Экономика
му хозяйству в рамках государственной инвестиционной политики могут помочь только федеральные, региональные, муниципальные власти, инвестировав необходимую сумму денежных средств для воспроизводства основных фондов, потому как данные предприятия являются основой продовольственной безопасности страны. Однако этому препятствует отсутствие необходимых денежных средств в бюджете. Поэтому неслучайно предлагается внедрение современного инвестиционнофинансового механизма, суть которого заключается в том, что органу региональной власти в рамках осуществления государственной инвестиционной политики необходимо выступить финансовым посредником между инвесторами и сельскохозяйственным предприятиями на основе выпуска субфедераль-ного облигационного займа. С помощью данного облигационного выпуска бюджет определенного региона сможет привлечь достаточное количество денежных средств, для финансирования воспроизводства основных фондов на сельскохозяйственных предприятиях на основе выдачи бюджетных кредитов с низкой процентной ставкой.
Рассматривая рынок субфедераль-ных облигаций можно с уверенностью заявить, что он эффективно развивается в последние годы и характеризуется активным выходом на него региональных заемщиков. Развитие данного рынка обусловлено высоким спросом на субфедеральные бумаги, влияние на который в большей степени оказывают российские институциональные инвесторы - банки, паевые и пенсионные фон-
ды, страховые компании. Прямое участие физических лиц на данном рынке пока довольно низкое.
Привлекательность субфедераль-ных облигаций заключается в льготном налогообложении доходов по ним, доступности для местных инвесторов, возможности надежного погашения займа, а также получением ежеквартального купонного дохода в размере 5-10% годовых от номинальной стоимости. По региональным облигациям купонные выплаты в пользу физических лиц освобождены от налогообложения, для юридических лиц установлена льготная ставка 15%. Это обстоятельство значительно влияет на сопоставление доходностей региональных и корпоративных облигаций (корректный сравнительный анализ должен принимать во внимание данное преимущество). В настоящее время субфедеральные облигации характеризуются достаточной ликвидность, что также является немаловажным фактором для инвестора. Естественно, одной из самых важных особенностей данных бумаг является их низкая подверженность риску.
В результате можно сделать вывод о благоприятной конъектуре рынка для размещения новых облигационных займов и предположить, что региональные ценные бумаги, исходя из зарубежной практики, у большинства инвесторов в портфеле будут занимать от 20-40% для диверсификации рисков. Региональные облигационные займы вполне могут конкурировать с банковскими вкладами, характеризующимися низкими ставками и продолжительными сроками вложения капитала.
При размещении облигационных займов при данной конъюнктуре рынка можно рассчитывать, что срок обращение данных облигаций будет от 3 до 5 лет, процентная ставка - от 5 до 10%. Столь низкий размер ставки обусловлен, во-первых, низким риском по данным облигациям; во-вторых, сложившейся конъюнктурой облигационного рынка. Данный рынок в результате конкуренции между эмитентами определил ставки по корпоративным, более рискованным облигациям в размере 8-12%, что в свою очередь повлияло на снижение ставок по субфедеральным облигациям.
В результате размещения облигационного займа региональные органы власти получат возможность кредитовать предприятия АПК по низкой процентной ставке. Сельскохозяйственные предприятия смогут получить необходимые денежные средства на конкурсной основе среди разработанных ими бизнес-планов. За полученные денежные средства сельскохозяйственные предприятия будут обязаны в определенный срок перечислять денежные средства в бюджет для оплаты процентов и ссудной задолженности по облигационному займу
В этом случаи сельское хозяйство может получить денежные средства на наиболее выгодных условиях, то есть на долгосрочной основе и по низкой процентной ставке. В результате предложенного современного инвестиционнофинансового механизма можно будет сдвинуть инвестиционный процесс в аграрной сфере с мертвой точки за счет капитала инвесторов и взаимодействия региональных властей с предприятиями АПК.
Литература
1. Желтоносов В.М. Развитие субфедерального уровня рынка ценных бумаг // Финансы и кредит. - 2005. - №2.
2. Филин С.А. Стратегическое управление инвестиционной деятельностью при переходе экономики на инвестиционный тип развития //Финансы и кредит. - 2003. - № 4. - С.20-48.
3. Огарков С.А. Инвестиционная политика и воспроизводство основных фондов в системе ведения агропромышленного производства // АПК: экономика управление. - 1998. - № 9. - С. 34.
4. http://www.rts.ru - Электронный ресурс фондовой биржи «РТС».
5. http://www.mfd.ru - Электронный ресурс Московской межбанковской валютной биржи.
