Научная статья на тему 'Инвестиционная политика как инструмент макроэкономического регулирования'

Инвестиционная политика как инструмент макроэкономического регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1854
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / INVESTMENTS / PUBLIC ADMINISTRATION / POLICY / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джамалудинова М.Ю.

В статье исследуются особенности инвестиционной привлекательности Российской Федерации на современном этапе, а так же проанализированы современные направления повышения эффективности инвестиционной политики, как на региональном, так и на федеральном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная политика как инструмент макроэкономического регулирования»

©

Джамалудинова М.Ю.

Доцент, кафедра государственного и муниципального управления,

Дагестанский государственный университет

инвестиционная политика как инструмент макроэкономического

регулирования

Аннотация

В статье исследуются особенности инвестиционной привлекательности Российской Федерации на современном этапе, а так же проанализированы современные направления повышения эффективности инвестиционной политики, как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Ключевые слова: инвестиции, государственное управление, политика, государственное регулирование.

Keywords: investments, public administration, policy, state regulation.

Государственная инвестиционная политика это составная часть социальноэкономической политики, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности, она определяет цели, определяет направления, определяет формы государственного управления инвестиционной деятельностью в Российской Федерации.

В экономической литературе встречается следующее определение инвестиционной политики государства: «это комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и реализации задач социального развития» [1, 10].

На основании документов Департамента инвестиционной политики Минэкономразвития России инвестиционная политика трактуется как создание и поддержание такого предложения на рынке капитала, которое будет максимально удовлетворять потребности экономики в инвестициях определенного объема и структуры, устанавливаемых на основе

заинтересованности субъектов хозяйственной деятельности в экономическом эффекте от данных инвестиций.

Таким образом, инвестиционная политика государства - это совокупность мероприятий, проводимых государством по управлению инвестиционной деятельностью с целью создания оптимальных условий для активизации инвестиционного процесса.

Основными задачами государственной инвестиционной политики являются[5,14]:

1) Поддержка (стимулирование) отдельных отраслей экономики.

2) Обеспечение сбалансированного развития отраслей хозяйствования и экспортного производства.

3) Достижение конкурентоспособной отечественной продукции.

4) Реализация социальных и экологических программ (развитие здравоохранение, образования, ЖКХ, охрана окружающей среды).

5) Регулирование занятости населения.

6) Обеспечение обороноспособности и безопасности государства.

Инвестиционная политика охватывает как финансирование государственных инвестиций, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и предприятий, осуществляющих капитальное строительство за счет собственных средств.

Основные направления инвестиционной политики состоят в следующем[9,23]:

1. Определение приоритетов в финансировании инвестиционной деятельности.

©© Джамалудинова М.Ю., 2014 г.

2. Приоритеты отдаются инвестициям на расширение и техническое перевооружение действующих предприятий. Иными словами, центр тяжести переносится с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий.

3. Предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства на осуществление инвестиционной деятельности.

4. Расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых из прибыли предприятий и амортизационных отчислений.

5. Сокращение государственного бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования.

В целях проведения эффективной государственной инвестиционной политики, адекватной экономической системе и рынку, необходимо учитывать и выполнять принципы формирования и реализации инвестиционной политики (таблица 1).

Таблица 1

Принципы формирования и реализации инвестиционной политики государства в области

реального инвестирования

Принцип Сущность принципа

Системности Позволяет проводить инвестиционную политику с учетом стратегических целей финансовой, налоговой, амортизационной, производственной, кадровой направленности.

Приоритетности Позволяет проводить инвестиционную политику с учетом стратегических целей финансовой, налоговой, амортизационной, производственной, кадровой направленности.

Эффективности и рискованности Предполагает наличие положительных результатов инвестирования на основе проведения инвестиционного анализа

Контроля Предполагает наличие системы исполнения инвестиционной политики, возможность корректировки направлений и управления ситуацией на всех этапах инвестиционного процесса.

Структурная модернизация российской экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг требуют значительных инвестиций в обновление производственных мощностей, в запуск новых проектов, в освоение современных технологий управления. В странах с рыночной экономикой доминирующую долю таких инвестиций предоставляет частный сектор (как национальный, так и иностранный).

Частные инвестиции отличаются значительно большей эффективностью, чем государственные. С частными инвестициями на предприятия приходят новые технологии, новые методы управления. Частные инвесторы более заинтересованы в повышении эффективности производства, снижении издержек, росте конкурентоспособности

продукции[2,3 0].

