Научная статья на тему 'Человеческий капитал как исходная предпосылка и стратегический фактор конкурентоспособности фирмы'

Человеческий капитал как исходная предпосылка и стратегический фактор конкурентоспособности фирмы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1837
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавров В. Н.

Прежде чем начать обсуждение категории «человеческий капитал», нужно выяснить и определить сущность категории «капитал» вообще. Следует отметить многозначность самого этого понятия. Различные экономические школы трактуют его по-разному. В ранней классической традиции понятие «капитал» охватывало и объединяло в себе два различных аспекта: контроль над средствами производства и притязание на получение будущего дохода. Неоклассическая теория связывает понятие «капитал» со вторым из этих моментов, подразумевая под капиталовложениями любые затраты, влекущие за собой отказ от текущего потребления и обеспечивающие получение определенного дохода в будущем. В марксистской теории, напротив, на первое место выдвигается рассмотрение капитала как общественного отношения с социально-классовых позиций, проблема собственности и контроля над средствами производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human capital as the initial precondition and strategic factor of a firm competitiveness (the concept, definition, classification and investment in human capital)

Before starting the discussion of the category of «human capital», you need to clarify and define the essence of the category «capital» on the whole. Polysemy of the notion «capital» should be noted. Different economic schools interpret the term in different ways.In the early classical tradition the concept of capital covers and combines two different aspects: ownership control over the means of production and claim to future earnings. Neoclassic theory connects the capital with the second term on these points, implying any capital expenditures, which entail the rejection of the current consumption and providing some income in the future. In marxist theory, by contrast, first put forward the consideration of capital as a public relations with social-class positions, the issue of ownership and control over the means of production.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал как исходная предпосылка и стратегический фактор конкурентоспособности фирмы»

ЭКОНОМИКА

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ИСХОДНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ Лавров В.Н.

Прежде чем начать обсуждение категории «человеческий капитал», нужно выяснить и определить сущность категории «капитал» вообще. Следует отметить многозначность самого этого понятия. Различные экономические школы трактуют его по-разному. В ранней классической традиции понятие «капитал» охватывало и объединяло в себе два различных аспекта: контроль над средствами производства и притязание на получение будущего дохода. Неоклассическая теория связывает понятие «капитал» со вторым из этих моментов, подразумевая под капиталовложениями любые затраты, влекущие за собой отказ от текущего потребления и обеспечивающие получение определенного дохода в будущем. В марксистской теории, напротив, на первое место выдвигается рассмотрение капитала как общественного отношения с социально-классовых позиций, проблема собственности и контроля над средствами производства.

HUMAN CAPITAL AS THE INITIAL PRECONDITION AND STRATEGIC FACTOR OF A FIRM COMPETITIVENESS (THE CONCEPT, DEFINITION, CLASSIFICATION AND INVESTMENT IN HUMAN CAPITAL)

Lavrov V.N.

Before starting the discussion of the category of «human capital», you need to clarify and define the essence of the category «capital» on the whole. Polysemy of the notion «capital» should be noted. Different economic schools interpret the term in different ways.In the early classical tradition the concept of capital covers and combines two different aspects: ownership

- control over the means of production and claim to future earnings. Neoclassic theory connects the capital with the second term on these points, implying any capital expenditures, which entail the rejection of the current consumption and providing some income in the future. In marxist theory, by contrast, first put forward the consideration of capital as a public relations with social-class positions, the issue of ownership and control over the means of production.

Формирование концепции человеческого капитала осуществлялось в процессе преодоления традиционных воззрений на капитал как некое однородное явление, но, с другой стороны, пошло по пути синтезирования достижений различных школ. Это нашло отражение в так называемой расширительной трактовке национального богатства и капитала, которая восходит к идеям американского экономиста начала XX в. И. Фишера. Он предложил считать капиталом все то, что отвечает следующему критерию: генерирование потока дохо-

дов в течение определенного времени, причем любой доход всегда есть продукт какой-либо разновидности капитала. Тогда капиталом является любой запас благ, имеющий способность накапливаться, производительное использование которого представляет собой не единичный акт, а продолжается в течение достаточно длительного периода времени и приносит доход.

