Научная статья на тему 'Инвестиционная деятельность в контексте структурной модернизации промышленности Дальнего Востока'

Инвестиционная деятельность в контексте структурной модернизации промышленности Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
84
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРИОРИТЕТЫ СТРУКТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Левин Ю. А., Лебедев Н. А.

В статье приводится новая модель развития Дальнего Востока, основанная на создании здесь конкурентоспособного зарубежным странам АТР инвестиционного климата и структурной модернизации промышленности, направленной на развитие экспортно-ориентированного производства. Показано, что структурная модернизация промышленности Дальнего Востока зависит от ряда ключевых факторов, среди которых рост инвестиционной привлекательности его территорий в сравнении с другими регионами России и со странами АТР. Обосновывается невозможность привлечения больших объемов инвестиций в территории опережающего развития на Дальнем Востоке без создания режимов преференций для инвесторов. Анализируются возможности влияния инвестиционных проектов на структурную модернизацию промышленности региона. Показано, что оптимально выбранные приоритеты структурной модернизации, эффективный механизм и становление адекватной им модели инновационного развития способны давать максимальную отдачу от используемых для их реализации ограниченных экономических ресурсов, обеспечивать реализацию целей развития промышленности ДФО, качественные изменения ориентиров экономической системы и переход к устойчивому развитию региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная деятельность в контексте структурной модернизации промышленности Дальнего Востока»

Инвестиционная деятельность в контексте структурной модернизации промышленности Дальнего Востока

Левин Юрий Анатольевич,

д.э.н., профессор кафедры регионального управления и национальной политики МГИМО МИД России, [email protected]

Лебедев Никита Андреевич,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ИЭ РАН

В статье приводится новая модель развития Дальнего Востока, основанная на создании здесь конкурентоспособного зарубежным странам АТР инвестиционного климата и структурной модернизации промышленности, направленной на развитие экспортно-ориентированного производства. Показано, что структурная модернизация промышленности Дальнего Востока зависит от ряда ключевых факторов, среди которых рост инвестиционной привлекательности его территорий в сравнении с другими регионами России и со странами АТР. Обосновывается невозможность привлечения больших объемов инвестиций в территории опережающего развития на Дальнем Востоке без создания режимов преференций для инвесторов. Анализируются возможности влияния инвестиционных проектов на структурную модернизацию промышленности региона. Показано, что оптимально выбранные приоритеты структурной модернизации, эффективный механизм и становление адекватной им модели инновационного развития способны давать максимальную отдачу от используемых для их реализации ограниченных экономических ресурсов, обеспечивать реализацию целей развития промышленности ДФО, качественные изменения ориентиров экономической системы и переход к устойчивому развитию региона.

Ключевые слова: инвестиционные проекты, приоритеты структурной модернизации, территория опережающего социально-экономического развития.

В российской экономике природные ресурсы являются по-прежнему основным структурным источником для извлечения внешнеторговой ренты. Однако возможности экстенсивного наращивания экспортных доходов за счет запасов сырьевых ресурсов постепенно исчерпываются, а вместе с тем Россия пока что далеко не полной мере готова к структурной модернизации промышленности для интенсификации изъятия внешнеторговой ренты. Такая проблема находит свое отражение как на уровне национальной экономики, так и на региональном уровне. Для России исключительно важное ресурсное и одновременно геополитическое значение представляют регионы Дальневосточного федерального округа (ДФО). Весьма существенное снижение доходов от природной ренты выявило серьезные структурные проблемы в экономическом развитии Дальнего Востока.

На Дальнем Востоке реализуются долговременные геостратегические цели государства, среди которых обеспечение экономического влияния России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), контроль над важнейшими запасами сырьевых ресурсов, эффективностью их эксплуатации. Присоединение России к процессу международной интеграции в АТР отвечает экономическим интересам нашей страны. Добавим, что расширение выхода России на Дальнем Востоке в новое экономическое пространство возможно и на старой структурной (сырьевой) основе, однако лишь при масштабном строительстве магистральных инфраструктурных коридоров (дорожного, трубопроводного, электросетевого) для экспорта. Формирование магистральной экспортно-проводящей инфраструктуры на территории Дальнего Востока для включения его в интенсивно развивающийся рынок АТр и наращивания экстенсивных внешних связей признано национально важной задачей. Однако пока что, при отсутствии широкомасштабной кооперации на рынках факторов производства и общей институциональной платформы, можно отметить только формирование территориально-производственных комплексов вокруг крупных транспортно-логистических и производственных узлов, таких как международные транспортные коридоры МТК «Транссиб», МТК «Примо-рье-1», «Приморье-2»; увеличение грузовой базы ряда дальневосточных портов за счет создания транспортно-логистических комплексов (сухих портов) в ТОР «Хабаровск» и ТОР «Надеждинская».

