РЕАЛИЗУЕМ СОВРЕМЕННУЮ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
тий России и ближнего зарубежья. В работе секции в качестве слушателей участвовали и обучающиеся лицея.
Несомненно, существует и ряд проблем во взаимоотношениях с работодателями. Нам бы хотелось привлечь к подготовке обучающихся опытных профессионалов-производственников, привлечь работодателей к апробации и внедрению Государственных образовательных стандартов нового поколения.
Отсутствие долгосрочных договоров затрудняет перспективное планирование образовательной деятельности. Однако мы с оптимизмом смотрим в будущее. Взаимное понимание того, что сегодняшний работник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, эрудицией, высокой культурой, выдвигает на повестку дня требование повышения качества подготовки обучающихся.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
О. М. Ячменева,директор ФГОУ СПО «Кемеровский аграрный техникум»
2010 год является для ФГОУ СПО «Кемеровский аграрный техникум» юбилейным. В сентябре двери техникума распахнутся для своих студентов в 70-й раз. За все эти годы было выпущено более 12 тысяч специалистов: агрономов, агрохимиков, техников-механиков, техников-землеустроителей, бухгалтеров. Сегодня набор абитуриентов ведется на базе 9 и 11-го классов по четырём специальностям: 110809 Механизация сельского хозяйства, 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 110401 Агрономия, 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Развивать эффективно сельское хозяйство как важнейшую отрасль экономики страны без молодых высококвалифицированных и интеллектуальных работников, желающих работать на селе, невозможно. Необходимы глубокие изменения в системе подготовки кадров, повышении их образовательного уровня, трудоустройстве, укреплении учебно-материальной базы. В этой связи крайне важно участие социальных партнеров, прежде всего работодателей, в оснащении учебного заведения современным оборудованием, сырьем, материалами; создание условий для использования базы предприятий всех форм собственности при организации производственного обучения и производственной практики.
Задача любого образовательного учреждения - соответствовать рынку трудоустройства. Поэтому мнение работодателей особенно важно для формирования профессиональных компетенций будущих специалистов.
Выполняя распоряжение от 17.07.2006 г Коллегии Администрации Кемеровской области «О развитии социального партнерства в системе среднего профессионального образования Кемеровской области», ФГОУ СПО «Кемеровский аграрный техникум» совместно с работодателями разработал комплексную программу непрерывного взаимодействия. В соответствии с программой заключены соглашения о социальном партнерстве с рядом хозяйств Кемеровского района и Кемеровской области. С техникумом активно сотрудничают
бывшие выпускники, а ныне руководители хозяйств и организаций. Главными социальными партнерами учебного заведения являются ведущие хозяйства и предприятия различных форм собственности, в т. ч. :
ОАО «Суховский» - директор Г П. Левин;
ГНУ «Кемеровский научно-исследовательский институт - директор Н. А. Лапшинов;
СПК « Береговой» - директор С. Н. Поликов ;
СПК «Элита» - директор В. В. Землянский;
ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 3» - В. Н. Мартыненко;
МУ «Ботанический сад г. Кемерово» - директор Э. П. Замякина;
ООО «ПК «Сибирская усадьба» - директор И. Ж. Ещина.
Участие социальных партнеров в образовательном процессе техникума осуществляется по следующим направлениям:
1. Нормативно-правовая база взаимодействия:
- разработано положение о социальном партнерстве;
- разработаны и заключены договоры на проведение производственных практик с ведущими хозяйствами и предприятиями различных форм собственности.
2. Организация качественного профессионального образования:
- разработка содержания и организация учебных, технологических и преддипломных практик на предприятиях;
- вовлечение работодателей в решение материально-технических, информационных, социальных задач техникума;
- привлечение работодателей к аттестации выпускников;
- проведение конференций, «круглых столов».
3. Организация повышения квалификации сотрудников техникума и студентов.
Современный уровень развития науки и техники, жесткая конкуренция на рынке труда заставляют рабо-
48 | «ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 2 (28), 2010 г.