В то же время частные инвестиции чрезвычайно чувствительны к условиям инвестирования: стабильности и предсказуемости макроэкономической политики, уровню вмешательства государства в экономическую деятельность, степени изменения национальных стандартов с международными, процедур согласования инвестиционных проектов, адекватности законодательства о защите инвестиций и т. д. Поэтому важнейшим направлением государственной социально-экономической политики в целом и инвестиционной политики в частности является создание максимально благоприятных условий для осуществления частных инвестиций.

Государство при этом должно не только проводить адекватную бюджетно - налоговую и денежно - кредитную политику, но и принимать меры, непосредственно стимулирующие инвестиционные вложения. Среди таких мер можно назвать как специфические меры налоговой политики - механизм ускоренной амортизации, упрощение возврата и возмещения НДС, так и меры, связанные с защитой инвестиций, в том числе иностранных, разработкой и принятием механизмов концессионных соглашений, частичным покрытием инвестиционных рисков, в особенности некоммерческих и т. д.

Кроме мер в рамках российской экономики, для стимулирования ускоренного роста объемов инвестиций необходимо также применять механизмы создания благоприятных условий осуществления инвестиций в рамках специальных режимов ведения предпринимательской (концессионной) деятельности, в частности, в особых экономических зонах.

В то же время при всех положительных качествах частных инвестиций, они не в состоянии обеспечить всех потребностей экономики в инвестиционных ресурсах, причем не столько в силу недостаточности их объемов, сколько в силу того, что в экономике есть сферы, куда частному инвестору по тем или иным причинам инвестировать не выгодно. Это могут быть как инвестиции с высоким сроком окупаемости (большинство инфраструктурных проектов), так и инвестиции в секторах, которые при всей их важности для национальной безопасности, социальной стабильности, непривлекательны для частных инвестиций из-за высоких рисков, низкой нормы отдачи на вложенный капитал (например, АПК и ОПК).

В силу этих причин в любом государстве частные инвестиции не являются полной заменой государственных инвестиций. Тем важнее как можно более четко определить приоритеты государственных инвестиций не только в целях повышения их эффективности, но и в целях максимизации общественного эффекта [4,17].

Для осуществления инвестиционной политики необходим механизм, который обеспечивает ее выполнение (рисунок 2).

Рис. 2 - Механизм реализации инвестиционной политики

Государственное регулирование инвестирования направлено на обеспечение максимальной эффективности инвестиционных вложений. В условиях рыночных отношений выделяют прямые и косвенные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, а также административные и экономические средства данного регулирования. Как методы, так и средства направлены на решения единых целей и задач.

Активное воздействие государства на процессы инвестирования является необходимым условием обеспечения благоприятного инвестиционного климата и оживления инвестиционной деятельности, что позволяет обеспечить стабильное развитие социально-экономической системы в целом в интересах всего общества.

Государственные инвестиции направлены на решение стратегических задач государственной политики и зачастую не носят коммерческого характера, поэтому существует мнение их невысокой экономической эффективности. Эффективность государственных инвестиций необходимо рассматривать в масштабе страны из-за их направленности на устойчивый экономический рост и социальный прогресс общества. России необходимо создать механизм обеспечения эффективности использования государственных инвестиций. Основные направления создания такого механизма уже сформулированы. К ним относятся:

- усиление программно-целевой составляющей государственного регулирования;

- развитие проектных форм сотрудничества государства и бизнеса на основе совместного финансирования проектов, связанных с поддержкой инфраструктуры и усилением конкурентных позиций корпоративного сектора экономики; предоставление на долевой основе капитальных трансфертов в целях социально-экономического развития территорий.

Косвенные методы государственного регулирования предполагают только экономические средства воздействия на инвестиционные процессы. К ним относятся инструменты бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политики. На субъекты инвестиционного процесса они оказывают опосредованное воздействие, стимулируя их к определенным действиям, направленным на решения задач государственной инвестиционной политики.

В таблице 2 представлены основные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне.

