УДК [330.322.2:37](560)
ББК 65.497.4-56(5Туц)
Газизова Альфия Ильдусовна
кандидат педагогических наук г.Набережные Челны Gazizova Alfiya Ildusovna Candidate of Pedagogics Naberezhnye Chelny Инвестиции в образовании и человеческий капитал как движущие силы экономического роста в Турции Investments into Education and Human Capital as Driving Forces of the Economic Growth in Turkey
Статья посвящена вопросам подготовки человеческих ресурсов, отвечающих требованиям рынка труда, промышленности и общества. Автором рассматриваются направления эффективной подготовки специалистов в системе высшего образования Турции, раскрываются проблемы, связанные с трудоустройством выпускников вузов, реализацией программ практического обучения студентов, развитием инновационных проектов в региональных университетах и их сотрудничество с промышленными предприятиями.
The article is devoted to the problems of the human resources training meeting the requirements of a labour market, industry and society. The author considers effective ways of experts training in higher education system of Turkey, the problems connected with employment of graduates, implementation of practical training programs, development of innovative projects at regional universities and their cooperation with the industrial enterprises. Improvement of education quality is designated as an effective way in training of specialists.
Ключевые слова: инвестиции в образование, человеческий капитал, инновационный проект, взаимосвязь высшего образования и промышленности, региональный университет.
Key words: investments into education, human capital, innovative project, interrelation of higher education and industry, regional university.
Господствующие социальные и экономические тенденции в мире обусловливают возникновение новой парадигмы в сфере образования, которая определяет приоритетную роль знаний и образования в структуре общества и признает знания главной ценностью как человека, так и общества. Знание и люди, им обладающие, рассматриваются как ключевые факторы развития, главные проводники роста и основные детерминанты конкурентоспособности национальных и региональных экономик.
В соответствии с наиболее передовыми воззрениями инвестиции в образование и человеческий капитал являются наиболее эффективными инвестициями, которые только способно сделать общество, особенно в условиях глобали-
зации. Это эффективно как с экономической, так и социальной точек зрения. Согласно исследованиям в теории и практике человеческого капитала, в то время как финансовые инвестиции в большей степени связаны с ростом на ранних этапах индустриализации, роль человеческого капитала возрастает с индустриальным развитием и общим уровнем образования и, в конце концов, становится наиболее сильной движущей силой экономического роста. И нет сомнений в том, что «у более образованных людей больше шансов найти работу и, если они экономически активны, меньше шансов остаться безработными», что очень важно для решения социальных проблем [1].
Вложения в развитие человеческого фактора и системы высшего образования становятся все более актуальными по мере формирования европейского образовательного пространства и интеграции национальных систем высшего образования в него. Нацеленность Турции на повышение международной конкурентоспособности ставит новые вопросы относительно возможностей и объема образовательной и научно-исследовательской подготовки кадров, их взаимосвязи, а также мер, направленных на формирование соответствующих умений и навыков выпускников, отвечающих требованиям рынка труда, промышленности и общества. Важным становится не столько объем производимого человеческого капитала, сколько свойства, качества, производительность труда, гибкость и инновационные возможности человека, получившего образование. Все это ставит проблему, с одной стороны, повышения индивидуальной ответственности сторон процесса обучения за его результаты, а с другой - роста вклада в образование населения как основного получателя выгод от него, связанных с развитием человеческого капитала.
По мнению ученых-экономистов, успешная система высшего образования в Турции должна быть основана на трех составляющих, чтобы соответствовать тенденциям развития экономики и рынка труда. Во-первых, она должна готовить кадры, отвечающие требованиям технологических преобразований в Турции, во-вторых, вносить свой вклад в инновационное развитие страны и под-
держивать ее и, наконец, готовить кадры, отвечающие долгосрочным региональным потребностям [2].
