№ 1 (43), 2008 г.
Аграрный вестник Урала
21
он (10%, 14,9%, 2%), Ленский район (8,5%, 10%, 6,8%), Мирнинский район (8,1%, 2,3%, 17,1%), Мегино-Канга-лаский район (7,3%, 6,4% 7,1%) и др.
Одной из основных проблем в развитии индивидуального сектора является сложность сбыта произведенной продукции. По итогам 2006 года, населением было реализовано по всем каналам сбыта 13,8 тыс. тонн картофеля (31,0% от объема произ-
водства), 6,1 тыс. тонн овощей (28,7%), 10,3 тыс. тонн скота и птицы в живой массе (44,1%), 67,0 тыс. тонн молока (64,5%) и 3785,6 тыс. шт. яиц.
Дальнейшее развитие личных подворий требует объединения хозяйств населения, создания собственных или в кооперации с сельхозорганизациями обслуживающих подразделений в форме потребительских кооперативов по различным видам деятельности. Необ-
Экономика
ходимо развивать кооперирование хозяйств населения с перерабатывающими предприятиями республики на основе взаимовыгодных условий. Целесообразно возродить потребительскую кооперацию на селе с тем, чтобы владельцы личных подворий имели возможность гарантированной реализации излишков сельскохозяйственной продукции.
Литература
1. Сельское хозяйство Республики Саха (Якутия): Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). - Якутск, 2007.
2. Сельскохозяйственная деятельность хозяйств населения Республики Саха (Якутия): Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). - Якутск, 2007.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ВОСПРОИЗВОДСТВО
ОСНОВНЫХ ФОНДОВ В АГРАРНОЙ ОТРАСЛИ
И.В. ЕВГРАФОВ,
ассистент, Пермская ГСХА им. Д.Н.Прянишникова, г. Пермь
Ключевые слова: инвестиционная политика, воспроизводство основных фондов, инвестиционные ресурсы, государственная поддержка.
За последнее десятилетие произошло значительное сокращение количества техники, обслуживающей агропромышленный комплекс. Большая часть основных фондов отрасли сельского хозяйства устарели не только столько физически, но и морально; средний возраст машин достигает 12-14 лет. Ежегодное выбытие техники в несколько раз превышает её поступление. Энергообеспеченность сельского хозяйства в России не превышает 199 кВт на 100 га посевов, что в 1,8 и 2,5 раза ниже, чем в США и Германии; если же учесть качественное состояние и предельный износ техники, то этот показатель ниже в 4-5 раз.
Снижение уровня механизации приводит к нарушению агротехнических сроков и технологий проведения сельскохозяйственных работ, вследствие чего хозяйства в среднем теряют до 30% урожая. Удлинение сроков уборки из-за недостатка техники приводит к тому, что выращенный урожай не могут собрать до осеннего ненастья. Большая часть уже собранного урожая портится при хранении, так как хранилища не оборудованы должным образом.
В результате отечественное сельское хозяйство нуждается в обновлении основных фондов, которые позволят повысить качество выпускаемой продукции, снизить её потери при выращивании и обработке, а также снизить затраты на производство, что повысит конкурентоспособность отечественной продукции.
Процесс воспроизводства основных фондов в сложившейся ситуации может эффективно протекать только на основе инвестирования в данный сектор экономики, а, следовательно, напрямую зависит от эффективности государственной инвестиционной политики -политики развития АПК.
Главной целью государственной инвестиционной политики в сфере аграрной отрасли является создание финансово-экономических условий для реализации проектов государственного значения - воспроизводства основных фондов.
Достижение поставленной цели должно осуществляться на основе интеграции усилий государства и предпринимательского сектора экономики, ускорения внедрения современных инвестиционно-финансовых механизмов привлечения негосударственного российского и иностранного капитала в аграрную сферу для воспроизводства основных фондов.
На современном этапе развития Российской Федерации инвестиционная деятельность может финансироваться за счет:
- собственных финансовых ресурсов (прибыль, амортизационные отчисления);
- заёмных финансовых средств инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);
- привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получа-
Т~ ~ г
емые от продажи акций);
- инвестиционных ассигнований из государственных и местных бюджетов, внебюджетных фондов.
Проанализировав представленные источники финансирования, можно сказать, что свободных собственных финансовых ресурсов в аграрной отрасли практически нет. Привлечение заемных финансовых средств инвесторов на основе банковского кредитования, лизинга, выпуска корпоративных облигационных займов аграрными предприятиями затруднительно в виду низкой кредитоспособности предприятий агропромышленного комплекса. Привлечение капитала инвесторов практически невозможно вследствие низкой рентабельности хозяйственной деятельности сельхозорганизаций. Использование же инвестиционных ассигнований государственных и местных бюджетов ограничено, в результате чего данный источник не может качественно повлиять на изменение ситуации в аграрной сфере.
В рамках осуществления государственной инвестиционной политики необходимо создать условия для эффективного использования рассмотренных выше источников.
Однако в данный период для развития сельского хозяйства необходимо использовать и другие методики привлечения инвестиций для воспроизводства основных фондов.
В сложившейся ситуации сельско-
The investment politics, reproduction of a fixed capital, investment resources, the state support.
22
Аграрный вестник Урала
№ 1 (43), 2008 г.
