала, ключевого источника современного экономического роста, повышения конкурентоспособности в глобальном мире, социального прогресса и стабильности. Разительно в этом отношении отличие российских реалий от практики ведущих зарубежных стран, где последние 1,5-2 десятилетия отмечены интенсивным притоком инвестиционных ресурсов в нематериальную сферу, связанным с возрастанием ее роли в общественном развитии, стремительным ростом технологической составляющей нематериальных услуг на базе информационно-коммуникационных технологий. Важность инвестирования в интеллектуальный потенциал общества признана во всех развитых странах. Одним из главных компонентов государственной политики в сфере образования развитых стран выступает подход к финансированию как к кумулятивному процессу, который требует стабильного ресурсного обеспечения, поскольку нега -тивные последствия недофинансирования на одном этапе невозможно компенсировать даже резким увеличением ассигнований впоследствии.
Определенные предпосылки активизации инвестиционного процесса в сфере об-
разования уже сложились. Государственные институты признают необходимость развития системы образования и выделяют на эти цели дополнительные средства. Реализация национального проекта «Образование» в 2006 г. стала катализатором деятельности государственных структур по решению наиболее острых проблем развития образования, выделению дополнительных финансовых ресурсов. Мы считаем, что на основе роста общественной востребованности образования сложилась необходимая мотивационная база для частных инвестиций. Бизнес-сообщество демонстрирует готовность сотрудничества с системой образования в вопросах трудоустройства выпускников, разработки профессиональных стандартов. Государство должно поддерживать частные инициативы, применяя в то же время систему мер контроля и надзора в целях предупреждения и своевременного устранения возможных злоупотреблений и неблагоприятных социальных последствий.
Целесообразно создание максимально благоприятных условий для частной благотворительности. О крупном эффекте разных форм благотворительности для развития образовательных услуг убедительно свидетельствует опыт зарубежных стран, где благотворительный сектор занимает наряду с общественным и частным видное место в удовлетворении социальных потребностей населения и инвестиционных нужд. Первые шаги, предпринимаемые в этом направлении российским бизнесом и населением, должны получать поддержку и одобрение со стороны государства и общества в форме налоговых льгот и других преференций для доноров.
Привлечение специфических источников инвестиций стимулирует общий инвестиционный процесс, однако новизна этих источников обусловливает их концептуальную неизученность. Именно поэтому они заслуживают особого внимания. К таким специфическим методам финансирования инвестиций в сфере образования можно
отнести партнерство государства и частного сектора (ПГЧС), а также финансирование за счет доходов от размещения целевого капитала
Большой эффект в финансировании и реализации инвестиционных программ может дать система партнерских отношений федерального правительства, местных органов управления, бизнеса и негосударственных организаций. Такой механизм позволяет преодолеть ограниченные возможности государственного, региональных и местных бюджетов финансировать проекты в сфере образования, расширяет возможности использования опыта и управ -ленческих навыков частного сектора для повышения качества образовательных услуг, а также способствует росту эффектив-ности деятельности по управлению объектами сферы образования. Вместе с тем использование механизма частно-государственного партнерства позволяет перенес -ти часть рисков инвестиционных проектов с государственного на частный сектор, сохраняя при этом объекты в государственной собственности. В докладе Всемирного банка 2007 г. «Развитие и новое поколение» отмечено, что «партнерство государственного и частного сектора в области образования способствует расширению его доступности... повышению успеваемости и эффективности обучения» [1, с. 99]. Партнерские отношения государства и частного сектора имеют разнообразные формы и виды, однако мировой опыт свидетельствует, что наибольшее распространение в сфере образования получила такая форма ПГЧС, как контракты. В различных странах мира на практике применяются следующие виды контрактов в сфере образования:
1. Контракты, на основе которых управление государственных школ передается частным провайдерам.
2. Контракты, предусматривающие прием в учреждения образования лиц, чье обучение финансируется государством на основе государственных обязательств. Такие
обязательства в виде купонов или сертификатов (ваучеров) передаются непосредствен -ным потребителям образовательных услуг.
3. Контракты на предоставление вспомогательных услуг, таких как уборка помещений, организация питания в образовательных учреждениях.
4. Контракты на оказание профессиональных услуг - составление учебных программ и курсов, тестов.
Помимо контрактных отношений, партнерство государства и частного сектора реализуется в сфере образования и в форме концессий, которые предусматривают передачу строительства школьных зданий частным фирмам. Такие формы практикует Великобритания, Канада, Ирландия, Австралия, Колумбия.
