УДК 332
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
Н.П. МОЛЧАНОВА
(Ростовский филиал Московского государственного университета технологий и управления)
Исследованы актуальные вопросы государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне управления. Рассмотрены возможности применения в инвестировании программно-целевого подхода и направления совершенствования региональной инвестиционной политики.
Ключевые слова: государственное регулирование, инвестиции, программно-целевой подход, региональная инвестиционная политика, целевая программа.
Введение. В условиях рыночных отношений закономерно возрастает внимание к исследованию организационно-экономических основ осуществления инвестиционной деятельности. В нашей стране на федеральном уровне управления разработана нормативная правовая база, в соответствии с которой определяются основные формы и методы государственного регулирования инвестиционного процесса [1-2]. В региональных законодательных актах [3-5] изложены компетенции субъектов РФ в данной сфере. Однако состояние инвестиционной деятельности в целом по стране и в отдельных регионах оценивается негативно [6]. Объективные и субъективные причины сложившегося положения, а также намечаемые пути выхода из кризисного состояния активно изучаются отечественными исследователями [7-9]. Вместе с тем, существует потребность в систематизации различных мнений и обобщении накопленного опыта государственного регулирования инвестиций. В настоящей статье сделана попытка актуализировать существующие проблемы и обосновать с позиций программно-целевого подхода приоритетные направления их возможного решения.
Регулирование инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность понимается в узком смысле как вложение средств, инвестирование, а в широком смысле - как совокупная деятельность по вложению денежных средств и других ценностей в проекты, а также обеспечение отдачи вложений [10].
В соответствии с законодательством, создание благоприятных условий для инвесторов на практике осуществляется посредством использования следующих инструментов: системы налогообложения, совершенствование которой является необходимой предпосылкой активизации инвестиционной деятельности; механизма начисления амортизации и использования средств амортизационного фонда по целевому назначению; нормативных документов и методических положений, разрабатываемых с целью обеспечения защиты прав и интересов инвесторов; специальных налоговых режимов, установление которых направлено на стимулирование инвестиционной деятельности; сбережений населения и средств иных внебюджетных источников, использование которых способствует расширению возможностей для финансирования жилищного строительства и объектов социально-культурного назначения; инвестиционных фондов различной направленности, формирование которых создает условия для укрепления финансовой базы инвестирования.
В период с 1998 по 2002 гг. в России практиковалась разработка Бюджета развития, финансовые источники для накопления которого были определены федеральным законодательством [11]. Особенности построения Бюджета развития, позволяющие концентрировать ресурсы по целевому назначению, состояли в использовании заемных средств для финансирования инвестиционных проектов при условии, что эффективность их реализации послужит гарантией своевременного возврата денежных ресурсов; применении принципа раздельного финансирования исполнения Бюджета развития и текущего государственного бюджета; гарантировании непрерывности финансирования, обеспечивающей возврат вложенных средств и увеличение накопления, а также создание возможностей для дальнейшего роста экономики.
В последующие годы Бюджет развития в таком виде, как это предусматривалось нормативными документами, не составлялся. В период с 2001 г. и по настоящее время ежегодно разрабатывается Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП), которая является составным инструментом системы государственного стратегического управления, позволяющего комплексно обеспечивать реализацию государственных приоритетов социально-экономического развития страны. В ней формулируются первоочередные задачи в области инвестиционной политики, раскрываются основные направления развития по отраслям и секторам национальной экономики, а также приводится перечень строек и объектов, которые финансируются государством за счет средств федерального бюджета на безвозвратной основе.
Вместе с тем в 2005-2006 гг., известных как период стабильного формирования доходной базы государственного бюджета, связанный с ростом налоговых поступлений, а также нормализацией структуры бюджетных расходов, возвратились к практике составления Бюджета развития с учетом пересмотра концепции его разработки и инструментария реализации. Этот позитивный процесс был на некоторое время приостановлен в связи с негативными проявлениями последствий мирового финансово-экономического кризиса.
Инвестиционная деятельность в регионе представляется как совокупность организационных, финансовых, экономических и нормотворческих действий органов власти всех уровней, хозяйствующих субъектов и физических лиц по формированию инвестиционного потенциала, соответствующего предпринимательского климата, инвестиционной привлекательности и эффективному использованию инвестиционных ресурсов в актуальных проектах, обеспечивающих достижение определенных целей, в числе которых гарантированное стабильное получение дохода в соответствующих пределах [7].