6. http://www.gks.ru - Электронный ресурс Федеральной службы государственной статистики.
ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Н.В. ЧЕРНОНОЖКИНА,
аспирант, Омский ГАУ, г Омск
Ключевые слова: земельная политика, аграрная реформа, земельные преобразования.
Земельная политика имеет важнейшее значение для обеспечения устойчивого экономического развития, рационального управления, достижения высокого уровня благосостояния и реализации экономических возможностей населения. В связи с этим целесообразно провести сравнительное ис-
следование исторического опыта и современных тенденций земельной политики России.
Земельная политика отражает определённые этапы развития государства, формируется под влиянием общей социально-экономической политики и выражается в правилах распределения и
The ground policy, agrarian reform, ground transformations.
Экономика
использования земельных ресурсов и механизмах, побуждающих к выполнению этих правил и ограничений.
В процессе реализации земельной политики должно быть достигнуто оптимальное, с точки зрения развития производства, сочетание различных форм собственности на землю, отношений хозяйственного использования земли и соответствующих форм управления земельными ресурсами.
Земельная политика России имеет свои исторические особенности, сформированные на протяжении нескольких столетий. Среди всех проводимых земельных преобразований наиболее широкомасштабный, последовательный и комплексный характер имела земельная политика, проводимая в начале XX века. Главной целью Столыпинской аграрной реформы 1906-1911 гг. было повышение эффективности использования земельных ресурсов страны. Земельная политика, обеспечивающая реализацию реформы, была направлена на переход от общинного землепользования к индивидуальному частному землевладению для повышения товарности сельскохозяйственного производства и образования на селе прослойки собственников-производите-лей, способных повысить эффективность хозяйствования.
Следует отметить, что в дореформенный период крестьяне составляли 85% населения России. Частная собственность на землю не была распространенной формой собственности в экономике страны. В 1877 году в частном владении было 23,8% земли (80% владельцев были дворяне), надельная общинная земля составляла 33,6%, казённая, удельная, церковная земли - 42,6%. Земля, которая находилась в частной собственности небольшого числа зажиточных крестьян, составляла всего 3,8% надельной общинной земли [1].
В качестве положительных сторон Столыпинской реформы можно выделить её планомерный, тщательно проработанный характер. П.А.Столыпин предлагал предоставлять землю крестьянину сначала на временной основе, и лишь в случае эффективного использования земли крестьянин мог становиться собственником. Исключалась возможность безвозмездной передачи земли, так как она снижает стимулы крестьянина к труду.
Можно выделить следующие мероприятия реформы. Во-первых, общинные земли разделялись на отрубные и хуторские индивидуальные хозяйства. Хутора представляли собой земельные наделы, расположенные вне основного общинного сельскохозяйственного массива. Отруба выделялись в пределах основного общинного сельскохозяйственного массива единым участком в одном из полей. Во-вторых, крестьянская, помещичья и государственная земля могла находиться в свободном рыночном обороте.
В-третьих, для осуществления реформы был выделен специальный земельный фонд, который передавался Крестьянскому банку. Земли фонда составляли 40% от общей площади сельскохозяйственных земель России.
Банк мог продавать эту землю крестьянам на льготных условиях, одновременно кредитуя их. Преобразования земельных отношений сопровождались трудностями. Отношение общины к реформе было неоднозначным. Противодействие преобразованиям осуществлялось в форме отказа в выделении земельного пая, предложений получить пай на отдаленных, неудобных, малоплодородных землях, либо получить пай хорошей земли, но меньшего, чем полагалось пайщику размера. В случае выхода крестьянина из общины на хутор, на окраину общинных земель противоречия не возникали.
Отметим, что программа преобразований, проводимых в начале XX века, не ограничивалась лишь мероприятиями в сфере земельных отношений. В ней было предусмотрено введение системы начального образования для крестьян, организация государственного страхования крестьянских хозяйств, реформирование местного самоуправления.
Положительным моментом Столыпинской реформы является государственное внимание, проявленное к решению социальных вопросов. В целях сглаживания противоречий между местным населением и переселенцами, которые возникали на религиозной почве в ходе переселенческой политики, строились школы и церкви. «В 1910 году в Сибири было построено 48 церквей и 98 школ» [2]. Такие мероприятия должны были способствовать удержанию переселенцев на незнакомой для них территории.