В вопросах подготовки кадров имеются серьезные проблемы, связанные, в частности, с переходом выпускников университетов к работе. Процент молодых людей с высшим образованием в Турции в возрасте 20-24 и 25-29 лет в сравнении с молодежью, которая не имеет образования или работы, в 2005г. составил 20.0 и 11.8 процентов (в странах ОЭСР - 7.2 и 6.8 процентов соответственно) [3]. Большая доля турков с высшим образованием означает более высокий уровень безработицы для них в отличие от тех же категорий людей в странах ОЭСР. Подобная проблема характерна не только для Турции, но и для Греции, Португалии [4].
Уровень безработицы молодежи с высшим образованием в возрасте 20-24 года в 2003г. составил почти 40 процентов, по сравнению с 15 процентами молодежи с начальным образованием и 25 процентами - со средним образованием, что во многом обусловлено последствиями экономического кризиса 2001г. [5; 6]. Последовавшее после кризиса динамичное развитие турецкой экономики и создание новых рабочих мест в промышленности, строительстве и сфере услуг не привели к существенному снижению безработицы специалистов с высшим образованием, ее уровень на конец 2005г. практически соответствовал показателю конца 2002г. [7].
Эксперты объясняют проблемы трудовых ресурсов не только причинами экономического характера (растущая конкуренция с Китаем, преобразование экономики из аграрной в промышленную, рост неформального сектора, неблагоприятные статистические данные) и высоким темпом роста населения, но также несоответствием квалификации выпускников университетов требованиям современного рынка труда. Структурное несоответствие обучения потребностям экономики знания имеет серьезное значение для производительности и инновационной привлекательности страны и это вызывает определенное беспокойство в академических и деловых кругах. Высказываются опасения, что оно
может привести к неудовлетворенности в важном сегменте населения и снизить стимул к получению образования.
Высокий уровень безработицы среди выпускников университетов не означает однако, что рынок труда не оценил качества их подготовки или не признал его соответствующим требованиям времени. Напротив, специалисты с высшим образованием в Турции получают большую зарплату по сравнению с выпускниками других учебных заведений. Размер их годового дохода при этом варьируется в зависимости от конкурентоспособности выпускников на рынке труда, то есть от качества его подготовки и уровня профессиональных знаний и навыков, обусловленных конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг. Исследования показывают, что существенные различия в качестве подготовки специалистов в разных вузах могут влиять на трудоустройство обучающихся и их последующее продвижение по службе, обусловливать различия в зарплатах среди выпускников разных университетов. На практике академическая степень, полученная в открытом университете, не столь ценна, как традиционная университетская степень. Причем последняя, полученная в разных учреждениях, оценивается по-разному. Выпускники столичных и особенно престижных университетов более востребованы на рынке труда, нежели те, кто получил образование в региональном вузе [5].
Социальный спрос на высшее образование в Турции учитывает не только возможность поступления в какой-нибудь вуз, но и качество образования, и репутацию учебного заведения ввиду значительных качественных различий между университетами. Будущие студенты сильно заинтересованы в качестве предлагаемых программ, статусе и репутации образовательных учреждений - это одна из главных причин многократной пересдачи вступительных экзаменов. В процессе обучения большинство студентов рассчитывает на предоставляемые высшим учебным заведением долгосрочные перспективы для пропуска в мир больших возможностей. В условиях современного рынка труда все более актуальными становятся, таким образом, проблемы адаптации абитуриентов к новым условиям профессионального самоопределения, и далее по завершении
обучения - наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала.
Подготовка кадров, отвечающих требованиям технологических преобразований, во многом определяется способностью вуза прогнозировать будущие потребности работодателей в кадровых ресурсах. По этой причине университетам необходимо детально и систематически изучать и анализировать рынок труда и координировать силы в обеспечении качественных образовательных услуг, а также активизировать сотрудничество с разными промышленными предприятиями для совершенствования содержания образовательных программ и развития новых форм практического обучения студентов. Бизнес-сообщество может и должно стать экспертом качества образования, а также активно участвовать в выработке перспектив его развития.