В посткризисный период в субъектах РФ финансирование объектов инвестирования сопряжено с рядом трудностей экономического и организационного характера, преодоление которых становится возможным при активном использовании программно-целевого подхода. Согласно общему определению, программно-целевой подход есть способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.
Условия взаимодействия системы федеральных и межгосударственных целевых программ регулируются в законодательном порядке [12]. Практика разработки федеральных целевых программ выявила ряд несовершенств методологического характера, затрудняющих процесс их реализации. Главными недостатками федеральных целевых программ, изначально ориентированных на достижение целей, учитывающих интересы федерального центра, субъектов федерации, муниципальных округов и общества в целом, специалисты считают отсутствие четких критериев отбора инвестиционных проектов, недостаточное воздействие координирующих органов на инвестиционную активность, распыление бюджетных средств по многочисленным строящимся предприятиям (зданиям, сооружениям), недостаточный контроль за обеспечением своевременного ввода объектов в действие.
Названные негативные моменты в полной мере характерны и для целевых программ регионального развития. Под целевой программой регионального развития следует понимать комплекс экономических, финансовых, социальных, производственных, политических и правовых мер, разработанных для решения конкретной региональной проблемы. В рамках такой региональной программы составляются подпрограммы разработки инвестиционных проектов, законодательных актов, ресурсного обеспечения, научно-исследовательских работ и др. Программа имеет сроки исполнения, ответственных исполнителей, в ней представлены организации, осуществляющие функции управления и контроля.
Цели и задачи федеральных и региональных программ, реализуемых на определенной территории, должны быть подчинены решению проблем государственной поддержки не только данного субъекта РФ, но и соответствовать требованиям государственной региональной политики и ее важнейшего направления - региональной инвестиционной политики.
В научной литературе встречаются различные определения данного экономического термина. Например, под региональной инвестиционной политикой, играющей важную роль в системе управления инвестициями, понимается система мер, проводимых на уровне отдельного региона, способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного использования в интересах региона [8].
Согласно формулировке Т. В. Грицюк, региональная инвестиционная политика, представляющая собой совокупность мер по регулированию и стимулированию инвестиционного процесса с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития территории, разрабатывается и реализуется путем взаимодействия государственных органов управления федерального и территориального уровней, а также органов местного самоуправления. Взаимодействие различных властных структур основывается на Конституции РФ, Федеративном договоре, регулируется законодательными и нормативными актами, принимаемыми Федеральным Собранием, Президентом и Правительством, а также договорами между центром и регионами [9].
По нашему мнению, в определении содержания инвестиционной политики, формируемой на различных уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном), следует более четко сформулировать определяющие ее специфические факторы. Так, региональная инвестиционная политика должна содержать систему мер, проводимых государственными управленческими структурами на региональном уровне для решения приоритетных социально-экономических задач, способствующих определению перечня источников и объемов привлекаемых инвестиционных ресурсов, а также направлений их наиболее рационального и результативного использования для обеспечения жизнедеятельности населения и жизнестойкости хозяйства данной территории. Представляется целесообразным, чтобы инвестиционная политика на уровне субъектов РФ разрабатывалась на базе основных положений социально ориентированной региональной политики, но при этом учитывала важнейшие требования государственной экономической политики, особенности экономико-географического положения, природно-климатических, демографических условий и ряд других факторов, характерных для каждого административно-территориального образования.
Группой ученых выработаны цели региональной политики в сфере инвестиционной деятельности в субъектах РФ, к которым относятся: сокращение социально-экономических различий между отдельными регионами и муниципальными образованиями, между городскими и сельскими территориями страны; комплексное производственное и инфраструктурное обустройство территорий, имеющих особое значение для защиты геополитических интересов и безопасности России; формирование инфраструктурного каркаса (транспортные и энергетические сети, связь) территорий, обеспечивающего связанность регионов и страны в целом и создающего предпосылки для роста экономической и социальной активности населения и бизнеса; создание производственных, социальных и иных объектов в отдельных регионах и муниципальных образованиях в сферах, отвечающих интересам страны и не являющихся привлекательными для частного бизнеса; территориальное планирование и размещение зон действия крупного бизнеса с учетом интересов и возможностей решения социальных и экономических проблем регионов и муниципальных образований [6].