Исходя из этого, человеческие способности, дарования, знания, навыки и т.д. следует признать особой формой капитала на основании того, что они:

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

- являются неотъемлемым личным достоянием каждого индивида;

- обеспечивают своему обладателю получение более высокого дохода в будущем за счет отказа от части текущего потребления, причем этот капитал способен приносить не только денежный доход (в виде более высоких доходов), но и «натуральный», психологический выигрыш. Для всего общества прямая выгода заключается в дополнительном приросте продукции;

- требуют для своего формирования как от самого индивида, так и от всего общества в целом весьма значительных затрат;

- имеют свойство накапливаться и представляют собой определенный запас.

С конца 50-х годов XX в. в западной экономической науке возникла и стала развиваться расширительная трактовка национального богатства и капитала. В рамках концепции всеобъемлющего капитала различаются четыре его основные разновидности:

- частный вещественный капитал;

- индивидуальный человеческий капитал;

- коллективный (общественный) капитал в различных формах государственной, муниципальной или коллективной собственности;

- общественный интеллектуальный капитал (знания, информация, равнодоступные всем членам общества).

Сторонником расширительной концепции является и американский экономист Дж. Кендрик, определяющий понятие богатства и капитала как «способность на протяжении определенного времени создавать продукт и доход, включая нерыночные формы дохода». На основе такой расширительной трактовки капитала все элементы общественного богатства, которые накапливаются, используются в производстве и приносят доход, рассматриваются как капитал. Это, в свою очередь, по мнению Шульца, «позволяет приступить к последовательному делению целого на две части, а именно: на человеческий капитал и нечеловеческий капитал».

Один из вариантов рубрикации производственных факторов в современной экономической литературе представлен на схеме 1.

В экономической литературе существует множество различных определений понятия «человеческий капитал». Приведем некоторые из них.

У. Боуэн писал, что человеческий капитал «состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг».

Эдвин Дж. Долан под человеческим ка-

Схема 1

Видоизмененная рубрикация производственных факторов

Факторы Доходы Категори альная хар актер и стик а

Природные ресурсы Традиционнаярента Капитал в общепринятом смысле Труд в общепринятом смысле Капитал в широком смысле

Во спроизв одимые материальновещественные активы Финансовые активы Человеческий капитал Прибыль Процент Доход на человеческий капитал

Природные способности Рента н а прир одные способности

Чистый труд Чи стая зарплата Труд в узком смысле

Лавров В.Н.

питалом понимает «капитал в виде умственных способностей, полученный через формальное обучение или образование либо через практический опыт».

О. Тоффлер наиболее существенным шагом в экономическом развитии нашей эпохи считает возникновение новой системы получения богатства, использующей не физическую силу человека, а его умственные способности. Ученый вводит понятие «символический капитал», т.е. знания, который, в отличие от традиционных форм капитала, неисчерпаем и одновременно доступен бесконечному числу пользователей без каких-либо ограничений.

В экономической литературе существует несколько подходов к классификации видов человеческого капитала.

Так, Дж. Кендрик разделяет совокупный капитал на вещественный и невещественный. Вещественный капитал имеет непосредственную материальную, вещественную форму; невещественный капитал не имеет собственной материальной формы, он воплощается в вещественном капитале, повышая его качество или продуктивность. Обе эти части совокупного капитала распределяются, в свою очередь, на капитал, не воплощенный в людях, и человеческий капитал (см. схему 2).

В состав вещественного капитала, не воплощенного в людях, включены традиционные формы богатства: здания и сооружения, земля и другие природные ресурсы, оборудование длительного пользования, запасы товарно-материальных ценностей. Вещественный капитал, воплощенный в людях, определяется как издержки, необходимые для физического формирования человека, т.е. издержки воспитания детей (без учета затрат на их образование). В качестве возрастной границы Дж. Кендрик принял 14 лет.

К невещественному человеческому капиталу отнесены накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение

и затраты на перемещение рабочей силы. К невещественному капиталу, не воплощенному в человеке, относятся фундаментальные и прикладные исследования и разработки.

М.М. Критский, рассматривающий человеческий капитал как основное производственное отношение современного общества в его формальных модификациях, выделяет следующие превращенные его формы: производственный, потребительский и интеллектуальный.

Классификацию видов человеческого капитала можно осуществлять по-разному, в зависимости от исходных признаков. Человеческий капитал можно рассматривать и состоящим из: 1) качеств и способностей людей, участвующих в производстве самого человеческого капитала; 2) той части капитала, «услуги которого предлагаются на рынке... и которые являются вложением в производство других предметов и услуг».

