Научная статья на тему 'Инвестиционная политика государства и проблемы экономического развития промышленности'

Инвестиционная политика государства и проблемы экономического развития промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1397
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОНННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / GOVERNMENT REGULATION / INVESTMENT / INVESTMENT POLICY / INDUSTRY / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лисичкина Н. В.

Для нормального развития экономики необходим постоянный приток инвестиционных ресурсов. При этом экономический рост и пропорциональность развития различных отраслей и сфер хозяйствования непосредственно зависят от инвестиционной политики и приоритетных направлений инвестирования. Вложение средств в наукоёмкие, высокотехнические, высокотехнологические программы влияет не только на производство товаров, их потребительские свойства, но и на условия труда, что, в конечном счете, не может непосредственно отражается на развитии всего общества в целом. Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста служит сбалансированная инвестиционная политика государства, стратегически нацеленная на поддержание экономической и политической стабильности. В России инвестиционная ситуация в последние годы постепенно изменяется к лучшему, однако успешное развитие российской экономики невозможно без решения целого круга проблем отраслевого, регионального, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лисичкина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT POLICY OF THE STATE AND PROBLEMS OF ECONOMIC DEVELOPMENT INDUSTRY

For the normal development of the economy requires a constant flow of investment resources. In this case, economic growth and the balance of the development of various industries and economic sectors are directly dependent on the investment policy and investment priorities. Investing in high-tech, high tech, high tech program does not only affect the production of the goods, their consumer properties, but also on the conditions of work, which, in the end, can not be directly reflected in the development of society as a whole. One of the most important conditions for economic growth is balanced investment policy of the state, strategically aimed at maintaining economic and political stability. In Russia, the investment situation in recent years has been gradually changing for the better, but the successful development of the Russian economy is not possible without addressing a range of issues of sectoral, regional, institutional and instrumental nature, which is the priority task of the modern investment policy designed to ensure the country’s integration into the world economic system.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная политика государства и проблемы экономического развития промышленности»

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Лисичкина Н.В., ФГБОУ ВПО ОрелГИЭТ

Для нормального развития экономики необходим постоянный приток инвестиционных ресурсов. При этом экономический рост и пропорциональность развития различных отраслей и сфер хозяйствования непосредственно зависят от инвестиционной политики и приоритетных направлений инвестирования. Вложение средств в наукоёмкие, высокотехнические, высокотехнологические программы влияет не только на производство товаров, их потребительские свойства, но и на условия труда, что, в конечном счете, не может непосредственно отражается на развитии всего общества в целом. Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста служит сбалансированная инвестиционная политика государства, стратегически нацеленная на поддержание экономической и политической стабильности. В России инвестиционная ситуация в последние годы постепенно изменяется к лучшему, однако успешное развитие российской экономики невозможно без решения целого круга проблем отраслевого, регионального, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему.

Ключевые слова: государственное регулирование, инвестиции, инвестиционнная политика, промышленность, экономический рост

INVESTMENT POLICY OF THE STATE AND PROBLEMS OF ECONOMIC DEVELOPMENT INDUSTRY

Lisichkina N., OrelGIET, FABOU VPO

For the normal development of the economy requires a constant flow of investment resources. In this case, economic growth and the balance of the development of various industries and economic sectors are directly dependent on the investment policy and investment priorities. Investing in high-tech, high tech, high tech program does not only affect the production of the goods, their consumer properties, but also on the conditions of work, which, in the end, can not be directly reflected in the development of society as a whole. One of the most important conditions for economic growth is balanced investment policy of the state, strategically aimed at maintaining economic and political stability. In Russia, the investment situation in recent years has been gradually changing for the better, but the successful development of the Russian economy is not possible without addressing a range of issues of sectoral, regional, institutional and instrumental nature, which is the priority task of the modern investment policy designed to ensure the country’s integration into the world economic system.

Keywords: government regulation, investment, investment policy, industry, economic growth

Понятие «инвестиции» широко используется в современной экономической науке и хозяйственной практике как одна из основополагающих экономических категорий. Основы инвестиционной теории были заложены представителями кейнсианской школы (Д. М. Кейнс, Дж. Хикс, Р. Харрод и др.), которые исследовали природу взаимосвязей между национальным доходом, потреблением и сбережением, накоплением капитала и инвестициями, доказывая необходимость целенаправленного регулирования инвестиционного процесса со стороны государства.

