Научная статья на тему 'Инвестиционная политика при формировании корпоративной модели рынка медицинских услуг в Республике Казахстан'

Инвестиционная политика при формировании корпоративной модели рынка медицинских услуг в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛИ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / MODELS OF HEALTH CARE SYSTEM / INNOVATIVE-INVESTMENT MECHANISM / CORPORATE GOVERNANCE / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раисов Эрик Муратович, Бисмильдин Хабибулла Букеевич

В статье рассматривается предложенная и разработанная авторами «медико-инвестиционная» модель рынка медицинских услуг, основанная на системном анализе и изученном практическом опыте формирования корпоративных моделей и развития инновационных приоритетов в системах здравоохранения ведущих стран мира. Разработан механизм регулирования инвестиционной деятельности в системе здравоохранения с приоритетом финансирования первичной медико-санитарной помощи и организующей ролью государства в интеграции средств населения, институтов социального страхования, кооперативов и других субъектов, имеющих ресурсы, по созданию инвестиционного климата на рынке медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Раисов Эрик Муратович, Бисмильдин Хабибулла Букеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Republic of Kazakhstan: Investment Policy When Forming the Corporate Model of the Health Care Services Market

The article considers the medical-investment model of health services market that was suggested and developed by the authors. This model is based on systematic analysis and practical experience of corporate models formation and innovative priorities identification in health care systems of the leading countries. There was developed a mechanism to regulate investment activity in health care system, placing emphasis on financing of primary health care and organizing the government role in resources integration of population, social insurance institutes, cooperatives and other entities that are able to create investment climate on the health care market.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная политика при формировании корпоративной модели рынка медицинских услуг в Республике Казахстан»

УПРАВЛЕНЕЦ / 1-2/29-30/2012

раисов Эрик муратович

соискатель кафедры экономики и менеджмента

Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза 100009, республика Казахстан, г. Караганда, ул. Академическая, 9 Контактный тел.: (705) 672-06-54 E-mail: karsib@mail.ru

БиСмильДин Хабибулла Букеевич

Кандидат медицинских наук, доцент

Карагандинский государственный медицинский университет

100008, республика Казахстан, г. Караганда, ул. Алиханова, 1 Контактный тел.: (721) 251-01-43 E-mail: ohrzdrav@mail.ru

Ключевые слова

модели систем здравоохранения

инновационно-инвестиционный

механизм

корпоративное управление государственно-частное партнерство

Аннотация

В статье рассматривается предложенная и разработанная авторами «медико-инвестиционная» модель рынка медицинских услуг, основанная на системном анализе и изученном практическом опыте формирования корпоративных моделей и развития инновационных приоритетов в системах здравоохранения ведущих стран мира. Разработан механизм регулирования инвестиционной деятельности в системе здравоохранения с приоритетом финансирования первичной медико-санитарной помощи и организующей ролью государства в интеграции средств населения, институтов социального страхования, кооперативов и других субъектов, имеющих ресурсы, по созданию инвестиционного климата на рынке медицинских услуг.

Инвестиционная политика при формировании корпоративной модели рынка медицинских услуг в Республике казахстан

Несовершенство известных моделей систем здравоохранения в экономически развитых и развивающихся странах (США, ЕС, Россия, страны СНГ и т.д.), обострившиеся проблемы в кризисных ситуациях стимулируют поиск всеми, в том числе и высокоразвитыми странами, путей более эффективного функционирования системы охраны здоровья [1-4 ].

Более того, динамично изменяющаяся рыночная экономика, которая в связи с нарастающей глобализацией и усиливающейся конкуренцией функционирует в различных странах неодинаково, варьирует рост, темпы, результаты и механизмы развития, где экономическая практика меняется в зависимости от времени и места. Это потребовало для успешного решения проблем экономических преобразований в Казахстане развития основных инновационных приоритетов во всех отраслях экономики (в том числе в здравоохранении) и создания новой национальной экономической модели [5].

Имеющаяся научно-методологическая база рынка медицинских услуг нуждается в приведении к современным инновационным условиям, где одним из путей является применение моделей, обеспечивающих ускоренную мобилизацию всего общества в построении современной индустриальноинновационной экономики с развитием социального сектора и повышением качества жизни граждан.

