- позволяет использовать принципиально новые подходы к обеспечению эффективности деятельности предприятия;
- способствует адаптации предприятия к требованиям посредством координации действий всех подразделений, задействованных в выполнении договоров поставки, и проведения направленных изменений в системе «производство - закупка - сбыт» [7].
Таким образом, можно считать управление товарными запасами специфической областью управленческой деятельности, отличной от других ее сфер, а логистику запасов играющей ключевую роль, как в системе управления отдельной организации, так и в экономике предприятия в целом.
Литература:
1. Лебедева Л.А. Организационно-экономический аспект управления товарными потоками в системе потребительской кооперации/Л.А. Лебедева. Дис. канд. экон. наук, Белгород, 1999. 188 с.
2. Сапронова Л.М. Управление товарными ресурсами промышленных предприятий системы потре-
бительской кооперации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Воронеж, 2005.
3. Сапронова Л.М. Теоретические аспекты управления товарными ресурсами в торговле. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. №4. С. 252-255.
4. Сапронова Л.М. Коммерческая деятельность в потребительской кооперации /Л.М. Сапронова, Ки-рилаха Г.В., Солдатова Н.Ф. Воронеж, 2010.
5. Ульченко, Т. Ю. Формирование системы управления рисками предприятий зернопродуктового комплекса [Текст] : Монография / И. П. Богомолова, Т. Ю. Ульченко, И. В. Плеканова - Воронеж : ЦНТИ, 2014. - 157 с.
6. Ульченко Т.Ю., Панкова Н.М. Инструменты анализа и управления рисками деятельности предприятий пищевой промышленности / Т.Ю. Ульченко, Н.М. Панкова // Молодой ученый. 2015. № 7-3 (87). С. 78-83.
7. Экономика и организация деятельности торгового предприятия Учебное пособие /Под общ. ред. А.Н.Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 295 с.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
чижик В.П.,
Омский государственный институт сервиса
Инвестиции считаются основным источником формирования производственного потенциала организации, условием роста и развития любой организации (отрасли и региона), механизмом обеспечения воспроизводства и инструментом реализации инновационной политики.
Под инвестициями принято понимать все виды финансовых, материальных и иных ценностей, вкладываемых инвесторами в объекты предпринимательства и другие виды деятельности с целью извлечения дохода (прибыли) [1,2].
Объектами инвестирования могут быть основные фонды и оборотные средства, продукция, недвижимость, права на интеллектуальную и иную собственность, финансовые инструменты и др. [1,2].
По сложившемуся мнению, инвестиции оказывают позитивные на все социально-экономические показатели предприятия, отрасли, региона и страны в целом, в том числе: производительность труда, доходы и уровень жизни населения, уровень занятости инфляции и др.
Для проведения анализа инвестиционной активности торговых организаций была использована статистика, размещенная на официальных сайтах федеральных и региональных органов государственной статистики.
В соответствии с методологией органов государственной статистки в состав торговых организаций были отнесены организации оптовой и розничной торговли, а также организации осуществляющие ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, в том числе:
- организации, осуществляющие торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт (далее «торговля автотранспортными средствами»);
- организации, осуществляющие оптовую торговлю, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами (далее «оптовая торговля»);
- организации розничной торговли, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами и организации осуществляющие ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования (далее «розничная торговля»).
Для анализа инвестиционной активности использовались данные об объемах инвестирования организаций соответствующей отрасли в основной капитал, представленный на сайте Государственной службы статистики РФ [3].
При этом в соответствии с методологией органов государственной статистики: «Инвестиции в основ-
ной капитал - это совокупность затрат на новое строительство, расширение, а также реконструкцию и модернизацию объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, на формирование основного стада, многолетние насаждения и т. д., инвестиции в объекты интеллектуальной собственности: произведение науки, литературы и искусства, программное обеспечение и базы данных для ЭВМ, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения; произведенные нематериальные поисковые затраты» [3].
Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы.
Объемы инвестиций торговых организаций достаточно низкие (рисунок 1). Доля инвестиций организаций торговой отрасли в общем объеме инвестиций составляет 2-4%, в то время как доля торговых организаций к общей величине зарегистрированных организаций и предприятия составляет 35-40% (рисунок 2,3).
