Научная статья на тему 'Инвестиции в инновационную деятельность: мировой опыт'

Инвестиции в инновационную деятельность: мировой опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1842
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ИННОВАЦИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / ИНВЕСТИЦИИ В НИОКР / R&D INVESTMENTS / INVESTMENTS INTO INNOVATIONS / FINANCING INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафиуллин Т. Р.

В данной статье проанализированы различные формы инвестиций в ин-новационные проекты на примере развитых стран в период последних десяти-летий. В том числе, представлена модель финансирования инноваций, харак-терная для США, а также обозначены аспекты актуальные для экономики се-годняшней России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyses different forms of investments into innovative projects in terms of devel-oped countries during the past decades. It also includes innovations financing model specific to USA and mentions the aspects relevant to modern Russias economy.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в инновационную деятельность: мировой опыт»

Т. Р. Сафиуллин

ИНВЕСТИЦИИ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: МИРОВОЙ ОПЫТ

Ключевые слова: инвестирование в инновации, финансирование инноваций, инвестиции в НИОКР. investments into innovations, financing innovations, R&D investments.

В данной статье проанализированы различные формы инвестиций в инновационные проекты на примере развитых стран в период последних десятилетий. В том числе, представлена модель финансирования инноваций, характерная для США, а также обозначены аспекты актуальные для экономики сегодняшней России.

This article analyses different forms of investments into innovative projects in terms of developed countries during the past decades. It also includes innovations financing model specific to USA and mentions the aspects relevant to modern Russia’s economy.

Введение

На протяжении последних веков человечество совершило огромный научнотехнологический прорыв во всех отраслях народного хозяйства. Движущей силой для этого послужил ряд причин, таких как урбанизация, улучшение уровня жизни, геополитические изменения, войны, смены государственных режимов, и др. Однако, ресурсом, объединяющим эти причины воедино, по-прежнему оставались денежные потоки и административные силы, управляющими ими. Все эти научные открытия, технологии, изобретения, и инновации требовали колоссальных инвестиций и поддержки административного аппарата. Способы привлечения инвестиций на эти цели претерпевали изменения и все еще продолжают эволюционировать.

Сегодня, в мире существуют различные способы финансирования инноваций. Каждый конкретный метод определяется, основываясь на ряде факторов, таких как: состояние развития экономики, правовая основа для предпринимательства, инвестиционный климат, доступ к денежным рынкам и др. Однако, наибольшее распространение получили четыре основных системы: кластерная (сетевая), рыночная, мезо-корпоративная и корпоративно-

государственная. Эти системы финансирования имеют ряд характерных свойств и отличий.

Кластерная (сетевая) система

Кластерная (сетевая) система финансирования инноваций характерна для скандинавских стран (Швеция, Финляндия, Дания). Эта система благоприятна для реализации инновационных стратегий «нишевого» превосходства. Она наиболее адекватна для относительно небольших, но достаточно диверсифицированных экономик, с набором отраслей, изначально имевших удовлетворительный или хороший, по меркам мировых рынков, изначальный уровень технологической конкурентоспособности.

Ключевыми субъектами инновационного процесса в рамках данной модели являются разнообразные и независимые друг от друга рыночные агенты: малые инновационные фирмы, крупные компании, научно-исследовательские институты, университеты - объединенные вокруг определенных отраслевых и территориальных кластеров.

Ключевым элементом, обеспечивающим связь между различными участниками инновационного процесса и переход этого процесса со стадии на стадию, являются устойчивые партнерские отношения, складывающиеся на основе технологической и научно-

исследовательской кооперации, а также территориальной локализации. Эти отношения позволяют устранить негативное влияние недостаточно развитых рыночных институтов на ликвидность и оценку капитализации малых инновационных компаний и, соответственно, их способность привлекать инвестиции.

Значительную роль в налаживании и поддержании таких отношений играет государство, целенаправленно проводящее политику стимулирования разнообразных форм кооперации и сотрудничества через сеть институтов развития. Государство также играет важную роль в финансировании ранних стадий НИОКР, фундаментальных и поисковых исследований, одновременно фокусируя их на перспективных потребностях бизнеса. На основе использования оригинальных фундаментальных и поисковых разработок, увязанных со стратегическими перспективами развития бизнеса, национальные компании могут достигать решающего превосходства над конкурентами в приоритетных областях. Необходимым условием успешного функционирования данной системы является высокое качество институтов развития и государственного администрирования.