Г. Беккер в работе «Человеческий капитал» вводит понятие «специальный человеческий капитал», который в отличие от «общего человеческого капитала» включает знания и навыки, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они были получены. По степени ограниченности применения человеческий капитал можно разделить на общий и специальный.

Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий капитал. Например, И.В. Ильинский выделяет следующие его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.

С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и производительный человеческий капитал.

Следующим критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается.

1. Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке.

2. Неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических, материальных формах.

3. Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала, связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые

содействуют эффективному использованию двух других типов капитала. Экономисты-классики используют данный тип человеческого капитала в экономическом анализе, тогда как неоклассики находят целесообразным от него абстрагироваться.

Классификация видов человеческого капитала по формам его воплощения представлена на схеме 3.

Схема 2

Структура совокупного капитала

Лавров В.Н.

Виды человеческого капитала по формам его воплощения

Схема 3

Составляющие человеческого капитала также можно классифицировать по элементам, которые соответствуют основным формам вложений в человека.

В экономической литературе под человеческим капиталом обычно понимается имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, опыта, которые используются в производстве с целью получения высокого уровня заработков.

Для более полной и развернутой характеристики человеческого капитала как экономической категории необходимо учитывать принцип функционального подхода к определению. Функциональный признак определенного явления учитывает требование его конкретного функционально-целевого применения и использования. Методологический принцип функциональности определения требует характеризовать явление не только с точки зрения его внутренней структуры, но и с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого использования.

В соответствии с вышеизложенным человеческий капитал - это не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас

навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства.

В-третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. И, в-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могут касаться здоровья, образования и др., увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить.

Подчеркнем, что такой элемент человеческого капитала, как мотивации, является очень важным и необходимым для того, чтобы процесс воспроизводства (формирования, накопления, использования, восполнения, инвестирования) человеческого капитала носил полностью завершенный характер.

С точки зрения функционально-целевого подхода к анализу это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той

или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) данного человека.

При характеристике понятия «человеческий капитал» необходимо учитывать следующие особенности.

1. В современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста.

2. Формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат.

3. Человеческий капитал в виде навыков и способностей (в своем предметном бытии) является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым.

4. Человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться.

5. Инвестиции в человеческий капитал обеспечивают, как правило, его обладателю получение в будущем более высокого дохода.

6. Вложения в человеческий капитал дают довольно значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный эффект.

7. Инвестиционный период у человеческого капитала значительно длиннее, чем у физического. У последнего он составляет от 1 до 5 лет, а у такой формы вложений в человека, как образование, инвестиционный период может достигать 12-20 лет.

8. Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности. Человеческий капитал неотделим от его носителя - живой человеческой личности.

9. Независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.

10. Функционирование человеческого капитала, степень отдачи от его применения обусловлены свободным волеизъявлением субъекта, его индивидуальными интересами и предпочтениями, его материальной и моральной заинтересованностью, ответственностью, мировоззрением и общим уровнем культуры, в том числе и экономической.

Следует отметить особо, что износ и амортизация человеческого капитала (накопленного научно-образовательного потенциала) протекают иначе, чем эти процессы протекают в материально-вещественных ресурсах. В первые годы функционирования человеческого капитала за счет физического взросления работника, а также за счет накопления им производственного опыта экономическая ценность запаса его знаний и способностей отнюдь не уменьшается, как это происходит с физическим капиталом, а, напротив, возрастает. Наблюдается процесс повышения ценности интеллектуального капитала, или, как еще говорят, процесс его обесценивания с обратным знаком.

Обычно темпы физического и морального износа запаса знаний и квалификации начинают перекрывать значение непрерывно продолжающегося накопления другого актива - производственного опыта где-то к концу второго десятилетия трудового стажа. Лишь с этого момента начинается процесс обесценивания человеческого капитала в целом с нормальным знаком, причем темпы его, как правило, намного ниже темпов амортизации основного капитала.

Наконец, амортизационный процесс вещественных средств производства строится обычно таким образом, чтобы к концу срока службы полностью списать их стоимость. Но с человеческим капиталом дело обстоит иначе. В большинстве случаев окончание трудовой деятельности работника вовсе не означает, что накопленный им запас знаний и навыков подвергся полному износу и обесцениванию. Дело еще больше

Лавров В.Н.

