Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ'

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / INVESTMENTS / INVESTMENT POLICY / REGIONAL POLICY / INVESTMENT CLIMATE / INVESTMENT STRATEGY / ECONOMIC SANCTIONS / KRASNODAR TERRITORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бачурина И.В., Седых Н.В.

В данной статье рассмотрена инвестиционная политика в регионах в современных условиях применения санкций в отношении России. Кратко проанализированы теоретические понятия «инвестиция», «инвестиционная политика», «инвестиционная стратегия», определено негативное влияние экономических санкций на инвестиционную политику в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT POLICY OF THE REGION IN TERMS OF ECONOMIC SANCTIONS

This article discusses the investment policy in the regions in the modern conditions of the application of sanctions against Russia. The theoretical concepts of “investment”, “investment policy”, “investment strategy” are briefly analyzed, the negative impact of economic sanctions on investment policy in the region is determined.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ»

2010 г. № 1589 «Об утверждении Концепции развития строительного комплекса Республики Беларусь на 2011-2020 годы»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21001589 3. Декрет № 7 от 23 ноября 2017 г. О развитии предпринимательства [Электронный ресурс]. Режим

доступа:http://president.gov.by/ru/official documents ru/view/dekret-7-ot-23-nojabrja-2017-g-17533

УДК 330.322

Бачурина И.В.

Кубанский государственный технологический университет

научный руководитель: Седых Н.В., к.э.н.

доцент Россия

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ

Аннотация: В данной статье рассмотрена инвестиционная политика в регионах в современных условиях применения санкций в отношении России. Кратко проанализированы теоретические понятия «инвестиция», «инвестиционная политика», «инвестиционная стратегия», определено негативное влияние экономических санкций на инвестиционную политику в регионе.

Ключевые слова: Инвестиции, инвестиционная политика, региональная политика, инвестиционный климат, инвестиционная стратегия, экономические санкции, Краснодарский край.

Bachurina I. V.

Supervisor - Sedykh N. V. Candidate of Economic Sciences, Associate

Professor Russia

INVESTMENT POLICY OF THE REGION IN TERMS OF ECONOMIC SANCTIONS

Abstract: This article discusses the investment policy in the regions in the modern conditions of the application of sanctions against Russia. The theoretical concepts of "investment", "investment policy ", "investment strategy " are briefly analyzed, the negative impact of economic sanctions on investment policy in the region is determined.

Keywords: Investments, investment policy, regional policy, investment climate, investment strategy, economic sanctions, Krasnodar Territory.

Актуальность данной темы обусловлены тем, что в сложившихся условиях активно проводимых социальных, экономических нормативно -правовых и политических преобразований и реформ, которые оказывают огромное значение на становление благоприятной не только экономической,

и социальной среды в целом, приоритетное значение играет инвестиционная привлекательность регионов. В настоящее время, обращая особое внимание на такие важные вопросы и проблемы, имеющиеся в инвестиционном обеспечении устойчивого роста отечественной экономики, следует подчеркнуть, что субъекты Российской Федерации - это своего рода центры территориального экономического и социального развития, инновационно -инвестиционной активности и локализующие определенные инвестиционные и финансовые ресурсы.

В современном мире роль региональных властей в активизации инвестиционной деятельности возрастает и не только в отношении объектов, находящихся в государственной собственности, но и системы регионального хозяйства в общем. На данном этапе развития наличие в регионе целенаправленной инвестиционной политики является одним из необходимых условий не только успешного привлечения инвестиционных ресурсов, но и дальнейшего эффективного их использования на практике. Данная политика должна быть хорошо продумана и разработана на основании проведенных исследований, строится с учетом инвестиционного климата региона, а так же всех участников инвестиционного процесса.

В Российской Федерации необходимым условием развития каждого региона является высокая инвестиционная активность, которая в свою очередь является толчком для привлечения больше количества инвесторов.

Следует сказать, что на мировом рынке инвестиционные вложения предопределяют конкурентные позиции региона, а так же на совершенно новой научно-технической базе формируют производственный потенциал.

Для любого региона активизация инвестиционной деятельности ведет к подъему и дальнейшему росту всей экономики территории.

В регионах с помощью инвестиций расширяются имеющиеся производства; создаются новые дополнительные рабочие места; складываются условия для выхода и освоения на рынки новых видов услуг и товаров; появляются дополнительные налоговые поступления в региональный бюджет.

Для более полного понимания рассмотрим понятие «инвестиция» согласно ч.1 ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [1]. Согласно ч.2 ст. 2 указанного закона инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [1].

Инвестиционная политика - это существенная часть экономической политики, которая направлена на достижение определенных целей [1].