На сегодняшний день наиболее распространенной формой практической взаимосвязи высшего образования и промышленности в Турции является развитие программ интернатуры или работа молодого специалиста под наблюдением опытных профессионалов. Эти программы призваны закрепить ранее сформированные представления, знания и навыки, полученные в процессе теоретического обучения; обеспечить лучшее понимание и приобретение конкретных практических навыков, улучшение услуги предоставления работы и облегчение поиска работы, разработку механизмов для совершенствования умений выпускников.
Исследования, проведенные Группой по исследованию экономических вопросов Турции (ТБРЛУ) при содействии Всемирного банка свидетельствуют, что на практике студенты и работодатели взаимно не удовлетворены программами интернатуры. Работодатели указывают на незначительный интерес университетов к интернатуре и, соответственно, отсутствие организации и руководства студентами-интернами. Успешный опыт интернатуры чаще является результатом усилий отдельных профессоров, которые используют свои связи в деловом сообществе для реализации программ. Принятый в 2007г. Закон о социальном и общем медицинском страховании (.№5510), который регулирует
интернатуру студентов в высшем образовании, усугубляет данное положение в связи с финансовыми затратами сторон. Согласно закону университеты, в которых интернатура является обязательным элементом учебного плана, обязаны платить страховые взносы интернов от несчастных случаев и болезней. В остальных случаях это бремя ложится на плечи предприятий, что также не лучшим образом отражается на дальнейшем развитии данной формы практического обучения студентов [2].
Предприятия выражают заинтересованность в увеличении сроков интернатуры до года и отмечают необходимость изменения содержания программ. Ориентация на конкретные проекты, их разработка и последующая защита вместо стандартного ознакомления с организационной структурой, организационно-правовой формой предприятия и изучения содержания деятельности фирмы представляется наиболее эффективной формой подготовки студентов к практической профессиональной деятельности и одновременно воспитания будущих «инноваторов», способных дать новые импульсы развитию производства. Перспективная молодежь представляет потенциал для инновационного развития частного сектора.
Опросы, проведенные экспертами Объединения торгово-промышленных палат Турции (TOBB - Unions of chamber and commodity exchanges), показывают на наличие и других, менее распространенных форм сотрудничества между частным сектором и университетом. В убывающем порядке называются материальная поддержка служащих для прохождения обучения; посещение дней карьеры в университете; использование в интересах предприятия разработанных университетом и отвечающих их потребностям курсов; прохождение работниками краткосрочных курсов, организуемых университетом; финансирование обучения работников на получение сертификата и академической степени; прием на работу ученых из университетов в качестве консультантов для обучения или проведения исследовательских проектов; использование оборудования университета и службы тест-контроля; проведение научно-исследовательских проектов с университетами [2]. Развитие научно-исследовательских проектов
занимает лишь нижнюю строчку среди возможных форм активного сотрудничества между университетом и частными предприятиями, что не лучшим образом влияет на перспективы инновационного развития регионов и страны в целом.
В деятельности региональных вузов наметились тенденции, которые затрудняют проведение инновационных исследований, направленных на решение конкретных проблем управления, развития промышленности и подготовку кадров, отвечающих долгосрочным региональным потребностям. Прописанные задачи сотрудничества университетов и промышленных предприятий часто остаются лишь на бумаге. Руководство многих региональных учебных заведений первичные цели университета видят не в том, чтобы отвечать потребностям региона, а скорее давать качественное стабильное фундаментальное образование в силу сложившейся практики многих вузов следовать примеру ведущих исследовательских университетов страны: Ближневосточного технического университета, Стамбульского технического университета и Университета НасеИере. Более того, нахождение в периферии они рассматривают как вынужденную меру сосуществовать с региональными участниками рынка из-за неподвластных им факторов вместо того, чтобы установить плодотворное сотрудничество с ними и готовить необходимых региону специалистов. Между тем, Турция как страна-кандидат на вступление в Европейский Союз нацелена на устранение региональных различий. Поэтому рекомендации экспертов Всемирного банка о включении университетами региональных потребностей в свои будущие стратегии как никогда актуальны.
