Научная статья на тему 'Инвестиции в подготовку кадров – жизненная необходимость'

Инвестиции в подготовку кадров – жизненная необходимость Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в подготовку кадров – жизненная необходимость»

Но сегодня мы видим и проблемы, с которыми сталкивается учебное заведение при подготовке специалистов:

• проблема в формировании преподавательских кадров. Сложно проходит поиск и привлечение на работу молодежи - это и низкая заработная плата, и временные рамки роста профессиональной квалификации, а также отсутствие возможности получения жилья, иных социальных стимулов. А имеющиеся кадры преподавателей с большим стажем работы недостаточно мобильны в освоении и овладении новыми технологиями. Решение этой проблемы кроется в том, что достаточно сложно сегодня организовать хорошую стажировку на современном предприятии, с возможностью формирования практических навыков по всей технологической цепочке производственного процесса. Кроме того, важно, чтобы такая стажировка приравнивалась к повышению квалификации и закреплялась получением соответствующих сертификатов.

• Литературу по современным технологиям найти стало достаточно просто, владея навыками работы в «сети», но содержание и требования образовательного стандарта не позволяют менять те требования и нормы, которые в них отражены, поэтому снова мы сталкиваемся с непреодолимыми препятствиями. Оказывается невозможным соединить требования стандарта и востребованность наших выпускников работодателями с теми современными навыками, на освоение которых стандарт не отводит времени. Иных вариантов пока никто не может предложить, и трудоустройство выпускников обуславливается теми надпрофессиональными и человеческими качествами, которые воспитываются творческим потенциалом всего педагогического коллектива нашего техникума.

• Строительные технологии, «внедряемые» в России, по факту давно отстают от таких стран, как Германия, Турция, Китай и т. д. А образовательные стандарты, по которым учатся наши студенты, не успевают за развитием производства, техники, технологий, тех процессов, которые происходят в строительной отрасли и об-

ществе в целом. Поэтому здесь видится необходимость большей мобильности и самостоятельности в изменении программ внутри регионов, субъектов федераций с учетом их развития и потребностей рынка труда. Преподаватель должен фактически знать теорию и обязательно владеть практическими навыками, иначе он просто не интересен для коллег, работодателей - партнеров учебного заведения и самих студентов.

• Проблемой для образовательного учреждения является оснащение учебного процесса современным инструментом, приспособлениями (достаточно дорогостоящими) и возможность формирования у студентов навыков работы с ними. Но в рамках учебных программ на это нет времени и получается, что наши выпускники не отвечают тем требованиям, которые предъявляют к ним потенциальные работодатели.

Проблемы эти не новы, и, думаю, многие учебные заведения находят собственные пути и варианты их решений. Нам видится решение проблемы внедрения современных технологий в образовательный процесс и более качественную подготовку специалистов в следующем: преподаватели спецдисциплин обязательно должны проходить ежегодные стажировки на высотехнологичных предприятиях, на предприятиях, осуществляющих функции шеф-контроля. Получать документ (свидетельство, сертификат) об овладении современными технологиями, необходимыми производственными навыками, знакомиться с новыми инструментами и приспособлениями непосредственно на самом предприятии.

Возможно, нужно найти иной вариант взаимоотношений образовательных учреждений с социальными партнерами, который привел бы к взаимовыгодному сотрудничеству между учебными заведениями и работодателями как потребителями наших выпускников, будущих профессионалов и руководителей строительного комплекса Кузбасса и России в целом.

Время сегодня очень быстротечно, но все мы заинтересованы в одном - быть взаимовыгодными друг другу - учебное заведение и работодатели, в этом поиске наше развитие, наши новые проекты и победы.

ИНВЕСТИЦИИ В ПОДГОТОВКУ КАДРОВ -ЖИЗНЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

Н. В. Масленникова, заведующая учебно-методическим отделением ГОУ НПО ПЛ № 10

В настоящее время профессиональное образование находится в зоне приоритетного внимания. Предприятия сталкиваются не просто с недостатком, а отсутствием квалифицированных рабочих кадров. Эта ситуация усугубляется демографическим спадом численности молодого поколения, и по прогнозу на предстоящее десятилетие обстановка не улучшится. Вот почему успешность образовательного учреждения на

рынке образовательных услуг, адекватность программы его развития потребностям социальной среды привлекают внимание работодателя, соответствуют его требованиям к современному работнику.