осложняется, если учитывать периодический и все более ускоряющийся процесс устаревания знаний в течение жизни одного поколения и необходимость их постоянного обновления в ходе непрерывного образования вслед за информационной революцией и ускоренным обновлением физического капитала.

В современных условиях именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы, является краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности. Функционирование человеческого капитала, степень отдачи от его применения обусловлены свободным волеизлиянием субъекта, его индивидуальными интересами и предпочтениями, его материальной и моральной заинтересованностью, ответственностью, мировоззрением и общим уровнем культуры, прежде всего экономической.

К инвестициям в человеческий капитал, как правило, относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.

Человеческие ресурсы могут быть измерены и количественно, и качественно. Количество людей, доля тех, кто занимается полезным трудом, количество отработанных часов - в сущности это количественные характеристики. Качественные характеристики - это мастерство, знания и аналогичные свойства, которые влияют на способности человека и способствуют росту производительности труда. Расходы, направленные на повышение этих способностей, а следовательно, увеличивающие производительность труда человека, называют «человеческими инвестициями». Все виды затрат, которые могут быть оценены в денежной или иной форме и которые носят целесообразный характер, а также способствуют росту

в будущем заработков (доходов) человека, рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал.

Инвестирование - это важнейшая предпосылка производства человеческого капитала, но еще не само его производство, которое осуществляется в процессе дея-тель-ности, где владелец этого капитала выступает либо объектом, либо субъектом, либо результатом воздействия. Человеческий капитал создается как в общественном секторе экономики посредством рыночного механизма, так и в личном, в том смысле, что затраты труда и усилий по саморазвитию и самосовершенствованию играют решающую роль в этом процессе. Но эти затраты неизбежно включаются затем в общественные затраты во всем вос-произ-водственном процессе, ибо накопленный запас знаний, умений и иных производительных качеств человека может быть реализован и может получить оценку только в обществе посредством активной деятельности их обладателя.

К. Макконнелл и С. Брю дают следующее определение: «Инвестиции в человеческий капитал - это любое действие, которое повышает квалификацию и способности и тем самым производительность труда рабочих. Затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы, или издержки, осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем».

Данные авторы выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал: расходы на образование, включай общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы; расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий; расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой

производительностью в места с относительно высокой производительностью.

Своеобразием отличается подход Дж. Кендрика к классификации инвестиций в человеческий капитал. Все виды инвестиций он разделил на следующие категории: вещественные, воплощенные в людях; вещественные, не воплощенные в людях; невещественные, воплощенные в людях.

Инвестиции в человеческий капитал он делит на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (в основном издержки рождения и воспитания детей). Ко вторым -накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы. Особенностью невещественных вложений является то, что, несмотря на свой «неосязаемый» характер, эти затраты, умножая знания и опыт людей, способствуют росту производительности капитала, воплощенного в людях.

При оценке инвестиций Кендрик учитывает категорию «потерянных заработков» обучающихся. Потерянные заработки - это возможные доходы, которые, например, студенты имели бы, если бы не учились, а работали. При этом учеба рассматривается как отвлечение рабочей силы, являющейся уже накопленным капиталом и способной приносить доход, из сферы текущей экономической деятельности.

Производство человеческого капитала -это процесс создания производительных способностей человека посредством инвестиций в специфические процессы деятельности индивидуума. При этом инвестиции могут рассматриваться двояко -как вложения финансовых средств и ресурсов и как определенные виды деятельности. В самом общем плане все виды вложений в человека, которые могут быть оценены в денежной или иной форме и которые носят целесообразный характер, т.е. способствуют росту производительности

труда и содействуют повышению доходов человека, - это инвестиции в человеческий капитал. С другой стороны, основные формы деятельности, как-то: школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление здоровья и увеличение запаса информации относительно экономики - это инвестиционная деятельность, развивающая человеческий капитал.

Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект.