В нашем видении основные приоритеты новой экономической модели, опирающиеся на исследования казахстанских и зарубежных экономистов, это:

• легитимность собственности, т.е. гарантии прав собственника, реально обеспеченные государством, которое должно выступать единственной силой, способной реализовать применение новых рыночных социальноэкономических приемов в кооперации усилий, средств, технологий всех субъектов общества на основе корпоративного управления, с созданием реальной модели государственно-частного партнерства;

• эффективность экономики, подразумевающая не просто высокую производительность, но и социальный аспект, отображенный на конкретного человека, занятого в этой экономике, т. е. социально-экономическая эффективность.

Следовательно, нужна социальноэффективная экономика, которая смогла бы обеспечить глубокую модернизацию и прогресс всего общества, всей страны в целом, а не только отдельных регионов и социальных слоев населения, эффективно использовать все производительные ресурсы общества, инновационные проекты, созданные на основе развития науки и образования, с повышением их востребованности народным хозяйством.

Казахстан отличается от других стран географическими и демографическими показателями (огромная территория с низкой плотностью населения, много-национальностью, культурным многообразием); экономическими (узость и разделенность внутренних рынков, монополизация, коррупция); административными (слабая действенность судебной и исполнительной власти) и т.д.

В этой связи для выхода из сложившейся ситуации необходимо провести комплекс институциональных реформ, принять осмысленную государственную стратегию социально-экономического развития, определить выбор приоритетов, например в системе здравоохранения, одним из которых может быть внедрение социального системного бренда на рынке медицинских услуг.

Это позволит резко повысить эффективность общественной деятельности и системы взаимоотношений с бизнесом, административными органами на трехсекторальном уровне и создать новую систему отношений через общественные институты с социально-экономической активизацией населения.

Мировой опыт развития рынка медицинских услуг, применяемый ведущими странами мира в отдельности, на основе своих эволюционно сложившихся национальных систем здравоохранения, в первую очередь США, Европы, Юго-Восточной Азии, не представляется

The Republic of Kazakhstan:

Investment Policy When Forming the Corporate Model of the Health Care Services Market

возможным оценить без глубокого научного исследования и последующего рассмотрения его практического внедрения в системы здравоохранения новых постсоветских стран, в число которых входит и Казахстан.

Изучение и критическое осмысление предшествующих моделей здравоохранения в развитых странах показывает, что в такой многоукладной и многофакторной отрасли, как здравоохранение, не существует моделей, которые бы отвечали всем требованиям общества по медицинскому обеспечению [6; 7].

Известно, что главным условием для всех стран является постоянное повышение качества и увеличение объема медицинских услуг, эквивалентное росту государственного финансирования здравоохранения, финансовых возможностей населения и других субъектов, прямо или косвенно участвующих в вопросах охраны здоровья, зависящее от объема внутреннего валового продукта (ВВП) в общем комплексе социально-экономического состояния той или иной страны в отдельности и инновационных приоритетов, внедряемых в отрасли [8; 9].

Анализ опыта этих стран показывает нам отсутствие элементов, присущих кооперации: солидарности и справедливости, которые важны и для таких стран, как Казахстан, претендующий на решение глобальных задач с малым количеством населения, где необходим механизм, интересный для всех субъектов общества (населения, бизнеса, организаций). Кроме того, при рассмотрении этих моделей с позиции их финансового обеспечения заслуживают особого внимания принципы кооперации исламской финансовой системы и банковского обслуживания, которые входят в бизнес, одновременно решая социальные задачи.

Усложнение ситуации вокруг распределения видов медицинской помощи, предназначенных для населения, создает неравные возможности в обществе, причем зачастую не в пользу финансово несостоятельной и социально уязвимой части, состоянием здоровья которой и обусловлены в первую очередь заболеваемость и другие по-

казатели здоровья, рассматриваемые в целом как результат применяемых технологий.

Несомненно, вложение в медицинскую отрасль средств дает определенный социальный и экономический эффект, где система здравоохранения призвана снижать потери государства и народа повышением качества медицинской помощи, применением высокоэффективных технологий и развитием профилактических мероприятий.

Так, по данным МЗ РК, направление 1 денежной единицы для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний дает возврат в виде предотвращенных потерь до 3-4 денежных единиц, а при инфекционных заболеваниях этот - показатель возрастает во 100 крат.

Прямая зависимость финансирования медицинских услуг от социально-экономического состояния наглядно проявилась в результате разразившегося экономического кризиса 2008-2009 гг., пусковым звеном которого стал ипотечный кризис США, заставивший правящую администрацию вести поиск путей совершенствования системы здравоохранения.