Существенным источником финансирования инвестиций в сфере образования во всем мире является донорское финансирование. Одной из его форм является привлечение пожертвований и благотворительных взносов компаний и частных лиц. В России также есть успешный опыт привлечения благотворительных средств. Например, в результате фандрейзинговой компании, организованной попечительским советом факультета менеджмента СПбГУ, к началу XXI в. было аккумулировано около 6 млн долл. [2, с. 20].
Еще одной формой донорского финансирования, успешно используемой в развитых странах, является формирование endowment (целевого капитала).
Международному понятию endowment в российской практике соответствует понятие «целевой капитал». По своей сути целевой капитал (endowment) - это долговременная форма поддержки, предоставление в дар некоммерческой организации определенной суммы денежных средств или имущества при условии последующего инвестирования этих средств. Основная сумма целевого капитала, как правило, не используется, а доходы от инвестирования направляются на реализацию приоритетных программ образовательного учреждения либо
для поддержания основной деятельности. Наличие целевого капитала позволяет решить следующие основные задачи:
• приобрести независимость от разовых пожертвований и добровольных поступлений;
• обеспечить финансовую стабильность посредством получения гарантированного дохода;
• создать возможность для формирова-ния долговременного источника финансирования основных направлений деятельности образовательного учреждения.
В России организации, осуществляющие деятельность в сфере образования, также получили возможность формировать целевой капитал. Основой для этого послужило принятие Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» № 275-ФЗ от 30.12.2006 г. Некоторые российские учреждения образования уже объявили о намерении создавать целевые капиталы. Так организаторы Высшей школы менеджмента СПбГУ рассчитывают привлечь в создаваемый целевой капитал средства, эквивалентные 1,5 млн долл. США [2, с. 24].
Широко распространенная и эффективная в зарубежных странах практика такого рода в России пока не оправдывает ожиданий. От совместных проектов здесь часто приходится отказываться из-за неспособности организаторов привлечь в необходимых размерах частные и муниципальные инвестиции, несоблюдения контрагентами обязательств ит. п. В этой связи кроме увеличения финансирования необходимы нормативно-правовое обеспечение совместной деятельности, четкое разграничение полномочий и обязательств партнеров, ужесточение контрольных функций и санкций в случае нарушения установленного порядка.
Среди конкретных и неотложных мер: отмена налогов на учреждения сферы образования при покупке ими оборудования и других инвестиционных товаров; предоставление возможности накапливать недо-
использованные средства текущего года и вкладывать их в развитие; расширение прав учреждений образования в вопросах наращивания финансовых активов и возможности получать по ним доходы. Вместе с тем требуется совершенствование менеджмента в учреждениях образования, привлечение профессионалов в области управления для внедрения в сфере образования современных и эффективных рыночных подходов.
Важность решения проблем инвестирования в сфере образования обусловливают необходимость эффективного управления инвестиционной деятельностью. В большинстве случаев управление образователь -ным учреждением представляет собой функциональную систему, в рамках которой обходятся без внутреннего планирования, ресурсной оптимизации, оценки эффективности инвестиций и других действенных инструментов. Управление инвестиционной деятельностью на уровне учебного за-
ведения должно основываться не на интуиции руководства, а опираться на научную основу, позволяющую принимать обоснованные и эффективные управленческие инвестиционные решения.
Мы полагаем, что инвестирование в сфере образования должно выполняться в формате инвестиционного проекта, отвечающего современным подходам к проектной деятельности. В рыночной экономике под проектно-ориентированным управлением понимают управленческий подход, при котором отдельно взятые задачи, решаемые в рамках деятельности организации, рассматриваются как отдельные проекты, к которым применяются принципы и методы управления проектами. Именно возможности проектного управления для реализации инвестиционных проектов в рассматриваемой сфере позволят, на наш взгляд, существенно повысить эффективность использования инвестиционных ресурсов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Доклад Всемирного банка - 2007 г. «Развитие и новое поколение» // Экономика образования. 2007. № 2. С. 98-99.
2. Катькало В. С. Высшая школа менеджмента СПбГУ: предыстория, концепция, этапы развития // Бизнес-образование. 2007. № 1(22). С. 16-26.
3. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Одобрены на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г. Протокол № 47. Раздел 1.
4. Российский статистический ежегодник, 2006: Стат. сб. М.: Росстат, 2006. 806 с.