В профессиональном лицее № 10 ведется подготовка по рабочим профессиям, востребованным предприятиями «ЕвразХолдинга»: наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования, наладчик

контрольно-измерительных приборов и автоматики, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, электрогазосварщик, помощник машиниста локомотива.

В лицее ведется обучение по сопряженным планам НПО-СПО. Это дает возможность выпускникам после окончания лицея поступать на 4-й курс Кузнецкого металлургического техникума. ОАО «НКМК» получает рабочих с повышенной квалификацией и прочной мотивацией к дльнейшему обучению по выбранной профессии.

Подготовке квалифицированного персонала в базовых учебных заведениях, в том числе профессиональном лицее № 10, руководство ОАО «НКМК» уделяет большое внимание.

На комбинате разработано Положение об организации и проведении практики обучающихся и студентов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в его структурных подразделениях. Положение предусматривает следующие виды практики для обучающихся ОУ НПО:

- производственное обучение проводится в составе учебной группы, установленной численности (не более 10 человек), после изучения обучающимися соответствующих разделов учебных программ теоретического обучения и практики в учебных мастерских профессиональных лицеев и училищ по избранной профессии;

- предвыпускная практика для обучающихся на базе 9 классов - 3-й курс, на базе 11 классов - 2-й курс является завершающим этапом производственного обучения и проводится для дальнейшего обучения и освоения профессии. При наличии вакантных рабочих мест обучающиеся, достигшие 18-летнего возраста, могут быть зачислены в штат, если работа соответствует требованиям программ практики.

Организация производственной практики производится на договорной основе.

Руководство «ЕвразХолдинга» исходит из того, что конкурентные преимущества в современном, быстро изменяющемся технологическом мире в наибольшей степени зависят от качества трудовых ресурсов и инвестиций в человеческий капитал. Поэтому затраты на производственную практику компания берет на себя.

На всех практикантов в период прохождения всех видов практики распространяются Правила внутреннего трудового распорядка, требования стандартов, инструкций, правил и норм охраны труда и других норм и правил, действующих в ОАО «НКМК». На обучающихся, зачисленных на вакантные рабочие места, распространяется трудовое законодательство РФ, они подлежат государственному социальному страхованию наравне со всеми работниками.

Согласно Положению об организации и проведении практики обучающихся и студентов учреждений начального, среднего и высшего профессионального

образования в структурных подразделениях ОАО «НКМК» все обучающиеся лицея, проходящие практику на штатных рабочих местах, обеспечиваются спецодеждой, спецобувью, спецпитанием по нормам, установленным на производстве.

Руководство комбината способствует трудоустройству выпускников лицея, обеспечивая им при зачислении в штат стабильную заработную плату и полный соцпакет.

На повышение качества подготовки обучающихся лицея, несомненно, влияет и финансовая помощь комбината в укреплении учебно-материальной базы, поощрение мастеров производственного обучения, преподавателей, обучающихся. 28 апреля 2010 года в конференц-зале заводоуправления управляющий директор ОАО «НКМК» Г. Мохов и председатель ППО «Кузнецкие металлурги» В. Дербин вручили стипендии имени А. Ф. Кузнецова студентам и обучающимся базовых учебных заведений ОАО «НКМК», в т. ч. и обучающемуся нашего лицея из группы МК - 107 Зуб-кову Владиславу.

Ежегодно проходят встречи обучающихся лицея с руководителями структурных подразделений, ветеранами труда. Организуются Дни открытых проходных, конкурсы «Лучший по профессии», фестивали КВН. Совместно готовится экспозиция к ежегодной Кузбасской выставке-ярмарке «Образование. Карьера. Занятость». Специалисты комбината участвуют в разработке регионального компонента рабочих учебных программ по профессиям железнодорожного и электротехнического профиля, в итоговой аттестации обучающихся лицея, в экспертизе профессиональной деятельности педагогов в ходе прохождения ими аттестации, в профориентаци-онной работе.

