ванного показателя позволяет отклонить проекты, не допустимые по нормам права, экологии, критериям инвесторов. Использование такой методики при отборе инновационных
проектов позволит исключить возможность инвестирования заведомо бесперспективных проектов, как и проектов с недопустимыми результатами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Официальный сайт Российского фонда фундаментальных исследований [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rfbr.ru/
2. Глазьев, С.Ю. Депрессию преодолеют нововведения [Текст] / С.Ю. Глазьев // Деньги. - 2009. - № 8.
3. Годовой отчет за 2009 год ГК «Роснанотех» [Электронный ресурс] / Российская корпорация нано-технологий. - Режим доступа: http://www.rusnano.com/
4. Кругляков, Э.П. А теперь шутки - в сторону! [Текст] / Э.П. Кругляков // В защиту науки: бюл. Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН. - 2009. - № 6. - С. 8-20.
5. Одинцов, С.В. Место и роль интеллектуального капитала предприятия в современном мире [Текст] / С.В. Одинцов // Промышленность России. -2002. - № 10. - С. 87-94.
6. Зинов, В.Г. Управление интеллектуальной собственностью [Текст] / В.Г. Зинов. - М.: Монолит, 2002. - 552 с.
7. Жданкин, С.Н. Механизм управления инновационными проектами инвестиционной компании [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук / С.Н. Жданкин. - М., 2009. - 26 с.
8. Андреев, В.В. Вопросы перехода России на инновационный путь развития в условиях глобализации [Текст] / В.В. Андреев // Сб. науч. тр. ИПР РАН. - Вып. 3. - М.: Центр «Транспорт», 2008. -С. 67-77.
9. Тышкевич, К.В. Формирование комплексной оценки технологических инноваций на предприятиях: автореф. дис. ... канд. экон. наук [Текст] / К.В. Тышкевич. - Н. Новгород, 2003. - 27 с.
УДК 330.322.3
А.В. Гомонов
ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Современная экономика характеризуется сложностью и динамизмом разворачивающихся в ней процессов, модернизацией управления в экономике, усилением значимости социальных факторов. Все эти изменения характерны сегодня для наиболее развитых стран мира в связи с их переходом к новому типу общества - постиндустриальному, или информационному. Он обусловлен набирающей силу тенденцией повышения роли и значения инноваций, новых научных знаний и информации.
В нынешних условиях именно инновацион-ность позволяет государству занимать домини-
рующее положение на мировых рынках наукоемких товаров, обеспечивать эффективность использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Произошедшие в мире структурные изменения в экономиках развитых стран послужили объективной основой возникновения современной концепции человеческого капитала, в которой экономическое развитие все в большей степени связывается с включением в качестве основной движущей силы хозяйственного прогресса человеческого фактора.
Концепция человеческого капитала развивается на протяжении ХУ11-Х1Х вв. Одна из ее
первых формулировок обнаруживается в работах У. Петти. Позднее она нашла отражение в трудах А. Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов»), А. Маршалла и многих других ученых. В то же время теория человеческого капитала оформилась как самостоятельный раздел экономического анализа только на рубеже 50-60-х гг. XX в., благодаря известным лауреатам Нобелевской премии Т. Шульцу и Г. Беккеру. Так, Г. Беккер разработал в книге «Человеческий капитал» (первое издание - 1964 г.) базовую теоретическую модель человеческого капитала. «"Человеческий капитал" - новый вид в семействе капиталов. До этого терминологическая связка "человек" и "капитал" если и применялась, то исключительно в политико-идеологических (апологетических) целях ... в позитивно-теоретическом плане у Шульца и Беккера обнаруживается четкий экономико-исследовательский акцент на новом качестве "человеческого фактора" в условиях научно-технической революции, выражающемся в резком повышении уровней квалификации труда и профессиональных знаний, что, с одной стороны, является результатом развития образования, а с другой - обеспечивает резкий рост производительности труда» [1, с. 90].