Все это еще раз подтверждает, что системы здравоохранения, функционирующие на принципах бюджетной и социально-страховой моделей в рыночных условиях, в результате разных подходов к сущности медицинской услуги определяют ее по-разному [10].

При организации системы здравоохранения на преимущественно рыночной основе медицинская услуга рассматривается как товар, поскольку абсолютная коммерциализация системы здравоохранения предполагает предоставление медицинских услуг в основном на платной основе, а регулирование рынка медицинских услуг осуществляется на принципах рыночного саморегулирования, где потребление медицинских услуг осуществляется на принципах товарного (рыночного) обмена.

При организации системы здравоохранения на бюджетной основе медицинская услуга рассматривается как общественное благо, а потребление медицинских услуг осуществляется на

^ Erik M. RAiSov

Applicant for candidate degree of Economics and Management Dprt.

Karaganda Economic University of kazpotrebsoyuz

100009, republic of kazakhstan, karaganda, ul. Akademicheskaya, 9 Phone: (705) 672-06-54 E-mail: karsib@mail.ru

► khabibulla B. BISMILDIN

Cand. Sc. (Med.), Assistant-Prof.

karaganda State medical University 100008, republic of kazakhstan, karaganda, ul. Alikhanova, 1 Phone: (721) 251-01-43 E-mail: ohrzdrav@mail.ru

Key words

models of health care system innovative-investment mechanism corporate governance public-private partnership

Summary

The article considers the medical-investment model of health services market that was suggested and developed by the authors. This model is based on systematic analysis and practical experience of corporate models formation and innovative priorities identification in health care systems of the leading countries. There was developed a mechanism to regulate investment activity in health care system, placing emphasis on financing of primary health care and organizing the government role in resources integration of population, social insurance institutes, cooperatives and other entities that are able to create investment climate on the health care market.

UPRAVLENETS / 1-2/29-30/2012

УПРАВЛЕНЕЦ / 1-2/29-30/2012

Источники

1. Салтман Р. Б., Фигейрас Дж. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий: пер. с англ. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000.

2. World Health Report 2010. ВОЗ. Доклад о состоянии здравоохранения в Европе, 2009.

3. Управление и экономика здравоохранения: учебник. 3-е изд. / ред. А. И. Вял-ков, В. З. Кучеренко, Б. А. Райзберг и др. М., 2009.

4. Концепция Единой национальной системы здравоохранения РК / МЗ РК. Астана, 2009.

5. Дюсембаев А. Д. Новые стратегические идеи эволюции управления экономикой. Караганда: ТОО Санат-полиграфия, 2008.

6. Плесовский П. А. Экономическое содержание механизма функционирования рынка медицинских услуг // Вестн. «Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера». 2007. №2.

7. Шейман И. М. Система стратегической закупки медицинской помощи: международный опыт и его значение для российского здравоохранения // Здравоохранение. 2006. № 4.

8. Решетников А. В. Экономика здравоохранения: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

9. Скляр Т. М. Управление здравоохранением: государство или рынок // Вестник СПбГУ. Сер. «Менеджмент». 2003. № 1.

10. Тогунов И. А. Теория управления рынком медицинских услуг. Владимир: ВКИ Собор, 2007.

11. Файзуллин Р. А., Бисмильдин Х. Б., Багненко З. Д. От «депозита здоровья» к «бизнесздравдепозиту» (возможности финансового обеспечения малого и среднего бизнеса в здравоохранении) // Материалы III съезда врачей и провизоров Казахстана. Астана, 2007.

12. Кульжанов М. К., Каирбекова С. З., Бисмильдин Х. Б., Базарбекова С. Б., Фай-зуллин Р. А. Профилактически направленная этапная медицинская помощь (трехсекторальная модель приоритета врача общей практики): метод. рекомендации. Астана, 2004.

безвозмездной основе,при этом степень коммерциализации рынка медицинских услуг минимальна, а удельный вес частного сектора на рынке медицинских услуг невелик, поэтому медицинские услуги на платной основе оказываются преимущественно в области косметологии, стоматологии, пластической хирургии и других отраслях эстетической медицины.

При социально-страховой организации системы здравоохранения медицинская помощь определяется как смешанное общественное благо, что предполагает потребление медицинских услуг потребителем как в рамках программ государственных гарантий оказания медицинской помощи, так и при их получении на возмездной основе, приведшей к конвергенции рыночной и бюджетной систем здравоохранения, к социально-страховой системе здравоохранения.

