Научная статья на тему 'Здоровье как экономическая категория на рынке медицинских услуг'

Здоровье как экономическая категория на рынке медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1470
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ «ЗДОРОВЬЕ» / РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / КОРПОРАТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аймагамбетов Еркара Балкараевич, Раисов Эрик Муратович

Рассматриваются теоретическая база и особенности развития рынка медицинских услуг на корпоративной основе. Обоснована категория «здоровье» («охрана здоровья», «здоровый образ жизни» и т. д.) как экономический приоритет, позволяющий обеспечить социальную и предпринимательскую активность населения в рыночных условиях. Анализируется механизм активного вовлечения в оборот невостребованных средств, в первую очередь средств населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровье как экономическая категория на рынке медицинских услуг»

© Аймагамбетов Е. Б., Раисов Э. М., 2011

АЙМАГАМБЕТОВ Еркара Балкараевич

Доктор экономических наук, профессор, ректор

Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза

100009, Республика Казахстан, г. Караганда, ул. Академическая, 9 Контактный телефон: (7212) 44-16-22 e-mail: mail@keu.kz

РАИСОВ Эрик Муратович

Соискатель кафедры экономики и менеджмента

Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза

100009, Республика Казахстан, г. Караганда, ул. Академическая, 9 Контактный телефон: (705) 672-06-54 e-mail: karsib@mail.ru

Здоровье как экономическая категория на рынке медицинских услуг

Ключевые слова: категория «здоровье»; рынок медицинских услуг; корпоративная концепция развития; социально-экономическое партнерство.

Аннотация. Рассматриваются теоретическая база и особенности развития рынка медицинских услуг на корпоративной основе. Обоснована категория «здоровье» («охрана здоровья», «здоровый образ жизни» и т. д.) как экономический приоритет, позволяющий обеспечить социальную и предпринимательскую активность населения в рыночных условиях. Анализируется механизм активного вовлечения в оборот невостребованных средств, в первую очередь средств населения.

В условиях рыночной экономики, углубляющихся интеграционных связей остро ощущается необходимость активного участия всех представителей общества, в первую очередь населения, как главного потребителя медицинских услуг, в решении вопросов «здоровья, благополучия, образования».

Необходимость масштабного и одновременного охвата разных по финансовой обеспеченности слоев населения требует, с одной стороны, организации свободной конкурентной среды, а с другой - объединения их на основе сотрудничества и взаимопомощи для достижения общих социально-экономических целей [1].

Специфика категории «здоровье», включающей в себя согласно документам ВОЗ «здоровый образ жизни», «получение медицинской помощи», «охрану здоровья», позволяет реализовать ее на рыночных принципах через рынок медицинских услуг.

Рассматриваемая нами проблема актуальна в связи с тем, что процесс перехода к принципиально новой социально ориентированной модели национальной экономики вызван обострением экономических отношений как на рынке в целом, так и на рынке медицинских услуг, где принципы оказания медицинских услуг перестали соответствовать нуждам членов общества и приоритетам социально-экономического развития государства.

Восполнение потребностей человечества, достигаемое им же производимой продукцией и услугами, предполагает их рациональное перераспределение (обмен) между всеми участниками экономических отношений, где механизмом взаимодействия

самостоятельных субъектов является рынок, обусловленный получением прибыли на основе конкуренции.

На первый взгляд, говорить о прибыли в медицинской деятельности, связанной, как известно, с жизнью и здоровьем человека, не вполне этично. Однако при обращении к литературным источникам, которые раскрывают понятие, сущность и обоснование прибыли, становится очевидно, что нельзя оценивать ее однозначно.

Анализ этой характеристики хозяйственной деятельности выявляет некоторую схожесть взглядов исследователей: по мнению либеральных экономистов, прибыль -это компенсация за положительные действия, не отделимая от предпринимательства, а по мнению классиков экономической теории, это вознаграждение за риск, за возможные потери в условиях рыночной неопределенности.

Современные аналитики выделяют связь между прибылями и перспективами, открывающимися перед предпринимателями. К примеру, в здравоохранении такие перспективы могут рассматриваться в границах структурных преобразований и эффективности использования ресурсов.