Таблица 2

Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне

Прямые методы Косвенные методы

- целевые региональные программы - налоговые ставки и стимулирующее льготное

развития промышленности, сельского налогообложение;

хозяйства, других отраслей; - налоговые каникулы;

- региональные бюджетные, внебюджетные - льготные ставки по ссудам;

фонды; - кредитные меры стимулирования экспорта:

- прямые капитальные государственные а) предоставление прямых экспортных

вложения; кредитов;

- региональные стандарты и нормы; б) рефинансирование экспортных кредитов;

- квотирование; в) страхование экспортных кредитов;

- лицензирование; г) государственные гарантии кредитов на

- региональные контрольные пакеты развитие приоритетных с точки зрения развития

акций; региона производств;

- региональная и муниципальная - инвестиционный налоговый кредит;

собственность; - региональные и муниципальные займы;

- стимулирование спроса и регулирование цен; - платежи за использование региональных и

- государственное финансирование муниципальных ресурсов;

НИОКР; - платежи за загрязнение окружающей среды;

- субсидирование затрат предприятий на - гарантии и льготы кредитным учреждениям

патентование изобретений за региона, предоставляющим инвестиции в

рубежом экономику региона

Необходимо отметить и правовые средства регулирования инвестиционной деятельности, реализующиеся посредством системы норм и правил гражданского и хозяйственного законодательства, так как создание правовой базы является исключительно функцией государства. Среди основных инструментов этой категории необходимо выделить такие, как заключение инвестиционных договоров и кредитных отношений, разработка и принятие государственных программ, издание законов, подзаконных актов и система их реализации.

Правовые средства обеспечивают реализацию административных и экономических средств государственного воздействия.

Стратегические цели социально-экономического развития Российской Федерации определены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012 году», Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу - удвоение к 2012 г. валового внутреннего продукта, повышение уровня жизни и благосостояния населения на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом

сообществе на основе достижения устойчиво высоких темпов экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики[8,144].

В качестве ключевого направления, обеспечивающего активизацию источников роста и конкурентоспособность страны, выбран сценарий ускоренной диверсификации структуры экономики, предусматривающий опережающее развитие высокотехнологичных

перерабатывающих секторов, сферы услуг, формирование государственной поддержки инновационной деятельности.

Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетноналоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы[6,3].

Рассмотрим эти инструменты более подробно. Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, т. к. повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы - основная задача государства на современном этапе. Прямое финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым институтам - основной источник средств на капитальные вложения во многих странах мира.

Государственное финансирование инвестиционных проектов практикуется и в России. Однако специфические особенности экономического развития нашей страны и некоторые проблемы по распределению средств из бюджета не всегда позволяют в полной мере осуществлять планируемое финансирование инвестиций.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяйствующего субъекта[10,25].

Законодательное регулирование инвестиционной деятельности призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма. Принципами инвестиционной деятельности являются также невмешательство государственных органов Российской Федерации, субъектов Федерации и органов муниципальных образований в законно осуществляемую инвестиционную деятельность; соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а также общества, государства и муниципальных образований при осуществлении инвестиционной деятельности [8,144].

В России инвестиционная деятельность регулируется общими законодательными актами - кодексами (Земельным, Гражданским, Налоговым и др.), Федеральными законами «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об иностранных инвестициях в Российской федерации», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», «Об инвестиционных фондах», а также прочими нормативными актами.

Кроме того, существуют и экономические методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. К ним относятся амортизационная политика, кредитная и валютная политика, система налогообложения, бюджетное инвестирование, система финансирования и кредитования капитальных вложений и т. д.

Поскольку государство определяет единые правила игры на инвестиционном рынке через проводимую государственную инвестиционную политику в целях создания благоприятного инвестиционного климата, определяются и функции государственного регулирования инвестиционной деятельности в России[2,30]:

- определение направлений экономического развития страны и разработка государственных инвестиционных программ;

- проведение исследований и формирование прогнозов развития инвестиционного рынка;

- создание экономических основ осуществления инвестиционной деятельности;

- выработка экономической и финансово-кредитной политики государства с учетом мер по стимулированию, регулированию и контролю инвестиционной деятельности;

- организация финансирования особо важных проектов;

- мониторинг инвестиционной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработка нормативной базы;

- лицензирование отдельных видов деятельности.

В настоящее время существуют факторы неэффективного регулирования

инвестиционной деятельности в Российской Федерации, как правило, они подразделяются на[6,7]:

1) макроэкономические: слабая инфраструктура для инвестиций в регионах;

неурегулированность ценообразования между производителями и обслуживающими предприятиями, высокие инвестиционные риски в большинстве регионов страны, высокий уровень износа основных фондов;

2) микроэкономические: слабое внимание к обеспеченности инвестиционных проектов, к нормам дисконтирования и стоимости капитала в инвестиционных проектах предприятий; неустойчивое финансовое положение многих организаторов инвестиционных проектов; высокая дебиторская задолженность среди предприятий;

3) институциональные: отсутствие эффективных собственников на крупных российских предприятиях; коррумпированная деловая среда в России и регионах.