В условиях резкой смены социально-экономических условий развития Дальнего Востока в начале XXI в. изменилось соотношение между традиционными факторами развития в сторону осознания необходимости структурной модернизации. Новая модель развития Дальнего Востока основана на создании здесь конкурентоспособного зарубежным странам АТР инвестиционного климата и привлечении инвестиций в экспортно- ориентированные производства.

В настоящее время на Дальнем Востоке реализуются крупные инвестиционные проекты, способные существенно повлиять на структурную модернизацию промышленности и на весь облик региона, превратив его в новый экономический центр страны. В 2017г. впервые был преодолен отрицательный тренд по инвестициям в основной капитал предприятий Дальнего Востока. Дальний Восток стал лидером среди федеральных округов по итогам 2017 года по росту прямых инвестиций в экономику. Около четверти всех прямых иностранных инвестиций в России приходится на Дальний Восток. Сальдо прямых иностранных инвестиций по всей России в 2017г. составило $12,49 млрд. руб., в ДФО - $2,3 млрд. руб. ДФО в целом показал рост инвестиций на 17,1 % по итогам 2017 года, когда в среднем по России этот показатель составил 4,4 %. Из 17 % роста более половины составили инвестиции резидентов ТОР и СПВ, в том числе и иностранные. Индексы промышленного производства в ДФО выше, чем в среднем по стране. «Это - результат работы инвесторов в территориях опережающего развития, Свободном порту Владивосток, снижения энергетических тарифов для промышленности на Дальнем Востоке» 1.

О £

ю

г

2 а

8

сч £

Б

а

2 ©

Согласно принятой «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» инвестиционный портфель ДФО предлагает к реализации только крупных проектов на общую сумму более 9 трлн. руб. На Дальнем Востоке инициировано порядка 1200 новых частных инвестиционных проектов из которых более 840 инвестиционных проектов с созданием 85 тыс. новых рабочих мест реализуется на основании юридически обязывающих соглашений. В итоге почти более 100 промышленных предприятий запущено. Более 90 инвестиционных проектов вышли на фазу проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ.

Рост инвестиций в основной капитал в ДФО по итогам 2017 года почти в четыре раза превысил общероссийские темпы. Инвесторов в регионах ДФО привлекают в основном два фактора: возможность получить прибыль от реализации рыночного потенциала и поддержка со стороны региональной и федеральной власти.

Исходя из географии макрорегиона, основная масса инвестиций приходится на добычу полезных ископаемых и логистику. Среди них - Комплексный проект по строительству газоперерабатывающего завода в Амурской области, создание нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств в Приморском крае, строительство горно-металлургического комплекса на базе Наталкинского золоторудного месторождения, строительство новых транспортно-перегрузочных комплексов.

К началу 2018г. объем привлеченных инвестиций на реализацию дальневосточных проектов составил 3,08 трлн. руб., из которых только 0,15 трлн. являются бюджетными средствами. На 2018 год планируется реализация 146 проектов, увеличение количества резидентов до 1130 с объемом заявленных инвестиций 3,5 трлн. руб. и созданием 95 тысяч новых рабочих мест. Крупные проекты могут оказать значительное влияние на структурную модернизацию промышленности региона. Оптимально выбранные приоритеты структурной модернизации, эффективный механизм и становление адекватной им модели инновационного развития способны давать максимальную отдачу от используемых для их реализации ограниченных экономических ресурсов, обеспечивать реализацию целей развития промышленности ДФО, качественные изменения ориентиров экономичес-

кой системы и переход к устойчивому развитию.