Одновременно с возникновением концепции человеческого капитала в экономической литературе появилось понятие «инвестиции в человеческий капитал». Эта категория, как и категория «человеческий капитал», до сих пор трактуется по-разному. До сих пор не выработано единого мнения и по поводу оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал.
С момента возникновения и до настоящего времени к инвестициям в человеческий капитал принято относить расходы на образование, здоровье, рождение и воспитание детей, на поиск экономически значимой информации, миграцию, а также расходы на фундаментальные научные разработки. Ведь в процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основе которых затем формируются новые технологии, но и происходит развитие способностей самих людей, выступающих далее носителями новых идей.
Необходимо отметить, что развитие новой экономики, или неоэкономики, предъявляет и новые требования к качеству рабочей силы, касающиеся, в первую очередь, уровня образования и умения пользоваться информационно-компьютерными технологиями. Именно от качества человеческого капитала в возрастающей мере зависят динамичность и эффективность электронного развития общества и, как следствие, рост благосостояния и качества жизни его членов. Для отдельных стран, регионов, а также отдельных городов человеческие ресурсы стали играть определяющую роль в повышении их конкурентоспособности, в обеспечении улучшения количественных и качественных характеристик функционирования. Образовательный уровень и квалификация людей относятся к социально-экономическим характеристикам, которые в наибольшей мере будут определять перспективные позиции тех или иных территорий на национальных и международных рынках.
Итак, инвестиции в человеческий капитал выступают важным фактором экономического роста и повышения конкурентоспособности в развитых странах. Накопление и сохранение человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей совершенствовать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством непрерывного обучения и профессиональной подготовки, - главные условия достижения устойчивого развития экономики. Именно поэтому для экономического подъема в стране наряду с инвестициями в физический капитал необходимы крупномасштабные инвестиции в образование, здоровье, культуру и прочие компоненты человеческого капитала.
Кризис, переживаемый сегодня экономикой России, не только способствует падению производства, но и может оказаться сильным толчком к деградации накопленного экономического и научно-технического потенциала. Поскольку экономический кризис коснулся и высокотехнологичных, наукоемких, социально ориентированных отраслей, в которых заняты наиболее высококвалифицированные кадры, обострилась проблема занятости, накопленный потенциал таких специалистов не находит достаточного
применения. Негативные тенденции на рынке высококвалифицированной рабочей силы в России проявляются в виде обесценивания и непроизводительного использования человеческого капитала, а также в виде «утечки умов». Основой успешного развития российской экономики должен быть, на наш взгляд, человеческий капитал, а главным фактором успеха российских реформ - создание условий для наиболее полного использования накопленного интеллектуального и профессионального потенциала страны.
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» официально закрепила курс на обеспечение большей динамичности развития, на инновационно-структурную модернизацию экономики, на активизацию социальных факторов.
Главными приоритетными направлениями развития и поддержания человеческого капитала страны являются здоровье и образование. Оба направления носят в России проблемный характер. Возьмем, например, образование. Эффект от инвестиций в «человеческий капитал» зачастую оценивается исключительно через уровень образования, поскольку считается, что только рост образования способен привести к увеличению производительности труда. Но образование не является главным условием при определении уровня заработка. Лица, только что включившиеся в процесс производства, несмотря на то, что имеют более высокий уровень образования, как правило, в определенный момент имеют и наиболее низкую эффективность и наименьший уровень заработка. Таким образом, рассматривать образование как единственную составляющую человеческого капитала либо отводить ему ведущую роль по отношению к другим составляющим неверно. Такой подход может привести к игнорированию многих других свойств человеческого капитала. Наверное, более грамотно говорить об определенных качествах человеческого капитала, включая различные виды образования и полученной работником практики. Так, при техническом образовании практика работы имеет меньший вес, чем при гуманитарном.