Таким образом, значение государственного регулирования инвестиционной деятельности можно определить как основу развития инвестиционных отношений. Государственное регулирование унифицирует и определяет правила инвестиционной деятельности, защищает права участников отношений по поводу инвестиций, а также государство само выступает в качестве инвестора. Особо стоит отметить функцию оценки инвестиций, так как смысл инвестиционного проекта заключается в дальнейшем получении прибыли или иного позитивного эффекта от вложений.

Можно отметить, что в настоящее время развивается тенденция «локализации» правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации, которая заключается в стремлении подчинить деятельность иностранных инвесторов действию национального законодательства. В настоящее время правовое регулирование иностранных инвестиций в большей степени подчинено действию международно-правовой системы защиты иностранных инвесторов, созданной на основе многосторонней Вашингтонской конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств 1965 г., и двухсторонних соглашений о поощрении и защите капиталовложений. Попытка переломить сложившуюся тенденцию нашла отражение в недавно принятых законах Российской Федерации. Прежде всего, речь идет о Федеральном законе от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», в котором нашла отражение данная тенденция. Следующим примером стал Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 164-ФЗ «О внесении изменений в

Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Если первый закон предусматривает ограничение деятельности иностранных инвесторов с целью защиты экономических интересов Российского государства, то второй дает необходимое (для соблюдения Россией своих международных обязательств) обоснование введения таких ограничений. Закон содержит необходимый инструментарий для проведения государственной инвестиционной политики, как на российском, так и на международном рынке.

Введение государством различного рода стимулирующих и регулирующих мер требует научного обоснования для того, чтобы они были понятны и прозрачны торговым партнерам по международным соглашениям. Как правило, принятие мер ограничительного свойства объясняется национальным инвестиционным режимом в целях защиты национального рынка и предотвращения нарушений условий конкуренции на российском рынке со стороны иностранных инвесторов. Законодательная основа принятия таких мер позволяет разрешить одно из упомянутых автором противоречий между необходимостью защиты национальных интересов и проведением государственной политики привлечения иностранного капитала. Происходящее в настоящее время совершенствование правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации направлено на решение двух актуальных проблем: совершенствование правового регулирования финансовых рынков и развитие регионального инвестиционного законодательства в Российской Федерации.

Влияние на инвестиционную привлекательность региона как объекта инвестирования можно рассматривать в разрезе двух укрупненных факторов: внешних (федеральный уровень, государство в целом) и внутренних (локальных).

Инвестиционная привлекательность региона является интегральной характеристикой, которая может применяться и к региону (отрасли), и к конкретному инвестиционному объекту (предприятие, финансовый инструмент). Этот параметр отражает факт соответствия данного инвестиционного объекта конкретным целям определенного инвестора.

Интегральная инвестиционная привлекательность региона это сводный уровень объективных социально-экономических, природно-географических и экологических

показателей, характеризующих условия хозяйственного развития региона и оказывающие позитивное либо негативное влияние на формирование инвестиционной активности в нем [5,18].

Например, компания «Эксперт-РА» определяет инвестиционную привлекательность региона, как взаимосвязанную оценку двух элементов: инвестиционного риска и

инвестиционного потенциала [3,6].

Категория «инвестиционный потенциал» отражает степень возможности вложения средств в активы длительного пользования, включая вложения в ценные бумаги с целью получения прибыли или иных народнохозяйственных результатов. При этом следует отметить, что некоторые экономисты под «инвестиционным потенциалом» понимают «определенным образом упорядоченную совокупность инвестиционных ресурсов, позволяющих добиться эффекта синергизма при их использовании» [7,44].

В целом инвестиционный потенциал региона можно определить как совокупную возможность собственных и привлеченных в регион экономических ресурсов обеспечивать при наличии благоприятного инвестиционного климата инвестиционную деятельность в целях и масштабах, определенных экономической политикой региона.

Основными элементами инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации являются:

1) принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс;

2) предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера;

3) создание организационных структур по содействию инвестициям;

4) разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования;

5) оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот;

6) предоставление гарантий и поручительств банкам под выделенные ими средства для реализации отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов;

7) аккумулирование средств населения путем выпуска муниципальных займов [3,6].