Университет - организация, функционирующая в социальной среде, которая в свою очередь также должна обеспечить ему соответствующие условия для работы. Региональный университет не может рассчитывать только на свои собственные силы и поддержку государства. Ему необходима поддержка региональных предприятий, местных органов власти и других заинтересованных сторон для достижения лучших результатов в деле подготовки специалистов. Вид и степень поддержки могут быть определены только на основе коммуни-
кации между ними [8]. Некоторые из университетов благодаря усилиям динамичной администрации уже установили тесные связи с местными промышленными палатами, которые, в свою очередь, обеспечивают определенное «покровительство» университетам. Ожидается, что эти отношения окажут благотворное влияние на сотрудничество университетов и промышленных предприятий в разработке и реализации инновационных научных проектов.
Студенты вузов по завершении обучения часто не проявляют интереса к региональным предприятиям и планируют сразу уехать из региона и трудоустроиться в столичных центрах. Это происходит в частности, вследствие действующего механизма распределения абитуриентов по вузам, когда учеба в региональном университете для многих студентов становится единственной возможностью получить образование. Существующая система распределения студентов определенно приводит к росту региональных различий, нежели к их снижению. В связи с этим, эксперты Всемирного банка рекомендуют стимулировать студентов из региона к поступлению в местный университет [2]. Безусловно, не все высшие учебные заведения Турции могут обеспечить льготное поступление жителям своего региона, ибо такая система не отвечает потребностям ведущих исследовательских университетов. Однако некоторые вузы, ориентированные больше на потребности региона, нежели только на традиционные исследования, могут принимать студентов из региона в надежде на то, что те по завершении обучения будут работать в местных/региональных предприятиях.
Политика университетов, направленная на укрепление сотрудничества с региональными промышленными предприятиями может сыграть позитивную роль в решении проблемы, ибо главным фактором для привлечения студентов в региональные университеты часто называют соответствующую подготовку специалистов. Предприятия с большей вероятностью принимают на работу и платят более высокую заработную плату тем работникам, знания и умения которых отвечают потребностям региона. В связи с этим повышение возможностей трудоустройства выпускников является одним из способов повышения спроса на обучение в региональных университетах.
Итак, в настоящее время инвестиции в образование и человеческий капитал в Турции редко приносят желаемых результатов и рынок труда молодых специалистов испытывает ряд проблем. С чем они связаны? Во-первых, высокий уровень безработицы выпускников в возрасте 20-24 и 25-29 лет, что вызвано помимо экономических проблем несоответствием квалификации выпускников университетов требованиям современного рынка труда. Во-вторых, конкурентоспособность выпускников на рынке труда напрямую зависит от качества его профессиональной подготовки, обусловленной конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг. Именно по этой причине социальный спрос на высшее образование в Турции учитывает качество предлагаемых программ, статус и репутацию образовательных учреждений. В-третьих, реализуемые программы практического обучения в университетах не соответствуют современным стандартам качества и, следовательно, затрудняют развитие инновационных проектов. Незаинтересованность региональных вузов в укреплении взаимосвязи высшего образования и промышленности в дополнение к существующим механизмам распределения абитуриентов также препятствуют эффективной подготовке человеческих ресурсов, отвечающих требованиям рынка труда, промышленности и общества. В сложившихся условиях вопросы создания нового качества образования в соответствии с потребностью рыночной экономики и формирование готовности учреждений высшего профессионального образования к достижению этого качества представляются наиболее актуальными вопросами.
Библиографический список
1. Никольский В. С. Образование. Общество. Личность : учеб. пособие / В. С. Никольский ; Моск. гос. индуст. ин-т. - М. : МГИУ, 2006. - 129 с.