2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться. Износ человеческого капитала определяется, во-первых, степенью естественного износа (старения) человеческого организма и присущих ему психофизиологических функций, а во-вторых, степенью морального (экономического) износа вследствие устаревания знаний или изменения ценности полученного образования. Накопление человеческого капитала осуществляется в процессе периодического переобучения работника и накопления им производственного опыта. Если данный процесс осуществляется непрерывно, то по мере использования человеческого капитала его качественные и количественные (качество, объем, ценность) характеристики улучшаются и увеличиваются.

3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а потом резко снижается.

Лавров В.Н.

4. При формировании человеческого капитала имеет место «обоюдный множительный эффект». Его суть заключается в том, что в процессе обучения улучшаются и возрастают характеристики и способности не только у обучаемого, но и у того, кто обучает, что впоследствии приводит к росту заработков как первого, так и второго.

5. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями. Так, уровень образования и выбор профессии детьми в значительной мере зависят от семейных традиций и уровня образования их родителей.

7. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.

Все инвестиции в человеческий капитал можно классифицировать по следующим группам расходов: 1) здравоохранение в широком понимании, включая все расходы, воздействующие на длительность жизни, силу, выносливость людей; 2) обучение на производстве, включающее в себя ученичество, организованное фирмой; 3) официальное образование (начальное, среднее, высшее); 4) миграция людей и семей в целях изменения условий трудоустройства; 5) поиск экономически важной информации.

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний

человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высокопроизводительный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.

Особо следует выделить группу расходов на обучение на производстве. Сегодня это один из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах мира. По данным О. Нордхога, в любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов

- исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.

Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в здоровье человека. Инвестиции в здоровье, его охрана, сокращая заболевания и смертность, продлевают трудоспособную жизнь человека, а следовательно, время функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая - приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит постепенный износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.

Интересно, что результаты последних исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека лишь на 8-10 % зависит от здравоохранения, еще на 20 % - от экологических условий, еще 20 % определяются генетическими факторами и на 50 % здоровье человека зависит от образа жизни самого человека (рациональный суточный режим, применение различных методов бы-

стрейшего восстановления и стимуляции работоспособности, гигиена рационального питания, избавление от вредных привычек и излишнего веса, формирование красивой фигуры, профилактика и ликвидация стрессов, применение различных комплексов физических упражнений, традиционные и необычные методы закаливания, различные виды массажа и т.д. Таким образом, расходы, связанные с ведением здорового образа жизни, по нашему мнению, также необходимо относить к инвестициям в человека.

Дж. Кендрик к инвестициям в человеческий капитал относит также потерянные заработки студентов, посещающих занятия в университете, и работников, проходящих переподготовку по месту работы. Потерянные заработки - это те возможные доходы, которые студенты имели бы, если бы не

учились, а работали. Учеба рассматривается как отвлечение рабочей силы из сферы экономической деятельности. Однако этой статьи нет в системе национального учета.

Запас человеческого времени является столь же базовым, как и запас ресурсов. Это главный актив человеческого капитала, который позволяет индивидууму приобретать другие активы человеческого капитала.

Расходы на миграцию и поиск экономически значимой информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т.е. туда, где человеческий капитал используется более производительно и цена за его услуги выше. Вложения в воспитание детей и уход за ними представляют собой инвестиции в воспроизводство человеческого капитала в следующем поколении (см. схему 4).

Схема 4

Классификация видов инвестиций в человеческий капитал

Лавров В.Н.

Г. Беккер в своей монографии проводил различия между специальными и общими инвестициями в человека. Специальная подготовка наделяет работников знаниями и навыками, представляющими интерес лишь для той фирмы, где они были получены (например, ознакомление новичков со структурой и внутренним распорядком предприятия). В ходе общей подготовки работник приобретает знания и навыки, которые могут найти применение и на множестве других фирм (обучение работе на компьютере).

Г. Беккер показал, что общая подготовка косвенным образом оплачивается самими работниками, когда, стремясь к повышению квалификации, они соглашаются на более низкую в период обучения зарплату, и им же потом достается доход от нее. Если бы ее финансирование шло за счет фирм, они всякий раз при увольнении таких работников лишались бы своих вложений. И наоборот, специальная подготовка оплачивается фирмами, и им же достается доход от нее, так как в противном случае при увольнении по инициативе фирм потери несли бы работники. По мнению Г. Беккера, в издержки производства новых знаний и умений, совершенствование мастерства также входит стоимость времени и усилий обучающегося.