Среди современных исследователей инвестиций особое место занимают представители институционального подхода, изучающие протекание инвестиционных процессов в экономике с учетом воздействия на них институциональных факторов. С точки зрения институционализма, реальные последствия попыток целенаправленного государственного регулирования экономических процессов зачастую существенно отличаются от декларируемых целевых установок, так как институциональная среда, в которой протекают инвестиционные процессы не является нейтральной, и ее специфические особенности должны приниматься во внимание при разработке инвестиционной политики, как на уровне государства, так и на уровне отдельных предприятий и отраслей.

В условиях рыночной экономики объем и структура привлекаемых в экономику инвестиционных ресурсов непосредственно зависит не только от уровня риска, но и от доходности капитальных и финансовых активов. Норма дохода, а через нее цена (курс) этих активов определяются спросом и предложением на инвестиционные товары. Государство посредством проведения целенаправленной финансовой и денежно-кредитной политики может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, а следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансовых активов. Таким образом, государство может в некоторой степени управлять поведением инвесторов на рынке, обеспечивая определенную структуру инвестиций.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с помощью различных методов и способов воздействия, которые наглядно представлены на рисунке 1.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности обычно осуществляется в форме целевого финансирования капи-

тальных вложений, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, в том числе совместно с иностранными инвесторами. Помимо непосредственного выделения средств из бюджета для финансирования инвестиционных проектов, государство может также осуществлять выпуск целевых облигационных и иных инвестиционных займов; предоставлять концессии отечественным и иностранным инвесторам по итогам торгов (конкурсов и аукционов); обеспечивать государственные гарантии по проектам, реализуемых за счет средств федерального и региональных бюджетов.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности включает также экспертизу проектов и защиту прав субъектов инвестиционной деятельности. Экспертиза является обязательной процедурой и проводится для предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права юридических и физических лиц или не отвечает требованиям утвержденных стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений. Защита прав субъектов инвестиционной деятельности подразумевает обеспечение всем участникам равных прав при обсуждении и осуществлении инвестиционных проектов, а также предоставление любому субъекту экономических отношений права обжалования в судебном порядке любых решений органов государственной власти, противоречащих законным интересам юридических лиц и граждан.

Главная задача государственной политики поддержки инвестиций заключается в создании благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности. Привлекательность инвестиционной среды определяется, прежде всего, условиями налоговой, амортизационной, финансово-кредитной политики государства. В зависимости от реального и прогнозируемого состояния экономики могут применяться различные концепции регулирования инвестиционного рынка, однако любая выбранная концепция должна обеспечивать баланс между достижением стратегических целевых установок и поддержанием нормальных параметров текущей экономической ситуации.

Для достижения поставленных целей государство принимает непосредственное участие в инвестиционном процессе, выступая не только в качестве инвестора, но и инициатора инвестиционной деятельности, направленной на удовлетворение общественных ин-

Методы государствен ного регулирования инвестиций

Создание благоприятной инвестиционной среды Прямое участие государства в финансировании инвестиционных проектов Правовая защита экономических интересов субъектов инвестиционной деятельности

Рис. 1. Формы регулирования инвестиционной деятельности

тересов и потребностей и, одновременно, в качестве важнейшего фактора инвестиционной среды, обеспечивая стабильность экономической ситуации и поддержание благоприятного инвестиционного климата.

Одной из основных характеристик инвестиционной среды является уровень инвестиционного риска, представляющий собой вероятность материальных и других потерь, которые могут наступить в результате практической реализации инвестиционного проекта. Инвестиционный риск показывает, почему следует (или не следует) инвестировать средства в определенную отрасль, регион или страну. При повышении уровня риска снижается объем инвестируемых ресурсов. Степень риска зависит от политической, социальной, экономической, криминальной ситуаций.

Для стратегических инвесторов, особенно иностранных, большое значение имеет также политический риск, поскольку от таких факторов как уровень сепаратизма, соотношение и поведение основных правящих группировок во многом зависит успешность и прибыльность инвестиционной деятельности. Политический риск неразрывно связан с правовым риском, ведь от того насколько полна законодательная база в регионе, а также формы государственной защиты инвестиций зависит инвестиционная привлекательность государства.