Здравоохранение как отрасль общественного хозяйства, имея свою специфику, создает особые формы экономических отношений, где особенно важен вопрос о роли рыночных регуляторов в решении накопившихся проблем, в частности, об обеспечении эффективного распределения ресурсов, доступности и качества предоставляемых медицинских услуг [2-4].

Научный поиск концептуальных основ государственного регулирования, которое смогло бы обеспечить эффективное социально-экономическое взаимодействие субъектов рынка, дает возможность рассматривать важнейшие экономические характеристики, понятия и категории в экономике здравоохранения с позиций особенности рынка медицинских услуг (РМУ).

Так, российские исследователи в области экономики здравоохранения (А. И. Вял-ков, В. З. Кучеренко, Б. А. Райзберг, С. А. Столяров, И. М. Шейман) предлагают следующую трактовку экономических понятий и категорий.

Прибыль - это вознаграждение за введение инноваций, позволяющее хозяйствующим субъектам созданием предприятий, рынков, рабочих мест и т. д. способствовать прогрессу. Именно с этой точки зрения категория «прибыль» не является антагонистической в рамках медицинской деятельности, где понятие «прибыль», отделенное от понятия «обогащение», соотносится с предпринимательской деятельностью, а местом получения прибыли является рынок [5; 6].

Рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (потребителей) и продавцов (поставщиков), между которыми возникают экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате чего формируются спрос, предложение и цена [5; 6].

Восполнение потребностей в продуктах, товарах и услугах формирует многообразие рынков, которые могут иметь различные профили и направления; ведущие из них рынок товаров (товарный рынок) и рынок услуг (получение субъектами разного рода услуг). В свою очередь, рынки могут принимать самые разные формы, например, возникновение потребностей в восстановлении здоровья вызвало образование рынков медикаментов, медицинских услуг, рабочей силы (медицинских работников), производимого оборудования, извлекаемого от этого капитала и т. д. [7].

Рассмотрение в комплексе множества функций, приобретенных рынком в своем развитии, таких как информационная, посредническая, ценообразующая, регулирующая, дало основу и для рассмотрения соперничества (конкуренции) на межсекторальных принципах.

Фундаментальной движущей силой непрерывного повышения качества и сокращения издержек являются инновации и конкуренция, где для успешного развития любых

отраслей необходимо выполнить главное условие - дать конкуренции возможность действовать на всех уровнях социально-экономических отношений. При этом необходимо создать ситуацию, когда все борются для достижения общей цели государства в своих личных интересах, в соответствии со своими личными правами, потребностями и желаниями, а возможность улучшить благосостояние и качество жизни всех участников социально-экономического процесса с целью выстоять при любых изменениях рынка и будущих кризисах вызывает необходимость пересмотра взаимоотношений на основе принципа «деньги и прибыль», причем любой ценой, где задача каждого не сделать свои деньги чьей-то прибылью, а задача страны исключить отток средств за рубеж.

Целенаправленность этих положений для всего населения страны, как городского, так и сельского, подтверждает необходимость развития таких понятий, как «кооперативное объединение», характерное больше для села, и «корпоративное объединение», специфичное для бизнес-структур, что дает возможность для поиска новых путей взаимодействия (рис. 1).

Кооператив

«Благополучие»

Корпорация

Социальная

направленность

Социально-

предпринимательская

(социально-коммерческая)

направленность

Коммерческая

направленность

Рис. 1. Схема взаимодействия элементов корпоративной модели на РМУ1

Для развития партнерства на принципах «город - село», имеющего значение и для сельских территорий, необходимы определенные приоритеты, механизмы и новые формы организации, например в виде СПК-корпораций, инициированные государством.

В свою очередь, возникает возможность интеграции всех субъектов общества в программы форсированного индустриально-инновационного развития страны через общественные институты (в числе которых могут быть и предлагаемые нами социально-предпринимательские комплексы) как новой модели социально-экономического партнерства (см. таблицу).

Новые характеристики социально-экономического партнерства

Форма партнерства Участники Характеристика

СПК-корпорации Государство + бизнес (бизнес-единицы) Отсутствует население и большая часть бизнеса

СПК-кооперативы Бизнес + население (небольшая часть) Из-за отсутствия государства - трудности в создании

СПК-комплексы Население + бизнес + + государство Участвуют все субъекты, в том числе и не охваченные программами государства

1 Составлено авторами на основании [8-10].