Одним из инструментов дальнейшего привлечения инвестиций на Дальнем Востоке, повышения инвестиционной привлекательности дальневосточных проектов является создание особых режимов для инвесторов на территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР) и свободных портов, где реализуется механизм адресной инфраструктурной поддержки инвесторов и предусматривается следующий набор преференций для инвесторов: пониженные тарифы страховых взносов, в соответствии с которыми размер общих взносов в государственные внебюджетные фонды составит 7,6% вместо 30%; ускоренный возврат НДС при экспорте продукции; приоритетное подключение резидентов к объектам инфраструктуры; режим свободной таможенной зоны для резидентов; сокращение сроков получения разрешительной документации на строительство и ввод объектов в эксплуатацию; снижение до 0 процентов налога на имущество, землю в течение первых пяти лет; снижение коэффициента НДПИ (0-0,8%) в течение 10 лет; снижение налога на прибыль организации до 0 процентов в федеральный бюджет и не более 5 процентов в региональный бюджет в течение первых пяти лет с момента получения первой прибыли; финансирование строительства объектов инфраструктуры за счет бюджетных средств; льготные арендные ставки для резидентов, предусматривающие понижающий коэффициент от базовой ставки; применение понижающих коэффициентов к налогу на добычу полезных ископаемых (от 0 до 0,8 в течение первых десяти лет); режим свободной таможенной зоны; сокращенный срок проведения государственной экологической экспертизы; упрощенный порядок привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан; специальные механизмы защиты от необоснованных проверок со стороны контрольно-надзорных органов [2].

Резиденты свободного порта Владивосток получают такие же налоговые льготы и административные преференции, как и резиденты ТОР, а также имеют право на получение в аренду земельных участков на его территории без проведения публичных торгов. При этом режим свободного порта Владивосток не предполагает создание инфраструктуры для инвесторов за счет государства. Кроме того, в свободном порту Владивосток реализуется круглосуточный режим работы пун-

ктов пропуска через государственную границу; режим «одного окна» и сокращенные сроки таможенного оформления грузов, а также их электронное декларирование; упрощенный визовый въезд иностранных граждан (8-дневная электронная виза) и режим «Free port» - свободная таможенная зона для хранения перечня отдельных товаров. Режим Свободного порта Владивосток с марта 2018 года распространяется на Советско-Гаванский район Хабаровского края, что позволяет создать дополнительные условия для реализации инвестиционных проектов с целью осуществления 15 инвестиционных проектов с объемом инвестиций более 54 млрд. руб. В ближайшей перспективе режим свободного порта Владивосток будет распространен на 5 регионов Дальневосточного федерального округа.

В отличие от существующих особых экономических зон (ОЭЗ) и зон территориального развития (ЗТР), ТОР создается под конкретных крупных инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций и количество создаваемых рабочих мест, т.е. только там, где есть подтвержденный спрос со стороны инвесторов на создание новых производств. Добавим также, что в ТОР разрешено вести разработку месторождений полезных ископаемых и производить подакцизные товары, что практически полностью запрещено в ОЭЗ (за исключением некоторых производств) и частично - в зонах территориального развития.

К началу 2018г. на Дальнем Востоке России создано 17 ТОР и подписано постановление Правительства РФ о создании восемнадцатого ТОР, а также - 5 свободных портов. Определенный набор преференций для инвесторов значительной мере определил интерес инвесторов к ТОР и свободным портам, несмотря на то, что регионы Дальнего Востока исторически рассматривались как территория рискованного инвестирования и в настоящее время индекс инвестиционного риска региона остается существенно выше, чем в среднем по стране2.

Структуру промышленности ТОР можно представить состоящей из специализированных производств, а также предприятий, обслуживающих потребности производства и населения, При этом каждый из регионов ДФО в силу весьма существенных природно-климатических, социально-экономических и территори-

альных различии характеризуются еще и свойственными только им особенностями формирования и развития промышленной структуры. Необходимо констатировать, что политика создания ТОР не содержит пока что достаточно действенных направлений по модернизации структуры промышленности, Структурная модернизация промышленности в ТОР должна представлять собой необходимый для интеграции дальневосточной промышленности в систему международной организации производства процесс преобразования структур, форм и способов производственной деятельности, происходящий в течение определенного времени под воздействием территориальной совокупности экономических факторов.