Для стран, использующих данную систему финансирования инноваций, характерен высокий уровень развития человеческого капитала при достаточно высокой стоимости рабочей силы. Предполагается сильное профессионально-техническое и специальное техническое образование, ориентированное на конкретные потребности корпораций. Также требуется высокий уровень развития фундаментального научного образования.

Рыночная система финансирования

Рыночная система финансирования инноваций наиболее характерна для англо- саксонских стран (США, Великобритания, Канада, Ирландия, Австралия), а также Израиля. Эта система благоприятна для реализации стратегий пионерного инновационного развития. в максимально широком круге отраслей. Она позволяет генерировать как радикальные, так и улучшающие инновации. Кроме того, активно распространяет передовые решения в смежные сферы деятельности. Благодаря этой системе, экономика страны может оперативно реагировать на новые технологические вызовы.

Ключевыми игроками при данной модели являются малые фирмы - разработчики инноваций, венчурные фонды и сети бизнес-ангелов (различных инвесторов в инновации, рискованного характера), а также крупные корпорации. Хотя малый бизнес имеет небольшую долю в совокупных расходах на НИОКР, именно он придает сектору необходимую гибкость, а также является генератором новых продуктов и рынков.

В данной системе ключевым элементом, обеспечивающим связь между различными участниками инновационного процесса, а также переход этого процесса со стадии на стадию, являются диверсифицированные, прозрачные и ликвидные рынки: интеллектуальной собственности, венчурного капитала, корпоративных слияний и поглощений, акций высокотехнологичных компаний и др. Поэтому, важнейшими условиями эффективного функционирования рыночной системы финансирования инноваций являются:

- четкая система определения прав собственности (включая интеллектуальную) и ее защиты (включая права миноритарных собственников); эффективная система арбитража;

- развитый и хорошо структурированный финансовый рынок, предлагающий широкий набор финансовых продуктов, необходимых для осуществления рискованных инвестиций;

- развитая система институциональных инвесторов (главный источник долгосрочных ресурсов для венчурного финансирования);

- наличие значительного числа специально подготовленных, обладающих достаточным опытом инновационных менеджеров, способных верно определить приоритеты инвестирования и обеспечить эффективную коммерциализацию разработок.

Главной проблемой функционирования рыночной системы финансирования инноваций является ее недостаточная финансовая устойчивость - сильная подверженность колебаниям инноваций в рамках экономического цикла. Кроме того, она способна дополнительно усиливать амплитуду бизнес-цикла - через механизмы формирования «пузырей» на финансовых рынках (например, «пузырь» высокотехнологичных компаний, лопнувший в 2001 г.).

Мезо-корпоративная система

Мезо-корпоративная система финансирования инноваций характерна для стран Восточной Азии (Республика Корея, Сингапур, Япония и др.). Благоприятна для реализации стратегий форсированного («имитационного») инновационного развития. Данная система наиболее характерна для экономик с изначально недостаточно развитыми рыночными институтами, с отставанием от ведущих стран в исходном уровне научнотехнологического развития значительной части отраслей, но стремящихся обеспечить высокие темпы экономического роста и быстро сократить имеющийся разрыв по уровню благосостояния.

Ключевыми субъектами инновационного процесса в рамках данной системы являются крупные многоотраслевые корпорации (мезо-корпорации), состоящие из множества разно-профильных производственных, финансовых, торговых компаний, научноисследовательских организаций и т.п. Малый инновационный бизнес и венчурные фонды в такой системе также зачастую жестко инкорпорированы в функционирование той или иной мезо-корпорации.

По существу, весь инновационный цикл оказывается замкнут внутри таких мезо-корпораций. При этом данный цикл достаточно короток - он включает средние и поздние стадии инновационного процесса и ориентирован на быстрое внедрение технологических новинок в производство. Как правило, исходным пунктом такого цикла является внешнее заимствование идеи или нового технологического решения, а содержанием являются улучшающие инновации, нацеленные на получение усовершенствованного аналога исходного прототипа.

Мезо-корпоративная организация бизнеса и инновационного процесса позволяет быстро концентрировать ресурсы (финансовые, трудовые, инновационно-технологические и др.) на ключевых направлениях, а также обеспечивать «перекрестное опыление» новыми технологиями предприятий, относящихся к различным отраслям. Также такая организация позволяет снижать удельные издержки на проведение НИОКР за счет эффекта экономии на масштабе. Все это обеспечивает высокую скорость освоения новых направлений, технологических решений и образцов продукции, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры и получение результатов, превосходящих копируемые образцы по качеству и экономичности.