Учитывая мировую конъюнктуру, Столыпин ориентировал крестьян на преимущественное выращивание пшеницы, пользующейся спросом на мировом рынке. Он придавал важное значение и развитию животноводства, в том числе улучшению породности скота. Отмечая значение науки для развития сельского хозяйства, П.А.Столыпин поставил вопрос о необходимости открытия в Сибири сельскохозяйственных учебных заведений, которые могли бы подготовить необходимых для развития сельского хозяйства образованных специалистов. Именно в начале XX века получает распространение форма организации сельскохозяйственной науки в виде опытных полей.
Достижения науки в плане интенсификации сельскохозяйственного производства по объективным причинам не могли получить повсеместного распространения в начале XX века. В большинстве хозяйств преобладали экстенсивные формы производства. Сохранение урожайности обеспечивалось путём вовлечения в оборот целинных и залежных земель. Лишь зажиточные крестья-
не использовали удобрения и совершенную технику. В животноводстве преобладали примитивные формы содержания животных, ощущался недостаток качественных кормов. Основными
причинами такого положения были: сохранение привычных форм ведения хозяйства, старых орудий труда, нехватка средств, необходимых для внедрения интенсивных способов
производства, и, наконец, сложности адаптации переселенцев к новым условиям хозяйствования. Реформа сопровождалась оттоком части переселенцев из Сибири. Этот процесс был обусловлен проблемами ведения хозяйства, возникающими из-за географических, климатических особенностей региона. Сложности адаптации переселенцев к новым условиям жизни были вызваны разногласиями с местным населением, возникающими на религиозной почве.
Более 3 млн крестьян были переселены в южную часть Сибири. Из них каждый шестой вернулся, остальные наладили товарное производство, в основном, высококачественного сливочного масла, которое вывозили в европейскую часть страны и за границу [3]. Переселенческая политика, проводимая Столыпиным, несомненно, оказала огромное влияние на последующее развитие Сибири несмотря на трудности, возникающие в ходе реформы.
Возможность расширить хозяйство на новых землях была привлекательной для переселенцев и большинство из них смогли основать свои хозяйства. Столыпин считал, что нужно дифференцированно подходить к реализации земельной политики на местах. Являясь сторонником частной собственности на землю, он предлагал земли лучшего качества продавать, а желающим осваивать заболоченные, таёжные земли, наоборот, доплачивать.
Земельная политика, проводимая в рамках Столыпинской реформы, характеризуется организованностью землеустроительных мероприятий. «Землеустроительные операции проводились государственными служащими, созданными для этого компаниями или частными специалистами... С ними заключались договоры на проведение работ с достаточно чётким перечислением конкретных условий» [2]. В ходе межевания земель учитывались интересы крестьян.
Расширение посевных площадей, выделение земельных участков в единоличное пользование способствовали в начале ХХ века формированию отраслевой специализации региона. Западная Сибирь специализировалась на производстве продовольственных хлебов в земледелии и разведении молочного скота в животноводстве. «В 1912 году в Западной Сибири было получено продовольственных хлебов больше, чем в среднем за пятилетие (19071911гг.) более чем на 29 млн пудов... За 1912-1914 гг. из Западной Сибири в Европейскую Россию отправлялось еже-
годно более 2 млн пудов мяса». По количеству голов скота на душу населения Сибирь занимала первое место среди районов России. «На одно хозяйство приходилось в 1917 году по 16-18 голов разного скота, в губерниях Европейской России - по 8-9 голов» [2]. В ходе проводимых мероприятий строились грунтовые дороги, создавались снабженческие организации, решались вопросы, касающиеся медицинского обслуживания и образования крестьян.
Индивидуализация крестьянского землепользования в дальнейшем не получила развития. Аграрная политика государства, проводимая с конца 20-х годов, была направлена на развитие коллективных форм ведения хозяйства. Земля стала изыматься из товарного оборота. Происходил интенсивный отток материальных ценностей из сельского хозяйства в промышленность, снижалась производительность труда в сельском хозяйстве, высокодоходные крестьянские хозяйства облагались налогом по максимальной ставке. В результате таких изменений в крупных земледельческих хозяйствах производство стало сворачиваться.
Коллективное пользование землёй в течение нескольких десятилетий в конечном итоге привело к разрыву связи человека с землёй, трансформированию трудовой этики, потере хозяйственной мотивации и самоценности труда.
В целях повышения эффективности использования земли в России с конца 80-х годов XX века была проведена земельная реформа.
Рыночные преобразования, проводимые в сельском хозяйстве на начальном этапе, были направлены на решение следующих основных задач:
- приватизация земли как основного средства производства;
- ликвидация коллективных форм организации сельскохозяйственного производства.