Можно выделить два сценария структурной модернизации промышленности в ТОР. Первый (с ожидаемыми негативными последствиями) - структурная модернизация происходит без возникновения технологических импульсов, способных распространяться за пределы ТОР. Такое последствие неизбежно, если в ТОР в рамках структурной модернизации происходит сосредоточение разрозненных производств, которые будут пользоваться предоставляемыми в ТОР преференциями, получая тем самым преимущества перед аналогичными предприятиями других территорий, не входящих в ТОР, но при этом будут отсутствовать стимулы к дальнейшему технологическому развитию производства.

Второй сценарий (с ожидаемыми позитивными последствиями) предполагает создание кластерной структуры, ориентированной на кооперационные взаимодействия с внутренними и внешними агентами и отражающейся как на эксплуатации сырьевых ресурсов, так и на новых, в том числе наукоемких видах деятельности и продуктах. Последний аспект подразумевает опору на существующие в ДфО высокотехнологичные виды деятельности, занявшие в последние годы определенную нишу на глобальных рынках.

При успешной реализации такого сценария ТОР становятся базой структурной модернизации, которая предполагает формирование производственной структуры регионов Дальнего Востока на основе использования его научного, об-

разовательного, технологического, инновационного потенциала. Крупные высокотехнологичные предприятия могут стать движущей силой создания новых отраслей. На их основе и в рамках производственной кооперации с ними будут создаваться кластеры, реализующие технологический и научно-исследовательский потенциал. Кластеризация отвечает задаче технологического развития региона и способна привести к выходу технологических связей за пределы территории непосредственной локализации предприятий, придавая импульс развитию всего региона. Структура будущих новых производств, с одной стороны, диктуется специализацией головного производителя, с другой - возможностями, открываемыми теми отраслями, которые являются совершенно новыми для российского Дальнего Востока, но в то же время в глобальном масштабе находятся в фазе динамичных технологических изменений [1]. Группа потенциальных производств рассматривается как движущая сила технологического развития и охватывает отрасли, находящиеся в фазе быстрого роста. Данный сценарий базируется на оптимальном отборе потенциальных производств, определении их приоритетной специализации и оценки возможности получения агломерационных эффектов при возникновении кластеров.

Литература

1. Восток России: проблемы освоения преодоления пространства / под ред. В.А. Крюкова и В.В. Кулешова// Издательство ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск: 2017.

2. Левин, Ю. А. Инвестиционная деятельность и налоговые режимы на Дальнем Востоке/ Ю. А. Левин, А. О. Павлов / / Финансы. - 2018.-№ 4. - с.8-30.

Ссылки:

1 Отчет премьер-министра Д.А. Медведева в Государственной Думе о работе Правительства РФ 11 апреля 2017г.

2 Индекс инвестиционного риска оценивается рейтинговым агентством «Эксперт РА» и представляет собой сочетание социального, экономического, финансового, криминального, экологического и управленческого рисков.// РИА Новости. https://ria.ru/economy/ 2017060V1495525254.htm!

Investment activity in the context of structural modernization of the Far East industry

Levin Yu.A., Lebedev N.A.

MGIMO (University) under the Ministry of Foreign Affairs of Russia, IE Russian Academy of Sciences

In the article shown that the new model of the Far East development is based on the creation here of a competitive foreign Asia-Pacific region investment climate and structural modernization of industry aimed at the development of export-oriented production. Structural modernization of the Far East industry depends on different factors, including the growth of investment attractiveness of its territories in comparison with other regions of Russia and with the Asia-Pacific countries. Shown that attracting large investment funds for the implementation of big projects in the Far East is impossible without the creation of preferential regimes for investors. Major projects with significant impact on the structural modernization of the region's industry are analyzed. Optimally selected priorities of structural modernization, an effective mechanism and the establishment of an adequate model of innovative development can give maximum benefit from the limited economic resources used for their implementation, ensure the implementation of the objectives of the region industry development, qualitative changes in the economic system and the transition to sustainable development of the region.

Key words: investment projects, priorities of structural modernization, territory of advanced social and economic development.

References

1. East of Russia: problems of development of

overcoming space / under the editorship of V.A. Kryukov and V.V. Kuleshov//Siberian Branch of the Russian Academy of Science IEOPP Publishing house. - Novosibirsk: 2017.

2. Levin, Yu. A. Investment activities and the tax

modes in the Far East / Yu.A. Levin, A.O. Pavlov//Finance. - 2018.-№ 4. - P.: 28-30.

О

3

Ю

5

Г

2 e

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.