Сущность данной политики состоит в определении и организации структуры инвестиций региона, кроме того, следует установить требуемые объемы, а так же направления их движения, выявить необходимые источники для их формирования.

К приоритетной цели инвестиционной политики относится обеспечение стабильного эффективного развития и экономического роста региона.

Активность инвестиционной деятельности в регионе зависит от его инвестиционного климата, инвестиционной привлекательности объектов инвестирования. Факторы, которые влияют на инвестиционную привлекательность ресурсов региона, можно сгруппировать следующим образом:

1. Территориальные факторы (определяющие инвестиционный климат города): законодательные; экономические; политические; инфраструктурные; природно-климатические; природоохранные; ресурсные; демографические.

2. Точечные факторы (связанные с состоянием объекта инвестирования): финансовые показатели; производственно-технологические; инфраструктурные; входящие ресурсы; состояние менеджмента, маркетинга [5, с. 129].

Для эффективной реализации мероприятий в сфере инвестиций необходимо формирование инвестиционной стратегии с учетом всех особенностей региона, имеющихся проблем и возможностей.

Следует сказать, что процесс формирования инвестиционной стратегии региона - это сложный процесс, который состоит из нескольких этапов (рис. 1).

Рисунок 1. Процесс формирования инвестиционной стратегии региона В Краснодарском крае нормативно-правовым актом отражающим приоритетные направления развития является Закон Краснодарского края от 29.04.2008г. №1465-КЗ «О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» [3].

Указанная стратегия лежит в основе формирования инвестиционной политики Краснодарского края.

Для привлечения инвестиций в региональную экономику также очень важны мероприятия, повышающие уровень предсказуемости, открытости, определенности ситуации, что снижает уровень риска для инвесторов. С этой точки зрения задача инвестиционного менеджмента - активизация инвестиционного процесса в регионе и повышение его эффективности. Следовательно, на региональном уровне необходимо проводить определенную инвестиционную политику.

Сущность региональной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную, научно обоснованную деятельность региональных органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения субъекта РФ [5, с. 29].

Разработка и реализация региональной инвестиционной политики осуществляются на основе концепции социально -экономического развития региона и включают:

- определение приоритетов, целей и задач инвестиционной политики, т.е. формирование инвестиционной стратегии;

- разработку комплекса мероприятий по инвестированию;

- определение потребности в инвестиционных ресурсах;

- поиск и выбор источников инвестиций;

- формирование инвестиционных возможностей и мер по их расширению.

На современном этапе экономического развития регионы столкнулись со многими угрозами, как внутренними, так и внешними, способными по силе своего воздействия и последствий кардинально изменить основы формирования региональной инвестиционной политики, например введение санкций в отношении России.

Охлаждение отношений с Западом, введение санкций поставили регионы в совершенно новые условия, которые заставили российские и региональные власти по-новому посмотреть на существующую систему, в которой находились до этого времени.

Под влиянием санкционного противостояния под угрозу поставлены базовые ценности, система европейской безопасности и т.д.

Взаимное введение санкций имеет отрицательные негативные последствия не только для России и регионов, но, и для Запада.

В сложившейся ситуации подчеркивается неизменность макроэкономического курса с внесением корректировок внешней и внутренней политики, включая регионы, с более эффективным качественным совершенствованием существующей системы управления экономикой.

Первоначально в отношении страны, были введены ограничения неэкономического характера — блокировка собственности и активов для ряда официальных лиц, а так же запрет на въезд на территорию США.

Затем были введены и экономические санкции, которые затронули разные отрасли и сферы экономики в регионах России, стал острым вопрос импортозамещения.

Экономические ограничения, включали в себя разные формы ограничений, торговых барьеров, целью которых было нанесение отрицательного максимального воздействия на банковско-финансовый сектор страны.

Ежегодно Агентство стратегических инициатив проводит исследования по результатам которого составляется Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах РФ.

Следует акцентировать внимание, что система показателей анализируемого Рейтинга разработана с учетом мирового и отечественного опыта, направленного на оценку состояния инвестиционного климата. Рейтинг рассчитывается по 44 показателям по 4 направлениям: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства. По указанным направлениям происходит получение информации путем проведения опросов экспертов и предпринимателей, и с применением статистических данных. После систематизации и обработки полученных данных выводится итоговый результат, который и заносится в

Рейтинг. В таблице 1 отражена динамика данного Рейтинга за последние три года 2016-2018гг. [11].

Таблица 1. Национальный рейтинг состояния инвестиционного _климата в регионах РФ за 2016-2018гг._

Наименование региона Место в рейтинге Динамика места в рейтинге

2018 год 2017 год 2016 год 2018г. к 2017г. 2017г. к 2016г.