Следовательно, в современных условиях в силу выявленных тенденций конвергенции систем здравоохранения следует различать:

1) государственно-бюджетную (бюджетно-страховую и др.) модель, применяемую в настоящее время многими странами (Великобритания, Казахстан и др.), которые, прилагая громадные усилия и привлекая значительные средства, пришли к выводу о необходимости ее реорганизации и создании Единой национальной системы здравоохранения (ЕСНЗ);

2) социально-страховую (медикостраховую) модель, которая при всей своей привлекательности оказалась неспособной ответить на вызовы времени и пересматривается странами, ее использующими (США, Россия, Германия).

Утверждение Министерством здравоохранения Республики Казахстан проекта «Профилактически направленная этапная медицинская помощь (трехсекторальная модель приоритета врача общей практики)» с включением его в структуру товарного знака (знака обращения, символики) «Охрана здоровья человека в системе охраны здоровья граждан» дало идею применения системных социальных брендов и в вопросах охраны здоровья.

В последующем поддержка бренда Главой государства Н. А. Назарбаевым через Министерство здравоохранения Республики Казахстан (письмо МЗ РК № 1930-юр от 9 января 2009 г., Е. Бир-танов) дала возможность предложить и обосновать «медико-кредитную или медико-инвестиционную модель», обеспечивающую интеграцию и взаимодействие всех субъектов рынка медицинских услуг на корпоративной основе.

Модель способствует и формированию активной позиции общества в вопросах здоровья с исключением иждивенчества, постоянных ожиданий от государства, и созданию мотивации у представителей общества активно вкладывать средства в решение проблем здоровья через приоритеты «Здоровье для всех» (ВОЗ).

Данная модель отвечает современным требованиям и позволит привлечь средства населения, МСБ к вопросам здоровья в регионах, не на монопольноадминистративной основе, а на корпоративных принципах государственночастного или общественно-частного партнерства.

Организационная структура медико-кредитной или медико-инвестиционной модели исходит из роли врача общей практики (ВОП), включающей в себя две диаметрально противоположные (альтернативные) функции, предусматривающие наряду с медицинским обслуживанием курацию здоровья, которая выполняется им как координатором «здоровья» на договорных принципах доверенного (частного, личного) врача под брендом и оплачивается населением не более 1 МРП в месяц (идентичного размеру подушевого норматива).

Вторым финансовым источником являются средства, выплачиваемые малым и средним бизнесом в виде социальных отчислений при реализации ими социальной ответственности (в среднем не более 1 МРП в месяц), аккумулирование которых со встречными средствами на курацию здоровья позволит сформировать двухкомпонентный норматив.

Усиление этих слагаемых подушевого норматива бюджетным подушевым нормативом (третий компонент) позволит увеличить роль и значимость государства, а помещение части этих средств на корпоративной основе в виде «депозита здоровья» (ДЗ) организацией, оказывающей курацию здоровья, в банки второго уровня, с образованием «Банка здоровья» (БЗД), позволит открыть корпоративную (!) кредитную линию на укрепление (охрану) здоровья (по ВОЗ).

Последующая трансформация этих средств, сохранившихся в «БЗД», в национальную экономику, при условии развития у населения здорового образа жизни (ЗОЖ), будет стимулировать МСБ активно участвовать в вопросах охраны здоровья. Тем самым модель, соответствуя положениям «Кодекса Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения» и регулируя общественные отношения в области здравоохранения (ст. 2), будет

способствовать реализации гражданами конституционных прав на охрану здоровья (Конституции РК, ст. 29, п. 1).

Предлагаемая модель, обеспечив единство всех субъектов местного сообщества на уровне первичной медикосанитарной помощи (ПМСП), позволит увеличить инвестиции в экономику страны, создавая привлекательность для новых субъектов (в том числе иностранцев). Тем самым предполагается не только вернуть потоки уходящих за рубеж средств, но и, привлекая новые инвестиции, сформировать цивилизованный рынок медицинских услуг.

В последнее время, в связи с повышением благосостояния людей и развитием новых технологий, наблюдается рост количества оказываемой медицинской помощи, где инвестиции, связанные с оказанием медицинских услуг (не помощи), считаются выгодными.

Причем выгоду имеют не только частные инвесторы, вкладывающие свои деньги в создание медицинских организаций и получающие от этого прибыль, но и государство, так как здоровый человек за счет формирования финансовой базы своего «здоровья» («Депозит здоровья») и сохранения этих средств при ведении здорового образа жизни может инвестировать их в экономику, через «Бизнесздрав-депозит», который как основа медикоинвестиционной модели, участвуя в создании ВВП, будет приносить доход, а страна будет расходовать меньше денег на лечение и оплату пособий [11].