Для успешной реализации стратегий быстрого развития мезо-копорации нуждаются в устойчивом притоке долгосрочных финансовых ресурсов со стороны крупного банка -стратегического партнера (в Японии - так называемый основной банк). Этот же банк одновременно выполняет функцию финансового и отчасти управляющего центра мезо-корпорации, перераспределяя финансовые потоки между различными ее звеньями.

Как следствие, для развития по этому пути необходима сильная финансовая система, опирающаяся на мощные банки, связанные с корпорациями. Другим необходимым условием является высокий уровень развития корпоративной культуры, которая регламентирует деятельность экономических агентов, компенсируя неразвитость рыночных институтов. Третье важное условие - высокое качество рабочей силы при ее относительной дешевизне. Это предполагает, в частности, исключительно сильное профессиональнотехническое и специальное техническое образование, ориентированное на конкретные потребности корпораций.

Корпоративно-государственная система

Корпоративно-государственная система финансирования инноваций характерна для большинства стран континентальной Европы (Франция, Германия, Италия и др.). Эта система хорошо подходит для реализации стратегий устойчивого (сбалансированного) инновационного развития в условиях средней интенсивности технологических вызовов. Она позволяет удерживать передовые позиции по ряду направлений фундаментальных и стратегически значимых прикладных исследований, а также поддерживать стабильную конкурентоспособность по многим отраслям. Помимо этого, она создает хорошие возможности для использования инновационной политики в целях решения социальных и экологических проблем, а также задач регионального развития и международной интеграции.

В данной системе финансирования инноваций главную роль играют крупные, устойчивые компании и организации - транснациональные корпорации, банки, исследовательские институты. Важнейшую роль также играют различные государственные органы, отвечающие за проведение научно-технологической политики. Венчурные фонды и малый инновационный бизнес в такой системе зачастую играют подчиненную роль, будучи аффилированными с банками, корпорациями и исследовательскими институтами.

Главным связующим звеном в данной системе, являются проводимые государством программы технологического развития, а также проекты, реализуемые в рамках частногосударственного партнерства. Необходимыми условиями успешного развития в рамках данной системы являются высокое качество государственного администрирования, наличие инновационно-активных компаний-лидеров, обладающих развитыми научноисследовательскими подразделениями, а также система мощных универсальных банков, выступающих в качестве стратегических партнеров ведущих компаний.

Эта система финансирования инноваций существенно менее подвержена финансовым рискам, чем рыночная, однако обладает высокой инерционностью. Из-за ориентации на поддержку преимущественно линейного инновационного процесса в ней затруднена диффузия новых технологических решений из одних сфер деятельности в другие.

Венчурные инвестиции США

Рассматривая процессы, происходившие на этапах развития инновационной индустрии США, можно выделить ряд особенностей, актуальных при формировании аналогичной системы в России.

Во-первых, рынок рискованных инноваций хорошо коррелируется с общеэкономическим состоянием, и подвержен волатильности, синхронной с фондовым рынком. Это связано с тем, что на заключительном этапе проекта, как правило, инвестор фиксирует прибыль, покидая проект. Эта процедура осуществляется либо через первичный выпуск ценных бумаг на открытом рынке, через IPO (Initial Public Offering), либо через выкуп акций менеджментом (Management Buy-Out). При неблагоприятной рыночной конъюнктуре интерес инве-

сторов к инновационным проектам подрывается и это негативно сказывается на динамике всей инновационной индустрии. Так, в 1950-1990-х гг. провалы на рынке венчурных инвестиций возникали под влиянием экономических и финансовых кризисов, а в новом столетии стала проявляться и обратная связь. В частности, в 2001 г. обвал рынка акций высокотехнологичных компаний вошел в число главных причин, вызвавших рецессию в экономике США.

Во-вторых, при формировании рынка инноваций чрезвычайно высокую роль играют некоторые страновые особенности финансового сектора, а также процесс возникновения и распространения инновационных финансовых инструментов. Так, росту венчурной индустрии в США способствовали волны возникновения новых финансовых инструментов. Первая волна роста рынка венчурного капитала (конец 1950-х -1960-е гг.) сопровождалась становлением рынка конвертируемых облигаций компаний (предполагающих возможность последующей конверсии в акции компании). Этот инструмент пользовался большой популярностью у фирм, занятых инвестициями в инновации. Вторая волна роста рынка венчурного капитала (конец 1970-х - 1980-е гг.) была в существенной степени стимулирована инвестициями крупных институциональных инвесторов - пенсионных фондов, допущенных с 1979 г. на этот рынок. Также развитие венчурной индустрии в этот период поддерживалось благодаря возникновению рынка облигаций рискованных компаний (junk bonds). Выпуском данных облигаций финансировались многочисленные операции выкупа инновационных бизнесов.