К инвестициям в человеческий капитал, на наш взгляд, сегодня в определенном смысле актуально относить и расходы на фундаментальные научные разработки. Ведь в процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем формируются новые технологии производства и способы потребления, но и происходит преобразование самих людей как хозяйствующих субъектов, которые выступают носителями новых способностей и потребностей. Мы согласны с той точкой зрения, что в информационном обществе, куда движутся развитые страны и где определяющая роль будет принадлежать сферам, в которых накапливаются благодаря развитию науки, культуры, образования информационные богатства общества, акку-

мулируемые затем в сфере технологий, наука превращается в своеобразный генератор человеческого капитала.

К основным активам человеческого капитала относятся все те элементы, которые соответствуют основным формам инвестиций в человека. Выделим следующие активы: общее и специальное образование, здоровье, рождение и воспитание детей, миграция, поиск экономически значимой информации. В современных условиях мы считаем необходимым выделить такой актив, как духовная стабильность и интеллектуальная мобильность человека, представляющая собой осознанную, нравственно ориентированную способность собирать, анализировать, использовать все возрастающие потоки информации (информационная мобильность).

Рассмотрим источники инвестиций в человеческий капитал. Вложения могут делать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.

В настоящее время роль государства в этой области достаточно велика. Государство прибегает как к принудительным, так и к побудительным мерам в этой области. К принудительным относятся обязательное для всех формальное образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия (прививки) и др. Но главные меры - это побудительные. Правительство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека, предпринимаемых автоматически через рынок: оно может повлиять на доходы тех, кто делает такие инвестиции (через систему налогов и субсидий), а также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала (регулируя цены используемых ресурсов). Особенно велика роль государства в двух важнейших сферах формирования челове-

ческого капитала - в сфере образования и здравоохранения.

В создании активов человеческого капитала весома роль отдельных компаний (фирм). Они зачастую выступают в качестве самых эффективных производителей этого капитала, поскольку владеют условиями, при которых может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала, а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Однако для фирм свойствен весьма прагматичный подход: они делают инвестиции до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.

Инвестируя в своих сотрудников, фирмы стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить свою конкурентоспособность. Средства вкладываются в организацию курсов профессиональной подготовки и переподготовки, идут на оплату расходов

работников на лечение и профилактические мероприятия, на строительство физкультурных и оздоровительных центров, детских дошкольных учреждений и т.п. По масштабам затрат внутрифирменное обучение в развитых странах сопоставимо с другими секторами подготовки кадров.

Переход к новым технологиям требует значительных затрат, связанных с обновлением знаний. Формальное образование уже давно не является единственным и достаточным методом подготовки рабочей силы. Получение диплома и начало трудовой деятельности - это не завершение процесса обучения, а, как правило, окончание его общей, предварительной стадии и начало более специализированного и длительного процесса приобретения профессиональной квалификации. Поэтому необходимость развития системы непрерывного образования и постоянной переподготовки массы людей в настоящее время сомнений не вызывает. Часто переподготовить работника оказывается выгоднее, чем заменить его.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беккер Г. Экономический взгляд на жизнь: Лекция лауреата Нобелевской премии в области экономических наук за 1992г. // Вестник Санкт-Петербургского университета, 1993.

2. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. THESIS. 1993. T.I. Выпуск 1.

3. Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги «Воздействие на заработки инвестиции в человеческий капитал) // США: Экономика, политика, идеология. 1993. № 11.

4. Гойро B.C. Современные буржуазные теории воспроизводства рабочей силы. М.: Наука, 1975.

5. Дятлов С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. СПб.: Издательство СПб УЭФ, 1995.

6. О’Д., Грейсон Д. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991.

7. Капелюшников Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению // США: Экономика, политика, идеология, 1993. № 3.

8. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование. М.: Прогресс, 1978.

9. Марцинкович В.И. США: Человеческий фактор и эффективность экономики. М.: Наука, 1991.

10. Тоффлер А. Будущее труда // Новая технократическая война на западе. М.: Прогресс, 1986.

11. Семенов А. Посттейлоризм и теория человеческого капитала // МЭ и МО, 1995. №9.

12. Дятлов С.А. Теория человеческого капитала: Учебное пособие. СПб.: Издательство СПб УЭФ, 1996. 141 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.