Рынок медицинских услуг, имеющий прежде всего социальный характер, в прошлом развивался на основе социально-страховой или национально-страховой моделей (родоначальниками которых были Бисмарк и Беверидж), давших основу административно-монопольной модели Семашко, которую унаследовали и новые постсоветские страны с последующим включением в них рыночных механизмов.

Решение насущных потребностей громадного количества населения постсоветских стран со своим укоренившимся, полученным в наследство от прошлого менталитетом, потребностями на основе моделей социального и медицинского страхования все эти годы выдерживает социальные и экономические удары.

Тем самым медицинская услуга, направленная на сохранение «здоровья», в корпоративном плане имеет право на существование в связи с инновационными процессами, происходящими в экономике, частью которой является система здравоохранения, требующая интеграции возможностей всех субъектов общества в сферу РМУ через оказание медицинской помощи с участием государственного и негосударственного секторов.

В мире уже наблюдается тенденция к диверсификации в сфере услуг, при этом многие ранее обособленные виды услуг объединяются в рамках одной компании, что начинает происходить и в системах здравоохранения (охраны здоровья) постсоветского пространства на корпоративной основе (Россия, Белоруссия, Казахстан).

Это позволит лечебным учреждениям (ЛПУ), предлагающим комплекс выполняемых на высоком уровне видов медицинской помощи, повысить свою конкурентоспособность и ослабить возможные риски за счет их диверсификации, что наглядно видно на примере Национального медицинского холдинга и других клинических центров, входящих в структуру медицинского кластера Казахстана.

Но в рыночных условиях подобный «цеховой» характер оказания медицинской помощи вызывает необходимость пересмотра отношения к известной категории «медицинская услуга» с обеспечением ей интеграционных и инвестиционных возможностей как основопологающей на РМУ

Очевидно отличие услуг от материальной продукции в здравоохранении в целом и в медицине в частности, а также от услуг, предоставляемых в других отраслях социально-экономических отношений, где одним из важных условий является соответствие их конституционным нормам, как, например, в отношении прав на охрану здоровья.

Поставщики услуг заинтересованы в максимизации финансирования со стороны плательщиков, поэтому система оплаты из бюджета для первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) - «подушевое финансирование» больниц по принципу «законченный случай» - носит фиксированный характер в виде навязывания пациентам излишнего объема услуг.

Таким образом, государственная монополия на предоставление медицинских услуг (96,4%), отсутствие достоверной и полной информации по поставщикам (провайдерам) медицинских услуг, отсутствие взаимных интересов между субъектами РМУ принципы, на которых построена система финансирования (оплаты) медицинских услуг, требуют развития обратной связи между производителем и потребителем.

Схема приобретения медицинских услуг, выглядящая как «плательщик - поставщик - потребитель», отображает отсутствие обратной связи, которую невозможно провести ввиду отсутствия сети национальных операторов по привлечению поставщиков медицинской помощи и созданию платежеспособных потребителей на РМУ (рис. 2).

Решение этих проблем возможно с разработкой требований к получению пациен-том-потребителем надежной и достоверной маркетинговой информации по способам объективной оценки результатов лечения на уровне конкретных условий и методов лечения, а не на основе совокупной сравнительной оценки поставщиков услуг или систем оплаты медицинских услуг.

Варианты взаимоотношений участников на рынке медицинских услуг

При традиционной медико-страховой модели оказания медицинских услуг

Продавец медицинских услуг (врач, учреждение) Посредник -государство (страховая компания) Покупатель медицинских услуг (человек, организация)

При предлагаемой медико-инвестиционной модели оказания медицинских услуг

Продавец медицинских услуг (врач, учреждение) О Посредник -координатор -менеджер «здоровья и благополучия» |=> Покупатель медицинских услуг (человек, организация)

Рис. 2. Схема взаимодействия субъектов рынка медицинских услуг

Для этих целей необходим «институт» операторов медицинских услуг, предоставляющих точную сравнительную информацию по поставщикам услуг, что может привести к эффективной конкуренции между ними.