Формирование принципиально новых механизмов регулирования инвестиционной деятельности в системе здравоохранения с приоритетом финансирования первичной медикосанитарной медицинской помощи, с организующей ролью государства предопределяет необходимость интеграции

средств населения, институтов социального страхования, кооперативов и других субъектов, имеющих ресурсы, что представляет особую важность в связи с требованиями по созданию инвестиционного климата на рынке медицинских услуг [12] (см. рисунок).

По нашему мнению, из трех механизмов РМУ: товарно-услугового,

финансово-экономического и социально-психологического, приоритетное значение имеет последний, как необходимый и для других профильных рынков. Тем самым рынок медицинских услуг через предлагаемую модель может способствовать их развитию, при этом предлагается решение вопроса через системную социальную бренд-франшизу, обеспечивающую ускоренную мобилизацию активов (средств, усилий, технологий) всех участвующих в ней субъектов на социально-экономическое развитие, где МСБ привлекается в результате заинтересованности в связи с трансформацией «Депозита здоровья» в «Бизнесздравдепозит».

Несомненно, пусковыми средствами должны быть средства государства (бюджета), чтобы подчеркнуть его роль, особенно в части обучения медицинских работников взаимодействию с бизнесом, населением в условиях рыночных отношений и на рыночных принципах, с демонстрацией роли государства, обеспечивающего привлекательность для инвесторов.

Таким образом, мировой опыт применения известных моделей развития рынка медицинских услуг указывает на необходимость постоянного их совершенствования. Одним из важных моментов является вовлечение всех субъектов общества с механизмом, обеспечивающим им равные условия, права и ответственность в вопросах охраны здоровья и благополучия. ■

спрос на услуги рынка рынок медицинских услуг ^1 предложения рынка

1 1

Инвесторы: • государство • бизнес-структуры • население • банки второго уровня • инвестиционные фонды • НПО Инструменты рынка медицинских услуг: • кассовые чеки •«Депозиты здоровья» • «Бизнесздравдепозиты» • акции, полисы, лотереи Эмитенты: • врачи бщея практики • врачи-специалисты • медицинские сестры • волонтеры-добровольцы • социальные работники • чиновники • предприниматели

продвижение финансовых ресурсов

спрос на финансовые ресурсы

References

1. Saltman R. B., Figueras J. European Health Care Reform. Analysis of Current Strategies. Moscow: Meditsina, 2000.

2. The World Health Report 2010. The World Health Organization. The European Health Report. 2009.

3. Governance and economy in health care / ed. by A. I. Vyalkov, V. Z. Kucherenko, B. A. Rayzberg. Moscow, 2009.

4. Concept of Single National Health Care System in the Republic of Kazakhstan. Astana, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Dyusembaev A. D. New strategic evolution ideas in economy governance. Karaganda: Sanat-Poligraphiya, 2008.

6. Plesovsky P. A. Economic content of the functioning of medical services market // Vestnik «Korporativnoe upravlenie i in-novatsionnoe razvitie ekonomiki Severa». 2007. No. 2.

7. Sheyman I. M. System of health care strategic procurement: international practice and its influence on health care in Russia // Zdravookhranenie. 2006. No. 4.

8. Reshetnikov A. V. Health economics: textbook. 2-nd edition, amended and revised. Moscow: GEOTAR-MED, 2004.

9. Sklyar T. M. Health governance: government or market // Vestnik SPbSU. 2003. No. 1.

10. Togunov I. A. The theory of medical services market governance. Vladimir: So-bor, 2007.

11. Fayzullin R. A., Bismildin Kh. B., Bag-nenko Z. D. From «health deposit» to «busi-ness health deposit» (opportunities for financial support of small and medium businesses in health care) // Materials of the III Conference of Kazakhstan doctors and pharmacists. Astana, 2007.

12. Preventative stage medical care / M. K. Kulzhanov, S. Z. Kairbekova, Kh.B. Bis-mildin, S. B. Bazarbekova, R. A. Fayzullin. Astana, 2004.

финансовые отношения по поводу перераспределения финансовых ресурсов в процессе участия в реализации проекта «Здоровье и благополучие»

Инвестиционный механизм взаимодействия всех субъектов РМУ

UPRAVLENETS / 1-2/29-30/2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.