В апреле 2008 года на базе лицея была проведена VII Международная научно-техническая конференция молодых специалистов, в работе которой принимали участие работники ОАО «НКМК», ОАО «ЗСМК», металлургических и горнорудных предприя-

тий России и ближнего зарубежья. В работе секции в качестве слушателей участвовали и обучающиеся лицея.

Несомненно, существует и ряд проблем во взаимоотношениях с работодателями. Нам бы хотелось привлечь к подготовке обучающихся опытных профессионалов-производственников, привлечь работодателей к апробации и внедрению Государственных образовательных стандартов нового поколения.

Отсутствие долгосрочных договоров затрудняет перспективное планирование образовательной деятельности. Однако мы с оптимизмом смотрим в будущее. Взаимное понимание того, что сегодняшний работник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, эрудицией, высокой культурой, выдвигает на повестку дня требование повышения качества подготовки обучающихся.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

О. М. Ячменева,директор ФГОУ СПО «Кемеровский аграрный техникум»

2010 год является для ФГОУ СПО «Кемеровский аграрный техникум» юбилейным. В сентябре двери техникума распахнутся для своих студентов в 70-й раз. За все эти годы было выпущено более 12 тысяч специалистов: агрономов, агрохимиков, техников-механиков, техников-землеустроителей, бухгалтеров. Сегодня набор абитуриентов ведется на базе 9 и 11-го классов по четырём специальностям: 110809 Механизация сельского хозяйства, 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 110401 Агрономия, 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Развивать эффективно сельское хозяйство как важнейшую отрасль экономики страны без молодых высококвалифицированных и интеллектуальных работников, желающих работать на селе, невозможно. Необходимы глубокие изменения в системе подготовки кадров, повышении их образовательного уровня, трудоустройстве, укреплении учебно-материальной базы. В этой связи крайне важно участие социальных партнеров, прежде всего работодателей, в оснащении учебного заведения современным оборудованием, сырьем, материалами; создание условий для использования базы предприятий всех форм собственности при организации производственного обучения и производственной практики.

Задача любого образовательного учреждения - соответствовать рынку трудоустройства. Поэтому мнение работодателей особенно важно для формирования профессиональных компетенций будущих специалистов.

Выполняя распоряжение от 17.07.2006 г Коллегии Администрации Кемеровской области «О развитии социального партнерства в системе среднего профессионального образования Кемеровской области», ФГОУ СПО «Кемеровский аграрный техникум» совместно с работодателями разработал комплексную программу непрерывного взаимодействия. В соответствии с программой заключены соглашения о социальном партнерстве с рядом хозяйств Кемеровского района и Кемеровской области. С техникумом активно сотрудничают

бывшие выпускники, а ныне руководители хозяйств и организаций. Главными социальными партнерами учебного заведения являются ведущие хозяйства и предприятия различных форм собственности, в т. ч. :

ОАО «Суховский» - директор Г П. Левин;

ГНУ «Кемеровский научно-исследовательский институт - директор Н. А. Лапшинов;

СПК « Береговой» - директор С. Н. Поликов ;

СПК «Элита» - директор В. В. Землянский;

ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 3» - В. Н. Мартыненко;

МУ «Ботанический сад г. Кемерово» - директор Э. П. Замякина;

ООО «ПК «Сибирская усадьба» - директор И. Ж. Ещина.

Участие социальных партнеров в образовательном процессе техникума осуществляется по следующим направлениям:

1. Нормативно-правовая база взаимодействия:

- разработано положение о социальном партнерстве;

- разработаны и заключены договоры на проведение производственных практик с ведущими хозяйствами и предприятиями различных форм собственности.

2. Организация качественного профессионального образования:

- разработка содержания и организация учебных, технологических и преддипломных практик на предприятиях;

- вовлечение работодателей в решение материально-технических, информационных, социальных задач техникума;

- привлечение работодателей к аттестации выпускников;

- проведение конференций, «круглых столов».

3. Организация повышения квалификации сотрудников техникума и студентов.

Современный уровень развития науки и техники, жесткая конкуренция на рынке труда заставляют рабо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.