В отличие от рынка медицинских услуг, в других отраслях экономики потребитель принимает решение о покупке и платит за товар или услугу самостоятельно, но в здравоохранении решения о «приобретении», оплате и оказании медицинской услуги разделены, что вызывает появление нескольких уровней потребителей в связи с оплатой заказа по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) государством и страховыми компаниями (ФОМС, ДМС, частные, фонды НПО) согласно собранным взносам.

В то же время работодатели (крупные компании, холдинги, корпорации), покупающие медицинское обслуживание для свои служащих, пациенты, пользующиеся медицинскими услугами, провайдеры (поставщики) медицинских услуг (медицинские учреждения всех видов собственности, ВОП) и все участники рынка медицинских услуг руководствуются различными интересами [2].

Таким образом, государство заинтересовано в выполнении договорных обязательств с ЛПУ где размещен государственный заказ на оказание медицинских услуг, рассчитывая на получение медицинского обслуживания в объеме, который обеспечит охват всего населения, лимитируя при этом финансовые расходы на здравоохранение.

Страховые компании заинтересованы в меньшей выплате денежных средств на лечение пациентов, чем уплачено в виде страховых взносов, работодатели - в минимизации оплаты медицинских услуг своим служащим, потребители (пациенты) - в получении качественного медицинского обслуживания и невысокой стоимости платных медицинских услуг.

Особая роль отводится провайдерам (поставщикам), которые заинтересованы в увеличении государственного финансового обеспечения, увеличении объема платных медицинских услуг при относительном их качестве и высоком «ценовом пороге».

При этом система здравоохранения носит такой характер, что потребитель очень плохо осведомлен о медицинских услугах, возможно, меньше, чем о любых других приобретаемых услугах, и иногда выбор конкретной необходимой медицинской помощи делает исключительно сам пациент, без помощи услугодателя - врача или ЛПУ, несмотря на узаконенные права по их выбору.

Медицинская услуга, становясь товаром, в отношениях между производителем и потребителем медицинской помощи (врачом и пациентом) начинает приобретать маркетинговые формы с преобладанием роли пациента, заинтересованного в своем

здоровье, и первичного сектора здравоохранения, что чрезвычайно важно для обслуживания населения обширных сельских территорий, но с ролью лица, умеющего управлять этим процессом [11].

Формирование РМУ предполагает создание условий и предпосылок для реализации системы рыночных свобод и прав поставщиков и потребителей, где устойчивое развитие экономики, формирование сильного и эффективного государства возможно только на основе консолидации, единства целей государства и общества с поддержкой рыночных инициатив действиями власти [11; 12].

Это положение является альтернативным по отношению к главенствующей мировой системе государственно-монополистической модели здравоохранения, которая, выражая интересы поставщиков услуг и финансовых институтов, находится в постоянном поиске путей совершенствования (реформирования), несмотря на то что одним из участников РМУ является конкретный человек - основной потребитель, как представитель общества [11-14].

Большинство ученых акцентируют свое внимание преимущественно на исследовании проблем ресурсного обеспечения медицинских учреждений и организационнофинансовом механизме отрасли в целом, где в силу масштабности проводимых реформ и специфики характера медицинской деятельности есть и вопросы, требующие особого внимания и новых разработок для устойчивости внутреннего рынка и защиты экономических интересов.

Согласно концепции рыночной модели здравоохранения базой, обеспечивающей человеку в полном объеме решение вопросов охраны здоровья, является получение качественной, доступной, рациональной, финансово эффективной (малозатратной) медицинской помощи, наряду с развитием здорового образа жизни и собственно охраной своего здоровья самими гражданами.

Государственная система охраны здоровья, используя различные варианты бюджетного финансирования, страхования, пропаганды здорового образа жизни и т. д., реализует через свою структуру ответственность государства за здоровье народа, являясь лишь частью РМУ в котором при участии других субъектов, не охваченных программами государства, можно оказывать влияние и на развитие других профильных рынков [12; 15].

Возникает необходимость передачи ряда непрофильных функций национальных и транснациональных корпораций в социальную среду. Важность этой ситуации связана с необходимостью формирования социально-психологического механизма для функционирования других профильных рынков, создание основ которых возможно и через РМУ.

Таким образом, любой профильный рынок не может функционировать автономно, а деятельность в совокупности с другими рынками и финансовыми принципами требует новых решений, технологий, инструментов, в целом способствующих мировому прогрессу, где экономические издержки при оказании медицинской помощи и прибыльность при производстве медицинских услуг ни в коей мере не могут быть соотнесены с жизнью либо состоянием здоровья и благополучием человека.