Эксперты полагают, что региональная инвестиционная политика в России в виде системно организованных положений нормативных актов, а тем более упорядоченной совокупности действий органов федеральной и региональной власти, отвечающих целям государственной региональной политики, недостаточно эффективна. Однако применительно к отдельным субъектам РФ имеют место исключения в случаях, когда федеральным законодательством практикуется введение значительных налоговых льгот при реализации крупных инвестиционных проектов (вплоть до полного освобождения от налога на прибыль в течение нескольких лет), всемерное стимулирование вложений в спортивные сооружения и осуществление «точечных» государственных инвестиций при реализации отдельных программ (подпрограмм) в рамках общегосударственных национальных проектов.
В пореформенный период объем инвестиций, приходящийся на одного жителя, в различных регионах страны различался в 250 раз, при этом основная (более 70%) часть этих инвести-
ций направлялась не на расширение производства товаров и услуг. Наиболее активно прямые инвестиции поступали в прибыльный сектор жилищного строительства в крупных городах России при незначительной доле федеративных и региональных инвестиционных ресурсов, что привело к резкому сокращению социального жилищного строительства [6].
Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что в ряде регионов органы государственной власти и управления в границах своих полномочий принимают законы, направленные на поощрение инвестиций, создание зон наибольшего благоприятствования, предоставление налоговых льгот, государственную поддержку кредитования строительства, предоставление земли, осуществление лизинговой деятельности.
В Ростовской области инвестиционное законодательство включает следующие документы: областной закон Ростовской области от 1 октября 2004 г. № 151 -ЗС «Об инвестициях в Ростовской области»; областной закон Ростовской области от 4 октября 2000 г. № 106-ЗС «Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области»; постановление Администрации Ростовской области от 16 августа 2005 г. № 91 «О порядке оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности организациям из областного бюджета» [3-5].
Анализ нормативной правовой базы регулирования инвестиционной деятельности в Ростовской области свидетельствует о том, что инвестиционная политика в регионе развивается по линии системного улучшения положений федеральных нормативных актов в рамках компетенции местных властей. Региональное законодательство предусматривает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества инвесторов; формирование и использование залоговых фондов; обеспечение гарантий по кредитам и инвестициям отечественным и иностранным инвесторам; предоставление льгот региональным государственным органам и другие меры, направленные на стимулирование инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.
Основные элементы формирования инвестиционной политики на региональном уровне представлены на рисунке.
Формирования инвестиционной политики на региональном уровне (составлено автором) [9]
Несмотря на сложные посткризисные условия, закономерным результатом региональной инвестиционной политики, проводимой властными структурами Ростовской области в пореформенный период, является стабильный приток инвестиционных ресурсов в экономику региона. Состояние инвестиционного процесса характеризуют статистические данные об объемах, динамике инвестиций в нефинансовые активы и структуре инвестиций в основной капитал по видам (жилища, здания (кроме жилых) и сооружения, оборудование, транспортные средства, пр.).
Инвестиции в нефинансовые активы включают следующие элементы: инвестиции в основной капитал, затраты на капитальный ремонт, инвестиции на приобретение земельных участков и объектов природопользования, нематериальные активы. Динамику инвестиций в нефинансовые активы на территории Ростовской области следует рассматривать как весьма позитивную: темп роста за период с 2004 по 2009 гг. составил 319,9%.
Основное место в системе показателей, характеризующих объем и структуру инвестиций в нефинансовые активы, занимают инвестиции в основной капитал, которые представляют совокупность затрат, направляемых на создание и воспроизводство основных фондов (новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов, приобретение машин, оборудования и инвентаря, формирование основного стада, многолетние насаждения).
Инвестиции в основной капитал Ростовской области имеют высокий удельный вес в структуре нефинансовых активов (99,6% в 2009 г.). Вместе с тем кризисные явления в экономике региона повлияли на динамику индекса физического объема инвестиций в основной капитал: в 2009 г. он составил 80,2% к предыдущему году.