Тюменская область 1 6 5 5 -1

Москва 2 3 10 1 7

Республика Татарстан 3 1 1 -2 0

Санкт-Петербург 4 17 22 13 5

Тульская область 5 4 4 -1 0

Краснодарский край 6 7 7 1 0

Воронежская область 7 8 23 1 15

Чувашская республика 8 2 6 -6 4

Московская область 9 9 21 0 12

Ульяновская область 10 10 11 0 1

В 2018 году первое место данного рейтинга занимает Тюменская область, затем идет Москва и третье место занимает республика Татарстан. Краснодарский край в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата находится на 6 строчке, по сравнению с прошлым годом край поднялся на одну строку, по сравнению 2017 года с 2016 годом данные Рейтинга остались без изменения. В 2018 году Рейтинг Краснодарского края снижается.

Для понимания реальной картины в регионе и более полной оценки инвестиционной привлекательности Краснодарского края следует обращать внимание на многие показатели, например, изменение индекса промышленного производства. В 2017 году в Краснодарском крае индекс промышленного производства составил 104,9%, в 2016 году 104,8%, в 2015 году 105,3%, в 2014 году - 108,3%, в 2013 году - 107,1%. Динамика индекса промышленного производства на Кубани за последние пять лет показана на рисунке 2 [12].

Рисунок 2. Динамика индекса промышленного производства Кубани

за 2013-2017гг

Из рисунка 2 видно, что пик индекса промышленного производства за анализируемый период произошел в 2014 году, затем в 2015 году пошел на спад, в 2016 году также снизился и стал немного стабилизироваться только в 2017 году.

Далее проанализируем объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности январе-июне 2018 года.

В 2017 году инвестиции в Краснодарский край выросли более чем на 6 % [12]. По данным Краснодарстата объем инвестиций в экономику Краснодарского края значительно вырос и составил 106,1 % от уровня 2016 года (рисунок 3) [13].

600

500

400

300

200

100

инвестиции в основной капитал

2013 2014 2015 2016 2017

0

Рисунок 3. Динамика инвестиций в основной капитал в Краснодарском крае, за 2013-2017гг., млрд руб.

Как видно из рисунка 3 в Краснодарском крае инвестиции в основной капитал имеют тенденцию к росту. самыми востребованными для инвесторов стали сфера транспортировки и хранения, в нее вложено более 133 млрд рублей, в обрабатывающие производства вложено 63,7 млрд рублей, а в развитие сельского хозяйства 27,5 млрд рублей.

На протяжении последних двух лет увеличиваются инвестиции в химическое производство и агропромышленный комплекс [12].

По данным Краснодарстата валовой региональный продукт (далее ВРП) в 2017 году в Краснодарском крае оценивается на уровне 2352,4 млрд.

рублей (102,3 % к 2016 году в сопоставимой оценке).

В 2018 году ВРП края прогнозируется в сумме порядка 2520,0 млрд. рублей с приростом к оценке 2016 года на 102,5 %. К 2020 году его абсолютный размер возрастет до 2893,3 млрд. рублей с приростом к 2016 году на 11,9 %.

На рост ВРП края будет оказывать влияние ввод ряда предприятий металлургической промышленности, нефтепереработки, машиностроения, стройиндустрии, инфраструктурных проектов (расширение портовых терминалов и дорожное строительство).

В среднесрочной перспективе структура ВРП края не претерпит серьезных изменений. Наибольшая доля сохранится за промышленным сектором (порядка 17%). Значительный вклад в формирование ВРП края в среднесрочной перспективе будут обеспечивать оптовая и розничная торговля - 16,6 %. Доля сельскохозяйственного производства в объеме ВРП края предполагается в пределах 11-12%, строительства - 9-10 % [13].

Кубань обладает высоким инвестиционным потенциалом, как сказано выше она входит в ведущую десятку регионов России по состоянию инвестиционного климата. Однако, существует не мало проблем, которые по факту сдерживают экономическое развитие Краснодарского края. Например, объемы инвестиций не соответствуют реальным потребностям экономики региона, и введение санкций так же имело свое негативное воздействие на данный сектор.

Однако, введение ограничений имеет и свой положительный эффект, например, региональные власти начали более активно заниматься агропромышленным сектором и уделять внимание местным фермерам и предпринимателям [12]. Однако, модернизация данного сектора требует огромных финансовых вливаний, кроме того, крупные проекты - развитие портов, транспортных коммуникаций, топливно-энергетического комплекса требуют миллиарды рублей, а это в настоящее время остается проблематичным.