В результате преобразований должна была измениться система стимулов для хозяйств, содействуя повышению эффективности и конкурентоспособности аграрного сектора. Приватизация земли, проведённая ускоренными темпами, не привела к ожидаемым результатам.
В отличие от результатов земельной реформы начала XX в., современная земельная политика привела в большей степени к негативным итогам в сельском хозяйстве.
Специфика современной ситуации в сфере земельных отношений заключается в том, что большинство работ-
ников сельскохозяйственных предприятий являются и собственниками, и наёмными работниками одновременно. В то же время, владея земельной долей и имущественным паем, работники не видят разницы между своим положением в качестве наёмных работников и собственников. По-прежнему коллективное землепользование остаётся основным видом. Таким образом, в результате преобразований не произошло значительных изменений ценностных ориентаций работников.
Земельная политика любого государства должна обеспечивать эффективное использование земель. С этой целью необходимо формирование системы прав на землю и создание инфраструктуры земельного рынка с учётом особенностей и недостатков в работе рынков труда и капитала, от функционирования которых зависит ситуация и на земельном рынке. Отсутствие слаженного механизма взаимодействия между вышеназванными сферами интересов в ходе проводимых земельных преобразований в аграрном секторе экономики России снизило результативность земельной политики в целом.
Финансовые трудности и ухудшение материально-технической базы стали главными причинами, препятствующими формированию слоя частных собственников, заинтересованных в повышении производительности труда. Доля приватизированных земель выше в южных и юго-западных районах страны и убывает по направлению на северо-восток. Из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Сибирского федерального округа, 93,8% находятся в государственной и муниципальной собственности.
Происходит ухудшение качества земель. За период 2000-2006 гг. площадь пашни сократилась почти на 508 тыс. га. Данный процесс сопровождался увеличением площади кормовых угодий и залежных земель. На территории округа распространяются такие негативные процессы как переувлажнение, засоление почв, их зарастание мелколесьем и кустарником. На территории Сибирского федерального округа расположены более 46% заросших кустарником и мелколесьем пастбищ России [4].
Ухудшение качества земель сказывается на результатах производства. Если в начале ХХ века Сибирь была крупным производителем зерна, то спустя почти столетие происходит ежегодное сокращение валового сбора зерна и поголовья скота всех видов. За пери-
Экономика
од 2000-2006 гг. производство зерна сократилось почти на 6%. Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий снизилось на 22% в 2006 г. по сравнению с 2000 г. [5].
Наряду с негативными моментами земельная реформа сопровождалась и положительными тенденциями. На сегодняшний день сельскохозяйственные угодья распределены между большим количеством граждан, сформирована необходимая законодательная база для осуществления земельной политики.
Государство, реализуя земельную политику, должно обеспечивать соблюдение социальных интересов и социальной справедливости. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», в сочетании с реализацией мероприятий приоритетного национального проекта «Развитие АПК», направлены на комплексное решение проблем сельского хозяйства, в том числе и социальных, охватывающих вопросы обеспечения жильём, улучшения инфраструктуры, повышение качества образования.
Включение аграрного сектора экономики в сферу приоритетных национальных интересов государства направлено на достижение основной цели современной аграрной политики - обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства. Для реализации данной цели разработан комплекс соответствующих мероприятий.
К важнейшим мероприятиям земельной политики относятся:
- уточнение правового статуса и принадлежности земель, формирующих землепользование хозяйствующих субъектов, в частности, земельной доли в составе сельскохозяйственного предприятия;
- обеспечение учёта изменений, касающихся прав на землю, например, при реорганизации предприятия;
- предоставление консультационной помощи, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров для сельского хозяйства;
- информационное обеспечение населения;
- реализация мероприятий по повышению плодородия почв;
- формирование инфраструктуры земельно-ипотечного кредитования.
Устойчивое развитие сельского хозяйства невозможно без планомерной, последовательной и комплексной аграрной политики, составной частью которой является земельная политика в отношении земель сельскохозяйственного назначения как основы сельскохозяйственного производства.
Литература
1. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Т. 1 [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://situation-rus.narod.ru/books/ sc._a/sc._a12htm.
2. Пахомчик С.А. Столыпинская аграрная реформа и её влияние на аграрный строй России. - Тюмень, 2006. - 352с.
3. Белоусов РА. У истоков аграрной проблемы // Государственная служба. - 2000. - №1. - С.125-134.
4. Сборник сведений о состоянии и использовании земель в федеральных округах Российской Федерации в 2005 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kadastr.ru.
5. Рассчитано по данным Госкомстата РФ. - Режим доступа: http://www.gks.ru.