Как отрицательную следует рассматривать тенденцию динамики инвестиций в нематериальные активы (патенты, лицензии, программные продукты, научно-исследовательские и опытноконструкторские разработки), которые имеют низкий удельный вес (0,4% в 2009 г.) и характеризуются понижением объемов в стоимостном измерении.
Структура инвестиций в основной капитал по видам в течение анализируемого периода имеет противоречивый характер. Так, за период с 2004 по 2009 гг. инвестиции в жилища возросли с 18,8 до 23,2%, здания и сооружения - с 32,7 до 41,7%, в прочие объекты снизились с 4,0 до 1,7%, что можно рассматривать как положительную тенденцию. В то же время, инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства снизились с 44,5% в 2004 г. до 33,4% в 2009 г., что, несомненно, является отрицательной тенденцией1.
Представляется, что в условиях финансово-экономической нестабильности органам законодательной и исполнительной власти Ростовской области следовало бы продумать систему мероприятий (в пределах своей компетенции) по повышению доходности деятельности хозяйствующих субъектов. Именно на этой основе возможно обеспечить позитивную динамику объемов внебюджетных средств, привлекаемых для инвестирования как производственной, так и социальной сфер региональной экономики.
Следует отметить, что на практике наблюдается формальный характер обоснования необходимости использования программно-целевого подхода при выборе объектов и вариантов инвестирования. Недостаточно разработан механизм отбора проблем, подлежащих решению посредством разработки и реализации федеральных целевых программ в соответствии с приоритетами социально-экономического развития российских территорий.
Согласно одобренным Правительством РФ приоритетам и критериям отбора программ можно сформулировать следующие критериальные оценки проектов федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета: приоритетный характер проблемы, предлагаемой для программного решения; обоснованность, комплексность и экологическая безопасность программных мероприятий, сроки их реализации; эффективность механизма осуществления программы; необходимость привлечения, прежде всего, внебюджетных средств, средств бюджетов субъектов РФ для реализации программы с возможностями ее государственной поддержки за счет централизованных ресурсов; социально-экономическая эффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации программы и ее влияние на структурную перестройку экономики страны [14].
Важным направлением инвестирования на региональном уровне, применительно к которому традиционно наблюдается недостаток финансовых ресурсов, является строительство и реконструкция объектов социальной инфраструктуры. Поддержку инвестиций в эту жизненно важную сферу региональной экономики целесообразно осуществлять с привлечением средств феде-
1 Рассчитано автором по [13].
рального Фонда регионального развития, деятельность которого базируется на следующих принципах: целевая поддержка капитальных вложений в общественную инфраструктуру; софинанси-рование капитальных вложений из бюджетов субъектов РФ; соблюдение субъектами РФ требований общероссийского законодательства к организации инвестиционного процесса [15].
В результате последовательно проводимой Правительством России региональной политики намечаются определенные позитивные тенденции в динамике инвестиций в производственные отрасли, что независимо от источников формирования денежных средств выступает стимулирующим фактором для расширения бюджетного финансирования социальной сферы отечественной экономики.
Для обеспечения эффективности инвестирования следует ориентироваться на определенные, подтвержденные реализацией различных проектов, принципы построения инвестиционных программ, которые предусматривают, во-первых, вложение финансовых средств в те сферы, где данный регион имеет реальные преимущества перед другими субъектами РФ; во-вторых, инвестирование в «точки роста» - технологические возможности, позволяющие обеспечить расширенное воспроизводство; в-третьих, использование рыночных механизмов для корректировки структуры функционирующих территориально-производственных комплексов.
В современных условиях актуальными являются не только вопросы содействия наметившемуся росту объемов инвестиционных ресурсов и активизации деятельности государственных структур по проведению инвестиционной политики, но и учет основных макроэкономических, региональных и местных факторов, негативно влияющих на инвестиционную деятельность. Эти факторы можно условно разделить на две группы.
В первую группу следовало бы отнести внешнеэкономические и общегосударственные факторы: это, в частности, недостаточная защищенность инвесторов, в том числе российских граждан, и отсутствие твердых гарантий со стороны государства, прежде всего, прав собственности, законодательно закрепленных на всех уровнях власти: федеральном, в субъекте РФ, муниципальном округе.