РЕАЛИЗУЕМ СОВРЕМЕННУЮ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
тодателей внедрять на предприятиях прогрессивную технику и технологии. Это в свою очередь требует от образовательных учреждений более высокого качества профессиональной подготовки. Индивидуальное обучение студентов управлением трактором, комбайном и другими самоходными машинами осуществляется мастерами производственного обучения на автотракторо-дроме и непосредственно в полевых условиях при выполнении сельскохозяйственных работ.
На протяжении всего времени обучения техникум уделяет большое внимание вопросам адаптации студента к возможному воздействию окружающей среды, связанной со спецификой профессии. В напряженные периоды полевых работ по просьбе работодателей увеличивается время на производственную практику, тем самым появляется возможность более качественного овладения обучающимися профессиональными компетенциями. Причем немаловажно, что этот процесс осуществляется в условиях производства. Выполнение общественно полезной работы в период практики (пахота зяби, посев, уборка и т. д.) вызывает интерес у студентов, воспитывает у них чувство личной ответственности за выполненную работу, приближает обучение к реальным производственным условиям, связанным с будущей специальностью. На производственную практику студенты специальностей «Механизация сельского хозяйства», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Агрономия» направляются по индивидуальным договорам и проходят практику, как правило, по месту жительства, по месту работы родителей или родственников, поскольку многие предприятия имеют частную форму собственности.
Студент как зеркало отражает деятельность всего учебного заведения, поэтому на него ложится немалая ответственность демонстрации уровня подготовки потенциальных специалистов. Кроме практического обучения наших студентов, работодатели принимают активное участие в теоретическом и методическом процессе, дают экспертную оценку учебным программам. На протяжении многих лет при работе итоговой государственной аттестации (ИГА) выпускников техникума председателями комиссии являются руководители и специалисты управления сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области. Высказанные рекомендации и пожелания в экспертных заключениях, составленных председателями по итогам ИГА, рассматриваются педагогическим коллективом как руководство к действию. С учетом мнения работодателей вводятся новые дисциплины, специализации для высокотехнологичных производств и предприятий малого бизнеса, способствующие формированию ключевых и профессиональных компетенций. Все это делается для того, чтобы наш выпускник пришел на производство грамотным, адаптированным к производственным технологиям конкретного предприятия. Хорошо подготов-
ленный работник, с высоким уровнем мотивации для любого работодателя представляет богатство не меньше, чем оборудование и новые технологии.
Труд наших студентов в посевной и уборочной кампаниях в хозяйствах Кемеровской области неоднократно отмечался на праздновании Дня работников сельского хозяйства. Наши ребята трижды награждались медалью «Надежда Кузбасса» и получали грамоты и подарки от Губернатора Кемеровской области Амана Гумировича Тулеева.
Судьба общества и страны в целом зависит от молодого поколения, от того, насколько молодежь будет образованной, способной развивать и обобщать знания, видеть нестандартные решения и уметь воплощать их в жизнь. Выпускник техникума выходит на рынок труда со своим «товаром» - профессией, уровнем квалификации, мастерством. Поэтому важно, чтобы качество «товара» соответствовало требованиям «потребителя». Инновационные процессы в сфере профессионального образования невозможно осуществить без участия социальных партнеров в создании нормативно-правовой базы взаимодействия; организации образовательного процесса, ориентированного на квалификационные требования работодателей; разработке механизма формирования заказа на подготовку кадров, повышение квалификации сотрудников техникума и специалистов предприятий.
Литература
1. Алешина, Э. С. Реализация модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании [Текст] / Э. С. Алешина // Среднее профессиональное образование. - 2009. -№ 8. - С. 29-31.
2. Артемьева, А. М. Формирование инновационной образовательной среды и профессиональной компетенции специалистов сельского хозяйства [Текст] / А. М. Артемьева // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 1. - С. 4-7.
3. Сокольцова, Е. Н. Социальное партнерство: работодатель - техникум - студент [Текст] / Е. Н. Сокольцова // Администратор образования. - 2008. - № 23. - С. 84-87.
4. Столбушкина, Т. А. Социальное партнерство и его роль в подготовке современного специалиста [Текст] / Т. А. Стол-бушкина // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 7. - С. 35-36.
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 2 (28), 2010 г. I 49