Если подробно остановиться на видах образования, то необходимо отметить, что общее
и специальное образование повышает качество и уровень знаний человека, тем самым увеличивая объем и повышая качество человеческого капитала. В то же время инвестиции в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высокопроизводительный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста. При этом особо следует выделить группу расходов на производственное обучение. Сегодня этот вид образования - важнейший компонент вложений в человеческий капитал во всех странах мира. По данным О. Нордхога, «в любом обучающем проекте до 80 % знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов-исследователей, учителей, инженеров, экспертов по компьютерам и т. д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей» [2, с. 244-255].
Если рассматривать зарубежный подход к человеческому капиталу, то показательно содержание целей инициативы по повышению американской конкурентоспособности, объявленной в США еще в период президентства Дж. Буша. Основными заявленными целями были: расширение помощи студентам, аспирантам, ученым, желающим стать инновационными предпринимателями; осуществление расширенных испытаний для отбора способных студентов в среде лиц с низкими доходами; обеспечение подготовки 800 тыс. рабочих с навыками, адекватными вакансиям ХХ1 в. Особо обращает на себя внимание намерение резко повысить роль обучения в области математики и естественных наук на всех уровнях школьного и высшего образования, для чего до 2015 г. намечено подготовить 100 тыс. специально обученных учителей [3, с. 6, 7]. Подобные мероприятия по стимулированию конкурентоспособности экономики за счет развития человеческого капитала проводились и другим мировым лидером - КНР. В период 1998-2005 гг. число бакалавров, подготовленных в области математики, физики, химии, биологии, компьютерных технологий, наук
о Земле, увеличилось в КНР в три с лишним раза.
«В то же время в нашей стране за годы рыночных трансформаций ни в какой степени не задействовали движущие силы инновационного предпринимательства, хотя именно на эти возможности конкурентных механизмов делался у нас упор идеологами быстрых рыночных реформ. Объемы финансирования НИОКР снизились до 1,07 % ВВП страны, тогда как, например, в Израиле они, наоборот, сильно возросли, составив 4,7 % ВВП в 2007 г., в Швеции - 3,9 %, в Финляндии - 3,5 %» [Там же].
Инновационный путь развития экономики требует наращивания инвестиций в создание и внедрение прогрессивной техники, технологий, научно-исследовательских разработок, что одновременно повлечет пересмотр системы трудовых отношений, способствующих повышению эффективности использования имеющегося человеческого капитала. При этом необходимо иметь в виду, что одной из важных особенностей человеческого капитала является его динамический характер: состав, структура человеческого капитала и ряд других параметров могут изменяться, при этом изменяется и его величина. Таким образом, исследования в области использования человеческого капитала направлены, в первую очередь, на выявление факторов, обеспечивающих эффективную реализацию элементов его структуры, на развитие и восстановление потенциала.
Основным свойством, влияющим на снижение капиталоотдачи на всех этапах развития, является износ человеческого капитала. Темпы износа зависят как от факторов воздействия внешней среды, так и от самомотивации носителя человеческого капитала. Накопление базы знаний, опыта, расширение круга деловых связей увеличивают ценность последнего. Хотя если темпы износа физической составляющей структуры будут превышены, капиталоотдача будет незначительной в силу потери возможностей реализации.
Еще одним фактором обесценивания человеческого капитала является научно-технический прогресс, который может усиливать свое отрицательное воздействие на качество имеющегося человеческого ресурса, вызывая нежелание или не-
возможность работника в силу возраста переквалифицироваться, а также менять место работы. Моральный износ подразумевает под собой и неспособность к формированию производственной деятельности на новой основе, к смене вида деятельности, места работы, и неспособность потреблять новые знания и умения. Единственный выход заключается в достаточно частом переобучении работника или повышении его квалификации, что даст возможность развить способности самообучаться, получать и применять новые знания.