Во вторую группу целесообразно включить все внутренние проблемы государства, региональные и местные факторы, положение в отдельных отраслях, предприятиях и организациях. Это, в частности, превращение в основной источник инвестирования собственных финансовых ресурсов предприятий в условиях их постоянного дефицита, а также наметившаяся тенденция предпочтительности вложения собственных средств не в основной капитал, а в различные финансовые инструменты. Кроме того, в данную группу факторов можно было бы отнести сохраняющиеся на достаточно высоком уровне (хотя и периодически понижающиеся в последнее время) ставки банковского кредита как по краткосрочным, так и по долгосрочным ссудам; неконтролируемые утечки капитала из сфер, потенциально возможных и перспективных для инвестирования, а также недостаточные притоки средств из капиталоизбыточных отраслей; отсутствие в регионах опыта создания привлекательных условий для деятельности отечественных и иностранных инвесторов и т. д.
Заключение. В сфере инвестиционной деятельности в российских регионах накопились определенные весьма существенные проблемы, важнейшая из них - отсутствие систематизации целевых ориентиров для принятия решений федеральными и региональными властными структурами в отношении конкретных объектов инвестиций и территорий их размещения. Имеет место несовершенство законодательных механизмов в отдельных регионах и муниципальных образованиях, которое обусловливает незначительные масштабы воздействия государственного регулирования инвестиционной деятельности на инвестиционный климат. Кроме того, в течение пореформенного периода наблюдается низкий общий объем инвестиций, который, по оценкам экспертов, будет сохраняться и в среднесрочном прогнозируемом периоде.
Еще одна проблема, требующая незамедлительного рассмотрения, состоит в недостаточной разработанности правовых условий и конкретных механизмов учета базовых положений региональной инвестиционной политики в конкретных проектах частногосударственного партнерства. Нуждаются в улучшении существующие механизмы государственного и общественного кон-
565
троля инвестирования через государственные корпорации, а также выполнения мероприятий федеральных целевых программ и национальных проектов на конкретных территориях. При этом в качестве важного элемента данной управленческой деятельности должно рассматриваться определение характера и объектов инвестиций, а также их конкретного воздействия на социальноэкономическое положение и демографическую ситуацию. И, наконец, затрудняет практическую реализацию основных задач проводимой в субъектах РФ государственной региональной политики недостаточно развитая система санкций и механизмов ответственности за неэффективную инвестиционную деятельность.
Основой государственной региональной политики, направленной на поддержку инвестиций, должны стать целенаправленные законодательные инициативы, облегчающие работу инвесторов на территориях субъектов РФ и создающие долгосрочные перспективы для разработки и осуществления инвестиционных проектов, жизненно необходимых для организации экономической деятельности на мезоуровне. Для оказания конкретной поддержки развитию инвестиционного процесса в регионах органам государственного управления необходимо разработать систему взаимосвязанных мер по следующим направлениям.
1. Систематизация нормативных правовых актов, регламентирующих инвестиционную деятельность, соблюдение их преемственности и непротиворечивости на различных уровнях управления, обеспечение направленности на последовательное улучшение условий инвестирования, поощрение отечественных и иностранных инвесторов, повышение инвестиционной привлекательности российских регионов, а также регулирование ограничительных мер по привлечению иностранного капитала в отдельные сферы отечественной экономики.
2. Формирование совокупности административных и экономических инструментов, позволяющих усилить роль рыночных институтов, в том числе страховых компаний, паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, активизировать их участие в финансировании инвестиционной деятельности.
3. Расширение доходной базы, поиск новых источников доходов хозяйствующих субъектов, обеспечение постоянного роста рентабельности производства как основных условий устойчивого накопления инвестиционных ресурсов.
4. Совершенствование государственной системы гарантирования и страхования инвестиций населения в целях повышения заинтересованности инвесторов, снижения инвестиционных рисков и обеспечения притока частного капитала в реальный сектор экономики.
5. Развитие механизма, способствующего переливу денежных средств из капиталоизбыточных отраслей в капиталодефицитные, сопровождающегося ужесточением контроля возможных незаконных утечек финансовых ресурсов.
6. Создание условий для расширения сотрудничества с зарубежными инвесторами, содействующего внедрению в России современных технологий и производств, направленного на утверждение привлекательного инвестиционного имиджа государства через продвижение отечественных инвестиционных проектов на мировой рынок.