В-третьих, развитие рынка инвестиций в инновации чувствительно к некоторым особенностям системы налогообложения - в первую очередь, порядку начисления налогов на прирост капитала. Это обусловлено самой природой прибыли венчурных капиталистов, источником которой является рост стоимости создаваемых бизнесов. Существенное повышение ставок на прирост капитала в 1970-х гг. (наряду с полосой кризисов и дестабилизаций финансовых рынков) стало одной из причин наступления глубокой депрессии на рынке венчурных инвестиций, продолжавшейся до 1978 г. Резкое снижение ставки данного налога в 1978 г. (с 70 до 20%) способствовало возрождению рынка венчурных инвестиций.

В-четвертых, наиболее сильным стимулятором развития рынка венчурных инвестиций в США было принятие законов и программ, способствовавших передаче технологий (в частности, военных и стратегических) из государственного сектора в частный.

В 1950-1960-е гг. инновационные разработки органично переплетались с военными технологиями. На первых этапах венчурные инвестиции в США были наиболее эффективными и результативными в тех отраслях, которые оборонные ведомства считали приоритетными. Вплоть до 1970-х гг. одним из ключевых покупателей продукции венчурных компаний, ведущих разработки в области электроники, систем связи и навигации, новых материалов, новых лекарств, были военные ведомства США. Кроме того, Пентагон, НАСА и другие ведомства целенаправленно поддерживали рассекречивание технологий для применения в гражданском производстве. Это делалось при посредстве программ «использования технологий» (technology utilization). Связь между принятием законов и программ в области передачи технологий (конец 1950-х - начало 1960-х, затем - начало 1980-х гг.) и волнами роста инновационного рынка в США достаточно очевидна. Похожая ситуация наблюдалась не только в Соединенных Штатах, но и в других странах с развитым венчурным рынком (в частности, в Израиле).

Финансирование инноваций в России

К сожалению, нынешние состояния инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеки от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы го-

сударственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала. Положение также усугубляется последствиями мирового финансового кризиса. Так, только за первый квартал 2009 года общий объем расходов на инновации в России сократился болеее, чем на 75% и составил 35 млрд руб. При этом изменилась и общая структура расходов. Если на август 2008 года отношение государственных и частных вложений составляло 73% и 27% соответственно, то сейчас оно составляет 87% и 13% соответственно. Однако стоит отметить, что одновременно с уменьшением активности инноваторов, существенно возросло качество проработки инновационных проектов. Доля проработанных проектов готовых к инвестированию увеличилась с 0,5 % по состоянию на август 2008 г до 3 %.

Рекомендации по развитию национальных систем финансирования инноваций, разрабатываемые экспертами международных организаций, как правило, исходят из необходимости построения рыночной системы финансирования, в значительной мере копирующей системы англосаксонских стран. Как правило, эти рекомендации предполагают переход к системе с ключевой ролью венчурного капитала и самостоятельного малого инновационного бизнеса. Однако применительно к российской экономике, равно как и к экономикам многих других стран, такой подход представляется малопродуктивным. Это связано с тремя обстоятельствами.

Во-первых, текущий уровень развития рыночных институтов, - таких как защищенность прав миноритарных акционеров, уровень публичности компаний, развитость рынка слияний и поглощений и др. - не соответствует требованиям, предъявляемым к такой системе.

Во-вторых, российская финансовая система традиционно относится к системам с преобладанием банковского финансирования, а не финансовых рынков и институциональных инвесторов. Это также не соответствует условиям успешного функционирования рыночной системы.

В-третьих, как отмечалось, одной из негативных черт рыночной системы финансирования инноваций является ее недостаточная устойчивость, сильная подверженность циклическим колебаниям. В текущих условиях, когда финансовые рынки переживают глубокий системный кризис, сама жизнеспособность данной системы в ее нынешнем виде может быть поставлена под сомнение.

Исходя из особенностей, присущих Российской экономике, а также учитывая зарубежный опыт в этой сфере, необходимо выбирать формы близкие к кластерной или мезо-корпоративной системой финансирования инноваций, либо их производных. При этом, для успеха выполняемых проектов рекомендуется применять устоявшуюся, отработанную технологию, выпускать продукцию, ориентированную на достаточно емкий и проверенный рынок.

© Т. Р. Сафиуллин - сотр. компании Флуор Дэниел Оверсиз, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.