В современной экономической практике состояние инвестиционного климата РФ анализируется по таким показателям, как капитализация фондового рынка, объем инвестиций в основной капитал и объем иностранных инвестиций, экспорт продукции промышленности, доля отечественной продовольственной продукции в общем объеме ее продаж на внутреннем рынке, удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции, индекс конкурентоспособности национальной экономики. Рассматривая динамику развития основных макроэкономических показателей инвестиционной активности следует отметить, что после «провальных» 1990-х годов, когда инвестиционный спрос находился на самом низком уровне, постепенная стабилизация инвестиционной ситуации в экономике России началась с возрождения производства в отраслях, ориентированных на внутреннее потребление в 2000-2006гг.

Влияние глобального экономического кризиса существенно усложнило ситуацию в последующие годы. Сокращение инвестиций в металлургии, машиностроении и других фондоемких отраслях, негативно повлияло на дальнейшее развитие инвестиционных процессов в экономике, особенно на фоне устаревшей материальной базы российской промышленности. По расчетам ИНП РАН для обеспечения конкурентоспособного уровня использования производственных мощностей и повышения их качества до общемировых стандартов необходимо увеличить объем инвестиций в основной капитал, как минимум, в 2-3 раза. Для инвестиционного обновления устаревшей части основных фондов необходимо, по разным источникам, от 6000 до 10000 млрд. руб.

Несмотря на то, что необходимость активизации инвестиционного процесса декларируется в программных документах и законодательных актах, существенных результатов добиться до сих пор не удается. В соответствии с принятой стратегией развития в сферу исследований и разработок закачиваются довольно значительные финансовые средства, однако реально существующий уровень технологического развития российского производства не позволяет эффективно внедрить на практике инновации, которые должны генерироваться за счет выделяемых государством средств. В таких условиях возникает опасность, что к тому моменту, когда российское производство сможет реально востребовать создающиеся се-

годня инновации, эти инновации уже успеют устареть и обесцениться. Даже в том случае, если создаваемые инновации будут внедрены, в условиях отсутствия соответствующей инфраструктуры и рынка сбыта прирост эффективности производства будет незначительным.

Стагнация промышленного производства привела к тому, что в России до сих пор не удалось сформировать полноценный механизм внутренней конкуренции, отсутствие которого является одним из основных препятствий к переливу капитала в наукоемкие сферы, активизации научно-технической инновационной деятельности. К настоящему времени стало очевидным, что российская наука как субъект инвестиционного процесса обладает сравнительно низким потенциалом и продуктивностью.

Предпринимаемые в последнее время попытки реанимации отечественной науки (программа развития нанотехнологий и др.) не достигают поставленной цели, поскольку невозможно обеспечить инновационное развитие экономики без предварительного решения целого комплекса задач, в рамках «догоняющего развития», то есть необходимо сначала довести финансовое, материальное и информационное обеспечение сферы интеллектуальных разработок до общемирового уровня. При этом в условиях рыночной экономики действия государства способны в определенной степени увеличить спрос на результаты интеллектуального труда, но не смогут решить эту проблему в целом. Без активизации инвестиционной деятельности со стороны промышленных предприятий, развитие инновационно-ориентированной экономики в России невозможно.

Литература:

1. Голоктионова, Ю.Г. Актуальные проблемы конкурентоспособности российской экономики. [Текст] / Ю.Г. Голоктионова, А.Е. Комиссарова. // Россия в XXI веке: мифы и реалии. Всероссийская научно-практическая конференция (Орел, 16 апреля 2013 г.) - Орел: ООО ПФ «Картуш», 2013. - С.42-48.

2. Лисичкина, Н.В. Основные результаты и проблемы инвестиционной деятельности в России. [Текст] / Н.В. Лисичкина. // Институциональная и эволюционная экономика: проблемы и перспективы развития. Труды межвузовской научно-практической конференции 24 апреля 2008 г. В 2-х ч.-Ч.1/ Под общ. ред. проф. Н.И. Лыгиной.-Орел: Издательство ОрелГИЭТ, 2008.-256с./с.116-126

3. Морозов, А.М. Целевое управление достижением приоритетов социально-экономической политики. [Текст] / А.М.Морозов. -М.: ИЭПП, 2006.

4. Шманёв, С.В. Новый институциональный подход к проблемам управления на базе концепции расслоенности экономического пространства. [Текст] / С.В. Шманёв,Т.Н. Егорова. // Транспортное дело России. - 2012. - №6 (часть 2) - с. 25

5. Шманёв, С.В. Проблемы и перспективы осуществления инновационной деятельности в России. [Текст] / С.В. Шманёв, И.Г. Паршутина. // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2012. - №1(40). - С.166-178

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.