7. Повышение эффективности вложений бюджетных средств, улучшение экономического механизма функционирования социальной инфраструктуры, систематическое проведение аудита субъектов финансирования инвестиционных проектов в совокупности с обеспечением адресного использования инвестиционных ресурсов.
Библиографический список
1. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электрон. ресурс]: федер. закон: принят Гос. Думой 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ: по состоянию на 23 июля 2010 г. // Консультант Плюс. - Режим доступа: www.aDnsultant.ru.
2. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации [Электрон. ресурс]: федер. закон: принят Гос. Думой 19 июля 1999 г. № 160-ФЗ: ред. от 29 апреля 2008 г. // Консультант Плюс. -Режим доступа: www.сonsultant.ru.
3. Об инвестициях в Ростовской области [Электрон. ресурс]: обл. закон: принят Закон. Собр. РО 1 октября 2004 г. № 151-ЗС: в ред. от 20 сентября 2010 г. - Режим доступа: www.donland.ru.
4. Об инвестиционном налоговом кредите [Электрон. ресурс]: обл. закон: принят Закон. Собр. РО 4 октября 2000 г. № 100-ЗС: в ред. от 4 мая 2010 г. - Режим доступа: www.donland.ru.
5. О порядке оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности организациям из областного бюджета [Электрон. ресурс]: постановление Администрации Ростовской обл. от 16 августа 2005 г. № 91: в ред. от 16 ноября 2010 г. - Режим доступа: www.donland.ru.
6. Доктрина регионального развития Российской Федерации: макет-проект: монография / С.С. Сулакшин и др.; под общ. ред. А.С. Малчинова. - М.: Научный эксперт, 2009. - 256 с.
7. Маннапов Р.Г. Организационно-экономический механизм управления регионом: формирование, функционирование, развитие: монография / Р.Г. Манапов, Л.Г. Ахтариева. - М.: КНОРУС, 2008. - 352 с.
8. Шин Н. Особенности регулирования инвестиционных процессов на региональном уровне / Н. Шин // Инвестиции в России. - 2005. - № 5. - С. 31-33.
9. Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика / Т.В. Гри-цюк. - М.: РДЛ, 2006. - 288 с.
10. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.
11. О Бюджете развития Российской Федерации [Электрон. ресурс]: федер. закон: принят Гос. Думой 26 ноября 1998 г. № 181-ФЗ: с изм. от 23 января 2003 г. // Консультант Плюс.
- Режим доступа: www.сonsultant.ru.
12. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация [Электрон. ресурс]: постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594: в ред. от 24 мая 2010 г. // Консультант Плюс. - Режим доступа: www.сonsultant.ru.
13. Инвестиции [Электрон. ресурс] // Ростовская область в цифрах / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области. - Режим доступа: http://rostov.gks.ru/digital/region13/default.aspx.
14. Приоритеты и критерии отбора программ [Электрон. ресурс]: утверждены протоколом № 23 заседания Правительства Российской Федерации от 26 июня 2003 г. - Режим доступа: http://fcp.vpk.ru/npd/materialskzased.htm.
15. Об утверждении правил предоставления субъектам Российской Федерации субсидий из федерального Фонда регионального развития [Электрон. ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. № 212 // Консультант Плюс. - Режим доступа: www.сonsultant.ru.
Материал поступил в редакцию 22.12.10.
References
1. Ob investicionnoi deyatel'nosti v Rossiiskoi Federacii, osuschestvlyaemoi v forme kapital'nyh vlojenii [Elektron. resurs]: feder. zakon: prinyat Gos. Dumoi 25 fevralya 1999 g. № 39-FZ: po sostoyaniyu na 23 iyulya 2010 g. // Consultant Plus. - Rejim dostupa: www.consultant.ru. - In Russian.
2. Ob inostrannyh investiciyah v Rossiiskoi Federacii [Elektron. resurs]: feder. zakon: prinyat Gos. Dumoi 19 iyulya 1999 g. № 160-FZ: red. ot 29 aprelya 2008 g. // Consultant Plus. - Rejim dostupa: www.consultant.ru. - In Russian.