Экономика
му хозяйству в рамках государственной инвестиционной политики могут помочь только федеральные, региональные, муниципальные власти, инвестировав необходимую сумму денежных средств для воспроизводства основных фондов, потому как данные предприятия являются основой продовольственной безопасности страны. Однако этому препятствует отсутствие необходимых денежных средств в бюджете. Поэтому неслучайно предлагается внедрение современного инвестиционнофинансового механизма, суть которого заключается в том, что органу региональной власти в рамках осуществления государственной инвестиционной политики необходимо выступить финансовым посредником между инвесторами и сельскохозяйственным предприятиями на основе выпуска субфедераль-ного облигационного займа. С помощью данного облигационного выпуска бюджет определенного региона сможет привлечь достаточное количество денежных средств, для финансирования воспроизводства основных фондов на сельскохозяйственных предприятиях на основе выдачи бюджетных кредитов с низкой процентной ставкой.
Рассматривая рынок субфедераль-ных облигаций можно с уверенностью заявить, что он эффективно развивается в последние годы и характеризуется активным выходом на него региональных заемщиков. Развитие данного рынка обусловлено высоким спросом на субфедеральные бумаги, влияние на который в большей степени оказывают российские институциональные инвесторы - банки, паевые и пенсионные фон-
ды, страховые компании. Прямое участие физических лиц на данном рынке пока довольно низкое.
Привлекательность субфедераль-ных облигаций заключается в льготном налогообложении доходов по ним, доступности для местных инвесторов, возможности надежного погашения займа, а также получением ежеквартального купонного дохода в размере 5-10% годовых от номинальной стоимости. По региональным облигациям купонные выплаты в пользу физических лиц освобождены от налогообложения, для юридических лиц установлена льготная ставка 15%. Это обстоятельство значительно влияет на сопоставление доходностей региональных и корпоративных облигаций (корректный сравнительный анализ должен принимать во внимание данное преимущество). В настоящее время субфедеральные облигации характеризуются достаточной ликвидность, что также является немаловажным фактором для инвестора. Естественно, одной из самых важных особенностей данных бумаг является их низкая подверженность риску.
В результате можно сделать вывод о благоприятной конъектуре рынка для размещения новых облигационных займов и предположить, что региональные ценные бумаги, исходя из зарубежной практики, у большинства инвесторов в портфеле будут занимать от 20-40% для диверсификации рисков. Региональные облигационные займы вполне могут конкурировать с банковскими вкладами, характеризующимися низкими ставками и продолжительными сроками вложения капитала.
При размещении облигационных займов при данной конъюнктуре рынка можно рассчитывать, что срок обращение данных облигаций будет от 3 до 5 лет, процентная ставка - от 5 до 10%. Столь низкий размер ставки обусловлен, во-первых, низким риском по данным облигациям; во-вторых, сложившейся конъюнктурой облигационного рынка. Данный рынок в результате конкуренции между эмитентами определил ставки по корпоративным, более рискованным облигациям в размере 8-12%, что в свою очередь повлияло на снижение ставок по субфедеральным облигациям.
В результате размещения облигационного займа региональные органы власти получат возможность кредитовать предприятия АПК по низкой процентной ставке. Сельскохозяйственные предприятия смогут получить необходимые денежные средства на конкурсной основе среди разработанных ими бизнес-планов. За полученные денежные средства сельскохозяйственные предприятия будут обязаны в определенный срок перечислять денежные средства в бюджет для оплаты процентов и ссудной задолженности по облигационному займу.
В этом случаи сельское хозяйство может получить денежные средства на наиболее выгодных условиях, то есть на долгосрочной основе и по низкой процентной ставке. В результате предложенного современного инвестиционнофинансового механизма можно будет сдвинуть инвестиционный процесс в аграрной сфере с мертвой точки за счет капитала инвесторов и взаимодействия региональных властей с предприятиями АПК.
Литература
1. Желтоносов В.М. Развитие субфедерального уровня рынка ценных бумаг // Финансы и кредит. - 2005. - №2.
2. Филин С.А. Стратегическое управление инвестиционной деятельностью при переходе экономики на инвестиционный тип развития //Финансы и кредит. - 2003. - № 4. - С.20-48.
3. Огарков С.А. Инвестиционная политика и воспроизводство основных фондов в системе ведения агропромышленного производства // АПК: экономика управление. - 1998. - № 9. - С. 34.
4. http://www.rts.ru - Электронный ресурс фондовой биржи «РТС».
5. http://www.mfd.ru - Электронный ресурс Московской межбанковской валютной биржи.
6. http://www.gks.ru - Электронный ресурс Федеральной службы государственной статистики.
ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Н.В. ЧЕРНОНОЖКИНА,
аспирант, Омский ГАУ, г Омск
Ключевые слова: земельная политика, аграрная реформа, земельные преобразования.
Земельная политика имеет важнейшее значение для обеспечения устойчивого экономического развития, рационального управления, достижения высокого уровня благосостояния и реализации экономических возможностей населения. В связи с этим целесообразно провести сравнительное ис-
следование исторического опыта и современных тенденций земельной политики России.
Земельная политика отражает определённые этапы развития государства, формируется под влиянием общей социально-экономической политики и выражается в правилах распределения и
The ground policy, agrarian reform, ground transformations.