Инвестиции в человеческий капитал отличаются высокой степенью риска. Кроме вышеназванных причин, необходимо перечислить следующие: это неликвидность человеческого капитала, последствия ухода работника к другому работодателю (потери инвестированных средств). Но главный риск кроется, тем не менее, в ином. Предприниматель задействует в производстве не весь человеческий капитал, а лишь ту часть, которую работник выделил для комплектования своей рабочей силы. Однако предприниматель вынужден инвестировать в весь человеческий капитал своих работников, а не только в ту часть, которая комплектует рабочую силу. Поэтому он не может полностью регулировать ни то, как будут усвоены его инвестиции, ни то, отразятся ли результаты этого усвоения на комплектовании рабочей силы.
Более того, несовершенство российской законодательной базы приводит к тому, что многие организации проводят пассивную кадровую политику, подбирая работников, уже имеющих трудовой стаж. Для общества в целом это очень опасная тенденция, которая приводит к тому, что в ходе смены поколений количество квалифицированных работников на рынке труда снижается. Необходимо отметить, что затраты российских предприятий на внутрифирменное обучение кадров находятся в среднем на уровне 0,5-0,7 % ФОТ, в то же время для смены поколений квалифицированных работников они должны составлять, как минимум, 1,5-2 % (для сравнения: в развитых странах данная статья расходов компаний достигает 5-10 % ФОТ). Сегодня работодатели не уделяют достаточного внимания ни повышению профессиональной квалификации своих
работников, ни охране их здоровья. К настоящему времени количество работников промышленных предприятий, привлекающихся к профессиональной учебе, сократилось почти на 75 % [4].
Анализ международного опыта доказывает необходимость государственной поддержки внутрифирменной подготовки кадров. Так, 76 % корпораций США с численностью занятых 500 человек и более имеют программы в области подготовки и переподготовки кадров. В 90-х гг. различными программами внутрифирменного обучения были охвачены 50 млн человек; около 70 % американских компаний использовали различные формы профессиональной подготовки, среди крупных компаний таковых 95 %. В Японии развитие персонала рассматривается как приоритетное направление информационно-технической революции и пользуется государственной поддержкой (бюд-
жетные субсидии). Фирмы ФРГ ежегодно расходуют около 9 млрд марок на повышение уровня образования и квалификации своих сотрудников [Там же].
Современная политика российского государства в области формирования и развития человеческого капитала явно контрастирует с политикой, проводимой в развитых странах. Недооценка этой проблемы, приводящая к ослаблению конкурентоспособности отечественных предприятий и экономики страны в целом, может нам очень дорого стоить уже в самом недалеком будущем. Поэтому сегодня фундаментом успешного развития российской экономики является государственная поддержка развития человеческого капитала, а главным фактором успеха российских реформ становится создание условий для наиболее полного использования накопленного интеллектуального и профессионального потенциала страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Черковец, В. Категория «человеческий капитал» в общей экономической теории: исторический взгляд и содержательное определение [Текст] / В. Черковец // Российский экономический журнал. - 2009. -№ 7-8. - С. 90.
2. Галаева, Е.В. Исследование человеческого капитала в зарубежной литературе [Текст] : [реферат книги Орда Нордхога «Человеческий капитал в орга-
низациях»] / Е.В. Галаева // Общество и экономика. -1997. - № 7-8. - С. 244-255.
3. Кушлин, В. Факторы экономического кризиса и базис его преодоления [Текст] / В. Кушлин // Экономист. - 2009. - № 3. - С. 6-7.
4. Мазин, А. Внутрифирменный человеческий капитал: факторы его наращивания [Текст] / А. Мазин, Т. Раева // Человек и труд. - 2006. - № 11.
УДК 330.332
А.А. Москвичёв
ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ
Одна из приоритетных целей большинства стран мира - обеспечение долговременного экономического подъема, роста производительности труда и капитала. Экономический рост является результатом успешной деятельности предприятий всех отраслей национальной эко-
номики и на современном этапе в значительной степени зависит от инновационной активности хозяйствующих субъектов.
Под инновационным развитием можно понимать цепь реализованных новшеств. Они более успешны, когда охватывают не одну узкую