При этом создание социально-психологического механизма на постоянной основе, с исключением рисков для инвесторов, возможно только путем использования немате-риализованного продукта, каким является категория «здоровье», с ролью врача общей практики, работающего на принципах не территориального, а договорного прикрепления и способствующего переводу акцента с категории «болезнь» на категорию «здоровье» (рис. 3).

В этих условиях категория «здоровье», являющаяся основой благополучия каждого человека, требует вовлечения в процесс охраны (укрепления) здоровья, включающего в себе понятия «здоровый образ жизни», «получение медицинской помощи»

и собственно «охрана здоровья», всех представителей общества, объединение которых можно расценить как интеграцию их средств, усилий, технологий на основе принципов кооперации [16].

Рис. 3. Схема взаимодействия рынка медицинских услуг и профильных рынков через социально-психологический механизм

Действующая Конституция Республики Казахстан предусматривает реализацию охраны здоровья (ст. 29) в рыночных условиях, где категория «здоровье» может стать основой отношений в отличие от категории «болезнь», со значительным увеличением числа участников рынка, работающих на принципах европейской, восточной, остаточной постсоветской, народной медицины.

Рассмотрение вопросов охраны здоровья с позиций экономической выгоды, целесообразности привлечения инвестиций вызывает необходимость определения здоровья как экономической категории, позволяющей разработать стратегию ускоренного развития РМУ в единой связи с другими секторами рынка, направленную на решение приоритетных стратегических задач государства.

Источники

1. Проблемы развития социально-рыночной экономики / под ред. Е. Б. Аймагамбе-това. Караганда : КЭУК, 2008.

2. Портер М. Конкуренция. М. : Вильямс, 2005.

3. Доскеева Г. Ж. Формирование и использование ресурсов здравоохранения в условиях перехода к рыночным отношениям (на материалах Республики Казахстан) : диссертация. Алматы, 1999.

4. Стародубов В. И., Пивень Д. В. Управление здравоохранением на современном этапе: проблемы, их причины и возможные решения. М. : ИД «Менеджер здравоохранения», 2007.

5. Управление и экономика здравоохранения : учеб. пособие для студ. вузов / А. И. Вялков, В. З. Кучеренко, Б. А. Райзберг и др.; под ред. А. И. Вялкова. 3-е изд., доп. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009.

6. Столяров С. А. Рынок медицинских услуг: некоторые его характеристики, проблемы и аспекты управления. 3-е изд., испр. и доп. Барнаул : АзБука, 2005.

7. Экономика здравоохранения : учеб. пособие / под ред. И. М. Шеймана. М. : ТЕИС, 2001.

8. Аймагамбетов Е. Б. Кооперативное образование Казахстана в условиях формирования национальной модели // Возрождение кооперативного сектора экономики: проблемы социально-ориентированной системы, пути их преодоления. Караганда, 2002.

9. Аймагамбетов Е. Б., Невматулин А. М., Ертысбаев Е. К. Некоторые вопросы развития сельской потребительской кооперации Казахстана // Место и роль кооперативного движения в свете новых социально-экономических тенденций: материалы Меж-дунар. науч. конф. Караганда, 2001.

10. Наговицына Л. П. Социальная экономика: кооперативный путь развития // Деловой вестник «Российской кооперации». 2001. № 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Тогунов И. А. Теория управления рынком медицинских услуг. Владимир : Собор, 2007.

12. Акопян А. С., Шиленко Ю. В., Юрьева Т. В. Индустрия здоровья: экономика и управление. М. : Дрофа, 2003.

13. Ричардс А. Отношения между покупателем и поставщиком медицинских услуг // Проблемы обязательного медицинского страхования / Фонд Ноу-Хау. Великобритания, 1992.

14. Кодекс Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения от 18 сентября 2009 г. № 193-1У.

15. Аканов А. А. Здравоохранение Казахстана: на пороге структурных преобразований (взгляд в будущее). Алматы, 2006.

16. Методические основы формирования здорового образа жизни / М. К. Кульжа-нов, С. З. Каирбекова, Х. Б. Бисмильдин и др. Астана, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.