При этом, направленность динамики инвестиций, а также темпы роста инвестиций торговых организаций, не отстают и существенно не отличаются от аналогичного показателя по России в целом, хотя зачастую носят более резкий, скачкообразный характер. Сказанное особенно характерно для организаций осуществляющих торговлю автотранспортными средствами (рисунок 4).
Наибольшую инвестиционную активность в последние 3 года проявляют организации розничной торговли, меньше всего инвестиций осуществляют организации, осуществляющие торговлю автотранспортными средствами, однако в последнее время их доля в общей структуре постоянно возрастает. В целом за анализируемый период 2000-2014 гг. структуре инвестиций наблюдаются достаточно существенные изменения. Так если в начале периода наибольший объем инвестиций осуществлялся организациями оптовой торговли (их доля составляла 60-66%), то к концу периода доля инвестиций оптовых организаций уменьшилась в 2 раза и составляет 33-35%, с соответствующим увеличением доли розничных торговых организаций. С 7 до 11 процентов увеличилась доля инвестиций организаций, осуществляющих торговлю автотранспортными средствами (рисунок 5,6).
Достаточно низкую финансовую активность подтверждает и размер инвестиций торговых организаций к общей величине прибыли и сальдированного финансового результата организаций это отрасли (рисунок 7). Так объем инвестиции торговых организаций составляет в среднем 7-7,5 процента от величины валовой прибыли. От величины сальдированного результаты инвестиции в 2005 и 2012 гг. составляли 23 - 24 процента, и только в 2014 г. этот показатель составил почти 42 процента. При этом существенно сумма инвестиций превышает размер сальдированного финансового результата только в организациях розничной торговли - 150-160 процентов (рисунок 8).
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что уровень инвестиций в основной каптал торговых организаций достаточно низкий, исключением являются только организации розничной торговли, объем инвестиций которых в последние 3 года существенно опережают общеотраслевые.
Рисунок 1. Динамика инвестиции российских организаций в основной капитал в фактически действовавших ценах, млрд руб.
Рисунок 2. Динамика доли инвестиции российских торговых организаций в общей величине инвестиций в основной капитал в РФ, %
Рисунок 3. Динамика доли инвестиции и числа торговых организаций в процентах к итогу, %
40.11
14.И
. .
данимн^. <
кньпи* ■■■.111МА
ч .ч Ц||Д1 »иц-й Ьхщ
Рисунок 4. Темпы роста инвестиции в основной
капитал в Российской Федерации, в %.
СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1 (22) • 2016
209
Рисунок 5. Динамика инвестиции торговых организаций в основной капитал в РФ фактически действовавших ценах, млрд руб.
Рисунок 7. Динамика инвестиции и результирующих показателей торговых организаций, млрд руб.
Рисунок 6. Динамика структуры инвестиции российских торговых организаций в основной капитал, %
Рисунок 8. Объем инвестиций в процентах к величине сальдированного финансового результата, %
Литература:
1. Чижик В. П., Инвестиционный анализ и управление инвестиционным портфелем фирмы [Текст] : учебное пособие (гриф ФГУ ФИРО) / Чижик В.П., Рачек В.Л., Калинина Н. М. - Омск : ОГИС, 2012. -249 с.
2. Инвестиционный менеджмент [Текст] : учебник (гриф ФГАУ ФИРО) / Метелев С.Е., Чижик В.П., Калинина Н.М., Елкин С.Е. - Омск: ООО «Омскблан-киздат», 2013. - 290 с.; 21 см - 2000 экз.
3. Официальный сайт Федеральной службы госу-
дарственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/ (дата обращения 10.01.2016)
4. Россия в цифрах. 2015: Крат.стат.сб./Росстат-M., Р76, 2015 - 543 с. ISBN 978-5-89476-400-9 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1135075100641 (дата обращения 10.01.2016)
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЯХ
ТАБАТОРОВИЧ А.Н.,
кандидат технических наук, Омский институт РЭУ им. Г.В. Плеханова ХУДЯКОВА О.Д.,
кандидат технических наук, доцент,Омский институт РЭУ им. Г.В. Плеханова
Развитие торговли в современных условиях, характеризующееся, с одной стороны, повышением самостоятельности торговых предприятий, свобо-
дой выбора партнеров, а с другой, ужесточением условий работы за счет конкуренции, определило появление принципиально новых подходов к уста-