2. Higher Education and the Labor Market in Turkey, April 2007 [Электронный ресурс] /
The World Bank. - Режим доступа: http://siteresources. world-
bank.org/EXTECAREGT0PEDUCATI0N/Resources/4446071192636 551820/TEPAV.pdf.
3. OECD. Education at a Glance 2007. Paris [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oecd.org/edu/eag2007.
4. Barblan A. Higher Education in Turkey: Institutional Autonomy and Responsibility in a Modernising Society. Policy recommendations in a Historical Perspective [Электронный ресурс] / A. Barblan, U. Erguder, K. Guruz. - Bologna : Bononia University Press, 2008. - Режим доступа: http://www.magna-charta.org/pdf/proceedings atti 2008.pdf.
5. Hatakenaka S. Higher Education in Turkey for 21st Century: Size and Composition, November 2006 [Электронный ресурс] / S. Hatakenaka. - Режим доступа :
http://siteresources.worldbank.org/EXTECAREGTOP EDUCA-
TI0N/Resources/4446071192636551820/S._Hatakenakas_report_on_
Higher_Education_in_Turkey_for_21st_Century_Nov_2006.pdf.
6. Turkey Brief. Turkish - U.S. Relations, March 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.turkey-now.com/db/Docs/Ekonomik%20rapor % 20mart%2007.pdf.
7. Turkey - Country Economic Memorandum. Sustaining High Growth: Selected Issues. Vol. I [Электронный ресурс]: April 10, 2008. / The World Bank. - Режим доступа: http://www-wds.worldbank.org/external/default/
WDSContentServer/WDSP/IB/2008/05/08/000334955 20080508052331/ Rendered/
PDF/391941TR0vol1010Box327369B01public1.pdf
8. Suleyman Demirel University EUA Review Report [Электронный ресурс] : December
2006 / European University Association. - Режим доступа:
http://www.sdu.edu.tr/diger/euaprg/eng/eua_review_report.pdf.
Bibliography
1. Barblan A. Higher Education in Turkey: Institutional Autonomy and Responsibility in a Modernising Society. Policy recommendations in a Historical Perspective [Electronic Resource] / A. Barblan, U. Erguder, K. Guruz. - Bologna : Bononia University Press, 2008. - Access Mode: http://www.magna-charta.org/pdf/proceedings atti 2008.pdf.
2. Hatakenaka S. Higher Education in Turkey for 21st Century: Size and Composition,
November 2006 [Electronic Resource] / S. Hatakenaka. - Access Mode: http://siteresources.worldbank.org/ EXTECAREGTOPE DUCA-
TI0N/Resources/4446071192636551820/S._Hatakenakas_report_on_ Higher_Education_in_Turkey_for_21st_Century_Nov_2006.pdf.
3. Higher Education and the Labor Market in Turkey, April 2007 [Electronic Resource] / The World Bank. - Access Mode: http://siteresources. worldbank.org/.
4. Nikolsky V. S. Education. Society. Person. [text] / V.S.Nikolsky; Moscow: Moscow gos. indust. in-t. - М: МGIU, 2006. - 129 p.
5. OECD. Education at a Glance 2007. Paris [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.oecd.org/edu/eag2007.
6. Suleyman Demirel University EUA Review report [Electronic Resource] : December
2006 / European University Association. - Access Mode:
http://www.sdu.edu.tr/diger/euaprg/eng/eua_review_report.pdf.
7. Turkey Brief. Turkish - U.S. Relations, March 2007 [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.turkey-now.com/db/Docs/Ekonomik%20 rapor% 20mart%2007.pdf.
8. Turkey - Country Economic Memorandum. Sustaining High Growth: Selected Issues. Vol. I [Electronic resource]: April 10, 2008. / The World Bank. - Access Mode: http://www-
wds.worldbank.org/external/_______________________________________________________________de-
fault/WDSContentServer/WDSP/IB/2008/05/08/000334955 20080508052 331/Rendered/PDF/391941TR0vol1010Box327369B01public1.pdf