3. Ob investiciyah v Rostovskoi oblasti [Elektron. resurs]: obl. zakon: prinyat Zakon. Sobr. RO 1 oktyabrya 2004 g. № 151-ZS: v red. ot 20 sentyabrya 2010 g. - Rejim dostupa: www.donland.ru.
- In Russian.
4. Ob investicionnom nalogovom kredite [Elektron. resurs]: obl. zakon: prinyat Zakon. Sobr. RO 4 oktyabrya 2000 g. № 100-ZS: v red. ot 4 maya 2010 g. - Rejim dostupa: www.donland.ru. - In Russian.
5. O poryadke okazaniya gosudarstvennoi podderjki investicionnoi deyatel'nosti organizaciyam iz oblastnogo byudjeta [Elektron. resurs]: postanovlenie Administracii Rostovskoi obl. ot 16 avgusta 2005 g. № 91: v red. ot 16 noyabrya 2010 g. - Rejim dostupa: www.donland.ru. - In Russian.
6. Doktrina regional'nogo razvitiya Rossiiskoi Federacii: maket-proekt: monografiya
/ S.S. Sulakshin i dr.; pod obsch. red. A.S. Malchinova. - M.: Nauchnyi ekspert, 2009. - 256 s.
- In Russian.
7. Mannapov R.G. Organizacionno-ekonomicheskii mehanizm upravleniya regionom: formirovanie, funkcionirovanie, razvitie: monografiya / R.G. Manapov, L.G. Ahtarieva. - M.: KNORUS, 2008. - 352 s. - In Russian.
8. Shin N. Osobennosti regulirovaniya investicionnyh processov na regional'nom urovne / N. Shin // Investicii v Rossii. - 2005. - № 5. - S. 31-33. - In Russian.
9. Gricyuk T.V. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki: teoriya i praktika / T.V. Gricyuk.
- M.: RDL, 2006. - 288 s. - In Russian.
10. Raizberg B.A. Sovremennyi ekonomicheskii slovar' / B.A. Raizberg, L.S. Lozovskii,
E.B. Starodubceva. - 2-e izd., ispr. - M.: INFRA-M, 1999. - 479 s. - In Russian.
11. O Byudjete razvitiya Rossiiskoi Federacii [Elektron. resurs]: feder. zakon: prinyat Gos. Dumoi 26 noyabrya 1998 g. № 181-FZ: s izm. ot 23 yanvarya 2003 g. - Rejim dostupa: www.ConsultantPlus.ru.
- In Russian.
12. Poryadok razrabotki i realizacii federal'nyh celevyh programm i mejgosudarstvennyh celevyh programm, v osuschestvlenii kotoryh uchastvuet Rossiiskaya Federaciya [Elektron. resurs]: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 iyunya 1995 g. № 594: v red. ot 24 maya 2010 g. // Consultant Plus. - Rejim dostupa: www.consultant.ru. - In Russian.
13. Investicii [Elektron. resurs] // Rostovskaya oblast' v cifrah / Territorial'nyi organ Federal'noi slujby gosudarstvennoi statistiki po Rostovskoi oblasti. - Rejim dostupa: http://rostov.gks.ru/digital/region13/default.aspx. - In Russian.
14. Prioritety i kriterii otbora programm [Elektron. resurs]: utverjdeny protokolom № 23
zasedaniya Pravitel'stva Rossiiskoi Federacii ot 26 iyunya 2003 g. - Rejim dostupa:
http://fcp.vpk.ru/npd/materialskzased.htm. - In Russian.
15. Ob utverjdenii pravil predostavleniya sub'ektam Rossiiskoi Federacii subsidii iz federal'nogo Fonda regional'nogo razvitiya [Elektron. resurs]: postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federacii ot 10 aprelya 2007 g. № 212. // Consultant Plus. - Rejim dostupa: www.consultant.ru. - In Russian.
REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY
AS FACTOR OF REGIONAL DEVELOPMENT MANAGEMENT
N.P. MOLCHANOVA
(Rostov branch of Moscow State University of Technology and Management)
Actual problems of the government regulation of the investment activity on the regional level of management are investigated. Availability of the goal-oriented method and ways of developing regional investment policy is considered.
Keywords: public regulation, investments, goal-oriented method, regional investment policy, goal-oriented program.