Одним из инструментов инвестиционной политики регионов, направленной на

улучшение инвестиционного климата, выступает нормативно-законодательная база и условия, способы привлечения инвестиций.

В последние годы акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности переместились на региональный уровень. Это обусловлено усилением роли субъектов Российской Федерации в экономической и правовой сферах, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах и отсутствием адекватной стратегии государства по привлечению частных инвестиций в национальную экономику.

На начало 2008 г. в 81 субъекте РФ принято около 908 законов регионального уровня, посвященных темам инвестиций и инвестиционной деятельности. Большая часть этих законов формальна: они лишь изменяют иные, ранее принятые законы.

Так, по числу законов, посвященных модернизации инвестиционной деятельности, на первом месте Томская область, более 10 законов издано в Новгородской, Ярославской и Вологодской областях. С одной стороны, эти данные отражают внимание, которое придают в регионах инвестиционным вопросам, с другой стороны, эта статистика может показывать и нестабильность регионального законодательства в отношении инвестиционной деятельности [4,7].

Таким образом, в регионах России сделаны первые шаги по развитию инвестиционного законодательства. Следующие итерации совершенствования инвестиционного законодательства такие, как развитие финансового инструментария, снижающих коррупционные риски; введение особых налоговых режимов, направленных на инновационное развитие; как создание благоприятного инвестиционного климата.

Без объединения усилий федеральных, региональных и местных органов власти, государственного и альтернативного секторов экономики трудно рассчитывать на переход экономики в стадию устойчивого экономического роста.

Во многих российских регионах в целом уже накоплен богатый опыт взаимодействия, сформировалась необходимые правовая инвестиционная среда и институты сопровождения приходящих в регион инвесторов от «нулевого цикла» до завершения инвестиционного проекта (получение лицензий, содействие в выделении земельных участков и подключении к коммунальным службам и др.).

В заключении необходимо отметить следующее: сущность государственной региональной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную, научно обоснованную деятельность органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения региона.

Активность инвестиционной деятельности в регионе зависит как от его инвестиционного климата, так и от инвестиционной привлекательности объектов инвестирования.

Инвестиционная политика определяет цели инвестиционной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инвестиционных программ и проектов. Главными проблемами в настоящее время являются повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство и управление.

Одним из важнейших вопросов осуществления региональной инвестиционной политики является ее ресурсное, в частности, финансовое обеспечение, что особенно актуально в условиях модернизации национальной экономики.

Эффективность государственной инвестиционной политики зависит не только от общего объема реальных инвестиций, а от того, в какие именно отрасли будут направлены инвестиционные потоки. Таким образом, инвестиционная политика государства в области реального инвестирования должна обеспечить системный подход к управлению

инвестиционной деятельностью, создавая оптимальные условия инвестиционного климата в

целях активизации инвестиционного процесса.

Литература

1. Вахрин, П. И. Инвестиции: учебник. М.: Дашков и Ко, 2010. -384 с.

2. Добровольский В.П. Инвестиционный потенциал российской экономики и точки роста // Деньги и кредит,- 2010.- № 9. С. 30-35.

3. Евсеева Е.А. Инвестиции в системе микро и макроэкономических понятий // Известия Академии управления: теория, стратегии, инновации.- 2012.- № 4 (11). С. 6-10

4. Ермолаев С.Н. Механизм влияния расширения денежного предложения на стимулирование инвестиционной активности в российской экономике // Финансовый менеджмент,- 2010.- № 1. - С.7-9.

5. Залывский Н.В. Стратегия инвестирования для устойчивого развития Европейского Севера России. Архангельск: Изд-во ПГУ им. Ломоносова, 2012.-230с.

6. Кирюхин В.В. Инвестиционный риск в анализе инвестиционной привлекательности // Проблемы современной экономики.- 2006. -№ 3.- С. 16- 19

7. Саак А.Э., Колчина О.А. Инвестиционная политика муниципального образования: учебное пособие. СПб.: Изд-во: Питер, 2010.-120с.

8. Федоренко А.С. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации // Вестник Тамбовского университета. 2010. - т. 89. - № 9. - С. 144-149.

9. Юзвович Л.И. Инвестиционная политика в России: механизм государственного регулирования и региональная специфика реализации // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2012. - №5. -С.23 -25.

10. Яременко О.В., Яременко А.В. Экономическая сущность инвестиций и основные понятия инвестиционной деятельности // Экономика промышленности.- 2012. -Т. 57-58.- № 1-2. - С. 79-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.