Крупные инвесторы с введением ограничений не спешат вкладывать денежные средства в миллиардные проекты, например, строительство рыбокомбината в Темрюкском районе или строительство Индустриального парка в Новороссийске, поэтому все усилия должны быть направлены на привлечение новых инвесторов и удержание имеющихся. Оценивая последствия введения санкций, следует сказать, что кроме понесенных убытков, которые возникли с проблемами ликвидность, банковские организации и их заемщики также столкнулись с актуальной проблемой удорожания и нехватки кредитных ресурсов, что негативно отразилось и привело к снижению экономической активности, а также уверенности потребителей и производителей в перспективах экономического роста в регионе.

В нарастающей геополитической напряженности, запрета на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции перед властями

Краснодарского края возник ряд задач по стабилизации экономической ситуации и нивелированию последствий введения санкций.

Краткий анализ дает возможность выделить приоритеты инвестиционной политики отечественных регионов в сложившихся условиях и предложить некоторые рекомендации.

1. На данном этапе наблюдается сокращение всех источников инвестиций: федеральных трансфертов, расходов региональных бюджетов, собственных средств предприятий, иностранных инвестиций и иных. Однако, параллельно растет потребность в инвестициях и денежных средствах для организации импортозамещения и модернизации экономики. В указанных условиях приоритетным направлением инвестиционной политики в регионе становится эффективность использования инвестиций на всех этапах их движения и резкая экономия средств.

2. В затратной и сложной проблеме импортозамещения следует в первую очередь, инвестирование направлять в эту сферу, если импортозамещение сочетается с ускорением и диверсификацией инновационного развития. Данный вопрос актуален для Краснодарского края, в котором сохраняются последствия старопромышленного региона.

3. При формировании отраслевой структуры инвестиционного развития следует обращать внимание на развитие реального сектора экономики, а также преимущественное развитие отраслей экономики знаний, что особенно важно для Краснодарского края, который по Рейтингу входит в десятку лидеров инновационного развития.

4. При распределении инвестиций, следует четко обозначать точки экономического роста, в тех ситуациях, когда они имеют и федеральное и региональное значение, следует особо обращать внимание

5. В регионах РФ следует с учетом современных особенностей разработать и внедрять на практике конкретные механизмы по реализации приоритетов, кроме того, на всех этапах движения инвестиций необходим жесткий контроль и реальная борьба с коррупцией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использованные источники:

1. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ (ред. от 26.07.2017) [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=117210;fld=1 34^=4294967295^1^=70033-0.

2. О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 28.12.2004 г. № 818 -КЗ [Электронный ресурс]/ http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&infostr=xO7q8+zl7fIg7vLu4fDg5uDl8 vH/Ю3lЮIg7+7x6+Xk7eXpIPDl5ODq9ujo&nd=140007209&page=1&rdk=10#I 0

3. О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до

2020 года: Закон Краснодарского края от 29.04.2008г. №1465-КЗ (ред. от 05.07.2018) / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW177;n=330 33#06634973849859955

4. Блау С.Л. Инвестиционный анализ: Учебник для бакалавров / С.Л. Блау. — М.: ИТК Дашков и К, 2016, 256 с.

5. Борисова О.В. Инвестиции. В 2 т. Т.1. Инвестиционный анализ: Учебник и практикум / О.В. Борисова, Н.И. Малых, Л.В. Овешникова. — Люберцы: Юрайт, 2016, 218 с.

6. Бочаров В.В. Инвестиции / В.В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2015, 176 с.

7. Колмыкова Т.С. Инвестиционный анализ: Учебное пособие / Т.С. Колмыкова. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017, 204 с.

8. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / АИ. Алексеева, Ю.В.Васильев, А.В.Малеева, Л.И. Ушвицкий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2014, 688 с.

9. Кравченко Н.А. Инвестиционный анализ / Н.А. Кравченко. - М.: Дело, 2015, 264 c.

10.Кузнецов Б.Т. Инвестиционный анализ. учебник и практикум для академического бакалавриата / Б.Т. Кузнецов. — Люберцы: Юрайт, 2016, 361 c.

11. Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]/ https://asi.ru/investclimate/rating/

12.Инвестиционный портал Краснодарского края [Электронный ресурс]/ http://investkuban.ru/ru/novosti-i-sobytiya/news/v-2017-godu-investitsii-v-krasnodarskiy-kray-vyrosli-bolee-chem-na-6-/

13. Управление федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и республике Адыгея [Электронный ресурс]/ http ://krsdstat. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/statistics/krsndStat/ gr p/

14. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]/ http://www.gks.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.